Анна Иноземцева
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»
Цель : познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак . Объяснить значение букв в словах . Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся ?
Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами , которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте .
А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)
Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .
А что тогда можно увидеть и написать? (буквы ) .
Сейчас я буду показывать буквы , а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв ) .
А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква - звук » . Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву , а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква , затем меняемся.
Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита . Это буквы необычные . Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква ? (Буква – это значок , который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы , с которыми мы сегодня с вами познакомимся , тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.
Физминутка (встаём в круг)
Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит :
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)
(На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква ? Это мягкий знак , он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске : ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак , то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся : ель, конь, банька.
Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова : семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.
Дождик льётся, вьюга вьётся.
Как им это удаётся?
Это знак старается ,
Мягким называется.
Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть - сеть) . Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.
Вот уходит (день)
Наступает (тень)
Свет уходит… (прочь)
Наступает… (ночь)
Все зверята (спать)
Будет день (опять)
Будет всё… (звенеть)
Золотая… (сеть) .
(На доске Ъ) Дети какая это буква ? Это буква твёрдый знак , стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.
Прочитайте слова : съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.
Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривали так :
Сколько я пирожных съел?
Мягкий знак ответил :
Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита . Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте , вы будите знать для чего они там стоят.
С какими буквами мы сегодня познакомились ?
Что указывает мягкий знак ?
Что мы узнали о твёрдом знаке ?
Со временем выяснилось, что имитация взрослой деятельности способствует развитию ребенка. Те, кто лимитирует, но позволяет своим детям до 4 лет онлайн игры, с уверенностью отмечает позитивные изменения в умственной деятельности малыша. Давайте вместе установим, как русские игры для детей онлайн – бесплатно, могут развивать ваших детей.
Возможности развития в использовании игр онлайн для детей
1. Для малышей разработана целая плеяда флеш-забав, которые формируют понятие цвета, формы, звука. Считается, что умение распознавать эти свойства и характеристики предметов становится отличным фундаментом для формирования долговременной памяти.
2. Целые разделы игр для детей, в которые можно играть онлайн , занимаются развитием пространственного мышления у своих маленьких гостей.
3. Отдельным вниманием потребителем подобной продукции пользуются флеши , в которых формируется гендерный пол ребенка. Для девочек предлагаются забавы, в которых нужно наполнить дом или одеть куклу. Для мальчиков – различные манипуляции с автомобилями и супергероями.
4. Еще одна задача, которую возлагают на игры онлайн для детей 5 лет родители, это – подготовка к школе. Только так ребенок без напряжения научится считать и решать математические задачки, безболезненно поймет основы грамматики, научится читать.
Несмотря на огромный образовательный и развивающий потенциал, который заложен в возможность играть бесплатно игры для детей онлайн, разумные представители старшего поколения должны предупредить возможные проблемы.
Во-первых, перед тем, как проходить регистрацию, родителям стоит хорошо просмотреть с ассортиментом игр для детей бесплатно, которые предлагает конкретный сайт. Это важно в случае, если конкретный набор веб-страниц вам еще неизвестен. А его создатели используют содержимое сайта в собственных – не всегда благовидных, целях.
Во-вторых, старшему поколению стоит сразу лимитировать время, которое ребенок сможет проводить за ПК. Детская психика еще не окрепла, поэтому длительное погружение в виртуальный мир может негативно сказаться
В-третьих, развитие малыша следует вести в нескольких направлениях, заставив ПК лишь «помогать» вам, а не выполнять основную роль в деле воспитания будущего поколения. При этом рекомендуем вам воспользоваться услугами нашего сайта, как одного из самых полезных и безопасных в деле развития детей обоего пола.
Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.
Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»
Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.
Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;
для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.
Ход занятия:
Игра «Путаница».
Называем буквы и слияния по заданию учителя.
1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.
Знакомство с Ь знаком.
К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?
Проблемная ситуация.
(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)
«Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)
«Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это буква МЯГКИЙ ЗНАК .»
Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.
Хотите проверить? Пожалуйста!
УГОЛ – УГОЛЬ
МЕЛ – МЕЛЬ
ШЕСТ – ШЕСТЬ
МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)
А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…
Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».
(«Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)
Работаем с кассой и магнитной доской.
«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я.
Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).
Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.
Какими стали согласные? МЯГКИМИ.
Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
Что это за буква?- возмущались они.
Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…
Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.
«Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)
Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.
Дети тоже составляют слово «гвоздь».
А у букв получается «ГВОЗД»…
Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]
в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…
И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?
Дети читают : «ГВОЗДИ».
«Лучше я встану», - сказала буква Я.
Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.
Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)
Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.
Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)
Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (ГУСЬ)
Кто приходит,
Кто уходит –
Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)
Игра «Баскетбол». (Соревнование.)
Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?
Физкультминутка «Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три…
(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)
Загадки Ь знака:
Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.
СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?
«В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».
«Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженной.
На что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»
Физкультминутка «капитаны».
Знакомство с Ъ знаком.
Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.
Чем они похожи и чем отличаются?
А) «Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)
«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,
Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)
На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)
«Зачерпни воды ковшом,
Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)
«Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,
Чтобы не облиться.» (В. Степанов)
Чем ещё отличаются эти знаки?
Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.
То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!
Например:
СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)
СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)
Игра «Хоккей».
На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.
Представители экипажей читают эти слова по очереди.
СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?
РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ
Игра «Разведка».
А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».
Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».
Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.
Итог занятия.
Подведение итогов соревнования экипажей.
Выставление улыбающихся солнышек.
Скачать –
В презентацию включены ролики о буквах, стихотворения, слайды с написанием письменных букв, раскраски.
На 2 слайде ролик о твёрдом знаке. Обращаем внимание ребёнка на то, что Ъ никакого звука не обозначает. Он ставится после согласной буквы, перед гласными е, ё, ю, я.
На 3 слайде стихотворение о том, на что похожа буква. Пусть ребёнок придумает свой вариант. Напишите букву в альбоме, дорисуйте до образа.
На 4 слайде стихотворение-загадка. Ребёнок досказывает пропущенные слова и находит слова с твёрдым знаком в загадке.
На 5 слайде небольшое стихотворение, которое можно повторить по памяти и найти слова с Ъ. Распечатайте раскраску, заштрихуйте букву.
На 7 слайде ролик о мягком знаке. Обратите внимание ребёнка, что Ь никакого звука не обозначает. Сделайте звуковой разбор слов “тень” и “день”. В этих словах три звука, но 4 буквы. Мы ставим на конце Ь для того, чтобы показать, что согласный мягкий.
На что похожа буква Ь? На 8 слайде один из вариантов. Придумайте свои варианты. Запишите букву в альбом, дорисуйте до образа.
Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Найдите слова с Ь. Соотнесите с картинками.
Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Сколько раз встречается Ь? Обратите внимание на слово “льёт”. В этом слове у Ь другая роль – он отделяет гласную букву от согласной. Разделительный мягкий знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, ю, я, и.
Буквы “ъ” и “ь” никакого звука не обозначают. “ь” показывает, что согласный перед ним мягкий (например, в словах конь, день, коньки, деньки). Также “ъ” и “ь” могут разделять согласную и гласную буквы (например, в словах съем, подъезд, семья, льёт).
Тонировка квартир и офисов, тонирование окон зданий . Главное достоинство тонирования окон зданий – повышение безопасности. Специальные пленки с антивандальными свойствами придают окнам повышенную прочность. Еще один плюс – поддержание необходимой температуры воздуха в здании. Затонированные стекла зимой сохраняют тепло внутри здания, а летом препятствуют проникновению солнечных лучей. Наша компания, благодаря современным технологиям осуществляет тонировку окон в любое время года, так как пленка наносится на внутреннюю сторону стекла. Тонировка окон позволит не боятся перепадов температур и высокой влажности.
Когда лучшее время для игр? Конечно, детство! Именно в юном возрасте получается наиболее ярко и эмоционально погрузиться в сюжет и полностью посветить себя проблемам и целям героев. Победить дракона, собрать головоломку, пройти волшебный квест, найти сокровища, отправиться в сказочное путешествие… Игры для детей могут быть самыми разными, и это прекрасно!
Как дети создают свои игры? Они используют для них подручные материалы и любимые игрушки, включают фантазию и начинают создавать уникальный мир. И на этом фоне детские игры онлайн нередко вызывают беспокойство родителей: ведь тут не нужна фантазия, нет действия, все придумано и ненатурально! О, как ошибаются взрослые, размышляя со скепсисом и сарказмом. Детские флеш-игры – идеальный вариант периодической занятости любого ребенка. Почему? В флеш-сюжетах удивительным образом объединено все, что нужно дошкольнику и даже школьнику: яркая эмоциональная фантазия; непредсказуемые, но понятные сюжеты; любимые герои и персонажи; обучающие и образовательные моменты; позитивная музыка и хорошее оформление.
На портале ИгроУтка мы собрали для детей лучшие игры во всех категориях! И теперь с помощью флешек ребенок может отлично отдыхать, развиваться, учиться, радоваться и достигать всех поставленных целей!