Ной у мусульман. Каким был настоящий Ной? История о Хаме, сыне Ноя

О пророке Нухе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и Всемирном потопе достаточно широко известно, но в тоже время вокруг этой личности и этого эпохального события создалось целое облако информационного мусора и домыслов. Немалую роль в этом сыграли и деятели культуры, выпустившие ряд фильмов, в которых образ посланника Божьего ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ представлен далеко не в лучшем свете. Посему, предлагаем читателям ряд достоверных фактов о пророке Нухе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и Всемирном потопе, которые приводятся в книге досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «История пророков».

1. Как пророк Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ получил своё имя?

Был у пророка Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ внук по имени Ламак (Ламех), и когда у него родился сын, он назвал его Абдуль-Гаффаром. Однажды Абдуль-Гаффар увидел четырехглазую собаку и подумал: «Какая некрасивая собака!» Тогда Аллах дал животному способность говорить, и оно обратилось к нему: «О Абдуль-Гаффар, кого ты винишь?! Если бы у меня была возможность выбрать, кем родиться, я не выбрала бы родиться собакой. А если винишь моего Создателя, то не является ли Он чистым от всех недостатков?» Устыдившись перед собакой, опечалившись из-за своего поступка и боясь Господа, Абдуль-Гаффар ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ стал плакать, и слезы его не останавливались ни днем, ни ночью. Вся его жизнь прошла в покаянии. Он так много плакал и поклонялся Аллаху, что стал известен под именем Нух (Плачущий) ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ .

2. Когда пророк Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ стал призывать к Единобожию?

На пятом столетии жизни пришел к Нуху ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ Джибриль ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с повелением Аллаха и направил его посланником к заблудшим из своего народа и потомкам заблудшего Кабила, чтобы призвать их к вере в одного Аллаха. Джибриль ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ подготовил его, облачив в «одеяние усердия» и в «чалму помощи» и дав «меч решимости», и отправил его к царю по имени Дармашил, известному среди людей упрямому безбожнику. В книге «Бадаъи’ аз-зухур» рассказывается, что Дармашил был первым человеком , который стал производить и пить вино, играть в азартные игры, носить одежду, расшитую золотом.

\\\

Забыв о Создателе и поклоняясь идолам, его народ творил порочные деяния, от которых стонала земля. Они оставили законное бракосочетание и жили как животные. Они водрузили своих многочисленных идолов на украшенные золотом и серебром троны, приставили к ним охрану и установили особый день для всеобщего посещения. Стали традицией жертвоприношения и пиршества.

3. Кто стала женой пророка Нуха ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ?

Выбрав один из праздничных дней, Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ взошел на высокий холм и попросил Аллаха помочь ему посредством нура Пророка Мухаммада ﷺ . Затем он во всеуслышание обратился к народу и сказал, что он посланник Аллаха и что нельзя поклоняться никому, кроме Творца всех миров, который один только достоин почитания. Его голос был слышен и на Востоке, и на Западе, и все, кто пришел на пиршество, упали, лишившись сил. Идолы рухнули со своих тронов, и люди растерялись от необъяснимого страха, но во всей толпе только одна счастливая женщина по имени Имрат приняла истинную веру. Так как это было предопределено Всевышним , Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ женился на ней, и она родила ему шестерых детей - троих сыновей и трех дочерей. Сыновей звали Сам, Хам и Яфис, а дочерей - Бухайвират, Сарат и Хасват. Он женился также на дочери Аджвида - Вал‘аб, принявшей Ислам, которая родила ему еще двоих сыновей - Балуса и Кан‘ана. Но в последующем несчастная Вал‘аб сошла с истинного пути. Её сердце не ощутило сладости единобожия , и она опять стала поклоняться идолам.

4. Сколько лет пророк Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ занимался призывом к единобожию?

Количество принявших Ислам мужчин и женщин достигло семидесяти. Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ призывал Дармашила и его народ к единобожию около трёхсот лет. Когда заблудший Дармашил погиб, царём стал его сын, и был он хуже своего отца. После его кончины царство перешло к Таградусу, который был самым заблудшим в своём роду.

Более пятисот лет призывал Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ к единобожию неправедных, но в племенах потомков Кабиля не нашлось тех, кто пожелал принять Ислам. За призыв к истинной вере Нуху ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ пришлось испытать множество мук, иногда его избивали до того, что, считая мёртвым, выбрасывали на мусорную свалку. Но несмотря ни на что он не переставал призывать к истинной вере, и какие бы муки ни переносил, никогда не просил в молитве плохого для них, только хорошее. Из-за обладания такой силой терпения он был причислен к «улуль-‘азм» (великим пророкам).

5. Почему пророк Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ стал просит Бога о потопе?

Пророк Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ отделил троим сыновьям три части земли. Старший сын Сам остался в западной части, к ней еще добавили Хиджаз, Йемен , Ирак , Шам и другие области. На лице Сама был нур пророчества, и он очень уважал отца. Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ всегда был доволен им и просил для него у Бога всё хорошее.

Просьба Нуха ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ была выполнена, из наследников Сама вышли пророки . Его потомками являются румы (европейцы и обитатели Малой Азии), персы, арабы. Тот, кто будет слушать отца, обретёт такое же счастье.

Был у Нуха ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и другой сын, Хам. Он был непочтительным и не отзывался на зов отца. Ему досталась южная часть земли. Чернокожие являются его потомками. Это оттого, что отец просил Аллаха, чтобы потомки Хама стали чернокожими, униженными рабами. У Хама был сын Мисрайимин. Услышав зов Нуха ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , он пришел к нему: «Вот я, дедушка, пришел к тебе». Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с радостью сделал ему дуа: «Да будет твое потомство благословенно, и да найдут они свое пропитание в плодородных землях с обильной водой и благоприятным климатом». В ответ на просьбу дедушки Аллах дал Мисрайимину Египет, чье название «Миср» произошло от его имени. Его потомками стали копты.

Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ позвал третьего сына, Яфиса, который тоже не отозвался. Тогда Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ попросил Господа, чтобы Он сделал потомков Яфиса худшими из людей . Ответив на это, Всевышний сотворил из потомков Яфиса племена Яджудж и Маджудж (Гог и Магог).

Счастлив тот, кто поймёт, какими будут последствия для тех, кто не слушает родителей .

15. Как пророк Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ перешёл в мир иной?

Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ умер, когда ему было девятьсот пятьдесят лет. Он был одним из долгожителей среди пророков . Когда к нему пришел ангел смерти Азраиль ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ спросил его, засомневавшись: «Кто ты?» И когда тот ответил, что он – ангел смерти и пришел забрать его душу, Нуху ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ стало немного не по себе. Тогда Азраиль спросил: «Что, Нух, не насытился ли ты этим миром?» Нух ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Я нашел этот мир с двумя воротами: заходят в него через одни ворота, а выходят – через другие». Азраиль ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ дал Нуху ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ райский напиток, чтобы было легче умереть. После этого душа пророка ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ вышла из тела так легко, словно волос из масла. Дети омыли его, завернули в саван, совершили над отцом намаз-джаназа и достойно похоронили. Говорят, что на месте погребения Нуха ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ открылся источник чистой ключевой воды .

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Предисловие

Со времён первого нашего пророка Адама (мир ему) прошло уже много лет. Потомство его увеличилось настолько, что на земле разные народы. Но люди стали отдаляться от Аллаха и творить всё больше непристойных дел.

В нашем рассказе мы поведём речь о Нухе (мир ему) и его народе. Имя пророка Нуха (мир ему) упоминается в Священном Коране более сорока раз. История его жизни представлена в сурах: «аль-А`раф», «Алу `Имран», «аль-Ан`ам» и «Худ».

Народ Нуха (мир ему)

Народ пророка нашего Нуха (мир ему) из камней и поклонялся им на протяжении уже долгого времени. В дни празднований или особых торжеств они ставили своих идолов на троны, приносили им жертвы и подношения, распивали вина, играли на кастаньетах, танцевали и веселились. К этим многочисленным идолам народ Нуха (мир ему) возносил свои мольбы, прося защитить их от зла и даровать им благополучие. И все, что ни случалось в жизни людей того времени, связывалось с волеизъявлением каменных изваяний.

Однажды к Нуху (мир ему) спустился с небес ангел Джабраил , который повелел ему от имени Аллаха идти к своему народу и оповещать среди него. Подчинившись воле Всевышнего, Нух (мир ему) пошёл к соплеменникам со светлыми проповедями. «О мой народ! - говорил он людям, - Аллах сотворил вас и дал вам пропитание. Он сделал вас способными возделывать землю, разводить скот и ловить рыбу. Он ниспослал вам с небес дождь, дающий воду. Уверуйте же в Аллаха и поклоняйтесь лишь Ему. Перестаньте поклоняться идолам, которых вы сотворили собственными руками. От них нет ни пользы, ни вреда».

Пророк наш Нух (мир ему) был удивительно красноречив, прямолинеен и умён. Даже среди ночи он приходил к братьям и сестрам и взывал самым решительным образом:

О, люди! Скажите: «Нет иного божества, кроме Аллаха, и Нух - пророк Его».

В ответ на это люди закутывали свои лица полами одежды, чтобы не видеть Нуха (мир ему), затыкали уши пальцами, чтобы не слушать его. Снова и снова он наталкивался на глухую стену неверия и неприязни.

Ковчег Нух а

Жену Нуха звали Аммура. Она родила ему четырёх сыновей: Сама, Хама, Яфиса, Йама и трёх дочерей: Хасуру, Майшуру и Махбуру.

Переполненный негодованием и обидой на неуверовавших из своего народа, Нух (мир ему) снова стал молиться Всевышнему: «… Господь мой, не оставляй на земле из неверных ни одного обитающего в доме. Если Ты оставишь их, они собьют Твоих рабов и не породят никого, кроме распутного, неверного».

На эти мольбы Аллах ответил следующим аятом: «Мы ему сказали: "Построй ковчег, чтобы Мы Своей милостью спасли тебя в нём, и не говори со Мной о тех несправедливых, потому что Я внял твоей просьбе и им - по Нашему велению - предстоит быть потопленными»

После этого Нух (мир ему) избрал отдалённое от города место и приступил к постройке ковчега, как и повелел ему Господь. Некоторые из людей, нарочно проходя мимо, раскатисто смеялись над пророком и говорили презрительно:

- Не ты ли, Нух, посланный твоим Богом, хотел стать нашим вождём, а теперь вот снизошёл до плотника, пилишь и заколачиваешь доски? Что же ты будешь делать с этим кораблем? Осмотрись вокруг: и где те моря и реки, по которым собираешься бороздить?

Насмешки эти Нух (мир ему) оставлял без ответа, продолжая свою работу. Ему помогали его дети, а также некоторые из соплеменников. Ковчег получился чудным. Нос судна напоминал голову павлина с клювом сокола, шея - горделивого орла, хвост получился пышным, словно у петуха, а крылья - такие же необъятные, как у беркута.

Ковчег Нуха (мир ему) в длину достигал тысячу, в ширину пятьсот, а в высоту триста локтей . Внутри корабельного судна он устроил ряды, в одни из которых должны были устроиться по паре различных видов животных и насекомых, в другие - расположиться по паре разных птиц. Нух заранее заготовил большое количество пищи и пресной воды для будущих обитателей корабля. После чего стал дожидаться повеления Аллаха, которое не замедлило прийти к нему: «Когда снизойдет Наш аят, сразу отправляйся к ковчегу и возьми с собой из народа твоего и близких родственников твоих тех, кто уверовал, и также каждой твари по паре ».

Как только пророк Нух (мир ему) сделал всё так, как повелел ему Господь, небо распахнуло свои двери для обильного дождевого потока, сопровождающегося ослепительными молниями и грозами. Отовсюду из земли забили источники воды. Кругом воцарился ужас. Вода стала подниматься над землей, заполняя собой пастбища, сады и плодородные поля. А ковчег Нуха поднимался все выше и выше. Раскачиваемый на волнах, он был готов к длительному плаванию.

Бушующие ветра сменялись тихими и ласковыми дуновениями, а корабль, на палубе которого разместились уверовавшие, покидал обжитые земли, оставляя всё дальше от себя обезумевших от страха неверующих.

Пророк стоял на вершине корабля и взирал на происходящее вокруг. Тут неожиданно он увидел своего сына Йама, который питал враждебные чувства к отцу и не принял его веру. Теперь же, желая спастись от потопа, он пытался взобраться на возвышенный холм. Нух, что было сил, закричал: “О, сын мой! Ты не убежишь от наказания Аллаха. Взбирайся же к нам, на ковчег, и будешь жить в благоденствии вместе с близкими тебе людьми”.

Как сказано в Коране: «О сын мой! Плыви вместе с нами и не будь с теми, которые не уверовали в религию Аллаха Всевышнего!» .

Но не внял Йам этим возвышенным словам, в которые отец его вложил всю свою отеческую нежность и любовь, не коснулись они до его совести и разума. Он предпочёл остаться среди неверных. А в ответ крикнул:

Я взберусь на гору, которая защитит меня от воды.

Нух же сказал: “Нет защитника сегодня от повеления Аллаха, кроме как тем, кого помиловал Он”

16 077

Долгое время после Адама люди продолжали жить одной общиной, следуя прямому пути. Затем они разошлись, и сатана стал распространять между ними различные нечестия, используя для этого множество путей.

В народе Нуха умерли праведные люди, из-за чего весь его народ был очень опечален. Тогда к ним пришли “шайтаны” и подговорили их путем наущений воздвигнуть памятники этим умершим праведникам, чтобы они всегда помнили о них и их праведности. Это было началом зла.

После того, как люди, воздвигшие памятники праведникам с этой целью, умерли, на смену пришло новое поколение. В то время знание истины уже было потеряно, и сатана начал им наущать: “Поистине, ваши предшественники взывали к этим идолам (памятникам): Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср. Они просили у них заступничества, излечения от болезней, молили их о ниспослании дождя ”. Таким образом, сатана продолжал свои наущения до тех пор, пока они всецело не отдались поклонению этим идолам. Затем Аллах послал к ним Нуха (мир ему и благословение). Они знали его, знали о его правдивости, честности и прекрасном нраве. Нух сказал им:

﴿يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ﴾

О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него ”.

Коран, 7:59

Он побуждал их к наилучшему как в этой жизни, так и в Вечной:

﴿يَا قَوْمِ إِنِّي لَكُمْ نَذِيرٌ مُّبِينٌ ، أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاتَّقُوهُ وَأَطِيعُونِ ، يَغْفِرْ لَكُم مِّن ذُنُوبِكُمْ وَيُؤَخِّرْكُمْ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى﴾

“О мой народ! Воистину, я для вас — предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока ”.

Коран, 71:2-4

Когда он начал призывать их к тому, чтобы они очистили свою веру перед Аллахом и посвятили ее исключительно Ему Одному, а также рассказал о порицаемости их взглядов и том наказании, которое их ожидает в этой и Вечной жизни, если они не отрекутся от них, они ответили ему следующее:

﴿مَا نَرَاكَ إِلَّا بَشَرًا مِّثْلَنَا وَمَا نَرَاكَ اتَّبَعَكَ إِلَّا الَّذِينَ هُمْ أَرَاذِلُنَا بَادِيَ الرَّأْيِ وَمَا نَرَى لَكُمْ عَلَيْنَا مِن فَضْلٍ بَلْ نَظُنُّكُمْ كَاذِبِينَ﴾

“Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами ”.

Коран, 11:27

Они потребовали от Нуха, чтобы он прогнал тех верующих, которые последовали за ним. Тем самым, они выявили свое высокомерие, пренебрежение к истине и к верующим рабам Аллаха. Нух разъяснял им, что он не находится в заблуждении, а наоборот, послан к ним для того, чтобы различить между истиной и заблуждением. Он говорил им, что является доверенным посланником, который пришел к ним с ясными доводами от своего Господа. Также он говорил им, что не может отречься и прогнать верующих, последовавших за ним, потому что они достойны почета и уважения (тем, что уверовали):

﴿وَلَا أَقُولُ لَكُمْ عِندِي خَزَائِنُ اللَّهِ وَلَا أَعْلَمُ الْغَيْبَ وَلَا أَقُولُ إِنِّي مَلَكٌ وَلَا أَقُولُ لِلَّذِينَ تَزْدَرِي أَعْيُنُكُمْ لَن يُؤْتِيَهُمُ اللَّهُ خَيْرًا﴾

“Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха. Я не ведаю сокровенное. Я не говорю, что являюсь ангелом. Я также не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра ”.

Коран, 11:31

Нух продолжал призывать их днем и ночью, скрыто и явно, однако его призыв лишь увеличил в них отрицание истины и нежелание следовать по прямому пути. Они стали еще больше подговаривать друг друга оставаться на том, на чем они были, а именно — поклонении идолам, помимо Аллаха. Тогда Нух сказал:

﴿رَّبِّ إِنَّهُمْ عَصَوْنِي وَاتَّبَعُوا مَن لَّمْ يَزِدْهُ مَالُهُ وَوَلَدُهُ إِلَّا خَسَارًا ، وَمَكَرُوا مَكْرًا كُبَّارًا ، وَقَالُوا لَا تَذَرُنَّ آلِهَتَكُمْ وَلَا تَذَرُنَّ وَدًّا وَلَا سُوَاعًا وَلَا يَغُوثَ وَيَعُوقَ وَنَسْرًا﴾

«Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чье богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра ”.

Коран, 71:21-23

Когда он понял, что увещевание не приносит им никакой пользы, и что каждое приходящее новое поколение хуже прежнего, он сказал:

﴿رَّبِّ لَا تَذَرْ عَلَى الْأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا ، إِنَّكَ إِن تَذَرْهُمْ يُضِلُّوا عِبَادَكَ وَلَا يَلِدُوا إِلَّا فَاجِرًا كَفَّارًا﴾

“Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих ”.

Коран, 71:26-27

Аллах ответил на его “дуа” (мольбу) и приказал ему построить корабль. Всевышний покровительствовал ему в этом деле, наблюдал за ним наилучшим образом и обучил его, как именно построить этот корабль, которым Он облагодетельствовал его и отличил от всех остальных Своих рабов. Нух был первым, кого Аллах удостоил обучению ремеслом кораблестроительства, которое принесло в будущем огромную пользу для жизни и религии всего человечества. Аллах сообщил ему о неизбежности потопа и о том, что его народ будет погублен. Также Всевышний приказал Нуху не обращаться с мольбами за них, т.к. они были несправедливым народом.

Нух начал строить корабль. Каждый раз, когда знатные люди из его народа проходили мимо него, они издевались и насмехались над ним. Он сказал им: “Сегодня вы насмехаетесь над нами, а завтра, когда придет ваша погибель, мы будем смеяться над вами ”.

Аллах внушил ему, чтобы он собрал с каждого животного по паре — мужского и женского пола, а также всех верующих мужчин и женщин, которых было немного, на корабле, когда придет время потопа, и Земля разверзнется потоками воды. Аллах сообщил ему, что вода будет течь отовсюду, даже в тех отдаленных местах Земли, где обычно ее не было. Аллах приказал ему забрать с собой каждого животного по паре, потому что невозможно было уместить на корабле всех зверей. Однако, в то же время необходимо было сохранить по экземпляру от каждого вида животного, потому что Аллах создал их для облегчения человеческой жизни.

Нуху было приказано забрать на корабль всю свою семью, за исключением тех ее членов, о погибели которых уже было сказано слово раньше [т.е. Аллах решил, что они погибнут]. Когда все те, кто должен был плыть на корабле, сели на него, Нух сказал им: “Поминайте Аллаха все то время, пока будете плыть, и после того, как прибудете на сушу, ибо какими бы великими не были причины, все свершается по милости Аллаха ”.

В этот момент Аллах заставил Землю и небо разверзнуться потоками воды, которая текла отовсюду в огромном количестве. Потоки воды, льющиеся с неба и выходящие из Земли, встретились. Вначале корабль плыл по низинам, затем, когда воды стало больше, он начал подниматься ввысь, и так до тех пор, пока вода не закрыла вершины громадных гор. Корабль плыл по волнам, подобным горам, которые били по нему справа и слева. В этот тревожный момент Нух увидел своего неверующего сына, который был на религии их народа. И даже в этой страшной ситуации он отказался примкнуть к своему отцу. Нух увидел его вместе с другими неверующими людьми из их народа, убегающими от воды, которая смывала все на своем пути. Нух ласково позвал его, сказав:

﴿يَا بُنَيَّ ارْكَب مَّعَنَا وَلَا تَكُن مَّعَ الْكَافِرِينَ﴾

Сыночек мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими ”.

Коран, 11:42

Однако, высокомерие не покинуло его даже в этот ужасающий момент, когда мрак, окутывающий сердца, рассеивается, но это не относится к закрытым для истины сердцам. Он ответил своему отцу:

﴿سَآوِي إِلَى جَبَلٍ يَعْصِمُنِي مِنَ الْمَاءِ﴾

Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды ”.

Коран, 11:43

Они даже не могли себе представить, что вода покроет вершины гор. Нух сказал ему:

﴿لَا عَاصِمَ الْيَوْمَ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ إِلَّا مَن رَّحِمَ﴾

“Сегодня никто не спасется от воли Аллаха, если только Он не смилостивится”.

Коран, 11:43

Сегодня людей не спасет ни гора, ни крепость, ни что-либо иное, кроме тех, над кем смилостивится Аллах. В тот момент Его милость пала на тех, кто плыл на корабле вместе с Нухом.

Таким образом, тот сын Нуха оказался в числе потопленных.

Аллах потопил всех неверующих и спас всех тех, кто был вместе с Нухом. В этом было знамение, указывающее на то, что единобожие, пророчество и религия, с которыми был послан Нух, являются истиной, а все те, кто противился этому, — заблудшие.

Также в этом указание на награду, спасение и почет, которые уготованы верующим в этой жизни, и возмездие неверующим — их унижение и погибель.

Когда эта великая цель была достигнута, Аллах приказал небу остановиться, а Земле поглотить всю лишнюю воду. “Вода спала… ” (Коран, 11:44) — т.е. стала постепенно убывать, и корабль причалил на горе под названием аль-Джуди. Это известная высокая гора, которая находится на окраинах города Мосул. Это указывает на то, что все горы были покрыты водой во время потопа.

Нух был очень опечален из-за своего утонувшего сына. Он воззвал к своему Господу с сожалением и смирением: “Господи! Ведь сын мой — частица моей семьи, а Твое обещание правдиво ” (Коран, 11:45) — обещание о том, что я и моя семья будем спасены на корабле. Поистине, Ты — Милостивейший из милостивых.

Его Господь ответил ему: “О Нух (Ной)! Он - не частица твоей семьи… ” (Коран, 11:46) — т.е. он не из тех, кому было обещано спасение, т.к. Аллах указал на это в Своих словах: “…за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал” (Коран, 11:40).

…Такой поступок не является праведным ” — а именно мольба (“дуа”) о спасении твоего сына, который был на религии его народа.

Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд ” (Коран, 11:46) — в этих словах упрек Нуху, его обучение и предостережение от подобного “дуа”, на которое его подтолкнула отцовская жалость.

Необходимо, чтобы человек, делающий “дуа”, обладал знанием и искренностью, чтобы просить у Всевышнего Аллаха то, в чем есть Его довольство.

﴿قَالَ رَبِّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أَسْأَلَكَ مَا لَيْسَ لِي بِهِ عِلْمٌ وَإِلَّا تَغْفِرْ لِي وَتَرْحَمْنِي أَكُن مِّنَ الْخَاسِرِينَ ، قِيلَ يَا نُوحُ اهْبِطْ بِسَلَامٍ مِّنَّا وَبَرَكَاتٍ عَلَيْكَ وَعَلَى أُمَمٍ مِّمَّن مَّعَكَ وَأُمَمٌ سَنُمَتِّعُهُمْ ثُمَّ يَمَسُّهُم مِّنَّا عَذَابٌ أَلِيمٌ﴾

« Он сказал: «Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток. И было сказано: “О Нух (Ной)! Сходи на землю с миром от Нас, и да пребудет благословение над тобой и теми народами, которые с тобой! Но будут народы, которых Мы облагодетельствуем, после чего их постигнут мучительные страдания от Нас”».

Коран, 11:47-48

Нух сошел с корабля. Аллах благословил его потомство и сделал их наследниками на Земле. Потомки его сына Яфиса заселили восток земли, потомки Хама — запад, а потомки его сына Сами поселились между ними. Нух прожил со своим народом до их гибели 950 лет (тысяча без пятидесяти). После же потопа и гибели его народа он прожил столько, сколько пожелал Аллах. Нух из числа пяти избранных посланников (“улуль-азм”), к которым люди будут обращаться о заступничестве перед Аллахом в Судный День. Нух — первый посланник, которого Аллах отправил к людям . Нух является вторым праотцом человечества [после Адама]. Мир им и благословение Аллаха.

Уроки, извлекаемые из этой истории:

1. Все посланники от Нуха до Мухаммада (мир им и благословение) были едины в своих призывах к искреннему единобожию и отказу от многобожия. Первое, чему учил Нух и другие посланники: “Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него ” (Коран, 7:59). Они утверждали эту основу [в сознании людей] различными путями.

2. Манера призыва и его безупречность. Нух призывал свой народ днем и ночью, втайне и открыто. Он делал это в любое время и в любом состоянии, надеясь, что его призыв будет принят. Нух поощрял их, обещая им благодать этой жизни — большое количество детей, имущества, изобилие в пропитании, а также спасение от наказания, если они уверуют и последуют за ним, и предостерегал их от противного. Он был очень терпелив в своем призыве, как и другие посланники. Нух делал призыв с мягкостью и состраданием, используя всевозможные доводы, чтобы привлечь сердца людей и достичь желаемой цели. Также он показывал им различные знамения и приводил доказательства истинности того, с чем он пришел.

3. Сомнения, посредством которых враги посланников пытаются опорочить то, с чем они были посланы, являются пустословием, услышав которое любой разумный человек поймет ложность аргументов неверующих. Так, народ Нуха сказал ему: «…Мы видим, что ты - такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами » (Св. Коран, 11:27). Вдумайся в их слова, и ты обнаружишь в них самообман, указывающий на то, что этот народ был заблудшим, высокомерным и не желающим принимать истину. Разве их слова “…Мы видим, что ты - такой же человек, как и мы ” — могут быть доводом для того, чтобы усомниться в истинности послания? Их слова подразумевают, что любое слово, сказанное человеком из какого бы то ни было источника, является ложью. Также это означает порицание всех наук, применяемых человечеством, ведь из их слов получается, что все они являются ложными. Разве человечество обладает какими-то другими науками, кроме тех, которые люди переняли друг от друга? Эти науки различаются. Однако, самыми великими, правдивыми и полезными для человечества знаниями являются те, что донесли до них посланники, которые получали эти знания посредством божественного откровения.

Следующей претензией неверующих является то, что посланники такие же люди, как и они: “…Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас ”. Посланники ответили им на это следующим образом: “…Мы - такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает ” (Св. Коран, 14:11).

Аллах облагодетельствовал посланников и выделил их откровением и пророческой миссией среди всех остальных людей. Поэтому их отказ принять истину по той причине, что она донесена человеком, является одним из самых больших невежеств и недооценкой милости Аллаха.

Милость и мудрость Аллаха требовали того, чтобы посланники были из числа людей, дабы люди могли учиться у них. Таким образом, Аллах облегчил людям путь обучения религии. Люди же, считающие посланников лжецами, не уверовали как в саму милость Аллаха, так и в прямой путь, с которым пришли все посланники.

Помимо этого неверующие люди из народа Нуха сказали ему следующее: “Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас ” — любому разумному человеку ясно, что истина познается не тем, кто за ней следует, а доводами, указывающими на нее. Эти слова исходят от их высокомерия и гордыни. Высокомерие является самой большой преградой, мешающей человеку постичь истину и последовать за ней. Под “ничтожными” они подразумевали бедняков. Бедность не является пороком. Если же они имели ввиду “ничтожные в своем нраве”, то интуитивно ясно, что это — ложь. В действительности, люди, сказавшие это, сами являются ничтожными. Неужели вера в Аллаха и Его посланников, подчинение Аллаху и Его посланникам, следование истине, воздержание от всего порицаемого являются описаниями ничтожности? И разве люди, совершающие это, могут быть названы ничтожными? Или же все совсем наоборот — ничтожен тот, кто оставил главное свое обязательство в этой жизни — единобожие, поклонение и благодарность одному Аллаху. Также ничтожен тот, чье сердце переполнено высокомерием, которое мешает принять истину, и превозносит раба в своих глазах над другими творениями. Клянусь Аллахом, это больше всего достойно презрения. Однако, этот народ был ослеплен, и единственное, за что они таили злобу к этим благородным людям [последовавшим за Нухом], было то, что они уверовали в Могущественного и Славного Аллаха.

Но даже они последовали за тобой, не поразмыслив ” — этими словами лжецы из народа Нуха хотели сказать, что верующие последовали за Нухом спонтанно, не посоветовавшись и не подумав. Если допустить, что действительно так и было, то это лишь свидетельствует об истинности Послания. Для принятия истины не нужны переговоры с кем-либо из ее последователей, потому что истина переполнена ясными доводами, светом, величием, красотой, искренностью и успокоением. В обсуждении нуждаются скрытые вопросы, подлинность и польза которых тебе не известны. Что же касается веры, свет которой яснее солнца и которая слаще любой вещи, то медлит с ее принятием только высокомерный гордец, подобный этим преступникам и распутникам из народа Нуха.

Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас ” — разве в этих словах есть хоть доля справедливости? Они сказали это по своей прихоти, однако в глубине души они знают, что это не так. Эти слова указывают на то, что в их сердцах. Истину следует принимать, невзирая на то, сказал ли ее человек знатный или подчиненный. Истина превыше всего.

Напротив, мы считаем вас лжецами (предполагаем, что вы лжецы)” — известно, что предположения (“зан”) — это самые лживые рассказы [наущаемые сатаной]. Но если бы даже они сказали: “мы знаем, что вы лжецы”, — то все это ложь, которую они сами же измышляют. На что они основываются, обвиняя верующих во лжи?

Как видишь, все приводимые ими доводы и аргументы опровергли сами себя. Посланники ответили на них ясными доводами и доказательствами, после чего ни у кого не осталось сомнений в ложности измышлений неверующих.

4. К достоинствам посланников и доводам, свидетельствующим об истинности их посланий, относится то, что они абсолютно искренне поклонялись Всевышнему Аллаху, призывали и обучали людей благу. Поэтому они многократно повторяли своим народам следующую фразу:

﴿يَا قَوْمِ لَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا إِنْ أَجْرِيَ إِلَّا عَلَى الَّذِي فَطَرَنِي أَفَلَا تَعْقِلُونَ﴾

“О мой народ! Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня Тот, Кто создал меня. Неужели вы не разумеете? ”.

Коран, 11:51

Это же относится к достоинствам людей, следующим за посланниками и подражающим им в этом [то, что они не ждут ничего от людей в своем призыве на пути Аллаха]. За это Всевышний Аллах по Своей Милости возвысит их как в этой жизни, так и в Вечной, даруя им гораздо больше, нежели тем, кто соревнуется в поисках благ этой жизни.

5. Характеристиками врагов посланников является то, что они поносят намерения верующих и милости, которые Аллах ниспослал им (верующим), а также клевещут на Аллаха за то, что он не одарил их из Своих благ. Поэтому Нух сказал своему народу, когда они клялись друг другу перед Аллахом и объединились в порицании верующих: “…Я не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра. Аллаху лучше знать о том, что в их душах… ” (Св. Коран, 11:31).

6. Садясь и спускаясь со средств передвижения, следует просить Аллаха о помощи и поминать Его благословенное имя. Также это следует делать при любых изменениях во время передвижения. Следует премного восхвалять Аллаха и поминать Его, если Он даровал тебе что-либо из Своих благ. В особенности, это следует делать при избавлении от горестей и трудностей. Всевышний Аллах сказал: « Он сказал: “Садитесь на него! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться ”» (Св. Коран, 11:41). Он сказал: «А когда ты и те, кто с тобой, сядете в ковчег, скажи: “Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей!”» (Св. Коран, 23:28).

Также следует просить Аллаха, чтобы Он сделал место твоей остановки благословенным, например, местность, где ты остановишься во время путешествия, и т.д. То же самое следует делать по прибытию домой (или в свое постоянное место проживания). Доводом на это является аят: «Скажи также: “Господи! Приведи меня к благословенному месту, ведь Ты - Наилучший из расселяющих”» (Св. Коран, 23:29).

Претворение в жизнь вышеперечисленного способствует тому, что человеку всегда будут сопутствовать поминание Аллаха, уверенность как во время его движений, так и в спокойствии, сильное упование на Аллаха, благословение Аллаха, без которого раб не может обойтись ни на мгновение и которое является наилучшим спутником для него в любое время.

7. Главными причинами, посредством которых человек может приобрести успех в этой жизни — большое потомство, имущество и физическую силу, являются богобоязненность и выполнение обязательств веры. Даже если есть и другие причины, посредством которых можно добиться вышеперечисленных благ этой жизни, однако эти две причины являются наиважнейшими. Также они являются единственными причинами, и нет ничего другого для достижения блаженства Вечной жизни и спасения от наказания.

8. Если Аллах посылает всеобщее наказание людям в этой жизни, то от него могут спастись только верующие, а точнее посланники и их последователи. Наказание в таком случае падет на неверующих и тех, кто следовал за ними из числа их потомства, и животных, несмотря на то, что у них нет грехов. Это по той причине, что они находились вместе с неверующими, и когда приходит наказание Аллаха, оно поражает всех их. Пересказы, передаваемые в некоторых “иудейских источниках” (“исраилият”), будто бы Аллах сделал бесплодными народ Нуха или другие народы, на которых должно было пасть Его наказание, дабы дети не были погублены вместе с ними, являются безосновательными. Это противоречит известному положению, которое подтверждается следующими словами Всевышнего:

﴿وَاتَّقُوا فِتْنَةً لَّا تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنكُمْ خَاصَّةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ﴾

Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив . И знайте, что Аллах суров в наказании ”.

Коран, 8:25

Это подтверждает достоверный хадис о заступничестве пяти избранных посланников (“улуль-азм”) в Судный День. Хадис передали Бухари (3340,4712) и Муслим (194) со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который пересказал его от Пророка (мир ему и благословение): “…Тогда люди придут к Нуху и попросят его: “О Нух, ты первый Посланник, которого Аллах отправил на землю… ”.

Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)

Выход на экраны голливудского с его весьма далекой от оригинала интерпретацией библейских событий означает создание в современной массовой культуре искаженного образа ветхозаветного патриарха , которого православная Церковь почитает как святого. Поэтому хотелось бы напомнить о том, каким был настоящий Ной, что о нем известно из Священного Писания и Священного Предания. А известно, надо сказать, немало, и фигурой он был, безусловно, выдающейся.

Жизнеописанию Ноя посвящены главы с шестой по девятую книги Бытия. Имя его встречается и во многих других местах Библии. Так, в книге пророка Иезекииля Господь упоминает Ноя в числе трех величайших праведников древних времен вместе с Иовом и Даниилом (Иез. 14:13–14, 20). В книге пророка Исайи Бог упоминает Свой завет с Ноем как пример непреложного обетования (Ис. 54:8–9).

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, праотец восхваляется: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» (Сир.44:16–17). В третьей книге Ездры он называется тем, от кого «произошли все праведные» (3Езд. 3:11). А в книге Товит Ной упоминается в числе древних святых, которым надо подражать (Тов. 4:12).

Неоднократно Ной упоминается и в Новом Завете. Господь Иисус Христос ссылается на его историю как на вполне реальную и использует ее для объяснения того, что будет происходить перед концом нашего мира (Мф. 24:37–39). Апостол Павел приводит Ноя как пример подлинно верующего (Евр.11:7). В свою очередь апостол Петр упоминает события, связанные с Ноем и потопом, как доказательство того, что у Бога не остается без воздаяния грешник и не остается без помощи и спасения праведник (2Петр. 2:5,9).

По словам блаженного Августина, в истории Ноя «никто не должен думать, будто бы все это было написано с целью обмана; или же что в рассказе нужно искать только истину историческую, без всяких аллегорических значений; или, напротив, что всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы» .

Итак, рассмотрим, что и почему произошло во времена Ноя и какое духовное значение это имеет.

По свидетельству святителя Иоанна, благодаря такому пророчеству «это дитя, мало–помалу возрастая, для всех видевших его служило уроком… этот человек, живший пред глазами всех, всем напоминал о гневе Божием» .

Из Библии о первых пятистах годах жизни Ноя известно лишь то, что в этот период он женился, и у него родилось трое сыновей: Сим, Хам и Иафет (Быт. 5:32). Святой Кирилл Александрийский пишет, что Ной «обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен» .

Во время жизни Ноя было «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), «потому что не временами только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставая исполнять лукавое свое помышление» . Однако ветхозаветный патриарх отличался от своих современников: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8). Почему? Потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

Святой Иоанн Златоуст отмечает главную черту личности Ноя – небывалую твердость и решимость на пути добродетели: «как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель - и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твердость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними» .

Требовалась поистине несгибаемая воля для того, чтобы быть одному против всего мира, особенно если учесть, что «за свою решимость вопреки всем подвизаться в добродетели, Ной терпел великое поношение и осмеяние, так как все нечестивые обыкновенно всегда издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели» .

Святой праотец не был равнодушен к участи современников: «всем людям в течение всего этого времени он проповедовал и внушал отстать от нечестия» , но никто не откликался и не приходил в чувство, и в ответ на проповедь он получал новые насмешки.

А «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9), то есть все свои поступки, стремления и помышления сообразовывал с Его волей, помня, что Бог все видит и знает. Так Ной «смог пренебречь и стать выше столь великого множества насмехавшихся над ним, нападавших, поносивших, бесславивших его... Он непрестанно взирал на недремлющее Око Божие и к нему устремлял взор души своей; поэтому уже и не заботился обо всех этих поношениях, как будто бы их и не было» .

Когда Ною было пятьсот лет, он получил откровение от Бога: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный… все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:13–14, 17–18). Также Господь повелел Ною ввести в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (а чистых видов скота и птиц – по семи), и запастись пищей для себя и для них. «И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал» (Быт. 6:22).

На то, чтобы построить ковчег, у Ноя ушло сто лет. «Стало известно Ноево дело во всей вселенной, и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды (2Петр 2:5)» .

Если бы современники Ноя покаялись и исправили жизнь свою, то могли бы отвратить от себя наказание, как отвратили ниневитяне, поверившие трехдневной проповеди Ионы. Однако «люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: “Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?”»

И вот, когда Ною было шестьсот лет, Бог сказал ему: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем… и всякого скота чистого возьми… также и из птиц небесных… чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7:1–4).

«И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег…» (Быт. 7:7). По словам святителя Иоанна Златоуста, члены семьи Ноя «хотя и далеко уступали праведнику в добродетели, однако же чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников» . Они оказались в числе спасенных потому, что поверили проповеди Ноя и оказали ему послушание, в отличие от зятьев Лота, которые не поверили такой же проповеди сродника своего и погибли вместе со всем Содомом: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Кроме того, по мысли Златоуста, спасение членов семьи было наградой от Бога Ною за его праведность.

«В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга - обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, - но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и голуби» .

Свт. Филарет Московский указывает, что «долгота ковчега была более 500, широта более 80 и высота более 50 футов» , то есть ковчег был примерно 152 метра в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту, - такого размера вполне было достаточно для размещения животных, птиц и пресмыкающихся. «Испытатели природы находят, что все роды животных, долженствовавшие быть в ковчеге Ноевом, простираются только до трехсот или немного более. Из сих не более шести превышают величиною коня; немногие равняются с ним» .

После того, как Ной вместе с семьей и животными вошел в ковчег, по милосердию Божию время наступления потопа отлагается еще на неделю: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, - однако же люди не захотели покаяться… Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой... но современники Ноевы… не убедились оставить нечестивые дела свои» .

Господь Иисус Христос свидетельствует, что современники Ноя беспечно продолжали свою жизнь, с обычными житейскими занятиями: «Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:37–38).

И вот «чрез семь дней воды потопа пришли на землю… разверзлись все источники великой бездны… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7:10–12, 18–19, 23–24).

Святой Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что вода поднималась постепенно сорок дней, прежде чем все погибли, и спрашивает: «Для чего так? Разве Бог не мог, если бы захотел, навести весь дождь в один день? Что говорю - в один день? В одно мгновение. Но Он делает это с намерением… По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя бы некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие» . Об этом же говорит и святитель Филарет: «Сорок дней начинающегося потопа были последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые уже при виде заслуженной казни могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию» .

И это произошло – многие люди прежнего мира, увидев своими глазами, как сбывается предсказание Ноя, вспомнили его проповедь и лишь теперь, в последние дни своей жизни, принесли покаяние Богу и смиренно приняли смерть от потопа как заслуженное наказание за свои грехи. Благодаря этому, хоть и запоздалому, обращению, современники Ноевы оказались в числе тех умерших древних, к душам которых была обращена проповедь Христа, когда Он Своею человеческой душой сошел во ад после смерти на кресте, как об этом свидетельствует апостол Петр: «Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет. 3:18–20).

Таким образом, всемирный потоп был не только актом наказания за грехи, но в бо льшей степени спасительным действием Божиим, поскольку жившие тогда люди довели себя до такого жестокосердия, что только лицезрение гибели всего мира и осознание своей скорой смерти могло пробудить их сердца и через покаяние избавить от вечной гибели. Те из них, кто искренне покаялись в те сорок дней и ночей и обратились к Богу, впоследствии оказались в числе душ ветхозаветных верующих, спасенных Христом из ада.

Было это благодеянием даже и для тех, кто не захотел каяться – этим последним средством удалось «отторгнуть от греха неисправимых грешников, каждодневно причиняющих себе новые раны и делающих язвы свои неисцелимыми» .

Имел потоп благотворное значение и для последующего человечества, - «необходимо было истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия» . Потоп прервал и племя Каина, и все другие роды, уклонившиеся во зло. Бог сделал праведного Ноя родоначальником нового человечества. И если даже несмотря на то, что все ныне живущие имеют своим предком великого праведника, столь многие уклонились ко греху, то каково было бы разлитие зла на земле, если бы большую часть человечества составляли потомки тех укоренившихся в пороке родов?

Однако в потопе погибли не только люди, но и все живущие на суше существа. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Чем же провинились неразумные твари? Они были сотворены ради человека; и по истреблении человека, ради которого они были сотворены, следовало истребить и их: ведь уже не существовало бы того, кто бы ими пользовался» . А Златоуст так объясняет это: «Как при благочестивой жизни человека и тварь участвует в человеческом благоденствии, по слову Павла (см.: Рим. 8:21), - так и теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную» , поскольку они разделяют участь с тем, кто является их главой. И как многие животные разделили гибель со многими грешными людьми, так немногие животные разделили спасение в ковчеге с немногими праведными людьми. К тому же, если бы при гибели почти всего человечества Бог сохранил бы всех без исключения животных, то это привело последующие поколения людей к убеждению, что животные важнее и выше человека, и языческое обожествление животных, возникшее в некоторых народах, получило бы еще большее и быстрейшее распространение.

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что ковчег не имел постоянно открытых окон и к тому же Сам Бог заключил его снаружи. Сделано это было по милосердию к Ною, чтобы избавить его от тягостного и ужасающего видения погибели мира.

«Начало потопа до лжно полагать в последней половине осени» , и продлился он год. И «год этой жизни, мне кажется, стоит целой жизни: столько-то скорби Ной должен был перенести там, находясь в такой тесноте… Заключенный в ковчеге как в темнице, он носился туда и сюда, не мог там видеть неба, ни устремить глаза в другое какое-либо место - словом, не видел ничего, что могло бы доставить ему некоторое утешение... Ной целый год прожил в этой необыкновенной и странной темнице, не будучи в состоянии и подышать свежим воздухом... как мог этот праведник, равно как сыновья и жены, выдержать совместное пребывание со скотами, зверями и птицами? Как он вынес зловоние? …удивляюсь, как он еще не пал под бременем уныния, помышляя и о погибели человеческого рода, и о собственном одиночестве, и о трудной жизни в ковчеге. Но причиной всего доброго была для него вера в Бога, по которой он выдержал и перенес все благодушно» .

Поэтому неудивительно, что апостол Павел восхваляет Ноя именно за его веру: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7). «Не то, чтобы сам Ной осудил своих современников; нет, осудил их Господь сравнением их с Ноем, потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели» , - объясняет свт. Иоанн Златоуст.

Вот что говорится в Писании о том, что было дальше: «Стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце… на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал» (Быт. 8:3–8). Неделю спустя Ной «выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:10–11). Еще позже «иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт. 8:13, 15–17).

Святитель Филарет обращает внимание на совершенное послушание праведника Богу: «Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога» . А преподобный Иоанн Дамаскин замечает: «Когда Ною повелевалось войти в ковчег… Бог отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избежали пучины… после же прекращения потопа Он говорит: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою , потому что опять дозволен брак для размножения рода человеческого» .

Ной исполнил повеление Божие, но сделал также и то, чего Господь не предписывал ему, и что было продиктовано движением его души: «тотчас же по выходе из ковчега, он выказывает свою признательность, и возносит к Господу своему благодарение, как за прошедшее, так и за будущее» - «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20). Здесь впервые в истории человечества мы видим создание места особого поклонения Богу. Если жертвоприношение Богу совершали уже Авель и Каин, то специальный жертвенник Господу устроил Ной. Однако святитель Филарет говорит, что в действительности Ной был не первым, устроившим жертвенник, поскольку, зная смирение праведника, «нельзя думать, чтобы Ной отважился ввести что-либо новое в обрядах жертвоприношений, принятых от благочестивых предков» .

«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего» (Быт. 8:21). Эти слова означают, что Бог «принял жертвоприношения. Ведь у Бога нет органа обоняния, так как Божество бестелесно. Правда, возносимое есть жир и дым от сжигаемых тел, и нет ничего зловоннее этого. Но чтобы ты знал, что Бог смотрит на приносимые жертвы и принимает либо отвергает их, Писание называет этот дым приятным благоуханием» . Так что «обонял Господь не запах от мяс животных или воскурения дров, но призрел Он и увидел чистоту сердца в том, кто из всего и за все приносил Ему жертву» .

Видя благочестие патриарха, «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу… только плоти… с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию… И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли... Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:1–6, 8–9, 11, 13).

Прежде всего, здесь видно, как замечает Златоуст, что «Ной снова получает то благословение, которое получил Адам до преступления. Как тот, тотчас по сотворении своем, услышал: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1:28), так и этот теперь: “плодитесь и размножайтесь на земле”, потому что как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваской, началом и корнем всех после потопа» .

Затем Бог дает разрешение людям на употребление в пищу животных, птиц и рыб. Блаженный Феодорит так объясняет причины этого: «предвидя, что впавшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что поклоняться тому, что употребляется в пищу, - дело крайнего малосмыслия» .

После этого Бог устанавливает запрет на употребление в пищу мяса с кровью животных, который впоследствии повторяется и в законе Моисеевом (Втор. 12:23), и в предписаниях апостольского собора (Деян. 15:29). Объясняется это тем, что в крови – душа животных. Обещанием «Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя » Бог «предсказывает воскресение... разумея, что пожранные зверями тела соберет и воскресит» . Затем Бог запрещает человекоубийство, предупреждая о строгом наказании за него, «изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем» .

После этого «Бог говорит: “Я поставляю завет Мой” , т. е., заключаю договор. Как в делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение, так и благой Господь говорит здесь» . На такую высоту поднимает Бог отношение с людьми. Он не просто предписывает и приказывает, как всемогущий Владыка, Он заключает договор, в рамках которого добровольно берет на Себя обязательства никогда более не истреблять рода человеческого посредством потопа.

Неслучайно именно радуга выбрана знаком этого завета – поскольку всемирный потоп начался с дождя, то как раз появляющаяся посредством дождя радуга становится знаком того, что никакой дождь уже не будет началом гибели человечества. Святитель Филарет допускает, что «радуга могла быть и до потопа, также как вода и омовение были до крещения» , но уже после потопа избрана Богом как знак Его завета с Ноем.

Далее говорится: «сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет… и от них населилась вся земля » (Быт. 9:18–19). Истинность этого подтверждает всеобщность предания о потопе. В древнейших сказаниях разных народов сообщается о праведном человеке, который смог пережить всемирный потоп в специально сооруженном ковчеге или корабле. Шумерский эпос о Гильгамеше называет его Утнапишти, древнегреческие писатели называли Девкалионом, а в индийском тексте «Шатапатха брахмана» он называется Ману. Предания о всемирном потопе встречаются повсюду – и в Китае, и в Австралии, в Океании, у коренных народов Южной, Центральной и Северной Америки, в Африке . Все эти народы возводят себя к потомкам немногих выживших во время всемирного потопа. Предания, записанные в древности, показывают значительное сходство в главных деталях с рассказом Библии, а предания, записанные уже сравнительно недавно, показывают больше отличий, что неудивительно, поскольку за прошедшие тысячелетия пересказчики внесли в рассказ много интерпретаций и домыслов. Тем не менее, память о всемирном потопе есть явление поистине общечеловеческое.

Уместно теперь сказать о том аллегорическом смысле событий, связанных с потом и спасением Ноя, который указывали святые отцы.

По словам блаженного Августина, все, «что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви» . И в самом «Ное, как и в сыновьях его, был явлен образ Церкви. Они убереглись от потопа на спасительном древе… прообразуя, что на дереве [креста] будет утверждена жизнь всех народов» . Об этом говорит и святой Кирилл Александрийский, указывая, что Христос есть «истиннейший Ной, который в прообразе этого древнего и славного ковчега устроил Церковь. Входящие в нее избегают угрожающей миру погибели… Итак спасает нас верою Христос и как бы в ковчег вводит нас в Церковь, пребывая в которой, мы избавимся от страха смерти и избежим осуждения вместе с миром» .

Святой Беда Достопочтенный предлагает подробное толкование: «Ковчег означает вселенскую Церковь, воды потопа – крещение , чистые и нечистые животные [в ковчеге] – духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега – учителей, укрепленных благодатью веры. Ворон, вылетевший из ковчега и не вернувшийся, означает тех, кто после крещения становится отступником; ветка оливы, принесенная в ковчег голубкой, - тех, кто крещен вне Церкви, то есть еретиков, однако имеющих тук любви и потому удостоенных воссоединиться со вселенской Церковью. Голубка, вылетевшая из ковчега и не вернувшаяся, есть символ тех [святых], кто отрешился от телесных уз и устремился к свету небесной отчизны, чтобы никогда более не вернуться к трудам земного странствия» .

Последний эпизод жизни патриарха, описанный в Книге Бытия, касается периода, когда он начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. В то время у его сына Хама родился уже первенец – Ханаан:

Тот же святой пишет: «Заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Вот, ведь все сыновья Ноя одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковою заботливостью, и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения - один уклонился к злу, а другие оказали отцу должное почтение» .

Поступок Хама «обнаруживал в нем гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности и неуважение к родителю» . «Пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху» . Он, «вышедши из дому, подверг отца, сколько мог, посмеянию и поруганию, хотел и братьев сделать сообщниками своего гнусного поступка; и тогда, как следовало ему, если уже он решился объявить братьям, позвать их в дом и там сказать им о наготе отца, он вышел вон и объявил о наготе его так, что, если бы случилось тут множество других людей, он и их сделал бы свидетелями срамоты отца» .

Но событие, которое послужило к падению Хама, послужило к славе Сима и Иафета: «Видишь ли скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят даже и видеть, но идут с обращенным назад лицом, чтобы, подошедши ближе, прикрыть наготу отца. Смотри также, как они, при великой скромности, были еще кротки. Они не упрекают и не поражают брата, но, услышав рассказ его, об одном только заботятся, как бы скорее исправить случившееся и сделать, что требовалось для чести родителя» .

Узнав о произошедшем, Ной, по вдохновению от Духа Святого, произносит одно проклятие и два благословения. Святые отцы разбирали вопрос о том, почему, если согрешил Хам, то проклятию подвергается не сам он, а его старший сын Ханаан?

Преподобный Ефрем пишет, что под «младшим сыном» не может иметься в виду Хам, который был средним сыном Ноя, но имеется в виду внук его, поскольку «сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца; Хам же со смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Поэтому можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший это еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не сделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятия… Потому проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам только лишен благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся» . Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан... первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему» . И Златоуст говорит, что «сын Хама, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи» .

Кроме того, святые отцы объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие. По мысли блаженного Феодорита, есть в этом и та справедливость, что «поскольку сам Хам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание принимает в проклятии своего сына» . «Хам наказывается в том сыне или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи» .

В качестве наказания положено подчинение потомков Ханаана потомству Сима и Иафета. Как говорит святитель Филарет, «сие исполнилось на хананеях, которые израильтянами, потомками Сима, были частью истребляемы, частью покоряемы от Иисуса Навина до Соломона» . Блаженный Августин обращает внимание на то, что «в Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом не природа, а грех заслужил это имя» .

Наконец, Ной произносит благословение младшему сыну: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». И это пророчество также исполнилось: «потомки Иафета заняли Европу, Малую Азию и весь север, который потом был гнездом и рассадником народов… шатры Сима означают Церковь, сохраненную в потомстве Сима, и, наконец, принявшую под кров свой и в участие наследия своего и язычников, потомков Иафета» .

«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет» (Быт. 9:28). Господь дал Ною прожить еще долгое время после потопа, чтобы подольше сохранить живой пример праведника для первых поколений обновленного человечества. Указанием на то, что все люди произошли от троих сынов его, родившихся до потопа (Быт. 9:18–19), Писание сообщает, что сам Ной после потопа не рождал более детей, проводя жизнь в воздержании.

«Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9:29), и впоследствии стал одним из ветхозаветных праведников, души которых Христос спас из ада, спустившись туда в промежуток между Распятием и Воскресением из мертвых.

Как говорит святитель Иоанн, «праведник этот может научить весь род наш и руководить к добродетели. В самом деле, когда он, и живя [до потопа] среди такого множества злых людей, и не умея найти ни одного человека, подобного ему по нравам, достиг до такой высокой добродетели, то чем оправдаемся мы, которые, не имея таких препятствий, не радим о добрых делах?»

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Отрывок из ответа шейха Мухаммада аль-Мунаджжида:

"Относительно этого передано множество высказываний учёных, ссылавшихся на праведных предков из числа сахабов и табиунов. Однако нет ничего твёрдо установленного ни в Книге (Аллаха), ни в ясной Сунне, чтобы быть уверенным в каком-то из этих мнений. Тем не менее, мы перечислим здесь эти высказывания, чтобы расширить наши знания о том, что сообщают книги прошлых имамов.

Первое мнение: 950 лет; такими были слова Катады. Пришло в «Тафсиру-ль-куръани-ль-"азым» Ибн Кясира (6/268):

«Сказал Катада: “Говорят, что весь срок его жизни был равен тысяче лет без пятидесяти годов. Он прожил среди (неверных) до того, как призывать их (к Аллаху), триста лет, призывал их триста лет и прожил после потопа ещё триста пятьдесят лет”».

Подобное же сообщил Ибн Аби Хатим в своём тафсире (предание № 18 041).

Второе мнение: 1050 лет, о чём сказал Ибн Аббас. Передаётся от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он сказал:

«Аллах послал (т.е. наделил пророчеством) Нуха, когда ему было сорок лет. И он провёл среди них тысячу лет без пятидесяти годов, призывая их к Аллаху. И прожил после потопа ещё шестьдесят лет, чтобы люди размножились и расселились (по земле)».

Это (сообщение) отнесли к нему ас-Суюты в «ад-Дурру-ль-мансур» (6/455), причём все варианты передаются от Ибн Аби Шайбы (7/18), Абд бин Хумайд, Ибн аль-Мунзир, Ибн Аби Хатим, Абу-ш-Шайх (аль-Асбахани), аль-Хаким (9/251), удостоверивший его, и Ибн Мардвийя.

Третье мнение: 1020 лет; такими были слова Ка"ба аль-Ахбара. <...>

Четвёртое мнение: 1400 лет; его рассказывают от Ибн Аббаса, и такими же были слова Вахба бин Мунаббиха. <...>

Пятое мнение: 1650 лет; такими были слова Ауна бин Аби Шаддада. <...>

Шестое мнение: 1700 лет; такими были слова Икримы. <...>

Сказал Ибн Кясир в «Тафсиру-ль-куръани-ль-"азым» (6/268), после того как назвал странными предыдущие мнения: «Слова Ибн Аббаса (о 1050 годах) наиболее близки (к реальности)»" (оригинал ).

К этому исследованию осталось добавить библейский вариант жизни и проповеди Нуха (Ноя):

«Ною было пятьсот лет и родил Ной [трёх сынов]: Сима, Хама и Иафета. <...> И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Бытие, с 5:32 по 6:3).

То есть Нух, по Ветхому Завету, проповедовал среди людей не более 120 лет; когда же ему исполнилось 600 лет, Аллах наслал на человечество великий потоп:

«Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришёл на землю. <...> В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, 7:6-12).

После потопа его жизнь длилась ещё 350 лет (что полностью совпадает с мнением Катады):

«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Бытие, 9:28-29).

Библейская версия истории этого пророка неправдоподобна ещё и потому, что согласно ей, период исламского призыва занял примерно 1/8 часть жизни Нуха, мир ему. А ведь главное предназначение любого Божьего посланника состоит в том, чтобы увещевать грешные и неверующие народы, а не просто жить среди них, и не в том, чтобы наслаждаться спокойной жизнью в кругу единоверцев.