Идет кузнец из кузницы слава. Кузнечное ремесло в живописи и искусстве

Просматривая материал в интернете на предмет кузнечного дела часто наталкиваюсь на картины, где изображены кузнецы. Много старинных произведений, но есть и интересные работы современных художников. Делюсь найденной информацией и, чтобы интереснее было смотреть картины, добавил некоторые любопытные факты.

Кузнечный промысел


Роман Колмаков — Русские кузнецы. 2004 г

Одно из древнейших ремесел, о чем свидетельствуют старейшие исторические находки каменного века. В них видно использование ударных инструментов при обработке металлических самородков. Заниматься ковкой предметов начали в VI веке до н.э., и конечно же это были простые, грубо изготовленные изделия для бытовых нужд. Позже начали выполнять шлемы, кольчуги, мечи и копья.


В.Курдов — Кузнец. 1970 г (слева) и Г. Горский — Кузнец и красное колесо.2010 г. (справа)

Древняя Русь широко славилась своими умельцами. Слово «кузнец» означало «мастер по металлу». Кузнец-ремесленник выковывал свои работы с помощью незатейливого комплекта из молотка, наковальни, зубила и клещей. И, поныне не устаем удивляться, как во времена Ивана Грозного кузничным искусникам удавалось вручную делать кованые пушки.

Боги-кузнецы


B. Spranger — Venus at the Forge of Vulcan.1610 г (слева) и G. Vasari — Vulcan’s Forge. 1567-68 гг (справа)

В мифах древних цивилизаций встречаются боги кузничного призвания – древнегреческий Гефест и древнеримский Вулкан.


Frans Floris Venus at Vulcan’s Forge. 1560-64 гг

Гефест – бог огня и ветра, покровитель кузнецов. Сын Зевса и Геры родился слабым и хилым ребенком, к тому имел увечье на ногах. За безобразие и хромоту родители дважды сбрасывали его с Олимпа. Но море помогло ему и приняло в свои объятья. На протяжении долгих дней до самого совершеннолетия Гефест на морском дне занимался любимой работой — ковал. Много прекрасных уникальных предметов, которым не было равных ни по прочности, ни по изяществу, сделал бог-мастер. Он воздвиг золотые чертоги, под которыми пировали греческие боги.


Francisco de Goya — The Forge.1817 г (слева) и P. Rubens — Vulcano forjando los Rayos de Jupiter. (справа)

Вулкан – огненный бог, художник металла, защитник от пожаров. Работал в пещере Этна на Сицилии и из-под его молота выходили настоящие произведения искусств. Свои работы дарил другим богам. Зевсу создал щит-эгиду, Гелиосу — колесницу. По поверью, когда он начинал работать из горы подымался дым и пламя. Отсюда и пошло название науки «вулканология».

Происхождение фамилий в разных странах


avid Jefferson Chalfant The Blacksmith. 1907 г

Профессия и труд кузнеца ценились всегда. Мастер-ремесленник занимал немаловажное место в обществе и был почитаемым человеком. До сих пор распространенными во всем мире являются фамилии:


Акиндинов Алексей. Кузнец. 1998 г
  • В России – Коваль, Кузнецов, Ковалев
  • В Украине – Ковальчук, Коваленко
  • В Польше – Ковальский, Ковальчик

Blacksmith. 1950 г

Есть и английский «Кузнецов» — Смит, германский – Шмидт, французский – Ферран, испанский – Эрреро, армянский – Дарбинян, грузинский – Ажиба, Мчедлидзе.

Поэты о кузнице и ковке


Нефедов Иван — Кузнец и жена

Литераторы с особой любовью и душевной теплотой воспевали нелегкий труд кузнеца.


Рисунок из старинной книги XVI век

Кузнец (Сергей Есенин – 1914 г)

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей…
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой,
Сбрось скорей постыдный страх.


Blacksmith by ilison. 2000 г

Подблюдная песня к свадьбе

Идёт кузнец из кузницы, Слава!
Несёт кузнец три молота, Слава!
- Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец! Слава!
Ты скуй мне венец и золот и нов, Слава!
Из остаточков - золот перстень, Слава!
Из обрезочков - булавочку! Слава!
Мне в том венце венчатися, Слава!
Мне тем перстнем обручатися, Слава!
Мне тою булавкою убрус притыкать, Слава!
Да кому мы спели - тому добро, Слава!
Кому вынется, тому сбудется, Слава!
Тому сбудется - не минуется! Слава!


L. Giordano — The Forge of Vulcan. 1660 г (слева) и Матье Ленен — Венера в кузнице Вулкана (справа)

Кузнец (Николай Забурунный)

Подгорный мастер, рудознатец,
Куёт он латы и мечи.
И никогда не потухает
Живой огонь в его печи.

Стоит у горна чёрн и грязен,
Металла славный чародей,
Но гордый лик его прекрасен –
В глазах горит огонь идей!

Он властелин огня и стали.
Всегда в труде, всегда в поту.
Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.

Гефеста ученик упорный,
Ему от бога дан талант.
В его руках звенит покорный,
В огне рождаемый, булат!


Мила Гаврилова В кузнице. 2010 г
Диего Веласкес. Кузница Вулкана
Жар металла. 2010 г (слева) и И. Нефедов — Кузнец (справа)
Гефест Боги и титаны Древней Греции
Кузнец — фэнтэзи. 2010 г
Th. Robinson — The Apprentice Blacksmith. 1886 г (слева) и Л. Плахов — Кузница 1845 г (справа)
Кузнец куёт оружие. 2002 г
Меч 2006 г (слева) и С. Найпис — В кузне. 1908 г (срапва)

Константин Маковский (1839-1915). Святочное гадание (1900-е)

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников - Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) «Светлана» (1808-1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник - «крещенский вечерок» , а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов - обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий - молодым, а густой - вдовцом.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный - зануду, нетрезвый - мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» - смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру - смерть.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой») , накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799-1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг ; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание ) Светлане было необходимо взять с собой петуха , пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу - голубя .

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет» , «та ж любовь в его очах» . Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.

От медведя лютого,

От зверя лукавого!

24. ПЕСНЬ ХЛЕБУ

А эту песню мы Хлебу поём - слава!

Хлебу поём, Хлебу честь воздаём - слава!

Старым людям на потешенье - слава!

Добрым людям на услышанье - слава!

Катилося зерно по бархату - слава!

Ещё ли то зерно бурмитское - слава!

Прикатилося зерно ко яхонту - слава!

Крупен жемчуг со яхонтом - слава!

Хорош жених со невестою - слава!

Идёт Кузнец из кузницы - слава!

Несёт Кузнец три молота - слава!

Кузнец, Кузнец, ты скуй мне венец - слава!

Ты скуй мне венец, и золот, и нов - слава!

Из остаточков - золотой перстень - слава!

25. НА СВАДЬБУ

По саду иду, полотенце стелю,

Ещё похожу - холсты расстелю!

Слава, Ладо моё!

Слава, Ладо моё!

Плывёт щука из озера,

Несёт она хвост из Нова-города,

На ней чешуя серебряная,

Что серебряная, позолоченная!

Слава, Ладо моё!

Слава, Ладо моё!

Идёт Кузнец из кузницы,

Несёт Кузнец золотой венец,

Несёт кольцо обручальное.

Мне в том венце венчаться,

Мне тем кольцом обручаться!

Слава, Ладо моё!

Слава, Ладо моё!

Гой-Ма! Слава!

Чарочка моя серебряная,

На золотом блюдечке поставленная!

Кому чару пить, кому здраву быть?

Молодым пить на здоровье,

На здоровье, на здоровье!

Слава Роду!

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

(1 – 14)

Ты лети, Гамаюн, птица Вещая,

Через море раздольное, через горы высокие,

Через тёмный лес, через чисто да поле!

Ты пропой, Гамаюн, птица Вещая,

На белой зоре, на крутой горе,

На ракитовом кусточке, на малиновом пруточке!

Нам про Белеса - Бога Мудрого,

Расскажи-пропой песнь заветную,

Ках ходил-бродил Он по бережкам,

По пустым местам, по глухим лесам,

Встречал на заре Красно Солнышко!

Расскажи, Гамаюн, птица Вещая,

Как пылал костёр посреди зимы,

Как бросал в Огонь травы ярые,

Кипятил ключом зелье жгучее,

Как текла Сурья. да в багрян закат,

Как вставал рассвет в чистом полюшке!..

1. ЗАКЛИЧКИ КОЛЯДЫ

Овсень - Коляда!

Приходи-ка ты сюда,

Подавай пиво-медок,

Мы пойдем на Мосток

В позвонцы стучать -

Овсеня встречать!

Овсень едет на свинье

К самому Коляде!

2. «ГОЙ, КОЛЯДО!..»

Мы ходили, мы искали Коляду Святого -

Гой, Колядо! Гой, Колядо!

По Земле, по Небеси; по Словени, по Руси -

Гой, Колядо! Гой, Колядо!

По полям да по лесам, по горам да по долам -

Гой, Колядо! Гой, Колядо!

Мы нашли, нашли его в Светлом Ирии самом -

Гой, Колядо! Гой, Колядо!

/КОЛЯДНАЯ ПЕСНЬ-СКОМОРОШИНА/

Ряженые колядовщики ведут «козу», поют, разыгрывая в лицах каждое действо:

Мы не сами идём - да мы козу ведём!

А наша коза - да недавно с Москвы!

Недавно с Москвы - да с длинными косьмы!

С длинными косьмы - да с козенятами!

Го-го-го, коза, го-го, серая!

Не ходи, коза, у того сельца!

У того сельца - четыре стрельца!

Собираются, снаряжаются!

Хотят козу бить, серу погубить!

Стрельнули козе в правое ушко!

С правого ушка потекла юшка!

Тут коза пала, сера пропала!

………………………………

Ну-ка, мехонос, дуй козе под хвост!

Ну-ка, Асила, дуй козе в рыла!

Мехонос, обращаясь к народу и подставляя для отдарков свой мешок, речёт:

- Дайте кусок сала,

Чтоб наша коза встала!

После того, как все отдарки собраны, «коза» оживает, а колядовщики поют, благословляя народ:

Тут коза встала, серая пошла!

Где коза ходит - там жито родит!

Где коза ногой - там жито копой!

Где коза хвостом - там жито кустом!

Где коза рогом - там жито стогом!

(Мехонос или мехоноша - некто из ватаги колядовщиков, носящий мешок для отдарков.)

4. «ХОДЯ-ПОХОДЯ...»

/КОЛЯДНАЯ/

Ходя-походя Месяц по Небу -

Святый вечор добрым людям!

Клича-поклича Зорю за собой -

Святый вечор добрым людям!

Пойдём, Зоренька, пойдём, ясная -

Святый вечор добрым людям!

Пойдём, Зоренька, богача шукать -

Святый вечор добрым людям!

Нашли богача Волотку Власыча -

Святый вечор добрым людям!

Волотко Власыч за столом сидит -

Святый вечор добрым людям!

За столом сидит, три ковша держит -

Святый вечор добрым людям!

Все три полные, все три ровные -

Святый вечор добрым людям!

Все налитые, все золотые -

Святый вечор добрым людям!

Во первом ковше зелено вино -

Святый вечор добрым людям!

Во другом ковше пшанично пиво -

Святый вечор добрым людям!

Во третьем ковше то сладок медок -

Святый вечор добрым людям!

Зелено вино самого его -

Святый вечор добрым людям!

Пшанично пиво то жене его -

Святый вечор добрым людям!

Саладок медок тот детям его -

Святый вечор добрым людям!

5. «УРОДИЛСЯ КОЛЯДА...»

Уродился Коляда прежде Нового Года -

За горой крутою, за рекой быстрою -

Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!

Стоят леса дремучие, горят Огни горючие -

Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!

Вокруг Огня люди стоят, люди стоят, колядуют -

Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!

Здравствуй, Боже Коляда, во святые вечера -

Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!

6. «ПОШЁЛ КОЛЯДА...»

Пошёл Коляда с конца улицы в конец -

За гору крутую, за реку быструю -

Да и святый вечор, да и доброй вечор!

За той за рекой стоит Дуб высокой -

Да и святый вечор, да и доброй вечор!

Перед ним Огонь горит, на Дубу Орёл сидит -

Да и святый вечор, да и доброй вечор!

А где ты бывал, где ты лётывал? -

Да и святый вечор, да и доброй вечор!

А на Небо летал, белы перья ронял -

Да и святый вечор, да и доброй вечор!

Белы перья ронял, у Сварога ночевал! -

Да и святый вечор, да и доброй вечор!

А Коляда шёл, белы перья нашёл -

Да и святый вечор, да и доброй вечор!

Кому бело перо, а всем людям добро -

Да и святый вечор, да и доброй вечор!

7. «А МЫ МАСЛЕНКУ ДОЖИДАЛИ...»

А мы Масленку дожидали,

Сыр да маслице доставали,

Сыром горушку набивали,

Выйти на утренней заре на улицу, стать лицом на восток и три раза сказать:

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Господи, благослови! Встану благословясь, пойду перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, погляжу в подвосточную сторону: с подвосточной стороны встает заря утренняя, выкатывается красно солнышко. Пусть же я раба Божья (имя), буду краше красного солнышка, белее светлого месяца, румянее зари утренней и заката вечернего, краше всего света белого, всего миру православного. Как глядят все православные христиане на красное солнышко, на белый свет, так смотрели бы все добрые молодцы на меня рабу Божью (имя), и почитали бы меня, и возносили бы в глазах своих; не могли бы все добрые молодцы без меня ни жить, ни быть, ни игры заводить. Будьте мои слова крепки и прочны. Ключ и замок словом моим. Аминь. Аминь. Аминь ".

№2

Увидев новолуние, вертеться на пятке правой ноги, приговаривая:

"Млад месяц, увивай вокруг меня женихов, как я увиваюсь около тебя ".

№3

Для девушки. Сказать три раза на утренней заре:

"Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец три молота.

Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец,

Ты скуй мне венец и золот, и нов;

Из остаточков - золот перстень,

Из обрезков - булавочку.

Мне в этом венце венчаться

Мне тем перстнем обручаться,

Мне той булавкой убрус притыкать ."

№4

Тайком от всех замести сор с улицы в избу (квартиру) в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая:

"Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов ".

№5

Помыть ноги в воде, в которой выстирали свадебную вещь (перчатки, фату) и при этом сказать.

Выйти на утренней заре на улицу, стать лицом на восток и три раза сказать:

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Господи, благослови! Встану благословясь, пойду перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, погляжу в подвосточную сторону: с подвосточной стороны встает заря утренняя, выкатывается красно солнышко. Пусть же я раба Божья (имя), буду краше красного солнышка, белее светлого месяца, румянее зари утренней и заката вечернего, краше всего света белого, всего миру православного. Как глядят все православные христиане на красное солнышко, на белый свет, так смотрели бы все добрые молодцы на меня рабу Божью (имя), и почитали бы меня, и возносили бы в глазах своих; не могли бы все добрые молодцы без меня ни жить, ни быть, ни игры заводить. Будьте мои слова крепки и прочны. Ключ и замок словом моим. Аминь. Аминь. Аминь ".

№2

Увидев новолуние, вертеться на пятке правой ноги, приговаривая:

"Млад месяц, увивай вокруг меня женихов, как я увиваюсь около тебя ".

№3

Для девушки. Сказать три раза на утренней заре:

"Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец три молота.

Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец,

Ты скуй мне венец и золот, и нов;

Из остаточков - золот перстень,

Из обрезков - булавочку.

Мне в этом венце венчаться

Мне тем перстнем обручаться,

Мне той булавкой убрус притыкать ."

№4

Тайком от всех замести сор с улицы в избу (квартиру) в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая:

"Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов ".

№5

Помыть ноги в воде, в которой выстирали свадебную вещь (перчатки, фату) и при этом сказать:

"Пётр соборовался, народ собрался, глядят и ждут, жених с невестой придут. Приведи Пётр и мне мою долю. Аминь ."