Положение рук в намазе у женщин. Совершай намаз правильно! Разъяснение по ханафитскому мазхабу

На какой хадис ссылаются ученые, когда говорят, что нужно класть правую руку на левую в положении стоя в намазе?

Считаю рациональной необходимость подробного раскрытия (с точки зрения мусульманского богословия) такого элемента молитвы-намаза, как сложение рук в положении стоя, ведь нам (знающим и практикующим совершение обязательной молитвы) ежедневно приходится сталкиваться с этим на деле.

Для тех, кого интересует лишь практический аспект, сразу процитирую обобщенные определения, данные мусульманскими учеными по исследуемой теме: «После поднятия рук во время вступительного такбира мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Так говорят богословы-ханафиты, обосновывая свои слова соответствующими доказательствами из Сунны Пророка.

Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на живот между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой. Это мнение также имеет соответствующие обоснования» .

Для тех, кто проецирует мнения и рекомендации ученых - наследников пророков - на свою религиозную практику, зная, что любая наука требует точности, а тем более мусульманское богословие, где все имеет основание, кто жаждет аргументации суждений с соответствующими ссылками на первоисточники, представляю краткое исследование по этой теме.

Начнем с того, что подавляющее большинство мусульманских ученых , начиная со сподвижников Пророка и первых поколений после них, говорили о желательности расположения правой руки на левой в положении стоя при совершении молитвы. Именно правой на левой . Имам аш-Шавкяни подчеркивал: «В доказательство правоты этого суждения имеется двадцать хадисов от восемнадцати сподвижников и таби‘инов (представителей первого поколения после Пророка)» .

Вот несколько достоверных хадисов из упомянутых двадцати:

- «Людям повелевалось [в качестве наставления, исходившего от Пророка], чтобы мужчины клали правую руку на левую во время молитвы [в положении стоя]» ;

- «Пророк вставал [при совершении молитвы-намаза] впереди нас имамом и [в положении стоя при чтении Корана] брал свою левую руку правой рукой» ;

Ва’иль ибн Худжр передал: «Я видел Пророка молящимся, и он [в положении стоя при чтении Корана] брал левую руку правой» ;

- ‘Абдулла ибн Мас‘уд передал: «Мимо меня проходил пророк Мухаммад, когда я молился, положив левую руку на правую. Он взял мою правую руку и переложил на левую» .

2 мнения о положении рук

Что касается вопроса о том, где именно необходимо располагать руки, то по этому поводу в мусульманской религиозной практике имеются два основных мнения .

Первый вариант. Под пупком

Прямо под пупком. Оптимальная форма: правая рука на левой прямо под пупком, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. На этом сделали акцент ученые ханафитского мазхаба и такие крупные ученые, как Суфьян ас-Саври, Исхак ибн Рахавейх, Абу Исхак аль-Марузи из числа ученых шафиитского мазхаба, а также имам Ахмад ибн Ханбаль (в одном из двух основных своих мнений) и другие .

Обоснование.

Имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Сунной является класть правую руку на левую прямо под пупком» . Мухаддисы (ученые-хадисоведы) уверяли, что словами самого Пророка данное повествование не является. Приводится это повествование именно как слова имама ‘Али в сводах хадисов имамов Ахмада ибн Ханбаля, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и Абу Дауда. В то время как Ахмад ибн Ханбаль оговорил, что характеристика одного из передатчиков (‘Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи) данного хадиса не соответствует критериям достоверности (мункяруль-хадис), то, например, Абу Дауд в своем своде хадисов никак не прокомментировал наличие слабого звена в цепочке передатчиков, а лишь сослался на вышеупомянутое суждение имама Ахмада. Кстати, имам Абу Дауд приводит также слова Абу Хурайры, похожие по смыслу на слова имама ‘Али, но в иснаде (цепочке передатчиков) также присутствует имя ‘Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи .

В дополнение к этому у имама Ибн Хазма приводятся слова Анаса ибн Малика: «Расположение правой руки на левой прямо под пупком - это одна из норм этики пророков» .

Второй вариант. На груди

На груди, между грудью и пупком в области сердца .

Обоснование.

Ва’иль ибн Худжр передал: «Я молился вместе с Пророком, и он положил правую руку на левую в области груди (на грудь)» . Мухаддисы (ученые-хадисоведы) говорили о низком уровне достоверности данного хадиса, а некоторые - о недостоверности .

Итак, оба варианта расположения рук во время стояния на молитве-намазе не имеют однозначной достоверности и поэтому оба допустимы, так как известно и непоколебимо достоверно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) клал правую руку на левую (брал левую руку правой) и другим повелевал делать именно так.

Великий мухаддис имам ат-Тирмизи заключил: «Все ученые, начиная со времен сподвижников Пророка, говорили о том, что в молитве-намазе правая рука кладется на левую руку. Некоторые из них считали, что руки в таком положении располагаются над пупком, а другие - прямо под ним. И оба варианта возможны» . Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил о канонической допустимости обоих вариантов .

Так что оба вышеприведенных мнения допустимы и оба с определенной долей обоснованности появились в религиозной практике мусульман. В практическом плане молящийся должен следовать рекомендации ученых того мазхаба, мнение которых он разделяет в бо льшей части положений религиозной практики.

И в заключение подчеркну: все мусульманские ученые без исключения говорили о том, что данный аспект молитвы не является какой-то важной составляющей ее, это лишь действие из категории желательных (мустахаб), то есть какие-то неточности в нем никак не влияют на действительность молитвы-намаза .

Мы можем предположить, что смысл подобного расположения рук (будь они сложены на груди или под пупком) таков: стояние пред Господом в образе смиренно просящего и молящего о милости .

Женщины же, по мнению всех ученых, опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 873.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873, 874; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 5. С. 407, 408.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Воистину, ученые - наследники пророков». См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

Среди тех, кто явился исключением и заявил о том, что руки должны быть свободно опущены, была часть ученых маликитского мазхаба. Данное мнение крайне неубедительно с точки зрения канонической обоснованности, скорее даже не имеет соответствующего обоснования. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 173.

Кстати, сам имам Малик был согласен с мнением большинства ученых о необходимости складывания рук, что упомянуто в его своде хадисов «аль-Муватто’», но из-за неверной интерпретации часть его учеников восприняли и развили мнение именно о свободно опущенных руках. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 130, хадисы № 377, 378; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 285, 286; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 394, 395.

Что касается ханбалитского мазхаба, то в нем равнозначны оба упомянутых ранее мнения (мнение ученых-ханафитов и ученых-шафиитов), то есть они согласны с обоснованностью обоих вариантов расположения рук. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873, 874.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285, 286; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 407; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 101; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 173; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 192; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 173.

Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 230, хадис № 740; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172, хадис № 500, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285, хадис № 740, «сахих».

В хадисе употреблен глагол «ахаза», который переводится как «брать», «охватывать, захватывать».

Хадис от Кабиса ибн Хульба от отца его; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172, хадис № 499, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 97, хадис № 809, «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 101, хадис № 252.

Хадис от Ва’иля ибн Худжра; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 97, хадис № 810, «сахих».

Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, Абу Дауда и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 97, хадис № 811, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 755.

Также см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, хадис № 498, «сахих», а также хадис № 501; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 5. С. 67, 68, хадис № 1770, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 657, 658, хадисы № 797, 798, а также с. 664, хадис № 803; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 191, 192, 193, хадисы № 673, 674, 675.

См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 393 и др.

См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 49; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, 174; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194.

Слова имама ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Ахмада, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 756; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 193, хадис № 676.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 758; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, хадис № 497 и пояснение к нему.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408.

См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 348; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194.

Эти слова Ва’иля ибн Худжра приведены в своде хадисов имама Муслима, но у Муслима нет упоминания «в области груди (на грудь)». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 172, хадис № 54–(401); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 114, хадис № 54–(401).

Хадис от Ва’иля ибн Худжра; св. х. Ибн Хузеймы. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 101.

Такие же слова приводятся в пояснениях к своду хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172.

См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 174.

Также см.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 659.

См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393 и др.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 4. С. 115; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 174.

Введение

Салят (молитва, намаз) - это столп религии. Совершение его правильно, в соответствии с Сунной - это обязанность каждого мусульманина. К сожалению, мы часто относимся к исполнению этого основного предписания религии беспечно, следуя своим прихотям, мало заботясь о том, чтобы совершить молитву в соответствии с тем порядком, который дошел до нас от Пророка .

Вот почему большинство наших молитв остаются лишенными благословения Сунны, хотя исполнение их по всем правилам не потребует от нас много времени и труда. Все, что от нас требуется, - это немного усилий и старательности. Если мы потратим немного времени и внимания, чтобы узнать правильный способ совершения молитвы, и сделать его привычкой, то время, которое мы сейчас тратим на совершение молитвы, останется тем же, но из-за того, что наши молитвы будут совершаться в соответствии с Сунной, благословения и награды за них будут гораздо больше, чем раньше.

Благородные сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, обращали огромное внимание на выполнение каждого действия молитвы, продолжая при этом учиться соблюдению Сунны Пророка друг от друга. В силу этой необходимости, в этой скромной статье собраны методы молитвенной практики по Сунне согласно ханафитскому мазхабу и указаны ошибки при совершении молитвы, которые в наше время получили распространение. По милости Аллаха слушатели нашли этот труд очень полезным. Некоторые мои друзья пожелали сделать так, чтобы эта статья была доступной в виде печатной продукции, чтобы большее число людей могло воспользоваться ее советами. Так, цель этого краткого обзора состоит в том, чтобы объяснить совершение молитвы согласно Сунне и применение его на практике с должным вниманием. Пусть Всемогущий Аллах сделает этот труд полезным для всех нас и даст нам в этом тауфик.

По Милости Аллаха существует большое количество книг, больших и малых, где описано совершение молитвы. Поэтому целью этой работы не является представить исчерпывающее описание молитвы и ее правил, мы остановимся лишь на нескольких важных моментах, которые помогут привести форму молитвы в соответствие с требованиями Сунны. Другой целью этой работы является необходимость предупредить от ошибок в совершении молитвы, которые получили распространение в наши дни. ИншаАллах, краткие советы, данные здесь, помогут привести наши намазы в соответствии с Сунной (по крайней мере, внешний вид наших молитв), чтобы мусульманин мог смиренно предстать перед Господом.

Все, что было (мной) сделано, совершено лишь с помощью и поддержкой Аллаха, с надеждой и упованием на Него.

Мухаммад Таки Усмани

Прежде чем начинать молитву:

Вы должны быть уверены, что все нижеследующее сделано как положено.

1. Необходимо встать, обратившись в сторону киблы.

2. Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть на то место, где вы будете совершать земной поклон (саджда). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух). Также неправильно принимать такое положение, когда ваша грудь будет наклонена. Стойте прямо, таким образом, чтобы ваши глаза были устремлены к тому месту, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Обратите внимание на расположение ступней ваших ног - они тоже должны быть направлены в сторону киблы (отклонять ступни ног вправо или влево также противоречит Сунне). Обе ступни должны быть повернуты в сторону киблы.

4. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером в четыре пальца руки.

5. Если вы совершаете намаз джама’атом (коллективно), нужно быть уверенным в том, что вы все стоите на прямой линии. Самый лучший способ сделать линию прямой - это когда каждый человек помещает концы обеих пяток в самом конце молитвенного коврика или на линии, которая отмечена на коврике (которая отделяет одну часть коврика от другой).

6. Когда вы стоите джама’атом, убедитесь в том, что ваши руки тесно соприкасаются с руками тех, кто стоит справа и слева от вас, и что между вами нет промежутков.

7. Оставлять щиколотки закрытыми недопустимо, при любых условиях. Очевидно, что неприемлемость этого во время намаза увеличивается. Поэтому убедитесь, что одежда, которую вы носите, выше, чем ваши щиколотки.

8. Рукава должны быть такой длины, чтобы закрывать всю руку. Только кисти рук можно оставить открытыми. Некоторые люди совершают молитву с подвернутыми рукавами. Это неправильно.

9. Также порицаемо (макрух), совершать молитву в такой одежде, которую вы не надели бы публично.

Когда вы начинаете молитву:

1. Совершите ният, или намерение, в своем сердце - что вы собираетесь совершить такую-то и такую-то молитву. Нет необходимости произносить слова намерения вслух.

2. Поднимите руки вверх к ушам таким образом, чтобы ваши ладони были обращены в сторону киблы, концы больших пальцев должны касаться мочек ушей или идти параллельно им. Остальные пальцы стоят прямо и направлены вверх. Есть те (кто, совершая молитву), поворачивает ладони (больше) в сторону ушей, а не в сторону киблы. Некоторые практически прикрывают уши руками. Некоторые делают как бы слабый символический жест, не поднимая руки полностью до ушей. Некоторые захватывают часть уха рукой. Все эти действия являются неправильными и противоречат Сунне, поэтому их нужно оставить.

3. Подняв руки таким образом вверх, скажите: «Аллаху Акбар». Затем, используя большой палец и мизинец правой руки, обхватите ими вокруг запястья левой руки и держите его таким образом. Затем, вы должны расположить три оставшиеся пальца правой руки (сзади) левой руки таким образом, чтобы три этих пальца были обращены в сторону локтя.

4. Расположите ваши руки немного ниже пупка, расположив их как описано выше.

Стоя:

1. Если вы совершаете ваш намаз в одиночку или возглавляете его в качестве имама, прежде всего, произнесите ду’а Сана; затем суру «Аль-Фатиха», затем еще несколько сур. Если вы следуете за имамом, вы должны произнести только ду’а Сана и затем стоять молча, слушая внимательно чтение имама. Если вы не слышите чтения имама, вам следует произносить суру «Аль-Фатиха» мысленно в вашем сердце, но не шевеля при этом языком.

2. Когда вы читаете (намаз) сами, будет лучше, если вы, читая «Аль-Фатиху», будете задерживать дыхание на каждом аяте и начинать следующий аят с новым вздохом. Не читайте более одного аята на одном дыхании. Например, задержите дыхание на (аяте): «АльхамдулиЛляхи Раббиль-Аа’лямиин», - и затем на: «Ар-Рахмани-р-Рахим», - и затем на: «Малики йяумид’дин». Произносите всю суру «Аль-Фатиха» таким способом. Но не будет ошибкой, если вы произнесете более чем один аят на одном дыхании.

3. Не шевелите никакими частями тела без необходимости. Стойте спокойно - чем тише, тем лучше. Если вы хотите почесаться или сделать что-то подобное, используйте только одну руку, но не делайте этого без очень серьезной необходимости, используя минимум времени и усилий.

4. Перенесение всего веса тела только на одну ногу так, что другая нога останется как бы в невесомости, так что тело приобретет определенный изгиб, будет против этикета молитвы. Воздерживайтесь от этого. Лучше распределить вес тела поровну на обе ноги, или, если вы все-таки должны перенести вес всего тела на одну ногу, нужно сделать это таким образом, чтобы другая нога не изгибалась (не представляла из себя кривую линию).

5. Если вы чувствуете желание зевнуть, постарайтесь воздержаться от этого.

6. Когда вы стоите на молитве, устремляйте ваши глаза на место, где вы совершаете земной поклон. Воздерживайтесь от того, чтобы смотреть налево, направо или прямо.


Когда вы совершаете поясной поклон (руку’):

Когда вы наклоняетесь для поясного поклона (руку’) следите за следующим:

1. Наклоните верхнюю часть тела таким образом, чтобы ваша шея и спина оказались почти на одном уровне (представляли собой одну линию). Не наклоняйтесь выше или ниже этого уровня.

2. Когда совершаете руку’, не изгибайте шею так, чтобы ваш подбородок касался груди, не поднимайте шею выше уровня грудной клетки. Шея и грудная клетка должны быть на одном уровне.

3. В руку’ держите ступни прямо. Не располагайте их с уклоном внутрь или наружу.

4. Положите обе ваши руки на колени таким образом, чтобы пальцы обеих рук не были сомкнуты. Другими словами, когда вы придерживаете правое колено правой рукой и левое колено левой, между каждыми двумя пальцами должно быть пространство

5. Когда вы стоите в поясном поклоне, запястья и руки должны оставаться прямыми. Они не должны изгибаться или кривиться.

6. Оставайтесь в поясном поклоне как минимум на то время, в течении которого вы можете спокойно три раза произнести: «Субхан Раббияль-Азым».

7. Когда вы находитесь в поясном поклоне, глаза должны быть устремлены на ступни ног.

8. Вес тела должен быть распределен на обе ступни, и оба колена должны быть параллельны друг другу.


Когда вы встаете из положения руку’:

1. Когда вы поднимаетесь из положения руку’ обратно в положение стоя, следите за тем, чтобы стоять прямо, не перекашивая и не изгибая тело.

2. В этом положении глаза также должны быть устремлены на место, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Иногда кто-то просто делает вид, что выпрямился, вместо того, чтобы подняться полностью и стоять прямо, иногда кто-то начинает совершать саджда, не выпрямившись как следует из положения руку’. В таком случае для них становится обязательным сделать земной поклон заново. Поэтому старайтесь воздерживаться от этого. Если вы не уверены в том, что выпрямились как следует из положения руку’, не начинайте совершать земной поклон (саджда).

Когда вы совершаете саджда (земной поклон):

Запомните следующие правила, когда совершаете саджда:

1. Прежде всего, согните колени и встаньте (коленями) на молитвенный коврик таким образом, чтобы грудь не наклонялась вперед. Грудь следует опускать вниз, когда колени уже будут стоять на полу.

2. Пока вы не опуститесь коленями на пол, воздерживайтесь насколько возможно от изгиба или понижения верхней части тела. В наши дни стала особенно распространена небрежность в отношении этого особого правила молитвенного этикета. Многие люди сразу наклоняют грудь, начиная опускаться в саджда. Но правильным является метод, который описан выше. Если это (вышесказанное) делается не по серьезной причине, этим правилом нельзя пренебрегать.

3. После того, как вы опуститесь на колени, вы опускаетесь на руки, затем опускаете вниз кончик носа, затем лоб.


В саджда (земном поклоне):

1. Находясь в земном поклоне, держите вашу голову между двумя руками, таким образом, чтобы концы больших пальцев были параллельны мочкам ушей.

2. В земном поклоне пальцы обеих рук должны оставаться прижатыми друг к другу, между ними не должно оставаться пространства.

3. Пальцы должны быть направлены в сторону киблы.

4. Локти должны оставаться приподнятыми над полом. Класть локти на пол является неправильным.

5. Руки нужно держать в стороне от подмышек и боков. Не прикрывайте локтями бока и подмышки.

6. В то же время не держите локти слишком растопыренными в разные стороны, создавая таким образом дискомфорт тем, кто молится рядом с вами.

7. Бедра не должны касаться живота, держите бедра и живот в стороне друг от друга.

8. В течение всего земного поклона кончик носа должен оставаться прижатым к полу.

9. Обе ноги должны стояться вертикально на полу, так, чтобы пятки были направлены вверх, а пальцы ног были подвернуты, прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Если кто-то не может этого сделать по каким-то физиологическим причинам, он должен подвернуть пальцы насколько это будет возможно. Располагать пальцы ног параллельно полу без серьезных причин неправильно.

10. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона. Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не задерживая на полу ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за воздержанием от такой ошибки.

11. Находиться в положении саджда нужно столько времени, чтобы можно было бы три раза спокойно произнести «Субхан Раббияль-Аа’ля». Поднимать голову с пола сразу же, как только лоб коснется земли, запрещено.


В промежутке между двумя земными поклонами:

1. Поднявшись с первого земного поклона, сядьте прямо на бедра, спокойно и удобно. Затем совершите второй земной поклон (саджда). Совершение второго земного поклона, без выпрямления, сразу же после того, как только вы немного подняли голову, является грехом. Если кто-то будет делать (земной поклон) подобным образом, ему придется начинать молитву заново.

2. Подожмите под себя левую ногу (подобно лезвию хоккейной клюшки). Правую ногу поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно.

3. В то время как вы сидите, обе руки должны лежать на бедрах, но пальцы не должны опускаться (на сами колени), кончики пальцев должны лишь достигать места, где начинается край колена.

4. Пока вы сидите, ваши глаза должны быть устремлены на колени.

5. Вы должны оставаться в положении сидя столько времени, за сколько можно произнести: «СубханаЛлах», - по крайней мере один раз. Если вы во время сидения (между двумя земными поклонами) скажете: «Аллахумма гфирли вархамни вастурни вахдини варзукни», - это будет еще лучше. Но нет необходимости делать это во время совершения фард-намаза (обязательной молитвы), лучше сделать это при совершении нафиль-намаза (дополнительной молитвы).

Второй земной поклон и подъем после него (вставание после него):

1. Совершайте второй земной поклон в том же порядке, что и первый - сначала ставите обе руки на пол, затем кончик носа, затем лоб.

2. Полное совершение земного поклона должно быть таким же, как об этом говорилось выше в связи с первым земным поклоном.

3. Когда вы поднимаетесь из положения саджда, первым от пола поднимаете лоб, затем кончик носа, затем обе руки, затем колени.

4. Поднимаясь, лучше не опираться на пол для поддержки, однако, если это трудно сделать (вставать без поддержки трудно) из-за массы тела, болезни или пожилого возраста, опираться на пол для поддержки допускается.

5. После того, как вы подниметесь в первоначальное положение, скажите: «БисмиЛлях», - перед тем, как читать суру «Аль-Фатиха» в начале каждого рака’ата.


В положении ка’да (сидение между двумя рака’атами молитвы):

1. Сидеть в положении (ка’да) следует таким же образом, как это было описано выше в той части, где говорилось о сидении между двумя земными поклонами.

2. Когда вы доходите до слов: «Ашхаду алля иляха», - при чтении (ду’а) «Ат-тахийят», вы должны поднимать указательный палец с указывающим движением и опускать его обратно, когда произносите: «иль-Аллах».

3. Способ совершения указывающего движения: вы делаете круг, соединяя средний и большой пальцы, закрываете мизинец и безымянный палец (тот, что рядом с ним), затем поднимаете указательный палец таким образом, чтобы он был направлен в сторону киблы. Поднимать его прямо вверх по направлению к небу не следует.

4. Опуская указательный палец, его ставят обратно, в такое же положение, которое у него было перед началом указывающего движения.

Когда вы поворачиваетесь (чтобы произнести салам):

1. Когда вы поворачиваетесь, чтобы произнести салам в обе стороны, вам следует повернуть вашу шею настолько, чтобы ваша щека была видна тем, кто сидит сзади вас.

2. Когда вы поворачиваетесь для (произнесения) салама, ваши глаза должны быть устремлены на плечи.

3. Поворачивая шею направо со словами: «Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах», - имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов, находящихся справа. Таким же образом, давая салам в левую сторону, имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов слева от вас.


Способ совершения ду’а

1. Приподнимите ваши обе руки вверх настолько, чтобы они оказались напротив груди. Пусть между обеими руками остается небольшое пространство. Не держите руки близко друг ко другу и не держите их далеко друг от друга.

2. Во время ду’а внутренняя сторона рук должна быть обращена к лицу.

Намаз для женщин

Вышеописанный метод совершения молитвы предназначен для мужчин. Намаз, совершаемый женщинами, отличается от мужского в некоторых моментах. Женщины должны внимательно следить за соблюдением следующего:

1. Прежде чем начать молитву, женщины должны убедиться в том, что все их тело, кроме лица, кистей рук и ступней, покрыто одеждой. Иногда женщины совершают молитву, оставляя открытыми волосы на голове. Некоторые оставляют открытыми запястья. Некоторые используют такой тонкий или маленький шарф, что через него видны свисающие локоны волос. Если во время молитвы хотя бы четверть любой части тела остается открытой на такое время, которого достаточно, чтобы сказать: «Субхан Раббияль-Азым», - три раза, то такая молитва становится недействительной. Однако, если открытой останется меньшая часть тела, молитва будет действительна, но (на таком молящемся) все равно остается грех.

2. Для женщин выполнение молитвы в комнате лучше, чем на веранде, и выполнение ее на веранде лучше, чем выполнение ее во внутреннем дворе.

3. В начале молитвы женщинам не нужно поднимать руки к ушам, им лишь нужно поднять их на уровень плеч. И руки следует поднимать внутри шарфа или другого покрывала. Вынимать руки из-под покрывала не следует.

4. Когда женщины складывают руки на груди, они должны просто положить ладонь правой кисти руки поверх конца левой кисти руки. Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно.

5. В поясном поклоне (руку’) женщинам не обязательно полностью выравнивать спину, как мужчинам. Также им не следует сгибаться также низко, как мужчинам.

6. В положении руку мужчины должны обхватывать пальцами колени, женщинам нужно лишь положить руки на колени так, чтобы пальцы были расположены близко друг от друга, то есть чтобы между пальцами оставалось пространство.

7. Женщины не должны держать ноги абсолютно прямыми, вместо этого они должны наклонить колени немного вперед.

8. В положении руку’ мужчины должны держать руки вытянутыми в стороны от боков. Женщины, наоборот, должны прижимать руки к бокам.

9. Женщины должны держать обе ноги близко друг от друга. Оба колена должны быть почти соединены, чтобы между ними не оставалось расстояния.

10. При совершении саджда мужчины не должны понижать грудь до того момента, пока не поставят на пол оба колена. Женщинам не нужно придерживаться такого способа - они могут сразу опустить грудь и начать совершать саджда.

11. Женщины должны совершать саджда так, чтобы живот был прижат к бедрам и руки прижаты к бокам. В дополнение к этому они могут расположить ноги на полу, направив их в правую сторону.

12. Мужчинам не разрешается ставить локти на пол во время саджда. Но женщины, наоборот, должны положить всю руку, включая локти, на пол.

13. Во время сидения между двумя саджда и чтения «Ат-Тахийят» женщины сидят на левом бедре, направив обе ноги вправо и оставляя левую ногу на голени правой.

14. От мужчин требуется, чтобы они внимательно следили за положением своих пальцев во время руку’, и держали их вместе в саджда, и затем оставляли их, как они есть, во время остальной части молитвы, когда они не прилагают усилия, чтобы соединить или раскрыть их. Но от женщин требуется, чтобы они держали пальцы близко друг к другу, чтобы между теми не было свободного пространства. Это нужно делать в положении руку’, в саджда, между двумя саджда и в ка’да.

15. Для женщин является макрух (нежелательным) совершать намаз джама’атом, совершение молитвы в одиночку (будет) предпочтительнее для них. Однако если их мужчины-махрамы (члены их семьи) совершают намаз в доме, не будет ничего плохого, если женщины тоже присоединятся к ним в джама’ате. Но в этой ситуации необходимо, чтобы они стояли точно позади мужчин. Женщины не должны стоять рядом с мужчинами в одном и том же ряду.

Некоторые существенные правила поведения в мечети

1. Входя в мечеть, скажите следущее ду’а:


«БисмиЛляхи вас-саляту вас-саляму аля РасулюЛлах. Аллахумма афтахли абваба рахматик»


(«Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости»).

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение: «Я буду пребывать в (состоянии) и’тикаф все время, пока я нахожусь в мечети». Сделав это, иншаАллах, можно надеяться на духовную пользу от и’тикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду. В случае, если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдете свободное место. Проходить, перешагивая через шеи людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана. Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуйте его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей. Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдет перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, тогда, перед тем как сесть, совершите два рака’ата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид. Это очень похвальное дело. Если у вас не остается времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остается времени, даже чтобы совершить суннат-намаз, и джама’ат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр. Особенно полезно произносить следующие слова:


«СубханаЛлах валь-хамдуЛлиляхи ва ля иляха иль-Аллах ва Аллаху Акбар»


(«Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры, пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения и молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джама’ат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды. Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает свое место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь), то вплоть до окончания молитвы не допускается разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие. Однако, если кто-то начнет разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Во время проповеди (хутбы) сидите так, как вы сидите в ка’да (во время намаза). Некоторые люди сидят так только в первой части хутбы, а затем кладут руки иначе (убирают их с бедер) во второй ее части. Такое поведение неправильно. Нужно сидеть с руками, положенными на бедра, в течении обеих частей проповеди.

12. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред.

13. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, попросите его не делать этого, спокойно и мягко. Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Большинство шиитов не являются мусульманами. Поэтому то, как они исполняют свои молитвы, не имеет значения для мусульман.

Существует большое количество хадисов пророка ﷺ, доказывающих, что он смыкал руки во время намаза. Некоторые хадисы указывают на то, что при совершении намаза посланник Аллаха ﷺ смыкал руки под пупком. Другие хадисы указывают на то, что он смыкал их под грудью, чуть выше пупка. Все эти хадисы приемлемы, и все способы смыкания рук разрешены, то есть разрешается смыкать руки под грудью (чуть выше пупка), а также разрешается смыкать их ниже пупка.

По мнению имама Шафии (милость ему Аллаха), предпочтительным является смыкание рук под грудью. Тех же взглядов придерживался имам Малик (милость ему Аллаха) в отношении нафль-намазов. Данное мнение поддерживается хадисом Ваиля ибн Худжара (да будет доволен им Аллах). Он сказал:

Я молился с пророком ﷺ, и он положил правую руку поверх левой под грудью. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Изд. Дар-ус-сафва. – Том 27, стр. 87)

وذهب الشافعية إلى أنه يسن وضع اليدين تحت الصدر وفوق السرة، وهو مذهب المالكية في القبض في النفل، لحديث وائل بن حجر: صليت مع النبي صلى الله عليه وسلم ووضع يده اليمنى على يده اليسرى على صدره قالوا: أي آخره فتكون اليد تحته بقرينة رواية (تحت صدره) ، والحكمة في جعلهما تحت صدره: أن يكون فوق أشرف الأعضاء وهو القلب، فإنه تحت الصدر

قال الإمام: والقصد من القبض المذكور تسكين الجوارح، فإن أرسلهما ولم يعبث بهما فلا بأس، كما نص عليه في الأم

По мнению имамов Абу Ханифы и Ахмада ибн Ханбаля (милость им Аллаха), предпочтительным является смыкание рук под пупком.

ذهب الحنفية والحنابلة إلى أن مكان وضع اليدين تحت السرة، فيسن للمصلي أن يضعهما تحت سرته، لقول علي - رضي الله عنه -: من السنة وضع الكف على الكف تحت السرة. قال الحنابلة: ومعنى وضع كفه الأيمن على كوعه الأيسر وجعلها تحت سرته أن فاعل ذلك ذو ذل بين يدي ذي عز، ونقلوا نص الإمام أحمد على كراهة جعل يديه على صدره. لكن الحنفية خصوا هذا بالرجل، أما المرأة فتضع يدها على صدرها عندهم

Данное мнение поддерживается хадисом Али (да будет доволен им Аллах):

Сунной является положить правую руку поверх левой ниже пупка.

Другим хадисом в пользу данного мнения тоже служит хадис Ваиля ибн Худжара (да будет доволен им Аллах). Он сказал:

Я видел, что пророк ﷺ, будучи в намазе, положил правую руку поверх левой ниже пупка. (Ибн Аби Шейба. Мусаннаф. – Хадис 3959)

Учитель наших учителей, великий хадисовед и мухаккик Мухаммад Аввама, в настоящее время проживающий в Лучезарной Медине, в своих подстрочных комментариях к сборнику «Мусаннаф» имама Ибн Аби Шейбы (милость ему Аллаха) дал подробную информацию о данном хадисе, указав причины его достоверности и приведя постановления ведущих хадисоведов в отношении достоверности данного хадиса. Автор комментария доказывает, что хадис о смыкании рук ниже пупка является наиболее достоверным по сравнению с остальными хадисами. (См. Ибн. Аби Шейба. Мусаннаф /с тагликом Мухаммада Аввамы. – Изд. Дар-уль-Кибла (Джидда), Муассат улум-иль-Коран (Дамаск), Дар Куртуба (Ливан). – Том 3, стр.320)

Примечание. Приведенное выше обсуждение касается намаза мужчин. Что касается женщин, во время намаза им следует сложить руки на груди.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всевышний Аллах очень Милостив, и не может отпустить с пустыми руками того, кто раскрыл свои руки, обращаясь с мольбою к Нему» (Тирмизи)

В дуа лучше держать руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Причем следует раскрыть свои ладони так, чтобы между ними был промежуток (чтобы они не смыкались), даже если он небольшой. Не нужно класть одну руку на другую. Во время сильного холода можно сжать пальцы в кулак за исключением указательных (вытянутые указательные пальцы заменяют раскрытые ладони).

В «Фетаваи Хиндия» о молитве сказано следующее: «Самая лучшая молитва, которая совершается с поднятыми вверх ладонями с небольшим промежутком между ними. Держать руки на уровне груди во время молитвы считается действием, которое определяется как мустахаб (желательное)».

Пророк, мир ему и благословение, во время молитвы держал руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Существуют предания, по которым Он иногда поднимал руки до уровня плеч, иногда сводил ладони перед собой на уровне груди, а иногда переворачивал их во время мольбы ладонями вниз.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Когда обращаешься к Всевышнему с молитвой то раскрывай руки, и не молись, перевернув их ладонями вниз. Закончив молитву, протри ладонями лицо» (Ибн Аббас).

Однако Посланник Аллаха, мир ему и благословение, иногда поворачивал ладони вниз во время молитвы. Он поступал так, когда не желал чего-то или опасался чего-либо («Муснад» Ахмад ибн Ханбаль). На основе этого хадиса, допустимо совершение молитвы с ладонями, повернутыми вниз. По учению имама Шафии, совершение молитвы подобным образом является сунной, когда человек чего-то боится или когда ему что-то угрожает. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что перевернутые вниз ладони во время молитвы являются сунной лишь при совершении молитвы дождя.

Передают со слов Ваила ибн Худжры: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он клал руки на грудь: правую на левую». Этот хадис передал Ибн Хузейма.

Комментарий:

Из этого хадиса следует, что при совершении намаза следует складывать руки на груди. Следует отметить, что до нас дошло несколько версий данного сообщения. Ахмад и Муслим передали со слов Ваила ибн Худжра другую версию этого хадиса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начиная намаз, поднимал руки и возвеличивал Аллаха. Затем он закутывался в одежду и клал правую руку на левую. Желая совершить поясной поклон, он освобождал руки, поднимал их, возвеличивая Аллаха, и кланялся. Сказав: “Аллах внимает тому, кто восхваляет Его”, - он снова поднимал руки. Совершая земной поклон, он клал голову между кистями рук. В версии Ахмада и Абу Давуда говорится, что он клал правую руку на кисть, запястье и предплечье левой руки.

Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ад-Дарими передали с его же слов: «Однажды я решил посмотреть, как молится Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я увидел, что, встав на намаз, он возвеличил Аллаха и поднял руки на уровень ушей. Потом он положил руки на груди: правую руку на предплечье, запястье и кисть левой руки. Желая совершить поясной поклон, он снова поднял руки, как в прошлый раз, и положил руки на колени. Затем он выпрямился, подняв руки таким же образом, а потом совершил земной поклон, положив кисти рук на уровень ушей. Потом он сел на левую ногу, положив левую кисть на бедро и колено. Правым локтем он прикоснулся к правому бедру, а затем сжал в кулак два пальца. Другие два пальца он соединил в кольцо, а оставшийся палец поднимал, и я видел, как он двигал им, взывая с молитвами. В другой раз я пришел к нему, когда было холодно, и увидел, как люди от холода двигают пальцами под одеждой». Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной согласно требованиям Муслима.

Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Ибн Мас‘уда, что однажды во время намаза он положил левую руку на правую. Увидев это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, переложил его правую руку на левую. Ибн Хаджар назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а Ибн Сеййид ан-Нас сообщил, что все они являются рассказчиками хадисов, вошедших в “ас-Сахих”.

Эти сообщения указывают на то, что во время намаза нужно класть правую руку на левую. Этого мнения придерживалось подавляющее большинство богословов. Ибн аль-Мунзир передал сообщения о том, что Ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха‘и не складывали руки, а опускали их. Ан-Навави передал, что так поступал аль-Лейс ибн Са‘д. Ибн аль-Касим сообщил, что так поступал и Малик. Ибн аль-Хакам сообщил от имени имама Малика обратное, но большинство его последователей опиралось на первое сообщение. Ибн Сеййид ан-Нас рассказывал, что аль-Ауза‘и считал разрешенными оба поступка. Однако достоверные хадисы свидетельствуют в пользу мнения большинства ученых. Аш-Шаукани сообщил, что хадисы по этому поводу дошли до нас от восемнадцати сподвижников и последователей. Хафиз Ибн Хаджар, сославшись на Ибн ‘Абд аль-Барра, сказал, что иных достоверных сообщений от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, до нас не дошло.

Аргументы в пользу того, что при стоянии в намазе нужно опускать руки, можно назвать странными и даже удивительными. Среди них - слова «Почему вы поднимаете руки?», упомянутые в хадисе Джабира ибн Самуры. Ранее мы уже упоминали этот хадис, и в нем речь идет о том, что сподвижники поднимали руки, произнося слова приветствия в конце намаза. В нем ничего не говорится об опускании рук во время стояния.

Некоторые из наших оппонентов утверждали, что складывание рук мешает сосредоточиться, однако даже шиитские богословы признавали несостоятельность этого довода. Так, аль-Махди в книге “аль-Бахр” назвал такой довод его соратников бессмысленным. С другой стороны, на такой довод легко найти контраргумент: складывая руки, молящийся занимает их, и поэтому они не мешают ему сосредоточиться; помимо этого, намерение всегда находится в сердце, и люди, как правило, прикрывают руками то, что они хотят сберечь. Об этом упомянул Ибн Хаджар.

Некоторые из наших оппонентов ссылаются на то, что в хадисе о том, кто ошибался в намазе, ничего не говорится о складывании рук. Однако это может служить доводом против тех, кто считает складывание рук обязательным. Из хадисов же следует, что поступать так желательно.

Наконец, несостоятельность утверждений о том, что во время стояния руки нужно опускать, ярко выражена в словах следующих аль-Махди: «Если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, то, возможно, он делал это по уважительной причине. Что же касается его слов по этому поводу, то они являются сильным доводом, если, конечно, являются достоверными. Но даже в этом случае можно предположить, что это относится только к пророкам».

Под словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, здесь подразумевается хадис, переданный со слов Абу ад-Дарды: «Три качества относятся к морали пророков: раннее разговение, поздняя предрассветная трапеза и складывание правой руки на левой во время намаза». Ат-Табарани передал прерванную версию этого хадиса, однако в силу своего содержания он имеет силу восходящего сообщения. Более того, он усиливается восходящим хадисом, переданным со слов Ибн ‘Аббаса. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (3038).

Следует знать, что среди богословов существуют разногласия по поводу того, где именно следует складывать руки. Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Исхак ибн Рахавейх, Абу Исхак аль-Марвази и другие считали, что руки желательно складывать ниже пупка. Ахмад и Абу Давуд передали со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Среди желательных предписаний намаза - складывание кистей ниже пупка». Одним из рассказчиков этого хадиса был ‘Абд ар-Рахман ибн Исхак аль-Куфи. Ахмад ибн Ханбал считал его слабым. Того же мнения был имам аль-Бухари. Кроме того, цепочка данного хадиса является запутанной, поскольку вышеупомянутый ‘Абд ар-Рахман иногда пересказывал его от ‘Али ибн Абу Талиба через Зийада и Абу Джухейфу (Ахмад), иногда - от ‘Али ибн Абу Талиба через ан-Ну‘мана ибн Са‘да (ад-Даракутни и аль-Бейхаки), иногда - от Абу Хурейры через Саййара Абу аль-Хакама и Абу Ваила (Абу Давуд и ад-Даракутни). Ан-Навави сообщил, что ученые были единодушны по поводу слабости данного предания. Достоверных сообщений о том, что складывать руки ниже пупка, нет.

Богословы шафиитского толка считали, что руки следует складывать ниже груди, но выше пупка. Абу Давуд передал, что ‘Али ибн Абу Талиб складывал руки выше пупка, держа левую руку за запястье правой рукой. Среди рассказчиков этого хадис был Ибн Джарир ад-Дабби, который ссылался на своего отца. Ибн Хиббан считал его отца заслуживающим доверия, однако аз-Захаби назвал его неизвестным.

От имени Ахмада ибн Ханбала до нас дошло два сообщения, поддерживающие суждения ханифитского и шафиитского толков. Из третьего сообщения от его имени следует, что оба поступка считаются в одинаковой степени разрешенными. Этого же мнения были Ибн аль-Мунзир и аль-Ауза‘и.

Однако самое достоверное сообщение по этому вопросу указывает на то, что складывать руки следует на груди. Ибн Хузейма передал со слов Ваила ибн Худжра: «Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он держал руки на груди: правую руку на левой». На этот хадис опирались и богословы шафиитского толка, однако он не свидетельствует в их пользу.

Примечательно, что складывание рук на груди совпадает с одним из толкований слов Всевышнего: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (108:3). Как полагали ‘Али ибн Абу Талиб и Ибн ‘Аббас, глагол “нахара” указывает на то, что во время намаза руки следует держать на груди: правую руку на левой. Это объясняется тем, что одно из значений слова “нахр” - “верхняя часть груди”. Существуют и другие достоверные толкования этого аята, и лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 482-485; «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 69-71.