Что будет если не грешить. Что делать, когда грешу, наступая на те же грабли каждый раз? Избавиться от чувства вины

Как быть, если у человека нет уверенности в том, что он не будет повторять грехи, в которых исповедался? Есть ли смысл исповедовать одно и то же? С какими ошибками верующих священник чаще всего сталкивается во время исповеди? Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево, с готовностью ответил на наши вопросы.

Прежде чем говорить о покаянии, нужно разобраться, что это такое. Покаяние - один из самых удивительных даров, которые падший человек получил от Господа, ведь сколько бы мы ни грешили, сколько бы ни отступали от Бога и ни предавали Его, Он всё равно оставляет нам возможность возвращения к Нему, перебрасывает мостик, по которому мы можем вернуться. Этот мостик и есть покаяние.

Покаяние - это раскаяние в собственных грехах, но прежде, чем раскаяться, человек должен осознать их, пропустить через себя, понять, что он грешен и недостоин пред лицом Божьим. Покаяние имеет несколько этапов: осознание греха, раскаяние в нём, исповедание его пред Богом и, безусловно, желание измениться. Когда человек проходит через все эти этапы, он действительно кается. Каждый христианин должен обязательно приходить ко Христу со своими грехами и просить прощения за то, что совершает их, вольно или невольно.

Увы, наша жизнь практически полностью состоит из греха. Куда ни ступим, везде впадаем в него: там слово не то сказали, здесь осудили… Мы все постоянно грешим. Как священник скажу: очень большая беда, когда человек подходит к исповеди и говорит: «Батюшка, а мне не в чем каяться. Я никого не убил, не ограбил, ничего плохого не сделал в принципе. Что мне исповедовать?» Когда человек не видит собственной греховности, это признак духовной болезни. Здесь мы подходим к вопросу о том, зачем каяться, если всё равно будешь грешить.

Хочется привести такую аллегорию: человек болеет - допустим, кашель у него. Он не лечится. К чему это приведёт? - к бронхиту, а потом к пневмонии. Если и её не лечить, человек просто умрёт. Так работает телесная болезнь. Грех - это духовная болезнь, и её тоже нужно лечить. Лекарство от неё - покаяние. Если человек не кается и говорит: «Зачем мне каяться, я всё равно буду грешить», - то такой человек просто духовно погибнет. Он будет ходить, есть, пить, чем-то заниматься, но душа его будет мертва. Покаяние очищает нас от грехов, которые мы вольно или невольно собираем в течение всей жизни. Мы грешим даже не каждый день, а каждую минуту. Именно поэтому нужно иметь волю прийти в храм и исповедоваться. Есть этого не делать, будем впадать в грех больше и больше.

Среди нас нет святых людей. Мы не можем обещать Богу, что после исповеди больше ни за что не совершим то, что исповедали. Разумеется, каждый христианин имеет желание исправить свою жизнь, но нет никаких гарантий, что ты не впадёшь в тот же грех: бес искушает человека, не оставляет его. Главное - чтобы у нас были силы подняться и идти дальше. Надо обрести их для того, чтобы исправиться, и покаяние помогает находить эти силы. Да, кто-то не сможет сразу перестать совершать какой-то грех, но если он сумеет хоть немного реже повторять его, начнёт контролировать себя - это уже шаг, который приближает к Богу. Если бы человек мог один раз покаяться и больше не повторять грехов, тогда было бы достаточно несколько раз сходить на исповедь - и мы стали бы святыми. Увы, в жизни всё иначе.

Святые угодники каялись до конца своих дней. Когда к одному святому старцу, который лежал на смертном одре, пришла братия и сказала: «Отче, ты всю жизнь молился, каялся в своих грехах и наверняка заслужил себе жизнь вечную», - он ответил: «Не знаю, положил ли я начало своему спасению». Насколько этот человек осознавал свою греховность перед Богом! Исповедовавшись, мы имеем намерение не повторять своих грехов и стараемся это намерение осуществить. Если человек будет повторять какой-то грех, ему надо снова находить в себе силы исповедовать его, бороться с ним дальше. Наша жизнь - это дорога к Богу, причём дорога нелёгкая.

Раз мы говорим о покаянии, хотелось бы сказать несколько слов о стандартных ошибках, с которыми сталкиваются священники на исповеди.

Первая: зачастую люди начинают рассказывать священнику о своей жизни: неурядицах, родственниках, работе, каких-то обстоятельствах. Нужно осознавать: на исповедь мы приходим к Богу, чтобы рассказать Ему о своих грехах, а не к психологу или приятелю. Если уж вы подошли к аналою, на котором лежат крест и Евангелие, надо говорить о конкретном грехе. Ты знаешь, чем согрешил и о чём просишь прощения у Господа, - надо сосредоточиться на этом.

Вторая ошибка: часто люди приходят на исповедь с готовыми формулировками, постоянно повторяют одни и те же фразы: «делом, словом, помышлением, всеми чувствами, ведомыми и неведомыми». Покаяние для них превратилось в какую-то формулу, в обряд. Сердце и душу такое покаяние не трогает вообще. Очевидно, что человек пришёл просто совершить ритуал. С таким покаянием к Богу подходить не надо, Его мы обмануть не можем. Идти к аналою нужно с открытым сердцем, с желанием исправить свою греховную жизнь. Исповедь - это таинство и тайна, разговор человека с Богом. Не надо прибегать к ней для галочки.

Третья ошибка - когда человек считает, что кается перед священником. Надо понимать, что у каждого священника своих грехов воз и маленькая тележка. Мы исповедуемся не перед батюшкой, а перед Самим Господом. Священник - всего лишь свидетель, он стоит рядом для того, чтобы на Страшном суде, засвидетельствовать, что человек эти грехи исповедал. Когда мне на исповеди говорят: «Прости меня, честный отче!» - мне нечего прощать. Просить прощения надо у Бога.

В заключение хочется пожелать: доверяйте Богу! Не бойтесь Его, не убегайте от Него, не относитесь к покаянию как к красивому обряду. Живите с Богом, и тогда Господь управит всю вашу жизнь.

Записала Екатерина Щербакова

Я не знаю, как мне жить, жить очень сложно, невыносимо, противно, ужасно! Я постоянно совершаю дурные дела, каждый раз, раскаявшись глубоко, всё начинается заново.

Что со мной происходит, в чём дело не могу понять, мне кажется, что только у меня такие проблемы, как искупить свои тяжкие грехи и больше не совершать их? Как приблизиться к Господу, что сделать, чтобы простил меня? Всегда хочется помолиться, встать на ночной намаз, но сон сильнее меня, постоянно хочется спать, апатия, неврозы, моральное угнетение... что-то внутри меня уничтожает…

Где бы я ни была, с кем, я всегда чувствую Всевышнего, что Он передо мной, я определённо чувствую неуверенность в том, что Бог простит меня, хотя Аллах прощает грехи, но не знаю в моём случае, как это выглядит...

С точки зрения религии:

Господь в Священном Писании - Коране - сказал: (смысл) «Скажи (Мухаммад): О рабы Всевышнего, которые притеснили себя (неверием, многобожием, прелюбодеянием), не теряйте надежду на милость Бога, поистине Аллах прощает все грехи (тем, кто покаялся в своих грехах, и тем, кто от неверия придёт в Ислам), ибо Он Прощающий и Милостивый » (сура «Аз-Зумар», 53 аят).

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ

В другом аяте говорится: (смысл) «Господь не прощает многобожие, но прощает любой другой грех, кому пожелает » (сура «ан-Ниса», аят 48).

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ

В достоверном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Покаявшийся в совершении греха, как будто и не совершил его » ("Сунану ибни Маджа" № 4240).

التَّائِبُ مِنْ الذَّنْبِ كَمَنْ لَا ذَنْبَ لَهُ

Все, что я привел выше лишь малая доля тех аятов и изречений Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которые говорят нам о том, что если мы искренне приносим Всевышнему покаяние - Он нас прощает.

Естественно, мы простые люди и не грешить мы не можем, безгрешные только ангелы (ибо у них врождённая вера во Всевышнего) и пророки (потому как их уберёг от греховного Сам Аллах). Но, несмотря на это, мы обязаны сторониться совершения запретного. Грехи, как правило, совершаются из слабости веры (имана). Чем сильнее вера человека, чем больше он понимает величие Всевышнего и боится последствий за ослушание Ему. Изучайте Ислам, укрепляйте свою веру. Начните с малого и постепенно увеличивайте своё поклонение. Ежедневно читайте по 500 благословений (салават) Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Заведите себе соблюдающих подруг, в их окружении, посредством общения с ними, иншаллах, Ваша вера укрепится.

В целом есть много методов для искупления грехов, в частности это: полноценно совершённое омовение; правильно совершённая с соблюдением всех условий обязательная молитва; пятничная молитва; соблюдение поста в месяце Рамадан ; выстаивание в нём (в Рамадане) таравих-намаза и совершение утренней и ночной молитвы коллективно; совершение паломничества (Хаджа) в Мекку… их очень много.

Естественно, речь идёт только о грехах, которые между рабом и Его Создателем. Те же грехи, которые совершаются между рабами, Аллах прощает только, если притеснённый простит своего обидчика. Таким образом, если Вы взяли что-то у кого-то и не вернули, обидели, говорили за спиной, т.е. любым способом притеснили права человека, и Вы хотите прощения, Вам надо добиться этого у того, чьими правами Вы поступились.

С точки зрения психологии:

То что Вы задаётесь подобными вопросами уже в какой-то мере положительно Вас характеризует. У Вас есть все возможности исправить ситуацию, нет лишь внутреннего желания всё это довести до конца. Возникает вопрос, что же именно может заставлять Вас из раза в раз совершать одно и то же, за что впоследствии приходится испытывать муки совести и переживать чувство стыда за саму себя.

Если человек всё время в чём-то усердствует, будь то хорошее или плохое, всегда можно сказать, что за этим скрываются внутренние причины. Причинами этого выступает прежде всего стремление к удовлетворению каких-либо потребностей, подмена понятий и искажённое восприятие.

Вообще, нужно учитывать, что человек отличается от животного тем, что силой воли может контролировать удовлетворение и неудовлетворение собственных потребностей. В наших силах отказать себе в чём-либо, главное, чтобы было ради чего мы добровольно отказываемся от того, к чему стремится наша внутренняя сущность. Вот возьмём к примеру соблюдение поста. Ведь человек отказывает себе в пище и воде, испытывает голод и жажду, но при этом сдерживает себя. Вот каково главное условие, при котором человек всё это соблюдает? Очевидно, что это внутренняя убеждённость в том, что ты всегда находишься под наблюдением Всевышнего, и что пост соблюдается ради Его довольства. В противном случае, человек отказывает себе в еде и питье лишь находясь среди людей, тогда как в одиночестве может и пить и кушать. А это уже из области лицемерия.

Думаю, что Вы сами прекрасно знаете, где выход из сложившейся ситуации. Вопрос для Вас лишь в том, что мешает отказаться от плохого. Так вот, ответ кроется в Вас самой, в том, что неудовлетворённые базовые потребности в принадлежности к обществу, личностная неустроенность и страх перед внутренней пустотой. Именно духовная пустота является той основой, которая определяет всю модель Вашего поведения. Известно, что природа не терпит пустоту и стремится всячески её заполнить, вопрос лишь в том, чем именно заполнить. Подумайте, не является ли то, что Вы совершаете запретное некой попыткой обрести смысл существования, наполнить свою жизнь каким-либо содержанием. Поэтому скорее всего Вы и не можете отказаться от совершаемого, потому что откажись Вы сегодня, завтра там вновь образуется пустота. Именно по этой причине, Вам необходимо приложить максимум усилий, чтобы заполнить свой внутренний мир хорошим содержанием.

Необходимо заняться чем-нибудь полезным не только для Вас, но и для окружающих. Вы заметите, что с ростом Ваших добрых дел начнёт заметно расти и чувство общности с другими. Берите помалу, но хорошего, содержательного, чем помногу, но пустого и небезвредного. Это как в пище: лучше есть мало, но полезного, чем много, но вредного.

В заключении хочу привести слова Омара Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало…

Мухаммад-Амин Магомедрасулов
теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com

Как не грешить? – это, пожалуй, самый важный вопрос тех людей, которые обращаются за помощью к православному психологу. Ведь важно не только осознавать, что грех приводит к неприятностям, но и иметь твердые намерения отказаться от греха, каков бы он ни был. Ниже приведенная беседа с христианином помогает разобраться в тонкостях вопроса как научиться не грешить.

Андрей: Когда мы говорим о Библии, толковый словарь не лучший помощник. Библия толкует сама себя, а не люди. В Библии нигде не сказано, что ад, преисподняя - это место вечных мук.

Мила: Ой… лучше бы было сказано! А то меня как-то это расслабило, мне нужно бояться, чтобы не грешить, когда грех сам по себе приятен и под видом добра.

Андрей: Страх - самый худший мотив в отношениях с Богом. Страх - это орудие сатаны. В Библии сказано, что в любви нет страха.

Мила: Вот-вот… понятие спасения от мук и от сатаны, от его власти, а любовь - она и была! Как не грешить?

Андрей: Размышляй больше о Христе, о Его характере, любви к тебе, о Его милости, чистоте, праведности, святости.

Мила: Да я только об этом всем и думаю)))

Андрей: Вот и молодец. 🙂

Мила: Понимаешь, это не мешает заниматься тем, чем занималась. Страх остаться без работы у меня больше, чем перед адом. Как не грешить, не знаю. А страх - это от маловерия…

Андрей: Когда читаешь Библию, старайся в первую очередь увидеть Бога, его характер. Особенно Евангелия в этом помогут. После ее прочтения невозможно не полюбить Иисуса. 🙂

Мила: Я люблю Христа! Он идеал человека и мужчины.

Андрей: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои»

Мила: вот лукавый мне подсовывает мысли что, мол, ничего страшного – работай, как и работала, одно другому не мешает

Андрей: Ты не бойся. 🙂 Бог никогда тебя не оставит. 🙂

Мила: В общем, борьба идет)

Андрей: В Его распоряжении вся Вселенная, все золото и серебро - Его. 🙂 А без борьбы никак. Мы или в мире со своим я и духом этого мира, но во вражде с Богом, или в мире с Богом, но во вражде с сатаной.

Мила: Ты знаешь.. . я не без денег боюсь остаться.

Мила: А невостребованной…

Андрей: Невостребованной?! 🙂 О! Ты не знаешь, сколько работы Бог для тебя приготовил! 🙂

Мила: Знаешь, какой общий совет, как избавиться от греха ?

Молитесь и грешите, если не можете без греха, а рано или поздно грешить станет противно. В некоторых моментах так и произошло, но в плане работы … пока не совсем получается. Просто боюсь учебу не оплатить, вот и тяну время А муж-то понятно что не бросит меня из-за этого…

Андрей: Освобождение от рабства греха не происходит в один день, но происходить должно… Некоторые грубеют сердцем, ожидая пока станет противно грешить и сживаются с грехом. «Ефрем привязался к идолам. Оставь его…» (с)

Мила: Спасибо, ты настоящий целитель души, я про это «О! Ты не знаешь, сколько работы Бог для тебя приготовил! 🙂 »

Андрей: Бог - Целитель. 🙂 «Мы рабы ничего не стоящие. Что нужно было сделать, то сделали» (с)

Мила: да-да, согласна) вся хвала Господу)

Андрей: Его Дух утешает нас и ободряет. 🙂 Ему слава.

Андрей: Тебе надо решиться. И ты увидишь , Его мудрость и могущество! 🙂

Мила: Решусь тогда, когда хоть учебу оплачу. Иначе муж точно не оплатит мои прихоти по его разумению

Андрей: Т.е. твой муж могущественнее и богаче Бога? 🙂

Мила: Наоборот, он смирился с моим студенчеством вечным, но тянуть деньги с семьи я не имею права. Морального. Ему и так тяжело содержать нас. Скажи, это сатана мне подсовывает эти мысли? Мне нужно довериться Богу и резко все бросить?

Андрей: Ну, так надейся на Бога. Если эта учеба действительно нужна тебе и благословение, то Бог усмотрит оплату. Я год жил без зарплаты, и ни в чем не имел нужды. 🙂

Мила: Ты жил сам.

Андрей: То есть на одного меня у Бога хватает денег, а вот если больше, то уже у Него проблемы с финансами? 🙂 У нас проблема - мы не видим выход из тупика. И у Бога, кстати, тоже «проблема»: у Него из этого тупика тысячи путей выхода для нас и вот Он решает какой же из этих тысячей выбрать. 🙂

Мила: Да, согласна 🙂

P.S. Не вдаваясь в споры по вопросу существования ада как учит Православная Церковь и собственно толкования Библии евангелистами, следует отметить основное правило, которое позволяет не грешить, и оно описано в Писании.

Наверное, многих из нас беспокоит такой вопрос – как, наконец, избавиться от множества вроде бы незначительных грехов и недостатков, которые, может, и не очень плохи, но сильно осложняют нам жизнь.

Вот мы в обеденный перерыв садимся пообщаться с коллегами и начинаем «перемывать кости» отсутствующим подругам, говорить какие-то злые и нехорошие вещи о других людях.

С вечера мы долго болтаем по телефону с приятелями, из-за чего пропускаем утреннюю молитву. Было лень идти на занятия в учебном заведении, и мы просим товарищей сказать преподавателю, что заболели, или случилось что-то важное, поэтому придется пропустить урок.

Родители или друг попросили сделать какую-то покупку для них, зайти и помочь с уборкой дома, а мы закрутились с делами и забыли начисто об их просьбе (хотя за день до этого чистосердечно обещали, что непременно сделаем все, о чем нас просили).

Пришли домой в плохом настроении, без причины начали придираться к жене (или к мужу), сорвали зло на детях – потом мучает совесть за испорченные отношения с домашними.

Трудно сказать, что мелкая ложь, лень, забывчивость, хитрость, злословие – это такие уж страшные грехи, но и они способны сделать жизнь человека невыносимой, заставляют мучиться совестью, а главное – они портят его облик, его репутацию перед людьми неверующими.

Которые будут вправе сказать: «Ну и чем ты отличаешься от нас – также хитришь, лжешь, не можешь сдержать свой гнев, обидчивость?».

Давайте подумаем, в чем причина всех этих проблем, и как можно постараться если не избавиться от них, то уменьшить их количество?

1.Первая причина состоит в том, что мы вообще не видим особой проблемы в незначительных грехах .

Подумаешь, схитрил по мелочи, посплетничал и осудил человека за его спиной, накричал на жену и детей – кто же этого не делает? Это все простительные человеческие слабости. С одной стороны, это вроде бы так.

Но с другой – малые грехи накапливаются, входят у человека в привычку и постепенно могут вылиться в большие неприятности. Передается, что Пророк (мир ему) остерегал людей от пренебрежительного отношения к малым прегрешениям:

«Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека» (Ахмад).

В другой версии этого хадиса малые грехи сравниваются с ветками, которые подкладывают в огонь. Кажется, сколько будет огня от маленькой веточки – но, если их собрать много, получится большой костер.

Так и в нашей жизни. Сегодня ты солгал, потому что тебе лень было идти на урок. Потом пообещал оказать приятелю какую-то услугу, но забыл. Через какое-то время ложь войдет у тебя в привычку, более того - ты прослывешь перед людьми обманщиком, и тебе перестанут верить. А исправить плохое мнение о себе в глазах людей бывает очень сложно.

2. Вторая причина, тесно связанная с первой, состоит в том в забвении того факта, что Всевышний всегда нас видит.

Есть выражение: Не смотри, ЧТО ты делаешь, а смотри, перед КЕМ ты это делаешь.

«Поклоняйся Всевышнему так, как будто видишь Его, понимая, что если ты не видишь Его, то Он, поистине, видит тебя» (хадис привел Муслим).

Представьте себе, что в тот момент, когда вы злословите о ком-то из друзей или сослуживцев, кричите на домашних, ругаетесь с супругом, вас увидит тот человек, чьим мнением вы дорожите и хотите хорошо выглядеть в его глазах?

К примеру, ваши родители, ваши учителя? А разве нам всем не хочется хорошо выглядеть в глазах нашего Создателя – ведь Ему неприятно видеть, когда человек совершает грехи, делает что-то неправильное. Разве Его мнение о нас не должно быть нам дороже мнения любых уважаемых людей?

3. Равнодушие к совершению грехов есть признак слабой веры, когда мы не держим постоянно в уме тот факт, что Господь нас всегда видит.

Именно отсутствие чувствительности к малым прегрешениям отличает истинно верующего человека от притворщика , от лицемера:

«Верующий человек чувствует грех как гору, которая готова на него упасть. Лицемер чувствует грех как муху, которая кружит у его носа, и он ее отгоняет» (Бухари).

4. Еще одна причина наших грехов заключается в нашей черствости к чужой боли, в отсутствии сострадания , того, что называют эмпатией, сочувствием.

Мы отмахнулись от чужой просьбы, забыли оказать помощь близкому человеку, не позвонили родителям – все это от того, что мы не понимаем, какую боль причиняем им своим поведением. Но истинно верующего человека отличает в том числе умение почувствовать чужую боль как свою:

«Не уверует никто из вас, пока не пожелает своему брату (любому человеку) того же, чего желает для себя» (Бухари, Муслим).

Чтобы понять, хорош тот или иной поступок, представьте себя на месте другого человека. А если за вашей спиной шепчутся подружки, обсуждая – как вы одеты, с кем вы встречаетесь, почему до сих пор не вышли замуж? А если на вас накричит начальник – как вы накричали на своего подчиненного, поскольку у вас было плохое настроение? Если вас подведет приятель, поскольку ваша просьба не показалась ему важной, и он забыл о ней? Другой человек ничем не хуже вас, и у него есть чувства.

5. Еще одна причина – это слабость нашей воли и отсутствие решимости прекратить совершать какой-то недостойный поступок.

Чтобы преодолеть эти слабости нужно воспитывать в себе осознание того, что мы постоянно находимся под наблюдением нашего Творца.

6. Прежде чем что-то сделать, нужно подумать о последствиях этого – стоит ли минутное желание, минутная слабость наших угрызений совести, испорченных отношениях с родственниками и друзьями?

Вам не понравилось что-то в поведении или словах вашего супруга или супруги, и вы торопитесь скорее высказать свое недовольство, он отвечает вам тем же, слово за слово, и вы поссорились. Если суметь вовремя промолчать, ничего этого не было бы.

Так и с другими поступками – вы твердо решили, что будете держать ваши обещания, но лень оказалась сильнее вас, и вы нарушили слово. Близкий человек на вас в обиде, вам стыдно – если бы вы подумали об этом наперед, то неприятности можно было бы избежать.

И последний момент – если вы все-таки совершили грех, проявили забывчивость, раздражение, впали в гнев, солгали, злословили о ком-то, то постарайтесь исправить это как можно скорее. Если ваш грех касается только ваших отношений с Богом, просите прощения у Него.

Если вы нарушили права другого человека, умейте загладить ошибку. Нет ничего зазорного в том, чтобы признать себя неправым, извиниться – это вовсе не роняет вас в чужих глазах, а наоборот, вызывает уважение.
Если человек перестает обращать внимание на мелкие прегрешения, то его сердце постепенно покрывается черной пеленой и черствеет. А это очень опасная болезнь:

«Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце покрывалом» (Тирмизи).

Так что малых грехов следует избегать так же, как и серьезных прегрешений.

Анна Кобулова

Совершению грехов подвержены все люди, кроме пророков (мир им). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، أَنّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ : كُلُّ ابْنِ آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الْخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ

«Все дети Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся » (Хаким, 3165).

Мы знаем важность покаяния, понимаем, что необходимо каяться в грехах, может, и каемся, но крайне тяжело оставить грех, перестать совершать тот или иной плохой поступок, к которому мы привыкли.

Как же нужно подходить к греху, к покаянию, чтобы мы, наконец, сумели перебороть себя и перестать совершать грехи?

Без должного осознания, что наш грех является действительно грехом, ослушанием Аллаха, причиной гнева Аллаха и Его наказания мы не сможем сделать твердое намерение оставить грех.

Сделав твердое намерение оставить грех, надо покаяться, сделать искреннее тавбу и вернуться к Аллаху. Вернуться к Аллаху означает начать усерднее поклоняться Ему, полюбить Его, проявить смиренность перед Ним.

Отдалиться от грехов человеку поможет частое совершение намазов, земных поклонов. В Коране Всевышний Аллах сказал:

وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ

(смысл): «И обращайтесь за помощью к Аллаху в каждом вашем деле посредством полного терпения и намаза; Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных перед Аллахом… ». (сура Аль-Бакара, 45)

Частое совершение намазов, земных поклонов помогает перестать грешить. Вместе с этим необходимо проявлять терпение, когда подталкивает нас к греху. У греха бывают предпосылки. Например, у распития алкоголя предпосылки – это покупка алкоголя, отправка в место продажи или производства, присутствие в компании выпивающих спиртное и тому подобное. Необходимо отказаться от предпосылок, проявить терпение, и тогда будет легче оставить грех.

Бывают люди, у которых появляется желание грешить, когда они остаются одни, наедине с самими собой. В таком случае лучше не оставаться в одиночестве.

Помимо этого, необходимо часто делать дуа, просить Всевышнего Аллаха помощи в оставлении грехов. Мы часто повторяем слова «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях », но многие не знают смысла этих слов. Они означают: «Нет силы воздержаться от греховного и поклоняться Аллаху, кроме как от Аллаха ». Поэтому дуа играет важную роль в отказе от запретного.

И, наконец, следует завести дружбу с праведными людьми. Дружба с праведниками помогает и нам становиться праведными, это проверенное средство. Отдаленность от праведников – убивающий яд.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

وعن أبى موسى الأشعري رضى الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال إنما مثل الجليس الصالح وجليس السوء كحامل المسك ونافخ الكير فحامل المسك إما أن يحذيك وإما أن تبتاع منه وإما أن تجد منه ريحاً طيبة ونافخ الكير إما أن يحرق ثيابك وإما أن تجد منه ريحاً منتنة متفق عليه

«Поистине, пример хорошего и плохого друга подобен примеру продавца миска и человека, раздувающего кузнечные меха (кузнечного поддувала). Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе что-нибудь из своего товара, либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние ». (Бухари, Муслим)

Поучительная история Ибрахима ибн Адахама

«Один человек пришел к Ибрахиму ибн Адахаму (да смилуется над ним Аллах) и сказал:

– О Абу Исхак, я не могу контролировать себя. Пожалуйста, дай мне что-нибудь, что помогло бы мне справиться с этим и что спасло бы мое сердце.

– Если ты примешь пять условий, – сказал Ибрахим, – и сможешь их практиковать, твое непослушание не причинит тебе вреда.

– Скажи же мне эти условия, о Абу Исхак! – воскликнул человек.

Первое условие: когда захочешь ослушаться Аллаха, не ешь ничего из удела, которым наделил Он.

– Но что я буду есть? Все на земле ведь от Него!

– А разве правильно есть то, чем наделил Он, и при этом ослушиваться Его?

– Нет. Каково второе условие?

– Если захочешь ослушаться Его, покинь Его владения.

– Это еще сложнее! – воскликнул человек. – Где же мне тогда жить, если восток и запад принадлежат Ему?

– Разве правильно есть Его еду и жить на Его земле и при этом ослушиваться Его? – спросил Ибрахим.

– Нет. Каково третье условие?

– Когда захочешь ослушаться Его, несмотря на то, что ты ешь даруемое Им и живешь на Его земле, найди такое место, где бы Он не увидел тебя выступающим против него.

– Как это возможно, о Ибрахим? Ведь Он знает все, даже сокровенные мысли!

– Разве правильно ослушиваться Его, когда ты ешь даруемое Им, живешь на Его земле и знаешь, что Он видит все твои поступки?

– Конечно, нет! – ответил человек. – Расскажи о четвертом условии.

– Когда ангел смерти придет забирать твою душу, скажи ему: «Дай мне отсрочку, чтобы я смог покаяться и совершить благие поступки».

– Но он не примет мою просьбу!

– Тогда, если ты не можешь удержать смерть на срок, достаточный для покаяния, и ты знаешь, что, когда она придет, отсрочки не будет, то как ты можешь надеяться на спасение?

– Каково пятое условие?

– Когда к тебе придут ангелы ада (забаният) в Судный день, чтобы забрать тебя в огонь, не иди с ними.

– Они же не оставят меня! – воскликнул человек.

– Тогда как ты можешь надеяться на спасение?

– Достаточно, достаточно, Ибрахим! Я прошу у Аллаха прощения и обращаюсь к Нему!

Покаяние человека было искренним, и с этого времени он был усерден в поклонении Аллаху и остерегался плохих действий вплоть до самой смерти ». («Ат-Таввабин», Ибн Куддама)

информацией с друзьями!