Личностный конструкт. Теория личностных конструктов (д

Личностный конструкт - оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. Термин, предложенный в психологии личности Дж. Келли , для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их к тем реалиям, из которых состоит этот мир» . Конструкты используются для прогнозирования повторяющихся событий. Конструкт позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение , но и проектировать собственное поведение, так как конструкт задает фактическую программу такого поведения.

Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт в терминах схожести и контраста (например, «хороший-плохой»). Личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов.

Личностные конструкты можно классифицировать несколькими способами. Например, есть всесторонние конструкты, которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, и частные конструкты, включающие в себя небольшой диапазон явлений (то есть имеющие более узкий диапазон возможностей). Есть основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. И наконец, некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие - свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Личностные конструкты, не несущие для индивида личностный смысл или не вошедшие еще в привычку («периферические конструкты»), легко поддаются изменению. Личностно значимые и давно ставшие привычными («центральные конструкты», по терминологии Дж. Келли) - изменяются медленней и труднее. .

Психотерапевтические аспекты личностного конструктивизма

Для выявления личностных конструктов применяется техника репертуарных решеток. Начало применению техники репертуарных решеток положил Джордж Келли. В последующим данную технику развивали и другие исследователи.

Психологи-терапевты, работающие с техникой репертуарных решеток, стремятся понять каким образом их пациенты индивидуально конструируют события. Для этого терапевты создают ролевые отношения с пациентами (role relationships). Посредством ролевых отношений, достигнув понимания того, как пациенты конструируют события, психолог должен предложить пациентам новые пути конструирования. Поскольку личностные конструкты определяют самосознание человека, таким образом пациенты изменяют понимание самих себя.

Психопатология пациентов объясняется неадекватностью системы личностных конструктов жизненным обстоятельствам и событиям. Психопатология, обусловленная жесткой системой истолкования событий пациентом, с одной стороны позволяет им ориентироваться в событиях и обстоятельствах, но, с другой стороны, они ощущают безысходность и отсутствие возможностей выбора и альтернатив в развитии событий. Это свойственно обсессивно-компульсивному расстройству.

(от лат. constructio - построение) - создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью к-рого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. Понятие Л. к. предложено Дж. Келли (см. когнитивного соответствия теории). По своему структурному содержанию Л. к. отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других. Л. к. различаются по тому, насколько широка область их приложения: Л. к., применимые лишь в отношении определенного незначительного класса элементов, и Л. к., отражающие наиболее обобщенную оценку воспринимаемых объектов. По степени их устойчивости, неизменности различаются основные и ситуативные Л. к.


  • - Личностный конструкт - оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства, автор Дж. Келли - ...

    Психологический словарь

  • - - понятие современной методологии науки, подчеркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания специфически научных понятий и...

    Философская энциклопедия

  • - понятие, вводимое гипотетически или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее...

    Новейший философский словарь

  • - КОНСТРУКТ - теоретическое или аксиматическое построение, концепт, схема, конфигуратор, диспозитив...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - англ. construct; нем. Konstru/ct. Понятие, являющееся средством научного анализа и обобщения. В ф е - номенологической социологии различают К первого и второго порядка...

    Энциклопедия социологии

  • - Схема в конструкторской документации, документ, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия и соединения или связи между ними. С. выполняются, как правило, без учёта масштаба...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЛИ́ЧНОСТЬ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - констру́кт м. Нечно недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логически на основе наблюдаемых признаков...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ли́чностный прил. 1. соотн. с сущ. личность I, связанный с ним 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - констр"...
  • - л"ичностный; кратк...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - индивидуальный, персоналистический,...

    Словарь синонимов

"личностный конструкт" в книгах

Личностный тест собаки

автора Бейкер Стивен

Личностный тест собаки

Из книги Как жить с собакой-невротиком? автора Бейкер Стивен

Личностный тест собаки За каждый положительный ответ на первый, второй, третий и седьмой вопросы добавляйте по пять очков. Вычитайте по пять очков за каждый утвердительный ответ на четвертый, пятый, шестой и восьмой вопросы. Если сумма будет положительной, ваша собака в

Из книги Антропологический код древнерусской культуры автора Черная Людмила Алексеевна

4. Личностный тип культуры XI–XIII вв

Схема (в конструкт. документации)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СХ) автора БСЭ

КОНСТРУКТ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

КОНСТРУКТ - понятие, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее обязательного

Личностный рост

Из книги Сталинские методы управления. Как стать вождем своей компании автора Молотов Сергей

Личностный рост Жуков, который после войны находился в опале, фактически был ссыльным маршалом, приставленным командовать малозначительным округом, писал о Сталине (1969): «Невысокого роста и непримечательный с виду, Сталин производил сильное впечатление. Лишенный

Часть 5 «Методичка жизни» Геннадия Петровича – «СуперЧеловек: Мой личностный рост – твой личностный рост»

Из книги Труд во имя автора Масленников Роман Михайлович

Часть 5 «Методичка жизни» Геннадия Петровича – «СуперЧеловек: Мой личностный рост – твой личностный рост» Доступно по дополнительному запросу на электронный адрес автора – super@msk –

3.5. Смысловой конструкт. Атрибутивный механизм смыслообразования

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

3.5. Смысловой конструкт. Атрибутивный механизм смыслообразования В предыдущих разделах мы описали два класса смыслообразующих структур, выступающих источниками производных смыслов, которыми наделяются объекты и явления действительности, попадающие в сферу их

3. Личностный подход

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

3. Личностный подход Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его

Личностный вектор

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Личностный вектор Четвертый вектор «открытой системы психологии» человека – это вектор личности. Личность – это результат социализации ребенка, или, иначе говоря, это человек как целостный процессуальный результат социальных отношений. Процесс формирования личности

Личностный рост

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Личностный рост Люди с большими мочками уха склонны поддерживать других в их личностном росте. Эта особенность также указывает на интерес к уходу за растениями и животными. Если этот признак сочетается с чертой реформатора (квадратный лоб), то его обладатель готов

Личностный «реестр»

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Личностный «реестр» Проставляйте отметки карандашом, чтобы потом можно было стереть написанное. Сначала оцените себя «сознательно», затем предложите подсознанию сделать то же с помощью идеомоторных методов. Вопросы следует формулировать примерно так: «Я действительно

Личностный подвал

Из книги Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста автора Козлов Николай Иванович

Личностный подвал - Голова - предмет темный и исследованию не подлежит, - сказал доктор. - Мудро! - закивала Федосья Ивановна, накрывая маленький столик и ставя на нем графинчик. Совершив экскурсию в театр душевно-переживательной самодеятельности, возвратимся к

Незнакомцы и «Я»: Личностный конструкт как основа для осмысления и клетка для разума

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

Незнакомцы и «Я»: Личностный конструкт как основа для осмысления и клетка для разума Представьте, что вы сидите в ресторане и наблюдаете за людьми вокруг. Вы замечаете, что один из двух мужчин за соседним столом – тот, что помоложе и ярче одет, – уже в третий раз

Личностный кризис

Из книги Истина или пропоганда автора Вандеман Джордж

Личностный кризис Рассказывают, что некий летчик, летавший на международных воздушных линиях, купил небольшую станцию техобслуживания, поскольку у него всегда было несколько свободных дней между полетами. Однажды он зашел за какой-то мелочью в скобяную лавку,

Теория личностных конструктов – когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Ключевым понятием Теории личностных конструктов, составляющим ядро личности, выступает понятие "конструкт личностный" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Личность в Теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший-плохой). Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. В предвидении событий личности выделяют конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирают, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен. Выбор полюса конструкта называется в Теории личностных конструктов сложным выбором.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Теории личностных конструктов выделяются специфические типы личностных конструктов: упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы; констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться); 2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека; 3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости. В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относит, когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Для измерения личностных конструктов в Теории личностных конструктов разработан методический принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

В Теории личностных конструктов активно используется понятие кроль", подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков др. людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, к. о. др. индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

Применение Теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоц. состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Теории личностных конструктов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов – оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

Список литературы

Н. И. Повякель. Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)

Дж. Келли построил свою теорию на основе одной из философских позиций — конструктивного альтернативизма . По его мнению все зависит от того как сам человек осознает и интерпретирует то или иное явление. Не важно, что мы пытаемся понять, всегда существуют «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума.

Согласно взглядам Келли, люди представляют собой исследователей, которые, относительно происходящих событий, ситуаций и людей, строят гипотезы, а в случае их опровержения — альтернативы этих гипотез.

Следствия из теории:

1. Люди, ориентированы, главным образом, на будущие события, а не на прошлые или настоящие. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего».
2. Люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

В теории Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, - это понятие конструкта.

Конструкт - это способ конструирования, или интерпретации мира.

Личностный конструкт (Хьелл Л., Зиглер Д.) - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.
Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями. Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты. Он наблюдает, что одни люди - высокие, а другие - низкие, что одни люди - мужчины, а другие - женщины, что есть вещи твердые, а есть - мягкие.
Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.

Личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается.
Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, выделяются специфические типы личностных конструктов:

  • Упредительный — стандартизирует входящие в него элементы. Примером упредительного конструкта может быть этнический ярлык. Скажем, если человек идентифицирован как «мексиканец», то о нем будут думать только как о мексиканце и никак иначе.
  • Констелляторный — элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Пример констелляторного мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом».
  • Предполагающий — конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Этот тип прямо противоположен 2-м предыдущим, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.

Однако, по мнению Келли среди всех типов нет желательных или нежелательных. Он говорил, что если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения.

Келли предложил несколько способов, по которым можно классифицировать личностные конструкты:

  • Всесторонние конструкты — включают относительно широкий спектр явлений;
  • Частные конструкты — включают в себя небольшой диапазон явлений.
  • Основные конструкты — регулируют основную деятельность человека;
  • Периферические конструкты — могут меняться, значительно не изменяя основную структуру.
  • Жесткие конструкты — дают неизменный прогноз;
  • Свободные — позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

4.
Конструкты могут быть как вербальными (сознательные конструкты, которые могут быть выражены словами), так и довербальными (бессознательные конструкты, которые используются в том случае, если у человека нет слов, чтобы выразить его). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Система формируемых личностных конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен.
Для измерения личностных конструктов был разработан методический принцип «репертуарных решеток» и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

Дж. Келли не давал определения личности, но говорил о том, что она является «абстракцией человека, а также перенос этой абстракции на знакомых или незнакомых людей, на значимые ценности.
Проанализировав позицию Келли, Л. Хьелл и Д. Зиглер сформулировали следующее определение личности: «личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события».

С точки зрения Келли, термин «мотивация» подразумевает, что люди по своей природе статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила . Сам он отвергал концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешних сил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы.
Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения экспериментальных приемов и методов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста.

Библиографический список:

  1. Горностай, П., Титаренко, Т. Психологические теории и концепции личности: краткий справочник [Текст] / П. Горностай, Т. Титаренко. — К.: Ртута, 2001. — 320 с.
  2. Келли, Дж Теория личности (теория личностных конструктов) / Дж. Келли. – СПб.: «Речь», 2000. – 249 с.
  3. Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория исследования / пер. с англ. М.С. Жам-кочьян, под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] / 3-е международное издание. – СПб: Питер, 2003. – 608 с.

Джордж Александр Келли, Дж. А. Келли, Дж. Келли, Дж. Келли и теория личностных конструктов, теория личностных конструктов, принцип репертуарных решеток Дж. Келли

«- Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысление событий и явлений по различным основаниям.
- Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (имеют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).

- Конструкты имеют ряд характеристик:

а) диапазон применимости - широта ситуаций, где конструкт может использоваться;
б) фокус применимости - ситуации, в которых субъект всегда опирается на данный конструкт;
в) «проницаемость» («непроницаемость») для преобразований при объяснении и предсказании новых явлений. […]

Психически развитая личность имеет ряд характеристик:

Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
- Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
- Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
- Хорошо развитый репертуар ролей».

Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии, М., Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 г., с. 186-187.

«Теория личности, названная нами психологией личностных конструктов, основывается на предположении, вокруг которого вращаются все остальные. Это предположение называется Фундаментальным Постулатом. Он, в свою очередь, дополняется одиннадцатью следствиями. Они также предположительны по своему характеру и дают основу для понимания большей части того, что следует за ними. Несмотря на трудность в осмыслении значений ряда предположений из-за краткости их перечисления, мы сочли приемлемым дать читателю возможность увидеть, что они собой представляют...

а. Фундаментальный постулат: Личностные процессы, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события.

б. Следствие об истолковании: Человек предвосхищает события через истолкование их повторений.

в. Следствие об индивидуальности: Люди отличаются друг от друга своим истолкованием событий.

г. Следствие об организации: Каждый человек через свойственный ему способ предвосхищения событий развивает систему истолкования, содержащую порядковые отношения между конструктами.

д. Следствие о дихотомии: Система истолкования человека состоит из ограниченного числа дихотомических конструктов.

е. Следствие о выборе: Человек выбирает для себя такую альтернативу в дихотомическом конструкте, через которую он предвидит больше возможностей для расширения и определения его системы.

ж. Следствие о диапазоне: Конструкт применим для предвидения только ограниченного диапазона событий.

з. Следствие об опыте: Конструктная система человека изменяется по мере того, насколько последовательно он истолковывает повторения событий.

и. Следствие о модуляции: Изменение системы истолкования человека ограничено проницаемостью таких конструктов, в пределах применимости которых находятся возможные варианты.

к. Следствие о фрагментации: Человек может последовательно использовать разнообразные подсистемы истолкования, которые при этом могут быть логически несовместимыми друг с другом.

л. Следствие об общности: Психологические процессы одного человека подобны психологическим процессам другого в той степени, в какой подобны их истолкования собственного опыта.

м. Следствие об общительности: В той степени, в какой один человек истолковывает конструкты другого, он может играть роль в социальном процессе, в который вовлечён последний.

Формальные аспекты конструктов:

Диапазон применимости. Диапазон применимости конструкта включает в себя все вопросы, по отношению к которым человек находит полезным его применение.

Фокус применимости. Фокус применимости конструкта составляют особые вопросы, применение которых человек найдёт максимально полезным. Это те элементы, из которых конструкт, вероятнее всего, был первоначально сформирован».

Джордж Келли, Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан, М., «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2000 г., с. 402-403.