Конфликт в Мьянме: почему буддисты нападают на мусульман. В мьянме мусульман сжигают заживо Где убили мусульман

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? (слабонервным не смотреть!!!)

XXI век и погромы? Обычное явление…

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? Также трудно представить мусульманина в качестве жертвы этой агрессии. Бесспорно. Стереотипы действуют магически. Мирный буддист и агрессор мусульманин – это да, вполне понятный и укладываемый в сознании образ. Однако жестокие события в Бирме красноречиво показали, что не всегда наши убеждения соответствуют действительности. И хотя кто-то, может, и попытается свалить вину на жертву, всё же очевидно, чёрное трудно будет перекрасить в белое.


Ужасные события почему-то не всколыхнули, как модно говорить, прогрессивное человечество, не вызвали волну негодования у законопослушных граждан, оттого и не видно ни протестов, ни пикетов в защиту гонимого и угнетаемого народа. Тогда, как и за меньшие прегрешения, некоторые страны превращаются в изгоев, правительству Мьянмы даже бойкот не догадались объявить. Хотелось бы узнать, почему же происходит такая несправедливость в отношении целого народа, и отчего до сих пор эта проблема никак не решается? Попытаемся понять…



История проблемы

Рохинджа – это исповедующий Ислам народ в Мьянме, коренные жители территории современного штата Ракхайн, до этого имели своё государство под названием Аракан. Территория, населяемая рохинджа, была присоединена к Бирме только в 1700-х годах. Согласно переписи, в 2012 году число мусульман, проживающих в Мьянме, составило 800 000 человек, по другим данным, их больше ровно на один миллион. Организация Объединенных Наций считает, что они являются одним из самых преследуемых меньшинств в мире. И это преследование берёт своё начало ещё со времён Второй мировой войны, когда японские войска вторглись в Бирму, которая была тогда под британским колониальным господством. 28 марта 1942 в городах Минбая и Мрохаунг националистами Ракхайна было убито около 5000 мусульман.

В 1978 году 200 тысяч мусульман бежали от кровавой военной операции в Бангладеш. В 1991-1992 гг. туда отправилось ещё 250 тысяч человек, а 100 тысяч – в Таиланд.

Летом прошлого года при попустительстве местной власти произошла новая вспышка массовой резни мусульман. Весной этого года утихшее было насилие набрало ещё большие обороты. По некоторым данным, на сегодняшний день уже убито 20 тысяч (!) мусульман, а сотни тысяч беженцев не могут получить гуманитарную помощь. Современное притеснение ведётся на другом уровне и более изощрёнными методами. Власть втравливает в резню буддистских монахов, полиция и армия безучастны к погромам, а порою даже принимают участие на стороне угнетателей.


Рохинджа не только истребляют физически, на протяжении десятилетий этих несчастных людей изгоняют, ущемляют, подвергают ужасному физическому и эмоциональному насилию со стороны правительства Мьянмы. Объявив мусульман иностранцами, так как их считают всего лишь переселенцами из Бангладеш, рохинджа лишили гражданства. В Мьянма проживает огромное количество малочисленных народов. Правительство признаёт 135 различных этнических меньшинств, но рохинджа среди них нет.

Преследуемый народ «подчиняют» различными способами, среди которых абсолютный и необоснованный запрет большинством буддийских общин на работу мусульман в частном или государственном секторе, а также запрет на службы в полиции или вооружённых силах. Или если кого и возьмут на работу в редких случаях, то вменяют в обязанность соблюдение ими буддистских ритуалов, что, конечно, несовместимо с Исламом. Они подвергаются современному рабству посредством принудительного труда. Вследствие того, что национальное правительство отказывает им в праве на гражданство у себя на родине, многие их земли конфискованы, и их перемещение по стране ограничено, имеет место дискриминационные ограничения на доступ к образованию. Также существует строгое ограничение на каждую мусульманскую семью иметь не более двух детей, согласно законам Бирмы. А чтобы создать семью им надо заплатить несколько сотен долларов. Живущие же по никаху, не состоящие в «законном» браке, жестоко преследуются и наказываются тюремным сроком.


А цивилизованный мир делает вид…

И гонения по религиозному признаку, ущемление прав и как граждан, и как человека можно было бы как-то терпеть. Однако убийства и погромы никак не могут оставить равнодушным. Убивают не на войне, целыми сёлами уничтожается мирный, ни в чём не повинный народ, гибнут женщины и дети. Их сжигают заживо! И каким надо быть циником или негодяем, чтобы как-то пытаться оправдать такое бесчинство!

В зависимости от того, кто подаёт информацию, картина конфликта сильно различается и отражает политическую (религиозную) позицию информационных агентств. Бирманские негосударственные средства массовой информации называют ситуацию «иммигрант против хозяина», спровоцированную этническими рохинджа. Да, было изнасилование двумя рохинджа женщины-бирманки. За это их приговорили к смертной казни. Преступники получили сполна. В этом году произошёл спор в ювелирной лавке. Понятно, что криминал есть везде и Бирма не исключение. И это – повод, но не причина для массовой резни, бесчеловечность которой не с чем сравнить. Откуда у вчерашних соседей такая ненависть, такое бессердечие? Представьте себе, как можно обливать бензином и поджигать живых людей, тех, кто ни в чём не виновен, тех, у которых семьи, дети, такие же, как и у тебя?! Они их за животных считают или тараканов, которых давить надо? Те в ужасе орут, кричат, в агонии, в муках… Не укладывается в голове.


То, что кошмарно для европейцев или американцев для остальных людей как будто игра? У них такая же кожа, нервы и боль. Или их не стоит показывать по новостям? Отчего же тогда западный мир, хозяин нашего эфира, не кипит от возмущения? Робкие голоса правозащитников слышны в узких кругах, на широкую аудиторию неслышную. Организация «Amnesty International» говорит: «Ситуация в северном штате Ракхайн остаётся очень напряжённой». Организация «Human Rights Watch» сделала обширный доклад о том, как ущемляются права рохинджа, задокументировала факты жестокости и насилия со стороны властей. Но даже их умудряются обвинять в предвзятости, говорят о каких-то складах с оружием…

Опять злополучные двойные стандарты. Ну и что, что Бирма выглядит лакомым куском для экономики и политики Запада. Страна привлекательна в плане добычи нефти, газа, меди, цинка, олова, вольфрама, железной руды и пр. Выходит, что 90% рубинов мира, которые добываются в Бирме, дороже и ценнее человеческих жизней. Рохинджа не видны за этими блестящими камешками.

Что говорить, если даже лидер бирманской оппозиции и лауреат Нобелевской премии 1991 года, Аун Сан Су Чжи непростительно проигнорировала бедственное положение мусульман рохинджа и не сказала ни слова о трудностях и несправедливости, которые обрушились на них…



Исламские страны молчать не будут

Радетели прав человека, мировой жандарм – США, моментально реагирующие на ущемление человеческого достоинства, не посчитало нужным даже обратиться к бирманских властям по этому поводу. Европейский союз предпринимал дипломатические инициативы, чтобы остановить резню мусульман рохинджа. И были даже отправлены в Мьянму несколько экспертов для изучения обстоятельств произошедшего.

Может, не так громко как хотелось бы, но всё же посильные действия в борьбе с происходящим беспределом пытаются оказать представители репрессируемых мусульман Мьянмы. Один из них, Мухаммед Юнус, за поддержкой обратился к руководству Турции, призвав его и весь мир вмешаться в ситуацию с уничтожением рохинджа. В свою очередь, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к ООН с требованием разрешить ситуацию на западе Мьянмы, сравнив происходящее там с массовыми убийствами в Газе, Рамалле и Иерусалиме.


Многотысячные демонстрации против геноцида мусульман в Мьянме также прошли в целом ряде стран: Иране, Индонезии, Палестине, Пакистане, Таиланде и др. В ряде стран манифестанты требовали от своих правительств оказать давление на руководство Бирмы, чтобы защитить исповедующих Ислам людей.

Не может ни один истнный человек оставаться равнодушным к творимому злу по отношению к братьям по вере. И к небратьям тоже несправедливости не допустит. Кто-то сделает дуа-мольбу в защиту притесняемых, другой словом поддержит. Есть и те, кто способен с оружием встать на защиту. Мир таков, что притеснения и даже убийства людей, в частности мусульман-рохинджа, легко могут остаться безнаказанными. Вечно так продолжаться будет ли? Ничто не вечно под луной, как говорят друзья бирманцев мудрые китайцы.

События в Мьянме, где противостояние мусульман и буддистов переросло в открытую войну, вызвали неоднозначную реакцию в мировом сообществе. Действия местных властей и жителей, исповедующих буддизм, когда многие приверженцы ислама были вынуждены бежать из страны, некоторые политические деятели даже поспешили назвать геноцидом. Однако если вспомнить, то ранее мусульманское население Мьянмы неоднократно атаковало буддийские святыни и провоцировало межрелигиозные столкновения. Ситуация зашла так далеко, что для наведения порядка мьянманское правительство привлекло войска, а сама азиатская страна стала центром внимания мировой общественности.

Новости последних дней звучат так: свыше 70 тысяч представителей народности рохинджа, которые исповедуют ислам, бежали с запада Мьянмы в соседнюю Бангладеш. Как говорится, к этому их вынудила вспышка насилия в штате Ракхайн. И хотя это началось еще в конце августа, огласку происходящее получило лишь в первые дни осени.

ПО ТЕМЕ

Согласно данным военных Мьянмы, в столкновениях погибли несколько сотен человек, большинство из них – представители рохинджа, которых власти страны называют боевиками. Как говорят сами беженцы, армейские подразделения, спецслужбы Мьянмы и этнические группы, в основном исповедующие буддизм, нападали на мусульман, сжигали их дома и изгоняли из мест проживания.

Беженцы, сумевшие перебраться в Бангладеш, заявили о кампании по вытеснению представителей мусульманского меньшинства из Мьянмы. Они рассказывали, что правительственные войска без разбора стреляют в безоружных, в том числе детей и женщин. Чтобы избежать расправы, люди пытаются достичь Бангладеш, переправляясь через реку Наф. Однако это удается далеко не всем. Ежедневно пограничники обнаруживают тела десятков мусульман, утонувших во время перехода.

Ряд стран пытается оказывать давление на Бангладеш, призывая страну принять большое количество беженцев из Мьянмы. Дело доходило даже до того, что этот вопрос предлагалось вынести на обсуждение Совета Безопасности ООН. Впрочем, до этого не дошло – предложение заблокировал Китай.

Конфликт в Мьянме, говорят аналитики, был вполне предсказуем. Главный вопрос был в том, когда он вспыхнет. Ведь противостояние мусульманского меньшинства и буддийского большинства в этом государстве длится не один год. Каждая из сторон регулярно обвиняет оппонентов в насилии и уничтожении имущества.

Особо яростной агрессия стала 25 августа, когда местные исламисты организовали атаки на полицейские посты и армейские базы, объясняя свои действия преследованием этнического меньшинства. Рохинджа, бежавшие в Бангладеш, говорят об имевших место поджогах домов и вытеснении их с территории Мьянмы. Впрочем, официальные власти страны утверждают, что мусульмане сами сжигают свои деревни, а силовые структуры защищают граждан от террористов и экстремистов.

Значительную роль при нападениях на государственные учреждения и граждан играют боевики исламской организации "Араканская армия спасения рохинджа". Именно их называют причастными к поджогам местных монастырей и осквернению буддийских святынь. Власти Мьянмы официально признали организацию, к которой принадлежат исламисты, экстремистской. Это событие стало катализатором конфликта, в результате чего последние напали сразу на три десятка опорных пунктов полиции.

Разъяренные граждане, как отмечают СМИ, старались уничтожить все, что имеет отношение к буддизму: религиозные здания, статуи Будды, у которых они отбивали головы. Гнев рохинджа объясняется тем, что их права в Мьянме весьма сильно ущемлены: власти страны считают их нелегальными мигрантами из Бангладеш, отказывая в гражданстве. Изгнания представителей этой народности требуют местные националисты, которых называют инициаторами насилия в отношении мусульман.

Конфликт между представителями двух религий длится не один десяток лет. Его эскалация до боестолкновений и фактической гуманитарной катастрофы началась после перехода власти в Мьянме от военного правительства к гражданскому пять лет назад. До этого численность народности рохинджа оценивалась примерно в 800 тысяч человек. В последнее время эта цифра быстро снижается из-за того, что многие их поселения были уничтожены, а выжившие стремятся эмигрировать в Бангладеш.

В штате Аракан в Мьянме за последние трое суток в результате атаки военных погибло около двух-трех тысяч мусульман, более 100 тысяч мусульман были выселены из своих домов.

Как передает сайт , об этом сообщила агентству «Анадолу» пресс-секретарь Европейского совета мусульман-рохинья (ERC) Анита Шуг.

По ее словам, в последние дни военные совершили в Аракане больше преступлений против мусульман, чем в 2012 году и октябре прошлого года. «Ситуация никогда не была столь ужасающей. В Аракане практически совершается планомерный геноцид. Только в селе Саугпара в пригороде Ратхедаунга накануне произошло кровопролитие, в результате которого погибло до одной тысячи мусульман. Выжил только один мальчик», — сказала Шуг.

Как сообщают местные активисты и источники, за кровопролитием в Аракане стоит армия Мьянмы, сказала представитель ERC. По ее словам, на данный момент около двух тысяч мусульман-рохинья, выселенных из своих домов в Аракане, находятся на границе между Мьянмой и Бангладеш, поскольку официальная Дакка приняла решение закрыть границу.

Пресс-секретарь также сообщила о том, что села Анаукпьин и Няунгпьинги окружены буддистами.

«Местные жители направили послание властям Мьянмы, в котором отметили, что они не виновны в происходящих событиях, и обратились с просьбой снять блокаду и эвакуировать их из указанных сел. Но ответа не последовало. Точных данных нет, но могу сказать, что в селах находятся сотни человек, и все они в большой опасности», — добавила Шуг.

Ранее активист из Аракана, доктор Мухаммед Эйюп Хан сообщил, что араканские активисты, проживающие в Турции, призвали ООН содействовать незамедлительному прекращению кровопролития в отношении мусульман-рохинья в штате Аракан, которое совершают вооруженные силы Мьянмы и буддистские священнослужители.

«В Аракане царит невыносимая атмосфера преследования: людей убивают, насилуют, сжигают заживо, и это происходит практически ежедневно. Но правительство Мьянмы не допускает в штат не только журналистов из других стран, представителей гуманитарных организаций и сотрудников ООН, но и местную прессу», — сказал Эйюп Хан.

По его словам, в 2016 году несколько молодых мусульман, не выдержав давления властей, атаковали три КПП с дубинками и мечами, после чего правительство Мьянмы, воспользовавшись возможностью, закрыло все контрольно-пропускные пункты, а силы безопасности начали нападать на поселки и села в штате Аракан, убивая местных жителей, в том числе детей.

Активист напомнил, что 25 июля ООН учредила специальную комиссию из трех человек, которая должна была заняться выявлением фактов преследований в Аракане, но официальная Мьянма заявила, что не допустит сотрудников ООН в штат.

«Воспользовавшись бездействием международного сообщества, 24 августа правительственные силы осадили еще 25 сел. А когда местные жители попытались оказать сопротивление, началось кровопролитие. По полученным нами данным, только за последние трое суток погибли около 500 мусульман», — сказал Эйюп Хан.

В соответствии с нормами ООН, в отношении стран, в которых был совершен геноцид, должны быть введены санкции, но международное сообщество не соглашается с тем фактом, что в отношении мусульман-рохинья в Мьянме совершается геноцид, отметил активист. «ООН предпочитает называть происходящее здесь не геноцидом, а этнической чисткой», — подчеркнул Эйюп Хан.

По его словам, около 140 тысяч человек в Аракане были изгнаны из мест постоянного проживания. В штате сжигаются дома мусульман, и их размещают в лагерях.

По словам активиста, исламофобские настроения, которые царят в Мьянме с начала 1940-х годов, являются частью специального плана, в соответствии с которым правительство Мьянмы и буддисты пытаются очистить штат Аракан от мусульман, используя самые жестокие методы.

Вице-премьер Турции Бекир Боздаг заявил, что Анкара решительно осуждает массовые убийства мусульман в Мьянме, которые «во многом схожи с актами геноцида».

«Турция обеспокоена ростом насилия, убийством и ранением жителей Мьянмы. ООН и международное сообщество не должны оставаться безучастными к этим событиям, которые во многом напоминают геноцид», — сказал Боздаг.

Противостояние правительственных сил и мусульман-рохинджа в Мьянме достигло своего пика. За последнее время были убиты тысячи мусульман. Кроме массовых убийств военные силовики проводят налёты на дома и хозяйства мусульман, которые проживают в западном штате Ракхайн. По рассказам местных жителей, они отбирают у них имущество и даже домашних животных. По данным международных мониторинговых организаций, на текущий момент известно примерно о 2600 домах, которые были сожжены в этом штате.

Хотя официально операции военных проходят против исламских боевиков, на деле убивают мирное население, в том числе детей и стариков. Зверства вызвали массовое бегство мирных жителей из районов боевых действий.

Людей убивают, насилуют, сжигают заживо, топят лишь за принадлежность к национальности рохинья и их религию - ислам, - утверждают представители международных правительственных организаций.

Многие СМИ написали недавно, как буддисты забили кирпичами мусульманина-рохинджа в городе Ситуэ в штате Ракхайн. Группа беженцев-рохинджа, проживающих в лагере для перемещённых лиц на окраине, решила выйти в город за покупками. Мусульмане попытались купить лодку, но повздорили с продавцом из-за цены. Разгоревшийся спор привлёк внимание прохожих-буддистов, которые приняли сторону продавца и начали забрасывать рохинджа кирпичами. В результате погиб 55-летний Мунир Ахмад, другие мусульмане получили травмы.

По последним данным, за последние недели зону конфликта покинули уже больше пятидесяти тысяч человек. При этом, по данным ООН, только в период с 25 по 31 августа включительно порядка 27 тысяч человек - преимущественно женщины и дети - пересекли границу с государством Бангладеш, пытаясь спастись от "демократического режима".

Тлеющий конфликт

Мьянма - государствоЮго-ВосточнойАзии, граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением в 55 миллионов человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан).

Власти Мьянмы не считают рохинджа гражданами страны. О фициально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. Долгие годы Правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали этоиз-зарелигиозных или этнических предрассудков.

Одна из причин обострения ситуации - демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

Власти называют проживающих на территории Ракхайна жителей "мусульманами, проживающими в Араканской области". При этом сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют. Вот и вторая проблема, которая во многом спровоцировала последние столкновения.

Впрочем, конфликт этот тянется уже несколько лет. В июне и октябре 2012 года в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По даннымООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Конфликт всё больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.

По мнению экспертов, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут и мусульмане, и буддисты.

"Демократия с кулаками"

Сейчас страну фактически возглавляет Аун Сан Су Чжи, долгие годы боровшаяся за демократизацию в стране, где царил военный режим. Она - дочь генерала Аун Сана, основателя Бирмы. В 1947-м, накануне объявления независимости от Британии, Аун Сан, возглавлявший тогда переходную администрацию страны, был убит при попытке государственного переворота, когда его дочери было два года.

Аун воспитывала мать, которая сначала работала в правительстве, а потом стала дипломатом. Аун окончила колледж в Индии, потом получила степень бакалавра по политологии и экономике в Оксфорде, работала в ООН, переехала в Англию, защитила докторскую, родила двух сыновей. Когда в 1988 году она поехала в Бирму навестить свою больную мать, в стране вспыхнули студенческие волнения, которые переросли в настоящее восстание против хунты. Аун присоединилась к восставшим, 26 августа впервые в жизни выступила на митинге, а в сентябре стала основателем и председателем собственной партии - "Национальной лиги за демократию". Вскоре произошёл новый военный переворот, генерала-коммуниста сменил генерал-националист, Аун Сан Су Чжи не допустили до выборов и впервые поместили под домашний арест.

Тем не менее новая хунта провела выборы (первые за 30 лет), "Лига за демократию" набрала на них 59 процентов голосов и получила 80 процентов мест в парламенте. По этим результатам Аун должна была стать премьер-министром. Военные власть не отдали, результаты выборов отменили, Аун снова была арестована. Она была под домашним арестом в 1991 году, когда её сыновья-подростки принимали присуждённую ей Нобелевскую премию мира. С 1995 по 2000 год, когда она была на свободе, военные особенно старались выжить её из страны. В 2002-м её снова освободили, а через год, после совершённого на неё же покушения, снова арестовали и тайно заключили в тюрьму - четыре месяца о её судьбе ничего не было известно. Выступая на первом после своего освобождения митинге, она призывала не к свержению антинародного режима, а к национальному примирению.

Осенью 2015 года "Национальная лига за демократию", которую возглавила 70-летняя Аун Сан Су Чжи, завоевала большинство голосов в обеих палатах парламента Мьянмы (Бирмы) на первых в истории страны свободных выборах. Сейчас она не президент и даже не премьер, но занимает пост госсоветника - эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, она влияет на все решения в стране, и пока нобелевский лауреат не комментирует ситуацию в Ракхайне.

Ей не остаётся ничего другого. Аун Сан Су Чжи вынуждена быть жёсткой. Местные жители, даже мусульмане, не любит рохинджа, - утверждают эксперты.

Собственно, в защиту мусульман-рохинджа сказать внутри Мьянмы и некому, нет ни одной политической силы, которая бы выступала в их поддержку. Лишённые гражданских прав, трудовых возможностей, проживая в беднейшем штате стране, рохинджа ещё больше радикализуются и переходят к терроризму, что подстёгивает новый виток репрессий.

Осенью 2016 года, когда произошло подобное нынешнему нападение на пограничный пост и власти ввели в штат войска, которые вели себя так же беспощадно по отношению к мирному населению, за два месяца около 20 тысяч рохинджа убежали в Бангладеш. Но тамошние власти не нашли лучшего решения, чем поселить беженцев на остров Тенгар Чар, который в сезон дождей почти полностью скрывается под водой.

Сами власти Мьянмы отрицают геноцид мусульман. На доклад ООН о пытках, массовых изнасилованиях и убийствах, чинимых военными в этом штате, власти Мьянмы ответили, что факты не соответствуют действительности и являются ложью и клеветой.

Но давление на них со стороны международного сообщества не ослабевает. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал притеснения мусульман-рохинджа в Мьянме геноцидом.

"Там происходит геноцид, и все молчат, - возмутился турецкий лидер, выступая на собрании правящей партии в Стамбуле. - Те, кто не обращает внимания на этот геноцид, проводящийся под прикрытием демократии, также соучастники убийства".