Полукрест. Хитрости выполнения. Полукрест - самое интересное в блогах

Для начинающих поясним, что шов полукрест, или неполный крест, применяют в вышивке сам по себе, а также при вышивании крестиком для оформления отдельных участков работы. Чтобы вышивать полукрестом, нужно крестообразный шов заменить на один стежок. Там, где мы используем полукрест, вышивка напоминает рисунок акварелью. Этот эффект достигается за счет неполного заполнения клеточки нитками. Он еще усилится, если мы уменьшим сложения ниток, то есть вместо 4 или 3 сложений, сделаем 2 или 1. Зачастую крестообразный шов заменяют на полукрест для того, чтобы вышивка казалась более нежной, полупрозрачной.

Отметим еще одну важную деталь. Если в одном ряду стежки идут снизу вверх, то в следующем обязательно наоборот, то есть сверху вниз. Это делается для того, чтобы избежать провисания нитей с изнанки. При этом направление стежка остается всегда одинаковым. Техника заключается в том, что одна клеточка равняется одному стежку. Схема вышивки должна безукоризненно соблюдаться. Изучая шов полукрест, можно воспользоваться видео, хотя конечно он очень простой, и при желании его можно освоить по описанию, данному в нашем уроке.

Попробуем сравнить на одной и той же работе участки, вышитые крестиком и полукрестом. Крестик выглядит гораздо темнее, чем полукрест. Постепенный переход к более светлым тонам достигается уменьшением количества сложений с 3-4 до 2-1. Поясним для начинающих , как вышивать полукрест. Техника совсем не сложная. Первое действие-закрепление нитки петлей или под стежком. Продолжаем наш полукрест, делая стежки по диагонали наших клеточек. Вышивка, которую именуют как крестик, достигается в одной клеточке при помощи двух стежков крест- накрест. Мы же заменим ее на всего один стежок в клеточке, прошитый по диагонали. Ряды полукреста могут располагаться как снизу вверх, так и сверху вниз. Если в нашей вышивке соседствуют крестик и полукрест, то направление стежков последнего должно быть в ту сторону, в которую располагается верхний стежок крестика.

Видео: вышиваем полукрестом

Петит поинт его сходства и различия с полукрестом

Те из вас, кто только сейчас начал приобщаться к искусству вышивки, часто не могут найти различия между полукрестом и так называемой вышивкой петит. По-другому ее называют гобеленовой, т.к. она выполняется гобеленовым швом . Внешне эти две разновидности полукреста почти не различаются, а вот техника их выполнения не совпадает. Различия в вышивке заметны только с изнанки, именно по причине отличия техник. При этом схема у них может быть абсолютно одинаковой. Так, полукрест имеет стежок с изнанки, который есть кратчайшее расстояние по прямой линии между двумя выходами нити на лицевую сторону. Вышивка петит с изнанки выглядит, как длинная косая диагональ, проходящая по самому большому расстоянию между точками выхода.



Косметичка вышитая в технике петит поинт

Наибольшее применение вышивке петит находится при сплошной зашивке любой поверхности. С ее помощью достигается идеальная плотность и равномерность данной зашивки. Если схема изображения разработана в стиле гобелен , то петит подойдет отлично. В случае, когда необходимо создать только эффект гобелена, его отлично может заменить шов полукрест. Он хорош для быстроты зашивки фона, экономии ниток и для получения объема. В этом случае используется техника, когда вышивать нужно крестик и полукрест по очереди.
Петит принято вышивать на особых гобеленовых тканях. Это кордова и страмин, а также ткани плетением через одну нить. Его называют корзинным плетением. Полукрест требует тканей так называемого блочного плетения. Такая ткань называется Аида. Можно использовать также ткань через две нити основы, редко через одну нить основы.

Плюсы и минусы вышивки петит поинт

  • Плюс. Стежки ровные за счет того, что рабочая нить как бы обвивает нитку основы;
  • Плюс. Высока плотность, изнанка получается толстой и удобной для маскировки хвостиков при изменении цвета ниток;
  • Минус. На нее уходит очень много ниток;
  • Минус. При вышивке на плотной ткани и сложении в 3-4 нитки, изнанка выходит слишком толстой и создает трудности, поэтому петит рекомендуется вышивать тем, кто имеет определенный опыт;

Плюсы и минусы вышивки полукрест

  • Плюс. Вышивается быстрее, чем крестик или петит поинт;
  • Плюс. Очень проста и экономна (расход ниток меньше на 1/3);
  • Плюс. Её внешний вид отличается большим изяществом;
  • Плюс. Дает возможность варьировать цвета, меняя количество сложений нити с 3-4 до 1-2;
  • Минус. Относительную неровность стежков. Они менее аккуратны, чем стежки крестик или петит.

Видео: вышиваем в технике петит поинт

Вышивка бэкстич

На этом уроке мы с вами разберемся еще в одном виде вышивки, называемой бэкстич. Техника проста для любой вышивальщицы. Этот шов называют также «назад иголку». Им принято вышивать контур изделия, которое уже закончено. Особенно хорошо и полезно использовать бэкстич для оформления мелких деталей. На лицевой стороне оформленный контур изделия выглядит, как простроченный на машинке. Изнаночные стежки более длинные, накладываются на середину друг друга.



Контур вышитый швом бэкстич

Бэкстич нужно вышивать так: 2 стежка вперед, 1 назад. Длину стежка можно выполнять произвольно, но она должна быть одинаковой по размеру и направлению. Стежок по диагонали должен быть примерно равен размеру 1 клетки. Горизонтальные и вертикальные могут равняться 3-4 клеточкам, но не более 5. Лучше всего, когда длина стежка по размеру соответствует высоте 1 крестика.
Необходимые условия для вышивки бэкстич.

  • Иголку для бэкстич нужно брать очень тонкую, обычная вышивальная игла сюда не подходит;
  • Иголка должна иметь широкое ушко. Нам подойдет, например, штопальная игла;
  • Кончик нитки можно завязать узелком, чтобы она не выпала при работе;
  • Начинать вышивку бэкстич можно с любого места, где вам больше по душе. Если в процессе выполнения контура, вы затрудняетесь проткнуть какой либо крестик или клеточку, и все у вас очень туго затянуто, то вы можете пустить линию где-нибудь в другом месте, с условием, что рисунок и схема не будут нарушены.

Для вышивки швом бэкстич, нам необходимо взять нитку более тонкую, чем наша основная нить. К примеру, мы вышиваем нитью в 3 или 4 сложения, а контур будем обводить швом бэкстич в 2 или даже в 1 сложение. Линии контура вышивки должны быть плавным, а не угловатыми. Нужно непременно смотреть на схему и следовать ей. На схеме изображается черными контурными линиями. Они проходят по всему рисунку и делают его более ярким, контрастным и завершенным. Нитки можно использовать самые простые темных цветов. Если применять мулине, контур может получиться более грубым и растрепанным. Вышивается бэкстич в любых направлениях, слева направо, снизу вверх, и так далее. Особенно полезно вышивать швом назад иголку там, где имеются геометрические фигуры. Вся работа становится более контрастной и приобретает совершенно законченный вид. Если вы хотите быть уверены, что нить не провиснет, вышивайте окантовку после стирки готового изделия.

Видео: вышиваем швом бэкстич

Техника вышивания крестом или крестиком и полукрестом - одна из самых известных и популярных в народном творчестве.

Рис.23. Шов «полукрест» и его варианты

Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия.
Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику.

Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка .
Существует несколько разновидностей вышивки крестом. К ним относятся: полукрест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.

Полукрест, или роспись, - двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками. Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд
пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура (рис. 23). Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки.

В народных вышивках полукрест, один из наиболее древних швов, применяется и как самостоятельный, и как дополнительный в сочетании с другими швами.



Рис.24. Разновидности шва «полукрест»: а - чешуйка; б - клетка; в - шашечки; г - кустики; д - птичка

К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки, чешуйка, клетка, шашечка и многие другие (рис. 24,а-в).
На основе шва «роспись» создано много декоративных узоров, выполняемых одним или несколькими цветами ниток (рис. 24,г,д). Стежками полукреста вышивают обводку отдельных мотивов узора, выполненных другими швами: гладью, выкалыванием, крестиком и др.


Рис.25. Шов «пилочка»: а - в два хода; б - в один ход; в - трехрядная «пилочка»

Шов «пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода (рис. 25,а), так и одним ходом (рис. 25,6). Она может быть в один, два и три ряда (рис. 25,в), с украшением.


Рис.26. Шов «мудреный»

Шов «мудреный» выполняется стежками полукреста в два хода. Сначала вышивается контур фигуры, а затем при обратном ходе заполняется площадь узора (рис. 26).
В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.



Рис.27. Шов «косая стежка»: а - стежки разного наклона и длины; б-г - последовательность выполнения рядов «косой стежки»; д,е - изменение направления стежков в зависимости от узора; ж - орнаментальная полоса

Косая стежка - глухой односторонний счетный шов. Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины (рис. 27,а). Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4-8-12) в два раза больше, чем по вертикали (2-4-6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок как в вертикальном так и в горизонтальном направлениях.

Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1 -2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). .Второй стежок (3-4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5- 6) - на две нити выше второго и т.д. (рис.27,б).

Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6-7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис. 27,в,г).

В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис. 27,д), или начать вышивание с центра фигуры (рис. 27,е). Последовательность вышивания косой стежкой орнаментальной полосы показана на рисунке 27,ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.


Рис.28. Шов «куриный брод»

Этот вид вышивания встречается- у многих народов и имеет свои местные названия, колорит, богатство орнаментальных мотивов. В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия - «куриный» или «сорочий брод» (рис. 28).



Рис.29 Шов поддевчатый: а - в один ряд; б - из отдельных звездочек; в - сплошной ряд со звездочками

Поддевчатый шов - глухой односторонний шов, который выполняется по счету нитей вертикальными стежками, поддетыми короткими поперечными. С изнанки образуются горизонтальные стежки. В России выполняется красными, белыми и желтыми нитками по синей крашенине или черному бархату; по кумачу оранжевыми, желтыми и черными шерстяными или льняными нитками.

Сочетается с косой стежкой, крестом, мишурой, блестками и золотным шитьем.
Узоры, выполненные поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур.

Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис. 29,а). Сначала по счету нитей ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают декоративную полоску любой длины.

Ряд из отдельных звездочек делают на двух рядах вертикальных стежков в четыре хода (рис. 29,6). При переходе от одной фигуры к другой делают длинный горизонтальный стежок с изнанки. Сначала кладут верхний ряд вертикальных стежков слева направо, а затем справа налево - нижний. Далее перевивают верхние стежки рабочей ниткой слева направо, а нижние, возвращаясь, справа налево. Более сложный узор поддевчатого шва дан на рисунке 29,в.



Рис.30. Варианты поддевчатого шва

Украинский «верхоплут» выполняется в один, два и более рядов, создавая ажурные фигуры из ромбов и треугольников, которые используются как самостоятельная вышивка или как дополнение к другим швам (рис. 30,а). Эстонские «торн» и «кюла», украинский «бегунец» (рис. 30,б,в) созданы на основе перевива наклонных стежков и очень красочны.



Рис.31. Крест косой односторонний в два хода: а - в варианты выполнения

Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема в старинных народных вышивках (рис. 31,а - в)



Рис.32. Крест косой в один ход: а - в варианты выполнения

и в один прием в современных (рис. 32).


Рис.ЗЗ. Крест удлиненный: а - в высоту; б - в длину; в - в узор

Удлиненный косой крест вытянут в высоту (рис. 33,а) или в длину (рис. 33,6), то есть вышивается по прямоугольнику, стороны которого не равны (рис. 33, в). Применяется в декоративных вышивках.



Рис.34. Крест рассыпной: а - узор; б - ход;в - в два хода

Крест разреженный (рассыпной) был очень популярен в вышивках первой четверти нашего столетия. Ажурные узоры, вышитые черными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка» или «фальшивое кружево» (рис. 34,а). Выполняется двумя способами: в один прием (рис. 34,6) и в два приема (рис. 34,в). Второй способ - двусторонний, применяется в вышивке блузок из прозрачных тканей, на рушниках и занавесках, где просматривается изнаночная сторона.


Рис.35. Косой крест: а - двухрядный; б - трехрядный

Крест двухрядный (косой) представляет собой два ряда косых крестиков, расположенных в шахматном порядке (рис. 35,а). Применяется в оформлении краев изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнять узор в сочетании с другими швами. Таким же способом выполняется и крест трехрядный (рис. 35,6).


Рис.36. Крест прямой


Рис.37. Крест двусторонний в четыре хода: а-г - последовательность выполнения

Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков. Вышивается в один и два приема (рис. 36,а-г). Применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом (рис. 36,д).
До середины XIX в. вышивали в основном двусторонним крестиком, одинаковым и с лица, и с изнанки ткани. Он встречается в старинных вышивках и на изделиях, изнанка которых должна выглядеть так же красиво, как лицевая сторона: на рушниках, занавесках, блузках.

Выполнялся двусторонний крестик в четыре хода и в один.
Крест двусторонний в четыре хода. Сначала шьют «пилочку» в два хода слева направо и справа налево (рис. 37,а,б), а затем перекрывают ее стежки перекрестными стежками третьего хода слева направо (рис. 37,в) и заканчивают ряд, перекрывая пропуски с лица и изнанки справа налево (рис. 37,г). Можно заканчивать ряд полустежками.


Рис.38. Крест двусторонний в один ход: а-ж - последовательность выполнения

Крест двусторонний в один прием вышивается каждый отдельно слева направо с помощью дополнительных полустежков. Начинают работу с середины будущего крестика, закрепляя кончик нитки (1 - 2), затем прокладывают первый диагональный двусторонний стежок из левого нижнего угла в правый верхний (2-3) и выводят иглу в начале ст.ежка (3-4) (рис. 38,а). Ко второму диагональному стежку переходят с помощью полустежка из нижнего левого угла в середину крестика (4-5) и выводят иглу в правый нижний угол (5-6) (рис. 38,6). Второй двойной диагональный стежок прокладывают из правого нижнего угла в левый верхний (6-7), а иглу выводят с изнанки в нижний правый угол креста (7-8) (рис. 38,в). Второй крестик и все последующие начинают двойным диагональным стежком слева направо (8-9-10) (рис. 38.г). Затем с помощью полустежка (10-11) и изнаночного полустежка (li-12) (рис 38,д) переходят ко второму диагональному стежку (12-13-14) (рис. 38,е) и всем последующим (рис. 38,ж).
Способ этот немного кропотливый и требует внимания и аккуратности при прокладывания, стежков.


Рис.39. Крест двойной: а-6 - последовательность выполнения; в - трехстежковый крест

Крест двойной, или болгарский (рис. 39) выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно- перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис. 39.а). Второй способ показан на рис. 39,6.

Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.
В народных вышивках Полесья очень часто встречается косой крест «в три стежка» (рис. 39,в).


Рис.40. Косичка и плетенка; а-д - последовательность выполнения косички; е.ж - плетенка

Косичка - разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.
Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком (рис. 40,а,6). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины и направления (рис. 40,в- д).

Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины (рис. 40,е,ж) и применяется как дополнение к другим щвам.
много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шелковых ковров и покрывал и похожих на большой барабан - тамбур. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еше до нашей эры, а вышивки тамбурным швом из Пазырыкских курганов датируются YI - III вв. до н.э. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно зарегистрироваться в клубе.

Техника «полукрест» стремительно набирает популярность. Раньше о ней вспоминали при вышивке мелких элементов картины, чтобы придать полотну дополнительный рельеф и правдоподобность. Сейчас вышивка полукрестом для начинающих необходима, потому что этот способ выбирают для исполнения работы целиком, не задумываясь о комбинированных швах. Техника относится к азам рукоделия, давайте её освоим.

Современные схемы для вышивки стали детализированными и навороченными, позволяющими максимально приблизить результат к исходному изображению. Но процесс работы не изменился: мастерица работает руками с помощью иголки и нитки.

Основные техники для реализации сложных схем также остались прежними:

  • Крест;
  • Полукрест;
  • Гобеленовый стежок.

Базовые сведения

Полукрест - это одна диагональ крестика, половинка стежка «крест».

Направление стежка:

  • Слева направо;
  • Справа налево.

Обычно изготовитель указывает на схеме направление стежков. Это важная рекомендация: от направления зависит логика и смысл вышивки, её очертания и выразительность.

Необходимо освоить технику наложения полукреста в любом направлении. Это позволит не запутаться в выполнении стежков и избежать искажения схемы.

Для оформления фона изделия направление стежков принципиального значения не имеет. Делайте так, как удобно.

При работе на канве плотными нитями, техника «полукрест» очень напоминает гобеленовую вышивку. Гобеленового эффекта и пытаются добиться многие производители готовых наборов, рекомендуя мастерицам для исполнения полукрест. Вышитое полотно выглядит ярко и выразительно, а вышивать полукрестиком проще, чем классическим гобеленовым швом.

Тонкости работы

  • На «лице» изделия хорошо заметны все изъяны вышивки. Поэтому не стоит обращать внимание на «изнанку» работы. Она может иметь огрехи. Безошибочно оформляйте лицевую сторону, получайте отличные результаты.
  • При работе этой техникой нитка имеет обыкновение перекручиваться. Отпускайте нитку свисать свободно. Под весом иголки она быстро раскрутится.
  • При вышивке полукрестом с «изнанки» формируются одиночные вертикальные столбики, а не двойные, как при технике «крестик». Поэтому количество стежков должно быть больше, а концы нитей, закрепляемых со стороны изнанки, длиннее.
  • При распяливании канва деформируется в местах зажатия. Это может исказить рисунок. Снимайте основу с рамки при каждом перерыве в работе.
  • Если канва не используется, не стягивайте полукрестики слишком сильно. На ткани образуются дырочки, портящие внешний вид изделия.
  • Фон вышивки будет переливаться и заиграет, если подобрать нитки меланжевых оттенков к светлой однотонной канве. Этот интересный эффект оживит самое унылое полотно.
  • Сейчас набирает обороты принцип чередования гобеленовой техники и полукреста. Комбинация смотрится выигрышно при работе с диагональными стежками: вышивка сохраняет форму, стежки ложатся ровно, рабочая нить расходуется экономно. Нужно только следить, чтобы ряды, выполненные разной техникой, периодически чередовались.

Пошаговое руководство по вышивке в технике «полукрест» с фото

Материалы для работы:

  • Канва;
  • Вышивальная игла;
  • Нить мулине любого цвета для оттачивания техники.

Порядок действий:

Простую схему выбираем по желанию. Нитки протягиваем в ушко иглы, концы соединяем. Первый стежок идёт из нижнего левого угла квадрата, на рисунке он обозначен №1.

Иглу выводим на «изнанку», конец нити свисает свободно.

Далее нить протягиваем в правый верхний угол квадрата, как показано на рисунке №2. Так накладывается первый стежок. Остальное вышивается аналогично, схема указана на фото. Свободный конец нитки прокладывайте по канве по изнаночной стороне работы.

Выполняем определённое количество стежков в первом ряду, затем делаем следующий столбик. Чётные и нечётные ряды чередуются, пока не закончится схема эскиза.

Полукрест и гобеленовый стежок: комбинируем техники

Швы аналогичны по технике исполнения. «Лицо» работы выглядит одинаково. Но на «изнанке» разница хорошо заметна.

Рассмотрим фото:

Двойную технику используют, чтобы уравновесить перекосы вышивки.

Подробности двойной техники:

Первый ряд вышиваем полукрестом. Второй ряд - гобеленовый шов. Нить протягиваем с нижнего левого угла до правого верхнего. Продолжаем по описанной схеме.

Техника « роспись»

В основе техники «роспись» лежит полукрест. Роспись уникальна тем, что позволяет «вылепить» из стежков контурный эскиз. Стежки идут непрерывной цепочкой, складываясь в картинку.

Вышивка исполняется в два приёма. Прокладочные стежки обозначают примерную основу эскиза. Выполняются посредством чередования лицевых и изнаночных стежков.

Затем заполняем пустые места прокладочных стежков, собирая «пазлы» рисунка воедино.

Техника росписи напоминает шов «бэкстич» или стежки «назад иголкой».


С такого базового шва начинают обучение мастерству многие рукодельницы. Стежки прокладываются поочерёдно и без пропусков. Применяется шов для выполнения контуров и мелких частей эскиза.

Вышивка бисером и техника «полукрест»

Для вышивки картин бисером традиционно применяют «монастырский» шов. Такая техника практически повторяет вышивку полукрест.

Лицевые стежки исполняем по диагонали, не забывая нанизывать бисеринки. На «изнанке» получаются вертикальные стежки.

Такая техника вполне подойдёт для начинающих мастериц.


Таким образом, техника «полукрест» - основа успешного рукоделия. Овладеть ею необходимо.

Видео уроки, помогающие освоить технику «полукрест»

Полукрест — очень популярный стежок в современных схемах для вышивания. Его используют для отделения основного изображения от фона, для придания воздушности и невесомости объектам.

Вышивальщицы тоже любят полукрестик, ведь выполнять его в два раза быстрей, чем крест обычный. Но за этой расслабляющей простотой скрывает и коварство.

Сразу оговоримся, что речь идет именно про полукрестик, а не гобеленовый стежок, хоть и выглядят внешне они одинаково.

В технике вышивания полукрестом нет ничего сложного — вам нужно выполнить ряд диагональных стежков. Как правило, заполнять область удобней по горизонтали и тогда на изнанке должны появиться ровные вертикальные ряды.

Сейчас все больше рукодельниц и дизайнеров схем склоняются к мысли, что направление полукреста должно совпадать с направлением нижнего стежка в соседних крестиках. Но в любом случае перед началом работы вам стоит изучить инструкцию к конкретному набору для вышивания , чтобы понять, как автор схемы решил этот вопрос.

К сожалению, в этой технике очень заметны неаккуратные стежки, поэтому не гонитесь за идеальной изнанкой, больше внимания посвятите лицевой стороне. При переходе из ряда в ряд следите за внешним видом первого и последнего стежков. Объяснить это трудно, но вы сразу увидите, если эти стежки будут выглядеть не так красиво, как их старшие братья.

Чтобы мулине не скручивалось, чаще давайте игле свободно повисеть на нитках, используйте «метод рельс» railroading . Для больших работ очень полезным окажется стежкоукладчик Laying Tool.

На изнанке стежки не такие толстые, как при выполнении классического крестика, концы нитей стоит крепить под бо льшим количеством ниток.

Зашив не плотный, поэтому крепеж нити контрастного цвета на изнанке может оказаться виден на лице. Допустим, вам надо выполнить темный полукрест в два сложения в окружении светлых полукрестиков. В этом случае лучше взять одинарную нить мулине и сделать два стежочка по одному и тому же месту. Да, изнанка потеряет в своей красоте, но мы ведь договорились о концентрации внимания на «лице» ;)

Стежки очень нежные и легко деформируются пяльцами или q-snap. Откажитесь от их использования в пользу больших рам или освобождайте вышивку каждый раз после окончания работы.

Не затягивайте стежки, особенно при работе с равномерными тканями — в местах проколов могут появиться некрасивые дырки.

Многие рукодельницы отмечают, что вышивки деформируются при заполнении больших объемов полукрестиками, вместо прямоугольной формы приобретают форму параллелограмма. В хорошей багетной мастерской при натягивании это непременно учтут и исправят.

Интересный эффект дает вышивание полукрестом по канве с цветными разводами или выполнение меланжевых стежков на канве однотонной. Все зависит только от творческой задумки!

Вышивка крестом бесспорно очень интересное занятие, которое покоряет многих уже с первого вышитого крестика. Вы создаете особый уют в доме с помощью своих детищ. Я не хочу привести Вас к мысли, что со временем это занятие надоедает. Это не так, но зачастую оно ищет своего проявления в других техниках…


Сегодня, я хочу рассказать о технике гобеленовой вышивки. Почему так ценны гобеленовые картины? Что нужно знать о технике исполнения? Почему понятия полукрест и гобеленовый стежок принимают за один? Нужны ли специальные материалы для создания гобеленовой вышивки?



Как и большинство видов рукотворного искусства, берет свое начало с древних времен. Очень сложно сказать, когда именно появились гобеленовые изделия.


Само слово «гобелен» появилось во Франции в XVII веке, когда там открылась мануфактура братьев Гобеленов. Продукцию, которую они стали выпускать называли в их честь — гобеленами. Долгое время эта продукция была распространена на территории Европы.


В современном мире, популярность классических интерьеров, дало новый толчок для развития гобеленов. Картины, вышитые техникой гобелен являются уникальным предметом красоты и изысканности. Когда то гобеленовые картины стоили очень дорого и были доступны только очень обеспеченным людям. Создавались они исключительно вручную, и порой на одну работу уходили месяцы, а то и годы кропотливого труда. Наше время, современные технологии во многом сократили процесс производства гобеленов, сделав их общедоступными.


Техника выполнения: гобеленовый шов.

Технически вышивать гобеленовым (Petit-point) швом сложности не представляет. Лицевая часть гобеленового стежка такая же, как и у полукреста. Поэтому их очень часто путают и принимают за один. Это факт заставляет сравнивать их между собою, выбирая самый оптимальный, в одном конкретном случае. Основное различие между этими швами это их изнанка.




Гобеленовый шов
состоит из косых стежков, которые образуются благодаря тому, что игла проходит наискосок с изнанки полотна. Он как бы обвивает нить плетения по диагонали и каждый лицевой стежок ложиться более компактно и аккуратно (по сравнению с полукрестом).


Прежде чем приступать к работы гобеленовым стежком, попрактикуйтесь в вышивке на отрезе канвы и приучите себя «думать гобеленовым швом» . Звучит очень даже странно, но Вы должны понять логику, каким образом ложиться каждый стежок, и постоянно проверять себя, заглядывая на изнанку.


Специальные материалы.

Как и при обычной вышивке, Вам понадобятся:



  • нитки, иголка, ножницы;


  • схема для вышивания: специальная или для вышивки крестом;


  • канва, правда специальная.

Нитки можно использовать совершенно любые, это позволим вышивальщице, использовать нитки со своих запасов. На ряду с вышивкой крестом, будущие гобеленовые картины можно приобрести в специальных наборах. Как вариант, скачать через интернет, причем обычная схема для вышивания крестом тоже подходит. При выборе схем для вышивания надо учесть, что гобеленовое вышивание предполагает полное заполнение канвы, без пробелов.


Для вышивке в такой технике используется специальная канва: очень мелкая — чем мельче дырочка, тем лучше (например, 1 см=10 клеточкам). Но не во всех городах ее можно найти в свободной продаже, поэтому ориентируйтесь на канву с равномерным переплетением. Аида относится к такому виду канвы, но для наших целей она непригодна. На ней шов получается слишком грубым и неаккуратным, в таком случае целесообразно вышивать полукрестом — но разве это наша цель?


Рекомендуют использовать такие видя канвы, как: Bellana, Lugana 25, Hardanger 22, Davosa 18. Как показывает практика, высокое качество канвы обеспечивает производитель - Zweigart (Германия), но и румынские, российские и белорусские полотна тоже достойны внимания.


Еще одно понятие, которое неразрывно связано с гобеленами — страмин. Этот вид канвы требует отдельного рассмотрения, с точки зрения применения, поэтому, в этом случае, я ограничусь цитатой.



Страмин — жесткая канва для вышивания гобеленов и ковровой техники. Плотное полотно для рукоделия из очень равномерных и устойчивых к разрыву волокон — особый тип плетения и обработки. Две нити в основе и две в утке (по принципу — одна нить сверху, одна снизу) образуют четкие открытые клетки. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов, сумок и т.д.



Вышивка гобеленовым швом очень простая в исполнении. Она не требует специальных навыков, и любая мастерица, заинтересовавшись этой техникой, может быстро приступить к работе, предварительно купив специальную канву для вышивки гобеленов . Так же надо учесть, что расход ниток при вышивке гобеленовым швом увеличивается в 2 раза.



Метод «парковки» представляется многим загадочным, сложным и непостижимым.

Пучки разноцветных ниток, выведенные на лицевой стороне вышивки, смотрятся пугающе. Кажется, что обязательно запутаешься в этой бахроме. Но когда вникаешь в логику системы, то вполне возможно разобраться, научиться и успешно пользоваться этим методом. Не надо бояться парковки!

Поверьте, рассказать о «парковке» и объяснить эту методу гораздо труднее, чем вышивать. Основной принцип «парковки»- вышивка идет по определенному порядку.


Рядками или квадратами.

Одной ниткой вышиваются только те символы, которые находятся рядом:

Один за другим по вертикали или по горизонтали при вышивании парковкой рядками,

Или в пределах определенного участка-квадрата при вышивании парковкой квадратами.


Затем нить выводится на лицевую сторону вышивки точно в ту точку, откуда нужно будет начинать вышивать следующий символ в следующем рядке или квадрате. И «паркуется» нитка вниз, или вверх, или в сторону, в зависимости от того, в каком направлении идет вышивка.


Все символы в рядке вышиваются петитом в строгом порядке, один символ за другим, не пропуская и не перепрыгивая через символ. Вышивка идет, как будто ткешь ткань или вяжешь полотно.


Сначала определяюсь с направлением четных и нечетных рядов. Это направление будет соблюдаться в течение всей вышивки.

* Нечетные ряды у меня идут слева направо, каждая петитинка вышивается из правого верхнего уголка в левый нижний.

* Четные ряды - справа налево (стежок идет с нижнего левого уголка в верхний правый).

Начинаю сверху слева с первого рядка десятиклеточного квадрата по схеме.

Закрепляю нужную нитку, вывожу налицо и вышиваю символы, которые идут подряд (один или несколько) до смены символа.

Сразу смотрю, где находится ближайший символ той ниточки, с которой я начала. Если в этом же рядке, не дальше, чем через 3 -4 символа, то тяну по изнанке нить и вывожу ее в сторону в точку начала стежка, вытягиваю на лицо, опускаю вниз и втыкаю иголку в ткань, оставляю.

Если в этом же ряду символ далеко, то смотрю вниз, вижу, где находится ближайший такой же символ, и вывожу ниточку в точку начала стежка рядком или несколькими рядками ниже.

Так же вытягиваю на лицо в точке начала стежка, опускаю вниз, выравниваю нитку, втыкаю иглу в ткань вышивки внизу.

Для следующего символа по порядку беру нужную нить, закрепляю, вывожу на лицо, шью нужное по схеме количество стежков, и опять так же тяну по изнанке и вывожу на лицо в нужную точку начала ближайшего такого же символа. Получается, что в процессе, в каждом следующем рядке у меня ниточки (с иглами) находятся каждая в начале стежочка своего символа. Беру запаркованную нитку с иглой, вышиваю символ, и вывожу ее к следующему, опускаю нить, втыкаю иглу. Самое важное при вышивании «парковкой» - понять смысл и научиться точно определять точку вывода нити на лицо. Точку, с которой должно начинаться вышивание следующего символа.

В отличие от вышивания крестиком, у гобеленового стежка есть своя особенность. В зависимости от того, какой вышивается рядок, четный или нечетный, начало стежка будет или в верхнем правом уголке, или в нижнем левом относительно каждого символа. Если по схеме рядом стоят несколько символов, то выводить нитку нужно учитывая направление вышивания: - к крайнему левому символу (верхний правый уголок] в нечетном ряду, - или к крайнему правому (нижний левый уголок] в четном ряду. На практике это не так запутанно, как кажется с первого прочтения!


Иногда может получаться, что из одной точки висят две разные нитки, одна ляжет вверх наискосок, другая рядком ниже вниз наискосок, когда придет их очередь.

Шью в рядке строго по порядку один за другим, стежочки укладывать получается легко и аккуратно, потому что не приходится шить между уже вышитыми ранее стежками, а идет вышивка как будто вязание, одна петелька за другой по ряду.

О пути каждой ниточки.

По расположению символов на схеме возможно проследить, каким путем будет у нас идти каждая ниточка. В каком порядке будут вышиваться символы, где и как лучше переходить одной ниткой на следующий ряд.


Вышивка петитом идет сверху вниз зигзагами. При вышивании «парковкой» бывает, что в рядке висит по несколько ниток одного цвета (номера] на некотором расстоянии, чтоб не делать в ряду длинных горизонтальных протяжек.


Желательно придерживаться строгого порядка вышивания по рядкам. Но иногда, по ходу вышивания видно, что, например, вдруг один символ расположен неудобно в стороне так, что если вышивать по порядку, то получатся или длинные протяжки, или вообще нужно вышивать его как одиночку. Тогда делаю исключение и вышиваю заблудший символ вне очереди, делая небольшой «скачок» не по порядку. Но это уже нюансы, которые постигаешь постепенно, в процессе...


Первые несколько рядков после каждого стежка приходится останавливаться и мучительно соображать. Потом, постепенно, когда вникаешь в логику системы, идет полегче. Когда уже запоминаются символы, привыкаешь быстро определять нужную точку вывода иглы, когда приловчишься парковать ниточки вниз так, чтоб они не перекрещивались и не путались, чтобы было удобно брать нужную иглу.


Схему раскрашивать не надо. Достаточно зачеркивать одной линией уже вышитый ряд. Припаркованные нитки с иглами помечать тоже нет надобности, ведь ниточка всегда висит в начале собственного символа. И когда приходит ее очередь, вышиваю нужное кол-во символов подряд, определяю точку начала следующего стежка, вывожу нитку на лицо, паркую, а наготове уже висит ниточка для следующего символа. И так далее.


Скорость вышивания у меня не увеличилась, даже получалось медленнее, чем при вышивании вразброс по цветам. Но зато своей поставленной цели я достигла. Фактура вышивки получилась гладкой, все стежочки один к одному ровнёхонькие, переходы цветов очень плавные. Изнанка тоже получилась равномернее по толщине и красивее,


Что мне не очень понравилось в этом методе.

Чем больше цветов (символов] задействовано в вышивке, чем чаще смена цветов, чем больше одиночек, и чем сложнее участок схемы, тем для меня вышивании методом парковки приносило меньше удовольствия, и было труднее, чем при вышивания по цветам.

Да и само по себе вышивание строго по рядам все-таки показалось скучноватым. Но сам по себе метод «парковки» хорош и интересен, и может быть очень полезен при вышивании дизайнов определенного вида. Я не жалею, что освоила этот метод для гобеленового стежка, надеюсь когда-нибудь попробовать вышивать «парковкой» и крестиком.