Суггестивное обучение. Суггестопедия(суггестивный метод обучения) Суггестивные методы обучения

«Погружение » как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия - это активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Результат внушения - необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей учащегося.

Наибольшую известность получило погружение в языковую среду с использованием ее суггестивного воздействия. Основы суггестопедии были заложены в трудах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгина, Г.К. Лозанова и др.

Суггестивная установка - это внутреннее состояние, которое возникает в результате серии предшествовавших воздействий, не­посредственно не осознается и не переживается, но несмотря на свою неосознаваемость, влияет на сознательно регулируемую деятельность.

Усвоение полученной информации происходит на базе суггестопедической системы этюдов (Г. Лозанов, 1975). Они могут иметь форму беседы, песни, инсценировки, монолога диалога, мыслительных задач, проблемных ситуаций, пресс-конференций, интервью, игр типа «отгадай», конкурсов на выявление самого любознательного, находчивого, оптимистичного, пессимистичного и т.д.

В современном виде метод Лозанова не включает каких-либо специфически гипнотических воздействий. Суггестия осуществляется в состоянии бодрствования. Суггестивными факторами в нем являются:

– двуплановость, сочетание осознаваемого и неосознаваемого;

– интонационная, ритмическая окраска речи;

– атмосфера ненапряженности, ощущение легкости обучения;

– определенная последовательность в построении занятий;

– игровой характер обучения, инфантилизация;

– музыка;

– псевдопассивность;

– коммуникативность обучения;

– успешно выполняемые учебные действия, уверенность в себе и т.д.

На основе суггестопедии построены технологии сказкотерапии .

Суггестопедический метод пригоден для обучения людей всех возрастов. В Болгарии посредством его можно изучать все предме­ты, занимаясь 5 дней в неделю и практически не выполняя домаш­них заданий. За год обучения дети изучают программу 2-х лет. Так, например, обучение чтению занимает 30 дней. Состояние здоровья и творческие способности детей в таких школах лучше, чем в обычных.



Наиболее распространенным вариантом суггестопедической тех­нологии является концентрированный метод, при котором заня­тия проводятся ежедневно по нескольку (чаще 4) часов почти без домашних заданий. Накоплен значительный опыт в области неконцентрированного во времени суггестопедического обучения, что может облегчить внедрение этого метода в практику традиционно­го образования.

Принципы внушения (по Г.К. Лозанову):

– принцип «единства осознавания и неосознавания»;

– принцип «суггестивной взаимосвязи»;

– принцип «радости и ненапряжённости».

Эти принципы осуществляются различными психологическими, дидактическими и артистическими группами средств и предполагают создание особых психолого-педагогических условий обучения.

Для учителя необходимы:

инфантилизация - установление естественной обстановки доверия , когда обучаемый как бы «вверяет» себя преподавателю;

– мастерство двуплановости при введении нового материала: каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т.д.

Обучаемому следует:

– верить в осуществимость задач обучения;

– внушать себе мысли об огромных возможностях своего интеллекта;

– создавать постоянное положительное эмоциональное самоподкрепление за счет эстетических и комфортных условий; демонстрировать быстрое продвижение вперед в изучении дисциплины;

– «погружаться» в учебную дисциплину, в концентрированное изучение материала: каждый день изучается только одна учебная дисциплина по 4-6 часов в течение 2-3 месяцев.

Пример: Методика интенсивного овладения иностранным языком Г.А. Китайгородской предполагает 6 «погружений» (120 часов) со следующим распределением времени:

Модель временнóго погружения М.П. Щетинина

Щетинин Михаил Петрович (……) – директор школы-лицея ст. Текос Краснодарского края.

«Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими школьными учебными предметами предложил М.П. Щетинин. «Погружение» предполагает длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы (как разрядка, релаксация), а сами «погружения» повторяются через определённые промежутки времени.

Такая форма занятий основана на законе доминанты А.А. Ухтомского. Доминанта – это очаг возбуждения, концентрирующий внимание, мышление, эмоции на каком-либо объекте. Если главная доминанта на учебный предме­т вызвана, определена, то его можно и нужно усвоить, не растягивая на длительное время. В традиционном обучении (в день 3-5 предметов) каждая новая предметная доми­нанта обесценивает предыдущую. Ее возможности в интенсификации умственных процессов не используются. М.П. Щетинин предположил, что нужно увеличить срок действия доминанты. В его эксперименте первое погружение по математике в 9-м классе шло шесть дней (сра­зу после каждой пары часов разрядка – музыка, хореография, физкультура), и за 32 часа был пройден курс всего учебного года. Второе погружение со­стоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, тре­тье – через три месяца после второго, в начале марта, четвёртое – все­редине апреля. Они длились от четырех до семи дней, но «океан знаний, в который погружался класс, был уже не чужим, не страшным ».

В первом погру­жении были охвачены основные понятия, ядро курса, ставилась только одна задача – увидеть всё в комплексе: алгебраические формулы, графики, стереометрию, ощутить нераз­рывную связь, целостность разорванной прежде математической «все­ленной».

Во втором погружении детивыводили знакомые формулы, доказывали теоремы, уясняли понятия, система знаний формировалась и закреплялась во всех её деталях.

Наконец, в третьем погружении учащиесявоспроизводили теорию как самостоятельное доказа­тельство, как практическую задачу – письменно, устно, с опорой на наглядность, на модель, комментируя, применяя на практике.

«Погружение» как организационная модернизация ТО предполагает использование всех известных элементов тех или иных технологий, формирования понятий, умений и навыков, создания продуктивных результатов.

Суггестивная технология

Существует множество педагогических технологий учебно-воспитательного процесса. Среди них наиболее интересна с точки зрения эффективности и практической значимости суггестивная технология, которая является еще малораспространенной. Эта технология успешно используется за рубежом: в Болгарии, Германии, Канаде, Италии, США и странах СНГ. Впервые она была применена в 1966 году в Болгарии. Основоположником этого направления стал болгарский ученый, доктор медицинских наук, врач-психотерапевт Г. Лозанов. Основы суггестопедии также отражены в трудах В.Н.Мясищева, Д.Н.Узнадзе и Б.Д. Паригина. Наука, которая изучает навеевание как форму общения, достала название суггестология . Суггестология является одним из базисных научных направлений, теоретические и экспериментальные положения которого формируют суггестивную часть педагогики. Любая педагогическая технология в той или другой степени содержит в себе элементы навеевания. Суггестивная технология выделяет эти элементы как самостоятельные. Главным методом этой технологии является метод релаксопедичкого обучения.

Розроботанные методы интенсивного обучения базируются на взаимодействии осознанных и неосознанных компонентов психики в процессе усвоения и переделывания информации. Принцип двупланновости и восприятия учебного материала лежит в основе построения курса интенсивного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суггестивная технология

Существует множество педагогических технологий учебно-воспитательного процесса. Среди них наиболее интересна с точки зрения эффективности и практической значимости суггестивная технология, которая является еще малораспространенной. Эта технология успешно используется за рубежом: в Болгарии, Германии, Канаде, Италии, США и странах СНГ. Впервые она была применена в 1966 году в Болгарии. Основоположником этого направления стал болгарский ученый, доктор медицинских наук, врач-психотерапевт Г. Лозанов. Основы суггестопедии также отражены в трудах В.Н.Мясищева, Д.Н.Узнадзе и Б.Д. Паригина. Наука, которая изучает навеевание как форму общения, достала название суггестология. Суггестология является одним из базисных научных направлений, теоретические и экспериментальные положения которого формируют суггестивную часть педагогики. Любая педагогическая технология в той или другой степени содержит в себе элементы навеевания. Суггестивная технология выделяет эти элементы как самостоятельные. Главным методом этой технологии является метод релаксопедичкого обучения.

Розроботанные методы интенсивного обучения базируются на взаимодействии осознанных и неосознанных компонентов психики в процессе усвоения и переделывания информации. Принцип двупланновости и восприятия учебного материала лежит в основе построения курса интенсивного обучения.

Таким образом, суггестивная технология – это обучение на основе эмоционального навеевание в состоянии бессоницы, которое влечет сверхзапоминание. Оно предусматривает комплексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (навеевание). Реализация этой концепции предусматривает создание особенных психолого-педагогических условий обучения человека. Для преподавателя это значит:

> инфантилизация - установление естественной среды доверия, когда обучаемый будто поручает себя преподавателю;

> двуплановая при введении нового материала: каждое слово, которое несет самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и тому подобное.

Для ученика необходимо:

> формирование веры в осуществимость учебных заданий;

> постоянное позитивное эмоциональное подкрепление за счет эстетичных и комфортных условий;

> внушение мысли об огромных возможностях интеллекта учеников; демонстрации быстрого продвижения в изучении дисциплины и тому подобное;

> "погружение" в учебную дисциплину, концентрированное изучение материала: ежедневно только одна учебная дисциплина по 4-6 часов на протяжении 2-3 месяца.

Суггестивная технология в соответствии с педагогическими технологиями является средством психологического влияния на коллектив, который учится. Это средство, руководящее теми или другими реакциями или процессами в организме человека, вызывает эффект расширения познавательных и репродуктивных возможностей личности, которое в целом влечет интенсификацию учебного процесса, потому что сугестия - это форма эмоционально вербального управления разными психическими, психофизиологическими и физиологическими реакциями человека. Поэтому в суггестивных технологиях широко используется метод релаксации. Релаксопедическое обучение выгодно выделяется доступностью и простотой.

Его особенности:

1. Релаксопедическое обучение дает возможность точно ориентироваться на разные возрастные категории лиц, которые учатся, в том числе школьников и учеников ПТУЗ и студенто ВУЗ.

2. Ускоренное обучение определяет организацию и методику занятий, которая нуждается в отказе от традиционной системы учебы.

3. Организация релаксопедического обучения не нуждается в специальном оборудовании: занятия могут происходить в любых условиях учебного заведения.

4. Основой релаксопедичного учебы является психическая саморегуляция, которая имеет большое профилактическое значение. Управление психическим состоянием происходит сначала через регуляцию психического состояния лица, которое учится, за помощью и под руководством преподавателя, а в меру того, как овладевается аутотренинг, переходит в саморегуляцию.

5. Основным условием эффективности в некоторых методах ускоренного обучения является специальная подготовка преподавателя, который должен иметь определенные психические качества. Этот метод дает возможность любому преподавателю овладеть приемами психорегуляции.

Характерным признаком суггестивной технологии в психолого-педагогическому направлении является эффективность. Высокая эффективность суггестивного обучения совмещается с ярко выраженными психотерапевтическими, психогигиеническими, психопрофилактическими эффектами, которые еще не исчерпали свои возможности и имеют большие внутренние резервы своего развития. Психотерапевтические тренинги предусматривают установки, которые имеют несколько заданий, ее постановку и формирование готовности к ее достижению. Основным условием тренинга релаксации является релаксопедический метод обучения, в котором используется психическая саморегуляция.

Основой суггестопедического метода стала гипотеза о неосознанной психической активности, которая по мнению Г. Лозанова, в непосредственной связи с осознаваемой активностью личности является носителем не только самых темных интенсивных тенденций, но и вторично автоматизированной деятельности, которая предопределяет любую учебу и любое развитие человека. Применение суггестивных средств в педагогической практике может быть направлено на три этапа педагогического процесса: подготовительный этап, этап усвоения учебного материала, этап активного воссоздания усвоенных знаний.

Разработка методов и способов суггестивного управления процессом работоспособности - усталости является актуальным заданием суггестологии и суггестопедии. Во время снижения уровня усвоения учебного материала имеет значение не только степень утомляемости каждого отдельного ученика, но и интенсивность нервных процессов, которые определяются энергетическими возможностями организма.

В технологии суггестопедии подготовительный этап - так же как этап суггестивно-психологической подготовки, этап усвоения учебного материала, и активного воссоздания усвоенных знаний, и этап активизации, имеют каждый свое самостоятельное значение, то есть можно определить наиболее возможны сферы применения в педагогической практике.

1. Психологические барьеры усвоения учебного материала и активизации усвоенных знаний. Формирование позитивных установок на учебу.

2. Процесс работоспособности - усталости, релаксации.

3. Энергетическая активность мозга.

4. Психофизиологические механизмы насыщения и активизации. Формирование сверхпамяти гипермнезии.

Все отмечены процессы значительно изменяют структуру и методические принципы традиционного педагогического процесса, и это является особенностью технологии как психопедагогического направления. Высокая эффективность учебы совмещается с ярко выраженными психотерапевтическими, психогигиеническими и психопрофилактическими эффектами, которыми не владеет ни одно из существующих педагогических направлений. Практика подготовки преподавателей релаксопедического обучения показывает, что овладение техникой психической саморегуляции не вызывает особенных трудностей, ею может овладеть каждый (как преподаватель, так и ученик). Ведущая роль педагога оказывается лишь на начальной стадии, то есть тогда, когда ученики под его руководством овладевают приемами АО (аутотренингу). По мере овладения методикой и техникой ПСР (психической саморегуляции) происходит снижение роли преподавателя, повышении роли приемов самовнушения (аутосуггестии) учеников (переход от гетеросуггестии к аутосуггестии).

Внушение переходит в целеустремленное активное самовнушение. То есть роль преподавателя постепенно изменяется и сводится к подаче внушительных установок. Преподаватель становится "дирижором", который руководит медитативным тренингом и процессом усвоения знаний своими воспитанниками.

Применение суггестивной технологии в учебной практике СОШ, ПТУЗ и ВУЗ подтверждает высокую эффективность и перспективность разработанного направления.

Особенностью суггестивной технологии является непосредственное действенное формирование готовности личности к успешному овладению учебного материала. В системе учебы Г.Лозанова это является важным звеном учебного процесса.

Опыт свидетельствует, что в общеобразовательной школе, ПТУЗ и ВУЗ целесообразно применять релаксопедию как эффективный метод интенсификации обучения.

Литература

1. Лозанов Г. Основи суггестологии. - София, 1973.

2. Селевко В.Г. Современньие образовательные технологии. - М, 1998.

3. Востриков А.А. Методологическая разработка по курсу «Суггестивная педагогика». -М., 1978.

4. Моргун В.Ф. «Суггестия» в свете современной психологии учения //Советская педагогика. - 1978. - № 1.

I – interactive самоактивизирующая " V " - уже знал

N - noting системная разметка для " + " новое

S - system эффективного чтения и „ - „ думал иначе

Е-effective размышления " ? " - есть вопросы

R - reading and " !" – это интересно

T - thinking " …" – хочу изучить

Во время чтения текста необходимо попросить слушателей делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Сформулируем некоторые правила: "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?" Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Таблица"Инсерт"

" V " " + " " - " " ? "

Инновационно-проектное знание

Наличие у человека определенных форм «несознаваемой активнос­ти» позволило выдвинуть предположение о том, что учебная информа­ция извне может проникать в его внутренний мир по двум каналам - сознательному и неосознаваемому. Впервые данная идея была пред­ставлена в работах болгарского врача и психотерапевта Г. Лозанова . В этом случае неосознаваемое рассматривается как основной источник «резервных возможностей психики» ученика. Использовать эти резервы и призвана суггестопедическая система обучения.

В современной литературе внушение зачастую называют суггестией (от латинского ш&езйо - подсказывание, внушение). Соответствен­но суггестопедия - это раздел науки о внушении, посвященный воп­росам практической, теоретической и экспериментальной разработки проблем суггестии в педагогике. Под суггестией в современной психо­логии понимается такой процесс воздействия на психическую сферу человека, при котором достигается снижение сознательности (критич­ности) восприятия и реализации внушаемого содержания. В этом слу­чае, как правило, отсутствует целенаправленное понимание воздей­ствующего содержания, не происходит его логического анализа.

Вместе с тем суггестия способна обеспечить возникновение таких качественных особенностей усвоения материала, как его эффективное восприятие, автоматизация и быстрота запоминания, точность вос­произведения, экономичность трудозатрат ученика. Особенно ярко эти особенности проявились в процессе суггестивного восприятия иноязычной лексики. Так, по данным Г. А. Китайгородской, если обыч­ные приемы обучения обеспечивают усвоение за день от 30 до 50 лек­сических единиц, то запоминание в особом суггестивном состоянии достигает в среднем 95% от 1000 новых слов иностранной лексики . Реализация суггестопедического подхода к преподаванию предпо­лагает решение преподавателями ряда психологических задач. К числу ведущих относятся:

Преодоление антисуггестивных барьеров у обучающихся для того, чтобы помочь им выйти за пределы возможностей интеллектуально-мнемических функций, ограниченных общественной суг­гестивной нормой;

Осуществление не узкого «служебно-учебного» отношения к лич­ности обучающегося, а целостного подхода с учетом воспита­тельной, психотерапевтической, психогигиенной и психопро­филактической сторон в суггестивных отношениях «препода­ватель-ученик».

Решение этих задач предполагает использование целого ряда мето­дических средств, включающих в себя предварительную психологи­ческую подготовку, текущую психологическую поддержку и заключи­тельное психологическое оформление.



В рамках предварительной психологической подготовки важно вну­шить уважение к учебному процессу и добиться доверия со стороны обучаемых к преподавателям и их суггестивным возможностям. За­ключительное психологическое оформление должно убедить всех учас­тников процесса в его высокой эффективности за счет демонстрации результатов и дополнительного внушения идеи прочности усвоения.

Текущая психологическая поддержка осуществляется в основном в рамках учебного процесса. Основное условие - строго соблюдать тре­бование суггестивности. Известно, что суггестивное воздействие дос­тигается за счет использования как вербальных (слова, интонация), так и невербальных (мимика, жесты, окружающая обстановка) средств. Для того чтобы усилить суггестивный эффект процесса преподавания, Г. Лозанов предложил использовать суггестивно-ритуальную систе­му предъявления (введения) нового учебного материала. В этом слу­чае введение нового материала происходит в виде определенного ри­туала - всегда на последних часах занятий при сохранении одних и тех же приемов воздействия (использование специальных интонаций, подключение музыкального фона).

Сами ученики находятся при этом во внешне бодром состоянии. Од­нако у них активизируются резервные возможности неосознаваемой психической активности, связанной не только с перцептивными про­цессами, но и с влечениями, стремлениями, аффектами. Эти резерв­ные возможности могут быть определены для каждого человека, исходя из двух основных показателей: «суггестивного феномена индиви­да» и «суггестивной нормы общества».

При этом сам Г. Лозанов неоднократно отвергал призывы к тому, чтобы обучаемые находились в состоянии некоторого расслабления. Он всегда настаивал на том, что в основе сверхзапоминания лежит не поведенческая пассивность учеников, а их так называемая «концерт­ная псевдопассивность». В этом случае поведение учащихся должно напоминать состояние человека на музыкальном концерте, когда под воздействием в общем-то суггестивной программы у человека возни­кают сложные внутренние процессы: рождаются настроения, возни­кают ассоциации, вспыхивают идеи.

Еще одна общая черта, присущая суггестопедическому обучению и музыке, - это ритм. Известно, что эффективность внушающего воз­действия во многом зависит от ритмичности повторяемых формул. Эта же зависимость проявилась и в ходе обучения. Исследуя влияние величины интервала на объем памяти, Г. Лозанов установил, что рит­мические паузы в подаче текста вызывают эффект «психологической многозначительности» и поддерживают у обучаемых состояние посто­янного ожидания новой информации.

Активизация в процессе обучения неосознаваемых форм активнос­ти происходит, как правило, на фоне достаточно высокой активности сознания. Взаимодействие этих двух форм психической активности рассматривается Г. Лозановым на основе механизма «фазового окру­жения». Его суть состоит в том, что в интервале между процессами возбуждения функциональных полей сознания возникают промежу­точные сгущения процесса торможения - так называемые «фазы». В эти моменты происходит отклонение от закона силовых отношений между раздражителем и реакцией на него. Это, в частности, означает, что сильные звуки могут остаться незамеченными, а слабые раздра­жители могут вызывать сильную реакцию.

Еще один механизм взаимодействия сознания и бессознательного - возникновение «неспецифической психической реактивности». Ее суть состоит в том, что воздействие любого смыслового раздражителя, попа­дающего в центр сознания, непременно сопровождается появлением целого ряда неспецифических раздражителей. Все они регистрируются мозгом и определенным образом фиксируются в виде «неспецифичес­кой психической реактивности». К таким неспецифическим раздражи­телям относят походку, жесты, мимику, интонации, выражение глаз, обстановку и т. д. В свете этого возрастает роль всех педагогических факторов, связанных с невербальным общением. В этом плане педагогике предлагается учиться у искусства проникать в сознание челове­ка, минуя логические барьеры и критические доводы.

В то же время барьеры существуют и для суггестивного воздействия. Их возникновению способствуют такие факторы, как сильно развитое критическое мышление, чувство недоверия к новому, этические нормы личности. Поэтому суггестивное воздействие должно уметь преодоле­вать подобные препятствия. В качестве основного психологического средства преодоления суггестивных барьеров Г. Лозанов называет ме­ханизм «сообразования с барьерами». Это означает, что суггестия всегда должна сочетаться с десуггестией. То есть использование методов вну­шения должно сочетаться с сознательным отношением учащихся к са­мой идее суггестопедического обучения и к процессу ее реализации.

Преодолению антисуггестивных барьеров во многом способствует авторитет преподавателя и авторитетность источника учебной ин­формации. В то же время у самих обучаемых желательно поддерживать состояние определенной инфантилизации, связанной с повышением их доверия и восприимчивости. Для этого можно использовать различные формы игрового обучения, при котором ученики могут «спрятать» свое истинное отношение к учебному материалу под маской условного роле­вого персонажа. Повышению суггестивного эффекта способствует так­же использование так называемой «двуплановости» в изложении ново­го материала. В этом случае наряду с лингвистическими компонентам активно используются элементы паралингвистики (мимика, походка, жестикуляция).

Анализ практики преподавания и лабораторные исследования по­зволили Г. Лозанову сформулировать три основных принципа суггес­топедии:

1) принцип радости и ненапряженности - означает обеспечение на занятиях такой психологической атмосферы, которая приводит одновременно к спокойствию, отдохновению, доверию и в то же время к высокой эффективности внутренних учебно-творческих процессов;

2) принцип единства осознаваемого и неосознаваемого - предполага­ет организованное и целенаправленное использование в учебном процессе возможностей как неосознаваемой психической актив­ности, так и сознательных форм регуляции;

3) принцип суггестивной взаимосвязи в учебном процессе ориенти­рует преподавателя на достижение правильных отношений с обу­чаемыми (типа «авторитет - инфантилизация»), исключающих любые формы диктата и подавления. Разработанный Г. Лозановым подход получил широкое распро­странение в практике обучения иностранным языкам. Так, в Австрии в 1976 г. был организован институт (центр), работа которого была на­правлена на дальнейшую разработку и внедрение методов суггестопе­дии. Там же была организована экспериментальная школа, в которой инновационные методики проходили свою апробацию. Во Франции в 1977 г. была создана Школа суггестопедии, в которой проводится ра­бота по совершенствованию методики преподавания иностранных языков. В США в эти же годы была разработана программа суггестив­ного ускоренного научения и обучения (5АЬТ), в рамках которой для совершенствования процесса обучения были привлечены элементы йоги, гипнопедии, интегральной терапии и др.

Цель — овладение методами, принципами, навыками и приёмами применения метода суггестии для дальнейшего использования в профессиональной психотерапевтической практике.

Структура мастер-класса включает три основных модуля:

  1. Овладение техниками введения клиента в изменённое состояние сознания в условиях гипносуггестии и внушения в состоянии бодрствования, освоение техник ауто-и гетеровнушения и последующей мобилизации.
  2. Ознакомление с условиями, приёмами и различными способами суггестии, разнообразными видами и направлениями использования этого метода; трудностями, возникающими в ходе работе с ним и способами их разрешения.
  3. Освоение формул и текстов суггестии, позволяющих эффективно использовать этот метод в работе с экстремальными состояниями клиентов, их экзистенциальными переживаниями, для настроя на достижение значимых целей, для поддержания мотивации достижения успеха и высокой самооценки, для совладания с экстремальными эмоциональными, умственными и физическими нагрузками; для работы с детьми и пожилыми людьми в целях оптимизации их эмоциональных состояний.

Занятия (длительностью 8 аудиторных часов) проводятся ежедневно (всего 32 часа). Все занятия записываются на диктофоны слушателей для того, чтобы в случае перерывов в овладении методом, можно было бы восстановить утраченные навыки. Слушателей обеспечивают текстами гетерорелаксации и мобилизации, а также фонотекой специально подобранных музыкальных фрагментов в целях фассилитации суггестивного эффекта.

Раздел 1. Базовые понятия, механизмы и навыки суггестии:

  • Базовые определения внушения и его механизмов (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).
  • Современные представления о внушении и его видах (Россия, США, Швеция).
  • Вербальные и невербальные методы внушения.
  • Ауто-и гетеросуггестия.
  • Гипносуггестия и суггестия в состоянии бодрствования.
  • Освоение технологии внушения в условиях переживания депрессии, горя, связанного с потерей близкого человека, в ситуации утраты смысложизненных ориентаций, при хронических и острых болевых ощущениях.
  • Внушение эмпатии.
  • Овладение техникой введения клиента в изменённое состояние сознания.
  • Овладение приёмами саморегуляции.

Раздел 2. Основные приёмы и способы осуществления внушения:

  • Условия, способы и приёмы использования гипносуггестии.
  • Фракционный метод внушения (В.Е. Рожков, А.П. Слободяник, П.И. Буль).
  • Гипносуггестия с приёмом "репортаж".
  • Гипносуггестия с целью внушения особых психических состояний.
  • Внушение в состоянии бодрствования: императивный метод внушения, косвенное внушение и плацебо-эффект.
  • Рациональное внушение.
  • Освоение технологий внушения в целях обеспечения целеполагания, поддержания мотивации достижения успеха, высокой самооценки и уверенности в себе; совладания с экстремальными умственными, эмоциональными и физическими нагрузками, концентрации внимания в течение длительного времени.
  • Овладение техникой оперативной мобилизации клиента и техникой оперативного снижения болевых ощущений.

Раздел 3. Основные условия осуществления суггестии и требования к методу:

  • Возможные осложнения в процессе суггестии и их профилактика.
  • Трудности, возникающие у психолога в ходе психорегулирующей гипносуггестии и внушения в состоянии бодрствования; приёмы индивидуального подхода к клиенту при их преодолении.
  • Освоение методологии и основных техник метода управляемого воображения (США) и ментального тренинга для работы и жизни (Швеция).
  • Овладение техникой внушённого сна и пауз релаксации.

Раздел 4. Приёмы, средства и методы в работе с особыми контингентами клиентов:

  • Содержание методов суггестии, связанных с регулированием цели.
  • Комплексный метод "целевой роли" — метод, основанный на создании образа самого себя в определённой роли или особом состоянии.
  • Понятие "грима души" и его роли как средства ауто-и гетеросуггестии.
  • Представление о гармонии воплощения образа себя и влиянии психосоматотипа на выбор средств воплощения.
  • Мировоззренческие методы ауто-и гетеросуггестии.
  • Освоение технологий осуществления суггестии в работе с детьми и пожилыми людьми в целях оптимизации их эмоционального состояния.
  • Использование средств гетеро-и аутосуггестии в условиях психологического сопровождения беременности и при подготовке женщин к родам.
  • Освоение технологии составления текстов внушения.
  • Опробация навыков использования метода суггестии в заданных ситуациях, возникающих в практике работы с клиентами.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Подписчик:

У метода обучения во сне есть научное название - гипнопедия. Я люблю всяческие эксперименты и опыты. Первым делом я занялся гипнопедией для заучивания английских слов.

Вот записал я своим голосом 7 слов английского языка. Поставил на ночь, и уже к первому часу ночи я проснулся и никак не смог уснуть. Вообще трудно засыпать, когда тебе что-то бубнят, еще сложнее не слушать, то, что тебе бубнят. ПРИТОМ БУБНЯТ ТВОИМ СОБСТВЕННЫМ ГОЛОСОМ!

"+" метода

В последствии будешь засыпать при ЛЮБОМ шуме, и любой шум не будет мешать при сне.

Заучиваются слова сами (хотя еще не подтверждено на себе)

"-" метода

Сложно уснуть

Вообще нужно особо выбирать слова для заучивания и записывать их особым методом

Например:

Нужно начитывать слова сначала так:

брат brother

болит it hurts

больной, -ая ill

больше more

большой, -ая big

бояться afraid (of)

А потом так:

Brother брат

it hurts болит

ill больной, -ая

more больше

big большой, -ая

afraid (of) бояться

ИСПЫТЫВАЛ НА СЕБЕ! Зачитывание в одну сторону, например, "брат-brother" плохо усваивается.

Расстояние между 2 парами слов нужно делать довольно длинное, чтобы столбцы НЕ СЛИВАЛИСЬ в едином потоке монолитного текста.

Не знаю как гипнопедия, но пока пытаешься засыпать, поговаривая эти слова за диктором (за собой, ведь я же их наговорил) то успех некий чувствуется.

Существует еще одна трудность - искать правильное произношение слов в словаре, иногда трудно его правильно произнести по транскрипции.

После второй ночи гипнопедии (обучение во сне) Я уже начал замечать, что кошка начинает тоже говорить по-английски. Вот конкретный случай: иду на кухню, она знает где лежит ее корм, а она начинает мяукать "у````эээээр, муэээээр, у`эээээр" очень похоже на "где? Где? Где?" А вообще, мне кажется, гипнопедия - действует, но "как?" пока еще не разобрался..:))

Лебедев Сергей.

http://student.softbusiness.biz Интеллектуальное развитие личности, скорочтени е, развитие памяти. Программы. Английский язык. 7 дискуссионных конференций.

Программы гипнотизеры

Какие существуют компьютерные программы, влияющие (или пытающиеся влиять) на мозг? Прежде всего я имею в виду программы, которые как бы гипнотизируют вас, из-за которых трудно оторвать глаз от экрана, либо программы, генерирующие звуки некоторой частоты, которые, как утверждается, влияют на мозг. Из программ второго типа я пробовал только "Brainwave", который ничего необычного сделать со мной не смог. Из программ первого типа наиболее известна "Dazzle", которая действительно сильно завораживает; еще я знаю "Sapfile" -- на экране черно-белая вращающаяся спираль -- и скринсэйвер "electric!", который при определенной настройке тоже вызывает сходные эффекты.

Другие статьи с сайта "Больше, чем скорочтение"