Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Характеристика левополушарного, правополушарного и равнополушарного типов организации мозга
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.
Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.
Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.
Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.
Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: "пятерка любой ценой". Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта.Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Равнополушарный тип
- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются
равнополушарные
учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки.
Левополушарные
учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов.
Правополушарные
дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них
характерны пропуски, описки.
Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека - человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.
В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены - словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена - он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен - он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.
В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.
Если внимание к словам у «правополушарного» человека снижено, то при прослушивании разнообразных несловесных звуков он и внимателен и активен. Он узнает эти звуки даже легче и быстрее, чем в обычном «двуполушарном» состоянии, хотя, например, такой звук, как рокот морского прибоя, в обычном состоянии узнавался людьми редко и с большим трудом. Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно. Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.
Как видим, и у «правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием - ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.
Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой - объединяет в одну группу римские цифры, в другую - арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.
Память «правополушарного» человека приобретает черты, противоположные тем, которые наблюдаются у "левополушарного" человека. Школьный теоретический багаж, то есть знания, приобретенные посредством слов, в значительной степени утрачены. Нарушена также способность запоминать слова. «Правополушарный» человек не может повторить сразу после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае он повторит 2-3 слева из 10. Но даже если удастся удержать в памяти на некоторое время эти слова, то через 2 часа он их уже не вспомнит и не найдет среди других слов.
В то же время образная несло-весная память у него сохранена - он способен запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.
Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного». Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным - он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, а котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета. Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц. Таким образом, при отсутствии словесной ориентировки наглядная конкретная ориентировка у «правополушарного» человека сохраняется.
Вспомним, что «левополушарное» состояние сопровождалось изменением настроения. И в «правополушарном» состоянии происходит эмоциональный сдвиг, но противоположный по знаку - в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек становится мрачным, пессимистически оценивает и свое настоящее положение и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь его от печальных мыслей и жалоб трудно.
Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном» человеке - человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.
Особливості мозкової організації психічних процесів у ліворуких людей.
Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.
Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.
И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии.
В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.
Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.
Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Разделение сознания ("тонкое тела") на инь и ян на уровне мышления – это левополушарное и правополушарное мышление .
На физическом уровне кора нашего головного мозга состоит из двух полушарий, соединённых между собой пучком нервных волокон - мозолистым телом. Левое полушарие ответственно за правую половину тела, а правое - за левую.
В соответствии с этим многие эзотерики принимают, что правая часть нашего тела (независимо от пола) связана с нашей «мужской энергией», а левая половина – с «женской энергией» .
Левополушарное мышление:
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. В нашей речи левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов
Правополушарное мышление:
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. В нашей речи правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете.
Согласно концепции В. С. Ротенберга, «левое полушарие из всего обилия реальных и потенциальных связей выбирает немногие внутренне непротиворечивые, не исключающие друг друга, и на основе этих немногих связей (в идеале - стремление только к одной, но очень сильной) создает однозначно понимаемый контекст. В основе этого контекста лежит установление однозначных причинно-следственных отношений между предметами и явлениями. Благодаря однозначному контексту достигается полное взаимопонимание между людьми в процессе их деятельности. Однозначность обеспечивает также логический анализ предметов и явлений, последовательность перехода от одного уровня рассмотрения к другому. При этом все остальные связи, способные усложнить и запутать картину, сделать ее менее определенной и внутренне противоречивой - все эти связи безжалостно отсекаются. Такая аккуратно подстриженная под машинку логического мышления картина мира является уже не картиной в полном смысле этого слова, а моделью, удобной в обращении. Все школьное образование в условиях западной цивилизации направлено на скорейшее формирование у человека однозначного контекста левополушарного мышления.
Правое полушарие занято прямо противоположной задачей. Оно "схватывает" реальность во всем богатстве, противоречивости и неоднозначности связей и формирует многозначный контекст. Прекрасным примером такого контекста являются сновидения людей с целым мозгом. …этот пример… адресуется к внутреннему опыту каждого человека. Всем нам, наверное, знакомо ощущение беспомощности, когда проснувшись после яркого и личностно значимого сновидения, мы пытаемся его пересказать, чтобы передать свои от него ощущения. И с удивлением обнаруживаем, что, хотя мы ясно помним его во всех деталях, при пересказе ускользает что-то важное, причем не только от слушателей, но и от нас самих. То, что мы способны выразить в словах, является лишь бледной тенью, скелетом того, что мы действительно видели. И дело не в том, что нам не хватает слов, а в том, что не удается передать в словах тот многозначный контекст, который формируется обилием пересекающихся связей между его отдельными образами. Речь, во всяком случае, речь не поэтическая, принципиально не предназначена для передачи и выражения такого контекста, поскольку строится по законам левополушарного мышления»
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ
Уже около полувека известно, что два полушария головного мозга человека неравноценны. Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, а правое - более эмоционально.
Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает - лево- или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:
левополушарный, с преобладанием логики и анализа;
правополушарный , с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;
смешанный , когда то или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации;
интегрированный , когда оба подхода используются одновременно.
Психолог подчеркивает, что ни один из этих типов мышления не хуже и не лучше другого. Они имеют свои преимущества и недостатки, точно так же, как четыре человеческих темперамента - флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.
Предлагаемый тест основан на методике Торренса и позволяет вам самостоятельно определить, к какому типу относится ваше мышление. Прочитав перечисленные ниже 120 вариантов характеристики мышления и поведения, подчеркните наиболее подходящий вам вариант - А, В или С. В конце каждого варианта ответа стоит буква - П (правый), Л (левый) или И (интегрированный). Ответив на все 40 вопросов, подсчитайте, сколько букв П, Л и И вы набрали.
1. А) Чтобы что-то запомнить или усвоить, мне надо специально изучать эту информацию - Л
В) Я хорошо запоминаю различные факты и детали без специального изучения вопроса - П
С) В разных случаях бывает по-разному - И
2. А) Я люблю фантастику - П
B) Предпочитаю реалистическую литературу - Л
C) Люблю и ту и другую - И
3. А) Иногда я люблю помечтать, а иногда строю вполне реалистичные, деловые планы - И
B) Больше люблю мечтать - П
C) Предпочитаю реалистическое планирование - Л
4. А) Читая или занимаясь умственной работой, я люблю слушать музыкальные записи или радио - П
C) Если я читаю просто для развлечения, то могу одновременно слушать музыку или радио, но при умственной работе или чтении учебника мне требуется полная тишина - И
5. А) Если бы я был писателем, я работал бы в жанре художественной литературы - П
B) Я писал бы только о том, что произошло на самом деле - Л
C) Я мог бы работать в обоих жанрах - И
6. А) Обсуждать свои психологические проблемы и трудности я бы предпочел в группе людей, которым тоже свойственны эти проблемы - П
B) Я бы предпочел делиться своими психологическими проблемами наедине со специалистом - Л
C) Оба варианта мне подходят - И
7. А) Когда я рисую, то предпочитаю рисовать "из головы", используя собственное воображение и идеи - П
B) Я больше люблю копировать, вставляя кое-что от себя - Л
C) Мне нравится и то и другое - И
8. А) По-моему, меня легко можно загипнотизировать - П
B) Наверное, меня можно загипнотизировать, но не без труда - И
C) Вряд ли я поддаюсь гипнозу - Л
9. А) Я одинаково люблю остросюжетные приключенческие рассказы и истории о таинственном и сверхъестественном - И
В) Предпочитаю приключения - Л
С) Больше люблю таинственные истории - П
10. А) В школе я одинаково относился к алгебре и геометрии - И
B) Предпочитал алгебру - Л
C) Предпочитал геометрию - П
11 . А) Если мне придется раскладывать по порядку какие-либо предметы, например, приводить в порядок библиотеку или коллекцию марок, я расположу их в хронологическом порядке - Л
B) Я больше люблю сортировать предметы так, чтобы были наглядно видны связи, существующие между ними - П
C) Одинаково хороши оба способа классификации - И
12. А) Я хорошо запоминаю тексты и произнесенные слова - Л
B) У меня хорошая музыкальная память - П
C) Я хорошо запоминаю и слова и мелодии - И
13. А) Обычно я завершаю свои дела к указанному сроку - И
B) Планируя свои дела, я исхожу прежде всего из их количества, а уж во вторую очередь учитываю сроки - Л
C) Мне бывает трудно соотнести свои дела с каким-либо определенным режимом дня - П
14. А) Мое настроение часто меняется - П
B) Перемены настроения редки - И
C) У меня почти всегда ровное настроение - Л
15. А) Я люблю общаться с животными - П
B) Я не очень легко нахожу взаимопонимание с животными - И
C) Мне довольно трудно общаться с животными - Л
16. А) Я одинаково отношусь к кошкам и собакам - И
B) Больше люблю кошек - П
C) Больше люблю собак - Л
17. А) В компании я люблю балагурить - П
B) Смотря по обстоятельствам, я могу быть серьезным, могу много шутить и веселиться - И
C) Не люблю излишнего веселья - Л
18. А) Я часто рассеян, как бы отсутствую, витаю в облаках - П
B) Такая рассеянность находит на меня лишь иногда - И
C) Я практически всегда сосредоточен, крепко стою на земле - Л
20. А) Когда мне объясняют, как действует тот или иной прибор, я одинаково хорошо воспринимаю и словесные пояснения, и наглядную демонстрацию - И
B) Предпочитаю, чтобы мне наглядно показали, как он работает - П
C) Лучше пусть объяснят на словах - Л
21. А) Мне безразлично, есть ли иллюстрации в художественной литературе, которую я читаю - И
B) Предпочитаю книги без отвлекающих иллюстраций - Л
C) Беллетристика должна быть иллюстрированной - П
22. А) Я с одинаковым удовольствием прочту повесть или посмотрю ее экранизацию - И
B) Предпочитаю прочесть - Л
C) Лучше посмотрю кинофильм - П
23. А) Меня одинаково привлекают ритмичные танцы и поэзия - И
B) Ритмичные танцы мне больше нравятся - П
C) Поэзия больше меня привлекает - Л
24. А) В балете я предпочитаю современное, нетрадиционное течение - П
B) Если балет - то только классический - Л
C) Я не отдаю предпочтения ни классическому, ни современному танцу - И
25. А) Люблю общаться с людьми - П
B) Люблю посплетничать об отношениях между знакомыми - Л
C) Я люблю и общение и пересуды о человеческих контактах - И
26. А) Думать я предпочитаю лежа - П
B) Удобнее думать сидя - Л
C) В этом отношении у меня нет предпочтений - И
27. А) Я с удовольствием стал бы музыкальным критиком - Л
B) Я хотел бы быть композитором - П
C) И та и другая профессия одинаково хороши в моих глазах - И
28. А) Думая о последствиях моих поступков, я опираюсь в основном на интуицию - П
B) Прежде всего я трезво и логично оцениваю последствия своих решений и поступков - Л
C) Я обычно прибегаю и к первому, и ко второму способу - И
b А) Когда мне приходится кого-то выслушивать, я, как правило, слушаю внимательно - Л
B) Слушая кого-то, я переминаюсь с ноги на ногу, верчусь на стуле и постоянно отвлекаюсь - П
C) Я могу управлять своим вниманием, слушая длительные объяснения - И
30. А) Люблю анализировать прочитанную художественную литературу - Л
B) Литература - художественное произведение, и я воспринимаю ее чисто эмоционально- П
C) Верны оба утверждения - И
31. А) Смотря по ситуации, я могу вести себя как все либо выделяться своим нонконформизмом - И
B) Как правило, я не люблю выделяться своим поведением и поступаю как все - Л
C) Чаще я веду себя по-своему, не оглядываясь на других - П
b А) Я одинаково успешно выполняю как четко сформулированные служебные задания, так и дела, в которых приходится соображать самому по мере развития ситуации - И
B) Предпочитаю такие задания, в которых у меня больше простора для самостоятельных действий - П
C) Предпочитаю выполнять поручения, четко расписанные по пунктам, чтобы мне было ясно, что и как делать - Л
33. А) Изучая что-то новое, я люблю делать это путем свободного поиска - П
B) Я больше люблю учиться систематически, по плану - Л
C) Оба способа мне одинаково близки - И
34. А) Я хорошо запоминаю имена, названия, даты, телефонные номера - Л
B) Я хорошо запоминаю местоположение разных объектов и дорогу к ним - П
C) Оба типа информации я запоминаю хорошо - И
35. А) В книгах я ищу главным образом идеи - П
B) Я ищу в книгах главным образом факты и подробности - Л
C) И то и другое меня интересуют одинаково сильно - И
36. А) Я люблю излагать идеи в их логической последовательности - Л
B) У меня лучше получается показывать связь между разными идеями - П
C) Я одинаково успешно могу делать и то и другое - И
37. А) Я с одинаковым успехом могу кратко изложить прочитанное либо выделить основную идею текста - И
B) Предпочитаю кратко излагать - Л
C) Предпочитаю выделить основную идею-П
38. А) Я с одинаковым удовольствием могу выдвигать новые идеи и делать выводы - И
B) Выводы больше меня привлекают - Л
C) Поиск новых идей увлекает меня сильнее - П
39. А) К проблемам я подхожу рационально, логически - Л
B) Я разрешаю проблемы на основе интуиции - П
C) Я использую с одинаковым успехом оба способа - И
40. А) Мне одинаково приятно изобрести что-то новое или усовершенствовать уже известное - И
B) Я больше люблю "рационализаторские предложения" - Л
C) Изобрести что-то новое для меня интереснее - П
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценить результаты можно по следующей таблице.
Предположим, отвечая на вопросы, вы набрали 10 Л. Находим 10 в крайней левой колонке и видим, что в колонке Л десятке соответствуют 92 очка. Десяти И соответствуют 76 очков, а десяти П - 92.
Если по какому-то показателю вы набрали в итоге 120 очков или больше, то именно этот тип мышления у вас преобладает: П - правополушарный, Л - левополушарный, И - интегрированный. Если же ни в одном из трех столбцов вы не набрали 120 очков, у вас смешанный тип мышления.
Кратко охарактеризуем эти типы.
Левополушарное мышление. Люди с таким типом мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, охотно обсуждая и "проговаривая" эти проблемы. Интуицию они используют только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо. Организуют свою жизнь на реалистичных началах, при принятии решений учитывают все фактические детали. Такой человек предпочитает держать свою жизнь под собственным контролем, охотно берет на себя ответственность и любит знать, кто за что отвечает. В своих действиях предсказуем. Высоко ставит свои обязанности, долг. У такого человека все направлено на эффективность, на достижение цели.
Правополушарное мышление . Этот человек предпочитает интуитивный и чувственный подход к проблемам. Логичная стратегия используется только в случае крайней необходимости. Высоко ставит идеальные и гуманистические цели и идеи, часто размышляет на общие темы "о главном". Не любит иметь над собой начальство, ценит собственную инициативу. Для него очень важны отношения с окружающими людьми.
Смешанная стратегия мышления. Такие люди в зависимости от ситуации используют то правополушарное, то левополушарное мышление. Чем больше очков вы набрали в таблице по графе Л или П, тем больше склонность к соответствующему типу мышления. Такой человек имеет тенденцию к непредсказуемости.
Интегрированный тип мышления. У такого человека одновременно и одинаково сильно работают оба полушария. Если по одной из граф Л и П вы набрали больше очков, чем по другой, это означает, что в принципе соответствующий тип мышления у вас преобладает и в некоторых случаях эта тенденция может проявиться - например, при решении особо сложных проблем.
Независимо от того, какой тип мышления у вас преобладает, вы можете научиться и другим стилям. Как видно на примере людей с интегрированным или смешанным типом мышления, человек способен одинаково эффективно использовать и логику, и интуицию. Если вы склонны к логическому подходу к проблемам, попробуйте включить интуицию. Если многое у вас построено на эмоциях и интуиции, попробуйте применить логический анализ.
По материалам журнала "Omni" (США).