Лукреция и тарквиний история. Лукреция, верная супруга, которую обесчестил сын тирана тарквиния гордого

Обещанная история подлого и вопиющего поступка зарвавшегося Тарквиния - дело опороченной Лукреции.

Рубенс, "Тарквиний и Лукреция".

Лукреция была римлянкой, прославившейся своей красотой и добродетелью. Жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула Спурия Лукреция Триципитина.
Секст Тарквиний, сын царя Тарквиния Гордого, пленился красотой Лукреции, тайно проник в дом в отсутствие мужа и изнасиловал ее. Лукреция рассказала обо всём своему мужу, когда тот вернулся, и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики.
На протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема как пример женской добродетели и решимости.

Этот эпизод подробно описан у Тита Ливия:
"57. (1) Рутулы, обитатели города Ардеи, были самым богатым в тех краях и по тем временам народом. Их богатство и стало причиной войны: царь очень хотел поправить собственные дела - ибо дорогостоящие общественные работы истощили казну - и смягчить добычею недовольство своих соотечественников, (2) которые и так ненавидели его за всегдашнюю гордыню, а тут еще стали роптать, что царь так долго держит их на ремесленных и рабских работах. (3) Попробовали, не удастся ли взять Ардею сразу, приступом. Попытка не принесла успеха. Тогда, обложив город и обведя его укреплениями, приступили к осаде.

(4) Здесь, в лагерях, как водится при войне более долгой, нежели жестокой, допускались довольно свободные отлучки, больше для начальников, правда, чем для воинов. (5) Царские сыновья меж тем проводили праздное время в своем кругу, в пирах и попойках. (6) Случайно, когда они пили у Секста Тарквиния, где обедал и Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, разговор заходит о женах и каждый хвалит свою сверх меры. (7) Тогда в пылу спора Коллатин и говорит: к чему, мол, слова - всего ведь несколько часов, и можно убедиться, сколь выше прочих его Лукреция. «Отчего ж, если мы молоды и бодры, не вскочить нам тотчас на коней и не посмотреть своими глазами, каковы наши жены? Неожиданный приезд мужа покажет это любому из нас лучше всего». (8) Подогретые вином, все в ответ: «Едем!» И во весь опор унеслись в Рим. Прискакав туда в сгущавшихся сумерках, (9) они двинулись дальше в Коллацию, где поздней ночью застали Лукрецию за прядением шерсти. Совсем не похожая на царских невесток, которых нашли проводящими время на пышном пиру среди сверстниц, сидела она посреди покоя в кругу прислужниц, работавших при огне. В состязании жен первенство осталось за Лукрецией. (10) Приехавшие муж и Тарквинии находят радушный прием: победивший в споре супруг дружески приглашает к себе царских сыновей. Тут-то и охватывает Секста Тарквиния грязное желанье насилием обесчестить Лукрецию. И красота возбуждает его, и несомненная добродетель. (11) Но пока что, после ночного своего развлечения, молодежь возвращается в лагерь.

58. (1) Несколько дней спустя втайне от Коллатина Секст Тарквиний с единственным спутником прибыл в Коллацию. (2) Он был радушно принят не подозревавшими о его замыслах хозяевами; после обеда его проводили в спальню для гостей, но, едва показалось ему, что вокруг достаточно тихо и все спят, он, распаленный страстью, входит с обнаженным мечом к спящей Лукреции и, придавив ее грудь левой рукой, говорит: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руке моей меч, умрешь, если крикнешь». (3) В трепете освобождаясь от сна, женщина видит: помощи нет, рядом - грозящая смерть; а Тарквиний начинает объясняться в любви, уговаривать, с мольбами мешает угрозы, со всех сторон ищет доступа в женскую душу. (4) Видя, что Лукреция непреклонна, что ее не поколебать даже страхом смерти, он, чтобы устрашить ее еще сильнее, пригрозил ей позором: к ней-де, мертвой, в постель он подбросит, прирезав, нагого раба - пусть говорят, что она убита в грязном прелюбодеянии. (5) Этой ужасной угрозой он одолел ее непреклонное целомудрие. Похоть как будто бы одержала верх, и Тарквиний вышел, упоенный победой над женской честью. Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы прибыли с немногими верными друзьями: есть нужда в них, пусть поторопятся, случилось страшное дело. (6) Спурий Лукреций прибывает с Публием Валерием, сыном Волезия, Коллатин - с Луцием Юнием Брутом - случайно вместе с ним возвращался он в Рим, когда был встречен вестником. Лукрецию они застают в спальне, сокрушенную горем. (7) При виде своих на глазах женщины выступают слезы; на вопрос мужа: «Хорошо ли живешь?» - она отвечает: «Как нельзя хуже. Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия? Следы чужого мужчины на ложе твоем, Коллатин; впрочем, тело одно подверглось позору - душа невинна, да будет мне свидетелем смерть. Но поклянитесь друг другу, что не останется прелюбодей без возмездия. (8) Секст Тарквиний - вот кто прошлою ночью вошел гостем, а оказался врагом; вооруженный, насильем похитил он здесь гибельную для меня, но и для него - если вы мужчины - усладу». (9) Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль - не тело, у кого не было умысла, нету на том и вины. (10) «Вам, - отвечает она, - рассудить, что причитается ему, а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю; и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!». (11) Под одеждою у нее был спрятан нож, вонзив его себе в сердце, налегает она на нож и падает мертвой. Громко взывают к ней муж и отец.

59. (1) Пока те предавались скорби, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этою чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь - и вас, боги, беру в свидетели, - что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». (2) Затем он передает нож Коллатину, потом Лукрецию и Валерию, которые оцепенели, недоумевая, откуда это в Брутовой груди незнаемый прежде дух. Они повторяют слова клятвы, и общая скорбь обращается в гнев, а Брут, призывающий всех немедленно идти войною на царскую власть, становится вождем. (3) Тело Лукреции выносят из дома на площадь и собирают народ, привлеченный, как водится, новостью, и неслыханной, и возмутительной. (4) Каждый, как умеет, жалуется на преступное насилье царей. Все взволнованы и скорбью отца, и словами Брута, который порицает слезы и праздные сетованья и призывает мужчин поднять, как подобает римлянам, оружие против тех, кто поступил как враг."


Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", написанная около 1609 — 1611. Фото сделано мною в Эрмитаже 2 декабря 2014 года. Об истории картины .

Немного об истории, случившейся в стародавние времена и запечатлённой картине Рубенса, увиденной мною во время посещения Эрмитажа.

Оригинал взят у bubligum9000 в Лукреция

Лукреция легендарная фигура в истории Римской республики. Эту историю рассказал Тит Ливий и греческий историк Галикарнас (который жил в Риме во времена римского императора Цезаря Августа)

Похищение Лукреции. Тициан. 1571.

Лукреция - была из старинного рода Лукрециев её отец Спурий Лукреций Триципитин состоял в сенате при царе Тарквинии Гордом(VI век до н э.),а когда последний отправился на войну против Ардей,был назначен «хранителем города».
После свержения царя он остался в прежней должности.Триципитин председательствовал на народных собраниях в Древнем Риме, во время которых были избраны первые консулы.

По преданию Лукреция славилась,красотой и добродетелью она была женой римского патриция Луция Тарквиния Коллатина одиного из двух первых консулов Древнего Рима и родственником правящего римского царя Тарквиния Гордого.

Лукреция и Тарквиний.Симон Вуэ (1590— 1649).

В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Для того, чтобы разрешить спор, разгоряченные вином пирующие вскочили на коней и отправились по очереди в дом каждого. Лишь жену Коллатина Лукрецию застали за работой, в то время как жены остальных предавались забавам в кругу сверстниц.
На следующий вечер Секст вернулся в дом своего двоюродного брата Коллатина. Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего — скрылся. Тотчас Лукреция послала гонца к отцу Спурию Лукрецию Триципитину и мужу.
Когда они прибыли в сопровождении Луция Юния Брута и Публия Валерия, она поведала им о произошедшем, после чего покончила с собой.


Лукреция (ок. 1580) Паоло Веронезе

"Трагедия Лукреции», ок. 1500-1501, Сандро Боттичелли.В центре картины,граждане с обнаженными мечами,клянутся отомстить за смерть Лукреции.

Тело Лукреции вынесли на улицы, демонстрируя преступление царской власти. Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим. Там они также воодушевляют народ на борьбу, после чего принимается решение об изгнании царя.

Йорг Брой Elder - Самоубийство Лукреции 1528.

Тирания царя и злоупотребления его сыновей настроили против него все слои общества. Изнасилование Секстом Тарквинием добродетельной Лукреции стало последней каплей терпения: родственники Лукреции Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола внесли её тело на форум и убедили граждан изгнать царя и установить республиканское правление. Тарквиния Гордого не впустили в Рим, и он был вынужден с тремя младшими сыновьями искать убежище в Этрурии. Секст Тарквиний был убит во время восстания в Габии.



Питер Пауль Рубенс: Тарквиний и Лукреция

Из лагеря Ардеи осажденной
На черных крыльях похоти хмельной
В Колладиум Тарквиний распаленный
Несет едва горящий пламень свой,
Чтоб дерзко брызнуть пепельной золой
И тлением огня на взор невинный
Лукреции, супруги Коллатина.

Верна супругу! - Вот что в нем зажгло
Настойчивое, острое желанье...
Ведь Коллатину вдруг на ум пришло
Расписывать супруги обаянье,
Румянец щек и белизны сиянье,
И прелесть звезд, горящих на земле,
Как свет небесных звезд в полночной мгле.

Уильям Шекспир из поэмы "Лукреция"

А вот совершенно другой,интересный взгляд на эту историю;А.В.КОПТЕВ
Изгнание царей и "ритуал перехода" власти в раннем Риме.

Лукреция, лат. - супруга Тарквиния Коллатина, которую обесчестил Секст Тарквиний, сын царя, что привело к свержению царской власти и провозглашению Рима республикой.

Римские историки считали Лукрецию исторической личностью, однако доказательств ее существования у нас нет (хотя рассказ о ней, возможно, содержит историческое ядро). Наиболее известное и цельное изложение этого события дано древнеримским историком Ливием в его «Истории Рима от основания города» (последние годы до н. э.).

Лукреция жила во времена Тарквиния Гордого - тирана на троне. Он пришел к власти насилием, не уважал традиционные обычаи и законы, принуждал своих подданных к унизительным работам, велел части населения выселиться из Рима и вообще всячески ущемлял личную свободу римлян. Объявив войну соседнему городу Ардее, Тарквиний Гордый требовал от своих воинов жесточайшей дисциплины, а сам в это время развлекался со своими друзьями, то и дело покидал армию, чтобы наведаться в Рим. Народ был недоволен, роптал, но терпел. Наконец, чаша его терпения переполнилась, последней каплей явился позорный поступок царского сына Секста.

Во время одной из частых пирушек в лагере под Ардеей, устроенной Секстом Тарквинием, завязался разговор о супругах, оставленных в Риме. Военачальники наперебой расхваливали достоинства своих жен, особенно их супружескую верность, и тогда один из них, Тарквиний Коллатин, предложил убедиться в этом собственными глазами. Оседлав коней, компания направилась в Рим, и то, что они там увидели, мягко говоря, удивило их. Знатные дамы весело проводили время в обществе кавалеров, привычных доказывать свое мужество не на поле боя, а в более приятных условиях. Одна только Лукреция, жена Коллатина, сидела дома у очага и пряла. Секст Тарквиний решил, что это ей даром не пройдет. Во время очередной своей отлучки в Рим он навестил Лукрецию в отсутствие ее мужа и попросил разрешения заночевать в ее доме. Ночью он попытался соблазнить ее, а так как Лукреция не поддавалась ни просьбам, ни угрозам, он овладел ею силой. Лукреция тут же послала за мужем и отцом, прося их приехать с двумя друзьями. Она рассказала им о происшедшем, заклиная отомстить за нее. «Осквернено мое тело, но сердце мое не знает за собой вины. Свидетельством этому будет моя смерть!» Тщетно ее утешали и уговаривали. «Пусть и в будущем не найдется женщины, которая захотела бы жить, лишившись своей чести!» Прежде чем Лукреции смогли помешать, она вонзила кинжал в свое сердце.


Весть о самоубийстве Лукреции облетела Рим и военный лагерь под Ардеей. Народ восстал: добровольцы окружили царский дворец, на Форуме сошлись жители города. Луций Юний Брут, друг Коллатина и свидетель самоубийства Лукреции, выступил от имени всех: он говорил о надменности царя и его семьи, об оскорблениях и унижениях римских граждан, о том, что с тиранией нужно покончить раз и навсегда. Римский народ лишил Тарквиния Гордого власти, изгнал его вместе с женой и сыновьями из города и упразднил титул царя на все времена. Вместо царя государство возглавили два выборных консула, Рим провозгласил себя республикой. Считается, что это произошло в 243 г. от основания Рима, т. е. в 510 г. до н. э.

Лукреция стала блистательным образцом нравственной силы и благородства римской (и не только римской) женщины и супруги; правда, образец этот чаще воспевают, чем ему следуют. Лукрецию воспели поэты многих народов и столетий, в том числе Овидий (во второй книге цикла «Фасты») и Шекспир («Лукреция», 1594).

Наиболее известные из многочисленных картин: «Самоубийство Лукреции» Дюрера и Кранаха Старшего (обе относятся к нач. 16 в.), «Тарквиний и Лукреция» Рубенса (1608-1614), Тициана (2-я пол. 16 в.), Тинторетто (16 в.), Верэйка (сер. 16 в., ранее приписывалась Массису, находится в картинной галерее Пражского Града), Биливерти (1-я пол. 17 в.).

Судьба Лукреции - благодарная тема для драматургии; достаточно напомнить об «Освобожденном Риме» Лессинга (1757) или «Римской Лукреции в Константинополе» Гольдони (1737), из современных произведений - о «Лукреции» Обея (1931), по которой в 1946 г. написал оперу Бриттен.

Дата создания: 1666 год.
Тип: картина маслом.
Жанр: историческая картина.
Местонахождение: Институт искусств Миннеаполиса, США.

Синопсис

Эта картина – одна из последних крупных работ Рембрандта. Печальное полотно иллюстрирует мучительную смерть Лукреции, приведшая к восстанию и дальнейшему становлению Римской республики, и демонстрирует мастерство работы автора со светотенью, придающей трехмерной реалистичности главной героине. Такая манера создавать освещение, безусловно, позаимствована у Караваджо и его последователей.

Эмоциональной силы картине придают выразительные глаза и выражение лица добродетели Лукреции. Психологически напряженное «Самоубийство Лукреции » полностью оправдывает статус Рембрандта, как одного из лучших голландских реалистов.

История картины

Трагедия Лукреции – примерной жены Луция Тарквиния Коллатина началась, когда женщина вступила в контакт с сыном Тарквиния Гордого, жестокого этрусского царя Рима. Секст Тарквиний, угрожая оружием и расправой над семьей Лукреции обесчестил несчастную, так как та, испугалась смерти близких, скандалов и позора сделав все, что хотел сын царя. Но затем, она рассказывает о произошедшем своему мужу и отцу, после чего, получив их клятву мести, Лукреция заколола себя до смерти. Согласно книге истории Ливии в Риме, после самоубийства женщины, была свергнута монархия.

Самоубийство Лукреции

Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя исключительно на психологических аспектах, Рембрандт лишает композицию любых отвлекающих деталей и факторов. Кроме того, в отличие от большинства картин на эту тему, в которых Лукреция изображена обнаженно, что придавало эротический подтекст к работам, Рембрандт «одевает» героиню в богатые дворянские одежды. Мрачное настроение и пущей выразительности драматичному положению придает темный и глубокий фон. Чтобы успокоить себя, Лукреция хватается за шнур занавеса – символического изображения конца ее жизни.В момент, захваченный в картине, героиня уже пронзила себя и вытащила кинжал, кровь начинает просачиваться через ее платье. Линия, продлевающая кинжал, цепи, веревки и складки одежды пересекаются в месте смертельной раны. Ее темные глаза наполнены печалью, а бледное лицо свидетельствует о приближающейся смерти. Поза Лукреции и ее выражение лица поразительно напоминает работу «Давид с головой Голиафа », авторства Караваджо. Не исключено, что Рембранд видел оригинал или копию этой работы, что вдохновило его на создание столь мрачного полотна.

Жила-была красивая женщина, сама виновата. Смотрим картины на мрачноватую тему от лучших художников последнего тысячелетия в рубрике "омерзительное искусствоведение". Много кровищи, постельных сцен и трупов, за обедом не читайте.


Любители клубнички и клюквы про последних Романовых -- это не для вас.
Тут про 510 год до нашей эры, про Древний Рим.
Тогда, впрочем, тоже было очень весело: предстельства, убийства, изнасилования, осквернения трупов -- все, что нужно, чтобы читать с интересом исторические хроники.

Итак, расскажу вам про смерть прекрасной Лукреции -- дамы, которая была так пропиарена, что уже полтысячи лет входит в Топ-10 самых красивых обнаженных бюстов в истории мировой живописи (надо кстати как-нибудь целиком весь список огласить).

Пармиджанино. "Лукреция". 1540

Все началось с того, что в Древнем Риме на дворе стоял царизм.
Со всеми его мрачными ужасами угнетательства вольнолюбивой аристократии.
Подданные звали своего царя по имени Тарквиний "Гордым", из чего явствует, что он их дико бесил.

Например, римлянам не нравилось, как Тарквиний пришел к власти. Его покойный отец когда-то был царем, но после его смерти корона досталась совершенно постороннему человеку Сервию Туллию, так как сыновья умершего царя были еще очень маленькими.
Когда они подросли, Сервий Туллий, опекун мальчиков, как честный человек, решил как-то сгладить ситуацию. Тем более, что с точки зрения нумерологиии сильно вмастило: у покойного царя выросло два сына, а у него -- две дочери, которых, чтобы люди не путались, обеих звали Туллия, одну правда "Старшей", другую "Младшей".

Lieven Mehus. "Тарквиний Гордый". 1660-е

Тарквиния Гордого женили на Туллии Старшей, а его брата на Туллии Младшей. Но вот тут не вмастили: надо было поженить двух тихих и двух буйных попарно, а не вперемешку. В общем, буйная Туллия Младшая решила, что буйный муж сестры ей нравится гораздо больше. Тот тоже пылал: они убили своих супругов и поженились между собой, наплевав на общественное мнение. Когда папа царь Сервий Туллий стал возражать, они убили его тоже, и как приятный бонус -- Тарквиний Гордый унаследовал тестёв трон.

Но римлян в этой истории конкретно бесил только 1 факт: после успешного переворота Туллия ехала на колеснице домой, а в узком переулке валялся труп ее отца. Объехать было невозможно, а вылезать ей было лень. Ну она переехала мертвое тело папы и поехала домой. Совершенное естественная экономия сил для такой усталой женщины после трудного дня, непонятно, с чего это римляне так на этот поступок оскорбились?

Жан Барден. Туллия переезжает тело своего отца. 1765

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: в общем, родились у этой гармоничной супружеской парочки дети, и нас конкретно интересует их младший сын. Наследственность у него была дурная, нормальным воспитанием по Гиппенрейтер никто его тоже не занимался -- все слагаемые для того, чтобы вырос натуральный злодей, необходимый для динамичного развития сюжета.

Поскольку он был третьим сыном своего отца, совершенно логично с точки зрения римлян, что его назвали Секст (то есть "шестой").

Лоуренс Альма-Тадема. Тарквиний Гордый учит сына Секста навыкам государственного управления (см. википедия "синдром высокого мака")

Как-то Секст был за городом, на военных сборах со своими старшими братьями, кузенами и прочими пацанами. Гоняли их, как блатных, без огонька, отжиматься не заставляли, сил оставалось много. Лежа на металлических кроватях с пружинными матрасами ребята начали друг перед другом хвастаться.

Хвастаться своими бабами.
Какими именно параметрами своих женщин хвастались эти офицерики, история не сохранила. Официальная государственная историография города Рим, записанная эдак лет через пятьсот после этого события, гласит, что они поспорили, чьи жены -- самые чистые, честные, благородные, добродетельные римлянки и кто из них лучше занимается домашним хозяйством.

Willem de Poorter. Лукреция за рукодельем. 1633

Конечно, именно чтобы проверить, чья жена лучше всех моет полы и натирает сантехнику, бравы молодцы сорвались из полевого лагеря и вскачь, галопом, поскакали в Рим проверять и сравнивать женщин. Но других историков, кроме Тита Ливия, нам не завезли, художники руководствовались его инструкциями, поэтому картин про конкурс красоты в бикини (или без), или по другим каким физическим параметрам или навыкам у нас нет. Есть только картины, иллюстрирующие официальную версию.

Пари выиграл муж Лукреции.
По официальной версии -- потому что её застали за прялкой и вышиванием, а жен остальных всадников пришлось вытаскивать из баров-караоки пьяными и в неприличных мини.

Добродетельная Лукреция. 1789

Особое гм, "правдоподобие" этой версии придает тот факт, что наш злодей, Секст Тарквиний, так впечатлился зрелищем добродетельной прядущей Лукреции, что мгновенно воспылал к ней сладострастными чувствами.
Женщина за пяльцами же так возбуждает, не правда ли? (Отвечают лишь те, кто знает значение слова "пяльцы", а не пытается угадать по созвучию!)

Вообще современные ученые предполагают, что изначально в сюжете могло быть нечто, похожее на историю царя Кандавла, который так гордился красотой своей жены, что показал ее в голом виде постороннему мужику

Йорданс. Царь Кандавл показывает свою жену Гигу. 1646

Итак, вернемся к протоколу.
Наш злодей Секст Тарквиний так впечатлился зрелищем добродетельной прядущей Лукреции, что мгновенно воспылал к ней сладострастными чувствами. Все остальные мужчины, включая хвастливого мужа Лукреции, вернулись обратно в военный лагерь, а Секст Тарквиний спрятался в серверной.

Когда наступила ночь, он вышел из укрытия и отправился в спальню красавицы Лукреции.
-- Люблю, -- говорит, -- не могу! Ты так красиво вышиваешь гладью и крестиком! Такие ровные стежки! Такой изысканный подбор оттенков мулине! Давай займемся сексом!

Ян ван Хемессен. "Тарквиний и Лукреция". 16 век

Брысь! -- ответила ему добродетельная Лукреция. -- Совсем на этом дембеле с ума посходили... Я, между прочим, жена твоего двоюродного брата, приди в себя!

Но ее уговоры не подействовали на обезумевшего от вожделения царевича Секста Тарквиния, который привык везде гонять под двести с мигалками. Уходить он отказывался, и заявил, что раз она по-хорошему не хочет, то он будет ее насиловать.

Лука Джордано. Изнасилование Лукреции. 1663

Тициан. Изнасилование Лукреции. 1571

На это Лукреция заявила, что сейчас начнет так вопить, что стекла во дворце полопаются, прибежит охрана, и его повяжут.
Но подлый Секст парировал так:
-- Не успеешь. У тебя в соседней комнате слуга-раб спит. Начнешь кричать -- я сначала тебя зарежу, потом его, положу ваши мертвые тела рядом. И всем расскажу, что я застал тебя за сексом со слугой и убил обоих, чтобы спасти честь своего кузена, твоего мужа! И тогда ты со стыда помрешь!

Это Лукреции было нечем крыть, и она стиснув зубы позволила Сексту Тарквинию сделать его приятное дело.

Неизвестный художник. "Тарквиний и Лукреция". 1575

Рубенс. Изнасилование Лукреции. 1610

Закончив, он удалился довольный, а несчастная женщина вытерла слезы и стала думать, что ей делать дальше.
Зная характер "кузена" она, наверно, не надеялась, что он сохранит эту историю в тайне -- наверняка бы начал хвастаться.
Да и времена тогда были другие, отношения к изнасилованию было иное, в том числе и у пострадавших.

Нам психологию этих людей представить трудно, во-первых -- уж больно давно все это происходило, а во-вторых -- это все же европейская цивилизация, пращуры наши, и подсознательно нам кажется, что мыслили они примерно также, "по-европейски". Поэтому и не понятно, почему к самоубийствам у них такое отношение было -- с любованием, без страха.

Чтоб полегче стало историю воспринимать, я вам сейчас фильтры немного перенастрою: представьте, что это такие самураи. С офигительным кодексом чести, огромным количеством неписанных правил и постоянной оглядкой через плечо "а что соседи-самураи скажут, вдруг не одобрят, как же мне дальше с этим жить?!".
С этого ракурса понятней, да, почему для римлянина харакири совершить было также психологически просто, как высморкаться?

Ритуал сеппуку. Японская гравюра

Так что "самурайская женщина" Лукреция не просто боялась, что будет, когда семья узнает об изнасиловании. Она и сама жить больше не могла в таком оскверненном состоянии, ее так с детства воспитали, в подобном идиотском кодексе чести.

Она переоделась в чистое, выбрала черное платье. Послала за отцом и мужем. Те приехали. С ними за компанию из военного лагеря увязался еще один царский кузен, по фамилии Брут, и еще мужик по имени Публий Валерий Публикола, хотя их никто не приглашал.

Что ты такая расстроенная? -- спросил ее муж-молодец. -- Ты же выиграла наш вчерашний конкурс домохозяек! Должна радоваться?
Ничего не ответила Лукреция наблюдательному мужу, только вздохнула тяжело.

Эрколе де Роберти. "Лукреция с мужем Коллатином и Брутом", ок. 1490

Она дождалась, пока ее папа усядется поудобнее в кресло и закурит.
Встала в красивую позу и рассказала, что Секст Тарквиний ее изнасиловал, жить она больше не может.
И призывает родственников, ежели они настоящие самураи, за нее отомстить.
После этого быстренько зарезалась, прежде, чем родня (все профессиональные десантники, на всяк. сл. уточню) успела перехватить кинжал.

Рембрандт. Самоубийство Лукреции. 1666

Как подтвердит вам любой бизнес-тренер, произносить подобные мотивационные речи, стоя без трусов и тем паче без бюстгальтера -- нереально!
Особенно если произносишь их родному отцу и посторонним людям (если одному законному мужу -- то OK).
Логично предположить, что Лукреция покончила с собой в полном обмундировании добродетельной римской матроны.

Однако из века в век, из столетия в столетия, ее рисуют именно голышом, поскольку все художники любят сиськи (тм).

Джампетрино. Начало 16 века.
Содома, 1513

Гвидо Каньяччи. 1660
Андреа Казали. 1750-е

Поступок ее, с точки зрения морали того времени, вполне себе нормален. Ну действительно, что ей оставалось делать, живя в обществе, которое целиком и полностью одобряло виктимблейминг: 100% -- среди мужчин, 96% среди женщин.
(Кстати, современная статистика привычки обвинять женщину, что она "сама виновата", такова: 94% -- среди мужчин, 82% среди женщин, фиговенький прогресс за 2,5 тыс лет, честное слово).

Особо зачетная она вышла у Дюрера (1518). Обратите особое внимание на ее выражение лица.

Интересный нюанс: современные ученые считают, что по понятиям того времени было вполне нормально, если б Лукреция рассказала родным об изнасиловании, а отец или муж ее после этого пристрелил сам, собственноручно. Правда, по тем же понятиям, никто из этих мужчин не стал бы скрывать, что зарезал опозоренную женщину (см. кейс с Виргинией), и наоборот даже этим бы хвастался. Впрочем, выдать убийство опозоренной за самоубийство было бы очень удачной мыслью с точки зрения черного пиара...

Клод Виньон. Смерть Лукреции. Сер. 17 века

Больше всего из-за случившегося обиделся не супруг и не отец убиенной, а кузен по материнской линии Луций Юний Брут, а также заявившийся с ним за компанию левый мужик Публий Валерий Публикола.

Брут вытащил нож из груди Лукрецию (чем кстати сделал бесполезными любые действия прибывшей через 10 минут на место инцидента бригады Скорой помощи). И заявил громогласно:

«Этой чистей-шею преж-де, до цар-ско-го пре-ступ-ле-ния, кро-вью кля-нусь — и вас, боги, беру в свиде-те-ли, — что отныне огнем, мечом, чем толь-ко сумею, буду пре-сле-до-вать Луция Тарк-ви-ния с его пре-ступ-ной супру-гой и всем потом-ст-вом, что не потерп-лю ни их, ни кого дру-го-го на цар-стве в Риме».

Эдуардо Розалес. "Смерть Лукреции". 1781

Отец Лукреции, свежеиспеченный вдовец, а также левый мужик Валерий Публикола сразу присоединились к клятве. "Один за всех и все за одного!" -- воскликнули они.

Анри Пинта. Клятва Брута над телом Лукреции. 1881

Брут и Валерий Публикола быстро организовали народное восстание среди богатых олигархов-аристократов, недовольных поведением Тарквиния Гордого, ездой его жены Туллии по встречке без прав, и поведением разносчика ЗППП их сына Секста Тарквиния.
Началась революция. Династию Тарквиниев изгнали из Рима, где все ее представители быстро умерли -- кто погиб в боевых действиях, кто от несчастного случая какого, кто от авитаминоза (Внимание! С наступлением весны пожалуйста обратите внимание на состояние своего здоровья! не пренебрегайте витаминными комплексами! Мама, я для тебя это пишу, я знаю, что ты все равно читаешь эту рубрику у меня, хотя я просила этого не делать).

Луи Лафит. Брут выслушивает послов от бывшего царя Тарквиния Гордого. ок. 1815

Рим перестал быть царством, и стал Республикой (каковой оставался еще полтысячелетия, до Октавиана Августа).
Первыми консулами новорожденного государства (т.е. президентом+премьером, тандем такой) были выбраны герои восстания -- вдовец Лукреции и, разумеется, Брут.

Но через пару дней вдовцу, звавшемуся Луций Тарквиний Коллатин, сказали: "Слушай, фамилия у тебя такая нехорошая, Романов, тьфу, Тарквиний. Народ это раздражает. Ну и нам в ЦК это тоже как-то неприятно. Давай ты уволишься, подобру-поздорову, а?"
Вдовец подумал и действительно уволился из консулов, его место занял тот совершенно посторонний мужик Публий Валерий Публикола, которого все эти дни не оставляла мысль "эк я удачно тогда на чай заглянул без приглашения..."

"Портрет Брута" (внешность вымышлена древнеримским скульптором 2 века н.э.)

Теперь вы знаете все, что надо про Лукрецию, ее изнасилование, Брута первого и конец Римского царства. Можете поддерживать светские беседы за коктейлями, если вдруг разговор зайдет.

А самое прекрасное в истории Лукреции, эдакая вишенка на торте, что она вероятней всего целиком выдумана, причем древнеримские историографы сплагиатили ее у древних греков, которые ровно в то же десятилетие, 510-е годы, в Афинах свергли династию Писи-стра-ти-дов и тоже установили республику.
Только в исходном греческом варианте сын царя не барышню хотел изнасиловать, а Гармодия — возлюбленного Аристогитона. Ничего у него не получилось, да и Гармодий с собой кончать не стал, а вызвонил любимого, и вдвоем они подняли народное восстание. (