Изложение на тему самовоспитание. Примеры сочинений-рассуждений на тему самовоспитания

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.

(По В.А. Каверину)

Готовое сочинение 9.3 «Что такое САМОВОСПИТАНИЕ?»

Самовоспитание — воспитательная работа над самим собой. Благодаря самовоспитанию человек может добиться многого в жизни, достичь поставленных целей. Докажу это примерами из прочитанного текста и из своего жизненного опыта.

В тексте В. А. Каверина герой решил во что бы то ни стало поступить в летную школу. Ради этого он ежедневно делал огромные выписки из полярных путешествий, прочитал «Теорию самолетостроения», разбирал воображаемый самолет. В общем, герой прилагал огромные усилия, чтобы осуществить свою мечту. Это и называется самовоспитанием.

В качестве еще одного аргумента приведу пример из жизни. После 9 класса я хочу пойти учиться в техникум, поэтому с самого начала учебного года готовлюсь к ОГЭ по русскому языку и математике, чтобы на этих испытаниях получить высокие баллы. Я посещаю все факультативы, консультации, много занимаюсь дома по данным предметам. Это тоже работа над самим собой — самовоспитание.

Таким образом, самовоспитание — процесс, необходимый для развития личности человека, без которого вряд ли получится достичь успеха.

В 2019-2020 учебном году ФИПИ принял решение НЕ МЕНЯТЬ изложения.

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Как же обидно бывает, когда на экзамене по русскому языку в 9 классе вы, ребята, не получаете "4" или "5" только потому, что допустили больше орфографических ошибок, чем разрешено! А все почему? Изложения слушаем, пишем и сокращаем, тест решаем, сочинения создаем, а о практической грамотности не задумываемся! Предлагаю, друзья мои, выполнять в день по одному заданию, и тогда у вас появится шанс повысить балл за работу.

Текст изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л. Львову)

Образец сжатого изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд. Все ищут объяснений. Вернее, оправдания. Винят семью, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать о важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, своим планам и действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка. Только умение адекватно себя оценивать позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

Способ замены . Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».

Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

Способ слияния . Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

1 Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено.При записи используйте различные способы сокращения, стенографические знаки. Например,
1. вместо слова «характеризуется» -«хар-ся», «является»-«явл-ся»;
2. если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П);
3. используйте стенографические знаки:

2 Прослушайте текст, делая пометки, составляя что-то типа плана, тезисов, записей для ориентации по тексту.
Помните, что на этом этапе главное - понять содержание текста!

3 Обдумайте услышанный текст. Попробуйте по плану пересказать его.

4 Еще раз прослушайте текст изложения, стараясь как можно больше записать на черновике. Используйте некоторые стенографические знаки.

5 Начинайте писать изложение. Помните, что работа должна включать не менее 70 слов и композиционно состоять из 3 абзацев.
Существует три способа сокращения текста:
Способ замены . Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».
Способ исключения . В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

6 ПРИСТУПАЙТЕ К РАБОТЕ

7 Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца.

АБЗАЦ 1
(28 слов)

Сосчитайте количество слов в первом абзаце.

8 АБЗАЦ 2

Не следует забывать, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям. (30 слов)

Сосчитайте количество слов во втором абзаце.

9 АБЗАЦ 3

Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, он неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения. (32 слов)

Сосчитайте количество слов в третьем абзаце.

10 Получилось сжатое изложение

Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося.

(91 слово)

11 Сосчитайте количество слов во всем изложении. Если при подсчете обнаружите менее 70 слов, то вернитесь к черновику и добавьте недостающее количество слов, используя прилагательные, причастия, деепричастия, заменив местоимение группой существительных (например, «все» = «мальчики и девочки, учителя и родители»).

12 Сравните написанное вами изложение с нашим, обратив внимание на абзацное членение текста.

Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося.

А как важно помнить, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, человек неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения.

(91 слово)

Несомненно, ваш вариант и наш друг от друга слегка отличаются. Но это нормально: ведь это авторское (ваше) восприятие текста.

13 Проверьте написанное вами сжатое изложение с помощью орфографического словаря.

14 Мы отыскали в Интернете полный текст изложения. Посмотрите его, сравните со своей работой.

Текст изложения "Человек совершил проступок"

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.(37 слов)

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. (45 слов)

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.(58 слов) (По С.Л.Львову). 140 слов.

15 Вариант сжатого изложения, написанного при использовании печатного текста.

Когда человек совершает проступок, и он сам, и окружающие ищут не объяснений, а оправданий, обвиняя при этом весь мир.(19 слов)

Хотя очень важно помнить, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек: сознательно ли он относится к собственной жизни, а главное, к собственным действиям и поступкам, занимался ли он самовоспитанием.(31 слово)

В процессе самовоспитания важно помнить, какая у человека самооценка. Если она занижена, то он неуверен, а если завышена – чересчур самоуверен. Необходимо научиться адекватно оценивать свои возможности, что позволит правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их. (35 слов)

Итого: 85 слов

Сравните свой и наш варианты, написанные под диктовку, с этим вариантом сжатого изложения. Сделайте выводы!

Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося.

А как важно помнить, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, человек неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения.

Цели урока:

1. Обучающая:

обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.

2. Развивающие:

развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.

3. Воспитывающая:

воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме

Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме В данной работе проверяются ваши умения: Уметь выделять микротемы Определять в них главное, отсекать второстепенное Этот вид работы сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию.

Критерии оценивания ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла) ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла) ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0- 2 балла) Максимальное количество баллов по критериям ИК1-ИК3 – 7

Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение Упрощение

Исключение Вот бесчисленные портреты-штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. Вот бесчисленные портреты-штампы, в которых угадывается Александр Сергеевич. Проверь себя

Обобщение Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встреч и с безупречным стихом - известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам… Только мы, русские, можем понять те чувства, о которых пишет поэт. Проверь себя

Упрощение Есть ведь ещё мелочь разная – брелки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта… Есть ещё сувениры разные с изображением поэта! Проверь себя

Способы сокращения текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно

Упражнение №1. Прочитайте предложение и выделите в нём главную информацию Книги, исследования, монографии! Над всем этим работают «пушкинисты», «пушкиноведы», «исследователи жизни и творчества», и всякий раз они что- то находят. Исследователи- «пушкинисты» пишут о нём книги, монографии… Проверь себя

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя Конечный вариант Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Языковые способы сокращения текста Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование - …; совершать превращение - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - …; Процесс реакции – реакция; свойство упругости - …; месяц март - … А) трансформация словосочетаний. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.

Языковые способы сокращения текста Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить - …; для того чтобы соединить - …; для того чтобы распределить - …; для того чтобы рассмотреть - … В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели. Б) трансформация предложений Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией. Проверь себя

Языковые способы сокращения текста Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен. При поступлении в рыболовецкую артель ему устроили экзамен. Замените сложноподчинённое предложение простым. Проверь себя

Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено.При записи используйте различные способы сокращения, стенографические знаки. Например, 1. вместо слова «характеризуется» -« хар-ся », «является»-« явл-ся »; 2. если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П); 3. используйте стенографические знаки:

Прослушайте текст, делая пометки, составляя что-то типа плана, тезисов, записей для ориентации по тексту. Помните, что на этом этапе главное - понять содержание текста! Прослушайте аудиозапись ИЗЛОЖЕНИЯ 4:

Обдумайте услышанный текст. Попробуйте по плану пересказать его.

Еще раз прослушайте текст изложения, стараясь как можно больше записать на черновике. Используйте некоторые стенографические знаки. Изложение 4

Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося. (28 слов) Сосчитайте количество слов в первом абзаце. Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца. АБЗАЦ 1

Не следует забывать, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям. (30 слов) Сосчитайте количество слов во втором абзаце. АБЗАЦ 2

Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, он неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения. (32 слов) Сосчитайте количество слов в третьем абзаце. АБЗАЦ 3

Сосчитайте количество слов во всем изложении. Если при подсчете обнаружите менее 70 слов, то вернитесь к черновику и добавьте недостающее количество слов, используя прилагательные, причастия, деепричастия, заменив местоимение группой существительных (например, «все» = «мальчики и девочки, учителя и родители»).

Сравните написанное вами изложение с нашим, обратив внимание на абзацное членение текста. Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося. А как важно помнить, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям. Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, человек неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения. (91 слово) Несомненно, ваш вариант и наш друг от друга слегка отличаются. Но это нормально: ведь это авторское (ваше) восприятие текста.

Проверьте написанное вами сжатое изложение с помощью орфографического словаря.

Полный текст изложения. Посмотрите его, сравните со своей работой. Текст изложения "Человек совершил проступок" Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.(37 слов) Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. (45 слов) Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.(58 слов) (По С.Л.Львову). 140 слов.

Предварительный просмотр:

ФРАГМЕНТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Тема: Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.

Тип урока: урок развития речи

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Цели урока:

1. Обучающая:

обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.

2. Развивающие:

развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.

3. Воспитывающая:

воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.

Формы работы:

Фронтальная,

Групповая,

Индивидуальная.

Методы обучения:

Репродуктивный,

Частично-поисковый.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала «Приемы сжатия текста».

3. Способы сокращения текста:

Исключение

Обобщение

Упрощение

5. Языковые способы сокращения текста (примеры).

6. Работа с текстом. С. Л. Львов «Человек совершил проступок». Прослушивание аудиозаписи текста для сжатого изложения (1 раз).

Обратить внимание, что на экзамене текст будет прослушиваться 2 раза.

При первом чтении:

Как составить план.

После второго чтения

Текст изложения "Человек совершил проступок"

(По С.Л.Львову) 140 слов.

Сжатый текст изложения

(91 слово)

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.(37 слов)

Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося. (28 слов)

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. (45 слов)

А как важно помнить, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям.

(31 слово)

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.(58 слов)

Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, человек неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения.

(32 слова)

7. Подведение итогов:

8. Рефлексия:

Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста?

При первом чтении:

Прослушайте текст, чтобы понять его

АБЗАЦ 1

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении:

Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

Запомните последовательность событий, рассуждений.

Определите количество абзацев, ключевые слова.

Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

Разделите текст на смысловые части.

Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи те последовательность событий, рассуждений.

Определите количество абзацев, ключевые слова.

Составьте подробный план текста, части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

Разделите текст на смысловые части.

Начинайте работу по компресс

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Предварительный просмотр:

МКОУ гимназия г. Слободского Кировской области

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Учитель русского языка и литературы: Емельянова И. В.

Тема : Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.

Тип урока : урок развития речи

Цели урока :

1. Обучающая: обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.

2. Развивающие: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.

3. Воспитывающая: воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.

Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 2) аудиозапись текста изложения; 3) распечатки для работы с текстом; 4) памятки «Приемы сжатия текста».

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Структура урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Введение в урок

Вступительное слово учителя

2.Актуализация и целеполагание

Подготовка к выступлению учащихся

Формулировка цели урока, знакомство с планом выступления, критериями оценивания

Работа с презентацией

3.Повторение

Повторение изученного материала «Приемы сжатия текста».

Способы сокращения текста:

Исключение

Обобщение

Упрощение

Языковые способы сокращения текста

Учитель слушает выступления учащихся, задаёт уточняющие вопросы, способствует выработке стратегии достижения цели

Работа с презентацией

4.Работа с текстом

Прослушивание аудиозаписи текста С. Л. Львов «Человек совершил проступок»

При первом чтении:

Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

Запомните последовательность событий, рассуждений.

Определите количество абзацев, ключевые слова.

Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Запись текса, обдумывание и пересказ по плану

5.Написание сжатого изложения

Написать сжатое изложение

Самостоятельная работа

6. Рефлексия

Повторение приёмов сжатия (компрессии) исходного текста

Понятны ли вам приемы сжатия текста?

Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?

Отвечают на вопросы