Сущность и особенности модели общества потребления. Человек в обществе потребления Что означает понятие общество потребления

общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок. Общество потребления является одним из вариантов (наряду с такими вариантами, как государство всеобщего благоденствия, смешанная экономика, постиндустриальное общество) конечного состояния т. н. трансформации капитализма, т. е. теории эволюции капитализма в некапиталистические общества.

Общество потребления - это состояние большинства развитых стран мира, в первую очередь стран Запада. Такие общества характеризуются тем, что каждому индивидууму в таком обществе в мозг вдалбливается идея необузданного потребления всего, что только можно, а в связи с этим и культ частной собственности, как высшего проявления потребления. При этом само потребление возводится в принцип - иной раз даже если старая вещь все еще годна к употреблению, ее все равно меняют из-за потери модности, привлекательности и т. д. В связи с этим весьма значимым становятся упаковка товаров и их реклама - стоимость их иной раз превышает себестоимость производства самих товаров. Поэтому в качестве синонима иногда употребляется термин «общество упаковки».

Вполне понятно, что обеспечение подобного положения вещей невозможно в случае ведения экономического хозяйства в его исконном смысле, а именно в домоводстве в целях соблюдения баланса, который заключается в принципе «потребление ровно в стольком объеме, сколько требуется». Общество потребления - прямой потомок рыночной экономики, т. е. хрематистики - учения о получении выгоды ради самой выгоды. Страны Запада, как осколки бывших империй, высасывали и до сих пор высасывают ресурсы для поддержания своего уровня потребления из прочих стран мира.

Очень странно видеть, что в России навязывается тот же самый культ потребления, причем в достаточно диком варианте. Крупнейшие центры - Москва и в меньшей степени Санкт-Петербург превращаются в черные дыры потребления, которые высасывают ресурсы из остальных регионов России. Можно предположить, что подобное положение вещей создается нарочито в рамках создания пресловутой системы сдержек и противовесов, когда объединенные одной этнической принадлежностью люди должны быть разделены на некоторые классы, которые не позволят людям объединиться в борьбе против узурпировавших власть наднациональными негодяями. Это - продолжение политики «разделяй и властвуй» в отношении граждан собственного государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей социальной, нравственной ценности.

Развитие цивилизации привело к значительному росту научно-технических достижений, что позволяло обеспечить высокий уровень потребления материальных благ. Одним из оснований идеологии индустриального общества стала просветительская идея прогресса. Именно индустриализм впервые породил способ производства, обладающий самоподдерживающейся способностью к росту и экспансии.

Идея прогресса преломилась в общественном сознании буржуазного общества в убеждение, что все новое заведомо лучше старого. Прогресс переориентировался на сокращение жизненного цикла производимой продукции, ускоренную смену ее поколений. Это породило особое явление: экономику предложения и общество потребления.

Международное разделение труда обусловило разворачивающийся процесс глобализации, распространяющий универсальные, «общечеловеческие» ценности, унифицированные стандарты потребления во всем мире, независимо от религиозных или национальных традиций, исторических типов цивилизаций. Навязывание этих и других стандартов, выдаваемых за абсолютные истины, неизбежно сопровождается оскудением мышления, подавлением оригинальных, независимых мнений. Победа цивилизации стандарта над культурой личности привела к ликвидации индивидуального человеческого фактора в истории.

Таким образом, общество потребления оказывается самой тоталитарной социальной конструкцией из всех, когда-либо существовавших на Земле, но его тоталитаризм ненавязчив и маскируется под огромную, невиданную ранее, свободу выбора материальных благ.

Общество потребления - это еще и новый исторический тип социализации. Известный историк Д. Бурстин утверждал, что в США ксередине XX в. приверженность тем или иным потребительским стандартам оказалась главной силой, связывающей людей в сообщества: «Устаревшие политические и религиозные общины так и остались в одиночестве среди множества новых ассоциаций, которые раньше трудно было даже представить. Американцев с все возрастающей силой стали связывать друг с другом не несколько прочных уз, а бесчисленное множество невидимых связей, из которых, как из паутины, сплетались нити их повседневной жизни».

Потребителей, предпочитающих продукцию той или иной компании, объединяет сознание общего благосостояния, общих интересов, общего ощущения, что о них заботится, их опекает, к ним приспосабливается целое общество, «поставленное на службу идее счастья». Как отмечает французский философ Ж. Бодрийар, именно так в обществе потребления формируется «новый гуманизм», утверждающий свободу наслаждения жизнью и право каждого потребителя покупать то, что способно принести ему радость, предоставляющий схемы приспособления к обществу и рецепты комфортной жизни.

Сквозь сладостное воспевание предметов потребления слышится истинный императив рекламы: «Смотрите: целое общество занято тем, что приспосабливается к вам и к вашим желаниям. Следовательно, и для вас разумно было бы интегрироваться в это общество».

Всеобщая деградация идеи труда, которая «знаменует отступление на второй план всех стимулов к труду, кроме денег» (М. Лернер), была явным отступлением от породившего, по М. Веберу, капитализм духа предпринимательства и культа труда, созидания как высшей, религиозно освященной ценности.

Принятие ценности потребления как главной цели человеческого бытия стало необходимым и едва ли не главным условием существования современного западного общества.

Его мощь обеспечивается не военной силой, не финансовыми потоками, не природными ресурсами, а господством в массовом сознании культа тотального потребительства. Именно он, став элементом сознания, обусловливает поведение индивидов и социальных групп.

Не знающее границ стремление к потреблению, ставшее доминантой социально-экономической и культурной жизни Запада, давно вошло в противоречие с ресурсными возможностями Земли. Г. Уэллс в свое время писал: «Было бы смешно доказывать, что соединенных мировых средств и энергии всего человечества, особенно если они хорошо организованы, хватит с излишком, чтобы удовлетворить материальную нужду всякой человеческой единицы. И если возможно организовать так, что каждый человек будет довольствоваться разумным физическим и умственным комфортом, не воспроизводя типа низшего порядка, нет никакой причины, чтобы это было не устроено».

Ориентация людей на все больший рост производства и потребления создала счета, по которым некому платить. Конечность природы, ограниченность ее ресурсов не дают возможностей для безграничного роста производства. Осознание этого факта привело западное общество не к идее создания ресурсосберегающих технологий и усмирению своих растущих потребностей (США, где проживает 5% населения всего мира, потребляет 40% мировых ресурсов), а к формированию концепции «золотого миллиарда».

В современном западном «обществе потребления» отсутствует степень разумного ограничения потребностей, механизм контроля над их ростом. Более того, безудержное, ничем и никем не ограниченное удовлетворение, в соответствии с навязанными обществом же нормами, потребностей преподносится СМИ как модель нормального, естественного, единственно правильного человеческого поведения.

Тоталитарная модель общества потребления бесцеремонно навязывается всему миру в качестве универсальной. И эта экспансия распространяется благодаря интернету и другим современным средствам массовой коммуникации со скоростью пандемии.

Впервые сознательно общество потребления стало пропагандироваться американскими президентами Д. Эйзенхауэром, Дж. Кеннеди, Л. Джонсоном. Материальная обеспеченность, по их мысли, должна была стать главным козырем в холодной войне с СССР: «Пусть русские запускают спутники, пусть освобождают негров от рабства колониализма, пусть гордятся своими достижениями в шахматах и балете, а мы будем просто… лучше жить и в конце концов, масса пойдет за нашими идеалами».

Принято считать, что социализм в нашей стране рухнул в 1991 г. На самом деле это произошло гораздо раньше, когда Н. Хрущев провозгласил свой знаменитый лозунг: «Догнать и перегнать Америку по молоку и мясу». Именно тогда советское руководство признало ценности общества потребления универсальными, объявив главной целью страны «удовлетворение все возрастающих материальных потребностей советских людей», в чем якобы и состоит смысл строительства коммунизма как общества «в котором все будет бесплатно». Подмена Хрущевым коммунистического общественного идеала ценностями общества потребления и привела к катастрофическим для страны последствиям в 1980–90-е гг.

В США в последние годы растет движение антипотребителей, которые утверждают: смысл жизни человека не в потреблении материальных благ, а значит, и смысл жизни и деятельности нации, государства также не должен быть направлен на экономический рост. Вместо министерства экономики антипотребители предлагают создать министерство духа и свободного времени.

В России парадигма «общества потребления» до сих пор остается господствующей. В программах всех партий повышение уровня жизни народа стоит как главная цель, различаются лишь способы ее достижения.

Между тем, такая цель вовсе не очевидна. Подобно тому, как смысл жизни отдельного индивида не исчерпывается потреблением материальных благ, смысл жизни народа так же, возможно, состоит в реализации какой-либо миссии, в историческом свершении, для чего зачастую приходится отказываться от высокого уровня жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общество потребления

Впервые термин ввел немецкий социолог Эрих Фромм .

Общество потребления возникает в результате развития капитализма , сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Черты общества потребления

  • В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты . Широкое распространение приобретает шопинг , который становится популярной формой досуга.
  • Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета , сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
  • Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама , проникающая в самые глубокие слои сознания.
  • Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой - «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

Аргументы в защиту общества потребления

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства . Их основные тезисы таковы:

  • Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества.
  • В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.
  • Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.
  • Потребление способствует снижению социальной напряжённости.
  • Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
  • Члены общества потребления требуют более высоких экологических стандартов и экологически чистых продуктов, вынуждая производителей создавать их.
  • Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

Аргументы против общества потребления

  • Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
  • Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
  • Основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых относятся к невосполнимым.
  • Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время, как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка.
  • В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
  • В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
  • Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
  • Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием , так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть . Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране - сознательное достижение ради экономических целей . Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога , Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни - вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом) .

  • Многие религиозные организации официально осуждают идеалы общества потребления, мотивируя тем, что они расходятся с религиозными догмами и разрушают душевное и физическое состояние человека страстями. В частности, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл аргументировал такую позицию следующими доводами:

Простые люди покупают вещь - и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так - что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

- «Патриарх Кирилл: „Я приехал как паломник“» , газета Аргументы и факты в Украине № 32 (677) от 05.08.2009

В России

Общество потребления в постсоветский период в России: Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка - 10-15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления. Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.

По информации Центробанка в - гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

Связанные явления

Вещизм - пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определяласть не стоимостью, а дефицитностью - соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

«Аффлюэнца» (англ. affluenza ) - термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

См. также

  • «О дивный новый мир » (антиутопия Олдоса Хаксли)
  • «Хищные вещи века » (повесть Братьев Стругацких)
  • «Бойцовский клуб » (фильм)
  • «99 франков » (фильм)

Примечания

Литература

  • Baudrillard, J. The Consumer Society. Myths & Structures. - L., Thousand Oaks, N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998. - ISBN 0-7619-5691-3
  • Miles, S. Consumerism as a Way of Life. - London: SAGE Publications, 1998.
  • Дебор, Ги-Эрнст Общество спектакля .
  • Лимонов, Э. В. Дисциплинарный санаторий. - СПб. : Амфора, 2002. - ISBN 5-94278-320-9
  • Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность .
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс. - СПб: Интерсоцис, 2008.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. - СПб: Интерсоцис, 2007. - ISBN 978-5-94348-044-7

Ссылки

  • Кондратьев К. Я. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия . - 2005. - № 10. - С. 60-66.
  • Софронов-Антомони В. Производство теории потребления // Знание - сила . - 2002. - № 7.
  • Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос . - 2000. - № 4. - С. 63-77.
  • Есть ли будущее у общества потребления? Лекция Петра Мостового с Полит.ру

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Общество потребления" в других словарях:

    Англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. см.… … Энциклопедия социологии

    С английского: Consumer society. Из книги «Средства для поднятия настроения» (1973) американского политолога Ивана Иллича (р. 1926). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ - широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры»,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Так называемые развитые страны Запада и особенно США очень гордятся тем, что создали у себя потребительское общество - общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Наши доморощенные либералы утверждают, что это и есть то общество материального благополучия, которое обещали построить коммунисты в СССР, и чего сделать так и не сумели. По их мнению, только западная демократия и может обеспечить построение «подобия Рая» на Земле. Будто бы «свободный» человек только в «демократической» по западному образцу стране может и быть по настоящему счастлив. Попробуем разобраться так ли это?

Википедия даёт следующее определение потребительского общества:

«Потребительское общество - политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности такого общества, является одной из черт современности. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как ростом доходов населения, существенным изменением структуры потребления, снижением продолжительности рабочего дня и увеличением свободного времени; размыванием классовой структуры; индивидуализацией потребления».


Думается, что это определение не объективно. Вполне имеют право на существование и другие мнения.

Совершенно очевидно, что определение принадлежит перу апологета либерализма - идеологии далеко не всеми приветствуемой!. Причиной создания потребительского общества, на наш взгляд, является не результат заботы капиталистов о снижении продолжительности рабочего дня и освобождении трудящихся от материальных забот, и не стирание классовых различий и выравнивание доходов населения, а опасение всеобъемлющего кризиса перепроизводства, как результата технического прогресса, с одной стороны, и неукротимой жажды наживы капиталистов - с другой. Известно, что капиталистический способ производства в своей основе имеет непрерывное расширение (алчность человеческая беспредельна!). На каком-то этапе развития возникает угроза перепроизводства. Необходимо расширять рынок сбыта товаров. Внешние рынки уже распределены. Этим рынком и становится потребительское общество - общество с постоянно растущим потреблением, что и обеспечивается формированием соответствующей системы ценностей и установок! Отметим, что термин «общество потребления» ввёл немецкий философ Э. Фромм один из идеологов этого феномена. Другой мыслитель - Жан Бодрийяр, исследовавший проблему ещё в 60-х годах прошлого века (на русском языке его книга вышла в 2006 году) даёт потребительскому обществу более реалистичную, чем приведенная выше оценка Википедии. Он считает, что потребление вообще - есть психологическая реакция, природа которой бессознательна. Избыток предметов потребления - только мнимое изобилие. Общество потребления - это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура и где даже изобилие - следствие тщательно маскируемого дефицита и имеет смысл только для выживания существующего мира. Потребительское общество - есть следствие возведения в культ социальной дифференциации, направленной на оправдание необходимости экономического роста в любых условиях! Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной западной цивилизации - необходимости бедности и войны, преследующих одну цель - создание условий для наращивания производства! Капитализм, в принципе, не может обеспечить стабильность производства. Оно должно постоянно расти. И он изыскивает всё новые и новые способы обеспечения этого роста. Но ведь ресурсы Земли ограничены, то есть когда-то непременно наступит коллапс! Капитализм не вечен! Его непременно должно заменить общество с разумным ограничением потребления!

Человеческое счастье в потребительском обществе абсолютизировано принципами, навязанными идеологией потребления. Утверждение, что обладание нужными предметами потребления приводит к ликвидации классовых различий, поддерживает веру человека в демократию посредством внедрения мифа о равенстве людей. На деле же это просто маскировка реальной дискриминации, лежащей в основе буржуазной демократии.

Сегодня на Западе уже не существует рационально потребителя. Потребности производится вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит социальное отличие - стремление человека выделиться из толпы себе подобных, по крайней мере, по внешним признакам - стремление отличиться. Однако при непрерывном росте производства эта потребность всегда остаётся неудовлетворённой! Общество потребления буквально толкает человека на активное потребление, наказывает за пассивность и экономичность, ибо такое его поведение ведёт к утрате потребительской способности общества, падению рынка, кризису, чего, естественно, опасаются, прежде всего, хозяева жизни, - это грозит им утратой всех привилегий.

В потребительском обществе, - считает Бодрийяр, - отношение массовой культуры к традиционной подобно отношению моды к предметам потребления. Как в основе моды лежит устаревание предметов потребления, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура создаёт произведения для недолговременного использования. Согласитесь, читатель: современное искусство, в частности, не создало ни одного произведения, которое бы претендовало на звание классического! Ныне и у нас в России уже искусственно создан минимум бессодержательных знаков, непременных для «культурного» человека. Обязательным атрибутом потребительского общества является китч - никчёмный предмет, не имеющий сущности, но характерный лавинообразностью распространения. Это ни что иное, как способ приобщения к моде, приобретение отличительно признака «продвинутости»! Вспомним хотя бы о массовом «футбольном заболевании», о массовом поклонении наших современников в общем-то бездарным поп-музыкантам. Поп-арту вообще ныне явно присущ чисто коммерческий смысл, как впрочем, и всему в рыночном обществе торгашей! Обратите внимание, у нас пропало понятие «эстрадное искусство» его заменил шоу-бизнес!

СМИ, в абсолютном большинстве своём, отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Они просто убивают живое человеческое содержание Мира, формируют «неореальность», состоящую из «псевдособытий». Ту же роль играет реклама. Человека заставляют жить в созданном ими искусственном, прекрасном мире сказки, а самое ужасное, - лишают его возможности размышлять, анализировать реальность!

Общество потребления насаждает настоящий культ человеческого тела. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, использовать для утверждения социальных различий. Красота, эротичность тела вопреки традиционным чувствам стыда и скромности теперь тоже имеют потребительскую стоимость. Тело человека (и не только женское!) имеет своих потребителей - других людей, медицину, модные журналы, рекламные ролики и т.п. Сексуализация предметов потребления повышает их потребительскую стоимость, что, естественно, на руку их производителям. Стыд и скромность, целомудрие и человеческая совесть, приверженность традиционной высокой морали в целом - становятся признаками низкого социального статуса индивида! И напротив: распущенность, цинизм, отсутствие принципов, изворотливость, пренебрежение традиционной моралью - признаками высокого общественного социального статуса (продвинутости)! Предметом почёта и гордости обывателей!

Современные потребители живут в иллюзорном мире постоянной заботе о них. На деле же эта «забота» маскирует глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию ложной щедрости, когда благодеяния скрывают жажду наживы и алчность! Овеществлённость отношений между людьми, безмерный эгоизм в обществе маскируется лицемерным участием и доброжелательностью. Услужливость и раболепие скрывают реальный экономический механизм общества потребления. Потребителя заставляют считать себя постоянно нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг. Постоянно пользоваться ими и платить, платить, платить! Внимание человека постоянно искусственно сосредоточивается на примитивном счастье, счастье в потреблении товаров и услуг. Размышления о возвышенном, духовном счастье, счастье в служении людям искусно блокируется. Они ведь могут разрушить общество потребления, такое удобное нынешним хозяевам жизни! В обществе появился новый вид насилия - насилие вещизмом, доказывающий его недолговечность и неустойчивость. Другим доказательством служат заметная усталость западного человека и массовая депрессия, как следствие постоянной погони за призрачным богатством - «золотым тельцом». Как утверждает Бодрийяр, в потребительском обществе постепенно исчезает, гибнет Человек!

Несмотря на то, что потребительское общество стимулирует создание всё новых товаров и услуг, да и в целом экономическое развитие, в нём появляется всё больше недовольных людей. С некоторых пор на Западе процветает консюмеризм. (Термин происходит от англ. “потребитель»).

Консюмеризм - потребительство, перепотребительство, потреблятство. Сегодня потребительство стало зависимостью. Товар теряет собственную значимость и становится символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства посредством потребления порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовольствие, чем покупаемый предмет. Человеческое счастье ставится в прямую зависимость от уровня потребления! Потребление становится целью и смыслом жизни! Это уже какой-то новый гедонизм! Демонстративная трата денег становится залогом предсказуемости и основой доверия к индивиду со стороны партнёров. Большие траты на показ, конечно, существовали и ранее. Удачливые купцы и предприниматели издревле прибегали к нефункциональным тратам, создавая о себе необходимое впечатление. Статусная трата - это желание показать: кто я есть. Она формирует внешний облик человека. В настоящее же время показное потребительство стало массовым явлением. «Мне совсем не нужен такой дорогой автомобиль, но я его должен иметь, чтобы выглядеть не хуже соседа!» - рассуждает обыватель. Теперь для разного уровня возможностей и запросов формируется свой потребительский уровень. Для наиболее массовых и потому дешёвых продуктов это пиво, чипсы, футбол, музыка, кино, компьютерные игры - всё, что позволяет заполнить время массового небогатого обывателя. Именно этого добиваются хозяева! И, надо признать, достигли в этом больших успехов. С удовлетворением отметим, что критика потребительства широко распространяется в религиозной среде. Мировые религии утверждают, что консюмеризм игнорирует духовные ценности, поощряет животные страсти, не здоровые эмоции и пороки. В то время, когда церковь предлагает с ними бороться. Папа Иоанн Павел II считал консюмеризм очень опасным следствием капитализма. Честь ему за это и хвала!

Сегодня и в России и на Западе уже многие считают, что потреблятство - нечто заразное, вирус, болезнь, наркозависимость человека, живущего в постиндустриальной цивилизации, от потребления совершенно ему ненужных для жизни товаров и услуг. Но США - первая страна, где это приобрело характер национальной эпидемии. И этот «вирус» современные глобалисты используют как биологическое оружие. Внедрение американского образа жизни по всему миру, основанного на потреблятстве, одна из составляющих глобального процесса. Любую страну покорить, втянуть в глобальное сообщество значительно легче, если её народ думает только о наживе и удовлетворении своих низменных, примитивных потребностей. Стеклянные бусы, зеркальца, другие украшения и «огненная вода» издавна использовались колонизаторами! Современное потреблятство - это особый образ мыслей, особое понимание действительности:

1) Всё покупается, продаётся и имеет свою цену (в том числе и человек и его совесть!).

2) Чем больше имеешь денег, тем больше можешь купить (отсюда и культ «золотого тельца»!).

3) Если что-то не удовлетворяет твои потребности, выброси и купи новое (надёжность изделия перестала служить критерием его качества, пропало уважение к предметам человеческого труда!)

Деньги правят современным западным миром. Абсолютно всё покупается и продаётся! Оглянитесь вокруг: сколько вы увидите примеров продажности ещё сравнительно недавно очень уважаемых людей! Это особенно заметно во власти. И не удивительно! Недаром ещё наши предки говорили: «Где власть, там и сласть!» На какие только ухищрения и подлости ни идут «люди» в борьбе за власть и деньги!

Если подумать, то потребительское общество - это общество сплошных рабов, рабов «золотого тельца». Человек, даже, если он господин-хозяин, всегда является товаром. Разница заключается только в цене! В рабовладельческом обществе на цену раба существенно влияет его здоровье и физические возможности. Потому-то в школьной программе обучения физкультура и английский язык ставятся выше русского языка и физики! Раб должен быть здоров, и понимать язык хозяина! Сегодня быть больным не только не престижно, но и не выгодно! Больного раба никто не купит! Не стоит удивляться, если в ближайшее время появится лозунг: «Человек, не подлежащий ремонту, должен быть ликвидирован!» Эта идее уже появилась в современной литературе. Человек - герой романа - предупреждается о сроке принудительной эвтаназии. Не стоит утешать себя тем, что пока на Западе эвтаназия добровольная. Всё, как говорится, течёт и изменяется! Мы уже не удивляемся известию о том, что футболисты (да и не только они!) продаются. При этом они даже счастливы. Всё дело в цене! Ещё двадцать лет назад мы бы посчитали это высшей степенью цинизма! Так является ли человек потребительского общества, живущий в «демократической» стране свободным? Или он всё же - раб «золотого тельца»?

Как уже говорилось, общество потребления отрицает традиционные высокие моральные ценности, необходимость всестороннего умственного, духовного и нравственного развития человека. Это ускоренными темпами ведёт к оскотиниванию людей, полной деградации их как личностей, общему упадку культуры. Что, надо сказать, всеми средствами и поддерживается хозяевами нынешней жизни, поскольку упрощает процесс манипулирования сознанием народа. Невежд легче обманывать!

Ныне даже мыслящая часть американцев понимает, что падение общего уровня культуры и образования в США - ни что иное, как результат сознательного деяния властей ради достижения экономических целей - прежде всего продления существования капитализма. Ведь любознательный, читающий человек становится худшим покупателем автомобилей, холодильников, стиральных и моечных машин и т.п. Он больше заинтересуется творениями гениев мировой культуры: Моцарта, Шекспира, Толстого, Рембрандта. А это ущемит интересы хозяев. Вот власти и стараются не допускать роста общей культуры населения. Разве не это происходит сегодня у нас в России с системой образования, наукой, культурой, воспитанием!? Настоящие патриоты России отрицательно относятся к внедрению либеральной идеи в целом и потребительскому обществу, в частности. К голосам протеста присоединилась и русская православная церковь. Патриарх Кирилл приводит следующие доводы: «Простые люди, покупая новую вещь радуются. А безудержное потребительство убивает эту радость. Таким образом, человек обкрадывает себя. Если всё наше общество встанет на путь такого безудержного потребления, то земля наша и её ресурсы этого просто не выдержат! Давно доказано, что, если средний уровень потребления будет такой как в США, то основных ресурсов хватит только на 40 - 50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем так жить. А если все не могут так жить, так что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?» К сожалению, по данным «Российской бизнес-газеты», анализ показывает стабильно высокие темпы роста российского потребительского рынка - 10-15% ежегодно! Да это может и увидеть каждый на примере роста числа автомобилей на улицах и во дворах наших городов. Большую отрицательную роль при этом играет система кредитования потребителей банками, преследующая свои корыстные цели наживы, а заодно и способствуя развитию процесса глобализации по-американски. В новой России уже пышным цветом расцвёл вещизм - пристрастие к материальным ценностям в ущерб традиционным для нашей страны ценностям духовным. Россия из самой читающей и образованной страны на планете Земля превратилась усилиями реформаторов в рядовую страну третьего мира, пока ещё имеющую ядерное оружие. У нас появилась прослойка неграмотных граждан, что было совершенно изжито в СССР.

Чем же ещё характерно такое общество? Чего в нём больше: положительного или отрицательного?

Общеизвестно, что капитализм основан на активном товарообмене. Вместе с техническим прогрессом наступает время, когда количество людей, занятых в сфере производства, становится меньше, чем их количество, занятых в сфере обслуживания и торговле. Торговля теперь при меньшем напряжении сил приносит больше дохода, чем производство товара. Всё продаётся и всё покупается! Человек так же становится товаром. Появляется термин «человеческий капитал». Производство всё теснее связывается с потреблением. Бизнес производит не только материальные, но и духовные ценности. Он формирует вкусы человека, его желания, систему ценностей, нормы поведения (мораль), жизненные интересы. Важнейшую роль при этом играют СМИ и реклама - средство воздействия на сознание потребителя материальных и духовных благ. Конкуренция производителей, присущая капитализму, порождает и конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится всё больше потреблять. Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики человека, но и его социальный статус. Сегодня в России процветает то, над чем смеялись в 70-х - 80-х годах, говоря о южанах-торговцах фруктами на рынках: «Большой человек должен носить большую кепку!» Только сегодня о статусе россиянина свидетельствует не большая кепка, а большой автомобиль!

Развитая система кредитования превращается в систему контроля над населением, ибо его благополучие основано на вещах, приобретённых в кредит. Банкиры всеми средствами заманивают обывателя в свои долговые сети, увеличивая таким способом свои доходы и кредитные возможности. При этом у человека меняется отношение не только к финансовому долгу, но и к долгу вообще: перед предками и потомками, перед обществом, стариками, родиной!

Приобретения в потребительском обществе морально обесцениваются быстрее, чем они изнашиваются физически даже при намеренно сниженном качестве (надёжности) товаров. Вещи могли бы служить ещё годы, но должны быть заменены на более современные, чтобы их владелец «не потерял лицо». Человек должен покупать, покупать и покупать, иначе производство остановится и наступит экономический кризис! Приобретя товар, он сразу чувствует неудовлетворённость, ибо на рынке уже появилось что-то более новое и совершенное. Несомненно, общество потребления стимулирует экономическое развитие и производство новых товаров и услуг. Но всегда ли это хорошо и как долго может продолжаться? Об этом вдруг с ужасом недавно заговорил даже Пётр Мостовой - активный соавтор либерализации экономики России (См. сайт ПОЛИТ.РУ).

По его словам ещё в середине XIX века было замечено, что экономика сильно зависит от того, как ведёт себя потребитель товаров. Тогда же появилась реклама товаров фиктивных, предназначенных для удовлетворения несуществующих потребностей. Она успешно убеждала потребителя в обратном. Для того, чтобы всё возрастающий спрос на товары оставался платёжеспособным и был создан потребительский кредит. Одновременно с экономическим инструментом это новая, эффективная форма социального контроля: конфликт на работе - безработица - кредитный долг - санкции. Система на деле эффективнее всякой репрессивной! С другой стороны всякий кредит - это фиктивные деньги, появляющиеся на финансовом рынке. Сегодня, например, в США реальный сектор экономики составляет только 15% от ВВП, а 85% - это рынок финансовый. Примерно тоже происходит в России. Иными словами, деньги появились, а ничего ещё не произведено! Нужны рынки сбыта! Первая Мировая война шла за рынки сбыта для Запада. Вторая - за передел рынков (обделёнными оказались Германия и Япония). Сегодня, по мнению Мостового идёт «война эпохи ВТО», война экономическими методами. Зададимся вопросом: почему сегодня большинство стран Мира прозябает в нищете. И это при нынешнем-то развитии технологий? Да потому, что они не нужны экономике потребления. А ведь можно было бы возить туда не гуманитарную помощь, а технологии. Но тогда Запад потеряет рынок сбыта не нужных ему самому товаров! Задачей в новой войне ставится - прежде всего, не допустить чужих на свои внутренние рынки. Очевидно, Россия в этой войне явно проигрывает! Она не хочет даже сопротивляться. Почему и кому это нужно - вопрос отдельный!

Всем ясно, что сегодня ограниченные ресурсы Земли используются хищнически. В мире уже идут войны за ресурсы. Таковы, по сути, войны в Ираке и Ливии. Логика США людоедская: «У соседа чего-то много, а у меня нет! Значит надо отнять силой!» Не ожидает ли Россию участь Ливии, а её руководство участь Каддафи!? Кстати, именно об этом недавно открытым текстом говорил в сенате США сенатор Маккейн.

Жизнь людей, запрограммированных на потребительство, заключается только в размышлениях о товарах и их поиске. Обратите внимание на содержание разговоров сегодняшних россиян. Они уже, как и американцы, не обсуждают прочитанные книги или увиденные постановки. Разговоры ведутся только о том, кто, где, что и за сколько купил или продал! Но ведь для Человека потребность души, духа и является базовой. Однако СМИ формируют искусственные потребности, потребности материальные. Разве потребность в табаке, алкоголе, наркоте (материальной и духовной!) естественны? Но они успешно формируются. Такова специфика потребительского общества.

Даже безработный в этом обществе не перестаёт быть потребителем. На Западе хорошо развиты социальные программы. Власть опасается социального взрыва, да и само потребительское общество сохраняется. Попробуйте сегодня опустить уровень жизни американца до российского, социальный взрыв неминуем. Американец не согласится! Он приучен жить «красиво».

Экономика потребления и информационное пространство, которое она создала в своих интересах, отучают людей думать. Надо признать, что человека потребительского общества весьма трудно изменить так, чтобы безболезненно, легко перейти к образу жизни подобному советскому, когда на машинах ездили десятки лет, обувь и одежда служили пока не износятся, излишки продуктов питания не выбрасывались в помойку. При этом ещё и воспитывая людей духовными, нравственными. К счастью, сегодня уже многие россияне ностальгируют по прошлому, готовы отделиться от Запада и создать на Родине нечто подобное СССР. Эти люди понимают, что ресурсы Земли очень ограничены, чтобы сохранить жизнь придётся рано или поздно перейти к экстенсивной форме потребления, то есть, думают не только о себе, но и о будущих поколениях!

Беда в том, что в обществе потребления индивидуальные потребности населения страны далеко выходят за рамки борьбы за физическое выживание. И это относится не только к богатым. Потребление становится инструментом социокультурной интеграции населения. Массовое производство позволяет потребителю конструировать свою индивидуальность с помощью вещей. Общество производит символы различия, знаки, позволяющие индивиду не слиться с толпой. Можно, например, не демонстрировать своего шикарного коттеджа всем и каждому, но показать другими способами, что его имеешь. Вспомним: «Большой человек носит большую кепку!»

В потребительском обществе хождение по магазинам становится чуть ли не лучшей формой проведения досуга. Как формы общения, процветают кафе, рестораны, клубы и казино. Личные отношения людей всё больше определяются рынком - практической пользой. Люди, живущие в соседних квартирах годами, сегодня нередко не знакомы друг с другом, считая соседей бесполезными и не ожидая от них добра и соучастия. Общество, когда-то созданное нашими далёкими предками для взаимопомощи, на глазах разваливается! Мы ощущаем себя одинокими в людской толпе! На глазах ныне живущих поколений россиян, принципиально меняется культура. Ещё совсем недавно мы жили в культурной среде долга перед Родиной, родителями, детьми, обществом; в среде бережного отношения к предметам человеческого труда, то при нынешнем консюмеризме приветствуется совершенно противоположное - расточительство, основанное на кредите! Стала нормой жизнь взаймы. Мы с лёгкостью отказались от традиционного русского неприятия безответственности. Теперь из-за невозможности вернуть денежный долг никто не стреляется!

Реклама - важнейший элемент потребительского общества. Ведь не так важно произвести товар, как важно его продать, навязать потребителю. Совершенно напрасно многие считают её безвредной. Повторенная многократно, она переходит на уровень нашего подсознания и способна насиловать сознание! Именно отсюда следует и высокая оценка потребительским обществом пиарщиков - различного рода «звёзд» и скоморохов. Эффективной экономической деятельностью становится продажа брендов - марок порой совсем ничем не выдающихся товаров. Мода является двигателем производства и сбыта! В ущерб качеству товара делается привлекательной его упаковка. Для сбыта она важнее качества. Сегодня россияне убедились на собственном опыте в том, что красивая и дорогая обёртка вовсе не свидетельствует о высоком качестве товара!

Образование, медицина, да и вся государственная деятельность в потребительском обществе становятся услугой, приобретаемой на рынке. И напрасно многие наши сограждане, не понимая сути рынка, возмущаются принятым Думой Законом о государственных услугах. Наше государство тоже является субъектом рынка, потому и торгует! На рынке все торгуют: кто-то продаёт, кто-то покупает! Не стоит удивляться и тому, что государственные должности - тоже товар, имеющий свою цену!

Неустанная погоня за удовольствиями, получаемыми с помощью денег, формирует в потребительском обществе новый тип личности. В нашем обществе недавно появились «трудоголики» - люди высокой трудовой активности, жертвующие всем личным ради денег. Их лозунг: «Главное жить не хуже соседа! Потреблять так, чтобы не слиться с толпой!» Слово «трудоголик» созвучно со словом «алкоголик». Объединяет таких людей то, что оба они заражены вирусом потреблятства: один неуёмной погоней за долларом, другой - за бутылкой. Остановить и того и другого в их погоне за призрачным «счастьем» очень непросто!

Итак, капиталистический способ производства на определённом этапе развития порождает тенденцию к формированию общества потребления, особенностью которого является сдвиг индивидуального потребления в центр социальной системы. Этот сдвиг сопровождается существенными изменениями во всех сферах человеческой жизни и далеко выходит за пределы экономики. Общество потребления - это целенаправленный синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и человеческих потребностей, всего образа жизни человека, обеспечивающий на какое-то время продление существования капитализма и буржуазной демократии. Однако агония либерализма не может быть длительной!

Особо отметим, что потребительское общество, подобное западному, на всей нашей планете построить невозможно, для этого потребовались бы ресурсы пяти таких планет. Запад, из опасений народного бунта, естественно, не захочет самостоятельно отказаться от достигнутого уровня потребления. Единственным выходом из положения для него остаётся сокращение населения Земли. Теоретики либерализма уже открыто говорят о «золотом миллиарде» и миллиарде его слуг. Однако большинство людей не желают задумываться о будущем своих потомков. Увы, Г. Форд был прав, когда сказал, что для большинства людей размышления являются наказанием! Они не хотят понять, что идея глобализации по-американски - это реализация идеи «золотого миллиарда». В частности, ВТО - один из инструментов, обеспечивающих реализацию идеи глобализации и процветание этого же «золотого миллиарда»!

В отличие от развитых и стабильных стан Запада общество потребления в России формируется в кризисном социальном пространстве в виде отдельных оазисов. Какая-то часть населения уже живёт в них, большинство же довольствуется виртуальным обществом потребления, которое наблюдает на экранах своих телевизоров, в супермаркетах и на улицах больших городов. Перспектива доведения потребления материальных благ в России до уровня американского, не реальна. Скорее Западу придётся ограничить свои непомерные запросы! А вот воспитание человека, подобного американцу, - потребителя, раба «золотого тельца», протекает в России вполне успешно! И, наконец, может ли быть счастлив раб, пусть и проживающий в материальном комфорте? Думается, что вопрос чисто риторический!

Смирнов Игорь Павлович

Мы живем во время интенсивных социальных изменений. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: разрушаются старые устои общества, меняются приоритеты поколений, появляются новые тенденции в культуре, политике, экономике и т.д. Многие связывают это с приходом нового типа общества - постиндустриального, открывающего эру белых воротничков, информационных войн, развитой сферы услуг и общества потребления - которое мы можем наблюдать в США, Канаде, странах Западной Европы, Японии. Потребление в этом случае становится самодовлеющим , определяет взаимоотношения индивида и общества, социальных институтов, способствует формированию системы ценностей и мотиваций, определяет динамику и направление социальных процессов.

Изучением развития общественных систем занималось множество ученых. Среди них наиболее известны К. Маркс, Д. Белл, П. Сорокин, А. Вебер, Ф. Теннис, Т.Б. Веблен. Максимальную научную разработанность теория постиндустриального общества получила в работах Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» и Э. Тоффлера «Третья волна». Д. Белл определил основные критерии нового типа общества, главными из которых являются 1) центральная роль теоретического знания и 2) увеличение доли сферы услуг. Э. Тоффлер же выделил особые волны, коренным образом меняющие устройство любой общественной системы. Так существует аграрная, индустриальная и постиндустриальная волны, неравномерно распространяющиеся среди различных обществ и накладывающиеся одна на другую (новая волна не отменяет абсолютно все элементы старой). Теоретический анализ феномена потребления наиболее полно представлен в работах Дж. Ритцера «Современные социологические теории», Ж. Бодрийара «Общество потребления: его мифы и структуры», об особенностях российского потребления писал В.И. Ильин. Так, Дж. Ритцер рассматривал макдонализацию, как одну из форм массового максимально рационализированного потребления, появившегося сравнительно недавно. Ж. Бодрийар представил очень детальное и полное исследование феномена «общества изобилия», проявляющегося во всех сферах человеческой жизни в перспективе развития. В.И. Ильин же дал анализ современной ситуации в России, соотношение потребительских ориентиров общества и его реальных возможностей.

Общество потребления стало возможным при переходе индустриальных стран в постиндустриальный уровень развития, характеризуемый в первую очередь переориентацией экономики к сервису и доминированием наукоемких отраслей промышленности; стиранием разрыва между производителем и потребителем. Появляется «prosumer» economics - экономика производителя-потребителя (producer + consumer). С усилением конкурентной борьбы активная разработка и внедрение инновационных, эргономичных технологий становится залогом успеха. Увеличение объемов информации создает запрос на совершенствование компьютерных технологий. Происходит активное освоение космоса, развитие новых направлений в науки (например, генной инженерии, нанотехнологий).

Экономический рост, улучшение качества жизни, появление массового производства позволило сформироваться широкому среднему классу, обладающему высокой покупной способностью. Так потребление перестает быть вынужденной, биологически обусловленной потребностью и перерастает в социо-культурный феномен. Жизнь без потребления уже немыслима и невозможна - на его основе строится большинство общественных отношений.

Общество потребления - это совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Отсюда проистекает новое отношение к «человеческим ресурсам». «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, пишет З.Бауман, диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей». Такое общество является закономерным порождением зрелого капитализма. Разумеется, в любом обществе индивидуальное потребление составляет наряду с производством его базис. Но лишь на определенном этапе развития индивидуальное потребление подвергается глубокой институционализации и превращается в ключевой фактор экономического развития страны. С одной стороны, оно все глубже опосредуется институтом рынка, а с другой - существование рынка, относительно независимого от индивидуального потребления, невозможно. Общество потребления возникает как логический результат развития капитализма.

Наиболее важные черты модели общества потребления, выделенные В.И. Ильиным:

  • ? Массовое производство позволяет втянуть в активное потребление, выходящее за рамки борьбы за физическое выживание, уже не только самые богатые классы общества, но и абсолютное большинство населения, хотя в очень различной степени.
  • ? Производство становится не только массовым (конвейерным), но и гибким, что позволяет потребителям конструировать свою индивидуальность с помощью вещей. Иначе говоря, идет массовое производство символов различия, а удовлетворение потребности в них - лишь преходящий миг равновесия, вновь нарушаемый осознанием потребности не сливаться с толпой.
  • ? Поскольку возможности производства существенно опережают возможности индивидуального потребления, движимого природными потребностями, происходит маркетинговая революция, результатом которой является маркетинговая ориентация фирм. Это значит, что прежде чем произвести новый товар, производитель думает о том, как и кому его можно сбыть в условиях, когда в принципе уже существуют средства удовлетворения данной потребности.
  • ? В обществе потребления происходят революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания. Ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, превращающиеся в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления. Параллельно радикально меняется поведение покупателей: все большее место занимает т.н. shopping about - хождение по магазинам без наличия более или менее ясно осознанной цели.

Шоппинг становится широко распространенной формой досуга.

Формируется социальная стратификация, в основании которой лежат различия в возможности доступа к пространству общества потребления. Как пишет З. Бауман, «у каждого может возникнуть желание стать потребителем и наслаждаться возможностями, которые предоставляет подобный образ жизни. Но не каждый способен быть потребителем». Иначе говоря, все хотят, но не все могут, а те, которые могут, обладают этой возможностью в разной степени. В результате не все люди, живущие в развитых странах, живут в обществе потребления.

Многие его только рассматривают через непробиваемое стекло.

  • ? Расцветают сети кафе, пивных баров, ресторанов, ночных клубов и т. д. Они удовлетворяют потребность не столько в пище, сколько в общении без бытовых проблем и уюте. В результате все более явно меняется культура потребления и общения. Последнее превращается в объект потребления, покупаемый как право посидеть в уютном месте за чашкой кофе или обедом и пообщаться. В результате личные отношения все больше опосредуются рынком. Через кафе и рестораны формируется и удовлетворяется и потребность в путешествиях: все большую популярность приобретают этнические и тематические заведения, создающие возможность феномена, который можно назвать «кулинарным путешествием». Сегодня вы в Китае (китайский ресторан), а завтра - в Америке (американский бар).
  • ? С наступлением эпохи общества потребления происходит настоящая культурная революция, в ходе которой осуществляется переход от повседневной культуры классического капитализма к современному консюмеризму (потребительству).
  • ? Революция в средствах коммуникации резко уплотняет общение.

Возникает новое информационное пространство, в котором не действует традиционные представления о пространстве и времени. В нем формируются и через него поддерживаются самые разные социальные сети: родственные, дружеские, профессиональные и т.д. Общение превращается в платную услугу: без посредничества провайдера уже трудно представить современные межличностные отношения.

  • ? Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, так же все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Знакомства, заключения брака в существующих масштабах обеспечиваются услугами фирм-посредников.
  • ? Кардинально меняется роль потребителя в экономической системе. «Система, - как отмечал Ж. Бодрийяр, -
  • ? Изменение роли и места потребителей в экономической системе существенно меняет ее характер: она теснейшим образом переплетается с культурой потребления, которая превращается в материальную экономическую силу.
  • ? Экономика общества потребления опирается на новый тип личности. Ее ключевая характеристика - склонность к потреблению как способу конструирования своей идентичности. В силу этого полное удовлетворение даже основных потребностей становится невозможным, поскольку идентичность требует ежедневного воспроизводства. Отсюда парадокс высокой трудовой активности человека, который уже сыт, имеет крышу над головой и обладает достаточно обширным гардеробом.
  • ? Общество потребления порождает массовую потребность в индивидуализации. Конкуренция производителей, в конечном счете, приводит к конкуренции потребителей.
  • ? Главной формой свободы в обществе потребления является свобода

потребительского выбора. Здесь царствует демократия потребителей.

  • ? Появляется развитая система кредита, разнообразные формы электронных банковских карточек, что резко ускоряет процесс принятия решения о более или менее крупных покупках и сводит к минимуму время на раздумья.
  • ? Система массового потребительского кредита превращается в основу новой формы социального контроля, которая оказывается эффективнее репрессивных инструментов.
  • ? Реклама становится, с одной стороны, ключевым фактором рыночного успеха, а с другой - одним из наиболее распространенных феноменов массовой культуры.
  • ? Существенно меняется структура стоимости товаров и услуг. К традиционным меновой (рыночной) и потребительной формам стоимости добавляется стоимость символическая, играющая все более заметную роль в ценообразовании.
  • ? Результатом производства являются не только, а порою и не столько товары, наделенные какими-то функциональными свойствами, но и бренды - торговые марки, превратившиеся в феномены массового сознания (имиджи, оценки, ожидания, символы и т. д.). Производство и продажа брендов становятся эффективными видами экономической деятельности, т. к. люди платят за свои собственные представления.
  • ? В результате глобализации местный рынок превращается в один из филиалов мирового рынка. Каждый местный производитель в той или иной мере конкурирует с производителями других регионов и стран. Это приводит к радикальному изменению и потребительских стандартов, и ассортимента торговли. Пространство потребительской свободы существенно расширяется.
  • ? Мода превращается в двигатель производства, поскольку она обеспечивает моральное устаревание вещи гораздо раньше ее физического износа. Вещи обесцениваются, как деньги во время инфляции. И вполне обеспеченный человек постоянно чувствует себя в той или иной мере символически обездоленным.
  • ? Упаковка является одной из важных характеристик товара. Без нее даже очень хороший товар остается незамеченным на фоне бесчисленных конкурентов. Нередко она выступает как фактор рыночного успеха или провала.
  • ? Происходит эстетизация потребления, что резко повышает роль дизайна.
  • ? Образование (прежде всего высшее) выступает как услуга, приобретаемая в массовых масштабах на рыночных основаниях.
  • ? С появлением телевидения формируется виртуальная реальность, параллельная обычной реальности и конкурирующая с ней. Интернет и компьютерные игры резко расширили границывиртуального мира, потеснив мир реальный.
  • ? Политика приобретает форму политического маркетинга. В самых развитых западных демократиях наблюдается диалектическое противоречие: с одной стороны, как и в давние времена, управление государством остается уделом узкой политической элиты, а с другой - развитые механизмы формальной демократии требуют подтверждения права элиты на власть через систему всеобщих выборов.
  • ? Одновременно потребление постепенно превращается в предмет политической борьбы, а потребительство - в ядро политической идеологии. Борьба за избирателя, находящаяся в центре западной демократии, невозможна без борьбы за его ум какпотребителя. И потребительство в конце XX века все глубже проникает в программы и содержание политических кампаний западных политических партий.
  • ? Наиболее важное для граждан проявление политической свободы выбор источников информации и моделей объяснения политической реальности. Гражданин выступает как потребитель товара особого рода.
  • ? Главная форма существования спорта - потребление спортивных зрелищ, которые наполняют досуг сильными эмоциями и обеспечивают конструирование идентичности вокруг названий стран и клубов. Спорт профессионализируется, превращается в форму бизнеса, массовой культурыи политики.
  • ? Физкультура выступает как рыночная услуга (абонементы в спортивные залы, консультации специалистов с помощью литературы, СМИ и т. д.). Занятия ею - это не только инвестиции в собственное здоровье, но и конструирование социальной идентичности (принадлежность к группе современных и успешных людей), это создание текста в жанре престижного потребления. Поскольку мотив здоровья не достаточен для вовлечения в потребление услуг физкультурных центров широких слоев населения, особенно молодежи, на первый план выходят активно культивируемые эстетические ценности: тело - это инструмент социальной коммуникации, и успех в жизни зависит от его красоты.
  • ? Медицина превращается в мощную отрасль экономики. Ее движущий мотив - получение прибыли посредством оказания медицинских услуг и продажи медицинских препаратов. Логика этой отрасли не отличается от логики сферы услуг. Отсюда ее активное участие в формировании массовой культуры потребления, элементом которой становится потребление консультаций врачей, психологов, чтение соответствующей литературы, покупка препаратов, предупреждающих болезни (пищевые добавки, витамины и т. д.) и постоянно появляющихся новых чудодейственных лекарств. Массовая озабоченность здоровьем, с одной стороны, является ключевым фактором развития отрасли, а с другой - конструируется рынком труда, который постоянно порождает риски социального исключения физически слабых и больных людей; огромную роль в этом процессе играет реклама медицинских препаратов и услуг.
  • ? Общество потребления порождает небывалое напряжение в отношениях людей и природы. Это противоречие имеет два измерения: человек и окружающая среда, человек и его здоровье. Безудержное потребление оказывает разрушительное воздействие и на окружающую природу, и на здоровье людей. Осознание этих опасных противоречий порождает два разных направления в идеологии и повседневной практике. С одной стороны, раздаются призывы ограничить потребление, быть ближе к природе. На этой основе возникают экологические поселения, получает распространение увлечение восточными аскетическими учениями и т. д. Все заметнее в современной культуре Запада проявления «постматериализма». С другой стороны, развитое общество потребления превращает свои язвы в источник новых потребительских потребностей, трансформирующихся в рыночный спрос.
  • ? В различных странах этот процесс формирования общества потребления получит развитие в разное время: в США - сразу после войны, в Западной Европе - по мере восстановления экономики, в основном в середине 1950-х гг.

Постсоветская Россия находится в противоречивой ситуации. С одной стороны, то трансформирующееся кризисное общество, существенно уступающее по уровню социально-экономического развития развитым странам Запада. С другой стороны, здесь идет формирование капитализма. Правда, его основные контуры, существенно отличают его от тех моделей, которые характерны для развитых рыночных сообществ. В страну в массовом масштабе проникает западная культура потребления, происходит революция потребительских притязаний, формируется новая система средств потребления, копирующая иностранные образцы, возник заметный слой людей, который по своим материальным возможностям может позволить воспроизводство стилей жизни зажиточных групп развитых стран мира. Однако большинство населения в пространство общества потребления не допускается. Для него существует виртуальное (СМИ) и вторичное общество потребления (рынок подержанных и фальсифицированных товаров). Иначе говоря, это большинство живет в тени общества потребления: оно его ощущает, но может пользоваться его благами в очень ограниченных суррогатных формах. Однако оазисы общества потребления являются источниками желаний, надежд, иллюзий и мотивов для огромной части населения, особенно - молодежи. Как российский капитализм напоминает эрзац капитализма западного образца, так и отечественное общество потребления, неся в себе ключевые характеристики теоретической модели, отличается зачаточным состоянием многих ее атрибутов и оазисной формой существования.