Основные направления органов фсб. Бортников: Иностранные спецслужбы стремятся проникнуть во все сферы деятельности нашего государства Игры с ЦРУ

Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

д) необходимость обеспечения собственной безопасности;

Е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается только на основании постановления судьи и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих право граждан на неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании постановления судьи.

При необходимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, руководитель органа контрразведки или его заместитель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в проведении соответствующих мероприятий, а также приводятся данные, подтверждающие обоснованность ходатайства (за исключением сведений, указанных в части второй статьи 24 настоящего Федерального закона). Перечень категорий руководителей органов контрразведки и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Рассмотрение ходатайства о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, должно осуществляться судьей единолично и незамедлительно по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

а) о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;

б) об отказе в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать 180 суток, если судьей не принято иное решение. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит решение на основании вновь представленных материалов.

Отказ судьи в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, орган контрразведки, ходатайствующий об их проведении, вправе обжаловать в вышестоящий суд.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления либо когда имеются данные об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления руководителя органа контрразведки или его заместителя при проведении контрразведывательных мероприятий допускается ограничение указанных в настоящей статье конституционных прав граждан без предварительного судебного постановления с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов с момента ограничения конституционных прав граждан. Орган контрразведки в течение 48 часов с момента ограничения конституционных прав граждан обязан получить постановление судьи о таком ограничении либо отменить указанное ограничение.

Постановление судьи о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах контрразведки.

Ходатайство руководителя органа контрразведки или его заместителя о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, постановление судьи и материалы, послужившие основанием для его принятия, представляются в органы прокуратуры в случае проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами контрразведки законодательства Российской Федерации.

Результаты контрразведывательных мероприятий могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Приложение 2

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ США

В 1948 году отдел специальных операций ЦРУ получил задание о сборе разведывательных данных в Советском Союзе, его военных намерениях, атомном оружии и современных ракетах. Кроме того, ЦРУ США интересовали сведения о советских действиях в Восточной Европе, Северной Корее, Северном Вьетнаме и других странах. Американцы доходили до абсурда. Так, например, высокопоставленные чиновники Пентагона требовали от ЦРУ, чтобы на каждом аэродроме от Берлина до Урала находилось по агенту с радиостанцией для передачи секретной информации.

Подобные операции ЦРУ активизировались в 1949 году, когда началась заброска американских агентов в СССР по воздуху, а затем агентов засылали по суше, морю и воздуху из различных регионов мира - Скандинавии, Западной Германии, Греции, Турции, Ирана и Японии. При этом заброшенные агенты собирали разведывательные данные от Мурманска до Сахалина. За пять лет американские спецоперации в СССР не дали должных результатов и были прекращены. Однако потери были велики, затраты значительны, а результаты минимальны.

ЦРУ было не единственной разведывательной организацией США, собиравшей информацию о Советском Союзе. Этим же занимались и спецслужбы ВВС США, которые планировали и реализовывали агентурные программы, чтобы получить советские секреты. Ряд секретных данных о советской авиации сообщали официальные представители США - военные атташе, особенно во время военно-воздушных парадов. Все эти сведения тщательно перепроверялись специалистами.

Для сбора секретных сведений военные атташе США часто использовали самое современное фотографическое и электронное оборудование, которое доставляли, как правило, скрытно в район парада. Донесения военных атташе с публичных мероприятий были очень важными источниками разведданных. Впоследствии ЦРУ и другие спецслужбы военной разведки США значительно расширили применение технических средств при сборе разведданных о Советском Союзе. Американские разведслужбы бдительно следили за постройкой аэродромов, ракетных пусковых площадок, военных баз и других стратегически важных объектов. Кроме того, собранная американскими разведслужбами подобная информация требовала подтверждения спецслужбами фоторазведки.

В результате этого американские самолеты фоторазведывательной эскадрильи начали выполнять возложенную на них работу, получившую впоследствии кодовое название «Леопард». В то же время американцы начали активизировать сбор информации о советских военных объектах с помощью электронной разведки, которая осуществляла поиск сигналов советских радиолокаторов. При проведении этих операций США широко применяли электронное разведывательное оборудование, которым были оснащены самолеты. Перехваченные сигналы позволяли аналитическим спецслужбам ЦРУ определить, используется ли радиолокатор для дальности обнаружения управляемого с земли перехвата или наведения ПВО. Бывали случаи, когда американские самолеты залетали в глубь советской территории.

Однако значительное внимание ЦРУ США уделяло разведданным об атомном вооружении СССР, для чего использовались специальные самолеты В-29. Одновременно с началом программы воздушной разведки США начали организовывать новые наземные станции радиоперехвата, ориентированные только на СССР.

Следует отметить, что в США существует Разведывательное сообщество, во главе которого стоит директор Центральной разведки, который является также директором ЦРУ. В состав Разведывательного сообщества, помимо ЦРУ, входят структуры, указанные на рис. 1.

Кроме того, разведывательной деятельностью в США занимаются спецслужбы Министерства финансов, энергетики, фармацевтической администрации, штаб директора центральной разведки. РУМО, УПР, АНБ и разведслужбы четырех родов войск - все входят в состав Министерства обороны. Что касается ФБР, то оно выполняет в основном полицейские функции в пределах Соединенных Штатов Америки и уполномочено федеральными властями возглавлять все контрразведывательные операции на территории США.

Так, например, РУМО как военная организация учреждено в 1961 году в целях координации деятельности специальных служб различных родов войск вооруженных сил США, выполняет функции разведывательного подразделения Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ), министра обороны, а также высших полевых штабов. Директор РУМО является также начальником разведки ОКНЧ.

РУМО создал министр обороны Роберт С. Макнамара, поставив в качестве основной задачи согласование разведывательных выводов и оценок, которые до этого готовились спецслужбами различных видов вооруженных сил индивидуально. РУМО подотчетно как директору центральной разведки, так и министру обороны.

Отдельные военные спецслужбы были сохранены, включая армейскую разведку, морскую разведку, военно-воздушную разведку, и продолжают выполнять прежние задачи.

Что касается РУМО, то оно ведает технической разведкой и обеспечивает разведывательной информацией Генеральный штаб Министерства обороны США. К 1975 году штаты РУМО достигли 4600 человек, а ежегодный бюджет оценивался более чем в 200 миллионов долларов.

Во время войны в Персидском заливе (1991 год) около 2000 сотрудников РУМО были прикомандированы к Вооруженным силам Антииракской коалиции, возглавляемым США в Кувейте и Ираке.

Кроме того, в последние годы РУМО отвечает и за разведывательное обеспечение миротворческих сил ООН. В 1995 году в РУМО было организовано специальное подразделение - служба агентурной разведки Министерства обороны США, которое добилось для себя права самостоятельно работать с зарубежной агентурой и открывать подставные разведывательные фирмы. При этом РУМО разбито на три центра:

1. Центр ведения национальной военной разведки занимается добыванием и извлечением сведений военной разведки из имеющихся материалов по самому широкому спектру вопросов.

2. Центр национальной военной разведки по сбору разведывательной информации руководит системой военных атташе, а также занимается агентурной разведкой.

3. Центр системы национальной военной разведки составляет информационные базы данных, а также ведет каталоги и разведархивы.

Штаб-квартира РУМО находится в Пакистане, а аналитический центр разведки размещен на территории авиабазы «Боллинг» на юго-западе Вашингтона. Директоров РУМО назначает своим личным распоряжением министр обороны США.

На рис. 2 показана обобщенная структура разведывательного сообщества Соединенных Штатов Америки.

Несомненно, ЦРУ занимает ключевые позиции в разведывательном сообществе США, которое было учреждено президентом Трумэном для координации деятельности американской разведки. В сентябре 1947 года был принят закон о создании Центрального разведывательного управления, задачей которого являлся сбор разведывательной информации и проведение тайных операций. Эти операции, по замыслу Трумэна, должны являться ответом на акции СССР, представляющие угрозы миру и безопасности, а также дискредитации политики США или противодействие ей.

Для проведения тайных операций против СССР была принята специальная директива, а впоследствии был разработан и механизм проведения тайных операций.

Значительную роль в деятельности ЦРУ сыграл ее руководитель Даллес, создав особую культуру и уникальную атмосферу. Ее основные положения включали:

1. Мы наделены властью делать все, о чем нас просит президент.

2. Для достижения своих целей мы уполномочены использовать любые средства.

В период с 1950-го по 1961 год ЦРУ охватило своими тайными операциями весь земной шар. Так, например, агенты ЦРУ в 1952 году свергли египетского короля Фаруха и вывели во власть Гамаля Адель Насера. В 1960 году самолеты-шпионы У-2, разработанные под руководством ЦРУ, спокойно кружили над СССР. Но один из них, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, был сбит советской ракетой класса «земля-воздух» в небе над Свердловском. Сам же пилот был взят советскими спецслужбами в плен. Впоследствии его обменяли на двух советских разведчиков, арестованных в США.

Впоследствии цели и задачи ЦРУ стали меняться. Так, например, выступая в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли в июле 1995 года, президент Клинтон очертил новые задачи:

* препятствие распространению в мире оружия массового уничтожения;

* борьба с международной организованной преступностью;

* борьба с промышленным шпионажем и т. д.

Однако действия ЦРУ и других спецслужб США показывают, что Америка не отказалась от своих прежних целей и задач, продолжая собирать разведывательную информацию и на территории современной России. Хотя официально президенты двух государств, США и России, заявили о партнерстве и борьбе с новой мировой угрозой - международным терроризмом.

ИЗРАИЛЬСКАЯ РАЗВЕДКА

После провозглашения Израиля государством в 1948 году в Тель-Авиве было принято решение о полной реструктуризации израильских разведывательных служб. У истоков принятия решения стояли Иссер Беэри и Иссер Харель. Следует отметить, что спецслужбы Израиля ведут свою историю от сионистского конгресса, проходившего в Цюрихе (Швейцария) в 1929 году. На этом конгрессе было сформировано еврейское агентство по Палестине, а позднее была сформирована Хагана - сионистские подпольные силы сопротивления, действующие в Палестине, находящиеся под британским правлением. Для обеспечения агентства разведывательными сведениями была организована Шерут Йедиот, т. е. специализированная информационная служба. Затем эта служба была преобразована в спецслужбу под названием «Шай». Офицеры «Шай» допрашивали новоприбывших беженцев из Чехословакии, Польши, Германии, Бельгии, Франции, Нидерландов и других стран.

В планы «Шай» входило:

1) содействие учреждению Государства Израиль;

2) внедрение своих агентов в британские гражданские службы с целью информирования иудейского и сионистского руководства о намерениях Британии;

3) внедрение в арабские и антисионистские организации в Палестине и за рубежом;

4) обеспечение безопасности контрабанды оружия и нелегальной эмиграции движения Хагана.

Так, агенты «Шай» внедрились в Британскую таможню, полицейскую, почтовую и транспортную службы.

Успехи «Шай» не помешали ее роспуску, ее функции были распределены между новыми агентствами. Так, разведывательная служба Генерального штаба должна была отвечать за военную разведку, полевую разведку, контрразведку, цензуру и радиоразведку. Кроме того, в Министерстве иностранных дел была учреждена спецслужба, которая отвечала за добычу политических, военных и экономических сведений за пределами Израиля.

Премьер Израиля Бен-Гурион приказал также учредить внутреннюю службу безопасности. Начальником этой службы был назначен Харель, который родился в 1912 году в России. Его отец был видным раввином, а мать - дочерью богатого еврейского фабриканта. В январе 1930 года он покинул Россию и уехал в киббуц в пригород Тель-Авива. Вскоре он возглавил еврейский специальный отдел, превратив его в один из наиболее действенных отделов «Шай».

В 1950 году Армия обороны Израиля (АОИ) учредила собственные военно-разведывательные службы. Однако исключительные права на внешнюю разведку оставались за политическим отделом.

Впоследствии была создана новая разведывательная организация по подобию американской, но подчиненная непосредственно премьер-министру Бен-Гуриону. 7 апреля 1951 года, спустя три года после образования Израиля, появилась израильская военная разведка - «Моссад», своего рода Центральное ведомство разведки и безопасности. В ведение этой службы были переданы вопросы внешней разведки, и она входила в подчинение администрации израильского премьера. Первым директором «Моссада», так называемым «отцом-основателем» всей системы современной израильской разведки являлся уроженец Иерусалима. Его настоящее имя - Реувен Засланский, выходец из семьи ортодоксальных иудеев.

Шилоах, основатель «Шаи» (разведка подпольной еврейской армии «Хагана»), также сотрудничал с американским управлением стратегических служб (УСС) в Вашингтоне, Каире и Стамбуле. В 1949 году Шилоаха назначили председателем Израильского координационного комитета по разведке, созданного с целью введения централизующего начала и установления надзора за деятельностью разрозненных спецслужб.

Позднее вновь была проведена реорганизация всей системы израильской разведки, которую провел все тот же премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион.

В Израиле также действовала служба внутренней безопасности «Шин-Бет», которая была образована 30 июня 1948 года. Ее шефом стал Иссер Харел. Поначалу «Шин-Бет» входила в израильские силы обороны. А в конце 50-х годов «Шин-Бет» получила от Бен-Гуриона полную самостоятельность и стала подотчетна непосредственно премьер-министру Израиля. Впоследствии Харель, который был провозглашен распорядителем всей системы израильских спецслужб, прибрал к рукам и АМАН - израильскую военную разведку.

Израильская разведка вела борьбу с арабским шпионажем соседних государств, которые забрасывали своих агентов, диверсантов и террористов. Израильские специалисты вели постоянную борьбу против таких арабских движений, как «Исламский джихад», «Хамас» и «Хезболлах». Эти боевые арабские организации категорически выступали против заключения с Израилем каких бы то ни было соглашений. Поэтому долгое время практически все силы и ресурсы «Шин-Бет» были направлены на борьбу с арабскими экстремистами.

После того как СССР отказался от своей изначальной политики поддержки Израиля и превратился в главного поставщика оружия для арабских стран, «Шин-Бет» включила в сферу интересов работу по советским и восточно-европейским дипломатам.

Самая значительная оплошность за всю историю «Шин-Бет» заключалась в том, что она не смогла предотвратить убийство премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, совершенное 4 ноября 1995 года. Тогдашний директор «Шин-Бет» Карми Гилон принял на себя вину за случившееся. Его преемник, контр-адмирал Ами Аялон, пришел в службу безопасности с поста командующего ВМФ Израиля. Это был первый руководитель «Шин-Бет», чье назначение было публичным.

На рис. 3 приведены фамилии людей, которые в разные годы возглавляли службу безопасности Израиля.

Необходимо отметить, что 70-е годы ознаменованы не только безмолвными внедрениями шпионов, тайными захватами техники, но и достаточно шумными операциями. 5 сентября 1972 года члены организации «Черный сентябрь» секретной службы Организации освобождения Палестины (ООП) захватили в Олимпийской деревне в Германии более десяти израильских спортсменов. Однако на глазах у начальника «Моссада» Цви Замира немецкие спецслужбы провалили спецоперацию по освобождению захваченных людей. Хотя пули первого залпа угодили в террористов «Черного сентября», некоторые из них все-таки успели убить еврейских спортсменов-заложников.

Для возмездия террористам, убившим израильских спортсменов, был организован комитет «Х», с премьер-министром Голдой Меир и министром обороны Моше Даяном во главе. Комитет принял решение устранить всех террористов «Черного сентября». Указанная операция длилась с 1972-го по 1979 год и была успешно завершена спецслужбами Израиля.

Не менее громкая операция была ознаменована похищением офицера СС Эйхмана, которого выкрали израильские службы, погрузили его в самолет и вылетели в Израиль. Впоследствии он был повешен. Это была месть за уничтожение Эйхманом евреев во время Второй мировой войны.

Кстати говоря, агенты израильских спецслужб проводят спецоперации и на территории современной России.

В своей книге Леонид Млечин пишет, что в нескольких километрах к северу от Тель-Авива находится мемориал, воздвигнутый в честь четырехсот сотрудников спецслужб Израиля, которые погибли на боевом посту. Указаны только имена и даты смерти. Больше ничего - ни званий, ни должностей, ни обстоятельств смерти. При этом армейская разведка потеряла 261 человека, «Шин-Бет» - 80, «Моссад» - 65. По настоянию родственников погибших разведчиков правительство Израиля воздвигло памятник и тем, кого даже после смерти стараются держать в тени. Этот удивительный памятник - компромисс между стремлением сохранить в тайне могилы разведчиков и желанием чтить погибших.

ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА ТУРЦИИ

Долгое время Турция была серьезным противником как русской империи, так и Советского Союза. А в последнее десятилетие Турецкая военная разведка и ее многочисленные спецслужбы проявляют значительный интерес к России, в частности к республикам Закавказья и особенно Чечне. Необходимо помнить, что Турция является активным членом военного блока НАТО.

У истоков создания Турецкой военной разведки, начиная с 5 августа 1914 года стояла героическая личность - Энвер-Паша. Тогда еще в Османской империи он создал специальную разведывательную организацию под названием «Тескилат-И-Махеуса».

В настоящее время главной турецкой разведывательной службой является Национальная разведывательная организация Истихбарай Тескилати (МИТ). Эта служба также выполняет и контрразведывательные операции. Ее главой со 2 февраля 1998 года является кадровый военный разведчик - Шенкал Атасагун, который прежде занимал пост представителя спецслужбы в Англии.

Последний раз МИТ была реорганизована 22 июля 1965 года. Она тесно сотрудничает с разведывательными спецслужбами европейских государств и США.

С 1992 по 1998 год ее руководителем был бывший дипломат Сонмез Коксаль - первый гражданский шеф разведывательной и контрразведывательной спецслужбы. Штаб-квартира МИТ находится в турецкой столице - Анкаре, а ее шеф докладывает разведсведения непосредственно премьер-министру страны.

По данным турецких газет, бюджет МИТ в 1999 году составлял около 300 миллионов долларов США, т. е. на 61 % больше, чем в 1998 году.

Пожалуй, самым значительным успехом турецких спецслужб является захват их агентами лидера Курдской рабочей партии Абдаилы Оджалоне, за которым спецслужба Анкары охотилась 14 лет. Необходимо подчеркнуть, что разведывательное сообщество в Турции играет значительную роль, в том числе и в политике. Это заметно проявилось после 11 сентября 2001 года. Так, например, американское командование позволило Турции провести серию спецопераций в Афганистане.

В последние годы руководители турецких спецслужб активизируют свою работу на различных направлениях, особенно со своими ближайшими соседями. Так, например, летом 2002 года президент Турции Неджет Сезер подписал с иранским лидером Мохаммадом Хатами меморандум о развитии двухстороннего сотрудничества в военной области, в том числе и по направлениям разведывательных и других спецслужб. В это же время начальник Генштаба Турецкой армии Хусейн Кыврыкоглу вместе с начальником Генштаба Сирии генералом Хасаном Гуркмани подписали договор о военном сотрудничестве между Турцией и Сирией. Это достаточно характерный момент, что Турция, ближайший военный партнер США и Израиля, подписала соглашение с двумя основными противниками собственных союзников - Ираном и Сирией, при этом оставаясь надежным партнером США и Израиля, в том числе и в области разведки и контрразведки.

К сожалению, приходится констатировать, что военные разведывательные сообщества России и Турции являются жесткими соперниками, воевавшими друг с другом много раз. Оба государства до сих пор тратят значительные финансовые, материальные и человеческие ресурсы в противостоянии друг к другу. Этому есть ряд доказательств. Так, например, российские спецслужбы неоднократно задерживали турецких агентов в Чечне (гражданин Турции Али Йаман), а также в Ставропольском крае, Челябинске и других регионах.

Следует также отметить, что турецкие военно-разведывательные службы в значительной мере наводнили своими агентами, а в ряде случаев и официальными представителями бывшие республики СССР - Азербайджан, Узбекистан и Грузию.

Кроме того, Турция, будучи не самой богатой страной, тратит огромные финансовые средства на развертывание по всей территории современной России значительного числа турецких школ и различных турецких культурных центров, в которых немаловажную роль играют турецкие разведывательные и контрразведывательные службы. Причем география этих школ распространяется от Ростова-на-Дону до Новосибирска. Целями этих школ и центров является создание в будущем единого тюркского государства - Беликова Туране, нечто наподобие Османской империи. В состав этого государства по замыслам лидеров этих радикальных идей предполагается включение нескольких российских регионов. Так, например, по официальному заявлению ФСБ России 19 апреля 2001 года турецкие спецслужбы были причастны к захвату в январе 1996 года парома «Аврасия», а в марте 2001 года - к угону самолета ТУ-154 в Саудовскую Аравию.

Хотел бы несколько слов сказать о турецком спецназе - это армейские спецподразделения, в которые входят бригады командос и морской спецназ (в том числе противодиверсионный спецназ и боевые армейские пловцы). Так, например, 1-я бригада командос базируется в турецком районе Кайзери (Kayseri), другая бригада расположена в Болу. Кроме того, турецкие вооруженные силы имеют спецподразделения горных егерей. А бригада морской пехоты расположена недалеко от Израиля. Задача указанных подразделений - проникновение на территорию противника, осуществление диверсий и сбор разведывательных данных. Следует также отметить, что армейские спецподразделения принимают активное участие в подготовке аналогичных спецподразделений в Казахстане, Грузии, Азербайджане, Узбекистане.

Турецкий военно-разведывательный спецназ проводит операции по всему миру: в 1950 году 4,5-тысячный турецкий воинский контингент участвовал в корейско-американской войне, в 1999 году тысячный отряд военных активно участвовал в боевых действиях в Косово и, наконец, как отмечалось выше, помогал американцам в их последней войне в Афганистане.

Все это говорит о том, что российские военно-разведывательные органы и спецслужбы должны наиболее активно работать на турецком направлении.

Из книги автора

Уничтожение государств - Но почему этот факт является глобальной, т. е. общемировой тайной?- Давайте я подведу вас к ответу на этот вопрос с разных сторон, поскольку это очень не простой вопрос, и ответ на него очень не прост.Я уже в нескольких книгах, где уместно было об

Из книги автора

Современные кризисы и будущее государств Современный мир теряет устойчивость под воздействием трех планетарных явлений: конца гегемонии США, глобального изменения климата и краха государственности в некоторых частях света. Являются ли эти кризисы чем-то принципиально

Из книги автора

Распад государств На пространствах, занятых слабыми государствами или структурами с отсутствующей государственностью – в силу ли давления окружающей среды, перенаселения, вторжения США, других великих держав либо по иной причине, – появляются военизированные

Из книги автора

Участие иностранных граждан и государств в поддержке режима Дудаева-Масхадова Двойная мораль и информационные провокацииИнформационные провокации стали продуктом сотрудничества антироссийских сил и чеченских мятежников. Выстроенные ими информационные каналы

Из книги автора

Риски при создании двух государств Уникальность конфликта между Палестиной и Израилем состоит в том, что каждая из сторон претендует на обладание одной и той же территорией. Для палестинцев это часть их большой родины, а для евреев – их историческая родина, земля

Из книги автора

Приложение 1. Участие иностранных интервентов в разделе бывшей Российской империи (1918–1920) Великобритания Войска Великобритании – это прежде всего СПСР (Силы поддержки Северной России) численностью до 28 тысяч человек, военная миссия, южно-русский танковый

Из книги автора

Динамическое множество национальных государств Одураченные и поверившие в «дедуктивные» и «индуктивные» методы люди думают, что универсальные принципы есть не более чем механическая «повторяемость». Открытие Кеплером принципа гравитации и его же открытие

Из книги автора

Приложение 2 Ультрамодерн, эпоха империй, закат государств Интервью А. Дугин а В. Тимошенко - журнал «Бизнес и инвестиции». 2003. ИюньВ. Тимошенко: Александр Гельевич, похоже, что современный мир входит в точку бифуркации, после которой может последовать его развитие,

Из книги автора

Разведывательные НЛО Уже в сентябре 1947 года, то есть в самом начале Холодной войны, одно из отделений компании «Дженерал Миллз» получило заказ от ВВС и ВМФ на разработку воздушных шаров очень больших размеров. Сделанные из пластмассы и наполненные водородом или гелием,

Из книги автора

СПАСЕНИЕ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ГОСУДАРСТВ Одна из задач, требующих от международного сообщества максимума усилий, - спасение недееспособных, разваливающихся государств. Проведение обычных программ международной помощи в данном случае бесполезно. Тем временем ситуация

Из книги автора

Глава 10 МРАЧНЫЙ МИР ГОСУДАРСТВ-КОРПОРАЦИЙ Страшное «светлое будущее» по Фурсову «К 2020 году национальные границы будут стерты не только с карт, но и из человеческой памяти. Культурные различия еще останутся, но сверхдержавами будут несколько транснациональных

Из книги автора

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФМинистр

Из книги автора

II. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет председатель Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам МИНИСТЕРСТВО

Из книги автора

Убийства глав государств В свете сказанного не стоит удивляться тому, что физическое уничтожение глав других государств представляет собой отработанный тип операций в практике ЦРУ.Наибольшее внимание привлекает серия из восьми попыток убийства Фиделя Кастро

Из книги автора

Глава IX. Где следует искать ЦРУ и другие разведывательные организации Наше правительство, так же как и другие правительства, предпринимает определенные действия в области разведки в целях осуществления внешнеполитического курса и обеспечения национальной

Из книги автора

Использование террористов для ведения подрывной деятельности против иностранных государств Секретные службы США не только поощряют террористические акции реакционных организаций и используют их для ведения подрывной деятельности против иностранных государств, но и

Внедрение агентов секретных служб иностранных государств идет по двум основным каналам:

  • 1) включение их в различные миссии наблюдателей;
  • 2) деятельность агентов спецслужб под прикрытием гуманитарных организаций и бизнес-структур.

Основные направления работы иностранных спецслужб и дипломатических миссий:

  • 1) сбор и анализ информации о ситуации в обществе, положении власти и оппозиции, протестных настроениях и т.п.;
  • 2) установление контактов с местными НПО, представителями элиты, СМИ, лидерами оппозиционных сил (в случае отсутствия явных авторитетных и харизматических лидеров, определение возможных кандидатур, как это было с фигурой В. Коштуницы в Югославии), бизнес-сообществ, авторитетными представителями местного сообщества (в том числе на территории других стран);
  • 3) формирование массового протестного движения, курирование мероприятий по «раскрутке» оппозиции;
  • 4) организация обучающих семинаров и тренингов для оппозиционного актива;
  • 5) перевозка и распределение денежных потоков для оппозиции:
  • 6) отслеживание действий власти в ситуации начала противостояния с оппозицией;
  • 7) шантаж представителей власти, реальных и потенциальных сторонников власти, представителей правоохранительных органов и армии в процессе подготовки цветной революции;
  • 8) контроль над действиями самих оппозиционеров, препятствование возможностям сговора с властью, внедрению в оппозиционную среду агентов местных спецслужб, утечке информации.

Основой для договоренностей, шантажа и вербовки выступают:

  • 1) уязвимость бизнеса данных лиц как внутри страны, так и за рубежом. Характерное для развивающихся стран срастание бизнес-сообщества и чиновничьего аппарата, наличие у государственных служащих собственных бизнес-структур и активов делает их уязвимыми для внешнего шантажа в случае наличия бизнеса за пределами государства, либо его зависимости от внешних источников;
  • 2) угроза уголовного преследования и ареста на территории других государств по обвинению в коррупции, военных преступлениях и т.п. Лишение возможности перемещения за пределами государства является, в том числе, продолжением тактики экономического шантажа;
  • 3) наличие серьезного компромата, возможности его эффективного обнародования и «раскрутки» как до начала переворота, так и после его окончания, если лицо не выразит готовности к сотрудничеству и окончательно окажется в лагере проигравших. Эффективность компромата во многом определяется возможностью его обнародования в конкретной социально- политической ситуации противостояния различных политических клик. За него может ухватиться противостоящая группировка и «раскрутить» в своих целях. Или данное лицо может быть переведено в статус «козла отпущения» для своих, вынужденных (или желающих) его «слить». Также основой для шантажа и вербовки может выступать возможность фабрикации и раскрутки (как во внутренних, так и международных СМИ) компромата, даже в случае его отсутствия;
  • 4) «позитивный компромат». Знание интересов, потребностей и целей индивида позволяет его «купить», не обращаясь к запугиванию негативными санкциями. Ведь «революция» может хорошо вознаградить своего сторонника в ситуации дележа портфелей и собственности, сконцентрированных в руках «антинародного режима»;
  • 5) прямой или непрямой подкуп. Латентный подкуп может выражаться в предоставлении возможностей и преференций бизнесу данного лица и/или его родственников.

Теду Гарру принадлежит следующее интересное высказывание: «Один из наиболее сильнодействующих эффектов «революционных призывов» состоит в том, чтобы убедить людей в том, что политическое насилие может обеспечить приобретение для себя ценностей, соответствующих цене риска и вины или даже превосходящих их» .

Немецкий режиссер Сюзанн Брандштэттер сняла в 2003 г. документальный фильм-расследование о свержении режима Чаушеску - «Шах и мат - Стратегия революции или Анализ конкретного примера американской политики». О методах «организации революции» в фильме рассказывает бывший офицер французских спецслужб Доминик Фонвьель.

  • 1. Сначала необходимо определить в данной стране те силы, что выступают против режима, чтобы его дестабилизировать, выявить людей, настроенных против существующего режима, которые имеют влияние и пользуются доверием у населения.
  • 2. Следует начать извне эффективную кампанию пропаганды, которая пытается доказать, что этот режим все ненавидят, что он изолирован от других стран, что у него больше нет права называться свободным государством. И следует показать, что оппозиционные движения, которые появятся, являются легитимными.
  • 3. Подготовка будущего главы государства. Нужно будет заменить главу старого режима. Его нужно подготовить, он должен вступить в должность естественным образом. Это означает, что он должен быть одним из лидеров оппозиционного движения или же он должен быть признан всеми оппозиционными движениями. Это также должен быть не тот, кто будет удовлетворен двадцатью годами в изгнании и затем - прибытием в страну в иностранном обозе или же в самолете вместе со спецназом, который должен осуществить первые этапы дестабилизации. Он должен быть убедительным, иначе он не сможет появиться или даже создать заслуживающее доверия правительство.

В русле концепций «культурной гегемонии» А. Грамши во многом построена и американская концепция «мягкой силы». В случае если интеллигенция в том или ином обществе имеет большой вес и является настоящей властительницей дум, она тут же выступает в качестве интересного и необходимого объекта для вербовки. Непонимание власти идей и представлений, распространявшихся в среде интеллигенции, над формированием контуров «образа будущего», погубило негибкие политические режимы стран соцлагеря и СССР. О своих тесных связях с «дипломатами» из ЦРУ в период подготовки свержения режима Чаушеску в Социалистической Республике Румынии рассказывает бывшая венгерская диссидентка Энике Бол- лобаш, являвшаяся в 1989 г. заместителем посла Венгрии в Вашингтоне: «Они хотели объединить всех, кто был против Чаушеску и настроенных про демократически. Им удалось завербовать важных румынских интеллектуалов, писателей, мыслителей, философов и ученых. Это было время, когда встречи с этими дипломатами происходили ночью под мостом, и нужно было придумывать различные легенды. Этой небольшой сети в Румынии удалось подготовить общественное мнение, что затем создало подходящую обстановку для свержения Чаушеску».

За какими секретами охотятся иностранные шпионы и как работает российская контрразведка, главному редактору «АиФ» Николаю ЗЯТЬКОВУ рассказал директор ФСБ России генерал армии Николай ПАТРУШЕВ.

Николай Платонович, с чем связана активизация в последние годы разведдеятельности иностранных спецслужб в отношении России?

Деятельность иностранных разведок в отношении нашего государства всегда была масштабна, а их активность не снижалась. При этом расходы ведущих иностранных держав на содержание спецслужб ежегодно увеличиваются на 15-20%. Прежде всего они интересуются сведениями о политической и социально-экономической обстановке в России, шагах руководства страны, направленных на укрепление государственности, территориальной целостности и экономики, отстаивание национальных интересов на международной арене, в том числе о реакции на развитие событий в странах СНГ. Особенно интересует зарубежные разведорганы состояние боеготовности, ход реорганизации российских Вооружённых сил, в первую очередь их ракетно-ядерной составляющей, развитие оборонно-промышленного комплекса, передовые образцы вооружений и военной техники, перспективные научные исследования, положение на Северном Кавказе и в регионах Дальнего Востока, Сибири, сырьевые ресурсы и инфраструктура их транспортировки.

В настоящее время значительные усилия зарубежных спецслужб направлены на получение информации о ситуации, связанной с предстоящими выборами в Государственную думу и Президента Российской Федерации. Большой интерес с их стороны проявлен к расстановке политических сил, характеризующих данных кандидатов в депутаты и на пост главы страны, деятельности оппозиции. Кроме того, они пытаются в выгодном руководству своих государств русле оказывать влияние на протестные настроения и выступления в России.

Помимо этого в ряде западных держав продолжают сохранять свои позиции политики, всё ещё мыслящие категориями времён «холодной войны». В духе школы Бжезинского ими прилагаются значительные усилия для того, чтобы воспрепятствовать России стать равноправным участником международных отношений, предъявляются претензии на наши территории и национальные богатства. Ставя распад СССР себе в заслугу, они теперь вынашивают планы, направленные на расчленение России. Специальные службы и организации ими рассматриваются в качестве достаточно эффективного инструмента их реализации.

Грузия и Польша на службе ЦРУ

- Спецслужбы каких государств особенно активны в этом плане?

Несмотря на известные всем глобальные изменения, произошедшие в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века, спецслужбы государств - членов НАТО по-прежнему весьма активны в отношении России. Причём в этом ряду особо следует выделить Великобританию, спецорганы которой не только ведут разведку по всем направлениям, но и стараются повлиять на развитие внутриполитической ситуации в нашей стране.

Отличаются своими действиями и турецкие спецслужбы, которые стремятся создавать и развивать позиции среди политической элиты и представителей крупного бизнеса в российских регионах компактного проживания мусульман. Пакистанская разведка стремится получить доступ к технологиям военного и двойного назначения, а также добыть сведения в отношении военно-технического сотрудничества России с рядом стран.

ЦРУ и СИС (основные разведорганы США и Великобритании. - Ред. ) продолжают привлекать к работе на российском направлении своих партнёров из Польши, Грузии, стран Балтии и некоторых других.

- Удивляет, что против России активно действуют польские, прибалтийские и тем более грузинские спецслужбы.

А что здесь удивительного? Американские и британские спецслужбы оказывают серьёзное влияние на специальные органы как этих государств, так и некоторых других стран Восточной Европы. Это относится к самому широкому спектру: от формирования кадрового состава и распределения бюджета до выбора стратегических направлений деятельности и непосредственной организации совместных разведмероприятий.

В угоду интересам «старших партнёров» и в соответствии с конъюнктурными соображениями политического руководства своих стран упомянутые разведки проводят операции, выходящие далеко за рамки их национальных интересов.

Так, на территории указанных стран развёрнута работа, целью которой является вербовка российских граждан, проводятся операции по связи с агентурой. При этом некоторые из американских и английских союзников действуют весьма агрессивно. Кроме того, отдельные сотрудники спецслужб Грузии не брезгуют поддерживать связи с криминалитетом и всё чаще использовать его в разведывательных акциях и различных провокациях.

- В последнее время в различных источниках часто появляется информация о провалах британской разведки…

Противодействуя британской разведке, мы всегда учитывали её многовековые традиции и огромный опыт в агентурной работе. Нам известны как её сильные стороны, так и слабые. Со времён королевы Елизаветы I сотрудники СИС руководствуются принципом «Цель оправдывает средства». Деньги, подкуп, шантаж, освобождение от наказания за совершённые преступления - их основные методы вербовки.

Разоблачённые нашей контрразведкой в разное время агенты занимали достаточно высокое должностное положение. Это бывшие ответственные сотрудники военной разведки Скрипаль, МИДа - Обухов, внешней разведки - Гордиевский и Оямяэ.

Вместе с тем в последнее время для достижения определённых политических целей англичане сделали ставку на лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений и скрывающихся за рубежом от российского правосудия. Читатели, несомненно, помнят публикации в различных СМИ на тему обращения в органы безопасности российского гражданина Вячеслава Жарко с заявлением о его вербовке сотрудниками СИС при активном участии Березовского и Литвиненко.

Всё это не могло не сказаться на качестве работы британской разведки - отсюда и провалы.

Среди шпионов - военные и учёные

- Какие подразделения ФСБ России занимаются непосредственно контрразведкой?

Главные задачи по противодействию спецслужбам иностранных государств возложены на Службу контрразведки, название которой говорит само за себя. Помимо этого она участвует в оперативном прикрытии государственной границы, совместно с другими подразделениями ФСБ России обеспечивает безопасность представительств иностранных государств на территории нашей страны, а также российских учреждений и граждан за рубежом во взаимодействии с заинтересованными ведомствами.

Значительная роль в защите сведений, составляющих государственную тайну, и борьбе с научно-техническим и экономическим шпионажем принадлежит Службе экономической безопасности. Обеспечением безопасности в Вооружённых силах, в том числе и противодействием иностранным разведкам, занимается Департамент военной контрразведки. Противодействием вниманию зарубежных спецслужб к самим органам безопасности занимается Управление собственной безопасности.

Под руководством этих подразделений организуют свою деятельность территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и иных воинских формированиях, оперативно-технические и научно-технические структуры. В целом можно сказать, что в контрразведывательной деятельности участвуют в той или иной степени все наши подразделения.

- И каковы результаты их работы?

За период с 2003 года выявлено более 270 активно действовавших кадровых сотрудников и 70 агентов иностранных разведок, в числе которых 35 российских граждан. Предупреждены преступные действия ещё 6 граждан нашей страны, намеревавшихся инициативно передать зарубежным спецслужбам сведения, составляющие государственную тайну.

В качестве примеров можно привести разоблачение и осуждение на длительные сроки лишения свободы упомянутых Оямяэ, Скрипаля, Обухова, а также Сыпачёва, Думенкова, Смаля, Белошапкина, Запорожского и других.

Только в текущем году пресечена деятельность 14 кадровых сотрудников и 33 агентов спецслужб иностранных государств. В частности, судом признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 275 Уголовного кодекса (государственная измена), бывший военнослужащий Шабатуров, который с 1999 года сотрудничал с разведслужбой одного из западноевропейских государств и выдал ей сведения о ряде сотрудников российской военной разведки. Совсем недавно, 12 сентября, по этой же статье осуждён бывший сотрудник одного из НИИ Минобороны России Арсентьев, передавший иностранной спецслужбе сведения, составляющие государственную тайну. Сейчас в суде рассматривается уголовное дело ещё на одного человека, а в отношении троих ведётся следствие.

Камень с электронной начинкой

- Какие новинки шпионской техники используют иностранные разведки?

Разведки стремятся обеспечить своих агентов созданной на основе новейших достижений науки специальной техникой, которая позволяла бы им действовать тайно.

Например, одним из самых уязвимых мест в деятельности спецслужб являются операции по связи, поэтому их техническому обеспечению уделяется самое пристальное внимание.

В частности, такие технические средства использовались сотрудниками резидентуры СИС, действовавшими под прикрытием дипломатических должностей посольства Великобритании в России и разоблачёнными в декабре 2005 года.

К техническим новинкам спецслужб Великобритании можно отнести и специальное устройство, замаскированное под аккумуляторную батарею портативного компьютера, работающее на тех же частотах, что и большинство мобильных телефонов. Им англичане снабдили одного из своих агентов. Сотрудник резидентуры, находясь на удалении и не вступая непосредственно в контакт с агентом, мог считывать с «аккумулятора» информацию и передавать собственную. Кроме того, российскому гражданину была передана программа, которая позволяла ему работать на компьютере, не оставляя никаких следов на жёстком диске.

Также зарубежные разведорганы всё чаще пытаются использовать, в частности, возможности Интернета.

В последние годы мы часто слышим о том, что иностранные разведки используют в своей работе неправительственные организации…

Действительно, в арсенале иностранных спецслужб есть практика использования неправительственных организаций (НПО) как для добывания разведывательной информации, так и в качестве инструмента оказания скрытого влияния на политические процессы. Примеры тому можно найти, анализируя события, происходившие во время так называемых «цветных революций» на Украине, в бывшей Югославии, в Грузии и некоторых других странах. Немалую роль в них сыграли молодёжные организации, члены которых были подготовлены на зарубежные средства.

Существует также угроза финансирования через возможности отдельных иностранных НПО фактически подрывной деятельности против России. Она зачастую исходит от международных террористических организаций, которые используют отдельные НПО в собственных интересах, в частности для финансовой поддержки бандформирований на Северном Кавказе. Всё это мы учитываем при организации нашей контрразведывательной деятельности.

Внимательно изучаем и зарубежный опыт. Так, в Соединённых Штатах Америки разработан новый порядок выделения Агентством США по международному развитию грантов неправительственным организациям, который предусматривает ужесточение контроля за их деятельностью, в том числе со стороны спецслужб. Это позволит американским компетентным органам предотвращать использование выделяемых НПО средств в ущерб национальной безопасности своей страны.

Как изменилась ситуация в условиях действия нового российского закона о неправительственных организациях?

Изменения, внесённые в нормативный правовой акт, касаются общегосударственных мер по упорядочению деятельности НПО. Они не затрагивают прав ФСБ России - у нас не добавилось ни функций, ни полномочий.

Хотел бы особо отметить, что мы понимаем важную роль неправительственных организаций в развитии и укреплении гражданского общества в нашей стране и заинтересованы в их деятельности. Внимание же контрразведки привлекают те НПО или их сотрудники, которые занимаются противоправной деятельностью, относящейся к нашей компетенции. Например, это могут быть попытки получить неправомочный доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, или совершение иных действий, угрожающих безопасности России. Естественно, что такая деятельность очень далека от официально заявляемых целей.

Общий враг России, США и Англии

Вы неоднократно подчёркивали важность международного сотрудничества спецслужб в условиях возрастания террористических угроз. Как это можно соотнести с работой контрразведки?

Несмотря на остроту противоборства с иностранными разведками, мы хорошо понимаем, что есть сферы, где спецслужбам необходимо взаимодействовать, в первую очередь это борьба с международным терроризмом.

По нашему мнению, нам удалось сформировать достаточно действенную систему международного сотрудничества. На сегодняшний день сохраняется устойчивая тенденция к расширению его масштабов. Наша служба поддерживает активные контакты со 136 органами безопасности и спецслужбами 76 стран.

Наиболее тесные отношения у нас сложились с коллегами из стран - участниц СНГ в рамках Совета руководителей органов безопасности этих государств (СРОБ). В последние годы к его работе проявляют всё больший интерес наши партнёры из дальнего зарубежья. Так, на заседания совета приглашаются в качестве наблюдателей представители спецслужб Италии, Франции, Германии и Испании. Кроме того, используются механизмы взаимодействия по линии рабочих органов «восьмёрки», институтов ООН, ЕС и ОБСЕ, ШОС и других международных или региональных организаций. Расширяется и сотрудничество в пограничной сфере - повышается эффективность работы Пограничного комитета Союзного государства России и Белоруссии, Совета командующих Пограничными войсками стран СНГ, Совета по пограничным вопросам государств - членов ЕврАзЭС и ряда других структур.

Развитию партнёрских отношений служат ежегодно организуемые ФСБ России мероприятия более широкого формата - международные совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов. В работе шестого совещания, которое прошло 6-7 сентября в Хабаровске, участвовали представители 53 стран и 4 международных организаций. В ходе этой встречи состоялся конструктивный и весьма полезный обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам борьбы с терроризмом.

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Артем Тер-Арутюнян

Актуализация исследования различных аспектов разведывательной деятельности иностранных государств обусловлена осознанной потребностью, проявляемой специалистами и экспертами, изучающими теоретические и практические проблемы обеспечения национальной безопасности РА с учетом современных реалий.

С возникновением и развитием человеческого общества, а в дальнейшем и государственных структур, разведка как направление государственной деятельности развивалась параллельно развитию научной, общественной и политической мысли. Этот вид деятельности функционировал во все времена и во всех государствах, начиная с древнейших времен (Египет, Ассирия, Урарту, Рим, Греция и т.д.) и до наших дней.

Исторические памятники, содержащие сведения о деятельности по обеспечению внешней и внутренней безопасности на территории древней Армении, в частности, о разведывательной деятельности и ее отдельных составляющих, датируются урартским периодом (Ванское царство, 1Х-У1вв. до н.э.).

Анализ содержания клинописных памятников указанного периода, а также других источников свидетельствует, что в Ванском царстве разведывательная и контрразведывательная деятельность была поставлена на государственную основу и являлась одним из направлений государственной деятельности. В частности, в содержании одной из клинописей (УПв. до н.э.), которое представляет собой разведывательное донесение, говорится о задержании двух ассирийских лазутчиков по имени Халдипуру и Уради, действовавших на территории государства Урарту. Последние были посланы неким Цыпой, а после задержания были доставлены наместнику города Тейшебаини, где дали правдивые показания .

Кандидат технических и юридических наук.

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

Очевидно, что для адекватного понимания разведывательной (как и любой другой) деятельности необходимо вникнуть в ее суть. Можно рассмотреть множество определений, даваемых разными авторами понятию «разведывательная деятельность» («разведка»), а также их подходы к особенностям ее исторического развития.

Историк И.А.Дамаскин считает, что разведка - это первая древнейшая профессия. Доисторические племена охотились за тайнами разжигания огня, производства каменного оружия, выделки шкур, выискивали сильные и слабые стороны своих соседей. Разведка существует столько же, сколько существуют род людской и войны; военная хитрость рассчитана на обман противника, но чтобы обмануть и победить врага, надо его знать .

В свою очередь эксперт по вопросам безопасности А.И.Доронин полагает, что разведка - это деятельность, являющаяся одной из разновидностей информационной работы, основополагающий принцип которой - четкое разделение понятий: данные (сведения), информация и знания. Разведывательная деятельность (шпионаж) - явление столь же древнее, как и сама наша цивилизация. Ведь недаром согласно классической иерархии древнейших профессий она занимает второе место, отставая от проституции и опережая журналистику .

В истории России есть немало примеров того, как разведывательная деятельность способствовала становлению и укреплению государственности. Еще во времена Киевской Руси русские отличались смелостью и предприимчивостью разведки: выступая в боевой поход, они высылали вперед «сторожу» (походную сторожевую заставу), которой надлежало охранять дружины от внезапного нападения врага, добывать «языков», выведывать намерения противника. Начиная с Х1Ув. разведывательная служба на границах Руси стала постоянной. Ее непрерывно несли наблюдатели и конные сторожевые разъезды .

Ветеран органов безопасности, историк спецслужб С.В.Лекарев предлагает следующие определения разведывательной деятельности:

Разведывательная деятельность - системное применение специальных сил, средств, методов и совершение специфических действий, направленных на получение информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций, потенциально или реально угрожающих национальной безопасности;

Разведывательная деятельность - это системное использование конспиративных и гласных возможностей (сил, средств, методов) с целью получения информации, необходимой для обеспечения собственной безопасности государства .

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Военный историк М.В.Алексеев определяет разведывательную деятельность как деятельность субъекта (от человека, организованной группы людей до государства в целом) по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах его существованию и интересам, т.е. о действующем или вероятном противнике .

Эксперт в области этнических конфликтов, доктор политических наук А.А.Котенев предлагает следующие определения разведывательной деятельности:

Функция, содействующая осуществлению внешнеполитического курса государства, укреплению безопасности, обороноспособности и экономики страны;

Осуществление специальных компетенций в области добывания, обработки и анализа разведывательной информации, а также проведения иной подрывной деятельности в интересах обеспечения правительству своей страны преимуществ в военной, политической, идеологической и экономической борьбе;

Любая деятельность, которую ведомства, входящие в разведывательное сообщество, уполномочены осуществлять в соответствии с указаниями высшего политического руководства страны;

Разновидность способов получения знаний, зачастую секретных, скрываемых либо слабо представленных в конкретной ситуации .

Историк Б.Чикин считает, что дать однозначное, «окончательное», определение разведки практически невозможно - это сложный, меняющийся феномен, затрагивающий многие стороны человеческого существования, о котором высказать «истину в последней инстанции» еще никому не удавалось. Разведка - важное составляющее звено национально-государственного величия. Без философской культуры разведки нам не выжить, не выдержать жесткой конкуренции, борьбы в современном мире .

Разведывательная деятельность иностранных государств - это разновидность внешнеполитической деятельности иностранного государства, проводимой системой специальных служб и организаций с использованием специфических сил и средств, форм и методов в целях обеспечения безопасности своей страны.

Для характеристики этой деятельности важно отметить ее специфичность в отличие, например, от дипломатической деятельности. Она проявляется в том, что с позиций иностранного государства, которое проводит разведывательную деятельность, она не является противоправной, а с позиций государства, в отношении которого эта деятельность осуществляется, она является таковой.

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

Разведывательная деятельность имеет системный характер. Она определяется стратегией национальной безопасности иностранного государства, которая формирует ее основные цели и задачи.

Основными целями разведывательной деятельности иностранного государства являются разведывательное обеспечение национальных интересов и управление процессами в стране, в отношении которой осуществляется разведка в интересах иностранного государства.

Постановка целей и задач для разведки является прерогативой высших органов иностранного государства. Механизм постановки целей и задач перед разведкой в каждой стране имеет свои особенности. Однако везде существует прямая взаимосвязь между внешнеполитическими целями иностранного государства и целями и задачами разведывательной деятельности этого государства.

К основным задачам разведывательной деятельности иностранных государств можно отнести:

Выявление и устранение угроз национальной безопасности иностранного государства;

Скрытое обеспечение преимущественных условий в отношениях с другими странами, благоприятствующих реализации интересов иностранного государства;

Информационное обеспечение высшего руководства государства;

Участие в определении основных составляющих внешней политики и приоритетных национальных интересов;

Обеспечение безопасности руководителей государства во время их зарубежных поездок.

Задачи разведки могут меняться в зависимости от состояния и развития международных отношений и факторов, оказывающих на них влияние.

Несмотря на специфические условия развития отдельных стран, особенности международной и внутриполитической обстановки, исторический опыт организации и осуществления разведки, в большинстве иностранных государств в целом сложились однотипные системы разведывательных органов (специальных служб) и организаций, предназначенных для решения задач разведывательной деятельности.

Система специальных служб и организаций иностранных государств - это совокупность государственных специальных органов и организаций, осуществляющих разведывательную деятельность в интересах иностранного государства.

Подобные системы представляют собой множество элементов (органов, организаций), выполняющих самостоятельные функции в ходе взаимодейст-

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

вия между собой путем поддержания устойчивых связей. В ряде государств такие разведывательные системы официально называются разведывательным сообществом.

Наряду с системой непосредственного осуществления разведывательной деятельности система специальных служб и организаций иностранных государств является подсистемой (составной частью) системы более высокого уровня - общей системы обеспечения безопасности иностранного государства.

В свою очередь система специальных служб и организаций также включает в себя ряд подсистем - самостоятельных элементов (органов, организаций) разведывательной деятельности. Элементы этой системы различаются по функциям, направленности и масштабам выполняемых задач, но объединены в интересах обеспечения безопасности своих государств. Цели и задачи функционирования этой системы охватывают все аспекты жизнедеятельности зарубежных стран и международной обстановки, представляющие интерес для государства, ведущего разведку, как в области обеспечения его собственной безопасности, так и в политический, экономической, военной, социальной, научнотехнической, экологической и других сферах жизнедеятельности стран, в отношении которых ведется разведка.

Большинство иностранных государств при формировании системы специальных служб и организаций, предназначенных для решения задач разведывательной деятельности, руководствуются рядом принципов организации таких систем. Основными принципами организации разведывательной системы специальных служб и организаций иностранных государств являются:

Универсальность систем управления специальными службами и организациями;

Отделение систем функционирования органов внешней разведки от органов контрразведки и политического сыска;

Отделение функционирования систем общегосударственных и ведомственных спецслужб;

Функциональная и региональная организация подсистем разведывательных органов;

Организационное деление аппарата спецслужб на центральные и периферийные органы;

Маскировка разведывательных органов под неразведывательные организации.

В большинстве зарубежных стран функции политического руководства общей системой обеспечения национальной безопасности, в том числе и в об-

21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А.Тер-Арутюнян

ласти разведывательной деятельности, осуществляет глава исполнительной власти (президент, премьер-министр или рахбар (духовный лидер) на примере Ирана). В соответствии с законодательством страны такому лицу, как правило, представлены полномочия определять общие направления и приоритеты в деятельности разведки, выделять круг наиболее важных ее задач на ближайшее время или перспективу.

Глава исполнительной власти принимает все решения, связанные с реформированием структуры разведки, созданием новых и упразднением старых ведомств, изменением системы подчинения национальных разведывательных служб, назначением руководителей разведывательных служб.

Система организаций, используемых в разведывательной деятельности, представляет собой совокупность межгосударственных, зарубежных государственных и негосударственных организаций, внешне действующих в соответствии с законодательством страны пребывания, легальные возможности которых используются спецслужбами иностранных государств для осуществления разведывательной деятельности.

На рубеже ХХ-ХХ1вв. специальные службы иностранных государств все активнее пытаются использовать в своих интересах различные международные организации.

К иностранным государственным организациям относятся созданные и действующие в соответствии с законодательством организации и учреждения, имеющие государственный статус. Государственные организации занимают особое, специфическое место в системе органов, ответственных за проведение официальной политики иностранных государств. Деятельность этих организаций осуществляется, как правило, в соответствии с основными нормами и принципами международного права и формально не нарушает принципы международных отношений и законодательство страны пребывания, в то время как деятельность спецслужб иностранного государства на территории страны пребывания часто противоречит этим нормам и осуществляется с нарушением национального законодательства.

Использование возможностей государственных неразведывательных органов позволяет спецслужбам иностранных государств расширить свои разведывательные возможности.

Специальные службы иностранных государств все активнее стали использовать в разведывательных целях возможности негосударственных организаций, их представительств и филиалов. В зависимости от цели и содержания деятельности эти организации можно классифицировать как коммерческие и некоммерческие.

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Рассматривая вопросы разведывательной деятельности иностранных государств, необходимо отметить, что в эпоху глобально открытого для информационных потоков мира спецслужбы и организации все чаще и активнее внедряют практику использования акций разведывательно-информационного воздействия. В настоящее время многие иностранные государства коренным образом пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения войны. Военные эксперты этих государств все чаще рассматривают информационное пространство в качестве сферы ведения боевых действий. Информационное превосходство, таким образом, является необходимым условием для достижения победы в современной войне (или достижения превосходства в конфликте).

Акции разведывательно-информационного воздействия, осуществляемые спецслужбами и организациями иностранных государств, направлены на достижение желаемых для собственного государства изменений в состоянии объектов разведывательных устремлений, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий.

В современных условиях все чаще акции разведывательно-информационного воздействия спецслужбы иностранных государств осуществляют в военной, политической и экономической сферах. Разновидностями таких воздействий являются: идеологическое воздействие и психологическое воздействие (давление).

Идеологическое воздействие осуществляется путем оказания спецслужбами и организациями иностранных государств идейно-политического влияния на граждан страны, в отношении которой осуществляют разведку, с целью побуждения их к совершению противоправных и антиобщественных действий по ослаблению и подрыву политического и общественного строя своей страны.

Идеологическое воздействие может осуществляться по-разному. Например, разрушением устойчивых взглядов и убеждений граждан и навязыванием чуждой им идеологии, выгодных для иностранного государства стереотипов мышления и поведения; возбуждением антиобщественных, враждебных настроений и эмоций. К методам идеологического воздействия относятся также распространение тенденциозной и фальсифицированной информации, провозглашение враждебных лозунгов и призывов, прямое подстрекательство к совершению антиобщественных действий.

Объектами идеологического воздействия являются: население страны, в отношении которой осуществляется разведывательная деятельность; ее социальные, национальные, политические и религиозные группы.

Идеологическое воздействие на те или иные объекты осуществляется дифференцированно, с учетом их социального и политического положения, возраста, особенностей национального характера, религии и т.п.

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

В акциях идеологического воздействие, осуществляемых спецслужбами иностранных государств, могут быть задействованы (с использованием) различные государственные и негосударственные организации, политические партии, издательства, средства радиовещания и телевидения, печати, научные, общественные, культурные и благотворительные организации, а также отдельные лица.

Разветвленная система негосударственных организаций дает спецслужбам иностранных государств возможность оказывать идеологическое воздействие на население страны, в отношении которой осуществляет разведку под их прикрытием.

Разновидностью разведывательного воздействия является также психологическое давление. Психологическое давление осуществляется путем воздействия на психику конкретных объектов посредством угроз и запугивания возможностью наступления неблагоприятных или нежелательных для них событий (последствий) с целью деморализации и побуждения к совершению действий, отвечающих интересам иностранной разведки.

Задачи психологического давления заключаются в том, чтобы сломить волю объекта воздействия к сопротивлению, вызвать апатию и пассивность, неуверенность в исходе борьбы, возбудить страх и посеять панику, вызвать недовольство и возмущение действиями руководства и т.п.

Объектом психологического давления является не политическая идеология, а психика людей, их чувства. При этом воздействие может быть направлено как на отдельных лиц, так и на группы людей. Объектом психологического давления могут быть и определенные группы населения (того или иного города, области и т.д.), и личный состав ВС, работники государственных учреждений и т.п.

Кроме вышеназванных разновидностей разведывательно-информационного воздействия, спецслужбы и организации иностранных государств в своей практике могут также использовать разные другие формы и методы воздействия.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что разведывательная деятельность по сути своей является продолжением проводимой руководством иностранных государств внутренней и внешней политики. Эта деятельность осуществляется специфическими силами, средствами и методами, которые присущи только специальным службам.

Разведывательная деятельность является неотъемлемой составной функцией любого иностранного государства по обеспечению своей национальной безопасности, которая организуется и осуществляется на постоянной основе.

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Цель разведывательной деятельности иностранных государств обусловлена внешней политикой, стратегией (концепцией) безопасности, военной доктриной данного государства, а также уровнем и качеством двусторонних отношений с государством, в отношении которого осуществляется разведывательная деятельность. Задачи, агрессивность и интенсивность разведывательного воздействия, общая направленность проводимых разведывательных акций обусловлены и напрямую зависят от волевых и политических решений высшего военно-политического руководства иностранного государства.

Как было замечено выше, цель разведывательной деятельности обусловлена потребностями иностранного государства, а также уровнем и качеством взаимоотношений с государством, в отношении которого осуществляется разведывательная деятельность. Об этом необходимо помнить всегда, особенно в контексте складывающихся геополитических реалий в регионе и тем более специфических отношений Республики Армения с Азербайджаном и Турцией, и постараться избирательно и осмотрительно относиться ко всякого рода «информационным потокам», не принимая их за чистую монету и не отождествляя с реальностью.

В контексте вышеизложенного необходимо отметить, что средства массовой информации, публичные выступления политиков, открытые информационные ресурсы, глобальная информационная сеть Интернет активно используются Азербайджаном и Турцией в разведывательно-информационном воздействии, в целях подрыва обороноспособности и национальной безопасности Республики Армения, а также с целью введения в заблуждение мирового сообщества.

Февраль, 2011.

Источники и литература

1. Дьяконов И.М., Урартские письма и документы. Москва-Ленинград, 1963.

2. Дамаскин И.А, 100 великих разведчиков. М., 2006, с. 5.

3. ДоронинА.И, Бизнес-разведка. М., 2003, сс. 17, 343.

4. Коваленко А.П, Разведка - дело тонкое. М., 1996, с. 4.

5. Котенев А.А, Лекарев С.В, Современный энциклопедический словарь. Секьюрити. М., 2001.

6. Алексеев М.В, Военная разведка России от Рюрика до Николая II. Книга I. М., 1998, с. 4.

7. Чикин Б, Философия разведки: история и современность, «Военно-промышленный курьер», №7(223), 20-26 февраля 2008, с. 2. http://www.vpk-news.ru.

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

SOME TOPICAL ISSUES OF INTELLIGENCE ACTIVITIES OF FOREIGN STATES

Artyom Ter-Harutyunyan

Intelligence activities are, in essence, continuation of the foreign and domestic policy carried out by the leadership of foreign states. The aim of the intelligence activities is conditioned by the foreign policy of the states, their strategy of security, military doctrine of the given state as well as by the level and quality of the bilateral relations with the states in regard of which this policy is carried out. In the age of the world which is open for the information flows, foreign states more often and eagerly implement the practice of using actions of intelligence-information influence. Currently many foreign states cardinally reconsider their views concerning the form and ways of warfare. Military experts of those countries more often consider information space as a sphere of warfare. Thus, informational dominance is requisite condition for victory in modern war. In particular, mass media, public statements of the politicians, open information resources, Internet are actively used by Azerbaijan and Turkey for intelligence and informational influence and are directed to the undermining defence capability and national security of the Republic of Armenia, as well as for misrepresentation of the world community. We should constantly remember about it and try to show selective and cautious approach to any “information flows”, thus not identifying them with the reality.