Разряды предлогов по значению и по сочетанию с падежными формами. Предлоги, их семантика и употребление

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении (беседовать в кабинете , по вечерам , за столом ). Предлоги выражают различные отношения между предметами, действиями и признаками, которые называются этими словами, например пространственные (отправиться на юг ), временны́е (встретиться перед закатом солнца ), причинные (исключить из-за неуспеваемости ), целевые (бороться ради счастья ).

Предлоги бывают однозначными и многозначными. Так, предлог внутри указывает на место в пределах чего-либо (внутри шара , дома ), около обозначает время (около часа ) и место (около школы ). Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Так, под употребляется с В.п. и обозначает направление (отправиться под Москву ), состояние (взять под контроль ), время (случиться под вечер ), назначение (ящик под инструменты ). Под употребляется и с Т.п., обозначая пространство (стоять под деревом ) и причину (признаться под тяжестью улик ).

По структуре предлоги бывают простые, состоящие из одного слова (в, на , с , до ), и составные, состоящие обычно из двух-трех слов (вместе с , независимо от , в качестве , в течение , несмотря на , в связи с , в соответствии с ).

Предлоги бывают непроизводными и производными. Непроизводными, первообразными являются предлоги, не образованные от знаменательных слов: с, до , для , о и др. Они могут употребляться, как это было показано на примере под , с разными падежами. В эту группу предлогов входят: без (безо ) + Р.п., в (во ) + В.п. и П.п., для + Р.п., до + Р.п., за + В.п. и Т.п., из (изо) + Р.п., к (ко ) + Д.п., кроме + Р.п., меж , между + Р.п. и Т.п., на + В.п. и П.п., над (надо ) + Т.п., о (об) + В.п. и П.п., от (ото ) + Р.п., перед (передо ) + Т.п., по + Д.п., В.п. и П.п., под (подо ) + В.п. и Т.п., при + П.п., про + В.п., ради + Р.п., через + В.п. Сюда же относятся двойные предлоги, образованные от двух простых: из-за и из-под + Р.п.

Производные предлоги образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные. При этом они теряют свое лексическое значение и морфологические признаки, употребляются обычно с одним падежом. Так, предлог вокруг + Р.п. (вокруг сада ) происходит из наречия вокруг (посмотрите вокруг ); путем + Р.п. (образовать слово путем сложения ) - от существительного путь в Т.п. (идти другим путем ). Производные предлоги образуются:

  • 1) от наречий - и употребляются обычно с Р.п. (вблизи кого- , чего- либо , вглубь чего-либо , вдоль чего-либо и т.д. ), реже с Д.п. (вопреки чему-либо , навстречу кому- , чему-либо , согласно чему-либо и т.д. );
  • 2) от существительных - и употребляются обычно с Р.п. (посредством , путем , в роли , в виду , в зависимости от и т.д.), реже с Т.п. (в связи с , по сравнению с и т.д.); 3) от глаголов - и употребляются с разными падежами, что обусловливается управлением этих глаголов (благодаря кому- , чему-либо , несмотря на кого- , что- либо , начиная с кого- , чего-либо и т.д.).

Предлоги, употребляемые вместе с существительными и местоимениями в определенных падежных формах, образуют их предложно падежные формы. Значение этих форм зависит от значения падежей и предлога, а также от лексического значения имени.

Предлоги по характеру выражаемых отношений

Поскольку предлоги выражают не только зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях, но и отношение между существительными (местоимениями) и этими словами, укажем на характер выражаемых отношений и приведем соответствующие примеры.

1. Предлоги, выражающие пространственные отношения, встречаются наиболее часто. К ним относятся: в, на, внутрь , сквозь , через , между , но и др. В табл. 42-44 иллюстрируются их частные значения и основные случаи употребления.

Таблица 42. Предлог в

Со значением направления

(при вопросе куда? + В.п.)

Со значением нахождения

(при вопросе где? + П.п.)

Направление внутрь чего-либо: в стол , в шкаф

Нахождение внутри чего-либо: в столе , в шкафу

Направление в сторону континента: в Америку , в Австралию

Нахождение на континенте: в Америке , в Австралии

Направление в какую-либо страну: в Российскую Федерацию , в Китайскую Народную Республику , в Соединенные Штаты Америки

Нахождение в какой-либо стране: в Российской Федерации , в Китайской Народной Республике , в Соединенных Штатах Америки

Направление в какую-либо область или в какой-либо район (штат, провинцию): в Московскую область , во Всеволжский район , в штат Арканзас

Нахождение в какой-либо области или в каком-либо районе (штате, провинции): в Московской области , во Всеволжском районе , в штате Арканзас

Направление в город, деревню, село: в Москву , в столицу , в деревню Старополье , в село Отрадное

Нахождение в городе, деревне, селе: в Москве , в столице , в деревне Старополье , в селе Отрадном

Направление в какое-либо учреждение, организацию (вуз, лицей, школу, колледж, театр): в Московский университет , в медицинский лицей , в среднюю школу , в соседний колледж , в класс , в группу , в городской музей , в Организацию Объединенных Наций

Нахождение в каком-либо учреждении, организации (вузе, лицее, школе, колледже, театре): в Московском университете , в медицинском лицее , в средней школе , в соседнем колледже , в классе , в группе , в городском музее , в Организации Объединенных Наций

Таблица 43. Предлог на

Со значением направления

(при вопросе куда? + В.п.)

Со значением нахождения

(при вопросе где? + П.п.)

Направление на поверхность чего-либо: на стол , на шкаф

Нахождение на поверхности чего-либо: на столе , на шкафу

Направление на одну из четырех сторон света: на восток , на юго-запад , а также на родину , ни Кавказ , на Урал

Нахождение на одной из четырех сторон света: на востоке , на юго-западе , а также на родине , на Кавказе , на Урале

Направление на предприятие (завод, фабрику): на электростанцию , на шахту , а также на стадион , на почту , на вокзал

Нахождение па предприятии (заводе, фабрике): на электростанции , на шахте , а также на стадионе , на почте , на вокзале

Направление на общественное мероприятие (собрание, съезд, заседание, конференцию, конгресс): на профсоюзное собрание , на партийный съезд , на международный конгресс , ни всероссийскую выставку , на производственную практику

Нахождение на общественном мероприятии (собрании, съезде, заседании, конференции, конгрессе): на профсоюзном собрании , на партийном съезде , на международном конгрессе , на всероссийской выставке , на производственной практике

Направление на улицу, проспект, площадь: на центральную улицу , на Невский проспект , на Манежную площадь , а также на остановку , на станцию , на первый этаж

Нахождение на улице, проспекте, площади: на центральной улице , на Невском проспекте , на Манежной площади , а также на остановке , на станции , на первом этаже

Направление на факультет, отделение, курс: на физико-математический факультет , на филологическое отделение , на первый курс

Нахождение на факультете, отделении, курсе: на физико-математическом факультете , на филологическом отделении , на первом курсе

Таблица 44. Предлоги, выражающие пространственные отношения (кроме в , на )

Предлоги

Значение предлогов

Примеры на употребление

внутрь

Направление движения в середину, в пределы чего-либо + Р.п.

внутрь лаборатории , внутрь музея

сквозь

Направление движения через внутреннюю часть чего-либо +В.п.

сквозь что?

сквозь стекло , сквозь стену , сквозь оболочку

через

Направление движения с одной стороны на другую + И.п.

через что?

через мост , через площадь

Направление движения, путь, траектория движения, в частности по поверхности + Д.п.

по стене , по полу , по городу

внутри

Место в пределах чего-либо, в середине + Р.п.

внутри кабинета , внутри театра

Место за пределами чего-либо, снаружи + Р.п.

вне кабинета , вне Земли

Направление движения в сторону кого-, чего-либо + Д.п.

к вокзалу , к окну , к руководителю

Предел, граница действия + Р.п.

Исходная точка движения, действия + Р.п.

отбежать от дома , уйти от бабушки

Направление действия, движения откуда-либо + Р.п.; употребляется с теми же группами слов, что и предлог в (см. табл. 42)

из стола , из Америки , из Российской Федерации , из области , из города , из университета

Направление действия откуда- либо + Р.п.; употребляется с теми же группами слов, что и предлог на (см. табл. 43)

со стола , с востока , с предприятия , с собрания , с улицы , с факультета , с высоты

Направление или нахождение ниже кого-, чего-либо + соответственно В.п. и Т.п.; с Т.п. может означать также близость от чего- нибудь

положить под стол , лежать под столом , под Псковом , т.е. недалеко от Пскова

Нахождение выше, поверх кого-, чего-либо + Т.п.

самолет над городом , лампа над столом

перед

Нахождение на некотором расстоянии от лицевой стороны чего-либо, напротив чего-либо

перед кем (чем?)

перед бойцами , перед зданием

Нахождение по ту сторону, позади кого-, чего-либо или вокруг чего-либо + Т.п.; направление по ту сторону чего-либо + В.п.

сад был за домом , все сидели за столом , выезжать за пределы страны

Предлоги могут передавать очень тонкие пространственные оттенки, например: - Здорово живете! Теперь ваша хата на краю , да не с краю ! - смеется входящая в калитку тетка Арина [почтальон] и трясет свежим журналом (В. Федоров). Здесь обыгрывается субстантивно-предложное сочетание с краю , ассоциирующееся с поговоркой моя хата с краю , т.е. в стороне от общих дел, и субстантивно-предложное сочетание на краю (деревни) в его прямом значении.

  • 2. Временные отношения выражаются большим количеством предлогов. В табл. 45 иллюстрируется значение и употребление самых распространенных из них.
  • 3. Условно-временные отношения, т.е. условие с временным оттенком; выражаются предлогом при + П.п. (При проведении конкурса должна быть проявлена максимальная объективность со стороны комиссии ).
  • 4. Причинные отношения выражаются при помощи предлогов от , из-за , благодаря , из , до , со , вследствие , в результате , в связи , а также предложных сочетаний под действием (под воздействием ), под влиянием.

Таблица 45. Предлоги, выражающие временные отношения

Предлоги

Значение предлогов

Примеры на употребление

в , во

Указывает на день недели + В.п.; Указывает на месяц + П.п.; Указываем на год + П.п.; Указывает на час + В.п.

Митинг состоялся в среду (в четверг, в воскресенье ); Сильные дожди шли в июне (в августе, в сентябре ); А. С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году; Кто-то позвонил ко мне в час ночи (в два часа, в пять часов )

в период , во время , в век

Обозначает период, в пределах которого совершается действие + Р.п.

В период революционных преобразований в обществе меняется многое; Во время дебатов произошел неприятный инцидент; В век научно-технического прогресса обострились проблемы экологии

в течение (в продолжение ), в процессе , в ходе

Обозначают период, на протяжении которого совершается действие + Р.п.

В течение суток погода изменялась несколько раз; В процессе (в ходе) избирательной кампании кандидаты в депутаты выступали со своими программами

Указывает на отрезок времени, в течение которого завершается выполнение действия + В.п.

За год ребенок сильно вырос; Весенняя грязь за ночь покрылась тонким слоем льда (Д. Мамин-Сибиряк)

Указывает на срок, в течение которого совершается действие или сохраняется его результат + В.п.

Совет Федерации первого созыва избирался сроком на два года

Указывает на начальное время действия + Р.п.

Каждый русский человек знал его стихи со школьной скамьи (Н. Тихонов)

Указывает на конечное время действия + Р.п.

Мне иногда хочется жить до 120 лет (К. Паустовский)

Указывает на срок, к наступлению которого совершается действие + Д.п.

Приходите к девяти часам; К вечеру стало холодно

через

Обозначает время, по окончании которого совершается действие + В.п.

Через несколько минут послышались шаги , и Анна Михайловна вошла в комнату (В. Короленко)

после

Указывает на что-либо, завершающееся действием + Р.п.

После театра мы решили погулять по городу; Увидимся после отпуска ; Встреча после разлуки

перед

Обозначает некоторое время до чего-либо + Т.п.

Перед экзаменом преподаватель провел консультацию; Прогулка перед сном

накануне

Обозначает день, предшествующий чему-либо + Р.п.

Накануне праздника я получил телеграмму от друга; Страна накануне новых выборов

Предлоги из + Р.п. и по + Д.п. различаются тем, что из употребляется при указании на причину, которая поддается контролю, а по - при его отсутствии (сделал из неосторожности - по неосторожности ). Предлог из + Р.п. и от + Р.п. различаются чаще всего тем, что из используется при глаголах, обозначающих статическое состояние (молчал из страха ), а от - при глаголах, обозначающих изменение состояния действующего лица (побежал от страху ).

Различие предлогов благодаря + Д.п. и из-за + Р.п. состоит в том, что благодаря употребляется для обозначения причины, положительно влияющей на что-либо (Благодаря выступлению директора резолюция была принята на собрании ), а из-за - для указания причины, отрицательно влияющей на что-либо (Из-за выступления директора резолюция не была принята на собрании ).

Различие предлогов по и из-за заключается в том, что предлог по указывает на причину, которая связана с поведением, действием кого-либо, а предлог из-за - на причину, не связанную с этим (по приговору суда; из-за отсутствия сырья ).

После глаголов, обозначающих отношение к кому-, чему-либо (типа любить , уважать , ненавидеть , сердиться , благодарить , критиковать ), для указания причины того или иного отношения употребляются конструкции с предлогом за (Люди уважали его за объективность . -Люди уважали его за то , что он был объективен ).

Предлоги вследствие , в результате , в связи с , а также предложные сочетания под действием (воздействием ), под влиянием носят книжный характер. Все они, кроме предлога в связи с , требуют после себя Р.п.

После предлога в связи с употребляется Т.п. (Вследствие сильной засухи урожай в этом году был ниже обычного; В результате принятых мер последствия засухи были минимальными; Под действием тепла металл стал плавиться; Под влиянием прочитанного юноша все чаще задумывался над смыслом жизни; В связи с приездом иностранной делегации на улицах города были вывешены флаги ).

5. Целевые отношения выражаются предлогами для , за , в целях , с целью и др. В обычной речи употребляется предлог для + Р.п. (Каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов ).

В разговорной речи может употребляться предлог за (Сходи в магазин захлебом ), который сочетается только с глаголами движения (ходить , сбегать и т.д.).

Для книжной речи характерны предлоги в целях и с целью. Они различаются тем, что первый сочетается только с отглагольными существительными (в целях изучения , проверки , ликвидации ), а второй - и с отглагольными существительными (с целью изучения , проверки , ликвидации ), и с инфинитивом (с целью изучить , проверить , ликвидировать ).

  • 6. Отношения совместимости выражаются предлогами с , вместе с + Т.п. (Поравнявшись с первыми избушками , он круто своротил к огородам. Д. Григорович; Запах травы и влажных камней проникал в комнату вместе с голосами птиц. К. Паустовский ).
  • 7. Объектные отношения выражаются многими предлогами, например: предлогами о + П.п., относительно + Р.п., про + В.п., которые указывают на объект речи и мысли, причем первый имеет нейтральный характер, второй - книжный, третий - разговорный (Дискуссия шла о дальнейших путях развития экономики - (относительно дальнейших путей развития экономики ); Молодые артисты поют обычно про любовь ); предлогом на + В.п. (на что? ) или П.п. (на чем? ) при указании на транспорт как способ передвижения (На трамвае можно проехать в любую часть города ). Однако, если имеется в виду указание не на вид транспорта, а только на направление внутрь чего-либо и место действия чего-либо, употребляется по общему правилу предлог в + В.п. (во что? ) и П.п. (в чем? ) (В трамвае было тесно и душно ).

Примеры употребления других предлогов, выражающих объектные отношения: Жениховой родне , согласно уговору , поднесли по три рюмки водки (М. Шолохов); Командование Южного фронта разработало , в соответствии с указанием главкома , план контрнаступления (К. Федин); Разбить зеркало - к беде (К. Симонов); Алексей мысленно уже наметил себе противника и , не теряя из виду остальных , несся на него (Б. Полевой).

  • 8. Отношения сравнения выражаются предлогами в + В.п., с + Р.п., наподобие + Р.п. (Сын весь в отца , ростом с него , фигура наподобие чучела ).
  • 9. Отношение орудия к действию обозначается предлогами на + П.п., при помощи помощью ) + Р.п., путем + Р.п. (играть на гитаре , открыть при помощи (с помощью ) ключа , решить вопрос путем голосования . Ср.: беспредложные конструкции открыть ключом , решить голосованием ).
  • 10.Отношение источника информации к действию обозначается предлогами от , у + Р.п. одушевленных существительных (О переносе зачета студенты узнали от преподавателя ; Спросите расписание у лаборанта ). При этом предлог от употребляется при пассивном отношении действующего лица к источнику информации, а предлогу - при активном. Отношение источника информации к действию может обозначаться также предлогом из + Р.п. неодушевленных существительных (Эту новость сотрудники узнали из беседы сначальником. Ср.: у начальника , от начальника ).
  • 11. Определительные отношения обозначаются предлогами в -I- В.п., по + Д.п. (сосуд объемом в два кубических дециметра - в профессиональной речи в этом случае употребительна беспредложная конструкция, имеющая разговорный характер: объемом два кубических дециметра ; опыт по разведению ранних овощей - эта предложная конструкция свойственна официально-деловому стилю в отличие от беспредложной конструкции опыт разведения , которая является нейтральной).
  • 12. Отношения уступки обозначаются предлогами вопреки +Д.п. , несмотря на + В.п. (Вопреки прогнозу в выходной день дождя не было; Несмотря на усталость путники продолжали идти без отдыха ).

Морфологический разбор предлога

План разбора: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки: простой или составной; производный или непроизводный.

Образец разбора. Соревнования проходили на стадионе и в бассейне.

Устный разбор. На и в - предлоги. 1. Служат для связи главного слова проходили с зависимыми существительными стадионе и бассейне в П.п. 2. Имеют морфологические признаки - простые, непроизводные, неизменяемые слова.

Письменный разбор. На и в - предлоги. 1. Проходили на стадионе и в бассейне (П.п.). 2. Морф, призн.: прост., непроизв., неизм.

Билет 34. Предлог как часть речи. Разряды предлогов

Предлоги – это служебные слова, с помощью которых оформляются подчинительные отношения между словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать, отношения между объектом и объектом: "ответ на вопрос"; объектом и действием: "бороться с огнем"; объектом и признаком: "способный на самопожертвование". При этом предлоги указывают на те же подчинительные отношения, которые выражаются с помощью категории падежа: места, времени, цели, причины и т.д., дополняя и конкретизируя их. Например, в словосочетаниях глагола с дательным падежом существительного: "плыть по реке", "идти к реке"– каждый из предлогов по-своему уточняет пространственное значение дательного падежа: по указывает на место протекания действия, к –на направление действия.

Предлоги являются неизменяемыми словами и не выступают в предложении в качестве его самостоятельного члена.

Разряды предлогов по образованию и строению

По образованию предлоги делятся на две группы: непроизводные, т.е. не мотивированные никакими другими словами в современном русском языке, и производные, мотивированные другими словами.

Непроизводные, или первообразные, предлоги – это слова, пришедшие из общеславянского праязыка. Они составляют сравнительно немногочисленную группу: без (безо ), в (во ), для, до, за, из (изо ), к (ко ), между (меж ), на, над, о (об, обо ), по, под (подо ), при, про, ради, с (со ), у, через (чрез ). К непроизводным относятся и не имеющие в современном русском языке производящих основ предлоги близ, вместо, вне, вопреки, кроме, среди. Наконец, предлоги из-за, из-под, по-за, по-над также являются непроизводными, поскольку их значение не соотносится со значениями предлогов из и за, из и под, по и за, по и над.

Производные предлоги – это слова, мотивированные другими словами. В свою очередь, в зависимости от генетического родства с той или иной частью речи они делятся на следующие подгруппы:

1) наречные: вблизи, вдали, вокруг, внутри, впереди, кругом, навстречу, накануне, позади, посередине, подобно, сбоку, соответственно и др.;

2) отыменные: ввиду, в виде, во время, в заключение, в течение, в ходе, в области, в сфере, в рамках, за исключением, за неимением, за счет, по поводу, по мере, с помощью и др.;

3) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, не считая, спустя и др.

Подавляющее большинство производных предлогов являются относительно "молодыми" и образовались уже на русской почве.

По строению предлоги делятся на: а) простые , которые состоят из одного слова: в, к, о, по, благодаря и др.; б) сложные (или двойные): из-за, из-под и др.; в) составные , генетически являющиеся сочетанием предлога (или предлогов) со знаменательной частью речи: в течение, в ответ на, в зависимости от, наряду с, по вопросу и др.

Разряды предлогов по значению и по сочетанию с падежными формами

Предлоги выражают всевозможные отношения между знаменательными словами. Основными типами выражаемых отношениями являются:

1) пространственные: "вернуться в Москву", "приехать с юга", "отдыхать в деревне", "жить под Москвой", "снег над городом", "вода под домом" и т.д.;

2) временные: "проспать до утра", "работать в течение месяца", "встретиться через несколько дней", "выяснить в ходе сессии" и т.д.;

3) объектные: "рассказ о себе", "знать про себя", "тоска по родине", "влюбиться в незнакомку";

4) целевые: "обратиться с претензиями", "жить для карьеры", "подарить на память";

5) сравнения, уподобления: "проживи с мое", "кулак величиной с голову", "дочь вся в мать";

6) значение орудия действия: "привинтить с помощью отвертки"; "установить в ходе экспериментов";

7) значение образа действия: "произнести без всякого выражения", "пообедать с аппетитом";

8) определительные отношения: "яблони в цвету", "пальто на ватине".

Значения предлогов реализуются только в сочетании с формами косвенных падежей.

Предлоги могут быть однозначными: вследствие, благодаря, за исключением и др. и многозначными. При этом следует различать собственно лексическую многозначность и многозначность, обусловленную сочетаемостью с разными падежами.

Собственно лексическая многозначность проявляется у предлога тогда, когда, сочетаясь с одним и тем же падежом, предлог выражает различные типы отношений между словами. Так, предлог для, сочетаясь только с родительным падежом, может выражать и значения целевые: "жить для любви", "работать для блага общего дела", и значения объектные: "одежда для полярников", "важно для тебя". Предлог из-за, употребляющийся только с родительным падежом, согласно данным 4-томного "Словаря русского языка", может выражать пять значений, предлог от в сочетании опять-таки с родительным падежом – 13 значений и т.д. Лексическая многозначность предлогов отображается в толковых словарях русского языка.

Грамматически обусловленная многозначность отмечается в тех случаях, когда предлог, сочетаясь с разными падежами, выражает разные значения. Так, в предложении: "Не спеша (зачем ему было торопиться?) побросал он дрова в сарай, выпряг лошадь, сани оставил в сарае, а лошадь отвел в пустующую рядом выхоложенную конюшню" (Паст.) предлог в в первом и третьем случаях, употребленный с винительным падежом, имеет значение направления, а во втором случае, в сочетании с предложным падежом, – значение места. Предлог с , употребляясь с родительным падежом, обозначает пространственные отношения: "приехать с вокзала", с винительным – меру, уподобление: "проработай с мое", с творительным – отношения совместности: "мы с тобой одной крови".

Большинство предлогов сочетается только с одним падежом: для (р.п.), от (р.п.), перед (тв.п.), над (тв.п.), в отношении (р.п.), в продолжении (р.п.) и т.д. Однако есть и такие предлоги (все они являются непроизводными), которые употребляются с разными падежами: в (вин. и пр. падеж): "Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса" (Тютч.); "Вода в реке журчит прохладна, и тень от гор ложится в поле" (Хармс); с (р., вин. и тв. падеж): "Госпиталь, в котором лежал, а потом служил и который собирался теперь покинуть доктор, помещался в особняке графини Жабринской, с начала войны пожертвованном владелицей в пользу раненых... Он стоял на скрещении главной улицы с центральной площадью города" (Паст.); "Мальчик с пальчик", "мужичок с ноготок".

По образованию предлоги делятся на 2 группы:

1) непроизводные (первообразные):в, на, к, за, по, под, при, над, о (об), с, от, для и др. К непроизводным относятся также парные, или двойные, предлоги:по-над, из-под, по-за. Первообразные предлоги – наиболее древние, они появились еще в общеславянскую эпоху и состоят обычно из одного, двух, трех звуков;

2) производные предлоги, соотносительные с другими частями речи. В зависимости от того, от какой части речи они образованы, выделяются:

- н а р е ч н ы е предлоги:вблизи, вдоль, внутри, мимо, напротив, впереди, около, позади ;

- о т ы м е н н ы е предлоги, образованные от имен существительных:в течение, путем, посредством, наподобие, вследствие, в силу и др.;

- о т а д ъ е к т и в н ы е , образованные от имен прилагательных:касательно, сравнительно с, соразмерно, согласно, независимо от, подобно, относительно, соответственно и др.

- о т г л а г о л ь н ы е: благодаря, включая, исключая, спустя, несмотря на, невзирая на, смотря по, не считая.

По структуре выделяются предлоги простые, составные и сложносоставные. К п р о с т ы м относятся предлоги, состоящие:из одного слова:к, над, путем, благодаря, касательно и др.С о с т а в н ы е предлоги - непервообразные, включают предлог и следующее за ним имя:в течение, в продолжение, по линии, на основе, в вопросе, со стороны, по части, по причине, в целях и т. д.С л о ж н о с о с т а в н ы е предлоги состоят из косвенного падежа существительного и предлогов перед ним и после него:по направлению к, в отличие от, в отношении к, в ответ на, в связи с и др., а также из краткого прилагательногo, наречия или деепричастия с последующим первичным предлогом:невзирая на, наравне с, вместе с, независимо от, вслед за, вплоть до, смотря по и др.

§ 4. Значения предлогов.

В семантике предлогов отмечается неразрывная связь лексических и грамматических значений.

Значения, выражаемые с помощью предлогов, весьма многообразны и описаны в лингвистической литературе далеко не полностью. Назовем часть из них:

1) п р о с т р а н с т в е н н ы е (или локальные):в, на, к, у, около, между, вокруг, возле и др.:в доме, перед домом, вокруг дома, возле дома и т.д.;

2) в р е м е н н ы е (или темпоральные):в, после, в течение, в продолжение, через, после: после обеда, в течение часа, через полчаса;

3) п р и ч и н н ы е (или каузальные):ради, из-за, благодаря, в силу, ввиду, вследствие, от, по причине: покраснеть от стыда, из-за плохой погоды, по причине несчастья, ввиду предстоящего экзамена, благодаря хорошим условиям и т.д.;

4) ц е л е в ы е: для, за, по, на, к, в целях, с целью: сделать для брата, обратиться за помощью, в целях сохранности, с целью добиться успехов и др.;

5) г е н е т и ч е с к и е: из, от: по происхождению из дворян, человек от земли;

6) о п р е д е л и т е л ь н ы е: из, в, с, без, под: платье в горошек, стены из мрамора, глаза без блеска, сумка под кожу;

7) с р а в н и т е л ь н ы е: с, подобно, наподобие, против: небо с овчинку кажется, лучшие показатели против прошлого года;

8) у с т у п и т е л ь н ы е: вопреки, несмотря на, невзирая на: вопреки сложившимся условиям, невзирая на трудности;

9) о т н о ш е н и я с о в м е с т н о с т и: с, вместе с, вкупе с: мы с тобой, работали вместе с товapищем;

10) д и с т р и б у т и в н ы е (распределительные):по, на: раздать по яблоку, распределить на двоих;

11) о т н о ш е н и я у д а л е н и я, п р о т и в о п о с т а в л е н и я (аблятивные, или каритивные):без, вне, за: остаться без родителей, находился вне института;

12) т р а н с г р е с с и в н ы е (переход из одного состояния в другое):из, в, на: разорвать на кусочки, превратить в пыль, :из кулька в рогожку;

13) о т н о ш е н и я о б р а з а и с п о с о б а д е й с т в и я: по, в, на, сквозь, под, с, при, до: играть на деньги, поговорить по душам, сказать в шутку;

14) о г р а н и ч и т е л ь н ы е (лимитативные):по, по отношению к, в области, в отношении: заместитель по кадрам, принять решения в области образования, решить проблемы в отношении брата;

15) у с л о в н ы е: при, в случае, при условии: действовать при (в случае) необходимости, при условии принятия решения;

16) ф и н и т и в н ы е: по, до: сыт по горло, надоело до чертиков;

17) д е л и б е р а т и в н ы е (указание на содержание, повод суждения, предмет речи, мысли): о (об), про, насчет, по поводу, над: думать о матери, разговор по поводу собрания, размышлять над задачей;

18) о т н о ш е н и я з а м е с т и т е л ь с т в а, пребывания в роли кого-либо: за, вместо: остался за (вместо) директора.

Значения предлогов, особенно многозначных, реализуются в контексте. Минимальный контекст - управляющее и управляемое слово, от лексических значений которых зависит выражаемое с помощью предлога отношение. Так, например, предлог в в сочетaниииду в институт имеет пространственное значение, в сочетанииприду в пять часов - временное, а в сочетаниираздолбить в мелкий песок - трансгрессивное. Контекст создает условия для реализации значений предлога. Есть контексты, в которых предлог значим сам по себе, и эти значения выявляются в одном и том же контексте:на столе - в столе, под столом - над столом, перед столом - за столом.

Предлог – служебная часть речи, оформляющая подчинение одного знаменательного слова другому в словосочетании или предложении и тем самым выражающая отношение друг к другу тех предметов и действий, состояний, признаков, которые этими словами называются. (Пример: говорить о поездке, беседовать в течение часа, недалеко от дома, скучать среди чужих)

Классификация (по Грамматике80)

По своей формальной организации предлоги делятся, с одной стороны на первообразные и непервообразные, с другой стороны, на простые и сложные.

Первообразные предлоги – небольшая непополняющаяся группа простейших слов, не связанных живыми словообразовательными отношениями с какими-либо знаменательными словами. Многие из них способны соединяться более чем с одной падежной формой имени, почти все первообразные предлоги – многозначны. К первообразным предлогам относятся: без (безо), в (во), для, до, за, из (изо), к (ко), кроме, меж, между, на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (передо), ради, через, под (подо), у, про.

Парные предлоги-сращения: из-за, из-под, (устар. по-за, по-над)

Непервообразные предлоги – это предлоги, имеющие живые словообразовательные отношения и лексико-семантические связи с знаменательными словами – существительными, наречиями и глаголами (деепричастиями). Все они немногозначны, каждый предлог соединяется только с одной падежной формой.

Все непервообразные п. делятся на: отыменные (ввиду, в качестве, во имя, по линии, под видом), наречные (близ, сверх, после, согласно) и отглагольные (включая, исключая, не считая).

Простые п. – и первообразные и непервообразные, которые состоят из одного слова.

Составные п. – те непервообразные предлоги, которые состоят из двух или трех слов: формы имени, деепричастия или наречия в сочетании с одним или двумя первообразными предлогами. (впредь до, вдали от, в отличие от, согласно с, по отношению к)

Непервообразные предлоги можно разделить на НАРЕЧНЫЕ, ОТЫМЕННЫЕ, ОТГЛАГОЛЬНЫЕ, в зависимости от мотивационных отношений (образованы от наречий, существительных или глаголов).

Наречные: простые и составные.

Простые наречные совпадают с наречием. Примеры: близ, вблизи, вглубь, вдоль, взамен, внутри, вместо, накануне, напротив, касательно, наперекор, около, вокруг, вопреки, относительно, прежде, и т.д.

Составные наречные предлоги представляют собой соединение наречия с первообразным предлогом. Большинство из них сочетается с творительным падежом, сочетаемость с тем или иным падежом предопределяется первообразным предлогом.

Примеры: вблизи от, вдалеке от, вместе с, вдали от, независимо от, соразмерно с, наряду с, вровень с, рядом с, следом за, и т.д.


Отыменные предлоги по форме представляют собой

либо (1)предложно-падежную форму имени (т.е. форму косвенного падежа отвлеченного существительного с первообразным предлогом или предлогом ВНЕ) : без помощи, в качестве, за счет, в течение, в результате, в отношении, во время, со стороны и т.д.

либо (2)такую предложно-падежную форму, сопровожденную еще одним (вторым) первообразным предлогом: в зависимости от, в направлении к, в отличие от, в ответ на, в связи с, в сравнении с, и т.д.

либо (3)беспредложную форму род. или тв. п. : порядка (чего-н.), посредством, путем (чего-н.), типа (кого-чего-н.)

Предлоги 1 и 2 групп – составные, 3 – простые.

Отглагольные предлоги.

По форме представляют собой деепричастия, в своей современном состоянии не связанные с парадигмой глагола, несущие в себе значение отношения.

Простые отглагольные: благодаря, включая, не доходя, погодя, спустя. Падежная форма имени, присоединяемого таким предлогом предопределяется характером сильно связи соответствующего глагола. Исключение: благодаря, не доходя – они имеют свое собственное управление.

Все такие предлоги однозначны, отношения опираются на лексические значения соответствующих глаголов, искл. благодаря – имеет свое собственное отвлеченное значение причины, повода.

Составные отглагольные предлоги: глядя по, смотря по, судя по, исходя из, начиная с, невзирая на, несмотря на.

Падежные формы при этих предлогах воспроизводят связи соответствующих глаголов: глядеть, смотреть по чему-н., взирать на кого-что-н..

Все такие предлоги однозначны, выражаемые ими отношения также опираются на лексические значения соответствующих глаголов.

Лексическое значение. Лексическим значением предлога как отдельно взятого слова является значение того или иного отношения. Это отношение может быть максимально абстрактным, широким, конкретным, узким. В любом случае предлог имеет лексическое значение, различна лишь степени его абстрактности. Значения непервообразных предлогов (кроме некоторых неоднозначных) так или иначе связаны с лекс.значением тех знаменательных слов, которыми они мотивированы.

Вместе с падежной формой имени предлог образует синтаксическое единство, т.н. предложно-падежную форму имени. Установить в таком соединении отдельное от предлога значение падежа в большинстве случаев невозможно. Например, в сочетаниях без отца, с друзьями, перед домом для СРЯ значение падежной формы невозможно рассматривать вне ее сочетания с предлогом: на уровне синтаксической семантики предложно-падежная форма нечленима.

Разряды предлогов по значению и по сочетанию с падежными формами

Предлоги выражают всевозможные отношения между знаменательными словами. Основными типами выражаемых отношениями являются:

1) пространственные: "вернуться в Москву", "приехать с юга", "отдыхать в деревне";

2) временные: "проспать до утра", "работать в течение месяца", "встретиться через несколько дней", "выяснить в ходе сессии" и т.д.;

3) объектные: "рассказ о себе", "знать про себя", "тоска по родине", "влюбиться в незнакомку";

4) целевые: "обратиться с претензиями", "жить для карьеры", "подарить на память";

5) сравнения, уподобления: "проживи с мое", "кулак величиной с голову", "дочь вся в мать";

6) значение орудия действия: "привинтить с помощью отвертки"; "установить в ходе экспериментов";

7) значение образа действия: "произнести без всякого выражения", "пообедать с аппетитом";

8) определительные отношения: "яблони в цвету", "пальто на ватине".

Значения предлогов реализуются только в сочетании с формами косвенных падежей.

Тема:

Класс: 7.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с предлогом как частью речи, с разрядами предлогов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Наглядно – демонстрационный материал: , карта для ученика. Основные понятия: предлог,разряды предлогов, производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.

Ход урока

    Мотивация.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то??? у каждого из нас будет по две идеи». Так давайте же сегодня обмениваться идеями и извлекать из них пользу.

2. Актуализация.

Работаем в карте. Подписываем.

Записываем число Посмотрите на эту телеграмму

Двадцать седьмого отправлен Сталинград эшелон два вагона стройматериалами оборудованием такие 125 строительных рабочих тчк Готовится отправка второго эшелона

Супкарев

Что необычного вы заметили в тексте телеграммы? (Предлоги пропущены

Почему? (Чтобы меньше платить)

Предположите, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О предлогах)

Что вы знаете о них?(Нужны для связи слов в предложениях и сл/соч)

Приходя на урок, мы обязательно учимся чему-то. Как вы думаете, есть ещё что-то неизведанное в изучении данной темы?

Пробное учебное действие.

Запишите предложения. Найдите предлоги.

Второе февраля – день разгрома немецких войск советской армией в Сталинградской битве.

Благодаря героизму русских солдат город не был сдан врагу.

    Выявление места и причины затруднения.

Что мы сделали?

Можно сказать, что мы знаем не всё о предлоге, так? (записали, разобрали, нашли предлог В, мы его знаем; столкнулись со словом благодаря и выявили затруднение – не знаем, что это за часть речи или сомневаемся предлог ли это, так как нам не хватает знаний.)

    Целеполагание.

Какие будут цели?

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРЕДЛОГОМ КАК С ЧАСТЬЮ РЕЧИ.

Наводящие вопросы:

2. Есть предлоги в, на, за а есть такие как против. Как это называется? Разные виды, то есть разряды.

3. Может быть выступали против, а может выступали против грубости. Чему нужно научиться?

4. Деепричастия и причастия образуются от глаголов.

    Выяснить, является ли предлогом слово благодаря.

    Познакомиться с разрядами предлогов. Узнать, какие бывают.

    Отличать предлоги от других частей речи.

    От каких слов образуется предлоги.

Записываем. Зачем нам это нужно? (разбираться в языке, не допускать ошибок, знания нужны на экзамене)

Исходя из сформулированных целей, уточним тему урока . Записываем . Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Построение проекта выхода из затруднения.

Как нам реализовать цель? Что для этого нужно?

5. Реализация построенного проекта.

Я думаю, что мы с вами сможем ответить на эти вопросы без помощи учебника. Я дам вам материал, а вы, работая в группах, заполните таблицу и представьте её.

Составить определение предлога

Предлоги, между словами в словосочетании и предложении, служебные слова, грамматические отношения, которые, выражают.

    Образование предлогов

Проанализировав словосочетания, сделайте вывод, от какой части речи образованы предлоги.

Сл/соч: 1)посмотреть вокруг , посмотреть вокруг себя, 2) уходил, благодаря за помощь, благодаря помощи друга, 3) выступает в новой роли , выступать в роли союза.

    Разряды по происхождению

    Даны предлоги. Распределите их в две группы.

Производные Непроизводные

В, вдоль, от, несмотря на, для, путём, вследствие, без.

    Разряды по строению

Простые Составные

За, несмотря на, в течение, в роли, после, с.

    Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Попробуем употребить предлоги в речи

Работа в паре.Устно. Выберите из предложенных предлогов подходящие и вставьте их в текст.

Слова для справок: в, накануне, в продолжение, вследствие, из, насчёт, от, в ходе, за, в течение, несмотря на, по.

Дом Павлова

Неприметный дом довоенного Сталинграда, которому суждено было стать одним из символов стойкости, героизма, воинского подвига - дом Павлова. Накануне войны это был 4-этажный жилой дом. Он считался одним из престижных домов Сталинграда вследствие того, что его окружали элитные Дом связистов, Дом работников НКВД. В середине сентября 1942, в ходе боёв, дом Павлова стал одним из двух четырехэтажных домов, которые решено было превратить в опорные пункты, так как отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города. Именно за этот дом разворачивались самые ожесточённые бои. Дом получил свое название по имени младшего командира, который первый со своим отделением закрепился в нем. Гвардейцы в течение 58 дней удерживали "Дом Павлова" и не отдали его врагу

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выпишите из текста предлоги, распределите их по группам

Царицын – Сталинград - Волгоград…. На протяжении веков этот город помимо экономической и политической выгод привлекал людей своим фантастическим очарованием. В годы Великой Отечественной войны на город обрушилось несчастье - он был избран мишенью Гитлеровских войск при наступлении на Дон и Волгу. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. Но благодаря сильным духом непобедимым жителям Сталинграда, город не только выстоял в этой битве, но и сумел победить фашистов, обозначив тем самым переломный момент в ходе всей войны. После героической победы сталинградцев над южной группировкой гитлеровских войск и пленения фельдмаршала Паулюса, жители Сталинграда вновь проявили непоколебимую самоотверженность и отстроили новый город из руин. Волгоград по окончании войны получил звание города-героя.

Сколько предлогов нашли?

8 . Включение в систему знаний и повторение.

Спишите, указывая, какой частью речи являются выделенные слова. Выполнив задание, сделайте выводы

Идти на встречу с ветеранами – навстречу победе; в следствие включилась целая бригада – вследствие непогоды операцию отложили, вдали появился Мамаев курган – в дали голубой хорошо можно было разглядеть «Родину-мать» - жить вдали от Сталинграда.

Вывод о правописании слов.

Предположите, о чём будем говорить на следующем уроке? (Учащиеся записывают предложения, подписывают сверху часть речи и делают вывод, что на следующем уроке будут говорить о правописании предлогов)

    Рефлексия.

Вернёмся к цели, к задачам. Как они решены? Что мы делали, чтобы достичь цели?

Почему важно помнить и знать дни воинской славы России? (Нужно, чтобы быть патриотом, не забывать историю, не повторять её ошибок. А в этом нам помогают исторические памятники и памятные места, например, скульптура «Родина – мать зовёт!»).

10. Домашнее задание

Выполнить работу по карточке (по вариантам)