Творческий проект вышивка крестом. Вышивание крестом - материалы и инструменты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Узнацкая государственная общеобразовательная средняя

школа Крупского района»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ВЫШИВКА

КРЕСТОМ

Выполнила: Плиско Анастасия

ученица 9 класса
Руководитель: Петрусенко Валентина Ивановна

учитель трудового обучения

д. Волковыск, 2008 г.
Содержание


  1. Выбор и обоснование проблемы………………………3

  2. Возможные варианты и их оценка…………………..3

  3. Составление схемы работы…………………..............4

  4. История вышивания……………………………..........4-6

  5. Полезные советы…………………………………….......6-7

  6. Выбор материалов………………………………………..7-8

  7. Маленькие хитрости…………………………………........8

  8. Выбор модели………………………………………………8-9

  9. Выбор инструментов, приспособлений……….9-10

  10. Правила техники безопасности и санитарно-
гигиенические требования………………………..10-12

  1. Технология выполнения…………………………….12-13

  2. Экономическое обоснование………………………….14

  3. Связь с экологией…………………………………………..14

  4. Самооценка…………………………………………………...14

  5. Рекламный проект………………………………………….15

  6. Использованная литература…………………………..15

Цель:


  1. Усовершенствование своих возможностей в области проектной деятельности

  2. Разработка и выполнение творческого проекта

  1. Выбор и обоснование проблемы

Я выбрала эту тему для своего творческого проекта, потому что считаю, что вышивка «крестом» наиболее популярна и распространена в наше время. Её легко выполнить на любой ткани, отсчитывая определённое число нитей.

Вышитые крестом картины смотрятся очень красиво, оригинально, они очень красиво вписываются в домашний интерьер. Вышивание крестом позволяет выразить свою индивидуальность.


  1. ^ Возможные варианты и их оценка

¤ Шитье изделия – данная технология очень интересная, но требует огромного мастерства и материальных затрат

¤ Вязание – распространенный вид рукоделия, требует большого мастерства и терпения

¤ Вышивка – данный вид рукоделия издревле славится мастерицами, не требует большого денежного вложения, им я владею в совершенстве. Я выбираю вышивку крестом, картина «Птичка»


  1. Составление схемы работы



  1. История вышивания

Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далёкого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода. Но узнать, кто и когда впервые догадался передать узорным мотивом красоту окружающего мира, свои переживания и ощущения, мы никогда не сможем. Наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства из-за недолговечности ткани и ниток.

Вышиванием занимались всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки – это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V векам да нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесла вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XIX – начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В вышитых работах находят отражение национальные особенности. Искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им, традиции узорной вышивки: знаменитые украинские ручники, белорусские полотенца отличаются от украшенных вышивкой узбекских и таджикских ковров (сюзане). Разнообразны по орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские вышивки. В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает всё большую популярность. Современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простой цветовой гаммой, соответствует требованиям стиля убранства помещений, покроя одежды. Вышитые изделия оживляют помещение, являются тем декоративным элементом, который борется со стандартностью. Вышивка на одежде придаёт своеобразие самому обычному фасону, выполненному из широко бытующих тканей массового производства и пошива. Девочка, умеющая вышивать, может выглядеть оригинально среди сверстниц, проявив фантазию и отразив в оформлении одежды свой стиль и вкус. Главное, чтобы вышивка гармонично сливалась с тканью, моделью и соответствовала возрасту.
^ 5. Полезные советы


  • По подготовке рабочего места
Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.

¤ Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Надо следить за положением корпуса, не сутулиться и не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть наклонён вперед. Расстояния между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т.д. Стул придвигается к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

¤ На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и канва оставались чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц нитей.

¤ Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находится внизу, правая сверху пялец.


  • ^ По уходу за готовыми вещами

¤ Вышитая работа должна быть выстиранной, хорошо отглаженной во влажном состоянии с изнанки

¤ Стирать изделие можно в чуть теплой воде с добавлением уксуса при полоскании, резких, трущих движений лучше избегать, не отжимать, а просто завернуть выстиранную работу в сухое махровое полотенце

¤ Утюжат картину на мягкой подстилке, чтобы она была рельефной. Лучше всего гладить картину от середины к краям, чтобы не получалось заломов и сдвижек на ткани основы. После утюжки работа должна подсохнуть в развёрнутом положении

¤ После того, как работа окончательно готова, её необходимо вставить в раму. Для этого необходимо запастись фанерой или плотным картоном по размеру вышитой картины, плотной нитью толстой иглой стянуть края с изнанки сначала по горизонтали, потом по вертикали, стараясь натянуть рисунок как можно плотнее на картон или фанеру, и затем вставьте свою работу в рамку.
^ 6. Выбор материалов
Удача при выполнении любой вышивки во многом зависит от правильного выбора ткани и ниток: толстыми нитками вышивают по грубому полотну; тонкие применяют для более тонкой работы.

Для вышивания крестом используют и плательные ткани, поверхность которых легко делится на квадраты благодаря льняному переплетению нитей или подходящей окраске.

Нитки для вышивания выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Они могут быть хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, синтетические, но отвечать единому требованию – быть крепкими и не линять при стирке. Наиболее распространённые и пригодные для любого вида техники вышивки нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка. Бывают они разных цветов и оттенков и выпускают их в одно или шесть сложений. Блеск мулине приобретает в результате специальной обработки – мерсеризации. Для вышивания на холсте, сукне и других грубых тканях используют толстые бумажные или шерстяные нитки и ирис. Катушечными нитками №10…80 выполняют различные строчки и ажурные вышивки. Длина нитки вышивания не должна превышать 50 см.
^ 7. Маленькие хитрости
¤ Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, они распушиваются, придают вышивке бархатистый вид

¤ Чтобы во время работы не осыпались нити ткани, края изделия обмётывают

¤ Если у вас после утомительной работы заболели глаза, уложите на них смоченный в холодной воде тампоны, затем замените их на тампоны, смоченные в теплой воде. Повторите эту процедуру несколько раз

¤ Вы хотите вдеть в иглу толстую нитку, и вам это никак не удается? Если держать нитку и иголку над бумагой контрастного цвета, дело пойдет на лад. Можно еще намылить кончик нити и скрутить его жгутом
^ 8. Выбор модели
Темой своего проекта я выбрала вышивание крестом. Этот вид рукоделия не требует от меня больших усилий, а наоборот, положительно действует на нервную систему, а, следовательно, на все здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышитой картины, как у меня, ни у кого не будет, также я выигрываю и в денежном отношении. Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивке крестом. Перед началом работы я выбираю на свое усмотрение эскиз. Я подумала и решила вышить картину «Птичка», она будет украшением моего домашнего интерьера.
^ 9. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования
Для вышивания необходимы ткань, нитки и несложный набор инструментов и приспособлений: иглы, ножницы, наперсток, линейка или сантиметровая лента, пяльцы, проколка, резец.

Чтобы качество вышивки было хорошим, используют пяльцы. Основное назначение их – держать ткань в натянутом виде и предохранять вышитый узор от стягивания (деформации). Пяльцы бывают круглые, овальные и прямоугольные. Пяльцы состоят из двух обручей (диаметром от 20 до 25 см), которые входят друг в друга. Для лучшего закрепления ткани в пяльцах меньший обруч плотно обвертывают тонкой тканью. Подготовленную для вышивания ткань накладывают на меньший обруч, сверху надевают большой и материал туго натягивают со всех сторон. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом лоскуте ткани, то к нему пришивают другую ткань, затем равномерно натягивают, чтобы нитки не перекосились. Если же рисунок большой и не вмещается в границах пялец, его вышивают по частям.

Для вышивания надо иметь набор игл: толстые – для вышивания на плотных тканях ирисом, шерстяными нитками; средней толщины и тонкие – для вышивания мулине и катушечными нитками. Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась. Начинающие должны использовать иглы больших размеров. В дальнейшем иглы больших размеров. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с тканями и нитками (на тонких тканях вышивают тонкими нитками и иглами).

В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.

Напёрсток при вышивании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому.

Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.

С помощью проколки – костяной или пластмассовой палочки с заостренным концом – можно выполнять ажурную вышивку. Удобно пользоваться проколкой и для прокалывания дырочек в ткани.

Если нельзя пользоваться копировальной бумагой для перевода рисунка, используют резец .

Принадлежности для вышивания лучше хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой. Бережливость даёт возможность дольше ими пользоваться.
^ 10. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования
10.1 Техника безопасности при работе

с инструментами и приспособлениями

С первых занятий вышиванием необходимо приучать себя к соблюдению правил безопасности во время работы:

¤ Осторожно пользоваться инструментами;

¤ Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять её на рабочем месте;

¤ Игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери её сразу же надо искать;

¤ Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;

¤ Передавать ножницы друг другу только кольцами вперёд;

¤ Не брать в рот нитку, ткань, иголки;

¤ Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;

¤ Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иголку;

¤ Не шить ржавой иголкой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться

¤ Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.

^ 10.2 Правильная посадка во время работы

заключается в следующем:

¤ Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;

¤ Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;

¤ Голову слегка наклонить вперёд;

¤ Нельзя опираться грудью о стол;

¤ Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см;

¤ При работе не следует ставить локти на стол;

¤ Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см;

¤ В процессе работы следует переодически менять положение корпуса

^ 10.3 Организация рабочего места

при выполнении ручных работ

¤ Рабочим местом принято называть участок комнаты или кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.

¤ Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются инструменты и приспособления. На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной работы. Вся работы выполняется на столе, обрабатываемую деталь нужно держать перед собой.

¤ Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса работающего вызывает у него преждевременную усталость, снижение работоспособности. А так же способствует появлению сутулости, искривления позвоночника, развитию близорукости и так далее.

^ 10.4 Правила техники безопасности

при выполнении ручных работ


  1. Опасности в работе:
¤ Повреждение пальцев иглой;

¤ Травма руки ножницами;

¤ Травма глаз.


  1. Что нужно сделать до начала работы:
¤ Посчитать количество иголок в игольнице;

¤ Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.


  1. Что нужно сделать во время работы:
¤ Быть внимательной к работе;

¤ Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

¤ Вкладывать иглы только в игольницу;

¤ Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

¤ Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.


  1. Что нужно сделать после окончания работы:
¤ Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы

¤ Убрать рабочее место.
^ 11. Технология выполнения изделия
11.1 Технология вышивания крестом картины «Птичка»

Для выполнения данного изделия нам потребуется 18 цветов нитей мулине, канва, игла для вышивания, пяльцы, ножницы, схема картины (прилагается).

^ 11.2 Выполнение шва «крест»

Этот шов выполняется двумя диагонально перекрещёнными стежками. Находят место расположения вышивки, определяют величину креста числом нитей. Закрепляют рабочую нить в левом углу квадратика и начинают выполнять вышивку. Отсчитывают 3…4 нити по длине и ширине ткани и делают косой стежок. Рабочая нить с иглой идёт по изнаночной стороне, отсчитывают определённое число нитей, вкалывают иглу в левый угол квадратика, делая косой стежок сверху вниз. Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с лицевой стороны под частью в


ышивки.

^ 11.3 Закрепление рабочей нитки

Для закрепления нити в начале вышивки: начиная первый крестик, с изнанки оставить около 2 см нити. Последующими 4-5 стежками прихватить эту нить, а остатки срезать ножницами так, чтобы не осталось хвостика.

К
огда нить заканчивается, закрепить её можно, пропустив по изнаночной стороне вышивки под рядом уже существующих 4-5 стежков, тогда хвостика практически не будет видно.

^ 11.4 Описание работы

Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами.

Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки.

Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке. Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной.

После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние.

Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.

^ 11.5. Маршрутная технологическая карта вышивки картины «Птичка»


№ п/п

Операция

Материалы

Оборудование

1.

Выбор схемы картины

эскиз

журналы

2.

Выбор канвы

канва

3.

Подбор ниток

нитки мулине

4.

Вышивка крестом по схеме

нитки мулине

игла, ножницы, схема

5.

Стирка готового изделия

вышитая картина

детское мыло

6.

Влажно-тепловая обработка

вышитая картина

утюг, доска гладильная

7.

Оформление панно

рамка, ДВП

^ 12. Экономическое обоснование

Темой своего проекта я выбрала вышивание крестом. Этот вид рукоделия не требует от меня больших усилий, а наоборот положительно действует на нервную систему и на всё здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышивки ни у кого не будет. Также я выигрываю и в денежном отношении. Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивании. Перед началом работы я выбрала на свое усмотрение рисунок и к нему нитки мулине. Остатки ниток можно использовать при изготовлении картин-панно.

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия. На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:

Рисунок я нашла в старом журнале. Иголки, пяльцы, ножницы у меня были дома, а 13 мотков ниток мулине осталось от выполнения предыдущей работы.
^ 13. Связь с экологией
В наш современный век натуральные нити встречаются редко, в основном синтетические, а для своей работы я выбрала нитки мулине. Эти нитки являются экологически чистым продуктом, не загрязняют атмосферу. При стирке не меняют цвет.
14. Самооценка
Я даю оценку по следующим пунктам:


  1. Все ли я сделала?

  2. Получился ли у меня проект?

  3. Довольна ли я своим изделием?

  4. Хочу ли я в нём что-то исправить?

Ответив на все эти вопросы, оценю собственную работу.
^ 15. Рекламный проект
Вышивка!

Все цвета радуги играют у меня в руках.

Пяльцы, нитки, иголки и моя фантазия

делают своё дело!

За вышивкой будущее!

Национальный колорит всегда, везде и

Работает художественная мастерская.

ПРИХОДИТЕ!

СМОТРИТЕ!

ВЫБИРАЙТЕ!

Вышивка белья, костюмов, пальто!

^ 16. Использованная литература


  1. Алёшина, Л.А. Живопись иглой и ниткой

  2. Детская энциклопедия

  3. Дорожкина, Т.Н. Техника рукоделия

  4. Литвинец Э.Н. Учись вышивать

  5. Литвинец, Э.Н. Низание и ручное вышивание

  6. Моисеенко, Ю.Е., Бичукова, Е.В, Бичукова Т.В. Юной вышивальщице

  7. Народные умельцы / сост. В.Павлов

  8. Сычёва, Л.В. Вышивка

  9. Сталярова, С.І., Абразцова, Д.М. Працоўнае навучанне: падручнік для 5-7 кл.

  10. Уткин, П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы

  11. Фадзеева, В.Я. Беларуская народная вышыўка

Введение

Вышивка крестом -- это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивание крестом - один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.

Пышные орнаменты для вышивки крестом в разных странах приобрели национальные особенности. На белой льняной ткани вышивали преимущественно нитками красного цвета - цвета жизни, которому приписывалась сила, защищающая от злых духов. Рост популярности и выразительности вышивки крестом продолжается и в наши дни. Кажется,что девизом этого искусства для всех эпох стала цитата Гете: « Наследовать достоин только тот, кто может к жизни приложить наследство.»

Вышивание крестом - несложное рукоделие, которым, тем не менее, можно «заболеть» на всю жизнь. Этот вид вышивки прекрасно подходит для проработки мелких деталей с многочисленными цветовыми переходами, а издалека смотрится почти как живопись. Можно стать обладателем уникальной копии полотна знаменитого художника, овладев искусством превращения бесценного шедевра мировой живописи в вышитую крестом картину.

Вышивка крестом - это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество мужчин и женщин по всему миру. И это не удивительно, ведь, всё, что надо для вышивания - это терпение.

Эта тема, на мой взгляд, в наше время очень актуальна. Существует очень много специализированных магазинов, где можно приобрести как готовые наборы, которые включают в себя готовую схему, нитки, иглу, канву, так и все эти материалы по отдельности на свой выбор и вкус.

Цели моей работы:

Освоить технологию выполнения декоративного панно швом «простой крест».

Доказать: ручная вышивка - самодисциплинирующее занятие.

развить творческий потенциал моей личности;

научиться планировать деятельность - время, ресурсы;

оценивать результат своей деятельности;

учиться выступать перед аудиторией;

изучить историю появления вышивки;

научиться строго распределять рабочий день на время работы и отдыха;

убедиться, что работы, выполненные собственными руками, экономично выгодны;

> Описание

> История развития вышивки крестом

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н.э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани. Рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, золотыми и серебряными нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

Первые ткани, которые были пригодны для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла льняная ткань, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия.

Во времена Средневековья вышивка появилась в Византии. Оттуда через Италию она распространилась на Север и Запад Европы. Именно тогда стали применять и до настоящего времени используются рисунки древненемецкой вышивки по льну. Позднее этот вид рукоделия стали называть « вышивка крестом.

Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии. Это был период популярности церкви, и вышивали чаще всего иконы, библейские сцены и тексты молитв. Узоры строго подчинялись «квадратному» рисунку ткани льняного переплетения.

В ХVII-м и XVIII-м веках произошло обогащение вышитых изделий растительными и цветочными деталями.

Вышивка широко использовалась и на Востоке. Там вышивали чаще всего цветы и использовали огромное количество цветных нитей. Вышивки Ирана и Индии отличались множеством растительных мотивов, изображением различных птиц. Вышивки Византии отличались красотой шелкового шитья и разнообразными узорами.

В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей.

Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. Мотивы, используемые вышивальщицами, были разнообразны. Чаще всего можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных.

Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была связана с обычаями русского крестьянства, а городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.

К 13-15 годам крестьянские девочки должны были подготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства невесты.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-XII векам. Значит, вышивка крестом существовала и развивалась в эпоху Древней Руси. С языческих времен вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом сцены бытовой жизни. Вышивкой украшали простыни, свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, холщевые сарафаны, платки. Позднее, в христианские времена, на Руси появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы зеркала и окна.

> Виды крестов

· Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.

· Полукрест -- первый стежок шитья обыкновенного крестика.

· Удлинённый крест -- техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.

· Удлинённый крест со строчкой -- удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.

· Славянский крест -- перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.

· Прямой крест -- состоит из вертикальной и горизонтальной линий.

· Чередующиеся крестики -- эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.

· Двойной крест -- чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.

· Крест «Звёздочка» -- еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.

· Крест Левиафан (Болгарский) -- шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).

· Рисовый шов -- сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых -- более тонкую нитку другого цвета.

Сашникова Елена

Презентация к творческому проекту (9класс) и описание работы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила ученица 9а класса Сашникова Елена Олеговна Руководитель Мурашова Татьяна Валентиновна Вышивка крестом

Введение Вышивка крестом – это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество мужчин и женщин по всему миру. И это не удивительно, ведь, всё, что надо для вышивания – это терпение, терпение и еще раз терпение. Вышивание – это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя и привлекая интерес окружающих.

Из истории вышивки крестом История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос. Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI - V веками до н.э. Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта.

Идея проекта Вышитые картины – это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Вышитые картины ценны еще и тем, что они несут не только внешнюю красоту, но и гораздо большее – тепло умелых рук, любовь, положительную теплую энергетику. Вышитыми картинами можно украсить любую комнату в квартире – кухню, гостиную, спальню и даже детскую. Главное, чтобы картина (и рама, и рисунок) гармонично вписалась в стиль интерьера и по цвету, и по тематике

Технология выполнения вышивки крестом Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Для выполнения вышивки применяются льняные и хлопчатобумажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Аккуратное и надежное закрепление нити – это основа вышивки. Есть простые требования к этому важному аспекту вышивания:  никаких узлов,  при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне,  уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться некоторых правил:  не использовать слишком длинную нить,  внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону («/» – нижний стежок,» \» – верхний стежок).

Материалы и инструменты Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, ткань. Для вышивания крестом удобнее всего использовать канву. Вышивают разными нитками: ирисом, мулине, штапельными, шелковыми, шерстяными, катушечными.

Правила техники безопасности Очень важно обратить внимание на рабочее место при вышивании. Лучше всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во время работы, это позволит Вам сохранить свое зрение. В темное время суток обязательно используйте настольную лампу. Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами: 1) не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте; 2) игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери ее сразу же надо искать; 3) не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами; 4) не шить ржавой иглой; 5) передавать ножницы кольцами вперед; 6) не брать в рот иголки; 7) хранить ножницы в укладках, а иглы в игольницах.

Расчёт себестоимости изделия № Используемые материалы Цена (руб) Расход Затраты (руб) 1 Канва ” Аида ” №16 , цвет белый,100% хлопок 155 50 *55c м 155 2 Пяльцы деревянные, диаметр 20см 165 1 шт 165 3 Нитки мулине “ Гамма “ 15 25 шт 375 4 Иглы гобеленовые №22 (набор 5шт) 35 1 шт 7 5 Напёрсток 40 1 шт 40 6 Сантиметровая лента 15 1 шт 15 7 Схема для вышивки “ Тигр ” 30 1 шт 30

Экологическая экспертиза Перечислим компоненты, необходимые для работы. К ним относятся: нитки, канва, пяльцы и иглы для работы. В данной работе я использую нитки российского производства фирмы «Гамма». Пяльцы из чудесного дерева бука, изготовлены в Индии. Иголки – из высоколегированной стали – российского производства, для длительного пользования. Из вышесказанного следует, что основные компоненты для вышивания не наносят природе вреда, ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации. Они не вызывают аллергии, не действуют раздражающе на зрение и слух человека.

Самооценка Вышивание прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Повышается внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность. Кроме того, вышивание открыло во мне дизайнерские способности. На джинсы, брюки, блузки я могу, при желании, нанести симпатичную вышивку, что сделает одежду более модной и оригинальной.

Заключение Заканчивая эту работу, я подвожу итоги своей вышивальной деятельности на данном этапе. Главное – это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое я получила, проходя все этапы вышивания картины. Проведя за работой много часов и дней, я еще раз столкнулась с необходимостью дисциплины, организованности, контроля над собой. В приподнятом восторженном состоянии я настраиваюсь на другие работы. Спасибо тебе, вышивание!

Предварительный просмотр:

г. Воскресенск 2011 год

Введение………………………………………………………………………с.3

  1. Из истории вышивки………………………………………………....с.4
  2. Идея проекта……………………………………………….................с.6
  3. Технология выполнения вышивки крестом…..…..………………...с.8
  4. Материалы, инструменты, оборудование………………………….с.13
  5. Правила техники безопасности……………………………………..с.15
  6. Расчет себестоимости изделия………………………………...........с.16
  7. Экологическая экспертиза…………………………………………..с.17
  8. Самооценка……………………………………………..……………с.18

Заключение……………………………………………………………. ….....с.19

Список используемой литературы………………………………………….с.20

Приложение 1……………………………………………………………….с.21

Приложение 2……………………………………………………………….с.22

Приложение 3……………………………………………………………….с.24

Приложение 4……………………………………………………………….с.26

Введение.

Вышивание крестом – несложное рукоделие, которым, тем не менее, можно «заболеть» на всю жизнь. Этот вид вышивки прекрасно подходит для проработки мелких деталей с многочисленными цветовыми переходами, а издалека смотрится почти как живопись. Можно стать обладателем уникальной копии полотна знаменитого художника, овладев искусством превращения бесценного шедевра мировой живописи в вышитую крестом картину.

Вышивка крестом – это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество мужчин и женщин по всему миру. И это не удивительно, ведь, всё, что надо для вышивания – это терпение, терпение и еще раз терпение.

Вышивке, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна! Ей требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд.

Выходит, что вышивание крестом – это в какой-то мере роскошь.… Но, стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет! Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это занятие – всё дело в процессе созидания, когда на глазах происходит рождение красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, происходящем с окончание работы. Ведь вышивание – это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя и привлекая интерес окружающих.

Из истории вышивки.

Вышивание крестом – один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н.э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, золотыми и серебряными нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

Первые ткани, которые были пригодны для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла льняная ткань, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия.

Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии. Это был период популярности церкви, и вышивали чаще всего иконы, библейские сцены и тексты молитв.

Так же широко использовали вышивку и на Востоке. Там вышивали чаще всего цветы и использовали огромное количество цветов. Вышивки Ирана и Индии отличались множеством растительных мотивов, изображением различных птиц. Вышивки Византии отличались красотой шелкового шитья и разнообразными узорами.

В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей.

Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. Мотивы, используемые вышивальщицами, были разнообразны. Чаще всего можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных.

Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была связана с обычаями русского крестьянства, а городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.

К 13-15 годам крестьянские девочки должны были подготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства невесты.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-XII векам. Значит, вышивка крестом существовала и развивалась в эпоху Древней Руси. С языческих времен вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом сцены бытовой жизни. Вышивкой украшали простыни, свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, холщевые сарафаны, платки. Позднее, в христианские времена, на Руси появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы зеркала и окна.

Идея проекта.

Вышитые картины – это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Вышитыми картинами и панно украшали свои дома еще наши бабушки и прабабушки. Тем не менее, красивые вышитые натюрморты, пейзажи, портреты и иконы способны преобразить и украсить самый современный интерьер. Картины ручной работы – это всегда неповторимо и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление на гостей.

Вышитые картины ценны еще и тем, что они несут не только внешнюю красоту, но и гораздо большее – тепло умелых рук, любовь, положительную теплую энергетику. Поэтому интерьер, в котором есть вышитые картины, становится таким теплым, домашним.

Картины можно вышивать различными материалами: цветными нитями (крестиком, гладью и т.д.), атласными и шелковыми лентами, бисером. На сегодня самыми популярными являются объемные картины, вышитые лентами, а также вышивка крестиком.

Благодаря современным технологиям, можно разработать индивидуальную схему вышивки буквально под любое понравившееся изображение или фотографию. Богатый выбор нитей, лент и самих тканей для вышивки делают процесс создания картин еще интереснее, а результат – намного красивее.

Вышитыми картинами можно украсить любую комнату в квартире – кухню, гостиную, спальню и даже детскую. Главное, чтобы картина (и рама, и рисунок) гармонично вписалась в стиль интерьера и по цвету, и по тематике. Для кухни подойдет вышитая картина-натюрморт, с аппетитными фруктами и красивыми вазами. Для гостиной можно вышить чей-то портрет или живописный пейзаж в таких тонах, которые подойдут под цветовое решение комнаты. В детской комнате тоже найдется место для яркой и красочной вышитой картины с изображением сказочных персонажей или забавных зверюшек.

Вешать вышитые картины нужно примерно на уровне глаз человека, чтобы была возможность оценить всю красоту этой ручной работы. Если вышитых картин в доме много, то те, что размером побольше, нужно разместить на стене немного выше, а маленькие – ниже.

(см. Приложения 1)

Технология выполнения вышивки крестом.

Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения.

Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Поэтому крестом вышивают на полотнах, сотканных на основе квадрата, то есть на полотнах, где нити основы и утка расположены под прямым углом друг к другу и где эти нити одинаковой толщины. Лучше всего в качестве ткани для счетной вышивки использовать полотна наподобие льняных.

Для выполнения вышивки применяются льняные и хлопчатобумажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные, штапельные, шелковые, синтетические нитки (кашмилон, лавсан, капрон), ирис, хлопчатобумажный и шерстяной гарус. Моток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где находится узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых 6 тонких ниточек.

Аккуратное и надежное закрепление нити – это основа вышивки. Это красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей вылезут при первой же стирке. Есть простые (даже где-то банальные) требования к этому важному аспекту вышивания:

 никаких узлов;

стараться не прятать кончики темных нитей под стежки, выполненные светлыми нитями. Иногда, правда, это требование выполнить невозможно, например, единичный темный стежок глаза на светлом лице, и тогда нужно внимательно смотреть, чтобы спрятанный кончик не просвечивал на лицевую сторону;

при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне;

уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани, иначе к концу работы ваша изнанка будет похожа на махровое полотенце.

Если вы вышиваете четным количеством нитей, то стараться закреплять нить в начале вышивки, используя метод «петля».

Стремление к красивым и ровным крестикам, как и к красивой изнанке, может только вызывать уважение. Конечно, само понимание ровных крестиков приходит не сразу, но, вкладывая душу в вышивку, не стоит забывать и о технике. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться некоторых правил:

не использовать слишком длинную нить;

внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону («/» – нижний стежок,» \» – верхний стежок);

при вышивке нить скручивается, и это значительно ухудшает внешний вид крестиков. Дайте игле свободно повисеть несколько секунд, и нить раскрутится сама;

при вышивке любым количеством нитей, кроме одной, нужно следить за тем, чтобы ниточки ложились ровно, не перекручиваясь между собой.

Вышивка простым крестиком.

Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания – пяльцы.
Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой. Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.

Удлиненный крестик.

Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте вышивку, двигаясь влево.
Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.

Удлиненный крестик со строчкой.

Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1и введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в точку 6 , выполнив стежок швом «назад иголка» в середине креста. Подведите иглу с изнаночной стороны под точку 3, чтобы начать следующий крест слева.

Вышивка прямым крестом.

Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и введите в точку 4. После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под точку 5, чтобы начать следующий элемент вправо.

Чередующиеся крестики.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте маленькие крестики под удлиненными и наоборот.

Шитье двойным крестом.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и маленький крестики. На обратном пути, справа налево, вышивайте только маленькие.

Шов звездочка.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь, справа налево.

Шов левиафан.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь, справа налево.

Многие работы вышиваются достаточно долго, и в итоге вышивка загрязняется. Поэтому в конце работы вышивку надо постирать в чуть теплой воде с добавлением уксуса (во избежание линьки, к тому же ниткам вернется их изначальный блеск). Для стирки надо использовать нежные стиральные порошки (лучше жидкие) или детское мыло. Вышивка ни в коем случае не выкручивается, аккуратно отжимается через полотенце и вешается сушиться, но не до полного высыхания, а до слегка заметной влажности. После стирки работу лучше прогладить. Вышитые работы гладятся с изнанки через влажную марлю.

Для кого-то вышить большую работу за пару месяцев – это нормально, а кто-то может вышивать ее год и дольше. Вышивка должна приносить радость. Причем источником могут быть совершенно разные стадии: выбор проекта, начало, процесс, окончание или же любование результатом. Возможно выполнение для вас – это лишь технический процесс и удовлетворение придет только после посещения багетной мастерской. Тогда скорость имеет большее значение, чем для человека, который наслаждается неторопливым процессом вышивания.

(см. Приложение 2)

Материалы, инструменты, оборудование .

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, ткань.

Основная часть швов при вышивании крестом выполняется по счету нитей ткани, поэтому необходимо подобрать ткань светлого тона: белую, желтую, голубую, светло-зеленую, бежевую – полотняного переплетения. Это может быть льняная ткань, лен с лавсаном, домотканое полотно, канва. Для вышивания крестом удобнее всего использовать канву. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси), но главный ее показатель - размерность канвы - идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы - 14-я и 18-я, то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см.

Вышивают разными нитками: ирисом, мулине, штапельными, шелковыми, шерстяными, катушечными. Нитки мулине, чтобы не путались, заплетают нетуго в косичку, разрезав моток там, где узелком связано его начало и конец. Вытягивать надо по одному шнурочку (6 тонких нитей) из центра косички. При выборе ниток для вышивания требуется владение определенными знаниями и опытом. Качественные нитки должны быть ровными, иметь яркую, чистую окраску, не линять, не выгорать на солнце. У ведущих производителей (DMC, Gamma, Anchor, Madeira) имеется мулине не только однотонное, но и меланжевое (с плавным переходом от более светлого тона к более темному одного и того же цвета), мультиколор (с плавным переходом из одного цвета в другой), металлик.

Иглы подбирают в зависимости от плотности ткани и вышивальных ниток. Чем плотнее ткань и толще нитки, тем должна быть толще игла, и наоборот, чем тоньше ткань, тем тоньше иглы и нитки. Иглы должны быть с большими овальными ушками, чтобы легко вытягивать вышивальные нитки. Для вышивки можно использовать штопальные иглы.

Вышивать надо с наперстком. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца. Он должен плотно прилегать к пальцу, не сжимать и не спадать с пальца. Он предохраняет палец от уколов иглой.

Ножницы для работы нужно иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.

Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранении ее от деформации, а вышитый узор от стягивания. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, иначе вышитый узор деформируется после снятия ткани с пялец. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой. Размер пялец может варьироваться в большом диапазоне: от маленьких круглых, которые держат в одной руке, до больших прямоугольных рам, которые крепятся к подставке и стоят на полу. Использование пялец, которые крепятся к рабочему столу или стоят на полу, удобнее тем, что при работе с ними обе руки свободны, что делает вышивание быстрее и точнее. Ранее пяльцы делали из дерева, кости, в том числе слоновой. Современные модели чаще всего изготовлены из дерева или пластмассы .

(см. Приложение 3)

Правила техники безопасности.

Очень важно обратить внимание на рабочее место при вышивании. Лучше всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во время работы, это позволит Вам сохранить свое зрение.

В темное время суток обязательно используйте настольную лампу или же специальную лампу для вышивания, которая имеет прищепку в основании и крепится непосредственно на пяльцы.

Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги не должны висеть, необходимо их поставить на что-нибудь твердое.

Если у Вас не очень хорошее зрение или же Вы работаете с мелкой канвой, то обязательно используйте подходящие Вам очки или лупу для вышивания, которая крепится на пяльцы.

Так же необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:

  • осторожно пользоваться инструментами;
  • не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте;
  • игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери ее сразу же надо искать (для этого полезно иметь магнит, с его помощью можно легко найти упавшую иглу);
  • не шить ржавой иглой;
  • иглы хранить в игольнице;
  • иглу не брать в рот;
  • хранить ножницы в специальной укладке;
  • не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
  • передавать ножницы друг другу только кольцами вперед.

Расчет себестоимости изделия.

Подведем итог затраченных средств. Стоимость сантиметровой ленты, наперстка, ножниц не учитываются, т. к. они нашлись у меня дома. Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.

Используемые материалы

Цена

(руб)

Расход

Затраты

(руб.)

Канва «Аида» №16, цвет

Белый, 100% хлопок

50 х 55 см

Пяльцы деревянные, диаметр 20 см

1 шт

Нитки мулине «Гамма»

25 шт

Иглы гобеленовые №22 (набор 5 шт)

1 шт

Схема для вышивки «Тигр»

1 шт

С п = М 2 + Р оп, где

С п - полная себестоимость;

М 2 - материальные затраты ;
Р оп - стоимость самой работы.

С п = 732 + 600=1332(руб.)

Экологическая экспертиза.

В современном индустриальном урбанизированном мире огромное значение имеет влияние любого труда, хобби, предпринимательства на окружающую среду, или экологичность процесса. Такие влиятельные международные организации, как ООН, ПАСЕ, ЮНЕСКО не первый год объявляют борьбу за экологию одной из приоритетных задач.

К счастью, моё любимое вышивание, полностью соответствует всем критериям экологичности. Перечислим компоненты, необходимые для работы. К ним относятся: нитки, канва, пяльцы и иглы для работы. В данной работе, и преимущественно в других, я использую нитки российского производства фирмы «Гамма». Они изготовлены из хлопка, обработаны устойчивым натуральным красителем. Я принципиально не пользуюсь китайскими нитками, так как их цвет нестойкий – они быстро выцветают, линяют при стирке. Это объясняется их неэкологичностью – в состав красителя входит быстроразлагающиеся компоненты на основе вредных химических соединений, включаю фенол.

Канва сделана их хлопка знаменитыми ивановскими производителями. Пяльцы из чудесного дерева бука, – изготовлены в Индии.

Иголки – из высоколегированной стали – российского производства, для длительного пользования.

Из вышесказанного следует, что основные компоненты для вышивания не наносят природе вреда, ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации. Они не вызывают аллергии, не действуют раздражающе на зрение и слух человека. При грамотном подходе и утилизация старых и ненужных изделий не вызовет экологических проблем. Утилизируемая вышивка быстро и безопасно разлагается или перерабатывается на современных специальных предприятиях.

Самооценка.

В первую очередь, это – радостное чувство гармонии, которое овевает, как только принимаешься за любимое дело. Оно рождается в творческом мышлении, когда образы картины начинают принимать явственные очертания, цветовую насыщенность и палитровость по мере заполнения канвы. Природа подарила нам цвет и надо уметь применять его красочные щедроты, его свойства, научиться распознавать оттенки. Здесь фантазия преподносит различные варианты картины, компонентные и цветовые импровизации.

Нельзя не отметить психологическое и физиологическое воздействие. Вышивание прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Повышается, столь необходимое, внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность. По мере роста умения отмечаешь улучшение моторики рук, лучшую скоординированность движений.

Кроме того, вышивание открыло во мне дизайнерские способности. На джинсы, брюки, блузки я могу, при желании, нанести симпатичную вышивку, что сделает одежду более модной и оригинальной.

Наконец, интерес к данному виду творчества помогает мне устанавливать новые контакты, знакомиться с другими вышивальщицами и находить среди них единомышленников, расширяя свой кругозор.

Заключение.

Заканчивая эту работу, я подвожу итоги своей вышивальной деятельности на данном этапе.

Главное – это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое я получила, проходя все этапы вышивания картины. Я еще раз убедилась, что сочетание хобби, творчеств и труда в этой деятельности является оптимальным, гармонично сочетается, развивает и мобилизует полезные навыки и наклонности.

Проведя за работой много часов и дней, я еще раз столкнулась с необходимостью дисциплины, организованности, контроля над собой. При этом как развивается фантазия, как поразительно ощущаются полутона и оттенки рисунка, сколь приятен, созидателен и радостен процесс! В приподнятом восторженном состоянии я настраиваюсь на другие работы. Спасибо тебе, вышивание!

(см. Приложение 4)

Список использованной литературы.

  1. Джейн Кетли Мейхью. Мир животных. Вышивка крестом. – М.: Ниола 21 век, 2005г.
  2. Джен Итон. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи. – М.: КОНТЭНТ, 2009г.
  3. Т.В.Миронова, С.О.Ермакова. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. – М.: Мир книги, 2009г.
  4. И.Н.Наниашвили. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга. Белгород, 2010г.
  5. Е.С.Розанова. Новая энциклопедия вышивки. – М.: АСТ, 2011г.

Второй по популярности вид бисерного рукоделия после плетения. В данной технике можно выполнить картину, сумочку, украшение или икону.

Прежде чем приступать к вышивке, необходимо определиться, какой результат необходим в итоге - от этого будет зависеть выбор техники вышивки.

Наиболее популярная техника - это частичная вышивка бисером по принту. Принт - это ткань с напечатанным на ней рисунком. Часть рисунка специально обозначена в виде квадратиков разного цвета, именно сюда и пришивается . Данная техника очень схожа со счетной вышивкой крестом, только вместо крестиков пришивается бисеринка. Удобство данной техники состоит в том, что вам не надо следить за рисунком по схеме (как при вышивке крестиком), так как рисунок нанесен непосредственно на ткань.

Эта техника одна из наиболее простых в исполнении. В её основе лежит монастырский шов: все стежки на лицевой стороне вышивки идут по диагонали, а на изнаночной - прямо. Для того, чтобы выполнить вышивку, необходимо иглу с ниткой вывести на лицевую сторону в левом нижнем углу (или правом верхнем) маленького квадратика, надеть на иголку бисерину необходимого цвета и вывести иглу с лицевой стороны на изнаночную через правый верхний (или левый нижний) угол. Данная операция повторяется необходимое количество раз.


Начинают вышивать картину данным способом с любого края, двигаясь по рядам: сначала полностью вышивает первый ряд, затем переходят к следующему, вышивают его полностью и т.д.



При круговой вышивке, в основном, используют два вида швов - "стебельчатый" и "строчный".
Строчной шов: на один стежок приходится одна бисерина, затем игла возвращается назад. Чтобы его выполнить, необходимо вывести иглу с изнаночной стороны на лицо между первым и вторым значками бисера, надеть бисерину и ввести иглу перед первым квадратиком. Далее вывести иглу с изнаночной стороны между вторым и третьим квадратиком, опять надеть бисерину и ввести иглу между первым и вторым квадратиком и т.д.


При выполнении стебельчатого шва игла через одну бисеринку проходит дважды. Для его выполнения необходимо вывести иглу с изнаночной стороны на лицевую, надеть на иголку и продеть иголку с лицевой стороны на изнаночную. Опять вывести иголку на лицевую сторону, повторно продеть через эту же бисерину и надеть следующую бисерину, опять вывести иглу на изнаночную сторону. На лицевую сторону вводим иглу перед последней пришитой бисериной, продеваем сквозь неё иглу и надеваем новую бисерину соответствующего цвета.

Повторяем необходимую комбинацию необходимое количество раз.


При использовании стебельчатого шва бисерины сидят более плотно, что для круговой вышивки лучше, так как работа получается аккуратнее. Следует помнить, что монастырский, строчной шов требуют большого количества ниток, а при выполнении стебельчатого шва расход ниток увеличивается вдвое. Учитывайте это при подготовке материалов.

Полностью вышить картину по кругу не получится, ближе к углам дуги будут прерываться. В таком случае вышивка будет идти от одного края к другому. В данном случае лучше всего использовать арочный шов для вышивки.
Техника выполнения арочным швом похожа на стебельчатый шов, только набирается на иглу не по одной бисерине, а по несколько, на ткани фиксируется одна бисерина.


Такой способ вышивки дает не плотное приле­гание к ткани, вышивка получается не такая жесткая, как при вышивке двумя предыдущими способами.

Круговой способ подходит только для вышивки по принту, не важно полная будет зашивка картины или частичная.



Арочный шов подходит для вышивки, когда она укладывается не плотно, длинными рядами, когда надо обозначить контур и т.п.



Так как часть бисер при арочном шве к ткани прилегает неплотно, то его используют при обшивке на ткани мозаичным плетением. Свободные бисерины будут подняты в последующих рядах.



Стебельчатый и арочный шов чаще всего используют для вышивки украшений. Тот или иной способ выбирают в зависимости от того, необходимо плотное прилегание к ткани или нет. Однородным размером бисера вышиваются ряды, или используется микс из бисера и .

В любом случае, при данных способах вышивки будут четко видны ряды.



Иногда рукодельнице необходимо, чтобы фон изделия был хаотично заполнен , и не было видно отдельных рядов, или требуется просто пришить отдельные бисерины на расстоянии друг от друга. В таком случае используют шов "вперед иголку".



При его выполнении на один шаг иглы приходится одна бисерина. Сначала иголку с ниткой выводим на лицо, надеваем бисерину и вкалываем иглу назад - на изнанку. Снова выводим иголку на лицо, надеваем бисерину и т.д. Особенность этого шва - не нужно следить за тем, чтобы бисерины смотрели в одну сторону.

Иногда при вышивке бисером используется ещё один шов - "вприкреп".


Это один из наиболее быстрых способов вышивки. Вначале необходимое количество бисера набирается на нить, затем она прикладывается к контуру. Дальше выводим иглу с изнаночной стороны на лицо, и пропускаем её на изнанку между бисеринами, фиксируя нить, на которой набраны бисерины. Однако рукодельницы не очень любят такой способ вышивки, так как бисерины не зафиксированы на ткани и рисунок может сместиться, получится неаккуратным.

Вышивка икон

Одним из самых популярных рукодельных подарков в настоящее время стали вышитые иконы. Процесс вышивки иконы бисером не отличается от вышивки картины. Схема для вышивки иконы нанесена на принт, который предназначен либо для частичной вышивки монастырским швом, либо для круговой вышивки.

Также встречаются схемы, сочетающие обе техники вышивки.



Но полностью икону бисером не вышивают. Вышивке бисером чаще всего подлежит одежда, нимбы, задний фон, лики святых остаются невышитыми.


Однако стоит помнить, что икона - это не картина, поэтому перед тем как начать её вышивать, стоит взять благословение у батюшки.
В любом случае, какой бы способ вышивки вы не выбрали, главное чтобы творчество приносило удовольствие.