ЛогопединформОрёл Творческая группа учителей- логопедов г. Орла ЛогопединформОрёл


1)при изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) проведение виртуальных практических работ с использованием обучающих программ типа «Игры для тигры»; 3) закрепление изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы, практические задания); 4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Дифференциация звуков С- Ш", энциклопедии, развивающие программы); 6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).


Логопединформ Орёл 1. Костырина Татьяна Григорьевна, учитель- логопед МОУ лицея 21, руководитель творческой группы. 2. Васильева Елена Александровна, учитель- логопед МОУ СО школы 13, руководитель методического объединения учителей- логопедов ОУ г. Орла. 3. Панкратова Ирина Валерьевна, учитель- логопед МОУ СО школы Миленина Юлия Анатольевна, учитель- логопед МОУ СО школы Войцихская Наталья Анатольевна, учитель- логопед МОУ СО школы Толмачева Елена Николаевна, учитель- логопед МОУ СО школы Баркова Наталья Леонидовна, учитель- логопед МОУ СО школы Корнина Юлия Вячеславовна, учитель- логопед МОУ СО школы Цапок Оксана Евгеньевна, учитель- логопед МОУ СО школы Цыганкова Ирина Викторовна, учитель- логопед МОУ СО школы Абрамова Вера Николаевна, учитель- логопед МОУ СО школы 12 Наша творческая группа была создана в 2008 году с целью разработки и внедрения активных методов обучения с использованием информационных технологий.


Направления нашей работы. 1. Создание и применение дидактического материала в коррекционной работе учителей- логопедов МОУ СО школ города Орла. 2. Поиск и внедрение новых методических разработок с помощью Интернет- ресурса. 3. Творческое общение и обмен педагогическим опытом учителей-логопедов МОУ СО школ города Орла. 4. Общение и обмен педагогическим опытом с коллегами из других регионов РФ.


Методическое обоснование и оценка эффективности использования ИТ в работе учителя- логопеда. Эффективность использования программы Microsoft Power Point для создания дидактического материала к фронтальным логопедическим занятиям. Усвоение навыков создания дидактического материала к коррекционным занятиям с помощью программы Microsoft Power Point (практическое занятие). Запланировано проведение практического занятия по обучению составлению тестовых заданий. Создание дидактического материала, активное общение учителей- логопедов и обмен методическим опытом.


«Дифференциация звуков С- З, С - З, буквы С, З» (Корнина Ю. В) «Звуки Б, Б и буква Б» (Цыганкова И. В.) «Артикуляционная гимнастика», «Дифференциация звуков П- Б, П - Б, буквы П, Б» (Войцихская Н. А.) «Синонимы» (Миленина Ю. А.) «Дифференциация звуков Ч- Щ, буквы Ч, Щ» (Толмачева Е. Н.) «Звук Ж и буква Ж» (Абрамова В. Н..) «Образование слов с уменьшительно- ласкательным значением суффиксальным способом» (Костырина Т. Г.) «Упражнения, направленные на выработку направленной воздушной струи» (Баркова Н. Л.)


Компьютерная программа «Задания на дифференциацию звуков С- Ш». Презентация по теме «Синонимы» (Миленина Ю. А.) Альбом обследования устной речи. (Костырина Т. Г.) Презентация по теме « Развитие артикуляционной моторики» (Войциховская Н. А., Баркова Н. Л., Костырина Т. Г.) Презентация по теме «Дифференциация звуков Б- П, Б-П. Буквы Б, П» (Войциховская Н. А.)


Презентация по теме «Звук и З, З, буква З» (Костырина Т. Г.) Полезные ссылки для логопеда. Презентация по теме «Дифференциация Ч – Щ» (Толмачева Е. Н.) Презентация по теме «Звук и Б, Б, буква Б » (Цыганкова И. В.) Презентация по теме «Образование слов с уменьшительно- ласкательным значением». (Костырина Т. Г.) Презентация по теме «Звук и буква Ж» (Абрамова В.Н.)





Последовательность и системность информации; -тезисность и информативность; -наглядность и эффектность подачи материала; -легкость возврата к предыдущей информации; -возможность дополнения или исправления информации; -копируемость; -транспортабельность; -повышение интереса учащихся; -сокращение времени, затрачиваемого для подготовки к занятиям; - освобождение учителя- логопеда от необходимости приобретения дорогостоящего дидактического материала.

Ирина Ивановна Тишкина
Творческий отчет педагога-логопеда

Творческий отчет

педагога- логопеда

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать : «О, как же ты красива!»

слова Е. Щукиной

Логопедическая работа в течение учебного года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя – логопеда в КГУ «Ясновская СШ» ».

В 2011 году я окончила Музыкально-педагогический факультет по специальности «Дефектология» . Педагогический стаж 3 года и 4 месяца лет. Все эти годы работаю учителем-логопедом в КГУ «Ясновская средняя школа» .

Проблема педагога- логопеда : «Развитие связной речи у детей, через игру»

За учебный год на логопункте были проведены следующие виды работ :

Обследование речи детей;

Участие в родительских собраниях, методических объединениях, педсоветах;

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов ;

Исправление дефектов звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматической стороны родного языка, связной речи, формирование слоговой структуры слова у дошкольников, разбор слов на слоги, нахождение гласных и согласных букв.

В 2015 учебном году на основании заключений ПМПК на логопункт зачислены 18 детей.

Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей :

Фонетическое нарушение речи – (из всего состава зачисленных детей на логопункт) ;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ;

Общее недоразвитие речи – 33%.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям .

За все время работы мною было подготовлены карточки на каждый звук, материал на определенные темы по логопедии, наглядности по развитию воздушной струи, материал по развитию крупной и мелкой моторики рук, карточки по развитию артикуляционной моторики, различные карточки по правописанию.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формированию лексико-грамматических категорий и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 учебный год.

В конце учебного года будут подведены итоги для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы по динамики развитие речи детей.

В декабре были выпущены 3 ребенка с нормальной речью. Те дети, которые ожидали зачисления были зачислены на логопункт.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на контроль. За период с сентября по март проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих логопункт и детей, ожидающих зачисления на логопедические занятия. На каждый запрос родителей (зачисление на логопункт, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашних заданий логопеда и т . д., даны рекомендации и советы по всем вопросам).

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий и не делаю дальних прогнозов, так как из практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работы пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для них советчиком и помощником, стараюсь, чтобы родители поверили, что я сделаю все необходимое, чтобы помочь ребенку. За последний год многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводят множество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется» , «не хочет» , «к школе научится» , «я в его возрасте тоже плохо говорила» . А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа.

Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности родителей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях.

Таким образом, творческий отчет организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

Публикации по теме:

Аналитический отчет социального педагога ДОУ В 2014/2015 уч. году деятельность социального педагога была направлена на реализацию прав и свобод воспитанников, обеспечение охраны их.

Итоговый отчет учителя-логопеда за 2014–2015 учебный год № Показатели Количество детей 1. Общее количество детей 14 2. ОНР 14 На 1 сентября 2014 года подготовительную к школе группу компенсирующей.

Творческий отчет «Формирование навыков безопасного поведения» Помните время, когда Вы играли в «догонялки» на улице после наступления темноты, те дни, когда родители не задумываясь, отпускали Вас поиграть.

НОД учителя-логопеда и педагога-психолога для детей от 5 до 6 лет «Новая история» Подготовили педагог-психолог Шатилова Лариса Владимировна учитель – логопед Шишкова Светлана Александровна первая квалификационная категория.

Отчет по самообразованию педагога за 2014–2015 гг. Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год Месяц Сентябрь - ноябрь Проблема Продолжить формировать знания по самообразованию педагога.

План работы творческой группы учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида»

на 2016–2017 учебный год.

Руководители учителя-логопеды :

Митина Елена Алексеевна

Соколова-Муравьёва Галина Владимировна

Состав творческой группы воспитатели:

Мартюшева Мария Петровна

Лапшина Валентина Владимировна

Ветчинкина Татьяна Ростиславовна

Сергеева Евгения Евгеньевна

Тема на 2016 – 2017 учебный год:

«Современные подходы к организации коррекционно-логопедической и воспитательной деятельности с детьми С ТНР».

Цель работы :

Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления образования.

Задачи:

1. Повысить профессиональное и педагогическое мастерство учителей-логопедов и воспитателей речевых групп.

2. Распространять опыт работы педагогов.

3. Развивать творческую инициативу, индивидуальной самообразовательной деятельности.

План работы творческой группы на 2016 -2017 уч. год.

Дата

Тема заседания

Мероприятия

Ответственные

«Основные аспекты компетентности воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

1.Утверждение плана работы творческой группы на 2016-2017 уч. год.

2. Разработка и согласование перспективно-тематических планов коррекционно-логопедической работы на 2016-2017 уч. год.

3. Консультация: «Развитие речи ребенка – одна из важнейших образовательных областей ФГОС ДО».

4. Обзор литературы по коррекции ОНР у детей.

Воспитатель: Мартюшева М.П.

«Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР».

1. Консультация: «Использование интерактивных презентаций в процессе развития и обучения детей с ОНР».

2. Обзор компьютерных игр, направленных на развитие речи.

3. Мастер-класс: «Создание мультимедиа презентации».

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.

«Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития у детей с ТНР».

1. Консультация: «Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастик».

2. Мастер-класс: «Использование Су-Джок терапии в работе с детьми с ОНР». 3. Создание картотеки игр на развитие артикуляционной и мелкой моторики в речевых группах.

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.

Воспитатель: Лапшина В.В.

«Использование здоровье сберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе».

1. Консультация: «Использование здоровье-сберегающих технологий как обязательное условие формирования здоровье-сберегающей компетентности дошкольников».

2. Мастер-класс: «Массаж и самомассаж в системе коррекции звукопроизношения».

3. Отчёт учителей-логопедов и воспитателей речевых групп МБДОУ по темам самообразования.

4. Подведение итогов работы творческой группы за 2016-2017 уч. год.

5. Создание мультимедиа презентации «Лексико-грамматические игры по теме «Зима».

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика профессионализма, включающая в себя развитые личностно-деятельностные структуры. Развитие личности логопеда в профессии проходит поэтапно, каждый этап имеет свою качественную характеристику, протяжённость во времени, зависящую от индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ

как средство повышения профессиональной компетентности

(из опыта работы ГМО учителей-логопедов ДОУ)

Захарова Светлана Алексеевна,

руководитель ГМО учителей-логопедов МДОУ,

учитель-логопед МКДОУ №9 «Светлячок»

ЗАТО Железногорск Красноярского края

Врач работает с болезнью, священник - с грехами, педагог - с идеалами, психолог - с иллюзиями. В профессии логопеда соединились милосердие медицины, мудрость педагогики, прозорливость психологии. Все эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего профессионала. Логопед, который не только владеет нормами профессиональной коррекционно-педагогической деятельности, но и изменяет, развивает свою личность средствами профессии, именно такой логопед – профессионал.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика профессионализма, включающая в себя развитые личностно-деятельностные структуры. Развитие личности логопеда в профессии проходит поэтапно, каждый этап имеет свою качественную характеристику, протяжённость во времени, зависящую от индивидуальных особенностей. Модель профессионального развития личности логопеда (по Ю.К.Бабанскому, Д.Дж. Левинсон и др.) выглядит так:

1 этап – этап адаптации («вхождение» в профессию логопеда);

2 этап – этап становления, стабилизации, идентификации с профессией, профессиональной зрелости логопеда (достижение приемлемого профессионального уровня для устойчивой эффективности профессиональной деятельности логопеда);

3 этап – этап мастерства, преобразования, творческого вклада в работу логопеда (высшие достижения в профессии);

Этап профессиональной деформации (стадия регресса) может наступить в любой момент профессиональной деятельности и зависит от многих обстоятельств (состояние здоровья, социально-экономическая ситуация, профессиональное «выгорание» и т.п.).

Процесс повышения уровня компетентности начинается с приобретения профессионально значимых качеств, проходит через конструктивное преодоление трудностей, познание себя и своей личности.

Неумолимая статистика свидетельствует, что во всех странах мира миллионы людей страдают от дефектов речи. Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда носит индивидуальный характер, как уникален и неповторим каждый человек. Молодому специалисту и зрелому мастеру-логопеду каждый раз приходится удивляться разнообразию проявлений, лёгкости или же трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом конкретном случае, радоваться или же огорчаться результату своего труда, делать открытия в своей профессии, иметь возможность постоянно развиваться и совершенствоваться, становиться профессионально компетентным. Составляющими профессиональной компетентности логопеда являются определённые компоненты, которые важны в коррекционной работе:

  • мотивационный компонент

Продуктивность деятельности логопеда зависит от содержания его профессиональной мотивации;

Высокомотивированные логопеды лучше видят взаимосвязь между усилием и результатом, что во многом влияет на восприятие (эмоциональную оценку) собственной коррекционно-педагогической деятельности;

Положительные изменения в содержании мотивационного компонента обусловливают повышение уровня удовлетворённости избранной профессией и профессиональное самоопределение логопеда;

Личностно-профессиональная компетентность логопеда определяет процесс коррекционно-педагогической деятельности, направленный на ребёнка, родителей, педагогический коллектив.

  • операциональный (деятельностный) компонент

Особенность профессионального мышления логопеда: умение ставить цель, увидеть, сформулировать и решить коррекционную задачу;

Индивидуальный стиль деятельности обеспечивает результат коррекционно-педагогической работы (получение наилучшего результата при минимальных затратах времени и сил);

Эффективность достижения результатов обеспечивается наличием развитых способностей логопеда к самообразованию, самообогащению, самосовершенствованию.

  • рефлексивный компонент

Эффективность рефлексивной оценки зависит от профессионального самосознания логопеда, сформированности «Я-образа»;

Степень адекватности «Я-образа» складывается из самооценки личности, своих профессиональных возможностей, личностных качеств и места среди коллег.

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов, родителей, правильно расставить приоритеты, перейти от коррекции к коммуникации - задачи, стоящие перед каждым логопедом-практиком. Городское методическое объединение учителей-логопедов ДОУ способствует тому, чтобы каждый логопед, от начинающего до высококвалифицированного специалиста, имел возможность реализовать себя, найти ответы на актуальные вопросы теории и практики, повысить уровень профессиональной компетенции, организованно заниматься инновационной деятельностью. Эпиграфом, характеризующим профессиональную деятельность учителей-логопедов, служат слова американского философа и педагога Дж.Дьюи: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу это применить».

Функциями ГМО учителей-логопедов являются:

  • Обеспечение освоения нового педагогического и коррекционного содержания, технологий и методов профессиональной деятельности и программ, реализуемых ДОУ;
  • Обобщение прогрессивного педагогического опыта и внедрение в практику коррекционной работы;
  • Повышение профессиональной компетентности, овладение умением профессионального целеполагания и системным анализом профессиональной деятельности;
  • Организация инновационной работы в рамках профессиональной деятельности;
  • Формирование корпоративного имиджа учителя-логопеда ДОУ, развитие кадрового потенциала, обеспечение поддержки логопедического сообщества (организационная, информационная, правовая, научно-методическая, материально-техническая, финансовая).

Городское методическое объединение логопедов дошкольных учреждений нашего города имеет огромный опыт работы, но постоянно ищет новые формы. Несколько лет в рамках ГМО работают творческие группы: учителя-логопеды совместно решают текущие проблемы в области организации кооррекционно-развивающего процесса в условиях ДОУ общеразвивающего вида, компенсирующего вида, комбинированного вида. Такая форма работы на сегодняшний день оптимальна, т.к. небольшие профессиональные сообщества людей, объединенные одними интересами, работают более эффективно: самообразование не в одиночку - сам при помощи всех других.

Современные требования к качеству образования предполагают поиск новых путей оптимизации не только развивающего, но и коррекционного процесса. Целенаправленное изменение логопедических подходов, разработка и внедрение новшеств, вызывающих переход системы из одного состояния в другое, способствуют качественному изменению в структуре коррекционной работы логопеда. Инновационная деятельность - это процессы разработки, освоения, применения, распространения нововведений внутри образовательной системы. Критериями инновационной деятельности являются системность, соответствие инновационных программ образовательным потребностям, создание нового образовательного продукта (проект, программа, методические пособия и др.).

Причины инновационной деятельности учителя-логопеда ДОУ:

  1. Осознание необходимости вести активный поиск путей решения существующих проблем.
  2. Стремление повысить качество профессиональной деятельности, сделать её разнообразной.
  3. Интуитивное представление о том, что нововведение улучшит профессиональную деятельность.
  4. Неудовлетворённость достигнутыми результатами, намерение их улучшить.
  5. Потребность в причастности к решению актуальных проблем.
  6. Стремление молодых специалистов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания по различным темам.
  7. Возрастающие запросы (родители, педагоги, воспитанники).
  8. Профессиональная конкуренция.

Работа творческой группы учителей-логопедов ДОУ будет эффективной в инновационной деятельности только при соблюдении условий:

  1. Системность в работе с кадрами (развитие профессиональных навыков и умений логопедов, обучение руководителей творческих групп).
  2. Наличие личного плана развития, который мобилизует потенциальные способности.
  3. Анализ профессиональных достижений, рефлексивная оценка деятельности творческой группы (содержательная, эмоциональная), создание ситуации успеха (развитие деловых качеств, положительная мотивация к самосовершенствованию).
  4. Создание творческой атмосферы и объединение усилий творческой группы учителей-логопедов ДОУ по построению инновационного пространства, где каждый ощущает свою значимость.
  5. Установление открытых отношений, при которых снимаются напряжённость, приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему, конструктивное решение спорных вопросов.
  6. Проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

Эффективность работы творческой группы зависит как от состава участников, так и от руководителя творческой группы. К руководителю творческой группы учителей-логопедов ДОУ предъявляются требования как к организатору инновационной деятельности: это непосредственный организатор нововведений, пользующийся авторитетом, имеющий опыт и необходимые навыки работы, в том числе умеющий выделять актуальные проблемы, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности. Задача руководителя творческой группы не только в организации взаимодействия всех участников инновационного процесса, но и формирование чувства неудовлетворённости ранее достигнутым результатом, обеспечение перехода участников творческой группы в зону повышенной инновационной мотивации, создание положительного общественного мнения о нововведениях.

Основные требования к руководителю творческой группы учителей-логопедов ДОУ:

  1. Возможность отличать реально выполнимые цели от недостижимых:
  • что имеем, каких результатов достигли,
  • что не удовлетворяет в работе,
  • что необходимо изменить в соответствии с новыми требованиями, желаниями, потребностями,
  • какие результаты получим.
  1. Готовность предлагать коллегам ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий.
  2. Реально представлять результаты в ходе реализации плана.
  3. Уметь донести идеи до коллег (понять – принять – реализовать).
  4. Опираться на единомышленников.
  5. Мыслить категориями успеха.

Оценивая сложившуюся ситуацию в системе оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи, руководителю творческой группы учителей-логопедов, сначала необходимо оценить возможность организации инновационной деятельности в творческих группах по следующим позициям:

  1. Степень ответственного отношения к делу.
  2. Мотивация деятельности: призвание, или старание, или случайность.
  3. Приоритеты в организации работы: поиск нового, или известные приёмы.
  4. Отношение детей: любовь, или уважение, или боязнь.
  5. Отношение родителей: уважение, или неприятие, или равнодушие.
  6. Отношение коллег: стремление к лидеру, или ровное, или отчуждение.
  7. Кругозор.
  8. Воспитанность: тактичность, или низкая культура, или конфликтность.
  9. Профессиональная позиция: активность, или участие, или присутствие.
  10. Степень профессиональной открытости: по собственной инициативе, или по инициативе руководителя, или закрытость.
  11. Моральные правила: принципиальность, или невмешательство, или игра в «правду».
  12. Чувство юмора.
  13. Коммуникабельность: открытость, или сдержанность, или закрытость.

Проанализировав возможности коллег, выяснив их желание к добровольному объединению в творческие группы, руководитель творческой группы выясняет инновационный потенциал логопедов по основным показателям:

  1. Восприимчивость к новому – потребность в постоянном профессиональном росте:
  • стремление внедрить передовой опыт в практику,
  • самообразование,
  • развитие идей в процессе деятельности,
  • анализ и рефлексивная оценка результатов профессиональной деятельности (своей и коллег),
  • сотрудничество с научными консультантами,
  • прогнозирование, перспективное планирование деятельности.

Для оценки используется 5-бальная шкала:

5 баллов – восприимчивость очень сильно выражена

4 балла - восприимчивость выражена

3 балла – восприимчивость проявляется, но не всегда

2 балла – восприимчивость слабо проявляется

1 балл – восприимчивость не проявляется,

коэффициент восприимчивости К определяется по формуле:

К = К фактически полученное количество баллов : К максимально возможное количество баллов

  1. Подготовленность к освоению нового (выявляется посредством наблюдений, анкетирования, бесед):
  • информированность о новшествах,
  • наличие потребности в изменении педагогического процесса,
  • достаточный объём знаний и умений для успешной, профессиональной и исследовательской деятельности.
  1. Степень новаторства:
  • Новатор – педагог с ярко выраженным новаторским духом, имеет способность к решению нестандартных задач, не только воспринимает новшества, но и сам активно создаёт и разрабатывает инновации.
  • Передовик – первым осуществляет практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации.
  • Умеренный («золотая середина») – освоение новшества осуществляет умеренно, не спеша, но не хочет быть среди последних, включается в инновационную деятельность под влиянием большинства.
  • Предпоследний – воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
  • Последний – связан с традициями, имеет консервативное мышление и отношение к деятельности.

По отношению к инновационному потенциалу, творческая группа учителей-логопедов развивается и изменяется в своём развитии в определённых стадиях: первая стадия - робость, вторая стадия - стабилизация, третья стадия - сотрудничество, четвёртая стадия - зрелость. От стадии робости к стадии зрелости проходит определённое время (до нескольких лет, при условии, что состав творческой группы не меняется).

Прежде чем начать инновационную деятельность, творческая группа решает, какой тип нововведений наиболее актуален. Инновационный процесс различается по типам нововведений :

I. Тип нововведения по влиянию на учебно-воспитательный (коррекционный) процесс:

В формах и методах,

В управлении.

II. Тип нововведения по масштабам (объёму) преобразований:

Частные, единичные, не связанные между собой,

Модульные (комплекс частных, связанных между собой),

Системные (относящиеся ко всему образовательному учреждению)

III. Тип нововведения по инновационному потенциалу:

Модификационные нововведения (усовершенствование, модернизация, рационализация, видоизменение аналогичных методов коррекции речевых нарушений);

Комбинаторные нововведения (анализ методов и приёмов коррекционной работы,

выделение нужных, комбинирование выбранных и внедрение их в работу);

Радикальные нововведения (педагогический продукт является принципиально новым, не имеющим аналогов и прототипов, поиск новых методов и приёмов коррекции речевых нарушений, анализ инновации, возможность внедрения в практику).

IV. Тип нововведения по отношению к предшествующему новшеству:

Заменяющее нововведение (вводится вместо конкретного, устаревшего средства),

Отменяющее нововведение (прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии),

Открывающее нововведение (освоение нового вида деятельности, технологии, программы),

Ретровведение – освоение нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося.

Инновационный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. имеет свои определённые стадии:

Стадии инновационного процесса

Управление инновационным процессом

I. Зарождение инноваций

1. Выявление проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей (микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым).

2. Формирование потребности в изменениях.

1. Осознание потребностей и определение возможностей

2. Поиск соответствующего новшества

1. Организация творческих групп на добровольной основе.

2. Распределение между ними проблемных тем для поиска инноваций на основе изучения передового опыта, литературы и т.п.

3. Выбор инноваций

1. Детальное обсуждение возможных вариантов.

2. Выбор наиболее приемлемых вариантов, при этом учитывается актуальность, результативность, новизна, методическая разработанность, нормативно-правовая база, время для внедрения и др.

II. Подготовка новаторов

1. Выбор и обучение руководителей творческих групп

2. Обучение участников творческих групп, обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса

III. Разработка и проектирование новшества: формулировка целей, разработка содержания, определение критериев оценки

Внесение изменений в план работы.

Проведение семинаров.

Составление программы опытно-экспериментальной работы.

IV. Опытно-экспериментальная проверка

  1. Организация работы.
  2. Контроль хода работы.
  3. Внесение корректив в программу опытно-экспериментальной работы.
  4. Информирование о ходе работы.
  5. Методическая помощь.
  6. Психологическая поддержка.

V. Многократное повторение

Расширение сферы повторения новшества на разных объектах и в ситуациях

VII. Включение инноваций в логопедическую практику

VIII. Рутинизация

Широкое использование инноваций в практической деятельности

Как руководителям творческих групп, так и участникам, следует понимать, что новое добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом, новое носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определённого промежутка времени, утратить актуальность на более позднем этапе и даже стать тормозом в развитии. Приобретение профессионально значимых качеств, конструктивное преодоление трудностей, познание себя и своей личности позволит повысить уровень профессиональной компетенции через реализацию себя в инновационной деятельности. Это обязательно поможет учителю-логопеду ДОУ стать настоящим Профессионалом!

Желаю коллегам целеустремлённого творчества, повышения уровня профессиональной компетентности, каждому стать профессионалом, человеком результата - принципиальным, решительным, успешным!

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М., 1986.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ, М., 1995.
  4. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование - парадигма 21 века // Высшее образование в России, №5, 2003.
  5. Найн А.Я. Инновации в образовании, Челябинск, 1995.
  6. Нововведения в муниципальной образовательной системе / Под ред. Малахова Н.Д., М., Рос.пед. агентство, 1999.
  7. Чечулина О.Г. Инновационная деятельность педагогов ДОУ в межаттестационный период // Воспитатель ДОУ №11, 2008.
  8. Смолякова Е.В. Управленческое проектирование деятельностью педагогического коллектива // Детский сад от А до Я, №3, 2008.
  9. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ // Управление ДОУ. 2007. №1.
  10. Петелина Н.Г. Анализ психологических условий повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда // Логопед, №5, 2007.
  11. Боровцова Л.А., Роль методических объединений и групп профессионального общения в системе непрерывного образования учителя-логопеда // Логопед, №5, 2007.
  12. Евдокимова Е.С. Технология планирования в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  13. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие, под ред. М.М.Поташника, М., Педагогическое сообщество России, 2000.