(1917-1967) - Герой Советского Союза (21.08.1964), заслуженный летчик-испытатель СССР (21.08.1964), капитан.
Родился 17 декабря 1917 г. в г. Балашов Саратовской области. С 1934 г. жил в поселке Лопасня (ныне - город Чехов) Московской области. В 1938 г. окончил Мытищинский аэроклуб. В армии с 1938 г. В 1939 г. окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС в Забайкалье. Участник войны с Японией в августе-сентябре 1945 г. - штурман 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов.
В 1945 г. арестован и осужден военным трибуналом на срок заключения 5 лет. После освобождения в 1949 г. был принят в ЛИИ на должность технолога. В 1951 г. - парашютист-испытатель ЛИИ. 14 июля 1951 г. выполнил первое в стране катапультирование в скафандре. С декабря 1951 г. - на летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1953 г. окончил курсы летчиков-испытателей при Школе летчиков-испытателей. Выполнил первый полет и провел испытания «Турболета». В период с 1953 по 1964 гг. провел испытания: вертолетов Ми-3 на авторотации, на Ми-4 - испытания по отстрелу лопастей и испытания опытных автопилотов; испытания истребителя МиГ-21Ф на максимальную скорость; испытания ряда опытных двигателей на самолетах-истребителях; испытания средств спасения; силовой установки вертолета Ми-6; многоцелевого Ту-16 и военно-транспортного Ан-10 на сваливание; Ту-104 на режимы невесомости; испытания скафандров на МиГ-15, Ил-28, Ту-14. Участвовал в испытаниях Як-24, вертолетов Ми-10, Ка-22; в отработке крыльевой заправки на Ту-16. Всего провел испытания более 120 летательных аппаратов.
Погиб 6 августа 1967 г. при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция) на вертолете Ми-6ПЖ. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Государственные награды: медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза, орден Ленина, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Трудового Красного Знамени, медали.
Ю.А. Гарнаев в высотном спасательном скафандре ВСС-04 в полном снаряжении. Фото ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 3.
Расположение в кабине самолета Миг-15 летчика в скафандре ВСС-04 с открытым шлемом в момент прицеливания. Фото ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 23.
Из отзыва летчика-испытателя Ю.А. Гарнаева о полетах в высотном спасательном скафандре ВСС-04 на самолете Миг-15. ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 36.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 759. Л. 1.
Из отчета о результатах летных испытаний по обработке методики вывода самолета на посадку в особых случаях. ЛИИ. 1957 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 759. Л. 4.
Гарнаев Юрий Александрович - летчик-испытатель. Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области. Русский. С 1934 жил в поселке Лопасня (ныне - город Чехов) Московской области. Работал токарем на механическом заводе. В 1936 окончил 3 курса Подольского индустриального техникума. В 1936-1938 - токарь Лианозовского вагоноремонтного завода. В 1938 окончил Мытищинский аэроклуб.
В Советской армии с 1938. В 1939 окончил Энгельсское военное авиационное училище летчиков. Служил в строевых частях ВВС. В 1940-1942 - летчик-инструктор Забайкальской военной авиационной школы пилотов (г.Улан-Удэ). С 1942 вновь служил в строевых частях ВВС.
Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 - штурман 718-го истребительного авиационного полка (9-я воздушная армия, Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов. В 1945 был репрессирован. До 1948 работал на заводе МВД, в 1948 был заведующим клубом НКВД в Норильске.
В 1949-1950 работал в Летно-исследовательском институте (ныне - ЛИИ имени М.М.Громова) технологом. Принимал участие в отработке системы дозаправки самолетов в воздухе. В 1950 отстранен от работы в ЛИИ как репрессированный и стал работать заведующим клубом?Стрела¦ (г.Жуковский).
В 1951 - парашютист-испытатель ЛИИ. 14.07.1951 выполнил первое в стране катапультирование в скафандре.
С 1952 - на летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1953 окончил курсы при Школе летчиков-испытателей. В 1957 выполнил первый полет и провел испытания уникального летательного аппарата?Турболет¦. Провел ряд сложных испытательных работ на самолетах и вертолетах самых различных классов и назначений.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Юрию Александровичу Гарнаеву присвоено 21 августа 1964 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
Погиб 6 августа 1967 на вертолете Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция). Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964), капитан. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.
Лучшие дня
Кто разработал и испытал акваланг? Посетило:278 |
Трансформеры: проходной билет на вершину успеха Посетило:185 |
Гарнаев Юрий Александрович (1917-1967).
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (1964 г.).
Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области.
С 1934 года жил в посёлке Лопасня (ныне — город Чехов) Московской области. Работал токарем на механическом заводе.
В 1936 году окончил 3 курса Подольского индустриального техникума.
В 1936-1938 годах — токарь Лианозовского вагоноремонтного завода.
В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.
В Красной Армии с 1938 года.
В 1939 году окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
В 1940-1942 годах — лётчик-инструктор Забайкальской ВАШЛ (г. Улан-Удэ).
С 1942 года вновь служил в строевых частях ВВС.
Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 года — штурман 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов.
В 1945 году был репрессирован.
До 1948 года работал токарем, технологом, старшим диспетчером завода МВД в городе Ворошилов (ныне — город Уссурийск) Приморского края, в 1948 году был заведующим клубом НКВД в городе Норильск.
В 1949-1950 годах работал в ЛИИ технологом.
В 1950-1951 годах — заведующий клубом «Стрела» (г. Жуковский).
В январе-декабре 1951 года — парашютист-испытатель ЛИИ. 14.07.1951 г. выполнил первое в стране катапультирование в скафандре.
С декабря 1951 года — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
В 1953 году окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ.
Выполнил первый полёт и провёл испытания «Турболёта» (1957 г.), созданного в ЛИИ под руководством конструктора А.Н.Рафаэлянца .
Провёл испытания:
— Ми-3 на авторотации (1954 г.);
— опытных автопилотов на Ми-4 (1957 г.);
— испытания по отстрелу лопастей на Ми-4 (1958 г.);
— испытания МиГ-21Ф на максимальную скорость;
— испытания ряда опытных двигателей на самолётах-истребителях;
— средств спасения и силовой установки Ми-6 ;
— Ту-16 и Ан-10 на сваливание (1960 г.);
— Ту-104 на режимы невесомости;
— испытания скафандров на МиГ-15 , Ил-28 , Ту-14 (1951-1953 гг.).
Участвовал в испытаниях Як-24 (1953-1955 гг.), Ми-10 (1959 г.), Ка-22 (1962-1964 гг.); в отработке крыльевой заправки Ту-16 (1956 г.).
Ю.А.Гарнаев первым поднял в воздух самолет вертикального взлета и посадки Як-36 .
Погиб 6 августа 1967 года на вертолёте Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция).
В сообщении ТАСС говорилось: «В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6.
Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю.А.Гарнаева, второго пилота Ю.Н.Петера, штурмана В.Ф.Иванова, бортинженера С.А.Бугаенко, бортрадиста Б.Н.Столярова, инженеров-испытателей А.Я.Чулкова, В.П.Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера — погиб.»
Гарнаев сжимал органы управления в руках и продолжал ими работать до самой последней секунды, когда близ городка Ля Ров на юге Франции его многотонный вертолёт Ми-6, потерявший управляемость из-за разрушения хвостовой балки, уже плюхнувшись было вынужденно на более или менее удачную площадку сверху плоскогорья, вращаясь, сорвался с обрыва, обрушился вниз на пылающий в ущелье лес и горел там ещё почти пять часов…
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Его именем названы улицы в Балашове, Жуковском, Улан-Удэ, Феодосии. В Жуковском, на доме, где он жил, и в Балашове, на школе №5, носящей его имя, установлены мемориальные доски. В городе Ле-Ров (Франция) установлен памятник.
Награды:
-медаль «Золотая Звезда» № 11212, 21 августа 1964 года;
-орден Ленина (1964 г.);
-орден Отечественной войны 1 степени (1945 г.);
-орден Трудового Красного Знамени (1957 г.);
-медаль «За победу над Японией».
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Гарнаев Юрий Александрович.
Лётчик-испытатель Гарнаев Юрий Александрович.
Ю.А.Гарнаев в высотном скафандре ВСС-04. ЛИИ, 1952 г.
Есть в нашем городе небольшая тихая улочка, скромная и зеленая. На табличках, висящих на домах, можно прочесть: «Улица Гарнаева». Его имя в нашем городе носит не только улица, но и школа номер пять, в которой также находится музей, посвященный Юрию Александровичу Гарнаеву. Помимо нашего города, его имя носят улицы в городах Балашов, Улан-Удэ и Феодосия, его именем названы теплоход, гимназия и благотворительный фонд. Памятник Гарнаеву находится даже во Франции, в городе Ле Ров. Кто же он, этот человек, чем он знаменит и какое отношение имеет к Жуковскому?
Июль 1958 года, Москва. В Тушино проводится очередной воздушный праздник. Над восхищенными зрителями проносятся стремительные истребители, зависают вертолеты, неторопливо пролетают пассажирские самолеты. Но вот в воздух поднимается что-то совершенно непонятное. У летательного аппарата нет ни крыльев, ни фюзеляжа. А струя из двигателя направлена вниз. И эта «летающая табуретка» не только поднимается в небо, но и передвигается по воздуху, как бы танцуя вальс. Диктор объявляет, что в небе - «Турболет», который пилотирует летчик-испытатель Гарнаев. Так страна впервые узнает имя этого человека.
Юрий Александрович Гарнаев родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов нынешней Саратовской области. Однажды на первомайской демонстрации Юра видит пролетающий над толпой самолет. Уже на следующий день он бежит на аэродром и уговаривает пилота прокатить его. Теперь в его жизни есть заветное желание - стать летчиком. Юрий еще не знает, сколько преград ему придется преодолеть на этом пути…
После окончания семилетней школы Юра Гарнаев переезжает вместе с матерью в Подмосковье, где работает токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе.
Здесь Юрий Гарнаев вновь возвращается к своей давней мечте - летать. В январе 1937 года он поступает в Мытищинский аэроклуб. Занятия в нем идут параллельно с работой на заводе. 17 июня 1937 года Юрий совершает свой первый самостоятельный полет - мечта сбылась! После окончания аэроклуба Гарнаев поступает в Энгельсское военное авиационное училище, которое успешно заканчивает в мае 1939 года.
Младший лейтенант Юрий Гарнаев направлен для прохождения дальнейшей службы в 51-й истребительный авиационный полк Забайкальского военного округа, и уже через год, как один из лучших пилотов полка, он становится инструктором Забайкальской военной авиашколы. С началом Великой Отечественной войны Гарнаев настойчиво рвется на фронт, однако подготовка летных кадров тоже считается важной задачей, и Юрия оставляют инструктором. Только в феврале 1942 года ему все же удается перейти в строевую часть. Полк, в котором он теперь служит, защищает дальневосточные рубежи страны от возможных налетов японцев.
В августе 1945 года начинаются боевые действия против Японии. Штурман 718-го истребительного авиаполка капитан Гарнаев участвует в Маньчжурской операции, выполняет 11 боевых вылетов на истребителе Як-9, и 28 августа его награждают орденом Отечественной войны I степени.
И вдруг как гром среди ясного неба - арест. Можно слышать массу версий о его причине: от утери секретной полетной карты до убийства по неосторожности… На самом деле причина была весьма прозаична - в китайском городе Дайрен (ныне - Далянь) 28-летний летчик познакомился с русской эмигранткой. Соответствующие органы проявили бдительность, и в декабре 1945 года Юрий Гарнаев был осужден судом военного трибунала «за нарушение режима секретности» и приговорен к 5 годам лишения свободы. До апреля 1948 года заключенный Гарнаев работает на заводе НКВД на Дальнем Востоке. И втайне от всех пишет стихи…
Случилось несчастье…
Большое несчастье случилось.
Из списков живых я надолго сейчас исключен.
И жизнь под откос, как разбитая бричка, свалилась,
На каторжный труд лиходейкой-судьбой обречен.
Как трудно словами измерить обиду и муки,
Как страшно поверить, как тяжко в душе перенесть,
Что цепи закона сковали мне волю и руки,
Что стал я бесправным и грязью обрызгана честь…
Вспоминает Станислав Гарнаев - старший сын Ю.А.Гарнаева:
Вот очень интересно, что в лагере, мы по рассказам знаем, ни бумагу, ни перо не дают. Но папа находил все же где-то чернила. А бумаги не было. И он решил все же записывать. А на чем? И тогда он нарезал листы бумаги из использованных цементных пакетов.
Его досрочно освобождают в октябре 48-го. Лишенный воинского звания и наград, амнистированный, но не оправданный, Гарнаев возвращается в Подмосковье. Жена за это время нашла себе другого, жить негде, на работу с судимостью не берут… Но Юрий не сдается и страстно хочет вновь вернуться в небо.
Вспоминает Александр Акимов - начальник лаборатории ЛИИ имени М.М.Громова:
Он говорит: я готов - что угодно, хоть уборщицей работать, но только на аэродроме. Ну, конечно, когда он говорил такие слова, он имел в виду, что, будучи на аэродроме, он, в конце концов, прорвется к своей любимой летной работе.
С большим трудом ему удается устроиться в Летно-исследовательский институт. Летчиком не взяли, поэтому на первых порах приходится работать технологом. Иногда ему разрешают полетать на связном самолете По-2. Гарнаев уже начинает думать о возвращении на летную работу, но тут его подстерегает новая беда… Летом 1950 года на предприятиях начинается «чистка от чуждых элементов». Под этим предлогом из института увольняют многих летчиков-испытателей и инженеров.
Вспоминает Алексей Алексеев - бывший комендант аэродрома ЛИИ имени М.М.Громова:
Времена были такие, что было указание: кто был в заключении и кто был в плену, этих людей уволить… И под это тоже попал Юра.
Несмотря на очередной удар судьбы, Юрий Александрович не отчаивается. Он все равно остается работать в институте. Правда, теперь уже не на аэродроме, а заведующим клуба «Стрела». Но мысль о возвращении в небо по-прежнему не покидает его.
С появлением реактивной техники в стране начинается разработка принципиально новых средства спасения летчика - катапультных кресел. В Летно-исследовательском институте проводят их испытания. Дело это чрезвычайно опасное, и поэтому желающих катапультироваться не так уж и много, но Гарнаев с радостью берется за смертельно опасную работу. Главное - он вновь на аэродроме, вновь в небе! Только за три месяца 1951-го Юрий Гарнаев выполняет 7 воздушных катапультирований. 14 мая 1951 года он первым в стране выполняет катапультирование в скафандре, 14 июля катапультируется на скорости 900 км/ч. Для того времени это было рекордом.
А вскоре Юрий возвращается к главной мечте своей жизни - летной работе. С декабря 1951 года он - летчик-испытатель Летно-исследовательского института в Жуковском. Начинается новая страница его биографии.
Трудно даже перечислить главные из проведенных им испытательных работ. В числе первых в стране Гарнаев начинает испытывать только появившиеся вертолеты. В 1958 году он проводит уникальный летный эксперимент по отстрелу лопастей на вертолете Ми-4. Годом раньше Юрий Александрович проводит испытания экзотического летательного аппарата «Турболет», представлявшего собой ферменную конструкцию с вертикально установленным турбореактивным двигателем и струйными рулями.
Вспоминает Александр Акимов:
Эта машина, которая не только висела, но и летала вперед, назад, в разные стороны со скоростью и так далее. И, конечно, венцом этих полетов стал парад в Тушино, когда Гарнаев на «Турболете» продемонстрировал вот этот прекрасный полет на двигателе. Я почему говорю о двигателе? Потому что отказ двигателя является одним расчетным случаем и до сих пор в авиации. А там, на «Турболете», был один двигатель. Если двигатель отказывал - летчик погибал. Это 100%.
Одним из первых Гарнаев начинает испытания первого отечественного самолета вертикального взлета и посадки Як-36. Будучи универсальным летчиком-испытателем, Юрий Александрович успешно проводит испытания всех типов самолетов и вертолетов.
Вспоминает Валентин Васин - Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР:
Говорили: он все время торопится. А он действительно восполнял то время, которое он провел на сцене в клубе и токарем у станка, за время до 1949 года. Например, он мог так: встает в четыре-пять, едет в Люберцы, летает на вертолетах. Потом к семи - восьми часам летает на каком-нибудь бомбардировщике у Туполева. Пару-тройку полетов в ЛИИ по плановой таблице на истребителях. И, как ни странно, у него всегда все получалось. Как летчик он был отменный, и время свое планировал разумно, всегда у него все получалось, и все были довольны.
Но случались и непредвиденные ситуации… 29 декабря 1962 года при выполнении испытательного полета на вертолете Ми-6 возникает пожар двигателей, вертолет начинает терять управление и входит в крутую спираль. Командир экипажа Юрий Гарнаев до последнего управляет машиной, давая возможность покинуть гибнущий вертолет всем членам экипажа. В последний момент у Гарнаева не сбрасывается пилотская дверь. Спасает богатый опыт парашютных прыжков, летчик покидает вертолет через аварийный люк кабины штурмана.
Всего через полтора года - 16 июля 1964 года на винтокрыле Ка-22 в полете отваливается правая мотогондола. Летчики уводят падающий винтокрыл от города и покидают машину в последний момент. Командир экипажа Герой Советского Союза С.Г.Бровцев погибает, попав под лопасти вращавшегося винта, а Гарнаев остается жив только чудом.
Вспоминает Александр Акимов:
…И Гарнаев выпрыгнул. Он сказал, что вот, я с такой силой оттолкнулся от борта, что до сих пор и еще потом месяц болела спина. А военный летчик Бровцев, по-видимому, не очень сильно оттолкнулся и попал в тянущий винт, его порубило винтом.
Через месяц - 21 августа 1964 года Юрию Александровичу Гарнаеву присваивают звание Героя Советского Союза. В тот же день он удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Это был единственный в истории случай, когда летчик-испытатель в один день получил две такие высокие награды.
Гарнаев - неоднократный участник авиационных парадов над Москвой и международных авиасалонов. Весной 1966 года на вертолете Ми-6 он принимает участие в монтаже опор линии электропередач в швейцарских Альпах.
Летом 1967 года, после завершения авиасалона в Ле-Бурже, вертолет Ми-6ПЖ под командованием Гарнаева выполняет тяжелую работу по тушению с воздуха сильных лесных пожаров на юге Франции. Иногда за один день выполняется до тридцати вылетов! Напряжение достигает предела, и случается непоправимое: 6 августа 1967 года в районе Марселя вертолет терпит катастрофу. Все члены экипажа погибают.
Вспоминает Алексей Леонов - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР:
Я был на похоронах вместе с Юрой Гагариным. Я видел великое горе всех людей. Сын его, Саша Гарнаев, тогда еще школьником был. Он стоял всхлипывал. Мама его и супруга ревели. Хоть мы и привычны к этому, но все это пережить было очень трудно.
Вспоминает Александр Гарнаев - младший сын Ю.А.
Гарнаева:
Когда папа разбился, от меня это скрывали. Мне еще семи лет не исполнилось, у меня было первое в моей жизни интервью. Мне задали вопрос: «Сашенька, когда ты вырастешь, кем хочешь быть?» Я, не задумываясь, ответил: «Как папа, летчиком-испытателем, героем».
Он исполнил свое детское желание. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Александр Гарнаев 15 лет проработал летчиком-испытателем. Сын остался верен мечте отца.
Андрей Симонов
Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашове Саратовской губернии
(ныне - области
)
.
С 1934 года
Юрий Гарнаев
жил
в посёлке Лопасня
(ныне
- в черте города Чехова
, Московской области
)
.
В 1936 году он окончил 3 курса Подольского индустриального техникума
.
В 1936-1938 годах работал токарем
на Лианозовском вагоноремонтном
заводе
.
В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб
.
В связи с поступлением
в
Энгельсскую военную авиационную
школу лётчиков
, в 1938 году
Юрий Александрович Гарнаев
был призван
в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии Мытищинским районным
Военным комиссариатом Московской области
.
По окончании авиашколы служил в строевых частях ВВС ( в Забайкалье ) .
Служба
в истребительной авиации началась для него воздушными
боями с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол
.
Здесь он получил свою первую боевую награду
.
С 1940 года служил лётчиком-инструктором Забайкальской
Высшей
авиационной школы лётчиков
в городе Улан-Удэ
.
В начале Великой Отечественной войны
Ю.А. Гарнаев
подает рапорт
об отправке
на фронт
.
Однако рапорт удовлетворен
не был
: опытный лётчик
и инструктор
нужен был молодым авиаторам
.
С 1942 года Ю.А. Гарнаев вновь служил в строевых частях ВВС .
Юрий Александрович
-
участник советско-японской войны
.
С августа по сентябрь 1945 года служил
в должности штурмана
718-го истребительного авиационного полка
на Забайкальском фронте
.
Совершил 20 боевых вылетов
.
В декабре 1945 года он был осуждён Военным трибуналом 9-й Воздушной Армии
"за нарушение режима секретности"
и был уволен
из Вооружённых сил
.
Досрочно освобождён
в октябре 1948 года.
До 1948 года срок отбывал
работая токарем
, технологом
, старшим диспетчером
завода МВД СССР
в городе Ворошилове
(ныне - город Уссурийск
, Приморского
края
)
.
Перед освобождением являлся заведующим клубом МВД
в городе Норильске
.
В 1949-1950 годах
Ю.А. Гарнаев
работал технологом
в
Лётно-исследовательском институте
в городе Жуковском Московской
области
, а в 1950-1951 годах -
заведующим клубом "Стрела"
в этом же городе
.
С января по декабрь 1951 года работал парашютистом-испытателем
Лётно-исследовательского института
.
14 июля 1951 года
Юрий Александрович Гарнаев
выполнил первое
в стране катапультирование
в скафандре
(высотно-компенсирующем костюме
)
.
С декабря 1951 года являлся Лётчиком-испытателем
ЛИИ
.
В 1953 году он окончил курсы
при Школе лётчиков-испытателей
.
Ю.А. Гарнаев
провёл следующие работы
:
испытания скафандров
(высотно-компенсирующих костюмов
)
на
самолётах МиГ-15
, Ил-28
, Ту-14
(
в 1951-1953 годах
)
;
испытания вертолёта Ми-3
в режиме авторотации
(
в 1954 году
)
;
испытания опытных автопилотов на на вертолёте Ми-4
(
в 1957 году
)
;
испытания
по отстрелу лопастей
на вертолёте Ми-4
(
в 1958 году
)
;
испытания
на максимальную скорость самолёта МиГ-21Ф
;
испытания ряда опытных двигателей
на самолётах-истребителях
;
испытания средств спасения
;
испытания силовой установки вертолёта Ми-6
;
испытания самолётов Ту-16
и Ан-10
на сваливание
(
в 1960 году
)
;
испытания вертолётов Як-24
(
в 1953-1955 годах
)
,
Ми-10
(
в 1959 году
)
,
Ка-22
(
в 1962-1964 годах
)
;
отработка крыльевой заправки самолёта Ту-16
(
в 1956 году
)
.
По причине отказа техники он неоднократно оказывался
в сложнейших
ситуациях
,
что называется "на грани"
, и всегда выходил
из них
с
честью
.
В 1957 году
он
выполнил первый испытательный полёт
на "Турболёте"
, созданном
под руководством конструктора
Арама Назаровича Рафаэлянца
в 1955 году
в Конструкторском
бюро Лётно-исследовательского института
.
В 1958 году турболёт
, пилотируемый
Ю.А. Гарнаевым
, демонстрировался
на воздушном параде
в Тушино
с большим успехом
у
зрителей
.
Результаты исследований были позже применены
при постройке первого
советского самолёта вертикального взлёта
и посадки Як-36
, а
позже
и серийного Як-38
,
и именно
Юрий Александрович
первым поднял
в воздух этот самолёт
.
Он также провёл ряд работ
по Советской космической программе
.
Ю.А. Гарнаев
участвовал
в тренировках членов первого
отряда Центра подготовки космонавтов ВВС
в условиях невесомости
в
специально оборудованных
самолётах-лабораториях Ту-104ЛЛ
, предварительно испытав эти самолёты
.
Занимался отработкой лунного модуля
на "Турболете"
и
участвовал
в тренировке группы космонавтов
по этой программе
на специально
переоборудованном
для этого вертолёте Ми-4
.
Юрия Александровича
связывала тесная дружба
с первым космонавтом Земли
Юрием Алексеевичем Гагариным
, а также с другими
членами первого отряда космонавтов ВВС
.
Ю.А. Гарнаев
- неоднократный участник авиационных парадов
под Москвой
и Международных авиасалонов
.
Весной 1966 года на вертолёте "Ми-6" он принимал участие
в
монтаже
опор линий электропередач
в Швейцарских Альпах
.
Летом 1967 года Ю.А. Гарнаев вновь участвовал в работе Международного авиационного салона в Ле-Бурже (Франция ) .
Он был единственным Советским лётчиком
, получившим
из рук
американцев сертификат
на управление вертолётами конструкции
Игоря Ивановича Сикорского
.
***
Сын
Юрия Александровича
- Герой Российской Федерации,
Заслуженный лётчик-испытатель РФ
Гарнаев Александр Юрьевич
(родился
1 сентября 1960 года
)
достойно продолжает дело своего отца.
Выпускник Армавирского Высшего авиационного училища и
школы
лётчиков-испытателей Министерства авиационной
промышленности.
Он работал лётчиком-испытателем в ОКБ А.И. Микояна и
Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова
(город
Жуковский, Московской области
)
.
Руководил отрядом № 1 лётчиков - испытателей ЛИИ.
В настоящее время является Командиром воздушного судна
Airbus А-330 авиакомпании "Аэрофлот".
Н
аграды:
Приказом
войскам 12-й Воздушной армии № 018/
н
от 28 августа 1945 года
и от имени Президиума Верховного Совета СССР
"За образцовое
выполнение боевых заданий Командования на фронте в борьбе
с японскими милитаристами и проявленные при этом доблесть
и мужество"
штурман 718-го истребительного авиационного полка
старший лейтенант
Гарнаев Юрий Александрович
был награждён
орденом Отечественной войны
I
степени.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 года
"За
мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники"
,
лётчику-испытателю Лётно-исследовательского института
Гарнаеву
Юрию Александровичу
было присвоено звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
(№ 11212
)
.
В тот же день, Указом Президиума Верховного Совета СССР
За большой вклад в освоение новой
авиационной техники
Юрию Александровичу Гарнаеву
было присвоено
Почётное звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
Это был единственный в истории награждений случай одновременного
присвоения званий Героя Советского Союза и Заслуженного
лётчика-испытателя СССР одному и тому же человеку.
Он был также награждён орденом Трудового Красного Знамени
(1957
)
,
медалями "За отвагу"
(1939
,
За участие в боевых действиях в
районе реки Халхин-Гол
)
, "За Победу над Японией"
(1945
)
и другими наградами.