Вышивка крестом. С чего начать? История вышивки

Как обработать края канвы

Перед началом работы стоит обметать края канвы. Это можно сделать как руками, так и с помощью швейной машинки или оверлока. Можно смазать края канвы прозрачным клеем «Момент», на расстоянии двух клеточек °т края. После стирки готовой работы клей не растворяется и вышивка держит форму. Также можно промазать края канвы бесцветным лаком для ногтей или эмалью.

Можно обработать края канвы вручную обмёточным швом.

Технология вышивки

Если предстоит вышить большую картину, то может быть очень сложно соотносить крестики на канве и на схеме. Схема обычно размечена квадратами 10 на 10 клеточек. То же самое можно сделать и на канве, проведя такие квадраты цветной нитью крупными стежками или расчертив ткань водным маркером (эти линии потом стираются влажной салфеткой, и следов не остается). По мере зашивания полотна нить можно вытягивать, только осторожно, чтобы не повредить отшитый участок. Или нити можно вынуть после окончания вышивки. Проще будет, если для разметки использовать шелковые нити — они вытягиваются легче.

Часто при вышивке используют две или более нитей вместе. Если разделить нити перед тем, как вставить их в иголку (даже если это нити одного цвета), крестики будут ровнее.

В сложных схемах удобно начинать с выполнения крестиков самого часто встречающегося в этой части работы цвета, или, если такового нет, крестиков, чей значок проще всего найти.

Если вышивать предстоит на цветной канве, то для удобства можно подложить себе на колени или на стол (если для вышивания используются стационарные пяльца) светлую ткань. Тогда дырочки будут лучше видны. Сейчас в продаже появилась специальная лампа, которая помещается на коленях и освещает работу снизу.

Приобретая темную основу для вышивания, надо следить, чтобы отверстия, в которые вводится игла, были четко различимы.

Также для снятия напряжения глаз можно использовать специальные лупы, которые продаются в швейных магазинах.

При вышивании вечером надо установить себе дополнительный источник света, например, настольную лампу. При этом дополнительный свет должен располагаться ниже уровня глаз, чтобы он освещал ткань, а не слепил глаза.

Чтобы цветная канва не просвечивала сквозь светлые нитки, лучше вышивать мулине в большее число сложений, чем на белой канве.

Если при работе с темной основой глаза все-таки утомились — надо прервать вышивание и сделать для глаз компрессы с теплым свежезаваренным черным чаем и зарядку для глаз. Например, можно сесть у окна, расслабиться, попеременно по 5 секунд смотреть то вдаль, то на оконное стекло. Такое упражнение надо делать несколько минут.

Если в работе находится сложная схема с несколькими цветами ниток, где буквально каждый крестик своего цвета, то можно сэкономить немало времени, вдев сразу нитки в иголки и «припарковав» их на краю вышивки. Тогда можно будет вышивать эту часть работы, не отвлекаясь постоянно на вдевание ниток.

Хорошую иглу для вышивания видно по блеску металла; она плохо гнется, более упругая в руках; прямая; кончик иглы не цепляется за ткань, когда им проводишь по ней под углом; при рассмотрении ушко имеет строгие очертания, без зазубрин, и как бы утоплено в тело иглы. В таких иглах нитка не рвется при вышивании, а сама игла не ломается.

Существует несколько видов иголок для рукоделия . Они отличаются как номерами (то есть размером), так и формой. Для вышивки используют короткие иглы (до 3 см), для ручного шитья — иглы средней длины (3 — 4 см); длинные иглы используют, если надо покрывать длинные расстояния: при вышивке бисером, штопке, наметке.


Вышивальные иглы обычно имеют длинное ушко, чтобы было легче вставлять многослойные нити мулине. Толщина иголок с овальным ушком, как правило, увеличивается от острого конца к тупому. Это позволяет разместить сразу несколько нитей. Иглы же с круглым ушком имеют одинаковую толщину по всей длине. Это важно при вышивании, например, французских узлов, когда важно, чтобы игла не делала узел свободнее при прохождении через него.

Определить нужный номер иглы можно следующим образом. Если игла слишком толстая для выбранной ткани, она будет расширять расстояния между нитями. Если игла слишком тонкая, то для проведения иглы с нитью

через ткань требуется усилие. При этом нить пройдет, но дополнительное усилие, которому будет подвергаться ушко, приведет к более скорому изнашиванию иглы.

Соответствие канвы, размера иглы и числа нитей: канва 11 (11 клеточек на дюйм = 2,54 см) — игла 24 — число нитей мулине 3. Канва 14 или 16 — игла 24 — 26 — нитей 2. Канва 18 или 22 — игла 26 — нитей для 18 1-2, для 22-1.

Иглы с легковдеваемым ушком в вышивке использовать нежелательно, потому что при вдевании нить быстро портится и протирается, а зубчики на ушке иглы часто цепляют ткань, оставляя «зацепки».

Вышивальное (длинное) ушко подходит для вышивки шерстью или мулине в несколько сложений. Игла с тупым острием пригодится для вышивки крестом и строчевых работ.

Наперсток подбирается по размеру среднего пальца правой руки. Он не должен свободно или слишком плотно надеваться на палец.

Выбирая ножницы, надо руководствоваться следующими соображениями: они должны хорошо резать, закрываться без усилий, их кончики должны сходиться в одной точке, быть комфортными для рук, приятными на вид.

Круглые маленькие пяльца хорошо использовать при вышивке в технике глади и других, большого диаметра — в техниках строчевых работ, счетной глади, иногда в технике вышивки крестом.

Круглые пяльца хороши для вышивающих одной рукой. Профессиональные вышивальщицы используют обе руки, и тогда необходимы прямоугольные с опорой на пол или стол. Для начала достаточно иметь круглые пяльцы диаметром 7 —9 см, 15 —17 см, 30 см и прямоугольные 30 на 40 см.


Вышивка хорошо смотрится и на натуральных (льняное полотно, бязь, батист, маркизет, шелк, шерсть) и на синтетических тканях (шифон, вуаль, спандекс, габардин и др.) Выбор зависит от предназначения готового изделия и рисунка вышивки. Чаще всего используется однотонное полотно, но при необходимости для достижения верного художественного образа возможно использование тканей с различным рисунком нанесенным, набивным или структурным.

Для вышивания крестом используют гобеленовую иглу. Такие иглы имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое ушко, по сравнению с иглами для шитья. Пропорциональность такая: чем больше номер иглы, тем она меньше. Игла должна быть достаточно большая для того, чтобы можно было перемещать нить сквозь ткань с минимальным усилием. Это уменьшает трение, износ полотна и мулине. На выбор толщины иглы также влияет толщина ниток, а также число волокон.

Вышивку крестом следует начинать с центра . Для этого ткань складывают в четыре раза и так определяют центр.

При вышивке крестом все стежки должны быть сделаны в одном направлении. Они могут быть в обратном направлении только в одном случае — для достижения некоторого зрительного эффекта.


Стежки . Существует традиционный метод, при котором каждый крестик шьется отдельно, и датский метод, когда сначала вышивают половину крестика и проходят всю линию, а заканчивают крестики по мере того, как возвращаются. Традиционным методом в основном вышиваются одиночные крестики.


Перед вышиванием можно провести нитью по влажной губке. От этого нить станет более плоской и гладкой и будет лучше ложиться.

После того как вышивка готова, ее необходимо постирать в шампуне (лучше в чуть теплой воде, чтобы цвета не полиняли). Затем аккуратно отжать, завернуть в мягкое полотенце и высушить. Лучше разложить на ровной хорошо впитывающей влагу поверхности, чтобы ткань не потеряла форму.

Для проглаживания на гладильную доску надо положить мягкую подложку (полотенце), чтобы при глажении крестики не потеряли форму. Вышивки скорее не гладят, а отпаривают с обратной стороны. Надо быть особенно осторожным, если вышивка содержит металлические нити. Надо следить, чтобы вышивка просохла полностью, потому что даже небольшое количество влаги может покоробить бумагу или картон, и готовая работа не будет смотреться так хорошо, как могла бы.

После того как вышивка полностью высохла, можно приступать к натягиванию на основу рамки. В качестве основы используется плотный картон, размером соответствующий внутренней стороне рамы. Основа заворачивается в вышивку так, чтобы рисунок приходился точно по центру. Свободные края канвы загибаются на изнанку, затем противоположные загнутые концы стягиваются посредством сшивания. Очень эффектно смотрятся вышивки, оформленные в паспарту.

Стирать лучше в теплой воде с добавлением мягкого моющего средства, которое не содержит отбеливающих веществ.

Вышивка, вставленная в открытку будет смотреться эффектнее, если под нее вставить вырезанный под отверстие кусок мягкой ткани, например, тонкого синтепона.

Самый простой и быстрый способ оформления : приклеить работу к вырезанному под размер рамки куску плотного картона. Однако клей может повредить ткань, и к тому же работа станет практически неотделимой от основы, так что в дальнейшем будет очень сложно переоформить ее при необходимости или выстирать.

Более удобный способ: вырезав картонную основу нужного размера, разместить на нем вышивку, загнуть края на обратную сторону и закрепить их с помощью прозрачного скотча для бумаги (лучше использовать тог, что хорошо удаляется). После этого «заштопать» отверстие обычными швейными нитками.

Вышивки смотрятся лучше в рамах без стекла: гак лучше видна структура. Однако повышается вероятность загрязнения работы (пылью или прикосновениями).

Паспарту — обрамление вышивки из ткани — может полностью изменить вид картины, подчеркивая те или иные тона. Овальное паспарту очень хорошо подходит для небольших работ с простым фоном: работа будет визуально больше. Двойное паспарту может сделать вышивку очень эффектной. Для этого выбирают два или даже три цвета, присутствующие в вышивке, и подбирают паспарту в тон. Обычно более насыщенные тона оставляют для верхнего слоя, а более мягкие — для внутреннего. Если вышивка имеет необычную форму — это можно подчеркнуть, вырезав паспарту по этому же контуру.


Цветная вышивка снова станет яркой, если перед глажением обмакнуть лицевую сторону изделия в воду, куда добавлен уксус, и положить на чистую ткань.

Вышивать нитками «металлик» нужно по-особенному, иначе все нитки норовят разойтись по одной, скрутиться, и вообще, всячески препятствуют вышиванию, особенно когда металлическая нить в паре с обычной. К тому же такие нитки заламываются и перетираются у ушка. Чтобы избежать этих неприятностей, надо брать металлическую нить довольно короткую. Кончики нитей, чтобы не расслаивались, можно чуть-чуть смазать лаком. Вышивать ими придется чуть медленнее, чем обычными, и следить за аккуратностью — поправлять иголкой готовые крестики гам, где это требуется. И когда нужно свободный кончик сделать покороче, «подтянуть», не тянуть только иглой, обязательно придерживать нить рукой.

При вышивании металликом и обычной ниткой одновременно надо брать металлизированную нить длиннее, чем обычную, так как расходуется металлик быстрее, чем обычная нить, к тому же разлохматившиеся кончики металлика можно будет подрезать.

Министерство образования РФ.

Образовательная область «Технология»

Творческий проект

Вышивка крестом

«Никольская башня»

Выполнила:

Туманова Анна

Ученица 9 «А»

МБОУ СОШ №9

Руководитель проекта:

Малкина О.Ю.

1 Цель, задачи………………………………………………………………….

2 Обоснование потребности……………………………………………

3 История возникновения ……………………………………………...

4 Выбор варианта…………………………………………………………….

5 Материалы и инструменты…………………………………………..

6 Технологическая карта………………………………………………….

7 Технология выполнения вышивки крестом…………………………

8 Виды вышивки счетным крестом……………………………….

9 Техника безопасности при работе……………………………...

10 Экономическая оценка………………………………………………..

11 Экологическая оценка……………………………………………..

12 Самооценка…………………………………………………………………..

14 Список использованной литературы………………………….

Цель:

Создание своими руками оригинального украшения комнаты.

Задачи:

1. Развивать творческие способности и эстетический вкус.

2. Воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие в изготовлении изделия.

3. Изучить историю возникновения вышивки крестом

Обоснование потребности.

Я выбрала эту тему для своего творческого проекта, потому что считаю, что вышивка крестом наиболее популярна и распространена в наше время. Ее очень удобно выполнять на канве, отсчитывая определённое число нитей.

Вышитые крестом картины смотрятся очень красиво, оригинально, они очень красиво вписываются в домашний интерьер. Вышивание крестом позволяет выразить свою индивидуальность.

История возникновения.

Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселение, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людями далёкого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода. Но узнать, кто и когда впервые догадался передать узорами мотивом красоту окружающего мира, свои переживания и ощущения, мы никогда не сможем. Наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства из-за недолговечности ткани и ниток.

Вышиванием занимались всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки – это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.

Материалом для вышивки в разно время служили жилы животных, натуральные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в голубой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративными панно с изображением деревьев и птиц. Тончайший вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальных искусство Японии.

Одна из первых вышивальных школ была в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесла вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районов страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционными решением. В XIX – начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существует целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В вышитых работах находят отражение национальные особенности. Искусство вышивания у разных народностей создало определённое, присущие только им, традиции узорной вышивки: знаменитые украинские ручники, белорусские полотенца отличаются от украшенных вышивкой узбекских и таджикских ковров(сюзане). Разнообразны по орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские вышивки. В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает всё большую популярность. Современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простой цветовой гаммой, соответствует требованиям стиля убранства помещений, покроя одежды. Вышитые изделия оживляют помещение, являются тем декоративным элементом, который борется со стандартностью. Вышивка на одежде придаёт своеобразие самому обычному фасону, выполненному из широко бытующих тканей массового производства и пошива. Девочка, умеющая вышивать, может выглядеть оригинального среди сверстниц, проявив фантазию и отразив в оформлении одежды свой стиль и вкус. Главное, чтобы вышивка гармонично сливалась с тканью, моделью и соответствовала возрасту.

Выбор варианта.

1. Вышивка «Павлин» очень яркая работа, но мне она не подходит. Хотя я вышиваю достаточно давно и уже накопила некоторый опыт, но, боюсь, что могу запутаться в таком количестве цветов. Поэтому рассмотрю следующие варианы.


2. Вышивка «Тигры» очень красивая, но все же я не решилась делать эту работу, она достаточно крупных размеров, хотя и вышивается на мелкой канве. На ее выполнение потребуется очень много времени. Поэтому я отклоняю этот вариант.

3.Вышивка «Никольская башня» мне очень понравилась. Она очень хорошо вписывается в мой интерьер. Меня устраивает и цветовая гамма и размер работы. Я останавливаю свой выбор на этом варианте.

Материалы и инструменты.

Удача при выполнении любой вышивки во многом зависит от правильного выбора ткани и ниток: толстыми нитками вышивают по грубому полотну; тонкие применяют для более тонкой работы.

Для вышивания крестом используют и плательные ткани, поверхность которых легко делится на квадраты благодаря льняному переплетению нитей или подходящей окраске.

Нитки для вышивания выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Они могут быть хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, синтетические, но отвечать единому требованию – быть крепкими и не линять при стирке. Наиболее распространённые и пригодные для любого вида техники вышивки нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка. Бывают они разных цветов и оттенков и выпускают их в одно или шесть сложений. Блеск мулине приобретает в результате специальной обработки – мерсеризации. Для вышивания на холсте, сукне и других грубых тканях используют толстые бумажные или шерстяные нитки и ирис. Длина нитки вышивания не должна превышать 50 см.

Для вышивания необходимы ткань, нитки и несложный набор инструментов и приспособлений: иглы, ножницы, наперсток, линейка илисантиметровая лента, пяльцы, проколка, резец.

Чтобы качество вышивки было хорошим, используют пяльцы. Основное назначение их – держать ткань в натянутом виде и предохранять вышитый узор от стягивания (деформации). Пяльцы бывают круглые, овальные и прямоугольные. Пяльцы состоят из двух обручей (диаметром от 20 до 25 см), которые входят друг в друга. Для лучшего закрепления ткани в пяльцах меньший обруч плотно обвертывают тонкой тканью. Подготовленную для вышивания ткань накладывают на меньший обруч, сверху надевают большой и материал туго натягивают со всех сторон. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом лоскуте ткани, то к нему пришивают другую ткань, затем равномерно натягивают, чтобы нитки не перекосились. Если же рисунок большой и не вмещается в границах пялец, его вышивают по частям.

Для вышивания надо иметь набор игл: толстые – для вышивания на плотных тканях ирисом, шерстяными нитками; средней толщины и тонкие – для вышивания мулине и катушечными нитками. Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась. Начинающие должны использовать иглы больших размеров. В дальнейшем иглы больших размеров. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с тканями и нитками (на тонких тканях вышивают тонкими нитками и иглами).

В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.

Напёрсток при вышивании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому.

Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.

С помощью проколки – костяной или пластмассовой палочки с заостренным концом – можно выполнять ажурную вышивку. Удобно пользоваться проколкой и для прокалывания дырочек в ткани.

Если нельзя пользоваться копировальной бумагой для перевода рисунка, используют резец .

Принадлежности для вышивания лучше хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой. Бережливость даёт возможность дольше ими пользоваться.

Технологическая карта

№ п/п Последовательность выполнения работы Рисунок Материалы, инструменты и приспособления
Выбор варианта Интернет – ресурсы, журналы по вышиванию
Подготовка рабочего места
Обработка края канвы Клей пва, канва, кисточка
Найти центр канвы Канва, простой карандаш
Запяливание Канва, пяльца
Вышивание картины стежком «крест» Канва, схема, иголка, нитки шерстяные, пяльцы, ножницы
ВТО готового изделия Вышитая картина, детское мыло, крахмал, махровое полотенце, утюг, гладильная доска
Оформление работы Вышитая картина, рамка

Технология выполнения вышивки крестом.

Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения.

Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Поэтому крестом вышивают на полотнах, сотканных на основе квадрата, то есть на полотнах, где нити основы и утка расположены под прямым углом друг к другу и где эти нити одинаковой толщины. Лучше всего в качестве ткани для счетной вышивки использовать полотна наподобие льняных.

Для выполнения вышивки применяются льняные и хлопчатобумажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные, штапельные, шелковые, синтетические нитки (кашмилон, лавсан, капрон), ирис, хлопчатобумажный и шерстяной гарус. Моток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где находится узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых 6 тонких ниточек.

Аккуратное и надежное закрепление нити – это основа вышивки. Это красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей вылезут при первой же стирке. Есть простые (даже где-то банальные) требования к этому важному аспекту вышивания:

Þ никаких узлов;

Þ стараться не прятать кончики темных нитей под стежки, выполненные светлыми нитями. Иногда, правда, это требование выполнить невозможно, например, единичный темный стежок глаза на светлом лице, и тогда нужно внимательно смотреть, чтобы спрятанный кончик не просвечивал на лицевую сторону;

Þ при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне;

Þ уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани, иначе к концу работы ваша изнанка будет похожа на махровое полотенце.

Если вы вышиваете четным количеством нитей, то стараться закреплять нить в начале вышивки, используя метод «петля».

Стремление к красивым и ровным крестикам, как и к красивой изнанке, может только вызывать уважение. Конечно, само понимание ровных крестиков приходит не сразу, но, вкладывая душу в вышивку, не стоит забывать и о технике. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться некоторых правил:

Þ не использовать слишком длинную нить;

Þ внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону («/» – нижний стежок,» \» – верхний стежок);

Þ при вышивке нить скручивается, и это значительно ухудшает внешний вид крестиков. Дайте игле свободно повисеть несколько секунд, и нить раскрутится сама;

Þ при вышивке любым количеством нитей, кроме одной, нужно следить за тем, чтобы ниточки ложились ровно, не перекручиваясь между собой.

Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа.
Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки.

Вышивка простым крестиком

Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания - пяльцы.

Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении),

для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой.

Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.

Удлиненный крестик

Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте вышивку, двигаясь влево.
Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.

Удлиненный крестик со строчкой

Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1и введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в точку 6 , выполнив стежок швом "назад иголка" в середине креста. Подведите иглу с изнаночной стороныпод точку 3, чтобы начать следущий крест слева.

Вышивка прямым крестом

Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и введите в точку 4 После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под точку 5, чтобы начать следущий элемент вправо.

Чередующиеся крестики

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте маленькие крестики под удлиненными и наоборот.

Шитье двойным крестом

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и маленький крестики. На обратном пути, справа налева, вышивайте только маленькие.

Шов звездочка.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясьсправа налево.

Шов левиафан.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясьсправа налево.

Уроки вышивки крестом, конечно же, следует начать с описания техники выполнения стежка - счетный крест, поэтому далее я опишу одну из общепринятых техник вышивания крестом, опубликованную в журнале "ВАЛЕНТИНА вышивка крестом" №11-12 (27), Издательский дом ОВА-ПРЕСС, 1996 г., по которой и рекомендую Вам учиться.

Многие вышивальщицы любят использовать именно технику Гобелена (полукреста) из-за экономии времени на вышивку.
Самое главное при выполнении гобелена - класть стежки все в одну сторону, разумеется, и туго натянуть и при этом не перекосить ткань на пяльцах или станке. Выполнять гобелен на ненатянутой ткани не рекомендуется, так как очень сложно потом геометрически выровнять готовую работу.
Вышивать следует так как показано на рисунке ниже.

Гобеленовый стежок представляет собой половину креста и выполняется слева снизу направо вверх. В рядах справа-налево стежок выполняется справа сверху налево вниз. Стежки кладутся параллельно в одну сторону не затягивая нить.

Самое сложное в этой технике постоянная перемена направления иглы, так как нет необходимости возвращаться закрывая крестики и возврат нити происходит при выполнении следующего ряда, а ряды все должны быть вышиты в одну сторону. Лично меня это страшно раздражает и при всей быстроте выполнения гобелена, я все равно люблю больше технику счетного креста.
Хотя сейчас есть двусторонние иглы и станки для натяжения канвы, что дает возможность вышивать держа одну руку снизу канвы, другую сверху попеременно вкалывая иглу. Наверное это бы решило мою проблему со сменой направления вкалывания иглы, но я пока не пробовала вышивать гобеленом на станке, хотя станок есть.

Кто хоть раз что-то создавал своими руками, знает то всеобъемлющее чувство гордости, когда держишь в руках готовый результат своей работы.

Из многообразия видов рукоделия все большую популярность приобретает вышивка крестом. Для начинающих рукодельниц будет очень полезно освоить азы этого мастерства.

Вышивка крестиком проста в освоении и очень красива – рисунок получается эффектный, фактурный и, главное, вышивка крестом для начинающих не требует каких-то особых навыков. Иголка и простой узор «крестик» позволяют создавать самые настоящие произведения искусства – яркие и необычные.

При наличии определенных способностей и опыта в дальнейшем можно воспроизводить цветными нитками даже фотографии на ткани, не говоря уже о простом декорировании полотен. С одной из несложных схем вышивки крестом можно ознакомиться в нашей статье

Опытные вышивальщицы советуют начинать знакомство с этим видом рукоделия на готовых наборах. Лучшими из них считаются те, где использован рисунок небольшого формата, схема которого легко читается, а ткань-основа имеет среднюю плотность переплетения нитей. Пусть это маленькие вышивки крестом, но они позволят понять азы искусства, освоить технологию стежка и разобраться в смене нитей по рисунку.

Данная вышивальная техника представляет собой плотно прилегающие диагональные стежки, расположенные друг на друге. Главный секрет красивого результата в том, что при работе над рисунком необходимо следить, чтобы нижняя нить всегда шла в одну сторону, а верхняя – в другую. Соблюдение подобной очередности придаст вашему творению аккуратность и определенный шарм.

При такой вышивке очень важно соблюдать рисунок движения нити и технику рукоделия. Если на лицевой стороне вы получаете классический крестовой орнамент в каждом квадрате полотна, то с изнанки у вас должны получаться ровные вертикальные полосы. Такой эффект возможен, если при работе игла постоянно находится вертикально по отношению к канве. Соблюдение этих несложных хитростей позволит получить удивительно красивую работу даже новичку.

Когда вы наберетесь опыта, сможете делать такие невообразимые вещи, как Однако, первым этапом любого первооткрывателя в этом виде рукоделия становится вышивка крестом салфетки. Небольшой объем работы и яркий конечный результат позволяют получить истинное удовольствие, доступное только вышивальщицам. Чтобы и в дальнейшем работы были всегда «на высоте» необходимо запомнить ряд нюансов, касающихся материалов для вышивки.

Что потребуется для вышивки крестом?

Материал, на котором даже новичку легко работать, называют счетным. Это значит, что фактура ткани имеет четко выраженный рисунок нити, которые расположены строго перпендикулярно по отношению друг к другу. Наибольшей популярностью среди рукодельниц пользуется Aida, на которой четко прослеживают квадраты. Номер маркировки материала уменьшается при увеличении числа диагональных стежков на десяти квадратных сантиметрах. То есть самый крупный узор получится на ткани Aida 11, а самый мелкий – на Aida 18.

Обычная «канва» тоже подходит новичкам, но от профессиональной ткани будет отличаться большей мягкостью. Ткани Лугана, Линда, Мурано и подобные им рекомендуется осваивать уже при определенном мастерстве, так как здесь более плотное переплетение. Зато и результат получается совсем иным – изысканным и более утонченным. Вышивка крестом для начинающих не потребует особых приготовлений, если вы работаете с готовым набором. В ином случае вам придется самостоятельно подбирать еще и нити с иглой для вышивания.

Для работы подойдет обычное мулине, которое желательно постирать до начала оформления узора, так как при низком качестве красителя ваша красота может полинять и картинка потеряет все свое очарование.

При подборе иглы надо придерживаться следующих правил:

  • игла должна быть тупая, с закругленным концом;
  • ушко у иглы для рукоделия должно быть большое, чтобы нити при продергивании не деформировались;
  • все параметры иглы должны быть средние: не тонкая, не длинная, не короткая.

Такой иглой пользоваться будет удобно даже самой неопытной мастерице.

Какие техники надо знать новичкам

Конечно, вышивка крестом работы требует немало, но при освоении технологии становится поистине увлекательным времяпровождением. Начав свое творчество, не завязывайте узелок на нити – лучше оставьте кончик подлиней и аккуратно вплетите его в работу с изнанки. Когда нить станет уже короткой, то выведите ее также на изнанку и продерните под несколькими стежками. Что касается самих стежков, то их существует несколько разновидностей, что помогает делать работу более яркой и эффектной.

Более лёгкая вышивка крестом выполняется целыми элементами, когда весь узор создается только от смены цвета нити. Но даже для начинающих вышивка крестом может получиться особо интересной, если использовать в работе все базовые и дополнительные элементы.

По разновидностям они подразделяются:

  • одинарный неполный крест ¾;
  • двойной неполный крест ¾;
  • шов, называемый «назад иголку»;
  • полукрест;
  • двухсторонний крест;
Если полный крест состоит из четырех лучиков, то полукрест имеет только три луча, при этом сначала выполняется полная диагональ, а затем уже половинный стежок.При двойном неполном кресте, весь узор выполнен двумя цветами ниток, каждая из которых оформляет одинарный крест ¾.Если вас заинтересовала вышивка крестом салфетки, то возможно вам придется освоить шов «назад иголкой», когда игла после выхода на лицевую сторону делает только один стежок назад в любом направлении узора и выводится вновь на расстоянии равном величине одного стежка от начальной точки.
Красивая и лёгкая вышивка крестом получается при применении двухсторонней техники, особенностью которой стало то, что получается идентичный узор и с лицевой, и с изнаночной стороны. Выполнение этого шва включает в себя 4 этапа, причем последний стежок проходит с неправильным наклоном, но в общем объеме полотна это не бросается в глаза.
Более сложная вышивка крестом для начинающих подразумевает технику чередующийся крест, который выполняется также в четыре этапа: сначала все нижние диагонали, а затем верхние стежки.
Замечательно красивые узоры получаются, когда вышивка ведется с применением китайского или размеченного креста, причем у последнего часто используют и изнаночную сторону для оформления орнамента.
Красивая вышивка крестом работы требует многого, в том числе и использования дополнительных элементов, таких как полукрест. Как понятно из названия, это только половина вышитого элемента. Когда вы освоите все эти несложные элементы, то сможете попробовать свои силы и в более сложных техниках.

Начав вышивать, сложно остановиться. Причина в том, что данный вид рукоделия захватывает своей простотой исполнения. А в совокупности с красивейшими результатами хочется творить еще и еще, достигая совершенства в этом искусстве.