Есть ли безработица в белоруссии. Реальная и фактическая: безработица в Белоруссии

Безработица – распространенное социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не в состоянии найти работу, несмотря на свое желание и прилагаемые усилия. Экономически активные граждане, обладающие определенными умениями, знаниями и опытом, фактически оказываются вне зоны применения своих навыков, лишаясь возможности заработать на жизнь.

В той или иной степени безработица присутствует в любой стране, включая государства с сильными, развитыми экономиками (США, Германия и др.). Борьба с безработицей является одним из приоритетных направлений деятельности любого правительства, а лозунги об ее устранении присутствуют в предвыборных программах всех современных политиков.

Откуда берется безработица?

Люди лишаются возможности найти работу по причинам преимущественно социально-экономического характера. К ним относятся:

  • недостаток рабочих мест, обусловленный слабым развитием соответствующих отраслей народного хозяйства;
  • низкий уровень зарплаты, что может быть вызвано переизбытком специалистов по конкретным направлениям деятельности или общим слабым состоянием экономики;
  • масштабные проблемы финансово-экономического характера: дефолт, гиперинфляция, рецессия, девальвация и т. п., приводящие к банкротству субъектов хозяйствования и массовым сокращениям персонала;
  • искусственные барьеры нормативно-правового характера, например – запрет работать на определенных должностях без профильного или высшего образования.

Проблемы с поиском работы возможны по причинам демографического характера, а также – вследствие слабой информированности экономически активного населения о наличии вакансий.

Виды безработицы

Данное явление может принимать разные формы, в зависимости от которых классифицируется на следующие категории:

  • молодежная: работу не могут найти трудоспособные люди не старше 31 года;
  • маргинальная: относится к лицам, ведущим асоциальную жизнь и не стремящимся трудоустроиться;
  • зарегистрированная (официальная): считает только безработных, числящихся на бирже труда;
  • скрытая: является антиподом предыдущего пункта и учитывает граждан, не регистрирующихся в качестве безработных и отказавшихся от помощи со стороны бирж труда.

Специалисты выделяют и другие виды безработицы: фрикционная, институциональная, неустойчивая, структурная и пр.

Уровень безработицы в Беларуси

В Беларуси официальный показатель безработицы рассчитывается на основании количества трудоспособных лиц, зарегистрировавшихся на биржах труда и получающих пособие. На начало октября 2018 года оно составило 15 000 человек, что на 45,1% меньше относительно прошлого года. В результате уровень официальной безработицы достиг исторического минимума и составил лишь 0,3%.

Год Уровень безработицы
(тыс. чел.)
Уровень зарегистрированной безработицы
(% к численности раб. силы)
2017 22,9 0,5
2016 35,3 0,8
2015 43,3 1,0
2014 24,2 0,5
2013 20,9 0,5
2012 24,9 0,5
2011 28,2 0,6
2010 33,1 0,7
2009 40,3 0,9
2008 37,3 0,8
2007 44,1 1,0
2006 52,0 1,1
2005 67,9 1,5
2004 83,0 1,9
2003 136,1 3,1
2002 130,5 2,9
2001 102,9 2,3
2000 95,8 2,1
1995 131,0 2,9

Однако данный показатель далек от объективности – это признают не только зарубежные, но и отечественные специалисты. Это обусловлено тем, что на белорусских биржах труда регистрируется лишь малый процент от реального количества безработных. Основные причины:

  • крайне низкий уровень пособия (в 2018 году лишь 26 рублей);
  • необходимость бесплатно участвовать в общественных работах (сбор сельскохозяйственного урожая, уборка улиц и т. п.);
  • неудовлетворительный уровень заработных плат по вакансиям, имеющимся на биржах.

Поэтому многие пытаются трудоустроиться самостоятельно, не рассчитывая на помощь со стороны государственных служб занятости. В официальную статистику они не попадают, что приводит к неадекватно низкому показателю зарегистрированной безработицы.

Если руководствоваться критериями, принятыми Международной организацией труда, то фактическое количество безработных в стране в первом квартале 2018 года составило примерно 260,6 тыс. человек. Соответственно, уровень скрытой безработицы может находиться в диапазоне от 6% до 10% – подобные показатели часто встречаются в независимых исследованиях.

А как у соседей?

В России в 2018 году уровень безработицы варьируется в районе 4,7%, при этом на селе он выше (6,5%), чем среди городского населения (4,1%). В Польше средний показатель текущего года составляет примерно 3,5%, незначительно отличаясь в разные месяцы. На Украине официально зарегистрированная безработица составляет 8,3%, уменьшившись по сравнению с 2017 годом примерно на 0,7%.

Во всех перечисленных странах уровень официальной безработицы в целом объективно отражает ситуацию, хотя возможны некоторые нюансы, обусловленные спецификой подсчета.

В Республике Беларусь уровень зарегистрированной безработицы за март 2016 г. повысился на 0,1 процентного пункта и составил на 1 апреля 1,2 % к численности экономически активного населения (при прогнозе на конец 2016 года - 2 %).

Для сравнения: на 1 апреля 2015 г. этот показатель был 0,9 %, на 1 января 2016 г. - 1 %, на 1 февраля и 1 марта - 1,1 %.

Зарегистрированная безработица в Республике Беларусь за апрель нынешнего года повысилась на 0,1 процентного пункта в пяти регионах: в Гомельской, Гродненской и Могилевской областях - до 1,4 %, в Брестской - до 1,3 %, в Минской - до 1,2 %, а в Витебской области сохранился прежний показатель - 1,3 %. Уровень безработицы в г. Минске также не изменился - на 1 апреля он равнялся 0,7 %.

На учете по безработице на 1 апреля 2016 г. состояло 53,5 тыс. человек - почти в 1,4 раза больше, чем год назад. Притом что в текущем году растет численность состоящих на учете безработных, отмечается снижение числа обращений в службу занятости за содействием в трудоустройстве и увеличение спроса на рабочую силу. Так, в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве в январе-марте нынешнего года обратилось 57 тыс. человек, поставлено на учет в качестве безработных 47,9 тыс. человек (92,5 % и 95,6 % соответственно к январю-марту 2015 г.). По сведениям нанимателей, на 1 апреля 2016 г. в банке вакансий было 29,2 тыс. свободных рабочих мест - на 10,2 % больше, чем на 1 апреля 2015 г. Спрос работников по рабочим профессиям продолжил снижаться и составил на 1 апреля текущего года 47,6 % от общего числа вакансий против 59,3 % на 1 апреля прошлого года.

По оперативным данным, на 13 апреля нынешнего года вакансий с заработной платой свыше 4 млн руб. было 27,7 % (год назад - 27,2 %). Удельный вес вакансий с зарплатой до 3 млн руб. - 48,2 %, от 3 млн до 4 млн руб. - 24,1 %, от 4 млн до 6 млн руб. - 20,8 %, от 6 млн до 8 млн руб. - 4,6 %, свыше 8 млн - 2,3 %.

По словам специалистов, коэффициент напряженности на рынке труда республики увеличился с 1,5 на 1 апреля 2015 г. до 1,8 безработных на одну вакансию на 1 апреля 2016 г. Этот показатель в Витебской области составил 3,1, в Брестской - 2,8, в Минской - 2,4, в Гродненской и Могилевской - 1,7, в Гомельской области и в Минске - 1,3 безработных на вакансию. В качестве безработных зарегистрировано за три месяца 0,8 тыс. высвобожденных работников (на 11,1 % меньше, чем в январе-марте минувшего года).

На реализацию подпрограммы "Содействие занятости населения" Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 гг. в текущем году предусматривается направить 320,8 млрд руб., в том числе 300,4 млрд руб. из средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

В ходе реализации подпрограммы в январе-марте 2016 г. на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии при содействии службы занятости трудоустроено на постоянную работу 28,5 тыс. человек, из них 23,1 тыс. безработных. Оказано содействие в трудоустройстве 3,7 тыс. безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости. Уровень трудоустройства безработных составил 25,3 % от числа нуждающихся в трудоустройстве. Организовано обучение 3,1 тыс. человек - 3,4 % от нуждавшихся в трудоустройстве безработных. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 17,7 тыс. человек. На новое место жительства и работы переселено 37 семей безработных. Субсидии на организацию предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности в сфере агроэкотуризма предоставлены 380 безработным. Оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места по программе "Молодежная практика" 172 безработным выпускникам учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также прошедшим обучение по направлению службы занятости. Организована адаптация к трудовой деятельности 135 инвалидов.

Среди основных задач подпрограммы - обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей силы; стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения (инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, лица пенсионного возраста и другие); совершенствование институциональных, организационных и финансовых механизмов содействия занятости населения.

По темпам роста безработицы Беларусь вышла в лидеры в СНГ. За последний год количество официально зарегистрированных безработных в стране выросло на 37,1%. А вот по размеру пособия, которое выплачивается безработным, Беларусь остается в аутсайдерах.

Рост безработицы на фоне карикатуры

По данным Статкомитета СНГ на 1 апреля, в Беларуси за последние 12 месяцев темп роста количества безработных оказался самым высоким в сравнении с другими государствами постсоветского пространства.

Так, если в Беларуси количество безработных увеличилось на 37,1%, то в Казахстане - на 23%, в Молдове - на 22,8%, в Армении - на 11,5%, в Азербайджане - на 11%, в России - на 6%. В Таджикистане (по состоянию на 1 марта) количество безработных снизилось на 0,6%, в Кыргызстане - на 2,1%, в Украине - на 7,7%.


*данные на 1 апреля 2016 года
**данные на 1 марта 2016 года
Источник: Статкомитет СНГ

Весьма показательно и сопоставление Беларуси с другими странами постсоветского пространства по размеру пособия, которое выплачивается безработным. Если в Азербайджане безработные получают пособие в размере 162 долларов в месяц, в Молдове - 69 долларов, в Украине - 59 долларов, то в Беларуси - всего лишь 13 долларов.

К слову, бюджет прожиточного минимума, учитывающий минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья, установлен в Беларуси на отметке 1,64 млн рублей (в эквиваленте - около 80 долларов). Таким образом, пособие по безработице сегодня - всего лишь примерно 15% бюджета прожиточного минимума.

Хотя во многих странах пособие по безработице привязано к размеру заработной платы и является одной из важнейших мер поддержки безработных.

«Это тот институт социальной защиты, который должен помогать безработным пережить сложный период. Размер нынешнего пособия, которое составляет около 260 тысяч рублей - карикатура на тот институт, который должен защищать людей в случае потери работы», - считает старший исследователь Центра социально-экономических исследований (CASE Беларусь) Владимир Валетко .

Рост безработицы в стране обусловлен неблагоприятной ситуацией в экономике. При этом эксперт отмечает, что, поскольку пособие по безработице чисто номинальное, большой мотивации регистрироваться в качестве безработных у людей, потерявших работу, нет.

В этой связи белорусские экономисты считают, что реальные масштабы безработицы отражает не официальная статистика (на 1 мая - 1,2% к численности экономически активного населения), а данные выборочного обследования домашних хозяйств, которые позволяют оценить масштабы скрытой безработицы. Такие обследования домашних хозяйств в Беларуси проводятся Национальным статистическим комитетом с 2012 года, однако их результаты засекречены.

«Разумеется, данные о безработице, собираемые на основании выборочных обследований домашних хозяйств, более точно отражают ситуацию с безработицей в стране. Единственная цифра из этих обследований, которая стала публичной в 2012 году благодаря Нацбанку, свидетельствовала о том, что размер безработицы у нас уже тогда был 5,3%», - вспоминает Владимир Валетко.

Согласно оценке Международной организации труда, в 2014 году безработица в Беларуси составляла 5,9%. Сегодня, считают эксперты, уровень безработицы еще более увеличился. Косвенные данные позволяют наблюдать эту тенденцию.

Так, согласно последним официальным данным, в марте было уволено 56 тысяч работников, а трудоустроено - только 40,2 тысячи человек.

«Таким образом, численность уволенных была заполнена в марте вновь принятыми работниками только на 71%. В январе этот показатель составлял 83%, в феврале - 84%. Из этой динамики видно, что ситуация с занятостью в первом квартале усугублялась», - отмечает Владимир Валетко.

Мировой опыт, который Беларусь не использует

Эксперты белорусских исследовательских организаций констатируют, что население испытывает серьезные сложности с трудоустройством. При этом наблюдатели предполагают, что ситуация на рынке труда будет оставаться напряженной, поскольку государство сегодня предприятий, что с высокой вероятностью приведет к снижению занятости в реальном секторе.

В этой связи, считают белорусские экономисты, необходимо создать реальные механизмы социальной защиты населения, поскольку нынешний размер пособия является крайне слабым утешением для безработных.

«Если говорить о долгосрочной перспективе, можно вести речь о внедрении системы страхования по безработице. Такая система, которая была успешно применена в Чили, предполагает, что не только государство и работодатель, но и работник участвуют в формировании так называемой подушки безопасности на случай утраты места работы», - рассказывает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова .

Упомянутый механизм предусматривает, что в случае потери работы первые пять месяцев безработный получает пособие из государственного источника, а затем - из собственных накопленных средств. Как показала чилийская практика, данный механизм страхования повышает уровень заинтересованности в ускоренном трудоустройстве.

«Однако данный механизм можно внедрять лишь в условиях длительной макроэкономической стабильности, поэтому в Беларуси его можно рассматривать лишь как потенциально возможный», - уточняет Мария Акулова.

В краткосрочной перспективе, считает экономист, следует повысить размер пособия по безработице для оказания поддержки людям, оставшимся без работы, и одновременно с этим создать благоприятные условия для стимулирования самозанятости населения.

«Вместо субсидирования неэффективных госпредприятий высвобожденные средства можно направить на стимулирование самозанятости населения. Этот опыт является достаточно популярным и был успешно применен в Германия. Он предполагает выплату определенной субсидии на создание и развитие бизнеса, а также предоставление налоговых каникул на фиксируемый период», - пояснила Мария Акулова.

Пока же белорусское правительство прорывных решений в этом направлении не приняло. Нет даже конкретных планов по повышению пособия по безработице. В условиях, когда полные данные о безработице скрываются, государству можно делать вид, что необходимость в переменах отсутствует.

ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РБ.

Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в странах СНГ, в частности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых , причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.

Во-вторых , безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.

В-третьих , безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).

В-четвертых , особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.

В-пятых , генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.

ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.*

Анализ данных приведенных в статье «количество безработных будет расти» позволил получить информацию по особенностям безработицы в РБ.

Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Как отметил заместитель министра труда и социальной защиты страны [Валерий Павлов], с 1997г. наметились позитивные тенденции в вопросах занятости населения. Если в 1995--1996гг. на одно рабочее место приходилось 12 безработных, то в 2000--2002гг. -- только 2 человека. В то же время масштабы увольнений работников по-прежнему остаются высокими, сокращаются вакансии на предприятиях и в организациях. За шесть месяцев т.г. было уволено 25 тыс. человек (в августе и сентябре произойдет сокращение еще 20 тыс.), что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. А прием на работу за первое полугодие 2002г. в целом по стране был ниже увольнений на 95 тыс. человек.

По оценкам специалистов, в 2003г. будет продолжаться "процесс оптими-зации численности работников", что вызовет дальнейшее высвобождение рабочей силы. Тем более что программой социально-экономического развития страны на 2001-2005гг. предусматривается сокращение численности работа-ющих на 300 тыс. человек (из них 75 тыс. -- в следующем году). По данным Минтруда, сокращения произойдут в Министерстве промышленности, Минис-терстве сельского хозяйства и продовольствия, Минторге, на Белорусской железной дороге, в концернах "Беллегпром" и "Белнефтехим ". В агропромыш-ленном комплексе в нынешнем году увольнению подлежит 19 тыс. руководящих работников и специалистов, в то время как возможность для трудоустройства имеется только для 11 тыс.

Все эти процессы, естественно, не могли не сказаться на уровне безра-ботицы, который в июле достиг 2,7% по стране. Всего же, по данным Минстата, за семь месяцев 2002г. зарегистрировано 118,7 тыс. безработных. Осенью службы занятости ожидает приток граждан, которые были заняты в личном подсобном хозяйстве или выезжали на летние сезонные работы за пределы республики. Статистика свидетельствует, что самые большие проблемы с трудоустрой-ством испытывает прекрасная половина. Среди общего числа безработных, зарегистрированных службами занятости, 60% -- женщины. Дело в том, что имеющиеся вакансии ориентированы прежде всего на применение мужской рабочей силы. Еще одна проблема -- молодежная безработица. Среди не имеющих работы каждый второй -- молодой человек до 30 лет. В нынешнем году порядка 30 тыс. выпускников школ "не охвачены" дальнейшим обучением. В 1997г. в центрах занятости населения было зарегистрировано 8 тыс. выпускни-ков школ, в 2001г. эта цифра увеличилась почти вдвое. Кроме того, наметилась тенденция регистрации безработных из числа выпускников ПТУ, техникумов и вузов. Более 70% безработных имеют среднее или неполное среднее образование, каждый четвертый -- высшее и среднее специальное. Так, в июле текущего года 640 экономистам с высшим образованием в Минском городском центре занятости было предложено только 9 вакансий, 380 техников-технологов претендовали на одно-единственное (!) место, 305 юристов -- на три вакансии. Трудности с поиском работы имеют также бухгалтеры, секретари и делопроизводители.

Следует отметить, что в республике наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий -- специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испы-тывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по зарплате в сельском хозяйстве составляет более 31,4 млрд. руб.)

Прогнозы Минтруда неутешительны: численность безработных будет возрастать и в 2003г. может приблизиться к цифре в 230 тыс. человек (около 3% от экономически активного населения страны). Кроме того, остается высоким число людей, которые официально не учитываются ни по одной из сфер деятельности. Они либо находятся на иждивении у родственников, либо заняты в теневой экономике. Численность такого рода "безработных" составляет 840 тыс. человек. И даже если небольшая часть этих людей обратится в службы занятости, это осложнит ситуацию на рынке труда. К слову, сегодня значительная часть граждан не желает регистрироваться в службе занятости. Основная причина -- невысокий размер пособия по безработице (16 тыс. 400 рублей, или 8% от средней заработной платы по стране). Однако для того чтобы его получить, зарегистрированному безработному необходимо выполнить ряд процедур, предусмотренных Законом "О занятости". В частности, принять участие в оплачиваемых общественных работах, на что соглашаются далеко не все (пособия получают почти 55,5 тыс. человек). Помимо этого сейчас готовится принятие изменений и дополнений в Закон "О занятости", в котором планируется ограничить максимальный срок пребывания на учете в службе занятости тремя годами (сегодня, напомним, временные рамки отсутствуют). Кстати, средняя продолжительность безработицы в первом полугодии 2002г. составила 6,7 месяца. В Минтруда исходят из того, что безработица была, есть и будет, задача же государственных органов занятости состоит в том, чтобы не допустить длительную безработицу конкретного человека. Поэтому основной упор будет сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

[*По данным НЭГ №64 (584) от 30.08.2002г.]

Ниже приведены таблицы, отражающие численность и трудоустройство безработных в РБ. по областям и численность безработных,зарегис-трированных в органах государственной службы занятости.

Численность и трудоустройство безработных * в Республике Беларусь по областям в октябре 2002 г.

Численность безработных на конец октября 2002 г., тыс. человек

Трудоустроено безработных, тыс. человек

Уровень безработицы на конец октября 2002 г., %

октябрь 2001 г.

октябрь 2002 г.

Республика Беларусь

Гродненская

Брестская

Гомельская

Могилевская

Витебская

[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html ]

Как видно из данных в таблице в регионах дела обстоят не лучшим образом. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает среднереспубли-канский показатель. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля уровень безработицы составил соответственно 3,9% и 3,7%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно-два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и членов их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

Численность экономически активного населения*

Тыс.человек

В процентах от экономически активного населения

Экономически активное население - всего

Численность безработных, зарегистрированных* в органах государственной службы занятости (на конец года)

Численность безработных, тыс. человек

Уровень официально зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html]

В то же время, если принимать во внимание уровень скрытой безработицы, а также число граждан, не ставших на учет в государственных органах занятости и занимающихся собственным трудоустройством самостоятельно, то реальный уровень безработицы может быть исчислен десятками процентов. Точные данные о структуре и квалификационно-образовательном уровне незарегистрированных безработных получить практически невозможно.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

4. разрешение трудовой эмиграции;

5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Постановлением Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

· улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

· устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей . Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары . Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

· стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

· поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда . Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости . Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников . Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. экономическое стимулирование молодежной занятости;

2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования госу­дарством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб пере­подготовки кадров и повышения квалификации.

4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на по­лучение прибыли, а связанных с работой в интересах об­щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потра­ченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регули­ровании рынка труда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня Беларусь переживает спад производства.

Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество платит за них.

Продвижение в направлении реформ ставят и другую проблему сопоставления: во что обходятся поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо­мики.

Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.

Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести беларускую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.

2. Н.И. Базылев, С.П. Гурко «Экономическая теория (макроэкономика)» Мн. 2000г.

3. Дмитрий Ермак, «Количество безработных будет расти.» //Белорусская экономическая газета. № 64, (584) от 30.08.2002г

4.Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице.» // Человек и труд. 1996. № 9.

5. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. – Москва: «Финансы и статистика», 1998..

6.Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность. Учебно-методическое пособие. Мн.:1996г.

7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М.,1992.- Т.1.-С.656.

8. «Динамика Безработицы» //Мировая экономика и международные отношения №8 август 2000г. Стр.43-45.

9. Рофе А. И. И др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие / Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В.; Под ред. А.И. Рофе.- М.: «МИК», 1997.

10. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда. // Человек и труд. 1999 № 2.

11. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997.

12. www.gazeta.ru

13.www.tut.by (Беларуский портал ИА « Экспресс») новости.

14 http://www.president.gov.by/Minstat/main.html

На первой строчке рейтинга самых безработных районов Беларуси оказался Поставский. Здесь на начало этого сентября официально нетрудоустроенными были 0,8% экономически активного населения, или 112 человек. FINANCE.TUT.BY посмотрел, в каком районе Беларуси меньше всего безработных, а в каком - больше всего.

Какие районы оказались в топе самых безработных

Первое место по уровню зарегистрированной безработицы занимает Поставский район - 0,8% от экономически активного населения, или 112 официально нетрудоустроенных. Вторая строчка по этому показателю осталась за Кобринским районом (0,7%, или 233 безработных), а третья - за Сенненским (0,7%, или 63 человека). Эти данные приводятся в сборниках Белстата со ссылкой на комитеты по труду, занятости и соцзащите облисполкомов и Мингорисполкома.

Примечательно, что на четвертой строчке оказался Чаусский район, где за год число безработных выросло на 183%. Ранее этот район часто оказывался в топе самых «работящих».

Напомним, ранее продолжительное время самым безработным был Молодечненский район. На начало сентября здесь было 269 нетрудоустроенных. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,5% от экономически активного населения.

При этом по числу безработных в лидерах Борисовский район (452 человек), Оршанский (403), Солигорский (356), Мозырский (307), Полоцкий (281), Молодечненский (269), Слуцкий (254), Кобринский (233), Речицкий (232).