Какие цветовые модели называются аппаратно независимыми

Мир, окружающий человека, воспринимается по большей части цветным. Цвет имеет не только информационную, но и эмоциональную составляю­щую. Человеческий глаз - очень тонкий инструмент, но, к сожалению, вос­приятие цвета субъективно. Очень трудно передать другому человеку свое ощущение цвета. Вместе с тем для многих отраслей производства, в том числе для полигра­фии и компьютерных технологий, необходимы более объективные способы описания и обработки цвета.

Для описания цвета придуманы различные цветовые модели, которые делятся на три больших класса:

    аппаратно-зависимые (описывающие цвет применительно к конкретному устройству цветовоспроизведения, например, монитору, - RGB, CMYK);

    аппаратно-независимые (для однозначного описания информации о цвете - XYZ, Lab);

    психологические (основывающиеся на особенностях человеческого восприятия - HSB, HSV, HSL).

Цветовая модель RGB

Множество цветов видны оттого, что объекты, их излучающие, светятся. К таким цветам можно отнести, например, белый свет, цвета на экранах телевизора, монитора, кино, слайд-проектора и так далее. Цветов огромное количество, но из них выделено только три, которые считаются основными (первичными): это - красный, зеленый, синий.

При смешении двух основных цветов результирующий цвет осветляется: из смешения красного и зеленого получается желтый, из смешения зеленого и синего получается голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешиваются все три цвета, в результате образуется белый. Такие цвета называют­ся аддитивными .

Модель, в основе которой лежат указанные цвета, носит название цветовой модели RGB - по первым буквам английских слов R ed (Красный), G reen (Зеленый), B lue (Синий).

Рисунок 1.28 МодельRGB

Эта модель представляется в виде трехмерной системы координат. Каждая координата отражает вклад соответствующей составляющей в кон­кретный цвет в диапазоне от нуля до максимального значения. В результате получается некий куб, внутри которого и «находятся» все цвета, образуя цветовое пространство.

Важно отметить особенные точки и линии этой модели.

    Начало координат: в этой точке все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, т. е. эта - точка черного цвета.

    Точка, ближайшая к зрителю: в этой точке все составляющие имеют мак­симальное значение, что дает белый цвет.

    На линии, соединяющей эти точки (по диагонали куба), располагаются серые оттенки. Этот диапазон иначе называют серой шкалой (Grayscale). В компьютерных технологиях сейчас чаще всего используются 256 градаций (оттенков) серого.

    Три вершины куба дают чистые исходные цвета, остальные три отражают двойные смешения исходных цветов.

Несомненными достоинствами данного режима является то, что он позволяет работать со всеми 16 миллионами цветов, а недостаток состоит в том, что при выводе изображения на печать часть из этих цветов теряется, в основном самые яркие и насыщенные, также возникает проблема с синими цветами.

Цветовая модель CMYK

К отражаемым относятся цвета, которые сами не излучают, а используют белый свет, вычитая из него определенные цвета.

Такие цвета называются субтрактивными («вычитательными»), поскольку они остаются после вычи­тания основных аддитивных. Понятно, что в таком случае и основных субтрактивных цветов будет три: голубой, пурпурный, желтый.

Эти цвета составляют так называемую полиграфическую триаду. При смешениях двух субтрактивных составляющих результирующий цвет затемняется, а при смешении всех трех должен получиться черный цвет. При полном отсутствии краски остается белый цвет (белая бумага).

Но проблема заключается в том, что данная модель призвана описывать ре­альные полиграфические краски, которые - увы - далеко не так идеальны, как цветной луч. Они имеют примеси, поэтому не могут полностью пере­крыть весь цветовой диапазон, а это приводит, в частности, к тому, что смешение трех основных красок, которое должно давать черный цвет, дает какой-то неопределенный («грязный») темный цвет, и это скорее темно-коричневый, чем глубокий черный цвет.

Для компенсации этого недостатка в число основных полиграфических кра­сок была внесена черная краска. Именно она добавила последнюю букву в название модели CMYK , хотя и не совсем обычно: С - это C yan (Голубой), М - это M agenta (Пурпурный), Y - Y ellow (Желтый), а (внимание!) К - это blacK (Черный), т. е. от слова взята не первая, а последняя буква.

Подводя итоги по поводу цветовых моделей RGB и CMYK, надо сказать, что они являются аппаратно-зависимыми.

Цветовая модель HSB

Если две вышеописанные модели представить в виде единой модели, то по­мучится усеченный вариант цветового круга, в котором цвета располагаются и известном еще со школы порядке: красный (R), желтый (Y), зеленый (G), голубой (C), синий (В) (рис. 1.29) .

Рисунок 1.29 Цветовой круг

На цветовом круге основные цвета моделей RGB и CMY находят­ся в такой зависимости: каждый цвет расположен напротив дополняющего его (комплементарного) цвета; при этом он находится между цветами, с по­мощью которых он получен.

По краю этого цветового круга располагаются так называемые спектральные цвета или цветовые тона (Hue), которые определяются длиной световой волны, отраженной от непрозрачного объекта или прошедшей через про­зрачный объект. Цветовой тон характеризуется положением на цветовом круге и определяется величиной угла в диапазоне от 0 до 360 градусов. Эти цвета обладают максимальной насыщенностью, т. е. синий цвет еще синее быть уже не может.

Следующим параметром является насыщенность цвета (Saturation) - это параметр цвета, определяющий его чистоту.

Уменьшение насыщенности цвета означает его разбеливание. Цвет с уменьшением насыщенности становится пастельным, блеклым, размытым. На модели все одинаково насыщенные цвета располагаются на концентри­ческих окружностях, т. е. можно говорить об одинаковой насыщенности, например, зеленого и пурпурного цветов, и чем ближе к центру круга, тем псе более разбеленные цвета получаются. В самом центре любой цвет мак­симально разбеливается и становится белым цветом.

Работу с параметром насыщенности можно характеризовать как добавление в спектральный цвет определенного процента белой краски.

Еще одним параметром является яркость (Brightness) - это параметр цвета, определяющий освещенность или затененность цвета. Уменьшение ярко­сти цвета означает его зачернение.

Работу с параметром яркости можно характеризовать как добавление в спек­тральный цвет определенного процента черной краски.

В общем случае, любой цвет получается из спектрального цвета добавлени­ем определенного процента белой и черной красок, т. е. фактически серой краски.

Эта модель уже гораздо ближе к традиционному пониманию работы с цве­том. Можно определять сначала цветовой тон (Hue), а затем насыщенность (Saturation) и яркость (Brightness). Такая модель получила название по первым буквам приведенных выше английских слов - HSB.

Недостатком этой модели является необходимость преобразовывать ее в мо­дель RGB для отображения на экране монитора или в модель CMYK для получения полиграфического оттиска.

Рисунок 1.30 МодельHSB

Цветовая модель Lab

Цветовая модель Lab была создана с целью преодоления существенных недостатков вышеизложен­ных моделей, в частности, она призвана стать аппаратно независимой моде­лью и определять цвета без оглядки на особенности устройства (монитора, принтера, печатного станка и так далее).

В комиссии были выполнены экспериментальные работы по изучению восприятия цвета человеком. Огромный статистический материал позволил создать серию математических моделей, в которых цвет описывал­ся не в терминах элементов, воспроизводимых устройствами, а с использо­ванием трех составляющих цветового зрения человека.

В этой модели любой цвет определяется яркостью (L) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром b, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого (рис. 8) .

Примечательно, что при конвертации в Lab все цвета сохраняются. Цветовая модель Lab очень важна для полиграфии. Именно она используется при переводе изображения из одной цветовой модели в другую, между устройствами и даже между различными платформами. Кроме того, именно в этой модели удобнее всего проводить некоторые операции по улучшению качества изображения.

В этой модели также трудно ориентироваться, как и в моделях RGB или CMYK, но об этой модели также нужно иметь представление, поскольку программа Adobe Illustrator и Adobe Photoshop использует ее в качестве модели-посредника при любом конвертировании из модели в модель.

Преобразование цветовых моделей

Преобразование изображения из одной цветовой модели в другую в Photoshop выполняется просто. Для этого предназначены команды списка Mode (Режим) меню Image (Изображение). В нем вы найдете команды RGB Color (Цвета RGB), CMYK Color (Цвета CMYK) и Lab Color (Цвета Lab). Цветовая модель, в которой изображение находится в текущий момент, помечена галочкой. Чтобы перевести изображение в другую модель, достаточно выбрать ее команду в меню.

Как мы уже отмечали выше, простота преобразования цветовых моделей обманчива и не стоит прибегать к такому преобразованию без особой необходимости. Любое преобразование из RGB в CMYK или обратно связано с изменением цветового охвата, что всякий раз ухудшает качество изображения. Привыкните к мысли, что переход между цветовыми моделями допустимо выполнять только один раз. Если, например, вы готовите изображение для печати, оно может потребовать преобразования в модель CMYK. Выполните его тогда, когда вам будут точно известны все условия печати.

Модель Lab имеет столь широкий цветовой охват, что он полностью вмещает как цветовое пространство CMYK, так и RGB. Поэтому преобразование в Lab и обратно не меняет качества изображения и вполне безопасно. Для преобразования между Lab и CMYK оговоримся, что это верно только при постоянных параметрах CMYK.

Точка фокуса

Чтобы избежать монотонности группы схожих элементов и сконцентрировать внимание на одном элементе или группе товаров, в магазине создают фокусные точки.

Точка фокуса - это место в торговом пространстве, стене, на котором обычно фокусируется взгляд.

Оформление стены следует начинать именно с точки фокуса, то есть из места, наиболее заметное для покупателей.

В точке фокуса размещают:

Яркие и интересные вещи коллекции;

Вещи и объекты, определяющие тему коллекции;

Самый "ходовой" товар.

Точкой фокуса могут быть: манекены, супершоти, название коллекции, логотип, дисплей, наиболее привлекательная вещь из коллекции.

В планировании непродовольственных отделов наиболее широко используют фокусные зоны - территория напротив входа или в центральной части торгового зала, направленные на создание имиджа магазина, эмоционального позиционирования товара и концентрации внимания покупателей к отдельным фрагментам выкладки (рис. 55).

Рис. 55. в

Принцип баланса и цвета

Одежда, представленная в торговом зале, должен выглядеть гармонично. С этой целью используют принципы баланса и цвета.

1. Зеркальный или формальный баланс предусматривает разделение стены таким образом, чтобы две ее части представляли собой зеркальное отражение друг друга, то есть находились в равновесии. Все торговое оборудование - полки, кронштейны, крючки - с каждой из сторон должны находиться симметрично друг к другу (рис. 56).

Рис. 56. в

2. Неформальный баланс также предусматривает разделение стены на две части, но они оформлены по-разному (рис. 57).

Рис. 57. в одежды

Коллекция одежды необходимо визуально разделить на колонны на всех элементах рабочего пространства - на стенах, стеллажах, шкафах. Покупатель осматривает одежду, представленный в торговом зале, сверху вниз, а не слева направо, поэтому лучше применять вертикальную группировку одежды, чем горизонтальное (рис. 58).

Рис. 58. в

Правило повторение

Правило повторения предусматривает дублирования моделей композиционно и повторение их несколько раз в разных цветах в разных местах мерчандайзинговых стен (рис. 59).


Рис. 59. в

Для представления готовой одежды в торговом зале магазина используют боковую (латеральную, профильное), фронтальную и горизонтальную вывески.

Используя боковую вывеску, нужно придерживаться определенных правил:

1. Все вешала необходимо направлять в одну сторону (направление определяют непосредственно в торговом зале с учетом движения основного потока покупателей, поскольку все изделия должны быть представлены "лицом" к покупателю) (рис. 60). Вместе с тем вешалки должны соответствовать типу одежды: брючные - для брюк; классические - для верхней одежды, причем женские - для женской верхней одежды, мужские - для мужского; детские - только для детской одежды.


Рис. 60. в

Начинать и завершать ряд бокового развеса следует из изделия, что представлен "лицом" к покупателю. Как правило, используют розвіску товара по принципу "лестницы". Кронштейн может содержать в зависимости от сезона куртки, рубашки, футболки, свитера и тому подобное. Такой тип розвіски часто является базовым для дальнейшей выкладки одежды, например, по цвету в соответствующие уровни, по объему цветные блоки. В случае использования цветного блокировка количество блоков на кронштейне не должна превышать 3-7 (рис. 61).

Рис. 61. в Виды розвіски: 1 - развеска по принципу "лестницы"; 2 - развеска по методу цветного блокировка

2. Нижние фронтальные кронштейны как правило, оформляют по принципу "total look" ("верх" + "низ"). Нельзя начинать розвіску одежды из нижних частей гардероба (например, розвіску юбок начинают с джемперов). На нижнем фронтальном кронштейне могут вывешиваться 2-4 артикулы в зависимости от сложности предложенного комплекта и сезона, например, футболка + брюки + рубашка (рис. 62).


Рис. 62. в Пример представления брюк по принципу "total look"

3. Модели, что является костюмом (например, жакет, брюки, юбка, блуза), необходимо представлять на одном модуле оборудования. Нельзя презентовать модели, составляют костюм, в разных частях торгового зала (рис. 63).


Рис. 63. в Выкладка одежды с помощью системы "подвижные аксессуары"

5. Изделия, имеющие четко выраженный графический рисунок (клетка, контрастный узор и т. др.), как правило, привлекают большее внимание и становятся центром композиции. Не рекомендуется размещать на одном элементе торгового оборудования два и более графических рисунков (например, клетки и полосы, два различные виды ячеек и тому подобное). Исключением могут быть похожие модели, выполненные из одной ткани.

6. Одежда с четко выраженным графическим рисунком при профильном (латеральном, боковом) представлены на торговом оборудовании рекомендуется размещать в центре, а похожие модели из одной ткани - симметрично к центру (рис. 64).


Рис. 64. в

7. Необходимо четко придерживаться размерного ряда: первым вывешивают наименьший размер, последнее - наибольший (рис. 65).

Рис. 65. в

8. В процессе профильной (боковой, латеральной) розвіски необходимо соблюдать блокировка одежды от светлого до темного (слева направо), но не рекомендуется завершать ряд темным одеждой (покупатель его может не увидеть).

Фронтальная развеска предоставляет возможность максимально эффективно представить товар. Но применение фронтальной розвіски не всегда возможно в силу ограниченности торгового пространства. Сетку размеров размещают на кронштейнах от меньшего к большему. В случае отсутствия размерного ряда товар на кронштейне дублируют одинаковыми размерами.

Фронтальная развеска применяется на:

Прямом кронштейна;

Наклонном кронштейне;

Ступенчатом кронштейне;

Крючках.

Прямой кронштейн используется для фронтального представления товара одного артикула, одного цвета.

Наклонный кронштейн используется для представления полной сетке размеров. Но следует помнить, что на таком кронштейне не рекомендуется вывешивать более три модели.

Ступенчатый кронштейн используется для представления двух различных моделей или одной модели разных цветов. Преимущества такого кронштейна заключаются в возможности эффективного представления товара и его комбинации (рис. 66).


Рис. 66. в

Крючки используются для представления аксессуаров: сумок, ремней, платков, шарфов, перчаток. Иногда крючки используются для создания композиций.

Магазинам по реализации одежды среднего ценового сегмента рекомендовано отводить для блока из моделей одного вида в случае латеральной розвіски не менее 40-50 см. Рекомендуется использовать чередование латеральной и фронтальной розвіски одежды.

Одежда не следует размещать вплотную друг к другу. Цены на одежду зависит плотность развески. Чем дешевле одежда, тем плотнее его нужно развешивать. Одежда высокого ценового сегмента нельзя сочетать с одеждой низкого ценового сегмента. На всех изделиях должны быть встегнуты все пуговицы, молнии, ремни, крючки.

Горизонтальная выкладка позволяет увеличить объем торговой площади. Составлен в кипы одежда хорошо сочетается с обувью, сумками и другими аксессуарами. Горизонтальную выкладку применяют для трикотажных изделий, брюк, аксессуаров (рис. 67). Рост размерного ряда внутри стека происходит от меньшего к большему сверху вниз: XS, S, M, L, XL, XXL и т.д. Если сетка размеров представлена не в полном объеме, то размеры дублируют существующими.

Рис. 67. в Пример горизонтальной выкладки одежды (выкладка пачками)

Комбинирование по цвету в горизонтальной выкладке осуществляется следующим образом:

1. В одну кипу преподают:

Футболки (мужские и женские) - не более 6 единиц товара;

Трикотажные изделия - не более 5 единиц товара;

Джинсы (мужские и женские) - не более 8 пар.

2. В одной стопке не стоит использовать более трех цветов.

3. Вещи светлого цвета и выкладывают на нижние полки.

4. Товар, представленный горизонтально в кипах (рис. 68), выкладывают на чистый лист формата А4 (хотя в стандартах мерчандайзинга некоторых компаний существует запрет на использование любых бумажных материалов).


Рис. 68. в

Выкладывать вещи необходимо таким образом, чтобы имеющиеся логотипы были сверху.

Свитера, рубашки, фуфайки, майки и другие изделия, представленные на столах (горизонтально), необходимо складывать втрое и выкладывать ровными стопками, чтобы совпадали узоры или размещения пуговиц (рис. 69).

Давайте рассмотрим основные цветовые модели.

RGB

По этому принципу работают все мониторы, телевизоры а ныне и смартфоны, а также прочие мобильные устройства. В основе этой цветовой модели лежат три цвета, с помощью которых воссоздаётся всё многообразие красок.

Все мониторы, как и телевизоры, состоят из множества лампочек, которые могут излучать красный , зелёный либо голубой свет.

Интенсивность каждого из трёх цветов может колебаться от 0 до 255 (256 значений для каждого цвета). При этом если интенсивность всех трёх цветов будет равна нулю то мы получим чёрный цвет, а если все три будут равны 255 то мы получим белый цвет.

CMYK

Почему нельзя использовать модель RGB для печати. Дело в том что монитор излучает свет, в то время как окружающие предметы в большинстве своём не светятся а лишь отражают некоторые цвета из спектра.

Т.е. если мы смешаем краски также как мы смешиваем их в RGB модели то мы не получим те цвета что и на мониторе.

Поэтому для печати мы используем цветовую модель CMYK (цмик) .


Эта модель представляет собой как-бы инвертированную модель RGB. Основной цвет здесь у нас это белый. Т.е. белый цвет отражает весь спектр цветов.

Теперь давайте представим наш белый лист бумаги не будет отражать зелёный цвет. Тогда мы увидим отражение красного и синего, которые в сумме дадут такой цвет как magenta. Т.е. magenta в своём роде выступает фильтром для зелёного цвета. Таким образом чем больше нанесено magenta на бумагу, тем меньше зелёного цвета отразится от неё. Аналогично работают cyan для red и yellow для blue .

Интенсивность цветов в цветовой модели CMYK определяется количеством нанесённой краски в процентах.

Интересное по теме Фирменный стиль для компании по производству красок

При этом чёрный цвет у нас должен получаться при смешении всех трёх цветов CMY, но на практике этого не получается, как правило вместо чёрного получается грязно-серый цвет.

Поэтому к нам добавляется четвёртый цвет ­­- blacK. Чтобы не спутать в сокращении две буквы В (black и blue) для обозначения чёрного цвета используется буква К (последняя в слове blacK). По некоторым другим версиям буква К может обозначать слово «Kontur» или «Kobalt». Иногда вместо чёрной краски использовали серебрянную или золотую краску, которая в сокращении была обозначена как key color.

CMYK называют триадной цветовой моделью или полноцветной .

Цветовая модель Grayscale


Вопреки распространённому мнению цветовая модель grayscale не является чёрно-белой. Grayscale (Оттенки серого) несёт в себе 101 оттенок серого цвета, в отличии от чёрно-белой модели где всего 2 цвета (чёрный и белый).

Цветовая модель HSB

Цветовая модель HSB несёт в себе три величины характеризующие цвет.

Hue — оттенок

Saturation — насыщенность.

Brightness — яркость.

Оттенок отвечает за цветовые значения и имеет величину от 0 до 360, что соответствует градусам в цветовом круге.

Насыщенность — определяет процент добавления белой краски к нашему оттенку.

Яркость также измеряется в процентах и несёт в себе информацию о количестве чёрного цвета.

Цветовая модель LAB

LAB состоит из:

Luminance — освещённость,

А — цветовая гамма от зелёного до пурпурного,

В — гамма от голубого до зелёного.

Данная цветовая модель позволяет нам с минимальными потерями конвертиравать изображения.

LAB модель часто используют для коррекции изображений. Это полноценная, аппаратно-независимая цветовая модель.

Аппаратно-зависимые цветовые модели.

RGB и CMYK являются аппаратно-зависимыми цветовыми моделями. Это значит что достоверность цветов зависит от того каким образом мы получаем информацию о цвете. Цвета в формате RGB напрямую зависят от монитора который мы используем, освещённости помещения и т.д.

Цветовая модель RGB

Данный вид цветовой модели базируется на трех основных цветах, смешение которых в различных пропорциях дает все остальные. Причем данные используемые краски отражены в названии модели: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue) – RGB.

Цветовая модель RGB складывается субтрактивно. Дело в том, что полное сочетание всех трех цветов в их "чистом" виде, дает в итоге белый. Сама же модель относится к аддитивным цветовым моделям, потому как цвета получаются добавлением к черному.

Кодировка цветовой модели RGB происходит по трем каналам, каждый из которых имеет диапазон возможных принимаемых значений, равный 256 (от 0 до 255). В итоге, не сложно посчитать, что данная компьютерная цветовая модель сможет смоделировать 256*3 = 16777216 различных оттенков.

Цветовая модель CMYK

Данная цветовая модель имеет в своем основании 4 базовых цвета, также аббревиатурно заложенных в название: голубой (Cyan), малиновый (Magenta), желтый (Yellow) и черный (blacК). Для черного выбрали последнюю букву, так как В была уже занята синим цветом в модели RGB.

Их смешение происходит аддитивно, но образование имеет субтрактивную основу: они получаются путем вычитания цветов из белого (например, пурпурный выходит вычитанием зеленого и т.п.). Именно поэтому субтрактивную цветовую модель иногда еще называют исключающей.

Цветовая модель CMYK является основной в полиграфии. Она часто применяется в цветных принтерах и плоттерах. При этом необходимо отметить, что цветовая модель CMYK по сравнению с RGB имеет меньшее количество получаемых оттенков. Это необходимо учитывать при конвертации.

Более подробно о данной цветовой модели в компьютерной графике мы расскажем на странице нашей статьи: "Цветовая модель CMYK".

Цветовая модель HSB (HSV)

Если рассматривать данную цветовую модель, то в первую очередь бросается в глаза ее сходство с RGB. Базовые цвета этих моделей совпадают. Зачем же тогда было создавать новую модель?

На самом деле цветовая модель HSB имеет совсем иную систему координат. В ее основе лежат такие параметры, как тон (Hue), насыщенность (Saturation) и яркость (Brightness/Value). В цветовой модели HSV множество получаемых цветов представляет собой шестиугольник, все шесть вершин которого являются пиком одного из основных цветов: красный, зеленый, синий (RGB), голубой, малиновый, желтый (CYM). Черный цвет выведен в качестве вершины конуса. Он регулируется таким параметром, как яркость.

Цветовая модель HSV более ориентирована на интуитивное понятие человека о цвете и тоне.

Цветовая модель HSL

Такая компьютерная цветовая модель по своей основе похожа на HSB (HSV). Но ее основными параметрами являются: тон (Hue), светлота (Lightness) и насыщенность (Brightness/Value). Если представить цветовую модель HSL в виде фигуры, то это будет двойной (отраженный) шестигранный конус. Его основанием, как и у HSB (HSV), служат базовые цвета, а вершинами: белый цвет, регулируемый насыщенностью, и черный, характеризуемый светлотой.

Таким образом, цветовая модель HSL является одним из наиболее ярких примеров интуитивных понятий тона, насыщенности и яркости (светлоты).

В основе этого цветового пространства лежит уже знакомое нам радужное кольцо RGB. Цвет управляется изменением таких параметров, как:

Hue - оттенок или тон;

Saturation - насыщенность цвета;

Brightness - яркость.

Параметр hue - это цвет. Определяется градусами от 0 до 360 исходя из цветов радужного кольца.

Параметр saturation - процент добавления к этому цвету белой краски имеет значение от 0% до 100%.

Параметр Brightness - процент добавления черной краски так же изменяется от 0% до 100%.

Принцип похож на одно из представлений света с точки зрения изобразительного искусства. Когда в уже имеющиеся цвета добавляют белую или черную краску.

Это самая простая для понимания цветовая модель, поэтому ее очень любят многие web-дизайнеры. Однако она имеет ряд недостатков:

Глаз человека воспринимает цвета радужного кольца, как цвета, имеющие различную яркость. Например, спектральный зелёный имеет большую яркость, чем спектральный синий. В цветовой модели HSB все цвета этого круга считаются обладающими яркостью в 100%, что, к сожалению, не соответствует действительности.

Так как в её основе лежит цветовая модель RGB, она, все же является аппаратно-зависимой.

Эта цветовая модель конвертируется для печати в CMYK и конвертируется в RGB для отображения на мониторе. Так что догадаться, каким у вас в конечном счете получится цвет бывает весьма проблематично.

Аналогична этой модели цветовая модель HLS (расшифровка: hue, lightness, saturation).

Иногда используются для коррекции света и цвета в изображении.

Цветовая модель LAB

Данная компьютерная цветовая модель является аппаратно-независимой. Это позволяет ей служить стандартом для оптимизации других моделей с целью получения предсказуемого цвета на различных устройствах (сканнер, принтер, монитор). Цветовая модель LAB является трехканальной. При этом, изменение цветов происходит по таким параметрам, как а – от зеленого к красному и b – от синего к желтому. Яркость цвета в данной цветовой модели отделена от параметров а и b. Это делает более удобным регулировку яркости, резкости и тона.

Цветовая модель LAB позволяет оптимизировать растровый файл под различные устройства и привести их визуализацию к одному цвету.

В данной статье мы рассказали вам об основных цветовых моделях в компьютерной графике, описали их особенности и возможности, выделили наиболее значимые характеристики и параметры. Теперь вы сможете попробовать самостоятельно "поиграть" с цветами и цветовыми моделями в любой графической программе. Удачных вам экспериментов и ярких свершений!

Аппаратно-зависимые и аппаратно-независимые цветовые модели

Цветовые модели CMYK и RGB являются аппаратно-зависимыми, то есть они зависят от способа передачи нам цвета. Они указывают конкретному устройству, как использовать соответствующие им красители, но не имеют сведений о восприятии конечного цвета человеком. В зависимости от настроек яркости, контрастности и резкости монитора компьютера, освещенности помещения, угла, под которым мы смотрим на монитор, цвет с одними и теми же параметрами RGB воспринимается нами по-разному. А восприятие человеком цвета в цветовой модели "CMYK" зависит от еще большего ряда условий, таких как свойства запечатываемого материала (например, глянцевая бумага впитывает меньше краски, чем матовая, соответственно цвета на ней получаются более яркие и насыщенные), особенности краски, влажности воздуха, при котором сохла бумага, характеристик печатного станка

Чтобы передать человеку более достоверную информацию о цвете, к аппаратно-зависимым цветовым моделям прикрепляют так называемые цветовые профили. Каждый из такого профиля содержит информацию о конкретном способе передачи человеку цвета и регулирует конечный цвет с помощью добавления или изъятия из какого-либо составляющего первоначального цвета параметров. Например, для печати на глянцевой пленке используется цветовой профиль, убирающий 10% Cyan и добавляющий 5% Yellow к первоначальному цвету, из-за особенностей конкретной печатной машины, самой пленки и прочих условий. Однако даже прикрепленные профили не решают всех проблем передачи нам цвета.

Аппаратно-независимые цветовые модели не несут в себе сведений для передачи цвета человеку. Они математически описывают цвет, воспринимаемый человеком с нормальным цветным зрением.