Отрывок из шантарам. Самые красивые и загадочные индийские храмы Храм стоячих монахов

Индия наверное самая "странная" и необычная в плане религии и традиций страна. Я это осознал еще студентом из художественной литературы писателей Г.Л.Олди, а именно серии "Черный Баламут" (кстати, "сто лет" ничего не читал нового этого автора). Такую свободу в выборе своего Бога и такие необычные ритуалы и обряды наверное больше нигде не встретить на планете. (В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов и поклоняться можно любому их количеству)

С вами мы уже рассматривали и обсуждали , и удивлялись

Для того чтобы доказать свою веру в высшие силы, индийцы часто лишают себя земных благ. Иной раз желание продемонстрировать преданность богам перерастает у них в манию, граничащую с членовредительством. Хотя скорее всего какие то аналогии можно найти в любых религиях, то все же крайние формы они принимают в Индии.

В индийском городе Нью-Дели живет Махант Амар Бхарти Джи (Amar Bharti). Поначалу он ничем не отличался от своих соотечественников: был преуспевающим чиновником, женился, купил машину, построил дом. родил троих сыновей... Может быть, даже дерево посадил. То есть сделал все, что. согласно народной мудрости, должен сделать в своей жизни настоящий мужчина.

Но однажды Амару приснился сон.


Фото 2.

Что именно привиделось отцу семейства, он никому не сказал, но вдруг без всяких объяснений оставил работу, ушел из дома и поселился в палатке. В полном одиночестве. Однако в палатке ему не сиделось, и он, опять же без объяснения причин, отправился странствовать по дорогам Индии. Возможно, он искал путь к самосовершенствованию, а может быть, уже тогда решил посвятить себя служению Шиве... Кто знает? Как бы там ни было, Амар странствовал в течение трех лет.

Фото 3.

Однако минули годы, и странник понял, что так и не достиг поставленной цели - и Шиве ничем не угодил, и до самосовершенствования, похоже, было далеко. И тогда по какому-то совершенно непонятному нам с вами, уважаемый читатель, порыву души Амар Бхарти поднял к небу правую руку. Случилось это в 1973 году. Интересно, предполагал ли тогда Амар. что ему уже не суждено опустить свою многострадальную конечность?

Некоторые источники утверждают, что Амару Бхарати было очень больно из-за войн и распрей во всем мире, и он решил поднять вверх свою руку ради мира.

Фото 4.

В индийской культуре «садху» - святые, йогины и аскеты, которые не стремятся осуществить три цели в жизни по индуизму: достигать дхармы (долга), артхи (материального обогащения), камы (чувственных наслаждений).

Одним из таких святых является Амар Бхарати Баба.

Более того, Амару решили подражать другие религиозные фанатики, которые держали руку поднятой во славу Шивы. Но практически никто не выдерживал такого испытания. В мире известно всего трое мужчин, которые держат свои руки на протяжении 25, 13 и 7 лет.

Фото 5.

Кто-то может подумать, что это легко. Но обычный человек не выдержит, даже если будет держать руку 10 минут. Через некоторое время он начнёт испытывать мучительную боль в мышцах.

Первые несколько лет мышцы и суставы страшно болели, но аскет притерпелся. После стольких лет его рука превратилась в бесполезные кости, обтянутые кожей, с толстыми и закрученными в спирали ногтями (потому что их никто не стриг). Рука полностью атрофировалась и застыла в неестественном, почти вертикальном положении.

Фото 6.

По словам Амара. в этой ситуации он приобрел гораздо больше, чем потерял. Во всяком случае, ему удалось достичь гармонии с собственным я. Ну а кроме того, кем был Амар раньше? Никому не известным чиновником, отцом и мужем.

Фото 7.

Несмотря на свое мирское прошлое, садху Амар Бхарати высоко почитается во время обрядов массового паломничества Кумбха-мела в городе Харидвар. Теперь он знаменит на всю Индию, у него появились десятки последователей, которые боготворят Амара чуть ли не так же. как Шиву. Правда, повторить его подвиг - прожить 43 года с рукой, поднятой вверх. - пока не удалось никому. Но не в рекорде же дело!

Фото 8.

Маха-кумбха-мела в Харидваре - одно из самых крупных религиозных массовых мероприятий в мире. Амар Бхарати вдохновил и других садху поднят руки ради мира и гармонии. Некоторые из них держат руки поднятыми на протяжении семи, 13 и даже 25 лет.

Фото 9.

В одном из интервью садху Амар Бхарати сказал, что его духовный дискурс сосредоточен на озлобленности и распрях в современном мире, на том, как люди уничтожают своих ближних, и что самое важное - жить в мире и гармонии.

На вопрос, не болит ли его поднятая рука, Амар отвечает, что она болела, но он привык. Как и большинство аскетов, он не захотел говорить о жизни до того, как он дал свой обет.

Фото 10.

Амар Бхарати поясняет, что он делает то же самое, что делали многие святые до него, и что он просто продолжает традицию. В Индии это называется Урдхаман Тапасья и обозначает вид служения, когда аскет посвящает часть своего тела богу.

Фото 11.

Хотя нет никакого документального подтверждения тому, что Амар Бхарати все время держал руку поднятой на протяжении 43 лет, известно, что индийские садху выполняют необычные задания во имя веры, например, спят стоя или подолгу постятся. В Индии есть святой Прахлад Джани, который 70 лет ничего не ел и не пил. Его случай проверен и задокументирован врачами.

Фото 12.

Фото 13.

источники

Стоячие монахи .

Стоячие монахи давали обет ни разу за всю оставшуюся жизнь не присаживаться и не ложиться. Они стояли и днем, и ночью, постоянно. Стоя они ели, стоя отправляли естественные потребности. Стоя они молились и пели. Даже спали они стоя, подвешенные на лямках, которые удерживали их в вертикальном положении, не позволяя в то же время упасть.

Лет через пять-десять непрерывного стояния

ноги их начинали распухать. Кровь с трудом перемещалась по уставшим сосудам, мышцы утолщались. Ноги раздувались до невероятных размеров, теряли всякую форму и покрывались варикозными язвами. Пальцы едва заметно выступали на распухших слоновьих ступнях. А затем ноги начинали худеть и худеть, пока не оставались одни кости, покрыте тонкой пленкой кожи с просвечивающими высохшими венами, напоминающими муравьиную тропу.

Боль, которую они испытывали ежеминутно, была мучительной. При каждом нажатии на ступню острые иглы пронзали всю ногу. Из-за этой непрекращающейся пытки монахи не могли стоять спокойно и то и дело переступали с ноги на ногу, раскачиваясь в своем медленном танце, который так же гипнотизировал зрителя, как действуют на кобру руки заклинателя, плетущие на флейте усыпляющую мелодию.

Некоторые из Стоячих монахов давали обет в шестнадцать или семнадцать лет, влекомые призванием, которое побуждает других становиться священниками, раввинами или имамами. Многие отвергали окружающий мир в более старшем возрасте, рассматривая его лишь как подготовку к смерти, одну из ступеней вечного перевоплощения. Немало монахов были в прошлом бизнесменами, безжалостно сметавшими всё и вся на своем пути в погоне за удовольствиями, выгодами, властью. Встречались среди них и набожные люди, которые сменили несколько конфессий, все больше ужесточая приносимые ими жертвы, пока в конце концов не присоединялись к секте Стоячих монахов. Попадались в монастыре и преступники — воры, убийцы, члены мафий и даже их главари, — стремившиеся искупить свои грехи бесконечными муками и найти душевный покой.

Курильня представляла собой узкий проход между двумя кирпичными зданиями позади храма. На принадлежавшей храму территории располагались отгороженные от внешнего мира сады, галереи и спальные помещения, куда допускались лишь те, кто дал монашеский обет. Притон имел крышу из железных листов, пол был вымощен каменными плитами. Монахи входили через дверь в дальнем конце коридора, а все остальные — через металлическую калитку со стороны улицы.

Посетители, приехавшие сюда со всех концов страны и принадлежавшие к разным слоям общества, выстраивались вдоль стен. Разумеется, все стояли — садиться в присутствии Стоячих монахов не полагалось. Около входа с улицы над открытой сточной канавкой был устроен кран, где можно было выпить воды или сплюнуть. Монахи переходили от человека к человеку, от одной группы к другой, готовили гашиш в глиняных чиллумах и курили вместе с посетителями.

Лица монахов буквально излучали страдание. Рано или поздно каждый из них, пройдя через непрерывные многолетние муки, начинал находить в них священное блаженство. Свет, порожденный мучениями, струился из глаз Стоячих монахов, и мне никогда не встречались люди, чьи лица сияли бы так, как их выстраданные улыбки.

К тому же они всегда были до предела накачаны наркотиком и, пребывая в мире своих неземных грез, имели чрезвычайно величественный вид. Они не употребляли ничего, кроме кашмирского гашиша, лучшего в мире сорта, который изготавливается из конопли, выращиваемой у подножия Гималаев в Кашмире. Монахи курили его всю свою жизнь, и днем, и ночью.
Мы стояли у дальней стены коридора. Позади нас была запертая дверь, через которую вошли монахи, а спереди — две шеренги людей, тянувшиеся вдоль стен до самого выхода на улицу. Некоторые мужчины были одеты в европейские костюмы или джинсы, сшитые по авторской модели. Рядом с ними стояли рабочие в набедренных повязках и люди в национальной одежде, прибывшие из самых разных уголков Индии. Среди них были старые и молодые, богатые и бедные. Глаза их то и дело обращались на нас с Карлой, двух бледнолицых иностранцев. Некоторые были явно шокированы тем, что в их ряды затесалась женщина. Но, несмотря на всеобщее любопытство, никто не подошел и не заговорил с нами, их внимание было в основном сосредоточено на Стоячих монахах и гашише. Приглушенные голоса переговаривающихся посетителей сливались с музыкой и обрядовыми песнопениями, лившимися из спрятанных динамиков.

Индию называют страной со многими лицами, потому что составить о ней однозначное представление невозможно. Особенно если речь идет о культурном наследии, которое несут с древних времен старинные индийские храмы.

Топ-10 самых популярных храмов — фото и описание

Каждый из храмов – страница истории, часть богатой биографии страны и народа, которому есть что сказать будущим поколениям.

Тадж-Махал

Ни один популярный туристический маршрут не обходится без посещения легендарного Тадж-Махала. Пополнивший в 2007 году ряды новых семи чудес света знаменитый мавзолей-мечеть удивляет гостей страны не только потрясающей архитектурой, но также романтичной историей создания, которая уходит корнями в 17 век.

Тадж-Махал – это памятник любви , построенный королем Великих Моголов Шах-Джаханом в честь любимой жены, красавицы Мумтаз, скончавшейся при рождении 14 ребенка.

В память о любимой женщине Шах-Джахан воздвиг сказочной красоты дворец, в котором похоронил супругу и через время сам нашел вечный покой.

Мраморные стены мечети в течение суток меняют цвет :

  • днем сооружение сияет белизной ;
  • в свете луны здание лучится серебристыми оттенками ;
  • на рассвете дворец становится алым .

Завершают архитектурный ансамбль сады с прудами и фонтанами . Существует легенда, что Шах-Джахан планировал выстроить точную копию Тадж-Махала из черного мрамора на противоположном берегу реки, но, свергнутый с трона собственным сыном, не успел этого сделать.

Лотоса

Название этого храма отражает его внешний вид – сооружение из белого мрамора с 9 входами и единственным куполом напоминает раскрывающийся цветок лотоса с 27 лепестками, полюбоваться которым можно, посетив столицу Индии, Нью-Дели.

Храм Лотоса воздвигнут для приверженцев бахаизма в 1986 году и соответствует догмам из священных писаний: имеет девятиугольную форму и один купол, символизирующий единство всех религий (храм принимает сторонников разных вероисповеданий).

В 75-метровом центральном зале не найти алтарей, изображений или скульптур, зато здесь есть лавочки, на которых одновременно предаваться молитвам могут 1300 человек .

Зданию храма Лотоса присущи черты еще одного знаменитого строения – оперного театра в . Именно он вдохновил архитектора Фариборза Сахба на создание подобного сооружения.

Шивы

Независимо от времени суток и дня недели в храме Шивы в всегда многолюдно . Сюда спешат паломники со всего света отдать дань уважения самому почитаемому божеству – воинственному Шиве.

Архитектурный комплекс представляет собой здание из цветного гранита , по бокам которого расположены статуи слонов.

На территории храма установлены фигуры различных божеств из Махабхараты, а также самая большая в мире статуя Шивы , высотой 37 метров. Во время религиозных праздников служители храма украшают слонов красками и цветами, символизируя сына Шивы (Ганешу).

В Индии считается, что благословение этих священных животных приносит удачу.

Смотрите увлекательное видео о храмах Индии:

взахлеб читаю "шантарам"..сегодня прочла историю про "стоячих монахов" - оч любопытно..прибежала домой и сразу в инет..но ничего про них не нашла =(((и даже ни картиночки... вот кусочек из книги:

[ Cтоячие монахи давали обет ни разу за всю оставшуюся жизнь не присаживаться и не ложиться. Они стояли и днем, и ночью, постоянно. Стоя они ели, стоя отправляли естественные потребности. Стоя они молились и пели. Даже спали они стоя, подвешенные на лямках, которые удерживали их в вертикальном положении, не позволяя в то же время упасть.

Лет через пять-десять непрерывного стояния ноги их начинали распухать. Кровь с трудом перемещалась по уставшим сосудам, мышцы утолщались. Ноги раздувались до невероятных размеров, теряли всякую форму и покрывались варикозными язвами. Пальцы едва заметно выступали на распухших слоновьих ступнях. А затем ноги начинали худеть и худеть, пока не оставались одни кости, покрыте тонкой пленкой кожи с просвечивающими высохшими венами, напоминающими муравьиную тропу.

Боль, которую они испытывали ежеминутно, была мучительной. При каждом нажатии на ступню острые иглы пронзали всю ногу. Из-за этой непрекращающейся пытки монахи не могли стоять спокойно и то и дело переступали с ноги на ногу, раскачиваясь в своем медленном танце, который так же гипнотизировал зрителя, как действуют на кобру руки заклинателя, плетущие на флейте усыпляющую мелодию.

Некоторые из Стоячих монахов давали обет в шестнадцать или семнадцать лет, влекомые призванием, которое побуждает других становиться священниками, раввинами или имамами. Многие отвергали окружающий мир в более старшем возрасте, рассматривая его лишь как подготовку к смерти, одну из ступеней вечного перевоплощения. Немало монахов были в прошлом бизнесменами, безжалостно сметавшими всё и вся на своем пути в погоне за удовольствиями, выгодами, властью. Встречались среди них и набожные люди, которые сменили несколько конфессий, все больше ужесточая приносимые ими жертвы, пока в конце концов не присоединялись к секте Стоячих монахов.

Попадались в монастыре и преступники - воры, убийцы, члены мафий и даже их главами - стремившиеся искупить свои грехи бесконечными муками и найти душевный покой.

Курильня представляла собой узкий проход между двумя кирпичными зданиями позади храма. На принадлежавшей храму территории располагались отгороженные от внешнего мира сады, галереи и спальные помещения, куда допускались лишь те, кто дал монашеский обет. Притон имел крышу из железных листов, пол был вымощен каменными плитами. Монахи входили через дверь в дальнем конце коридора, а все остальные - через металлическую калитку со стороны улицы.

Посетители, приехавшие сюда со всех концов страны и принадлежавшие к разным слоям общества, выстраивались вдоль стен. Разумеется, все стояли - садиться в присутствии Стоячих монахов не полагалось. Около входа с улицы над открытой сточной канавкой был устроен кран, где можно было выпить воды или сплюнуть. Монахи переходили от человека к человеку, от одной группы к другой, готовили гашиш в глиняных чиллумах и курили вместе с посетителями.

Лица монахов буквально излучали страдание. Рано или поздно каждый из них, пройдя через непрерывные многолетние муки, начинал находить в них священное блаженство. Свет, порожденный мучениями, струился из глаз Стоячих монахов, и мне никогда не встречались люди, чьи лица сияли бы так, как их выстраданные улыбки.

К тому же они всегда были до предела накачаны наркотиком и, пребывая в мире своих неземных грез, имели чрезвычайно величественный вид. Они не употребляли ничего, кроме кашмирского гашиша, лучшего в мире сорта, который изготавливается из конопли, выращиваемой у подножия Гималаев в Кашмире. Монахи курили его всю свою жизнь, и днем, и ночью. ]