Функции системы дополнительного образования детей в россии. Функции дополнительного образования Правильное определение воспитательной функции дополнительного образования детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сущность и специфика дополнительно го образования

Введение

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Вместе с тем хорошо известно и то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность (в 2000 году ее рост составил 10% по сравнению с 1998 годом, при этом 80,6% - это тяжкие и особо тяжкие преступления). Увеличивается численность преступных групп, в которых вместе с взрослыми участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению. Растет количество антиобщественных молодежных движений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.

Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Актуальность темы заключается в том, что дополнительное образование играет большую роль в жизни детей. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

1 . Дополнительное образование детей как структурный ко м понент системы общего образования

1.1 Цели и задачи дополнительного образования детей

Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Основу дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты около 270 тысяч педагогических работников, как в самих школах, так и в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования (УДО) и блоков дополнительного образования (БДО), специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать совместному творчеству педагога и ребенка.

Дополнительное образование решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д.

Понятие «дополнительное» необходимо рассматривать по семантике слова. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь; дополнить - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, выполнить недостающее в чем-либо. Вместе с термином «образование», выражающим «…процесс, в течение которого формируется (образуется) человеческая личность, в результате которого получается тот или иной образ», это понятие представляет данный вид образования как дополнение к процессу и результату развития личности, осуществляемому и другими видами образования: дошкольным, общим и профессиональным.

В.А. Горский определяет дополнительное образование как «гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни» .

По мнению А.Г. Асмолова, дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию. .

В справке о концепции дополнительного образования (Буданова Г.П., Степанов С.Ю., Пальчикова Т.П.), дополнительное образование характеризуется как «особый процесс и результат развития личности ребенка» .

Иначе трактует дополнительное образование в своем исследовании А.В. Скачков: «Дополнительное образование - специфическая органическая часть системы образования, что, на наш взгляд важно для понимания сущности его феномена».

В процессе изучения нашего исследования мы будем обращаться к более полному и понятному понятию о дополнительном образовании детей, которое трактуется в словаре русского языка С.И. Ожегова.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок в своем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства, как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

К функциям дополнительного образования относятся :

1) образовательная - обучение ребенка дополнительным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирования в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре.

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в выбранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая профессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов, обнаруженные способности могут получать дальнейшее развитие;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка,

Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

Единство обучения, воспитания, развития.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Таким образом, сделаем вывод что, целью дополнительного образования детей является разностороннее развитие ребенка как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Задачами дополнительного образования является не только процесс успешной социализации, но и индивидуализации личности подростка, развитие его творческих способностей.

1.2 Сравнительная характеристика внеурочной работы в образ о вательном учреждении и системы дополнительного образования детей

образование дополнительный внеурочный ребенок

Программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 25.01.2002 г. №193, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики

В последнее десятилетие в отечественной педагогике ведется активный поиск новых образовательных моделей. Особенно привлекательными на современном этапе развития образования кажутся такие модели, которые представляют единую систему образования. Сама идея целостной организации учебного процесса в рамках отдельного образовательного учреждения и его связи с социумом существенна и для ученых и для практиков (А.Г. Бермус, А.В. Хуторской и др.) .

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела - трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Такая трактовка внеурочной работы условна, но ее выделение из системы дополнительного образования детей представляется целесообразным, т.к. позволяет лучше понять ее границы и специфику.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Очень важно создавать режим благоприятствия для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

· изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

· определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

· формирование условий для создания единого образовательного пространства;

· расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

· создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

· создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

· обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей в школе - совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях любого вида. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная особенность дополнительного образования детей - его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей - компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создаст «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению" эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.

В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так появляется возможность «погружения» в культуру. Для этого существует множество эффективных форм и методов, которые, в частности, взяты из театральной и музейной педагогики.

Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры - русской и соседних народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.

Главная задача педагога - развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Задача дополнительного образования - помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле- и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, гувернерство и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т.п.).

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, у них неустойчивые интересы к профессиональной деятельности.

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Дополнительное образование детей в школе отличает тесная связь с внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными руководителями, воспитателями, вожатыми. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного образования - руководители различных творческих объединений, так и их воспитанники - юные музыканты, художники, спортсмены. Тем самым поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного образования детей в целом. При этом внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально-творческого подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в процессе совместной работы с классными руководителями обогащают свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более полное представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях.

Таковы основные особенности дополнительного образования детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения. Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить об особенностях развития дополнительного образования детей в школе:

· создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

· осуществление «ненавязчивого» воспитания - благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

· ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;

· компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

Таким образом, делаем вывод, что потребность общеобразовательной школы в развитии системы дополнительного образования детей внутри нее диктуется самой школой. Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. И дополнительное образование детей успешно развивается в той школе, где в этом заинтересованы учителя школы, классные руководители, педагоги-организаторы, старшие школьные вожатые, педагоги дополнительного образования, методисты, административные кадры школы и общеобразовательные учреждения дополнительного образования детей, которые создают максимальные условия эффективного взаимодействия основного и дополнительного образования детей.

В этой главе мы узнали, что дополнительное образование детей - это особый процесс и результат развития личности ребенка, как оно формировалось. Выяснили, какова цель дополнительного образования детей - это разностороннее развитие ребенка как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Рассмотрели главную задачу дополнительного образования детей - развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать.

Определили основные функции и принципы организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Как строится работа педагогов дополнительного образования с классными руководителями и учителями предметниками.

Узнали, что существуют дополнительные образовательные программы нового поколения, которые должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

2. Условия интеграции общего и дополнительного образ о вания детей

Интеграция в образовании понимается как процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений.

Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительного образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества целостного образовательного процесса. Понять взаимодействие общего и дополнительного образования детей вне системного подхода практически невозможно. Исходя из классического принципа целостности и системности образовательного процесса, мы можем предположить, что целостная образовательная система вправе реализовать две главные взаимосвязанные цели: социализацию и индивидуализацию каждого ребенка.

Возвращаясь к вопросу об интеграции общего и дополнительного образования детей и рассматривая их как равноправные автономные сферы отечественного образования, можно говорить о реальном взаимодействии (интеграции) этих двух сфер в единое социокультурное и образовательное пространство с целью воспитания, развития и становления сущностных сил ребенка.

В реальной педагогической практике глубина и уровень целостности могут зависеть от многих факторов, например, от своевременного разрешения педагогическими работниками противоречия между целостностью ребенка и прямыми педагогическими, родительскими влияниями или опосредованными влияниями на личность ребенка в процессе жизнедеятельности и жизнетворчества и т.д.

По мнению Голованова В.П., школьный государственный образовательный стандарт не может обеспечивать культурное развитие личности ребенка без организации на базе школы системы детских творческих объединений: кружков по интересам обучающихся, клубов. Студий, секций по различным направлениям деятельности, художественных школ авторских ремесел, конно-спортивных школ и др. Потребность общеобразовательной школы в развитии системы дополнительного образования детей внутри нее диктуется самой школой. Практика убедительно доказала следующее явление: дополнительное образование детей успешно развивается в той школе, где в этом заинтересованы учителя школы, классные руководители, педагоги-организаторы, старшие школьные вожатые, педагоги дополнительного образования, методисты, административные кадры школы и образовательные учреждения дополнительного образовательного детей, которые создают максимальные условия эффективного взаимодействия основного и дополнительного образования детей. В таком сотрудничестве и взаимопонимании система дополнительного образования детей может оформиться в самостоятельную организационную структуру на базе школы, существующую в тесной интеграционной связи с учебно-воспитательным процессом школы. Интегрированные образовательные программы учреждения дополнительного образования детей наравне со школьными учебными программами по определенным образовательным областям могут вводиться в Учебный план школы для их непосредственной реализации.

Однако в общеобразовательной школе имеет место ярко выраженное основное противоречие, кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогический коллектив на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, одновременно, свободное творческое развитие личности ребенка. Разрешение данного противоречия находится на пути взаимодействия в условиях массовой общеобразовательной школы, предметно-ориентированной и личностно-развивающей педагогики. Личностно-развивающая педагогика - это педагогика сегодняшнего дня, это современная система дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей в школе может решить основные задачи:

Создание эстетической, эмоциональной комфортной обстановки в школе для позитивного восприятия ценностей основного образования;

Компенсацию недостатков общего образования;

Расширение, углубление и корректировку знаний и навыков детей, полученных в других образовательных институтах;

Привнесение в школу гуманитарных, научно-технических, культурологических, социально-педагогических, художественно-эстетических образовательных программ и учебно-методических пособий нового поколения.

Декоративно-прикладное искусство во всех его вариациях: народные художественные промыслы и ремесла; изобразительная деятельность; музыкальное творчество (современное и народное), сценические народные песни и пляски; хоровое пение; сольное пение; игра на русских народных инструментах (гусли, ложки, бандуры, балалайки и др.); игра в вокально-инструментальных ансамблях; обучение классической музыке; хореографическое искусство (ритмика, классические танцы, спортивные бальные танцы, танцы народов мира и др.); театральное творчество (кукольный театр, жанры театрального искусства - инсценировка сказок, постановка спектаклей, пьес) и т.д.

Исследовательская деятельность во всех образовательных направлениях (природоведении, химии, биологии, в туристическом краеведении, литературном творчестве, в этнографическом творчестве, регионоведении и др.);

Социальная практическая деятельность (детские и молодежные общественные объединения и организации, детское общественное движение, клубная деятельность по месту жительства и др.);

Интеллектуальная, познавательная, гражданско-политическая деятельность (интеллектуальные игры для старшеклассников «Дебаты», «Парламентская республика» и др.);

Комплексная работа с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные и творческие способности, совместное участие в проектах «Дети-талант-мастерство», «Одаренные дети»;

Участие в международной выставке «Образование-карьера-бизнес»; организация и проведение праздника победителей олимпиад «Викторина»;

Укрепление и сохранение здоровья детей и подростков через спортивные, культурно-массовые мероприятия, разнообразные виды спорта, соблюдение санитарно-гигиенических норм, противопожарных мероприятий в среде жизнедеятельности детей и подростков в образовательных учреждениях;

Систематическое формирование положительных качеств детей и подростков;

Обучение правилам хорошего тона, культурного поведения в семье, образовательном учреждении, общественных местах;

Формирование внутренней и внешней культуры детей и подростков;

Проведение диагностических исследований позитивного и негативного влияния среды на подрастающее поколение, создание условий для «педагогизации» среды;

Проведение диагностики СЛПС цикла мероприятий по первичной профилактике наркомании среди детей и подростков образовательных учреждений микрорайона, города, района и т.д.

Общих ориентиров развития, которые могли бы стать основанием для интеграции общего и дополнительного образования детей гораздо меньше, чем отличительных особенностей. Что же объединяет школу и образовательные учреждения дополнительного образования детей в стратегическом плане? Общий статус и регламентирующие его документы: и школа, и образовательные учреждения дополнительного образования детей.

Линии различия представляется в сравнении. Основными параметрами сравнения выступают педагогические цели и технологии, отличия между которыми определяются принадлежностью к той или иной стратегии. Следует обратить особое внимание на отличительные моменты: это поможет точнее определиться в необходимости интеграции с целью своеобразной адаптации слабых сторон к преимуществам более сильных. От этого выиграет и школа, и образовательные учреждения дополнительного образования детей.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей - наличие субъект-субъектной парадигмы.

Цель системы дополнительного образования детей - развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи: развитие творчества детей и взрослых, самодеятельности детей; раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира; индивидуализация образовательного маршрута каждого обучающегося; воспитание свободной самобытной личности; поливозрастное воспитание; развивающее, компенсирующее и реабилитирующее образование. В центре образовательного процесса находится уникальная личность ребенка с его склонностями, задатками.

Технологии управления: самостоятельная разработка образовательных программ, стратегических документов развития учреждения, воспитательных проектов и систем, прикладной методической продукции и т.д. Отсутствие стандартов в системе дополнительного образования детей, наличие комфортной эстетической среды жизнеобеспечения каждого ребенка.

Общеобразовательная школа - наличие собъект-объектной парадигмы. Преобладание авторитарных позиционных технологий. Содержание определяется государственными образовательными стандартами и разработанными на их основе типовыми унифицированными учебными программами. Информационная перенасыщенность учебного материала.

Цель общеобразовательной школы - формирование общей культуры личности, обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Построение научно-рациональной картины мира; усвоение предметных знаний, умений и навыков и способов их применения; моновозрастное образование; социально-групповые нормы развития; адаптирующее образование.

Одним из факторов, определяющим научную и практическую значимость в разрешении проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей, является острая потребность общества в повышении качества образования новых технологий. Интеграция рассматривается как оптимальный способ повышения качества воспитания и обучения детей и подростков, а также повышение профессиональной компетентности педагогических работников школы и системы дополнительного образования детей.

На этапе модернизации отечественного образования очевидным становится понимание государственными органами образования и общественностью термина «качественное образование».

В педагогической науке существует ряд определений качества образования:

Это совокупность характеристик образовательной деятельности образовательного процесса;

Это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д., которые обеспечивают образование.

Качественное образование - это образование, обеспечивающее сочетание интересов государства и личности в области образования.

Таким образом, делаем вывод, что общеобразовательная школа без тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей не в состоянии успешно реализовать важнейшие цели, задачи и функции образования. Дополнительного образования детей может выступать как связующее интегративное звено между миром детства и развивающейся личности подрастающего человека в школе.

2.2 Вариативность интеграции общего и дополнительного образ о вания детей в условиях общеобразовательной школы и в условиях учреждения до полнительного образования детей

Подняться по степени интеграции, в частности в условиях общеобразовательного учреждения, удается не сразу. В связи с этим выделяют несколько уровней:

1. Информационный уровень. На этой ступени приходит осознание необходимости взаимосвязи общего и дополнительного образования, выяснение достоинств и недостатков друг друга, определение возможных направлений сотрудничества между представителями разных сфер образования.

2. Координационный уровень, состоит в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности учителей-предметников, классных руководителей и руководителей различных творческих объединений, секций, клубов, кружков. На этой ступени проводятся отдельные общешкольные мероприятия при равном участии представителей основного и дополнительного образования. Накапливается опыт проведения совместных педагогических и методических советов, посвященных наиболее значимым для всех темам образования и воспитания школьников.

3. Уровень сотрудничества, характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью, построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы. Этот достаточно высокий уровень взаимодействия предполагает: постоянную совместную деятельность педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками и классными руководителями при реализации собственных образовательных программ; сотрудничество заместителя директора, курирующего дополнительное образование, с другими заместителями, с руководителями методических объединений.

4. Уровень интеграции, достигается тогда, когда происходит создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства, т.е. восполнение целостности двух сфер образования. Уникальность каждой сферы сохраняется при равенстве той и другой.

Для того чтобы лучше понять, каким образом проделать путь от одной ступени к другой, обратимся к более детальному рассмотрению различных организационных структур.

В современной педагогической практике получили распространение более десятка разных вариантов, которые делятся на две группы: внеструктурные и структурные модели. К внеструктурным относятся те организационные формы, которые не имеют выраженной структуры и представляют собой некий набор внеурочных объединений, не связанных друг с другом, т.е. находятся на первом уровне развития. К структурным относятся модели, имеющие более или менее четкую структуру. В качестве примеров внеструктурных и структурных моделей приведем несколько обобщенных вариантов, имеющих условные названия.

Внеструктурные модели:

«Мозаика» - большое число кружков, секций, клубов различных направлений, набор которых так же, как и появление новых и закрытие действующих, носит случайный характер. Взаимодействие между ними практически отсутствует.

«Почетный гость» - творческое объединение, которое создается с приходом яркого руководителя. Он увлечен только своим делом, использует школу как полигон для реализации своих творческих амбиций и может исчезнуть так же неожиданно, как и появился.

«Гордость школы» - спортивная команда, музыкальный или танцевальный ансамбль, хор или любое другое объединение, заслуженно завоевывающее призовые места на разных смотрах и фестивалях в течение многих лет, коллективы которых живут своей обособленной жизнью. Их главная задача - быть визитной карточкой школы и средством для различных отчетов администрации. При таких ярких коллективах зачастую на другие кружки и секции внимания не уделяется.

Структурные модели:

«Внешкольное учреждение в школе» - большая многопрофильная структура, которая копирует в той или иной степени опыт УДО, строится с учетом продуманной программы деятельности и стимулирует сотрудничество между руководителями различных творческих объединений и самими творческими объединениями. Эта структура самостоятельна и самодостаточна, что зачастую препятствует взаимодействию с педагогическим коллективом школы.

«Филиал» - относительно самостоятельное подразделение музыкальной, художественной, спортивной школы, занятия в котором ведут педагоги этих учреждений и рассматривают школу преимущественно как дополнительную площадку для занятий с одаренными детьми. Их деятельность хорошо организована и имеет серьезное программно-методическое обеспечение, но не всегда ориентирована на сотрудничество с учителями школы. При правильной постановке вопроса руководители общеобразовательного учреждения умело используют профессионализм преподавателей ДХШ, ДМШ для создания новых творческих объединений школьников и развития блока дополнительного образования в целом.

«Клуб» - объединение различных секций, кружков, взаимодополняющих друг друга и построенных, чаще всего, на принципах коммунарской методики, тесно связанных с различными внеурочными делами, социальными акциями. Такая модель носит выраженный открытый характер, эффективно сотрудничает и с основной школой, и с учреждениями дополнительного образования, культуры, науки. Среди основных показателей их деятельности не столько призы и награды, сколько участие в совместных походах, праздниках, играх.

«Академия» - структура, построенная с учетом особенностей профиля общего образования (физико-математического, биологического, языкового, гуманитарного) или типа учреждения (гимназии, лицея). В этом случае ядром дополнительного образования становится какое-либо тематическое объединение (Английский клуб, Исторический театр), которое служит центростремительной силой для создания других студий и секций.

«Центр творчества» - блок дополнительного образования, построенный с учетом основных целей и задач школы, ориентированный на совместное их решение средствами дополнительного образования, создающий на содержательном и организационном уровнях взаимодействие с общим образованием и внеурочной работой.

Перечисленные модели в чистом виде встречаются редко, а их условные названия являются, прежде всего, неким обобщением наиболее значимых черт, своеобразным словесным портретом той или иной модели. Они по-разному реализуются в различных типах школ: в общеобразовательной, в лицее, в гимназии, школе с углубленным изучением предметов, в центре образования, в школе-комплексе и др.

Модель интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях учреждения дополнительного образования (модель внутренней интеграции) позволяет выделить в образовательном пространстве взаимосвязанные компоненты и уровни интеграции, определить их вариативные возможности, следовательно, содействовать осмыслению и повышению качества дополнительного образования детей.

...

Подобные документы

    Теоретические аспекты функционирования, функции, характеристика становления и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации. Основные направления деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2010

    Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования. Содержательно-организационная модель интеграции внутри учреждения дополнительного образования детей. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Особенности учреждений дополнительного образования детей. Сущность, тенденции развития в дополнительном образовании детей. Концепции педагогики свободы и педагогической поддержки по О.С. Газману. Проблемы и перспективы системы дополнительного образования.

    реферат , добавлен 23.08.2011

    Социально-педагогические функции учреждений дополнительного образования детей. Основные социально-педагогические технологии и методики, реализуемые специалистами учреждений дополнительного образования. Концепция модернизации российской системы обучения.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Нормативно-правовая база по организации дополнительного образования детей на базе МОУ "Никифоровская СШ №1". Наиболее востребованные программы занятий. Показатели эффективности работы педагогов. Проблемы и перспективы развития дополнительного образования.

    статья , добавлен 18.10.2010

    Сущность системы дополнительного образования детей и подростков в Астраханской области. Учреждения дополнительного образования России как воспитательные организации. Деятельность Астраханского эколого-биологического центра - образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Особенности понятия "дополнительное образование детей". Сущность процесса превращения внешкольной работы в дополнительное образование в 90-е годы XX века. Формы реализаций изменений в конкретном учреждении на примере Дворца творчества детей и молодежи.

    реферат , добавлен 10.12.2008

    Сущность детского и взрослого дополнительного образования. Общие черты и отличия педагогического процесса для взрослых и детей. Разработка модели интегрированного дополнительного образования на практическом примере существующего творческого коллектива.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    История развития дополнительного образования детей как сущностно-мотивированного, позволяющего приобрести потребность в познании и творчестве. Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образования, анализ состояния его развития в Москве.

    реферат , добавлен 16.12.2015

    Оценка роли современной системы образования в процессе формирования личности. Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика. Взаимодействие дополнительного и общего образований. Основные направления деятельности.

Культурная жизнь - важная часть учебы. Духовные ценности и идеалы отражаются на поведении человека и формируют немаловажные социокультурные навыки. Дополнительное образование в России призвано воспитывать достойное подрастающее поколение, которое обеспечит прогресс общества и страны.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности - своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат - увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе - это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования - организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

Задачи

Налаженная позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Основная задача любой организации дополнительного обучения в России - раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей - процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.

Важнейший элемент школьного ДО - кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.

Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:

  1. Мотивировать учащихся к изучению нового.
  2. Создавать базис для реализации творческого потенциала.
  3. Развивать духовные качества и умственные способности личности.
  4. Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
  5. Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
  6. Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
  7. Формировать и закреплять школьные традиции.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление - это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.

Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный - изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
  2. Методический - преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
  3. Организационный - единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
  4. Аналитический - отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
  4. Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
  5. Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
  • Формирование сплоченного коллектива школы.

Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения. В блоке занимаются учащиеся 1-11 классов.
Известно, что дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересам. Именно в этом смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Особенности и преимущества дополнительного образования учащихся
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
содействовать самореализации личности ребенка.

Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования в МБОУ «СОШ №34» регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования.
Программы дополнительного образования созданы в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Содержание образовательных программ по дополнительному образованию соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям. На занятиях преподаватели дополнительного образования используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.
Ребята, под руководством педагогов участвуют в конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня (школьных, муниципальных, краевых).

Деятельность по дополнительной общеразвивающей программе направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих Федеральным государственным образовательным стандартам и Федеральным государственным требованиям.


Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Алтайского края;

определенному уровню образования (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, и т.д.);

методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 определены направленности программ:

естественнонаучная;

социально-педагогическая;

техническая;

туристско-краеведческая;

физкультурно-спортивная;

художественная.

В МБОУ «СОШ №34» реализуются следующие направления:

естественнонаучной направленности 30 человек;

социально - педагогической направленности 15 человек;

физкультурно-спортивной направленности 150 человек;

художественной направленности 45 человек.

Программа обучения и развития детей «Предшкольная пора» 15 человек

Вся система работы дополнительного образования в МБОУ «СОШ №34» направлена на формирование у учащихся и воспитанников способностей, интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности.

Цели и задачи дополнительного образования

Цель: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Задачи:
Решать проблему занятости детей в пространстве свободного времени.
Организовать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.
Совершенствовать знания и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствовать построению целостной картины мира в его мировоззрении.
Формировать навыки общения со сверстниками, старшими и младшими.
Формировать ответственность у учащихся.
Развивать познавательную активность.
Учебный планблока дополнительного образования учащихся основывается на интеграции программ основного и дополнительного образования, органично сочетающих в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, с учётом склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и подростков.

Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы:
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Единство обучения, воспитания, развития.
Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса.

Предметом деятельности дополнительного образования школы является:

Организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с действующими программами,

Реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное, эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного образования,

Участие воспитанников в концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня

Социально-педагогические функции способствуют реализации образовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей, в том числе целей социального становления детей. К социально-педагогическим функциям мы относим функции социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др.

Социально-педагогическое сопровождение является важнейшей функцией системы дополнительного образования детей и обеспечивает достижение таких результатов, как, например, освоение детьми системы социальных ролей, формирование их социальной грамотности, активности, устойчивости, развитие индивидуальности.

Разнообразные формы игровой, предметно-практической, организаторской, учебной и других видов дополнительного образования позволяют ребенку осваивать социальные роли в разных сферах жизнедеятельности. Семейно-социальные роли осваиваются в процессе игры;

профессионально-трудовые - в процессе обучения, предметнопрактической, учебно-производственной деятельности; политическая роль - через участие в органах самоуправления; коммуникативная роль - через участие в разнообразных досуговых программах; роль личности в эгосфере - через обучение, творчество, самовоспитание и других видов деятельности.

Рассматривая формирование социальной грамотности как цель социального становления ребенка, можно предположить, что в современных условиях всем людям необходимо обладать достаточным объемом социальной грамотности (общекультурной, политической, социально-экономической и др.). В содержании образования можно выделить направления, которые способствуют формированию социальной грамотности детей: приобщение детей к ценностям, господствующим в обществе; осуществление социального контроля (со стороны педагогов); обеспечение выбора разных видов деятельности и будущей профессии; распределение людей в обществе в соответствии с их достоинствами, участие в социальной стратификации; капиталовложение в будущих детей; оказание влияния на статус человека в обществе - обеспечение возможности социальной мобильности; подготовка к участию в политической жизни; оказание влияния на жизненные позиции и тип поведения.

Формирование социальной активности предполагает гармоническое сочетание таких компонентов, как самовоспитание, саморазвитие, самоорганизация, самообразование, саморегуляция, самоуправление, в процессе социальной адаптации и социальной автономизации ребенка. Социальная адаптация - активное приспособление индивида к условиям социальной среды - успешно решается в системе дополнительного образования детей через участие их в социально значимой коллективной творческой, профессиональной, практической деятельности. Социальная автономизация или вычленение себя из мира окружающих людей, понимание целостности своей личности, социальной общности, к которой человек принадлежит, образа жизни, который хотел бы вести, осуществляется через реализацию возможностей детей в практических действиях, стремление иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области, общую ориентацию на успех, принятие на себя ответственности за собственные действия, накопление собственного рабочего опыта, опыта решения своих проблем. Формирование социальной активности способствует и социальному самоопределению детей, выбору ими своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Формирование социальной устойчивости - новое направление в социальном становлении ребенка - сегодня необходимо в связи с изменениями нашего общества, происходящими в последнее время. Переход к демократическому обществу, построение правового государства, свобода предпринимательства, доминирование в обществе общечеловеческих ценностей, национальных интересов и многие другие перемены требуют новой социальности: не государственное конструирование человеческой общности, а свободное построение межличностных отношений, обусловленное интересами и ценностями самой личности. Социальная устойчивость - это интегративное качество, определяющее внутреннюю способность личности к нравственной деятельности и поведению, высокой степени включенности в различные виды деятельности, результативности участия в ведущей деятельности, сознательности и ответственности, реализации личностно ценных и общественно значимых целей. Социально устойчивая личность не подвержена влияниям антисоциальной среды. Можно предположить, что дополнительное образование детей может участвовать в формировании социальной устойчивости личности через реализацию функций коммуникации (создание условий для самоопределения в системе социальных отношений), социальной защиты, помощи и поддержки (создание условий для правовых, социальных, экономических и других гарантий ребенку), оздоровления (создание условий для формирования здорового образа жизни и др.).

Идея социально-педагогического сопровождения человека в образовательном учреждении позволяет рассматривать его как процесс, содержащий комплекс целенаправленных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего (М. И. Рожков) . Социально-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано, даже если педагог работает с группой детей, и направлено на стимулирование самостоятельности ребенка в решении возникающих у него проблем. Особое значение имеет социальнопедагогическое сопровождение в ситуациях социального выбора.

Под функцией социальной поддержки детей мы понимаем создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и других социально-защитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. В табл. 4 приведены варианты реализации функции социальной поддержки детей в системе дополнительного образования детей.

Таблица 4

Варианты социальной поддержки детей в системе дополнительного образования детей

На практике чаще всего встречаются разные варианты интеграции направлений социальной поддержки детей. Например, введение системы детских стипендий, которые присуждаются учащимся, успешно усвоившим программный материал по одному или нескольким направлениям деятельности, творчески относящимся к делу, активно участвующим в массовых делах своего коллектива и УДОД. Можно привести еще пример варианта комплексной социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи детям и подросткам. В его содержание входят следующие виды деятельности: психологическое консультирование детей и родителей по проблемам снижения мотивации к обучению, трудностей в учебной деятельности, взаимоотношений с родителями, негативного поведения подростков; проведение тренингов для детей подросткового возраста, направленных на формирование ответственного, уверенного поведения, эффективных навыков межличностного общения; обучение педагогического персонала вопросам социальной поддержки подростков 1 .

Оздоровление детей в условиях дополнительного образования предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического здоровья. Оздоровление детей может быть организовано в разных вариантах (табл. 5).

Таблица 5

Варианты организации оздоровления детей в системе дополнительного образования детей

1 Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004.

Реализация функции социальной адаптации детей предполагает создание условий для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды. При этом дети приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач. Можно привести набор социальных ролей, которые дети могут «примерить» в условиях дополнительного образования: ученик, практикант, воспитатель, организатор, актер, художник, журналист, репортер, член производственной бригады, мастер (разных профилей: швея, вышивальщица, радиотехник и др.), манекенщица, массовик, оформитель, сказочник, танцор, член творческого коллектива, партнер, помощник педагога, лектор, агитатор, конферансье, ведущий и др.

Одной из ведущих функций дополнительного образования детей считается культурно-досуговая. Ее реализация предполагает создание условий для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса; разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил. Ее отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей. Варианты организации культурно-досуговой деятельности представлены в табл. 6.

Таблица 6

Варианты организации культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей

Таким образом, мы видим, что в культурно-досуговой деятельности имеет место широкая интегративность и вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно; в ее основе лежит активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей общения, развлечений, отдыха, творчества.

Функции в системе дополнительного образования детей реализуются чаще всего не отдельно друг от друга, наблюдается интеграция содержания, а следовательно, и функций. Вариантов интеграции функций может быть много, например, интеграция обучения и воспитания (патриотическое воспитание детей в процессе обучения народным ремеслам), интеграция обучения и развития (развитие волевых качеств личности в процессе обучения восточным единоборствам), интеграция развития и социальной поддержки (социальная поддержка и развитие одаренных детей) и др.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

На современном этапе развития системы дополнительного образования сформировались следующие функции дополнительного образования.

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо, или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей;;

д) правоохранительного спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.

Психологическая функция:

а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе;

в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

г) консультационная - для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;

д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.

В таблице 2 указанны важнейшее различие общего и дополнительного образования.

Таблица 2 - Различия общего и дополнительного образования

Основным отличием дополнительного образования от общего является свободный выбор ребенком вида занятий и отсутствие обязательных программ.

По самой образовательной специфике учреждения дополнительного образования, учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающего образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае выступают: образовательные программы; обучающиеся; педагоги дополнительного образования; руководители (управленцы), которые должны определять и создавать условия для практической реализации учебных программ нового типа; родители, в смысле изменения их установок и отношений к функциям дополнительного образования в обучении их детей; образовательная среда; социальная макросреда (район, окружающий социум); и само учреждение дополнительного образования как объект саморазвития.

Изменяя себя, учреждение дополнительного образования изменяет образовательную и социо-культурную среду микрорайона, округа в целом. Тем самым учреждение дополнительного образования превращается в одного из субъектов развивающегося образования.

Превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексии (осознания) его состояния, целей и перспектив его развития по следующим позициям: психологические особенности контингента учащихся УДО; стратегические и тактические цели учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом; содержание дополнительного образования; определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога.

Определение психологических особенностей контингента учащихся в качестве системообразующего фактора системы УДО предполагает создание специальных условий, особой образовательной среды в образовательных учреждениях другого типа (школы, лицеи и т. д.)

Мы исходим из того, что в УДО: обучаются дети с разными видами способностей и с различным уровнем их развития; дети приходят по разным мотивам; обучение происходит в разновозрастных группах; одаренных детей мало т.к. они проходят обучение в специализированных образовательных учреждениях (математические, музыкальные, спортивные школы).

В целом для учреждения дополнительного образования характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

Определение стратегических и тактических целей учебно-воспитательного процесса (соответственно, учебных программ и педагогического взаимодействия) и образовательной среды в целом.

Дополнительное образование преследует следующие цели: развитие знаний-умении-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию; развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.); развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам деятельности; развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося.

В совокупности перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции дополнительного образования.

Определение предметного содержания учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. УДО имеют широкий спектр образовательных, художественно-творческих, культурно-досуговых, технических, спортивных и других учебных, предметных областей. В зависимости от кадровых, материально-технических, финансовых и т.п. возможностей каждое учреждение дополнительного образования определяет свой спектр предлагаемого им предметного содержания дополнительного образования.

Определение комплекса требований к педагогу дополнительного образования. Специфика педагогического контингента в УДО отражает как разнообразие, так и отсутствие специального педагогического образования у педагогов, а также специфический характер функционирования (как правило, приуроченное ко второй половине дня, свободной от школьных уроков).

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что переход к развивающему образованию требует от педагогов осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития ребенка они опираются при проектировании своей учебно-воспитательной работы.

Следовательно, кроме предметной, подготовка педагога дополнительного образования должна включать в себя, как минимум: понимание того, что представляет собой развивающее образование; знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей; знание о том, что такое образовательная среда и ее разновидности (семейная, школьная, внешкольная дополнительная и стихийная), ее субъекты, типы образовательной среды (творческая и др.) и типы взаимодействия между ее субъектами (авторитарный, демократический, гуманистический и т.д.); умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды (с учащимися по отдельности и в группе, с родителями, с коллегами-учителями, со своим руководством);

Подготовка педагога к работе в парадигме развивающего образования должна проводиться по трем взаимосвязанным направлениям:

1 Дидактическая (предметная и методическая) подготовка.

2. Общепсихологическая и психодидактическая подготовка.

3. Личностная подготовка.

Таким образом, на современном этапе развития учреждений дополнительного образования детей, на наш взгляд сформировались такие функции дополнительного образования как: социальная, психологическая и образовательная.