Презентация на тему ""Сын артиллериста" К. Симонов "

План – конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века» (Литературное чтение, Ефросинина Л.А.)

Тема: К. Симонов «Сын артиллериста»

Тип урока : открытие новых знаний

Цели урока:

    знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

    раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

    помочь обучающимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

    воспитывать чувство патриотизма, любови к Родине у молодого поколения.

Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

    умение извлекать информацию из текста;

    на основе анализа объектов делать выводы;

    умение определять главную мысль произведения.

коммуникативные УУД:

    умение слушать и понимать других;

    умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    умение оформлять свои мысли в устной форме;

    умение работать в паре, группе.

регулятивные УУД:

    умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

личностные УУД:

    умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, музыкальный центр, аудио запись стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста», диск с песнями военных лет.

Ход урока.

(Урок сопровождается презентацией )

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война".

1). Беседа.

Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

( Чувство печали, волнения, горечи утрат, тревоги, грусти, а вместе с тем торжественности, гордости ; священный призыв к защите Родины и т. д.)

Ребята, о какой войне поётся в песне и что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая это была война для нашего народа? (освободительная)

За что воевали?

Сколько лет прошло с тех пор?

Кто победил в этой войне?

Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей. Война - боль, горечь, одиночество, смерть. Война - слёзы, переживания, тревога, страх, потери, глубокие и не излечимые раны на душе, Война... Чудовище, несущее ужас и неисчислимые бедствия, жуткий призрак, грозящий гибелью и страданиями многим миллионам людей. Война -это злостная всепожирающая и разрушающая сила, приносящая с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.)

- Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали?

(В. Катаев «Сын полка», В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

Скажите, в ваших семьях были участники Вов?

Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?

II. Постановка учебной задачи.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма. "Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш современник.

III. Формирование нового знания.

1.Сообщение ученика о К. М. Симонове.

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованы в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году он был направлен в качестве военного корреспондента на фронт. Талант Симонова многогранен. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков. Г лавной темой его творчества была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату .(СЛАЙД №7)За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста". (СЛАЙД №8,9 )

2 .Слушание стихотворения «Сын артиллериста» в исполнении автора. (аудио запись)

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какой эпизод больше всего запомнился?

Какие строки особенно понравились вам?

Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

"Громом загрохотала

Над Родиною война".

Какой приём использует автор? (Сравнение "Громом загрохотала:) .

I V. Первичное закрепление. Работа с учебником.

1.Деление произведения на смысловые части.

(Одновременно проводится словарная работа)

I часть. Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.

Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

Был Ленька, любимый сын.

Без матери, при казарме.

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,-

Бывало вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

- Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

(Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).

Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в детстве.

Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью майор её произносит?

-Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!-

Такая уж поговорка

У майора была.

(Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.)

II часть. Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.

- На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

- Что обусловило их следующую встречу? (Война).

Как произошла эта встреча?

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).

("Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью". И вдруг "Вошёл высокий военный, косая сажень в плечах…)

Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

Какова реакция Лёньки на слова майора:

"Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить".

О чём говорит такая реакция?

Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

III часть. Опасное задание.

Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.)

"Шёл в скалах тяжёлый бой"

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его.

Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение.)

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…

А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение

Дайте море огня!-

И наконец самая страшная команда. Какая?

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!» - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

IV часть. Задание выполнено.

Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да)

V часть. Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.

В атаку пошла пехота -
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.

Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг.

Это многих славный путь…

Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

Физминутка (Хоровое чтение)

Героям Победы - спасибо!!!

СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,

Тогда - в сорок пятом!!!

Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем!!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям!!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете!!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!!!

V . Этап воспроизведения новых знаний. Составление синквейна

Заканчивая работу над стихотворением я предлагаю задание по группам: составить синквейн о герое стихотворения К. Симонова

«Сын артиллериста»

Правила составления синквейна.

1.Первая строка - одно слово, определяющее тему синквейна (имя существительное: кто? что?)

2.Вторая строка – два слова, характеризующее данное понятие (имя прилагательное: какой? какая? какое? какие?

3.Третья строка-три глагола, показывающих действие понятия что делает?

4.Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

5. Пятая строка -одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное: кто? что?)

Лейтенант (Ленька) Петров

Храбрый, смелый, отважный, решительный,

Наблюдает, передает , помогает , вызывает, спасает.

Сражаться за свободу и независимость своей Родины, выполнять свой воинский долг.

Герой

VI .Подведение итога урока. Рефлексия.

Урок подходит к концу. Подводя его итог давайте ответим на три очень важных вопроса:

О ком мы сегодня говорили на уроке?

(О майоре Дееве, Лёньке Петрове, о бойцах советской армии, о людях, совершивших героические подвиги.)

О чём? (О войне, о мужестве, о героизме, о подвигах, о любви к Родине.)

И главный вопрос зачем?

(Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить героев, чтобы учиться у них любить родную землю.)

Каждый из нас должен знать о событиях Великой Отечественной войны, помнить о подвигах совершённых ради Победы, и гордиться тем, что мы с вами живём в стране, у которой есть такие герои.

Люди! Покуда сердца стучатся,

помните,

Какою ценой завоёвано счастье

Пожалуйста, помните!

Р. Рождественский.

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!

Цели урока:

Знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

Раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

Помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

Развивать навыки самостоятельного анализа произведения;

Воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения.

Оборудование:

Портрет писателя, запись песни А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война";

Запись отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова;

Посвящение (65 - летию Великой Победы посвящается.)

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Юрий Севрук.

Ход урока

I. Предкоммуникативный этап. (Подготовка учащихся к восприятию текста стихотворения).

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война".

1). Беседа.

Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

(тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д.)

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой?

(65 - летию Победы в ВОв над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая это была война для нашего народа? (освободительная)

За что воевали?

Кто победил в этой войне?

Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д.).

Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали?

У кого в доме есть живые участники войны?

Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?

II. Коммуникативный этап.

Учитель: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

"Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран".

Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш совреме нник.

Ученик: К. М. Симонов очень много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно.

Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.

За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

Учитель: В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".

Чтение учителем наизусть стихотворения "Сын артиллериста".

Пауза. Анализ стихотворения в единстве содержания и формы.

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какой эпизод больше всего запомнился?

Какие строки особенно понравились вам? Выразительно прочитайте их.

Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

(См. с. 373 учебник за 2002 год или с 239 - за 2006 г. "Громом загрохотала Над Родиною война").

Какое художественно - выразительное средство придаёт стихотворению звуковую и интонационную выразительность? (Аллитерация, повторение звука "р").

Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

(с. 372-373:за 2002г или с.238-239:за 2006 год)

Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

(Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).

Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в дет

Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка и с какой целью майор её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.

На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

Что обусловило их следующую встречу? (Война). Как произошла эта встреча?

Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).

"Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью". И вдруг "Вошёл: с. 374:за 2002г. или 240:за 2006 год).

Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

Какова реакция Лёньки на слова майора: "Жаль, до такого счастья отцу не пришлось дожить". О чём говорит такая реакция?

Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

Почему лейтенант Петров должен был отправится в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка. "Шёл в скалах тяжёлый бой").

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его. Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобра-зительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение. "Всю ночь, шагая как маятник, с. 377:за 2002 г., с. 243 за 2006 год.)

А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

Какие художественно-изобразительнее средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение на с. 377:за 2002г. или с.244:за 2006 год).

И наконец самая страшная команда. Какая? Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да). Подтвердите словами текста. С. 378..за 2002 г с. 245:за 2006 год.)

Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

Учитель. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении автора К. Симонова (в записи).

О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. "Это многих славный путь". Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)

Итог урока.

1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова "Сын артиллерист"? ("Война").

Так что же такое - война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины).

Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев?

2. Комментирование и выставление отметок.

3. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок (по выбору учащихся).

III. Посткоммуникативный этап.

1). Ребята, зачитайте посвящение (65-летию Великой Победы посвящается).

Обратите внимание на цветовую гамму. Почему присутствуют два цвета? (красный и чёрный).

2). Что в данном случае обозначает чёрный цвет? А красный?

Учитель: Это действительно "праздник со слезами на глазах". До победы пришлось идти нечеловечески трудным путём. Более 20 миллионов наших соотечественников не вернулись с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках.

Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания. :. Спасибо.

Урок окончен. (В исполнении Льва Лещенко (запись) звучит песня "День Победы").

Урок по балладе

К.Симонова «Сын артиллериста»

Разработала: библиотекарь Буталова Татьяна Леонидовна

Цели урока:

    знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

    раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

    помочь обучающимся осознать, что война — это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

    воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения.

Оборудование:

портрет писателя, запись песни «Священная война», «День Победы», презентация.

Эпиграф:
Что такое война? Это — мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Юрий Севрук.(СЛАЙД №2)

Ход урока

I. Предкоммуникативный этап. (Подготовка обучающихся к восприятию текста стихотворения).

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева — Кумача «Священная война».(СЛАЙД №3,4,5)

1). Беседа.

Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

(тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д.)

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой?

(66 — летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая это была война для нашего народа? (освободительная)

За что воевали?

Кто победил в этой войне?

Что несёт с собою война? (Война — это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д.).

Какие книги, стихотворения о ВОВ, о героях (взрослых и детях) вы читали?

Какие награды (ордена, медали) ВОВ вы знаете?

II. Коммуникативный этап.

Библиотекарь: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран».

Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов — наш современник.(СЛАЙД №6)

К. М. Симонов много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно.

Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.(СЛАЙД №7)

За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста». (СЛАЙД №8,9)

Чтение отрывка стихотворения «Сын артиллериста».

Вопросы к классу:

    Какое настроение создало стихотворение?

    Какое впечатление оно произвело на вас?

    Какой эпизод больше всего запомнился?

    Какие строки особенно понравились вам? Выразительно прочитайте их.

    Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения — «Война».

(См. с. 5 книга « Константин Симонов «Сын артиллериста» Ижевск, Издательство «Удмуртия», 1978)

«Громом загрохотала

Над Родиною война».

    Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

    Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

Был Ленька, любимый сын.

Без матери, при казарме.

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,-

Бывало вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

    Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

(Сорванец, малец — т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).

Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в детстве.

    Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью майор её произносит?

-Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!-

Такая уж поговорка

У майора была.

(Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.)

    На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

    Что обусловило их следующую встречу? (Война).

    Как произошла эта встреча?

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

    Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).

«Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью». И вдруг «Вошёл высокий военный, косая сажень в плечах…

    Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

    Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

    Какова реакция Лёньки на слова майора:

«Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить».

О чём говорит такая реакция?

    Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.)

«Шёл в скалах тяжёлый бой»

    Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька — самый близкий и дорогой ему человек).

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

    А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

    Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его.

    Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть — сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

    Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение.)

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…

    А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

    Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

    Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение

Дайте море огня!-

    И наконец самая страшная команда. Какая?

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!» — заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

    Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

    Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

    Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да)

    Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев — люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

    О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг.

Это многих славный путь…

Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

    Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)

Итог урока.

1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова «Сын артиллерист»? («Война»).

— Так что же такое — война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины).

Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев?

2. Комментирование и выставление отметок.

III. Посткоммуникативный этап.

Библиотекарь:

Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания. : Спасибо.

Урок окончен. (Звучит музыка к песне «День Победы»).


А у майора Петрова Был Лёнька, любимый сын, Без матери, при казарме, Рос мальчишка один. И если Петров в отъезде,- Бывало, вместо отца Друг его оставался Для этого сорванца. Вызовет Деев Лёньку: -А ну, поедем гулять: Сыну артиллериста Пора к коню привыкать!- С Лёнькой вдвоём поедет В рысь, а потом в карьер. Бывало, Лёнька спасует, Взять не может барьер, Свалится и захнычет.




Прошло ещё два-три года, И в стороны унесло Деева и Петрова Военное ремесло. Уехал Деев на Север И даже адрес забыл. Увидеться – это б здорово! А писем он не любил. Но оттого, должно быть, Что сам уж детей не ждал, О Лёньке с какой-то грустью Часто он вспоминал.


Десять лет пролетело. Кончилась тишина, Громом загрохотала Над Родиною война. Деев дрался на Севере; В полярной глуши своей Иногда по газетам Искал имена друзей. Однажды нашел Петрова: «Значит, жив и здоров!» В газете его хвалили, На Юге дрался Петров. Потом, приехавши с Юга, Кто-то сказал ему, Что Петров, Николай Егорыч, Геройски погиб в Крыму. Деев вынул газету, Спросил: «Какого числа?»- И с грустью понял, что почта Сюда слишком долго шла.


А вскоре в один из пасмурных Северных вечеров К Дееву в полк назначен Был лейтенант Петров. Деев сидел над картой При двух чадящих свечах. Вошел высокий военный, Косая сажень в плечах. В первые две минуты Майор его не узнал. Лишь басок лейтенанта О чем-то напоминал. -А ну, повернитесь к свету,- И свечку к нему поднес. Все те же детские губы, Тот же курносый нос. А что усы – так это Сбрить! – и весь разговор. Лёнька?- Так точно, Лёнька, Он самый, товарищ майор!.


Значит, окончил школу, Будем вместе служить. Жаль, до такого счастья Отцу не пришлось дожить.- У Лёньки в глазах блеснула Непрошенная слеза. Он, скрипнув зубами, молча Отер рукавом глаза. И снова пришлось майору Как в детстве, ему сказать: Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.


А через две недели Шёл в скалах тяжелый бой, Чтоб выручить всех, обязан Кто-то рискнуть собой. Майор к себе вызвал Лёньку, Взглянул на него в упор. -По вашему приказанью Явился, товарищ майор. -Ну что ж, хорошо, что явился. Оставь документы мне. Пойдешь один, без радиста, Рация на спине.


И через фронт, по скалам, Ночью в немецкий тыл Пройдешь по такой тропинке, Где никто не ходил. Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей. Ясно?- Так точно, ясно. -Ну, так иди скорей. Нет, погоди немножко.- Майор на секунду встал, Как в детстве, двумя руками Лёньку к себе прижал.- Идешь на такое дело, Что трудно прийти назад. Как командир, тебя я Туда посылать не рад. Но как отец… Ответь мне: Отец я тебе иль нет? -Отец, - сказал ему Лёнька И обнял его в ответ.


Так вот, как отец, раз вышло На жизнь и на смерть воевать, Отцовский мой долг и право Сыном своим рисковать, Раньше других я должен Сына вперед посылать. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.












Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал, Пока по радио утром Донеся первый сигнал: -Все в порядке. Добрался. Немцы левей меня, Координаты три, десять, Дайте скорее огня! Орудия зарядили, Майор рассчитал всё сам, И с рёвом первые залпы Ударили по горам. И снова сигнал по радио: -Немцы правей меня, Координаты пять, десять, Скорее ещё огня!


Летели земля и скалы, Столбом поднимался дым, Казалось, теперь оттуда Никто не уйдет живым. Третий сигнал по радио: Немцы вокруг меня, Бейте четыре, десять, Не жалейте огня! Майор побледнел, услышав: Четыре, десять – как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас. Но, не подавши виду, Забыв, что он был отцом, Майор продолжал командовать Со спокойным лицом: «Огонь!» - летели снаряды. «Огонь!» - заряжай скорей! По квадрату четыре, десять Било шесть батарей. Радио час молчало, Потом донесся сигнал: -Молчал: оглушило взрывом. Бейте, как я сказал. Я верю, свои снаряды Не могут тронуть меня. Немцы бегут, нажмите, Дайте море огня!


И на командном пункте, Приняв последний сигнал, Майор в оглохшее радио, Не выдержав, закричал: -Ты слышишь меня, я верю: Смертью таких не взять. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Никто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была. Всюду валялись трупы, Раненый, но живой Был найден в ущелье Лёнька С обвязанной головой. Когда размотали повязку, Что наспех он завязал, Майор поглядел на Лёньку И вдруг его не узнал: Был он как будто прежний, Спокойный и молодой, Всё те же глаза мальчишки, Но только… совсем седой.




Вот такая история Про славные эти дела На полуострове Среднем Рассказана мне была. А вверху, над горами, Всё так же плыла луна, Близко грохали взрывы, Продолжалась война. Трещал телефон, и, волнуясь, Командир по землянке ходил, И кто-то так же, как Лёнька, Шёл к немцам сегодня в тыл год

СОГБОУ « Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIIIвидов»

К.М.Симонов

Сын артиллериста Итоговый урок 7 класс


1 . Образовательная: формирование навыков работы над текстом: выразительного чтения, понимания содержания.

2. коррекционно- развивающие:

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи, логики мышления, внимания, памяти;

- развитие навыков коллективной деятельности

3. воспитательная: - воспитание чувства гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины, мужеству защитников Отечества .


Симонов

Константин Михайлович

1915-1979


Прототипы героев поэмы «Сын артиллериста»

А. М. Лоскутов - отец Леньки.

И.А. Лоскутов -

Ленька

Е. С. Рыклис - майор Деев.





Всю жизнь и после войны К.М.Симонов помнил войну и писал о ней.

В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал:

« Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней… должны, думать о мире и особенно хорошо помнить уроки войны ».