Вспоминая джима моррисона. Последние дни джима моррисона (2006)derniers jours de jim morrison, les Любовницы женщины подруги джима моррисона

Смерть Джима Моррисона - 3 июля 1971 года в Париже - произошла так незаметно, что слух о ней достиг менеджера певца В Лос-Анджелесе только через два дня. Когда звонок из Лондона разбудил Билла Сиддонса, он не принял его всерьез. С какой стати? Сообщения о смерти Моррисона стали таким же обычным явлением, как рассказы о встречах с летающими тарелками. Однажды прошел слух, что он ослеп или умер от передозировки; на следующий день он погиб в автокатастрофе, или попал в сумасшедший дом, или ему ампутировали обе ноги. Его опасная аура как бы предполагала все эти ужасные происшествия, и аура эта усиливалась его образом жизни, постоянно пьяным или под кайфом, постоянно вываливающимся из окон, или разбивающим машину, или недвусмысленно заявляющим, что он решил свести счеты с жизнью.

Однако после того, как Сиддонс перевернулся на другой бок и попробовал снова заснуть, ему не давал покоя какой-то тревожный импульс, который в конце концов заставил позвонить на парижскую квартиру, занимаемую звездой в течение последних четырех месяцев. Памела Курсон, подружка Моррисона, ничего толком не объяснила, а сказала менеджеру "прийти немедленно", как будто он жил за углом.

Через три дня Сиддонс обратился к фанам Моррисона с обращением, обнародованным через фирму по связям с общественностью. "Я только что вернулся из Парижа, - заявил он, - где присутствовал на похоронах Джима Моррисона. Джима похоронили после простой церемонии, на которой присутствовали только самые близкие друзья. Первоначальная информация о смерти и похоронах не оглашалась, поскольку те из нас, кто его любил и близко знал как человека, хотели избежать той шумихи и клоунады, которая окружала смерть таких личностей, как Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс".

Действительно ли смерти Джоплин и Хендрикса были окружены "клоунадой"? Не думаю. Были шок и ужас, горе и любопытство, но "шумиха" вокруг этих смертей была связана с их причиной - применением наркотиков. Если 27-летний Джим Моррисон умер, как утверждал пресс-релиз, "мирно, от естественных причин... на руках у своей жены Пэм, после обращения к врачу по поводу проблем с дыханием", с какой стати бояться шумихи?

На самом деле смерть Моррисона таила нечто большее, чем следовало из деликатного заявления Сиддонса: фактически ни один разумный человек не верил, что Джим Моррисон мирно скончался во сне от естественной причины. И все же даже теперь, через двадцать пять лет, мы точно не знаем, что произошло. Музыка Моррисона переживает возрождение, давшее вторую жизнь многим старым рок-звездам, его альбомы продаются лучше, чем когда бы то ни было, а его легенда рассказывается и пересказывается в целом потоке статей и книг, Моррисон увековечен в замечательном фильме Оливера Стоуна, и все же нам еще предстоит услышать убедительную историю его смерти. Смерть также имела для него не меньшее значение, чем жизнь; по сути дела для него это было одно и то же, потому что ни один представитель контркультуры, как при Моррисоне, так и до него, не жил с образом смерти, так глубоко запечатленным в уме.

От начала до конца своей короткой, но блестящей карьеры Джим Моррисон писал о смерти, говорил о смерти и изображал смерть на сцене. Его шедевр, зловещее, шаманское странствие духа под названием "The End" ("Конец"), полностью посвящен смерти и ее ассоциациям: отцеубийству, кровосмешению, наркотикам, любви и концу света. Смертью веет не только от его стихов, ее холодящее дыхание исходит также и от потусторонней музыки ДОРЗ, нередко напоминающей рок-н-ролльный танец смерти. Каждый, кто знал Моррисона, признавал, что на нем лежала печать ранней смерти, и постоянное предвкушение смерти отразилось в телеграмме, отправленной им 7 марта 1968 года, когда группа находилась на пике славы. В тот день служба новостей опубликовала текст телеграммы: "Джим Моррисон умер - чуть позже".

У Моррисона было множество причин для подобной мании смерти, и он мучительно пытался выразить их. Прежде всего он рассматривал жизнь как попытку высвободиться из смертельных объятий безумия и бесчувственности, отупляющего воздействия повседневности, в которую все мы погружаемся после детства. В бунтарской и рискованной жизни таких поэтов андеграунда, как Бодлер и Рембо, в нигилистической философии Ницше он находил подтверждение собственному инстинктивному убеждению в том, что единственным способом прорваться к страсти, свету и экстазу была жизнь в опасности. Как бы то ни было, следует признать, что жизнь и искусство Джима Моррисона представляли собой непрерывный диалог со смертью, и отсюда следует абсурдность отношения некоторых авторов к его смерти как с событию малозначительному. Не знать того, как умер Джим Моррисон, - это все равно, что просмотреть трагедию, последний акт которой состоит из десятка различных черновых вариантов.

В результате такого подхода появилась биография поп-журналиста Джерри Хопкинса, представляющая собой безнадежную мешанину из слухов и предвзятых размышлений. Наиболее правдоподобные из этих историй Хопкинс назвал "официальными" версиями, не удосужившись объяснить, что именно обеспечивает их официальность. Очевидно, эту историю рассказала Памела Курсон за те несколько лет, которые отделяли ее смерть от смерти Моррисона.

В соответствии с этим рассказом Джим провел ранние часы вечера 2 июля за столом на террасе ресторана неподалеку от своей квартиры с Памелой, его подругой последних пяти лет, миловидной, веснушчатой, невинной на вид девчушкой из графства Орандж, Калифорния, сильно пристрастившейся к героину. С ним был старый приятель, Алан Роней, родившийся в Париже, кинотехник, который живет в Лос-Анджелесе, но в то время гостил у двух известных французских киношников - Жака Деми (режиссера "Шербурских зонтиков") и его жены Агнес Варда. После обеда Моррисон пошел один смотреть фильм, порекомендованный ему Ронеем, картину Рауля Уолша 1947 года под названием "Преследование", вестерн в стиле "черного кино" с Робертом Митчумом в главной роли.

Когда Моррисон вернулся домой поздно вечером, его немного вырвало кровью. Памелу это не слишком обеспокоило, потому что такое раньше уже случалось без особых последствий. Когда он сказал, что собирается принять ванну, она отправилась спать. В пять часов утра она проснулась и нашла его в ванне, "его руки лежали на керамических бортах, голова была откинута назад, длинные мокрые волосы спутались, мальчишеская улыбка застыла на чисто выбритом лице". Поначалу Памела подумала, что он разыгрывает одну из своих зловещих шуток, но затем позвонила в реанимационное отделение пожарной службы.

У Джерри Хопкинса есть и совсем другое, гораздо более интересное описание, на которое он просто ссылается, видимо, считая его не слишком достоверным. Эта реконструкция принадлежит Эрве Мюллеру, французскому поп-журналисту, который провел некоторое время с Моррисоном в последние месяцы его жизни. Он действительно звонил на квартиру певца утром, в день его смерти, получив ответ Алана Ронея, что парочка уехала за город на уик-энд. Впоследствии Мюллер опубликовал книгу о Моррисоне, в которой уклонился от подробного описания смерти своего героя, но через некоторое время его изыскания появились на страницах французского журнала "Глоб".

По версии Мюллера, в дни перед кончиной Моррисон ждал партию героина из Марселя (штаб-квартиры "Французской связи", т.е. корсиканской мафии). Джим оплатил эту покупку заранее, это было дорого, но наркотик того стоил, потому что поставщик, кличка которого была Китаец, привозил только "китайский белый" (хорошо очищенный героин из Гонконга). После обычных проволочек, несомненно, сопровождаемых многочисленными извинениями связных мафии в Париже и приступами паранойи в семействе Моррисонов, поступила весточка, что "смэк" (героин) можно получить в обычном месте стрелок Моррисона - Рок-н-ролл Цирке.

Цирк представлял собой пещеру под сводами в доме 57 на Рю-де-Сен, в студенческом квартале Сен-Жермен. Украшенный огромными снимками рок-звезд в цирковой одежде, он был предназначен для воспроизведения модных британских клубов, таких, как Бэг О"Нейлз. Клиентура его была ограниченной, часы работы - от полуночи до рассвета, кухня - американский "соул", дизайн сверхсекретной курительной комнаты - марокканский, а развлечения - помимо танцев под пластинки - спонтанные джем-сейшены заезжих рок-звезд, которым захотелось как следует оттянуться.

Предыдущий менеджер, Сэм Бернетт, вспоминает, что Моррисон приходил каждый вечер. "Каждый раз он был под кайфом или пьяный, в ненормальном состоянии. Его редко узнавали, потому что он разжирел и выглядел на все сорок. Однажды он оборзел, и вышибалы, которые не знали, кто он такой, вышвырнули его на улицу, где его подобрал и отвел на хату французский рок-фан. Проведя таким образом ночь, Джим приглашал всех подряд позавтракать в дорогом бульварном ресторане. Однажды ночью Джим попытался взобраться на сцену в Цирке, но не смог петь, поскольку был слишком пьян. Последние дни своей жизни он провел в мужских туалетах, где происходил дележ наркотиков.

Именно в туалете, по словам Мюллера, Моррисон провел свою последнюю ночь вместе с торговцем наркотиками по кличке Крошка Робер. Передавая дозу, Робер предупредил Джима: "Это не шутка". Джим тут же вмазался и впал в кому. Парочка "друзей Пэм", возможно, какие-то сердобольные вышибалы из клуба, выволокли Джима из туалета и перетащили в соседнее кабаре "Альказар", которое к тому времени было уже закрыто. Здесь они загрузили его в такси и позже положили в холодную ванну, чтобы оклемался.

Мюллер не настаивает на своей истории, поскольку все его свидетели - наркоманы и мелкие торговцы, не имеющие солидной репутации. И все же в этой истории нет ничего невероятного.

Моррисон не был наркоманом, но часто покупал героин для Пэм (добывать "смэк" - мужское дело). Мишель Одер, бывший муж Вайвы, суперзвезды Энди Уорхола, вспоминает, что не раз встречал Джима в номерах торговца героином в нью-йорском отеле Челси. Американский диск-жокей Кэмерон Уотсон рассказывает, что за пару недель до смерти Джима, он встретил его на террасе Кафе де Флор с одним фотографом, который подошел к Уотсону и шепотом сказал: "Джим Моррисон хочет купить "смэк". Не знаешь, где можно достать?"

То, что Моррисон сделал нечто, против чего его предостерегали, было совершенно в его характере. Сам он не стал бы колоться наркотиком, потому что испытывал ужас к иглам. Он бы скорее понюхал. И пара сильных доз могла его убить, поскольку люди, не принимающие наркотиков, не обладают защитной функцией наркомана. И хотя версия Мюллера не имеет достаточных оснований, она может быть правдой, поскольку она жизненна. Перед лицом двух взаимоисключающих версий одного и того же события биограф инстинктивно ищет третий источник, на который можно было бы положиться. Но что это за источник? Очевидно, осталось множество близких людей Джима Моррисона, которые знают о его смерти гораздо больше, чем рассказывают, но наивно было бы думать, что через столько лет они заговорят без такой убедительной причины, как, например, участие в серьезном художественном (или документальном) фильме о последних днях Джима Моррисона.

Не имея возможности сделать подобное предложение, я решил обратиться к архивам французской полиции. Разумеется, такие документы носят конфиденциальный характер и предоставляются только членам семьи или их полномочным представителям, но опыт подсказал, что всегда бывает какой-нибудь способ просочиться сквозь бюрократические заслоны.

Однако прежде я решил спросить Джерри Хопкинса насчет того, что он думает о моей попытке. Он уверил меня в том, что никаких официальных протоколов не осталось, поскольку вскрытия не было. Это было очевидной ерундой, потому что в таком городе, как Париж, ни один человек не может умереть без полицейского протокола. С другой стороны, смерть Джима Моррисона могла быть скрыта полицией по какой-то загадочной причине, и тогда запись о смерти все-таки есть, но ей грош цена.

Выяснилось, что доступ к архивам не так уж сложен, как я предполагал. Пройдя через обычную бюрократическую канитель и неопределенность ожидания, мои парижские помощники, Марта Легас и Анн Сурада, все же добыли необходимые документы: досье криминального департамента французской полиции и рапорт бригады "скорой помощи" в архиве департамента пожарной службы.

Полицейский рапорт состоит в основном из пересказа деталей расследования, проведенного в участке во второй половине дня смерти Моррисона. Показания давали лейтенант-пожарник, который командовал спасательной бригадой, офицер уголовного розыска, обследовавший место происшествия (который одновременно руководил слушанием), врач, производивший осмотр тела, и два главных свидетеля: Памела Курсон и Алан Роней.

Показания Курсон заслуживают особого внимания, поскольку претендуют на полное описание последней ночи Джима Моррисона. (Роней выступал в качестве переводчика, а это означает, что полиция не допрашивала свидетелей по отдельности.) В переводе слово "ami" передается как "друг", хотя, разумеется оно означает еще и "любовник".

"Я друг мистера Моррисона, - заявила Памела. - Я жила с ним как жена пять лет. Мы с моим другом приехали во Францию в марте... Он был писатель, но жил на собственные доходы. Перед тем как поселиться на Рю-де-Ботрейн, мы на три недели остановились в отеле "Ницца" на улице Изящных Искусств. Здесь мой друг заболел. Он жаловался, что ему трудно дышать, и по ночам у него были приступы кашля. Я вызвала врача, который приехал в отель и прописал таблетки от астмы. Мой друг не любил ходить по врачам и никогда не заботился о своем здоровье. Я не могу сказать, кто был тот доктор, и я не соблюдала его предписания. До этого мы были в Лондоне, и у моего друга уже была эта болезнь.

Вчера вечером... мой друг пошел один пообедать в ресторан, наверняка где-то поблизости. Когда он вернулся из ресторана, мы вдвоем пошли смотреть фильм "Преследование" в кинотеатр. Мы вернулись из кино примерно в час ночи. Я приготовила поесть, а мой друг показывал любительские фильмы. Казалось, что он здоров и очень счастлив. Но я должна сказать, что он никогда не жаловался, это было не в его натуре. Потом он слушал пластинки в спальне. Мы лежали вместе и слушали. Кажется, мы заснули примерно в 2,30, хотя точно не скажу. Проигрыватель выключился автоматически. Нет, в последнюю ночь мы не занимались сексом.

Примерно в 3.30, как мне кажется - в спальне не было часов и время меня не волновало, - я проснулась от шумного дыхания моего друга... у меня было впечатление, что он задыхается. Я стала его трясти и несколько раз ударила по щекам, чтобы разбудить. Я спросила, в чем дело. Я хотела вызвать врача. Мой друг сказал, что чувствует себя отлично и не хочет видеть никакого врача. Он встал и прошелся по комнате. Затем он сказал, что хочет принять теплую ванну.

Когда он был в ванной, то позвал меня, сказал, что его тошнит и хочется блевать. По пути в ванную я взяла с кухни оранжевую посудину. Его вырвало, и мне показалось, что там кровь. Я вылила содержимое посудины. Потом его вырвало еще раз - теперь одной кровью. Потом его вырвало третий раз - сгустками крови.

Я не знаю, как долго спала. Я вздрогнула, проснулась и увидела, что он все еще там. Его голова не была в воде. Казалось, что он спит. Под ноздрями было немного крови. Я попыталась его разбудить. Я думала, что он болен и потерял сознание. Я попыталась вытащить его из ванны, но не смогла. Тогда я позвонила мистеру Ронею, он тоже американец, и попросила его вызвать "скорую".

Когда мистер Роней приехал со своей подругой, мадам Агнес (Варда) Деми, они, кажется, вызвали то ли пожарных, то ли полицию".

Как не трудно догадаться, показания Ронея совпадают с показаниями Курсон во всех деталях, кроме одной:

"Я знаю мистера Моррисона с 1963 года. Он один из моих друзей. Сегодня утром, примерно в 8.30, меня разбудил телефонный звонок мисс Курсон, которая просила помощи. Она просила меня приехать немедленно. Она плакала. Она сказала, что ее друг потерял сознание. Я тут же встал и отправился на Рю-де-Ботрейн в сопровождении своей подруги, мадам Деми. Приехав, я увидел на улице пожарных. Я спросил, что происходит, но они не ответили. Я поднялся в квартиру. Я увидел мисс Курсон... которая сказала, что ее друг мертв... Его уже вынесли из ванной и положили в постель.

Мой друг Моррисон много пил и плохо переносил спиртное.

Я уверен, что мой друг никогда не употреблял наркотиков. Он часто говорил о глупости молодых людей, которые употребляют наркотики, и считал это очень серьезной проблемой".

Прежде всего бросается в глаза то, что эти заявления во многом отличаются от так называемой официальной версии, опубликованной в известной биографии Хопкинса - Шугермэна. Второе - существует противоречие в показаниях Ронея и Курсон. Роней утверждает, что, когда он приехал, пожарные находились возле дома. Но Курсон говорит, что Роней и Варда вызвали пожарных после своего приезда. Если предположить, что Роней сказал правду, кто же действительно вызвал пожарных?..

Похороны состоялись во второй половине дня в четверг. Не был приглашен никто из членов семьи, никто из духовенства. Присутствовали: Памела Курсон, Алан Роней, Агнес Варда, Билл Сиддонс и Робин Уэртл - молодая канадка, которая в Париже выполняла роль секретаря Джима и Пэм. Они почитали стихи и бросили цветы на гроб, когда он был погружен в землю на глубину пяти метров.

В тот же самый день Курсон заполнила свидетельство о смерти в офисе американского консула. На следующий день она и Сиддонс вылетели в Лос-Анджелес. И только после этого общественность известили о смерти Моррисона тщательно взвешенным заявлением.

25 апреля 1974 года Памела Курсон, 27 лет, была обнаружена мертвой в своей голливудской квартире от передозировки героина, вскоре после получения 20.000 долларов в качестве единственной наследницы Джима Моррисона. Она отпраздновала это событие приобретением желтого "Фольксвагена" и унции "китайского белого".

То, что причиной смерти был героин, подтверждает рассказ Дэнни Шугермэна в книге "Авеню в стране чудес", где он описывает вечер, проведенный с Памелой, после ее возвращения в Лос-Анджелес, когда они кололись "коричневым сахаром" (мексиканский героин). Она сказала буквально следующее:

"Я убила его. Это был мой наркотик... Он узнал, что я готовлю его, и - ты знаешь Джима - решил попробовать. И я ему дала? Он никогда раньше его не делал, а я ему дала. Потом он сказал, что плохо себя чувствует... Мне надо было вызвать "скорую", но я махнула рукой... Когда я проснулась на рассвете... я зашла в ванную, и он лежал там... Он улыбался... и я подумала, что он меня разыгрывает".

До переезда в Европу Джим Моррисон не имел истории какой-либо сердечной болезни или астмы. Он много пил и перепробовал много наркотиков, но никогда серьезно не болел. Что же касается кашля, он был вызван тремя пачками сигарет, выкуриваемых Джимом каждый день.

Перевод: Олег Хафизов, allalive.narod.ru

Джим Моррисон и Памела Курсон оставили после себя коллекцию фотографий во время отдыха в Париже, которые оказались последними фотокадрами знаменитого музыканта, который скончался в столице Франции от сердечного приступа на фоне передозировки наркотиками 3 июля 1971 на съёмной квартире по улице Ботрейи IV парижского округа.

Последние дни жизни

У The Doors и её лидера была своя собственная Йоко, которая не развалила культовую команду, но потакала всем причудам своего мятежного бойфренда, принимала вместе с ним любые виды наркотиков и в итоге подтолкнула к роковой черте.

Дебютные альбомы “The Doors” («The Doors» и «Strange days») вышли в 1967-м и принесли лос-анджелесской рок-группе гигантскую славу. Хуже всех с этим испытанием справлялся лидер коллектива, который уже в 1968-м начала фестивалить, пропускать репетиции, срывать концерты, заниматься классическим рок-н-рольным саморазрушением и чередовать яркие вспышки чистого творчества с тяжелыми алкогольными и наркотическими марафонами, стычками с полицией, арестами, постепенным медленным угасанием и кошмарным превращением из идола миллионов в неряшливого, грязного и заросшего толстяка. Очередная подружка Памела Курсон оказалась под стать рок-звезде – любовница поэта и музыканта с удовольствием участвовала в героиновых трипах и весной 1971-го поехала вместе с бойфрендом в Париж.
Поэт собирался поработать в городе романтики и любви над книгой стихов, однако львиную долю времени посвящал не работе, а отдыху и развлечениям.

Днем накануне смерти любовники гуляли парижскими улочками и бульварами, изучали блошиные рынки, пообедали в кафе, заходили в гости к друзьям, посмотрели фильм в кинотеатре и приблизительно в десять вечера вернулись домой. Целый день рокер пил пиво и крепкие напитки, а дома решил уколоться, после чего у него разболелась голова и началась рвота. Музыкант отказался звонить в скорую и предложил подружке идти спать. В три они уснули, а в пять Памела нашла Моррисона в ванной, где тот лежал без сознания в горячей воде. Прибывшая бригада скорой помощи констатировала смерть, которая наступила между 4:45 и 5:00. Вскрытие не проводилось и официальной причиной смерти Джима Моррисона стала «острая сердечная недостаточность, вызванная передозировкой наркотиками».

Смерть рок-звезды случилась третьего июля, а последние фото Джима Моррисона и Памелы Курсон были сделаны 28 июня, когда любовники в компании с фотографом и близким другом Аленом Роне почти целый день провели в прогулках и посиделках в парижских кафешках. На следующих фотографиях мужчине осталось жить шесть дней, а его спутнице – три года. Оба умрут в 27 – легендарный рокер станет одним из самых великих участников печально знаменитого «Клуба 27», а его роковая подружка тихо и мирно скончается в гостиной съёмной лос-анджелесской квартиры по тем же медицинским причинам, что и покойный любовник. Памела Курсон и Джим Моррисон воссоединились после смерти, рассказав миру очередную роковую историю любви – не такую, как у , но тоже достойную внимания. Смотрите, милуйтесь и не повторяйте.















Памела Курсон (Pamela Susan Courson)
(22 декабря 1946 г. - 25 апреля 1974 г.)

Рыжеволосая муза Джима Моррисона, посвящения которой можно прочитать в текстах многие его песен, в том числе "Queen Of The Highway", "Five To One", "Twentieth Century Fox", "Roadhouse Blues". После смерти Джима и Памелы её родители обращались в суд с тем, чтобы их отношения признали фактическим браком.

Памела родилась в городке Уид , штат Калифорния. По воспоминаниям знакомых она была не очень общительным ребенком, да и семья их не особо дружила с соседями. До средних классов школы она довольно неплохо училась. Но уже в 16-летнем возрасте Пэм начала прогуливать занятия в Средней школе округа Орандж , и в конце концов уехала в Лос-Анджелес, где жила на съемной квартире вместе с подругой.

Мнения касательно того, где и в какой момент Джим познакомился с Пэм, расходятся. Некоторые биографы утверждают, что они встретились впервые в клубе "London Fog " на Сансет-Стрип, где группа выступала в 1965 году, когда Памела была еще изучавшей искусство студенткой в Городском колледже Лос-Анджелеса . С другой стороны,её близкие друзья говорят, что они познакомились месяцев за 6 до этого на вечеринке, которая проходила либо в UCLA , либо в колледже.

Отношения Джима и Памелы были бурными, оба они, бывало, ходили на сторону. По некоторым данным, Памела до Моррисона встречалась с Артуром Ли из группы Love. Некоторое время Пэм владела бутиком "Themis ", который Джим прикупил для нее, когда у их завелись деньги. В её свидетельстве о смерти в качестве рода занятий так и осталось "владелица магазина женской одежды".

После смерти Моррисона в 1971 году Памела, по завещанию Джима, унаследовала все его имущество, хотя в завещании он и признавал себя "неженатым". Из-за продолжительной судебной тяжбы вступить в права наследования она смогла только через два года. С остальным членами группы Памела перестала общаться, получив свю часть авторских отчислений.

Влоть до своей смерти в 1974 году Памела вела затворнический образ жизни и все больше подсаживалась на героин. 25 апреля её обнаружили мертвой на диване в гостиной её квартиры в Лос-Анджелесе , которую она снимала вместе с двумя друзьями. Причиной смерти была передозировка героина. Соседка рассказывала, что она мечтала снова встретить Джима. Родители Памелы хотели, чтобы её похоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с Джимом, и уже обозначили это место захоронения в свидетельстве о смерти, однако из-за сложностей с оформлением перевозки тела во Францию от этой идеи пришлось отказаться. Пэм похоронили в Мемориальном парке Фэйрхэвен (Fairhaven Memorial Park) в Санта-Ана, штат Калифорния, под именем "Памелы Сьюзан Моррисон".

Колумбус и Пени Курсон, после смерти дочери стали наследниками имущества Моррисона, однако родители Джима опротестовали их права. В своем завещании, написанном еще 12 февраля 1969 года, Моррисон оставляет все имущество Памеле Курсон, распорядителем назначая своего адвоката Макса Финка (Max Fink). С его смертью все права на наследство перешли к Памеле, а после - к ее ближайшим родственникам. В поддержку своих прав на наследство Курсоны представили неподписанный документ, который Памела якобы получила в штате Колорадо, и который является декларацией того, что Памела Курсон и Джим Моррисон заключили соглашение о фактическом браке в соответствии с законами этого штата. Возможность оформления фактического брака была отменена в Калифорнии еще в 1896 году, однако законы конфликта юрисдикций, действующие в этом штате, признают фактические браки, законно заключенные в других штатах. Колорадо является одним из 11 штатов США, где до сих пор признаются фактические браки. В этом случае поскольку фактический брак был официально заключен в соответствии с законами штата Колорадо, он должен был признаваться и штатом Калифорния. Однако подписей ни Моррисона, ни Курсон на этом документе не было, как не было и свидетельств того, что кто-то из них знал о существовании этого документа. Кроме того, ни один из супругов не являлся жителем штата Колорадо.

Но несмотря на все обстоятельства суд по делам о наследстве решил, что Памела Курсон и Джим Моррисон состояли в фактическом браке в соответствии с законодательством штата Колорадо. В результате дело о наследстве было закрыто в пользу семьи Курсон, которая и вступила в законные права.


Похоронена:
Fairhaven Memorial Park
Santa Ana
Orange County
California, USA
Участок: Garden courts, compartment 164

ОПИСАНИЕ ПРЕМИИ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ СЮЖЕТ РЕЦЕНЗИИ ОТЗЫВЫ

Документальный фильм о последних днях жизни и смерти Джима Моррисона в Париже. Лента включает в себя интервью, реконструкцию событий и редкие кадры фото- и кинохроники. Помимо официальной, представлены и другие версии смерти Моррисона.

В свое время The Doors были группой № 1 в Америке, а Джим Моррисон - чуть ли не рок-иконой молодого поколения. В апреле 1971 года группа выпустила «L.A. Woman» - пожалуй, самый мощный свой альбом. Это были сильные, нервные песни об убитых циничными взрослыми детях и о том, что время игр кончилось. После этого Джим уже не мог написать ни одной строчки. Он устал, выдохся и уехал в Париж. Он думал, что смена ритма и континента поможет… Там, в Париже, он и умер… После его смерти (как утверждал пресс-релиз, "мирно, от естественных причин... на руках у своей жены Пэм, после обращения к врачу по поводу проблем с дыханием") фактически никто не поверил, что Моррисон мирно скончался во сне. И все же даже теперь, через столько лет, мы точно не знаем, что произошло. От начала до конца своей короткой, но блестящей карьеры Джим Моррисон писал о смерти, говорил о смерти и изображал смерть на сцене. Смерть имела для него не меньшее значение, чем жизнь; по сути дела для него это было одно и то же, потому что ни один представитель контркультуры, как при Моррисоне, так и до него, не жил с образом смерти, так глубоко запечатленным в уме. Когда объявили о смерти Дженис Джоплин (вскоре после смерти Хендрикса), Моррисон повернулся к присутствующим и сказал: "Вы пьете с номером три". Каждый, кто знал Моррисона, признавал, что на нем лежала печать ранней смерти. Смертью веет не только от его стихов, ее холодящее дыхание исходит также и от потусторонней музыки "The Doors", нередко напоминающей рок-н-ролльный танец смерти. После 1971 года The Doors выпустили еще два посредственных альбома и распались. А музыка Моррисона пережила возрождение, давшее вторую жизнь многим старым рок-звездам, и его легенда рассказывается и пересказывается в целом потоке статей и книг.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

"Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении «Посмотрите на это!» А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда" - Джим Моррисон.
В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон - один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих.
В романе Стивена Кинга «Противостояние», один из главных героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции.
В фильме «Смерть ей к лицу» - Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия.
В книге Мик Фаррен «Джим Моррисон после смерти» - Джим - главный герой, разбирающийся в хитросплетения послесмертия.
У группы Калинов мост целая песня посвящена смерти Моррисона «В городе Париже в начале июля я столкнулся с ним...».
О фильме (фр.) - http://pierrejolicoeur.com/communaute/sujet/les-derniers-jours-de-jim-morrison.
Памела Сьюзен Курсон / Pamela Susan Courson (22 декабря 1946 - 25 апреля 1974) - сожительница и муза Джима Моррисона, лидера группы The Doors. Памела Курсон родилась в городке Уид, штат Калифорния. По воспоминаниям знакомых она была не очень общительным ребенком, да и семья их не особо дружила с соседями. До средних классов школы она довольно неплохо училась. Но уже в 16-летнем возрасте Пэм начала прогуливать занятия в средней школе округа Орандж, и в конце концов уехала в Лос-Анджелес, где жила на съемной квартире вместе с подругой. Окончив школу в 1965 году, она переехала в Лос-Анджелес, где стала студенткой Los Angeles City College и познакомилась с музыкантами The Doors. Мнения касательно того, где и в какой момент Джим познакомился с Пэм, расходятся. Некоторые биографы утверждают, что они встретились впервые в клубе "London Fog" на Сансет-Стрип, где группа выступала в 1965 году, когда Памела была еще изучавшей искусство студенткой в Городском колледже Лос-Анджелеса. С другой стороны, ее близкие друзья говорят, что они познакомились месяцев за 6 до этого на вечеринке, которая проходила либо в UCLA, либо в колледже. Отношения Джима и Памелы были бурными, оба они, бывало, ходили на сторону. По некоторым данным, Памела до Моррисона встречалась с Артуром Ли из группы Love. Некоторое время Пэм владела бутиком «Themis», который Джим прикупил для нее, когда у них завелись деньги. Кроме управления модным бутиком, Памела не сделала никакой карьеры. В ее свидетельстве о смерти в качестве рода занятий так и осталось "владелица магазина женской одежды". Памела - единственный человек, который первым увидел Джима Моррисона мертвым, что породило слухи об убийстве или инсценированной смерти певца. После смерти Моррисона в 1971 году Памела, по завещанию Джима, унаследовала все его имущество, включая права на использование его произведений, хотя в завещании он и признавал себя "неженатым". Из-за продолжительной судебной тяжбы вступить в права наследования она смогла только через два года. С остальными членами группы Памела перестала общаться, получив свою часть авторских отчислений. Вплоть до своей смерти в 1974 году Памела вела затворнический образ жизни и все больше подсаживалась на героин. 25 апреля (через три года после смерти Моррисона) ее обнаружили мертвой на диване в гостиной ее квартиры в Лос-Анджелесе, которую она снимала вместе с двумя друзьями. Причиной смерти была передозировка героина. Соседка рассказывала, что она мечтала снова встретить Джима. Родители Памелы хотели, чтобы ее похоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с Джимом, и уже обозначили это место захоронения в свидетельстве о смерти, однако из-за сложностей с оформлением перевозки тела во Францию от этой идеи пришлось отказаться. Пэм похоронили в Мемориальном парке Фэйрхэвен (Fairhaven Memorial Park) в Санта-Ана, штат Калифорния, под именем "Памелы Сьюзан Моррисон". Курсон посвящены многие стихи и некоторые песни Моррисона, в том числе: «My Eyes Have Seen You», «Blue Sunday», «Indian Summer», «L.A. Woman», «Love Street», «Orange County Suite», «Queen of the Highway», «We Could Be So Good Together», «Wild Child», «Five To One», «Twentieth Century Fox», «Roadhouse Blues». Есть мнение, что именно ей посвящена «Cinnamon Girl» Нила Янга, хотя сам певец не подтверждал этого.
Памела Курсон, как и Моррисон, умерла в 27 лет.
После смерти Джима и Памелы ее родители обращались в суд с тем, чтобы их отношения признали фактическим браком.
Памела Курсон на сайте Find-a-Grave - http://findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=gr&GRid=4355.
Antispamnow. "Кто убил Джима Моррисона?" - http://antispamnow.livejournal.com/720.html.
Наталья Лайдинен."Поединок с Демонами. Джим" - http://magazines.russ.ru/interpoezia/2009/1/la20.html.
Русскоязычный фан-сайт группы The Doors и Джима Моррисона - http://jimmorrison.ru/.
Моррисон на Peoples.ru - http://peoples.ru/art/music/rock/morrison/.
Стихотворения Моррисона в переводе - http://lit.lib.ru/editors/k/kudrjawickij_a_i/jimmorrisonpoems.shtml.
Тексты песен Моррисона - http://lib.ru/SONGS/doors.txt.
The Doors - полный путеводитель по музыке - http://citycat.ru/~serge/library/Doorscomplete.htm.
The Doors в Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Doors.
Официальный сайт The Doors - http://thedoors.com/index.php.

Джим Моррисон / Jim Morrison; полное имя Джеймс Дуглас Моррисон / James Douglas Morrison (8 декабря 1943 - 3 июля 1971) - американский певец, поэт, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors. Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времен. Джим Моррисон родился в Мельбурне, штат Флорида, в семье будущего адмирала Джорджа Стивена Моррисона (1919-2008) и Клары Моррисон (1919-2005). Также у Джима были брат Эндрю и сестра Энн. В Джиме были смешаны шотландские, английские и ирландские крови. Известно, что IQ Моррисона составлял 149. В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути. «Я впервые узнал смерть (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их». Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn"s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer, а также «Riders on the Storm». Джим провел часть детства в Сан-Диего, Калифорния. В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в Калифорнийский университет (UCLA) на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, The Beach Boys, Love и Kinks. В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актерскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учебе не очень серьезно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем. В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашел понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына. Фильм, который был его выпускной работой, не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень переживал и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения. Учась в UCLA, Джим познакомился и подружился с Рэем Манзареком. Вместе они организовали группу The Doors. Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Джона, Робби Кригер. Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу. The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» (рус. Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы таким, как есть - бесконечным). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно. Группа начала выступать по местным кабакам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня». Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Трип - «Whisky-A-Go-Go». Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры наряду с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» вошел в первую десятку американского хит-парада Billboard, а следующий, «Light My Fire», занял в хит-параде первое место - крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами. Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома: «The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством. Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все»). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас, упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше, культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В 1970-м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу. В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта еще более мистифицировала его в глазах поклонников. В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Все больше материала писал Робби Кригер, все меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивания пьяного Моррисона с публикой. В 1971 году рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов. По официальной версии Моррисон умер в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors. В 1978 году был выпущен альбом An American Prayer: незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение. Песня The End вошла в фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979).

Скоро выйдет новый фильм о Джиме. Надо полагать - к его очередной круглой дате. Вот я и возьми да загляни... в Википедию. И пробежался по именам, связанным с Дорз. И набрел на всем известную Патрицию. И забил это имя в Яндексе...
ну то, что она - ведьма, то понятно - много таких пасется и паслось рядом с рокерами, но мне понравилась версия смерти Джима и его любовницы Памелы. Ребята, конечно, поиграли в ролевые игры, но насколько здесь игры и насколько правды - решать вам...
...я же - в очередном ауте от происходящего: рок-н-ролл - живое существо. И всегда очень любит кушать...

Памела Сьюзен Курсон (Пэм) родилась 22 декабря 1946 в Уиде, штат Калифорния, США. Довольно успешно закончив школу, переехала в Лос-Анджелес, где стала студенткой Los Angeles City College. В 1965, там же, она познакомилась с Джимом Моррисоном, с которым они в скором времени начали встречаться и жить на чердаке у его друга. Через несколько месяцев после их знакомства Джим и Рэй Манзарек обсуждают на берегу моря стихи Джима и решают создать группу "The Doors". Пэм присутствует на всех их репетициях, концертах в маленьких захудалых клубах.
Памела встречается с Джимом с 1965 года.

1966
Июль
Группа возвращается в Лос-Анджелес, где Джим поселился в одной квартире с Памелой Курсон. Они встречаются уже около года, теперь у неё собственная квартирка в Лорел Кэньон.

1967
Слава недавно появившейся на свет группы росла с неимоверной быстротой. Их первый альбом оказался на первых строчках во всех чартах. Вместе со славой и толпой фанатов приходят и проблемы в отношения Пэм и Джима. Частые измены с его стороны, огромное количество потребляемого алкоголя и легких наркотиков...

1968
Патриция Конелли, леди-малкавиан, ищет кандидата в Птенцы и останавливает свой выбор на Джиме Моррисоне. Такой выбор грозит конфликтностью с кланом Тореадор, но «игра стоит свеч».

1969
29 февраля
Очередной концерт группы. После него Джим и Пэм собираются вместе провести неделю в доме на Ямайке, который был уже для них готов. Но перед отъездом они поссорились. Они опоздал на авиарейс, позвонил в концертный зал, чтобы сказать ребятам, что немного опоздает, он уже был пьян, но продолжает пить всю дорогу в Майами.
Джим напивается до бессознательного состояния, что приводит к серьезнейшему отравлению. Его спасает Патриция, влив в него своей крови. Во время поездки она находилась в его машине под действием дисциплины Затемнение. Эти события привели к его становлению гулем, но, клан Тореадор вынужден поддержать Патрицию в её действиях, как единственный вариант в той ситуации спасти Джима. О произошедшем Джим ничего не помнит. Маскарад соблюден.

Сентябрь
Джим начинает переписываться с Патрицией Коннели , редактором и критиком из нью-йоркского журнала Jazz&Pop.
Леди-малкавиан начинает открытое общение с Джимом, с целью завладеть его вниманием и продолжить начатое в феврале.

8 декабря
Джим отмечает свое 26-летие в большой компании. К этому времени Пэм требует, чтобы Джим бросил карьеру солиста группы и начал вести с ней домашнюю семейную жизнь, в которой, по её мнению, он сможет заниматься поэзией. Одновременно в судах рассматривается не менее двадцати дел о признании отцовства Моррисона.
Начало активного воздействия на разум Пэм со стороны будущего Сира (приближение к безумию). Её мозг буквально бомбардируют информацией о неверности Джима с целью разорвать их общение. Правда, на данный момент цель все-таки всецело завладеть Джимом. Пэм пытается удержать его, уговаривая отказаться от карьеры музыканта.

1970
Март-апрель
Джим и Патриция Коннели вновь стали общаться: в своем журнале Jazz&Pop она отрецензировала книгу его стихов, он прислал ей благодарственную телеграмму. Вдобавок ко всему, Патриция была посвященной, практикующей колдуньей, жрицей шабаша ведьм, что не могло не восхищать Джима.
Патриция окончательно отбивает Джима у Пэм, нанося сокрушительный удар по её душевному равновесию. Джим посещает несколько ритуалов, где второй раз пробует кровь Патриции.

Июнь
Джим и Патриция поженились. Свадьбу провели по колдовскому кельтскому ритуалу. В субботу Джим с другом уехал в Париж, где они остановились в знаменитом отеле «Георг V». За день до отъезда домой Моррисона вновь лихорадит. Почти три недели Джим болел.
Во время свадьбы Джим третий раз пробует кровь Патриции, что устанавливает между ними Кровную Связь и окончательно закрепляет права Патриции на него. По большей части в это время Джим служит кормушкой для своей хозяйки, от чего испытывает сильное недомогание.
Клан Тореадор выражает свое неудовольствие данными событиями, заявляя, что в этот раз не было необходимости в крови Патриции. В противовес им ставится, что Джим действовал по собственной воле.

14 августа
Джим говорит по телефону с Патрицией по телефону, узнает, что она беременна, и просит её приехать к нему в Майами.
Патриция прибывает в Майами в попытке уберечь Джима от повышающегося интереса клана Тореадор проявленного к нему. Старейшины требуют от Патриции быстрее решить вопрос с созданием Птенца, что бы избежать эскалации конфликта между кланами Малкавиан и Тореадор.

19 августа
Между Патрицией и Джимом состоится разговор, Моррисон скажет, что ребенок разрушит их дружбу. Она решит сделать аборт.
1. Джим негативно реагирует на намерение Патриции обзавестись Птенцом.
2. Но сам отвергает предложение Патриции вступить в клан Малкавиан, считая что это разрушит их отношения в данном виде и переведет все к схеме «Господин - слуга».
3. Джим получает первые знаки внимания клана Тореадор, над которым серьезно задумывается.

Октябрь.
Вскоре по возвращении из Майами Моррисон начал испытывать постоянные приступы жуткого страха, узнав, что от передозировки героина умерла Дженис Джоплин. Еще в сентябре умер Джимми Хендрикс. Как-то в загородной поездке Джим сказал друзьям: «Вы пьете с номером три».
Джим боится, что его контакты с Тореадорами вызовут гнев Патриции. Особенно после того как получает серьезное предупреждение от нее.
Патриция решает принять в клан не Джима, ставшего не надежным, а Памелу, проявляющую к тому времени все признаки «Знака чистоты Каина». Леди-малкавиан отбывает к Пэм что бы продолжить активную работу над её сознанием.

19 ноября
Джим начал встречаться со шведкой Ингрид. Однажды ночью, когда он к ней пришел, то принес с собой бутылку шампанского и большую, чем обычно, порцию кокаина в коробке из-под 35-миллиметровой пленки. Они решили «выпить крови» друг друга. Утром Джим проснулся действительно весь в крови. Паранойя росла.
Пользуясь отсутствием Патриции Тореадоры приставляют к Джиму девушку Ингрид с целью выяснить сколь сильно он связан с Малкавиан и перспективы его вхождения в клан Тореадор.

Конец декабря
В офисе The Doors Джима ждала записка «Я в городе. Позвони мне. Патриция». Она была приколота к столу ножом. Он позвонил, они договорились встретиться. Но на встречу пришло две женщины: Патриция и Пэм.
В город прибывает крайне недовольная Патриция. Она везет с собой Пэм, которая все это время под её влиянием и постепенно приближалась к Безумию.

1971
Январь-февраль
Преданность Пэм покорила Джима, они опять живут вместе. Джим даже начал получать удовольствие от домашнего спокойствия.
Страх перед гневом Патриции заставляет Джима порвать все контакты с Тореадорами. Он всячески пытается выслужиться, являя собой образчик преданности.

14 февраля
Джим отвез Памелу в аэропорт и она улетела в Париж. Он же провел неделю с Патрицией в Лос-Анджелесе. Эти семь дней закончились ссорой. Патриция улетела в Нью-Йорк.
У Пэм приступы галюцинаций. Патриция отправляет её в Париж. Джим сопровождает её до аэропорта. В пути узнает что Пэм будет принята в клан. Это становится поводом к серьезной ссоре с Патрицией.

6 марта
Джим отбыл в Париж к Памеле.
Джим наказан и выслан в след за Пэм.

Март
Джим и Пэм снимают комнату у Зозо.
Джим забирает Пэм в момент очередного серьезного приступа безумия и пытается скрыться на квартире у знакомого тореадора из новообращенных.

1 июля
Джим подавлен, попытки отвлечь его безрезультатны.
Тореадоры не спешат с обращением Джима. Патриция нашла беглецов потребовала у Совета Старейшин Парижа вернуть ей гуля и будущего Птенца. Её требования удовлетворены. За время пребывания в убежище Тореадоров Пэм приобретает новую форму безумия. На данный момент она уже постоянно считает себя вампиром, и более того периодически причисляет себя к клану Тореадор.

2 июля
Джим, Памела и их друг Алан Роней обедают в кафе, Джим необычайно спокоен. После ужина он идет в кино на фильм «Преследуемый» с Робертом Митчемом. Ходил ли действительно Джим в кино - загадка. Некоторые утверждают, что он был в «Rock’n’Roll Circus», где принял героин, другие видели его в самолете.
Джим догадывается, какая судьба ему уготована, но душевно опустошен настолько, что теряет всякую волю к сопротивлению. Он становится первой жертвой Памелы после её обращения. Патриция даже не пыталась остановить Пэм, когда та обуреваемая Жаждой выпила Джима «до дна». Это событие окончательно «сдвинуло крышу» Пэм и завершило её становление в клане Малкавиан. Джим умер.

5 июля
Пошел слух, что Джим умер.
Начинается информационная чистка инцидента.

6 июля
Бил Сиддонз прибыл в Париж. В квартире его встретила Памела, закрытый гроб и свидетельство о смерти.

7 июля
Памела представила свидетельство о смерти в посольство США, представив Джима как Джеймса Дугласа Моррисона, поэта, сказав, что у него нет живых родственников. В качестве официальной причины смерти был записан сердечный приступ.
В этот же день гроб с телом Моррисона был опущен в землю на кладбище Пер-Лашез. Всего пять человек присутствовали на похоронах.
В мир выпущены «официальная» (сердечный приступ) и «не официальная» (передозировка героина) версии смерти Джима. Утрясаются последние юридические формальности. Все имущество Джима, включая права на использование его произведений, отходит Памеле.
Скоротечные похороны при малом количестве свидетелей завершили историю Джима, став стартом для девы-малкавиан Памелы Курсон.

25 апреля 1974г
«Прожив» три года на территории США Пэм отбывает за границу к своему Сиру