София и три ее дочери. Вера, надежда, любовь и матерь их софия

Кто не знает этого сочетания имен: Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья? Перед глазами рисуется образ матери, которая проводила своих дочерей на смерть, а после скончалась на их могиле. Эта история внешне поражает своим трагизмом. Но с точки зрения внутренних переживаний - это пример христианского жизненного подвига.

День памяти четырех христианских святых – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается 17 сентября по старому стилю, 30 сентября по-новому.

Жили они во втором веке нашей эры, в столице Римской империи. В те времена, когда церковь Христова только робко поднималась над языческим миром и часто терпела притеснения, поругания, ненависть правящих и черни.
Жила София в честном супружестве, и родилось у неё три дочери. Назвала женщина их согласно христианским добродетелям. Старшую – Пистис, что в переводе с греческого на русский значит – Вера. Среднюю дочь назвала Элпис – Надежда. Младшая была самой долгожданной и поэтому получила имя Агапе – Любовь. При этом надо отметить, что имя София – тоже говорящее. Оно переводится как премудрость.

Вскоре после рождения последнего ребенка София овдовела. Оставшись одна, благочестивая мать все свои силы направила на воспитание детей. Они все жили благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею. Дочерей же своих София старалась приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.
В то время правил император Цезарь Траян Адриан Август, который был поклонником языческих Богов. И для христиан это были страшные времена. Каждый, кто уверовал в Спасителя, понимал, что в любой момент он мог быть схвачен и лишиться не только имущества, но и жизни за свою веру.

В православии император Адриан известен как палач, приказавший публично пытать и казнить трёх маленьких сестёр – Веру, Надежду и Любовь. Что привело к этой трагедии?
Ранние христиане заботились, чтобы их дети были достойны Царства Божия. И как только обнаруживалось в младенцах сознание, они внушали им веру в Бога. Старались запечатлеть в детских умах живое познание Христа, чтобы укоренить в них христианское благочестие. Имя Спасителя, принявшего мученическую смерть на кресте ради искупления грехов людских, дети впитывали с молоком матери.

По мере того как дочери Софии росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, дочери преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.
Однажды некий правитель области Антиох узнал, что вдова София и её дочери – христианки. Что они открыто пред всеми прославляли Христа Господа, при этом гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

Антиох известил об этом римского императора Адриана, и тот приказал привести мать и её детей к нему на суд. Он предвкушал легкую победу – ведь перед ним должны были предстать беззащитная мать и три маленькие девочки. Старшей сестре, Вере, было двенадцать лет, Надежде всего десять, а Любови только исполнилось девять лет.
Их ввели во дворец, и они предстали пред императором. Увидев Адриана, София и её дочери воздали ему подобающие почести, но стояли пред ним без всякой боязни. Они смотрели на всех веселым взором, как будто бы были призваны на пир, но не на суд.

Видя их бесстрашие, император стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может, но Имени Коего должен поклоняться всякий род. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, не убоявшись, прославляла Его Имя.
- Я христианка, - говорила София, - вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха - Сына Божия.
Услышав это, император пообещал щедрые дары и почести, если они отрекутся от веры своей. Но София отвечала твёрдо, что она – раба Христова.
Тогда мать стали убеждать пойти на хитрость. Её просили бросить щепотку ладана к ногам статуи Артемиды. Её лукаво уговаривали, что стоит принести языческой богине всего лишь маленькое жертвоприношение, и она с девочками окажется на свободе!

Но вот так и проверяется истинная вера.
И София решается на смерть – а не на предательство. Мать и её дочери открыто признали, что исповедуют веру во Христа, и не могут уступить даже в малом.

Тогда Адриан, увидав пред собой столь бесстрашную семью, использовал ещё одну попытку сломать у них веру в Бога, приказав вдову с детьми отвести к язычнице по имени ПаллАдия. Этой женщине было поручено убедить мать не жертвовать своими девочками, их будущим, их счастьем. Но, как ни увещевала язычница Софию, вдова и в этот раз не отреклась от веры своей.
Отведенное время она провела в молитве и укреплении детей быть готовыми к мученическому подвигу. В этом обращении к детям соединились материнская любовь, сильный дух и глубокая вера.

“Дети мои дорогие! – говорила она своим дочерям, – вот, настало теперь время подвига нашего ради Иисуса Христа. Не устрашитесь пострадать за Него и лишиться временной жизни ради вечной жизни в Царстве Его! Не бойтесь, если будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту… Не прельститесь также, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земные. Все это исчезает, как дым, как пыль разметается ветром и увядает, как трава. Вечны одни только Божии дары. Не бойтесь никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что скорее мать забудет дитя, чем Он забудет Своих людей.
О, дети, вспомните, что я в страданиях родила вас, в трудах воспитала вас, вспомните, как я учила вас любви и страху Божию, и утешьте старость мою твердым исповеданием Христа. Дайте мне радость назваться матерью мучениц Христовых! Тогда возвеличится душа моя, когда увижу детей моих умирающими ради Господа нашего!”

На третий день их снова привели на суд. Там дочери повторно не отреклись от веры Христовой ради обещанных им всевозможных радостей земных. Не убоялись мук.
Император сначала был ласков. Он сказал, что готов стать маленьким девочкам отцом. И сестры будут пользоваться похвалою и почетом в Риме. Но если они откажутся, то причинят себе великое зло: погибнут в то время, когда бы могли жить беспечно и весело.

Но сёстры святые отвечали ему:
- Отец наш - Бог, живущий на небесах. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы желаем называться Его истинными детьми.
Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте девочки обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему.
Он начал принуждать каждую из них к отречению и обратился к старшей сестре Вере:
- Принести жертву великой богине Артемиде.
Но Вера отказалась.
Император разгневался. Ведь он на тот момент был самым могущественным человеком в мире. Размеры его империи простирались до границ известных в те времена земель. Никто не мог ему перечить, идти против воли его. Слово Адриана было законом. Но нашлись те, кто позволил себе надсмехаться над волей императора. Какие-то маленькие девочки.

И Адриан осудил сестёр на смерть. Также он потребовал, чтоб мать своими глазами увидела, как будут мучить и убивать её детей.
Первой погибла Вера. Палачи раздели ее до нага и жестоко били. Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, палачи решили отсечь ей голову.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:
- Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:
- Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились. Вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли обе за мною к Господу.

Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. Она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила от своей веры.
И сказала она Вере:
- Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе.

Святой Вере отсекли голову, и отошла её душа к Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.
И тут настала очередь средней сестры..

Император сказал Надежде:
- Любезное дитя! Поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать?

Святая Надежда отвечала:
- Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Я не только не боюсь муки, но желаю ее как сладости райской. Так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.

Услыхав такой дерзкий ответ, Адриан предал девочку на мучение.
Он приказал наполнить котел смолою и маслом, - поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла святую Надежду.

Осмеянный малою отроковицею, Адриан испытал великий стыд . Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом.
Когда настал черед Любови, император и здесь старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Христа и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви?

В Писании сказано: «крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее»
Палачи думали устрашить девочку видом казни, ведь для неё они приготовили раскаленную печь.

Адриан говорил святой:
- Девица! скажи хоть только, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя,
Но младшая самая маленькая сестра не показала страха и отвечала:
- Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!
Она сама вошла в пылающее горнило. Вот только огонь не опалил ее тела, и тогда Адриан приказал умертвить Любовь мечами.
Мать ее святая София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:
- Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог. Помяните с сёстрами и меня, мать вашу, чтобы Господь оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.
И тотчас святая Любовь была усечена мечом.

Увидев, как три маленькие девочки приняли мученическую смерть, но не отреклись от веры Христовой, император Адриан помиловал Софию. Он посчитал, что скорая смерть для неё будет облегчением. Он думал, что утрата самого дорогого, что есть у матери, сведет её с ума, и дальнейшая жизнь её станет бесконечной пыткой.
София вывезла тела дочерей на колеснице за город и там похоронила. Три дня она провела у их могилы в непрестанной молитве, а потом уснула сном смерти. Найдя тело матери возле могил, люди похоронили её рядом с возлюбленными её дочерьми.

Таким образом и она не лишилась с ними участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.
Премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих. Ничто не смогло заставить отступиться от веры юных мучениц. Несомненно, в этом им помогала и укрепляла благодать Божия. Но следует сказать, что верность юных мучениц Христу во многом была предопределена тем христианским воспитанием, которое дала им мать. Её наставления помогли соединить бессмертные души в Царстве Небесном.
Шли века, и слава подвига святых мучениц, ширилась по всему миру.

Интересна история мощей святых мучениц. В восьмом веке по распоряжению папы Римского Павла Первого они из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную новую церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть из них была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в итальянском городе Брешия.
В 777 году мощи были перенесены в женский монастырь в эшо под Страсбургом во Франции, где они привлекали к себе множество паломников. Для приезжающих там была построена большая гостиница, а вокруг аббатства со временем разрослась деревня. Но во время Великой французской революции в конце восемнадцатого века монастырь был разорен. Правда, есть сведения, что, желая укрыть мощи мучениц от поругания, монахини спрятали их на монастырском кладбище, где они до сих пор пребывают сокрытыми в неизвестном месте.

В настоящее время в храме святого Трофима находится историческая рака с частицей мощей святой мученицы Софии.

В византийском искусстве Вера, Надежда и Любовь изображались молодыми, их мать София – немного старше. Возраст дочерей Софии не подчеркивался, а на момент казни девочкам, как мы знаем, было 12, 10 и 9 лет. Этот принцип нарушался лишь иногда в сценах мученичества.
На иконах святые облачены в хитоны, головы их покрыты мафориями, одеяния могли быть также богато украшены, а на головы святых мучениц накинуты белые узорчатые платы.
Именины четырех христианских святых – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечаются 17 сентября по старому стилю, 30 сентября по-новому. Издревле этот день считается главным женским праздником на Руси.

В этот праздник принято поздравлять не только женщин, девушек и девочек с именами Вера, Надя, Люба и Соня. Но и вообще всех православных женщин, прославляя главные женские добродетели - мудрость, веру, надежду и христианскую любовь. А также сострадание, доброту и милосердие.
В этот день посещали церковь, молились у иконы трех великомучениц, прося о здоровье и любви. Праздновали в кругу самых близких людей. Играли с детьми, баловАли их сладостями. А также рассказывали им о подвиге святых мучениц.
Молитвы перед Верой, Надеждой, Любовью и матерью их Софиею помогают в строительстве семьи, в семейном счастье. Святой семье часто молятся о рождении ребенка, а также о здоровье детей. Молитвы святым мученицам избавляют от женских болезней и болей суставов. Икона поможет оградить ваших родных от искушений, направит на правильный путь, в ваш дом она поможет вернуть спокойствие и радость.

Житие святых великомучениц приучает нас к мысли о самопожертвовании в критические минуты жизни, а символизм святых имен прямо указывает, что если в нашем сердце умрет вера, то следом за ней погибнут надежда, любовь и мудрость.
Подвиг святой Софии велик. Как можно измерить всю боль сердечную матери, естественно преисполненной жалости к своим детям, при видении страданий и смерти всех ее детей… Она неизмерима.

Между тем, и она уступает беспредельной глубине чувства любви ко Христу, когда сердце познало Его, и предалось Ему. И наполнилось Его присутствием, управляющим с тех пор всеми его движениями, внушающим ему всякое благое разумение и укрепляющим сердце непреодолимою твердостью.
В этой-то истинной любви к Богу-Христу-Духу Святому и объяснение святого подвига, чудной красоты, и высоты, и силы душевной. Подвига совершенного немощными существами, в немощи которых и могла совершиться сила Божия, потому что они возлюбили Его.

Православные христиане возносят молитвы о трех добродетелях, выбранных для наречения дочерей Софии. Это просьбы об укреплении веры, даровании надежды и любви.

«О святыя и достохвальнии мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его ради. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

К этим святым обращаются с просьбами о прощении грехов, помощи в сложных жизненных ситуациях.

«Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Такожде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья считаются покровителями семьи и брака. Икону с их изображением особенно чтут замужние женщины, которые хотят сохранить мир и спокойствие в семье. Считается, что святые девы избавляют от ссор и скандалов, приносят в семьи мир и согласие.

К ним обращаются с просьбами о благополучии родственников, счастливом замужестве, рождении детей и их здоровье. Также этих святых просят о легких родах, избавлении от женских заболеваний, болезней рук и суставов.

«О святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, раб Своих (имена), и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Ему же славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков».

Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии совершается 30 сентября (17 сентября ст. ст.). Это один из самых примечательных дней в христианском церковном календаре, когда воспоминается одно из самых трогательных житийных повествований, говорящее о непреклонном мужестве трех совсем еще юных христианских дев и святой их матери.

Тропарь, глас 1.

Агницы словесныя Агнцу и Пастырю приведостеся мучением, ко Христу течение скончавше и веру соблюдше. Тем же днесь радостною душею совершаем досточюднии святую вашу память, Христа величающе.

Кондак, глас 1.

Агницы словеснии, Агницу и Пастырю беседовати сподобистеся. Огневи лютому и мукам предани бысте, и явистеся ангелом равночестнии. Тем вси священную вашу память празднуем в веселии сердца девы богомудрыя.

Седален.

София, честныя священныя леторасли, Вера, и Надежда, и Любы явльшеся, мудрость объюродиша еллинскую, благодатию. Страдавше, и победоносны явившеся, венцы нетленными от всех Владыки увязошася.

Библиотека Русской веры

Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Иконы

Поскольку святые мученицы жили во II в., почитание их образа имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит св. София. Как правило, все держат в руках кресты - это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.

Часто икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» выглядит очень красочно - на девочках ризы разных цветов (используются красный, белый, лазоревый, иногда зеленый и желтый). Чаще всего юные отроковицы не имеют на себе головного покрова, что весьма редко встречается в иконописной традиции женского образа в христианстве. Стиль изображения ликов зависит от времени выполнения иконы и школы, к которой принадлежал иконописец. Но всегда семейство находится вместе, как достойный образец для подражания.

На традиционных образах византийской школы святые отроковицы держат в руках православные восьмиконечные кресты, их мать стоит, молитвенно воздев руки к небу - она испрашивает Божьей помощи. Лики святых спокойны, головы наклонены, словно в знак согласия с волей Бога, который приготовил Своим детям испытания.

Существует также икона с клеймами, на которых изображены сцены из жития: на одном из них св. София с чадами изучают Священное Писание, на другом - предстают перед правителем, затем ведут беседу с языческой жрицей. Далее идут сцены мучений каждой из сестер, затем - погребение. В центре - классическое фронтальное изображение всей семьи. Икона эта также считается «семейной», как образец крепкой, дружной и благочестивой христианской семьи. Перед ней чаще всего молятся о семейном благополучии и здоровье своих домочадцев.

Народные традиции в день свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Праздник этот называют «Вселенскими бабьими именинами», ведь День Ангела выпадает здесь сразу четырем различным именинницам: Вере, Надежде, Любови и Софии. «Бабьи именины» в старину праздновали три дня. В эти дни прославляли материнскую мудрость (Софию) и женские добродетели - веру, надежду и любовь. В этот день женщине дозволялось поплакать о своей нелегкой доле, а также помянуть в слезной молитве родственниц и подруг. Однако плачь - не плачь, а за плиту становиться все равно придется. Поплакав, женщины принимались за стряпню, чтобы в свой именинный день ублажить домочадцев-мужчин именинными пирогами и кренделями.

Храмы в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

В честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии освящен придел собора Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве. Смоленский собор был возведен в 1524-1525 гг. По другим данным, собор был отстроен в камне между 1533 и 1551 гг. В соборе пребывает чтимая Смоленская икона Пресвятой Богородицы (список середины XV века). Новодевичий монастырь находится в совместном ведении РПЦ и ГИМ.


Собор Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве

Русская Древлеправославная Церковь в 2015 году начала строительство в селе Моты Шелеховского района Иркутской области. Пока здесь огорожен участок, установлен деревянный крест и размещена небольшая сторожка. Храм предполагается изготовить из дерева.


Место будущего храма РДЦ во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любви в с. Моты Иркутской области

Душеполезное поучение

Вера, Надежда и Любовь - три тезоименитые начальные добродетели, на которых созидается духовное стремление к совершенству и спасению души.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; вся покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1-е Коринфянам, 13, 1-13).

30 сентября - день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Пострадали они в 137 году, во времена гонений на христиан в Римской империи при правлении Адриана. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - всего лишь 9 лет. Девочки вместе со своей матерью предстали перед судом за то, что исповедовали веру во Христа и не скрывали ее. Император подзывал их по очереди к себе и предлагал принести жертву идолу, девочки отказывались и прославляли имя Христа. И святая София, и ее дочери понимали, что за этим последует, но не отреклись от Христа и претерпели мученичества. Свобода выбора навсегда осталась за ними.
Литургию в этот день служил отец Виталий. На проповеди он рассказывал о понятии свободы - одном из важнейших в жизни человека. Стяжать свободу человеку очень тяжело, но при огромном желании и вере в Бога - можно. Пример святых мучеников доказывает это и показывает, что такое настоящая христианская свобода.
Послание святого апостола Павла к Галатам ещё называют - Посланием свободы, так как апостол с разных сторон рассматривает состояние свободы, данное человеку Богом. Послание апостола, естественно, было написано в определенном историческом контексте и по конкретному поводу, но остается актуальным и в настоящее время. После летних каникул возобновились , которые проводит настоятель храма. И как раз приступили к изучению "Послания к Галатам св. апостола Павла ".
"Спасение нельзя заработать, нельзя добиться никакими человеческими усилиями, его можно лишь принять. Приняв дар спасения посредством веры в Иисуса Христа, люди становятся сыновьями Бога и из рабов превращаются в свободных, чтобы использовать свою свободу для служения друг другу". Во второй части письма Павел дает конкретные советы и призывает не принимать свободу как своеволие.
__________________________________________
"Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви ".
(Святитель Иоанн Златоуст)
"Надежда на Бога – рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм ".
(Преподобный Паисий Святогорец)
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ".
(Из послания к Коринфянам св.апостола Павла)
__________________________________________________________________________________________
"Велича́ем вас, святы́я му́ченицы, Ве́ро, Наде́ждо, Любве́ и Софи́е, и чтим святы́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли е́сте".

Молитва мученицам.

«У нас есть Бог Небесный, - ответили они, - его детьми мы желаем остаться,
а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся.
Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам
Господа нашего Иисуса Христа»

Из тропаря Вере, Надежде, Любови
и матери их Софии

Имена Вера, Надежда, Любовь и София уже много столетий одни из самых популярных в России.

30 сентября, Православная церковь празднует День святых - великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу Иисусу Христу и старалась их приучить проявлять в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили. Жили они во II веке, в царствование императора Адриана в Риме. По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. В молитве проводили наибольшую часть своего времени: молитвой начинались и оканчивались все их дела и занятия, с молитвой они возжигали огонь, отдыхали, занимались рукодельем; садились за стол и вставали из-за него, выходили и заходили в дом. Даже среди ночи они поднимались и, ограждая себя крестным знамением, творили молитву.Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. Помимо этого, девочки были чрезвычайно красивы.

Странствуя по Италии, семья остановилась в доме богатой женщины по имени Фессамния. Надо заметить, что во 2-м веке, вся Италия проповедовала язычество. Для императора это был некий инструмент власти и страха. Держа в глухом неведении целую страну, можно было манипулировать законами и вершить беспредел. Доносы, слежка и клевета были привычными вещами для жителей Рима. Вот и Фессамния вместе с наместником Антиохом написали донос на постояльцев.

Этот доносдошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Войдя во дворец, София неустанно повторяла: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени». Она похолодела, когда сказала: «Дочери, не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости. Он пребудет с вами во всех ваших муках».
*
Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа. Удивленный смелостью христианок император отослал их к язычнице. Она обязана была убедить их отречься от веры. Однако, все доводы языческой наставницы оказались напрасными. София с дочерьми вновь вернулись к императору, он понял, что язычница оказалась бессильной, что вера в Бога превыше всего для этих девочек и приказал устроить над дочерьми жесточайшие пытки. Софью даже не тронул.
*
Впоследствии она была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество. Девочки были обезглавлены. София отвезла останки с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей. На третий день она сама умерла в страданиях. Верующие погребли ее тело на том же месте. За великие муки матери, претерпевшей страдания и смерть своих дочерей, без колебаний предав их в волю Божию, святая София удостоилась быть прославляемой как великомученица.
*
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества.
*
Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо, во Франции.
*
Много веков для всего православного мира эта истории является символом истинной веры, пример духовной стойкости и неподдельного мужества этой христианской семьи и по сей день восхищает и воодушевляет людей. Отмечая ежегодно, 30 сентября, день Святых Великомучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии- весь православный мир чтит память об этих святых. В своих молитвах люди, обращаясь к ним, просят о мире и согласии между детьми и их родителями, о сохранении умов неокрепших подростков от соблазнов современного мира.
*
Эти святые женщины очень почитаются на Руси, в честь их памяти девочек называют их именами. Тем более, что эти слова символичны для души каждого русского человека и по тому значению, которое заложено в каждом из этих имен - Вера, Надежда, Любовь… и мудрость - София.
*
На Руси этот день называли ещё «всесветлыми бабьими именинами». По традиции в день памяти святой Софии и ее дочерей в русских селениях было принято чествовать женщин, которых звали именами святых мучениц.

В честь святых мучениц на Руси издревле называли храмы. Церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Лисихе появилась сравнительно недавно. У нее есть свои постоянные прихожане. Авторы проекта сумели соединить классическую простоту и торжественные летящие линии в облике храма. А строители, проявив ювелирную точность и поразительную бережность, сохранили вокруг церковного здания все деревья.
*
С 1991 года церковь во имя Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии располагается в реконструированном флигеле пригородного дворца графа Воронцова, единственного здания, сохранившегося из всего комплекса.
*
Здание флигеля классического стиля, расположено на возвышении Лидеринового уступа (древнего берега моря) у Петергофской дороги. Работы по восстанию здания и организации церковного прихода взял на себя настоятель иеромонах Лукиан (Куценко).
Над притвором церкви устроена звонница со шпилем.
*
Ниши главного фасада здания под треугольными фронтонами украшены фресковыми иконами - Спасителя и Богородицы. Перед южным фасадом церкви в 1996 году установлено бронзовое скульптурное изображение Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В сентябре 1996 года решением Синода при создании самого молодого в епархии женского монастыря - Покрово-Тервенического в Лодейнопольском районе Ленинградской области, церковь была объявлена его Петербургским подворьем.
*
Каждый год, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы из обители на подворье привозят "Тервеническую" месточтимую икону Божией Матери.
*
Икона находится в храме святых мучениц до праздника Рождества Христова.
С 30 июля по 23 ноября 1998 года в этом храме пребывала рака с мощами преподобного Александра Свирского. 16 августа 1998 года на поклонение к мощам приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
*
Народные обычаи и приметы в день мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
*
В народном календаре последний день сентября принято было называть «Всесветными бабьими именинами». Но в отличие от других праздников, отмечаемых на Руси широко, шумно и весело, этот начинался с плача.
*
С раннего утра стенали и выли по избам деревенские бабы: кто громко и страшно, а кто тихонечко - в кулачок. Обливаясь горючими слезами, оплакивали они разнесчастное свое, беспросветное и безрадостное житье. Вспоминали родных, в труде и нужде прошедших по жизни, непутевых мужей, неблагодарных детей, завистливых подружек. Причем, выплакаться полагалось даже тем, кому на собственную судьбу казалось бы жаловаться не приходилось.
*
Но разве когда-нибудь жили на Руси бабы, которым не о чем было пожалеть или не на что было пожаловаться: «Бабья судьба не бывает одна». Не о себе, так о других плакать приходилось. Поэтому в народе этот осенний день называли еще «Всесветной бабьей вытью», терпеливо, с сочувствием и пониманием относясь к их рыданиям и причитаниям: «Слезы сердца - не водица, их не надобно стыдиться».
Тем более в день памяти святых мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их - Софьи.
*
Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии издавна широко распространено на Руси, при переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии - Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке - Вера, Надежда и Любовь.
*
София в переводе с греческого - мудрость. В богословском понимании «Святая София» - премудрость Божия, то есть олицетворённая мудрость Бога.
«Вера - Надежда - Любовь» - три добродетели, которые имеют огромное значение для христиан.
Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убежденности в справедливости и милосердии Божьем.
Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божьих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божьим. Вера определяется как соединение человека с Богом, как уверенность в «воссиянии благодати» и благости личной судьбы, препорученной промыслу Божьему.
Любовь в христианском понимании - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ.
Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства.
*
Надо научиться так любить Бога, чтобы это чувство наполнило
и преобразило все наше существо - озаряло мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки. Пожалуй, можно сказать, что Любовь главная из трех основных христианских добродетелей:
*
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
*
История мощей святых мучениц
*
Вплоть до Французской революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.
*
Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".
*
В 1792 году, спустя три года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
*
После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.
*
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
*
В самом правом из реликвариев хранится вторая частица мощей св. Софии, привезенная из Рима в 1938 году. В центральном реликварии хранится частица Животворящего Креста Господня
*
И в заключение хочется сказать, что Мы, христиане, часто сами себя в покаянии называем маловерами. И это так! Но мы и молимся, но мы и плачем, и говорим: Господи, немощь мою Ты знаешь, но знаешь, что есть в любом из нас, в любом сердце тот, пускай пока маленький бисер, который именуется святая вера. И этот жемчуг мы можем найти в каждом: и в изматерившемся и отупевшем русском мужике, и в интеллигенте, который поумнел и понял, что означают на самом деле слова «прогресс» и «гуманизм» без Бога.
*
Эта вера есть в наших женщинах, многие из которых и сохранили душу народа, а душа нашего народа—душа-христианка... И мы молимся и просим: «Господи, умножь, укрепи веру в Тебя... Даруй нам простоту и полное доверие к Тебе»...
*
И когда мы укрепляемся в надежде, в уповании на Бога, то отступает уныние и отчаяние... Истинного христианина можно отличить в толпе бедных, печальных, тоскливых, понурых, истомленных, отчаянных и унылых сограждан по его светлым глазам.
*
И чем жива Церковь Божия? Почему в годину страшного погрома люди веры не теряли надежду и всегда чувствовали сердцем и знали, что Господь близко, Он рядом. Они знали, пройдет лихолетье, сгинут, оборотятся в прах и пыль несчастные гонители, а Церковь Божия — невеста Христова — в который уже раз в истории омоется кровью своих мучеников и предстанет очищенной и обновленной.
*
Когда в жизни каждого из нас случается что-то тяжелое — горе, беда, болезни, задавайте себе вопрос: почему мне послал это Господь? Ведь ничего нет случайного: ни смерти, ни болезни. И когда мы будем так размышлять, нам откроется глубочайший смысл пути нашей жизни. Мы увидим, наконец, что наша жизнь не бессмысленная вереница дней и событий, а путь, освященный Богом, и путь к Богу. Скорбь тяжела, нежеланна, но если бы не скорби—люди никогда бы не научились молиться.

Акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Кондак 1

Избранным рабам Господа Вседержителя, Вере, Надежде и Любови, и мудрей матери Софии, похвальная вам пения умиленно возносим. Вы же, яко дерзновение ко Христу Богу имуще, молитися за ны, воеже избавитися нам грехов и скорбей, да благодарственно вопием вам: радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Икос 1

Ангели на небеси радовахуся, добродетельное житие ваше зряще, еже провождасте в чтении Писаний Божественных, в трудех, постех, молитве и милостыни, материю вашею непрестанно сущи поучаеми, да явитеся образи живии триех богословских добродетелей, ихже именами наречены бысте. Мы же, таковей мудрости матере вашея и совершенному благоразумию вашему дивящеся, благоговейно рцем вам:

Радуйтеся, единомысленныя сестры, трием добродетелем тезоименитыя;
радуйтеся, в повиновении богомудрей матери вашей на степени совершенствования вшедшия.
Радуйтеся, аки три райския ветви, в зловернем Риме возрасшия;
радуйся, Софие, дщерем твоим имена добродетелей нарекшая, яже вещию исполняти научила еси.
Радуйся, Веро, верою невидимое, яко видимое, зрети нам помогающая;
радуйся, в нетление облеченная.
Радуйся, Надеждо, надеждою страдания наша во юдоли скорби ослабляющая и в горняя десницею указующая
радуйся, Царствие Небесное унаследовавшая.
Радуйся, Любы, любовию Божественною блаженство безсмертныя жизни нам открывающая;
радуйся, благодатию Духа Святаго осиянная.
Радуйся, Софие, сиесть премудрость, премудре дщери твоя воспитавшая;
радуйся, в добродетелех веры, надежды и любве нас утверждающая.

Кондак 2

Видящи мудрая София слуги, пришедша звати ю со дщерьми ко царю Адриану, и познавши вину1 призвания своего, ста со чады своими на молитву, помощи Бога просящи: по молитве же, емшеся за руце, якоже венец уплетенный, идяху вкупе, поюще Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум несумненный имели есте, святыя, егда бо в палаты царския введены бысте, цареви Адриану предстаете с лицем светлым, очесы веселыми и сердцем мужественным. Царь же, зря честная лица ваша неустрашенна и мудрость Софии уведев, отложи на ино время суд свой и отсла вы к некоей благородней жене, у неяже пребысте три дни, матери вашей премудрей богодухновенными словесы день и нощь вас поучающей. Темже ублажающе вас, взываем сице:

Радуйтеся, три непорочныя агницы Христовы, венец добродетелей в себе совокупившия;

Радуйтеся, три добродетельныя сестры, твердую веру, несумненную надежду и нелицемерную любовь ко Господу Богу явившия.

Радуйтеся, не пощадившия красоты и младости вашея, Краснейшаго ради добротою паче сынов человеческих;

Радуйся, Софие, чада твоя возлюбленная на подвиг мученическ за Христа наставлявшая.
Радуйся, Веро, мучением за Христа веру твою исповедавшая;
радуйся, сестры твоя крепкою верою воздвизавшая.
Радуйся, Надеждо, твердое надеяние на Христа возлагавшая;
радуйся, сестры твоя неослабною надеждою укреплявшая.
Радуйся, Любы, муками за Христа любовь твою действенную показавшая;
радуйся, сестры твоя огнем любве ограждающая.
Радуйся, Софие, сладкая чада твоя увещававшая презрети славу и богатство и всю сладость мира сего тленнаго;
радуйся, добрыя дщери твоя до крове стати за Господа и умрети за Него усердно учившая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 3

Силою Божественною осенени бяху мученицы, яже добродетели имен своих явиша делом в подвизех мученических, воспевающе Богу: Аллилуйя.

Икос 3

Имуще в себе святыя мученицы столп веры, криле надежды и огнь любве, в сладость послушающия от словес матере своея, едина другую в долготерпении утверждаху и радостно идяху, желающе честнаго мученичества, еже за Христа. Тому покланяющеся, яко Богу нашему, сицевыми вас воззваньми почитаем:

Радуйтеся, нимало не поскорбевшия о лишении временнаго сего живота вечныя ради жизни;
радуйтеся, чести ради Христовы плоть на муки предавшия.
Радуйтеся, три многоценныя сосуды веры, надежды и любве Богу в дар принесшия;
радуйся, Софие, яко, любве ради презельныя ко дщерем твоим, всем сердцем возжелела еси, да Царствие Божие наследуют.
Радуйся, Веро, души наша верою озаряющая;
радуйся, к тихому пристанищу нас возносящая.
Радуйся, Надеждо, сердца наша сладостию надежды оживляющая;
радуйся, из пучины отчаяния нас извлекающая.
Радуйся, Любы, страдания и скорби наша в радость прелагающая;
Радуйся, окамененная сердца наша во умиление преводящая.
Радуйся, Софие, мудростию на благое нас наставляющая;
радуйся, потемненное око душ наших просвещающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 4

Буря ярости мучителевы нападе на тя, святая Веро, но не поколеба тя: кто бо возможет веру неодолимую подвигнути, адаманта крепчайшую, яже верных научила есть пети с тобою Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышащи мудрая мати дщери своя пред царем небоязненно Христа исповедающия, и глаголющия, яко того единаго желают, еже бы страдати и терпети горькия муки сладкаго ради Иисуса Христа, радовашеся вельми и моляше Бога, да укрепит я в предлежащих муках. Сие убо изволение похваляюще, первейшей дщери мудрыя матере тако воспоем:

Радуйся, Веро, немилосердая биения сладчайшаго ради Иисуса сладце приемшая;
радуйся, урезанная сосца твоя, аки два крина чистоты, в жертву Господеви принесшая.
Радуйся, яко от язвы твоея вместо крове млеко истече;
радуйся, яко на раскаленное железо положена была еси.
Радуйся, яко в коноб кипящ ввержена сущи, нимало не опалилася еси, ниже вредилася еси;
радуйся, зной страстей наших небесною прохладою утишающая.
Радуйся, огнь мучений наших в болезнех угашающая;
радуйся, знамением веры посреде напастей нас знаменающая.
Радуйся, щитом веры во брани со врагом нас покрывающая;
радуйся, честную главу твою за Главу Церкве, Христа Бога, под меч радостно преклоншая.
Радуйся, яко обагрением крове твоея, аки червленицею, одеяна, явилася еси очесем Безсмертнаго Жениха твоего;
радуйся, к желанному краю пришедшая и любимаго Спаса Господа узревшая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 5

Богоданным звездам уподобилися есте, Веро, Надеждо и Любы, всем бо сердцем прилепившияся ко единому вечному Животу и Красоте неизреченней, Иисусу Христу, скоро шествовасте, воеже умрети за Него и насладитися Божественнаго Его видения, поюще Ему: Аллилуйя.

Видевше добропобедныя сестры святую Веру радостно за Христа пострадавшу, и сами хотяху души своя за Него положити: царь же Надежду святую начат испытовати, и видев ю с сестрою единомысленну сущу, на муки вдаде ю, обаче ничтоже успе. Мы же, Надежду святую о сицевом ея мудровании ублажающе, воспоим и прославим ю:

Радуйся, Надеждо, жестоко биенная, обаче пресветлую надежду на Господа не потерявшая;
радуйся, муки твоя безропотно в молчании терпевшая.
Радуйся, и нам крепкое терпение подающая;
радуйся, яко в разжженней пещи неопаляема бывши, хвалу Богу возсылала еси.
Радуйся, яко и нас во страданиих хвалити Бога научаеши;
радуйся, яко ногтьми железными строгана была еси.
Радуйся, нас, сущих в скорбех, лучами надежды осиявающая;
радуйся, яко чудное некое благоухание от язв твоих исхождаше.
Радуйся, непоколебимое упование на Господа Иисуса неизменно сохраншая;
радуйся, безнадежность и безсилие в сердцах наших истребляющая.
Радуйся, мечное посечение за Христа радостно приимшая;
радуйся, ясная деннице, нам, печальми земными угнетенным, мир вечный раскрывающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 6

Проповедником и Апостолом Богоносным подобны бысте, Богомудрыя сестры: добродетельми бо вашими проповедаете всем верным веру, надежду и любовь ко Господу, Владыце всех, Тому поюще: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси, аки солнце, Любы святая, кто бо сице за возлюбленнаго Господа своего можаше стати, якоже Любы, понеже писано есть: крепка яко смерть любы, вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея. Молим ти ся ныне, Любы святая, серафимским пламенем любве ко Господу горящая, обнови окамененная и изсохшая сердца наша, возжги в нас, оскудевших любовию, свет любве, да возлюбльше Господа и вся ближния наша, тебе, яко молитвенницу нашу, восхвалим сице:

Радуйся, Любы, яко любве твоея ко Христу води многи прелестей мирских не угасиша;

Радуйся, яко вся ласкания и дары царевы отвергши, душу твою за Господа положила еси.

Радуйся, яко любве твоея реки бед и страданий не потопиша;

Радуйся, за Господа Иисуса на колеси протягнутая, жезлием биенная, свердлами прободенная и в пещь огненную вверженная.

Радуйся, яко в лютых муках твоих силою Божию укрепляема была еси;

Радуйся, кровию твоею, любве ради к Безсмертному Жениху твоему Христу излиянною, в хладных сердцах наших любовь возбуждающая.

Радуйся, яве показавшая нам, яко любве ради вся мучения сладце претерпеваются;

Радуйся, явившая нам, яко любы Божественная приводит к животу вечному.

Радуйся, самою вещию уверившая, яко любы Божественная откровение есть безсмертия;

Радуйся, яко никаяже мучительства возмогоша разлучити Любовь от любве Христовы.

Радуйся, в муках апостольски вещавшая, яко не разлучит тя от любве Божия ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч;

Радуйся, любве ради Христовы мечем во главу усеченная.

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 7

Хотя скорее от тела разлучитися и со Христом быти, святыя девы, егда на мечное посечение идяху, едина другую и матерь свою Софию объемлюще лобызахуся, дружескому нас люблению поучающе, да вси купно поем Богу: Аллилуйя.

Икос 7

Новое чудо показа Господь, егда помощь Свою посла страдавшим за исповедание имене Его толико юным девам: верою бо, надеждою и любовию укрепляеми и возносими бывше, доблественне подвиги своя скончаша. Мы же в единомыслии и единодушии до конца живота пребывших молим вас, да и нам низпослете единомыслие в совершении добрых дел, умиленно величающим вас:

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, единем путем мучений до врат небесных шедшия;

Радуйтеся, в пресветлый чертог прелюбезнаго Жениха вашего во гласе радования вшедшия.

Радуйтеся, яко Иисус Христос просвети, якоже звезды на небеси, раны на телесех ваших;

Радуйся, Софие, доблественне на муки чад твоих взиравшая.

Радуйтеся, яко небесною красотою, еяже око не виде, украси Господь доброту вашу, муками отъятую;

Радуйтеся, венцы воздаяния приемшия.

Радуйтеся, аки три звезды, Солнцем Правды озаренныя;

Радуйся, Софие, в мужественнем исповедании дщерьми твоими имене Христова утешение велие обретшая.

Радуйтеся, мглу сомнений наших разсеявающия;

Радуйтеся, нас, удрученных страданьми душевными и телесными, подкрепляющия.

Радуйтеся, красотою любве сердца наша украшающия;

Радуйся, Софие, крепосте и утешение изнемогающих в бедах и нуждах.

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 8

Странное и непонятное нам немощным, в мирских сластех погрязнувшим, зрим дело, яко София святая возлюбленых чад своих видящи лютыя и горькия муки и смерти, нимало не поскорбе, но возрадовася зело духом, поющи Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся бе в вышних мудрая София, егда дщери своя сладкими словесы и мудрыми увещаньми на мучения подвизаше. Аще же от естества к слезам преклоняшеся абие, от любве Христовы прелагашеся на радость, печаль бо сердечную и болезнь о чадех матернюю победи в ней любы Божия. Велиею убо любовию дщери своя любящи, паче всего тем Царствия Небеснаго желаше. Сего ради, чудящеся мудрости и велицей любви твоей ко дщерем и славяще тя, взываем:

Радуйся, Софие, яко возвеселися душа твоя о блаженней кончине дщерей твоих, святое имя Господа дерзновенно исповедавших;

Радуйся, в мученичестем венчании чад твоих честь и славу приявшая.

Радуйся, участия мученическаго и спребывания со дщерьми в небесней славе Христа Бога сподобльшаяся;

Радуйся, честная телеса дщерей твоих с радостными слезами погребшая.

Радуйся, три дни гробу их приседевшая и сном смерти о Господе почившая;

Радуйся, аще и не плотию, обаче сердцем за Христа страдавшая.

Радуйся, яко три добродетельныя дщери, сими веру, надежду, любовь к Богу явивши, в дар Пресвятей Троице принесла еси;

Радуйся, яко чадородия ради спаслася еси.

Радуйся, дивная мати, благия памяти достойная;

Радуйся, дщери твоя, да кровь свою за Христа промолившая.

Радуйся, умудряющая да блюдем непреложно добродетели веры, надежды и любве;

Радуйся, Животворящей Троицы за ны молящаяся.

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 9

Вся Ангели дивляхуся о страданиих ваших, святыя мученицы, и победу вашу над диаволом торжествующе, души же ваша к Небеси провождающе, воспеваху Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии велеречивии вся страдания ваша за Христа не возмогут изрещи, дивящеся же толиким подвигом, во младых летех подъятым, немотствуют. Мы же о честней кончине вашей Бога прославляюще, величаем вас сице:

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, поющия хвалу Богу, на небо небесе возшедшему;

Радуйтеся, щите веры, броне надежды и светильниче любве.

Радуйтеся, зрением пресветлаго лица Божия наслаждающияся;

Радуйся, Софие, благочестивыя матери на мудрое воспитание чад их наставляющая.

Радуйтеся, поучающия ны, да взыщем Господа, и жива будет душа наша;

Радуйтеся, с верою, надеждою и любовию прибегающих к вам теплыя молитвенницы.

Радуйтеся, вразумляющия ны, яко вся сладость и прелесть мира сего яко дым исчезает, яко прах от ветра разметается и в персть обращается;

Радуйся, Софие, всем сердцем Господа Бога возлюбльшая.

Радуйтеся, аки трие светлии ключи, ко единому Источнику жизни притекшии;

Радуйтеся, аки трие благовоннии цвети, на единей благоплодней ветви прозябшии.

Радуйтеся, аки три зерцала, безпредельную красоту Божию в себе отражающая;

Радуйся, Софие, аки маслина, три ветви, отягченныя изобильными плоды даров Божиих, произрастшая.

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 10

Спасти хотяще души своя святыя мученицы, любве ради Христовы ласкания царева и богатства мира сего тленнаго презреша и радостно кончину мученическую за Христа прияша, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стенами веры, надежды и любве являются святыя мученицы всем, прибегающим к ним с теплою и усердною молитвою и сице в печалех и напастех к ним взывающим:

Радуйтеся, язв греховных добрыя целительницы;

Радуйтеся, во тьме печали нашея светом упования ны озаряющия.

Радуйтеся, посреде напастей и скорбей дивный покой нам посылающия;

Радуйся, Софие, о нас, в злостраданиих поверженных, мудрое попечение являющая.

Радуйся, Веро, крест спасения пред нами воздвизающая;

Радуйся, немощи наша по молитвам к тебе исцеляющая.

Радуйся, Надеждо якорь избавления нам подающая;

Радуйся, уныние сердец наших благостно отъемлющая.

Радуйся, Любы, твоим ко Господу ходатайством в злей напасти от нечаянныя смерти ны ограждающая;

Радуйся, изнемогающия силы наша на бодрость возставляющая.

Радуйся, Софие, прилежная о нас к Богу молитвеннице;

Радуйся, в добрех делех наших мудрая наставнице.

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 11

Пение сие похвальное, аще бы и тмочисленное приношахом вам, святыя мученицы, не бы довлело ко прославлению добродетелей и подвигов ваших; обаче хвалу Богу возсылающе за вся, яже во святых Своих нам являет, Тому поем: Аллилуиа.

Икос 11

Светом небесным пред Господем горящим свещам подобны Вера, Надежда и Любы, купно с материю их Софиею, к нимже припадем, моляще, да просветят ны, омраченныя печальми и из глубины сердец зовущия:

Радуйтеся, ризы ваша в крови Агнчи на земли убелившия;

Радуйтеся, живота вечнаго нам ходатаицы.

Радуйтеся, душ, ищущих покоя в милосердии Божии, утверждение и хранение;

Радуйся, Софие, от суеты мирския ны ограждающая.

Радуйся, Веро, доброценная кадильнице, фимиам хвалы Богу возносящая;

Радуйся, нас грешных верою просвещающая.

Радуйся, Надеждо, в скорби утешение и прибежище наше;

Радуйся, в печалех наших лучезарная вестнице избавления.

Радуйся, Любы, незлобие и кротость в сердца наша вливающая;

Радуйся, таинственная звездо, от тесноты земныя горе ны возносящая.

Радуйся, Софие, мудрая и пречестная детоводительнице;

Радуйся, богомудраго жития молящимся ти устроительнице.

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 12

Благодать Божию прияти сподобившияся, молите о нас, святыя мученицы, Пречистаго Владыку Христа, да милостив будет к нам грешным, с верою, надеждою и любовию Ему Единому, Господу и Спасу нашему, смиренно поющим: Аллилуиа.

Икос 12

Поем ваша крепкия подвиги, верою, надеждею и любовию проникновенныя, почитаем страдания ваша презельная, хвалим дивное терпение ваше, ублажаем кончину, за Христа вами радостно подъятую, величаем необоримое мужество ваше, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие, и прославляюще вас, взываем сице:

Радуйтеся, аки три струи молниины, от восток даже до запад добродетельми своими просиявшия;

Радуйтеся, фиали веры, надежды и любве, животворным питием души наша напаяющии.

Радуйтеся, трие светозарнии путие, ко престолу славы Господни нас ведущии;

Радуйся, Софие, чад ради твоих от лика святых похваленная.

Радуйся, Веро, цвете веры, паче снега белейший;

Радуйся, услаждение страждущих.

Радуйся, Надеждо, угнетенных сердец возношение;

Радуйся, аки поток цельбоносный, жажду скорбящих душ утоляющая.

Радуйся, Любы, венче из мира, радования и благости соплетенный;

Радуйся, умная зарнице вечности.

Радуйся, Софие, жезле силы, кротце и мудре чада наказуяй;

Радуйся, Боговедения пресветлая луче, душам нашим возсиявающая.

Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.

Кондак 13

О святыя и достохвальныя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие, ныне приемши малое сие моление наше, от всяких ны бед, болезней и скорбей молитвами вашими избавите, да сподобльшеся во Царствии Небеснем зрети безсмертнаго Господа Иисуса, с вами вкупе воспоем Ему: Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды. Затем читается Икос 1 и Кондак 1.

Молитва

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ежегодно 30 сентября православные верующие отмечают событие, посвященное великомученицам Вере, Надежде, Любови и Софии. Во все времена христиане придавали очень важное значение этой дате, в связи в чем возникло немало традиций и обычаев, о которых вы сможете узнать прямо сейчас.

В День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии православная церковь вспоминает о мучениях, которые пришлось пережить Софии и ее маленьким дочерям. Самой старшей из них, Вере, было на тот момент всего 12 лет. Надежде только 10 лет, а младшей, Любови, девять. София похоронила дочерей у Аппиевой дороги и умерла на их могиле три дня спустя.

Страшные события этого дня по-прежнему не оставляют верующих равнодушными. Во время правления императора Адриана христиане постоянно сталкивались с нападками язычников, и в числе жертв безбожников оказались София и ее дочери Вера, Надежда и Любовь. Вдова и ее дети почитали Господа, и вскоре слух об этом распространился по всей Италии и дошел до самого императора. Когда женщина с дочерьми по принуждению предстали перед правителем, он потребовал, чтобы они отреклись от веры, на что получил категорический отказ. Гнев Адриана был настолько сильным, что он потребовал разлучить мать с детьми и подвергнуть их ужасным пыткам. Первой жертвой оказалась Вера - старшая дочь. Ее мать и младшие сестры видели, как язычники безжалостно издевались над девочкой, но при этом мученица не издала не звука. Остальные дочери также мученически погибли, и лишь матерь София, которая наблюдала за происходящим, осталась жива, но спустя три дня после похорон скончалась.

Как отмечают событие в 2019 году

По-другому данное событие называют женскими именинами. В этот день принято поздравлять и дарить подарки женщинам с именами Вера, Надежда, Любовь и София. В качестве презента лучше преподносить иконы, сладкие угощения или ладонки. Чтобы весь грядущий год прошел удачно, именинницам следует посетить храм и помолиться перед образами великомучениц.

Праздник впитал в себя не только церковные, но и народные традиции, согласно которым в этот день одинокие девушки и женщины могут провести обряды на привлечение люби. Также на Руси 30 сентября юноши сватались или только присматривались к своим возлюбленным.

В этот день не только именинницы, но и каждый верующий может обратиться к великомученицам с молитвой о здоровье, любви, вере и прощении грехов. Перед образом Софии молятся о здоровье и счастье детей, а также о зачатии здорового ребенка.

Отмечать праздник принято спокойно и в кругу близких людей. Если в доме есть ребенок, в этот день следует уделить ему больше внимания, занять его увлекательными играми и преподнести подарок.

В день памяти великомучениц запрещено устраивать свадьбы и совершать обряды венчания, иначе совместная жизнь молодоженов будет тяжелой.

Женщинам запрещено заниматься работой по дому, в особенности убираться. В этот день представительницы прекрасного пола освобождаются от домашних дел, чтобы больше времени провести в храме и помолиться за счастье своей семьи.

Каждому человеку важно, чтобы в его доме царили гармония и благополучие.

Приметы праздника

  • Есть на этот день и народные погодные приметы. Например, если заметили, что журавли уже отправились в долгий полет, то на Покров можно ожидать морозным.
  • Зима будет очень холодной, если еж строит свое логово посередине леса. Наблюдали за белкой. Если она линяла снизу-вверх, то жди холодной и даже суровой зимы.
  • Если у белки наблюдалась голубая шуба, то будет ранняя весна.
  • Обычно на Веру, Надежду и Любовь достаточно холодно. Погода как бы говорит о скором приближении зимы. Даже могут пройти первые заморозки. А вот если в этот день моросит дождь, то весна будет ранняя и не очень холодная. Если же в этот день еще и гром прогремит, то осень продлится долго, будет теплой и безветренной.
  • Считалось, что 30 сентября собирают последний урожай яблочек.

Чего нельзя делать в этот день

Были и свои запреты на этот день. Например, плохим знаком считалось 30 сентября проводить венчание, праздновать свадьбы и даже помолвки. Допускались лишь так называемые «святцы» или «вечерины», во время которых молодые люди присматривались друг к другу.

Женщины в этот день освобождаются от любой работы: в поле, дома, в огороде. Запрещалось совершать даже самую мелкую и, казалось бы, безобидную работу. Главная задача женщины на этот день - это хорошенько поплакать. Плач должен быть громким, чтобы наверняка отпугнуть зло от дома.

Мощи святых в 15 веке по решению Папы Римского были перевезены на Марсово поле в церковь, это была церковь, названная в честь святого Сильвестра, а часть их передали монастырю.

Уже в 777 году останки были перевезены в Эшо, женский монастырь, расположенный во Франции. Очень много паломников приезжали, чтобы побыть рядом с останками святых. Рядом с монастырем даже была построена огромная гостиница для приезжающих. Но во время революции это место было разгромлено, а мощи выкрали. Как известно на сегодня, монахини забрали и спрятали мощи на кладбище монастыря, но местонахождение их до сих пор неизвестно.

Этому дню посвящено множество стихотворений, песен, а также различных полотен.

Вот такой он День трех сестер и матери их Софии. Маленькие сестры остались преданы своей вере, несмотря на чудовищные и ужасные пытки. Они не отреклись от своей веры в Иисуса Христа и не приняли язычества. Хотя стоит отметить, что многие обряды, совершаемые в этот день напоминали как раз языческие обряды. Вместе с тем, стоит помнить, что 30 сентября - это день семейного благополучия, любви, крепкой веры, непоколебимости, силы духа, надежды, мудрости. Сами имена великомучениц являются символами добродетелей христиан. Этот праздник очень любят в церкви, в этот день в церковь приходит большое количество людей, они читают молитвы, просят счастья для себя и своих близких. Приходят большими семьями, вместе с детьми, чтобы вспомнить сестер и их мать и помолиться.

Заговор на замужество в праздник Веры, Надежды, Любви

30 сентября, в день памяти святых мучениц, пойдите в церковь и купите там двенадцать свечей. Четыре свечи поставьте у иконы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Три свечи - у распятия иисуса Христа, три свечи зажгите у иконы Богородицы, а две принесите домой. После заката зажгите свечи и читайте над ними двенадцать раз подряд такой заговор:

«Смилуйся, Господь,
Смилуйся, Божья Мать,
Велите рабу Божью (имя) замуж взять.
Как эти две свечи горят,
Так чтобы и сердце мужское
По Божьей рабе (имя) загорелось,
Жениться бы ему на ней захотелось.
Шел бы он к ее крыльцу,
Свел бы он ее к Божьему венцу.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь».

Заговор от разлада в семье

В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи можно защитить свою семью от порчи на ссоры и скандалы. Этот обережный заговор читают один раз утром и один раз вечером, стоя у семейной иконы «Вера, Надежда, Любовь». Слова заговора такие:

«Во море-во океане
Есть бела рыбица-плотица.
Как той рыбе тошно без воды на сухом берегу,
Так пусть тошно будет моему врагу.
Чтобы моя семья была крепким-крепка,
Целым-цела.
Кто ту белорыбицу съест,
Тот часа не проспит, дня не проживет.
Именем Бога Христа,
Никто моей семьи не разобьет.
Как прилегает чешуя к рыбе
От головы до хвоста,
Так и моя семья будь крепка и цела.

Аминь».

Оберег для солдата

30 сентября можно защитить солдата от гибели на войне сильным заговором. Чтобы на армейской службе не случилось ничего плохого с воином, он должен в день Веры, Надежды и Любви прочитать над водой охранный заговор:

«Господи, поддержи,
Господи, благослови!
Лежит камень бел на горе,
Что конь в камень нейдет.
Вот и так бы и в меня,
Раба Божьего (имя),
И в товарищей моих, и в коня моего
Не шла стрела и пуля.
Как молот отскакивает от кувалды,
Так бы и пуля от меня отлетала.
Как жернова вертятся,
Так и не приходила бы ко мне стрела,
Вертелась бы она.
Солнце и месяц светлые бывают,
Так бы и я, раб Божий (имя).
Укрепленный за горой замок замкнут,
Тот замок и ключи в синем море.
Богородица ключи эти наблюдает,
Меня от напрасной смерти оберегает.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь».

Потом половину заговоренной воды он должен выпить, а другой половиной омыть лицо и руки.

Житие Святых мучениц(видео)

С ПРАЗДНИКОМ ВАС,МОИ ДОРОГИЕ!!!