Звук и буква т подготовительная группа. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звук и буква Т

Лилия Борисенко
Конспект НОД «Звуки [Т] - [Т’]. Буква Т»

Цель :

Закрепить согласные звуки [т] - [т’] , познакомить с буквой Т .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить и закрепить произношение звуков [т] , [т’];

Закрепить знание о понятии согласный звук , согласная буква ;

Учить выделять звуки из состава слова ;

Дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Продолжать формирование навыка звукового анализа ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать фонематические процессы;

Развивать зрительное внимание, память, мышление;

Совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;

Продолжать развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные :

Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование :

предметные картинки, конверты с фишками, схемы, пазлы-буквы , карандаши, кукла

Ход НОД:

Организационный момент :

Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

Мы большие, послушные, добрые.

Давайте поделимся добром друг с другом!

Я отдаю свою частичку добра тебе, Маша! (дети "делятся")

Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.

Отгадывание загадок.

- Отгадайте загадки :

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его.! (Петух)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это?. (Самолёт!

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная. (Конфетка.)

Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?

Во всех словах встречается звук [т] .

Правильно!Какой это звук ? (характеристика звука ) .

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков :

Звук [т] – согласный , глухой, твердый,мы его обозначаем синей фишкой.

Звук [т’] – согласный , глухой и мягкий,мы его обозначаем зеленой фишкой.

Различение звуков [т] , [т’]

Игра "Расставь по полочкам"

Дети выходят к доске, берут картинку и ставят на полочку.

Назовите слова с твердым звуком [т]

Назовите слова с мягким звуком [т"]

Слышите, к нам кто-то идет? К нам в гости пришла кукла Тоня!

Тоня, а почему ты такая грустная?

Я не умею выговаривать звуки и меня плохо понимают мои друзья.

Не грусти, Тоня, мы научим тебя красиво и правильно говорить.

-Послушайте как я говорю :

У меня есть друг. оля.

Ты хотела сказать Толя?

Да. (кукла называет слова без звука [т] , потом за детьми повторяет правильно).

Арелка. анцы

Аблица. апки

Уча. уман

Умба. анки

Умба. урист

Ачки. урник

Спасибо, что научили меня правильно говорить.

Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.

Какой звук повторяется в этих словах?

Повторяется звук [т] . Где он находится?

-Звук [т] находится в начале слова.

Какой это звук ?

Во всех словах встречается твердый звук .

Игра закончи звуком [т’] .

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть) .

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Пол Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть) .

Собака : хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул :"Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!"

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть) .

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Учил собаку Насти :

"Жадных, знай, никто не любит,

Жаднос. (ть, знай тебя погубит!"

Какой звук вы добавляли ? Какой это звук ? Где он находится?

Пальчикова гимнастика "Дятел".

Дятел,дятел, (соединяем пальцы по очереди с большим)

Эй, приятель (грозим пальцем)

Ты не жук! (указываем, указательным пальцем)

Я не жук!

Тогда пока, (машем)

Но похож ты на жука!

Звуковой анализ .

Какой звук у нас в гостях ? Какими фишками обозначаем?

Достаньте схемы и фишки.

Логопед показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.

Молодцы ребята!

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО : Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем !

Показать образ буквы :

На что похожа буква Т ? (дети отвечают)

Выложите букву из карандашей из 2 , из 3.

Молодцы!

Чтение слогов, слов :

ТА,АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.

Подведение итогов

Что вы сегодня узнали? Кукла Тоня вас благодарит за то, что вы ее научили красиво и правильно говорить.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Звуки [K], , буква К» Конспект фронтальной НОД с использованием информационно - коммуникативных технологий и цифровых образовательных ресурсов в подготовительной.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С». НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С» Составила: учитель-логопед Тарасова И. Г. Цель: - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Цель занятия: изучаем букву Т, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Т, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Т по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Толе подарили барабан. Бьет Толя палочками по барабану, а барабан стучит: та-та-та!..

  • Как стучит барабан?
  • ТА - какой тут первый звук?
  • Кому подарили барабан?
  • Какой первый звук в слове ТОЛЯ?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Тыква Тапочки Тучи Тигр

Какой первый звук в слове ТАПОЧКИ? — ТЫКВА?

Когда мы произносим звук [т], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Т!

Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [т].

  1. Гласный или согласный звук [т]?
  2. Какие еще согласные звуки ты уже знаешь?
  3. С голосом или без голоса мы произносим звук [т]?

Запомни, пожалуйста: согласные звуки, которые мы произносим без голоса, называются глухими согласными. Звук [т] - глухой согласный.

Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь? ([х], [п])
Согласные звуки, которые мы произносим с голосом, — это звонкие согласные звуки.
Какой звонкий согласный звук ты уже знаешь? ([м])

Задание: печатная буква Т для дошкольников

Рассмотри букву Т. На что похожа эта буква? (На зонтик, грибок.) Сложи из ладоней букву Т. Напиши букву Т в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой… (тучи).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (тишина).

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).

Чтобы было где писать,
В школе нам нужна… (тетрадь).

Be в начале слова, точка.
Прочитаем… (веточка).
Если се, то… (сеточка).
Как из слова веточка
Получилась сеточка?

Сказка про букву Т

Телезритель Тимка
Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

Тимка! - кричат ему утром тигрята.
- Пойдем играть.
- Отстаньте,- бурчит Тимка,- тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно - тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало темным-темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

Алле, алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать?
- Выкинуть,- мрачно сказал вошедший папа Тигр,- а тебя - выпороть.

Загадки для детей на букву Т

Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)

Поверчу волшебный круг -
И меня услышит друг.
(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.
(Тесто)

То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит.
(Трактор)

Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(Топор)

Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)

Нахмурится, насупится,
В слезы ударится -
Ничего не останется.
(Туча)

Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Туча)

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез.
(Туча)

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)

Пословицы и поговорки на букву Т

Трус и таракана посчитает за великана.
Трус своей тени боится.
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое, кто стыдится спрашивать, забудет то, что знал.
Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
Где растяпа да тетеря - там не прибыль, а потеря.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.

Веселые стихи про букву Т для детей

Хорошая книжка привыкла к почтению.
И тот получает пятерку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык почитать.
(Я. Козловский)

Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
- Я люблю,- сказал он строго,
Чтоб полосок было много!
(Г. Виеру)

Что такое Телескоп?
Тигр спросил,
Наморщив лоб.
- Телевизор?
Что за слово? -
Не слыхал тукан такого.
(Г. Сатир)

Темноты боится Петя:
Трусоват он, видно, дети!
(Б. Тимофеев)

Тигр - свирепый зверь.
Но все же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.
(В. Лунин)

Тигренок
Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не киска.
(В. Маяковский)

Тучи встретились друг с другом,
Собрались в один кружок
И заплакали над лугом.
То ли с радости?
С испуга?
Отчего?
Узнать не мог.
(Ф. Бобылев)

Слон
Весит слон триста тонн:
Тонна - ушко.
Тонна - ножка,
Вот так крошка!
(Г. Цыферов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Звук Т, буква Т»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Звук Т, буква Т». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Конспект НОД направлен на подготовку детей к обучению грамоте, развитие творческих способностей, умение мыслить неординарно, умение высказывать свои мысли, делать собственные умозаключения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Звук Т, буква Т».

Интеграция областей «Познание», Коммуникация», «Социализация».

Цель: вызвать интерес к занятию по подготовке к обучению грамоте, способствовать умению чётко произносить звук Т в сочетании с гласными, давать характеристику звука Т, выполнять анализ буквы Т.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение произносить звукт, т в сочетании с гласными, закреплять умение самостоятельно давать характеристику звука т, выполнять анализ буквы т, упражнять в умении определять место звука т в словах,

Речевые: упражнять в умении согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже;

Развивающие: развивать творческую активность детей, умение самостоятельно задавать поисковые вопросы воспитателю,

Воспитательные: воспитывать желание отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, умение выслушивать рассуждения сверстников, не перебивая их.

Методы и приёмы: вопросы, совет, поощрение, контроль, рассказ скороговорки.

Демонстрационный материал: «чёрный ящик, предметные картинки, игрушки, набор букв.

Раздаточный материал : пеналы с набором фишек синего, красного и зеленого цвета, предметные картинки, карточки с изображением букв,фишки, смайлы, рабочие тетради, простой карандаш, картинки с изображением детёнышей животных.

Ход НОД

1.Воспитатель . Дети входят в группу и здороваются с гостями. Затем проходят и садятся за столы. Я обращаю внимание на правильную посадку за столом. Создаю проблемную ситуацию: «В чёрном ящике я спрятала предмет. Угадайте, какой».Провожу с детьми упражнение «Чёрный ящик». Дети задают поисковые вопросы воспитателю. Например: «Это насекомое?, «Это животное?», «Оно умеет бегать?», «У него уши треугольной формы?»,«Оно любит молоко?», «Это животное мяукает?»,«Это кошка?»

Достаю игрушку кошку. «Да, это кот. Скажите, какой последний звук в слове кот? Что вы знаете о звуке т? (Звук т- согласный, глухой, тихий, бывает твёрдым и мягким.) Я вам предлагаю вспомнить скороговорку про кота. Предлагаю одному из детей выйти и рассказать её.

Скороговорка:

Вышел кот из ворот,

Кот рябой, хвост трубой

А ну-ка, попробуй повторить

И не раз, целых три.

А теперь посмотрите на доску. В этихназваниях картинок спрятан звук т. Отгадайте, где он находится в середине, начале или конце слова?» Дети определяют место звука т. Как можно назвать одним словом эти предметы? (Это посуда).

Физ. минутка:

Льётся чистая водица,

Мы умеем чисто мыться.

Пасту белую берём,

Крепко зубы щёткой трём.

Моем щёки, моем уши,

Вытираемся посуше.

2. Дети проходят и садятся за столы. «Ребята, у вас на столах лежат картинки. Поднимите картинки, в названиях которых звук т стоит в начале слова, в середине и в конце слова.(Дети контролируют ответыдругдруга.)Скажите пожалуйста, а какой буквой обозначается звук т? (Ответы детей). На что похожа буква Т?(На антенну).Из каких элементов состоит буква Т? (Горизонтальной и вертикальной линий)… Откройте тетради на странице, где напечатана буква Т. Рассмотрите картинку, которая расположена вверху. Что на ней изображено? (Ответы детей). Расположите в шкафу только те предметы, в названиях которых есть звук т.(Самостоятельная работа детей). (Контроль воспитателя за выполнением задания). В конце выполнения работы один из детей,правильно выполнивших задание, рассказывает, куда он разместил предметы. Какие предметы остались и почему.

А теперь посмотрите, что нарисовано на картинке ниже?Какая буква пропущена в этом слове? Давайте вспомним, как мы с вами печатаем букву Т? (Ответы детей). Предлагаю напечатать букву Т.

Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовёт слов со звуком т (в начале, середине, конце слова).» За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. В конце игры мы посчитаем фишки, у кого будет больше, тот и победителю (ям) вручаются смайлы.

Звуковой анализ слова «топор». (Дети выкладывают фишки и рассказывают, почему взяли фишку именно этого цвета.)

Игра «Составим предложение со словом «топор», состоящее из двух (трёх) слов».

3. Итог занятия. «О каком мы звуке сегодня говорили? Какой это звук? О какой букве?» Воспитателем даётся оценка деятельности детей и вручаются смайлы.

Цель: Знакомство со звуком и буквой Т, четкое произнесение звука Т.

Задачи:

  • Объяснить характеристику звука Т, учить выделять звук [Т],[ТЬ], продолжать учить детей составлению предложений со словами, где есть буква Т, продолжать учить делить слова на слоги.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии, продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
  • Развитие моторики, речевого слуха и фонематического восприятия, проводить зрительную гимнастику.

Оборудование:

  1. Картинки собаки Тобика и кота Татошки.
  2. Коробка с фишками красного и синего цвета.
  3. Карточки со слогами
  4. Яркая игрушка для зрительной гимнастики.
  5. Картинки с изображениями трактора, телевизора, тетради, тарелки.
  6. Картинки с изображением бесцветной буквы Т и буквы Т синего цвета.
  7. Коробочка с буквами.
  8. Картинка прописной и строчной буквы Т.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
«Звук и буква Т»

Организационный момент

Воспитатель: Дети, встали все из-за столов, выпрямились. Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места.

Ребята, это Тобик и Татошка (воспитатель показывает картинки собаки и кота). Какой звук мы слышим в начале каждого слова? Давайте произнесем эти слова (дети вместе с воспитателем произносят сначала одно, затем другое слово, затем дети сами произносят эти слова). Итак, какой же звук мы слышим в начале каждого слова?

Дети: звук Т.

Воспитатель: Сегодня мы вместе с Тобиком и Татошкой познакомимся со звуком и буквой «Т».

  1. Основная часть.

Воспитатель: Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? (дети приближают ладонь ко рту и произносят звук). Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Как вы думаете, если он не поется то он какой? Гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: покажите модуль согласного звука (дети показывают модуль согласного звука). Открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т (дети достают фишку синего цвета). Ребята, положите фишки обратно в коробочку, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Тики-так, тики-так, —

Так ходики стучат.

(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

Туки-так, туки-так, —

Так колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).

Токи-ток, токи-ток, —

Так стучит молоток.

(Изображают кулачками молоточки).

Туки-ток, туки-ток, —

Так стучит каблучок.

(Стучат каблучками).

Садитесь на свои места.

Давайте поиграем в такую игру, открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т. Какого цвета мы достали фишку? (воспитатель спрашивает каждого ребенка отдельно). Как только вы услышите звук Т, поднимаем фишку в верх.

А, Н, Т , О, Ж, С, Т, Ш, Т .

А теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук Т, поднимайте фишку.

ТРАКТОР, СЛОН, МЯЧ, ТАБЛЕТКА , ЦИПЛЕНОК, ТЕЛЕВИЗОР.

Ребята, наши гости устали, давайте немножко отдохнем, давайте встанем из-за столов. Подойдите все ко мне.

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)

Садимся на свои места, кто всех тише сядет? (дети садятся за столы).

Ребята, посмотрите, что принесли с собой наши гости Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинки).

ТРАКТОР, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕТРАДЬ, ТАРЕЛКА.

Давайте теперь покажем нашим друзьям как мы умеем делить слова на слоги. (дети делят слова на слоги и с помощью «выбрасывания» пальцев считают сколько слогов в слове, каждую картинку ставят на полотно на котором каждый ряд обозначается цифрой, т.е. если три слога, то картинку ставят на третий ряд; после того как все картинки выставлены, воспитатель убирает какую-то картинку и спрашивает детей: «Что изменилось? Какую картинку я убрала?» дети отвечают в зависимости от того какой картинки не стало).

Молодцы! Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Дети, посмотрите, что еще принесли с собой наши гости: Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинку с изображением буквы Т). Ребята, звук Т обозначается буквой Т.

Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы должны раскрасить эту букву?

Дети: синим.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что звук Т согласный.

Воспитатель: Почему согласный?

Дети: потому что во рту появляются преграды.

Воспитатель: Возьмите коробочки с буквами и найдите там букву Т. Обведите ее пальчиками.

Давайте напишем букву Т в воздухе и посчитаем из скольки элементов она состоит (дети рисуют в воздухе букву и считают элементы).

Посмотрите на картинку и подумайте чем отличаются эти буквы? (воспитатель показывает картинку прописной и строчной буквы)

Дети: одна буква большая, другая маленькая.

Воспитатель: Дети, давайте теперь подружим звук Т с другими звуками. (воспитатель показывает слоги на карточках и вместе с детьми читает)

ТА, ТО, ТИ, ТУ, АТ, ОТ, ИТ, УТ.

А теперь давайте с нашими гостями поиграем в игру «Добавь словечко»

  • На огороде выросла большая ….(тыква)
  • Мою подругу зовут ….(Таня)
  • У коровы маленький ….(теленок)
  • Солнце спряталось за …. (тучу)
  • Я ручкой пишу в ….(тетради)
  1. Итог.

Воспитатель: Как вы думаете Тобику и Татошке понравилось на нашем занятии? С каким звуком мы сегодня играли? Звук Т согласный или гласный? Почему?

Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются). Гости дарят детям фишки и хвалят их.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: повышение эффективности коррекционной работы.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • способствовать формированию умения употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
  • содействовать умению давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Ть и различать их (различать гласные и согласные, звонкие и глухие, знать отличие буквы от звука);

Коррекционно-развивающие задачи:

  • содействовать развитию навыка звукового анализа;
  • содействовать развитию фонематического слуха;
  • содействовать развитию общей, мелкой моторики;
  • содействовать развитию навыка умения деления слов на слоги;
  • способствовать формированию умения делить предложения на слова;
  • содействовать развитию навыка чтения;
  • содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи;

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: картинки со звуками Т, Ть (в начале, середине и конце слова), игрушка Баба-Яга, карточки № 11, 17, 18, 23, схема для чтения слогов, корзина с яблоками, буква Т, т, лица на ковралине: удивление (восхищение), радость, разочарование.

Раздаточный материал: птички-синички, тетради, карандаши (красный, синий, зелёный), карточки, пуговицы по 10 штук на каждого ребёнка.

Предшествующая работа:

  • обучение чтению;
  • деление слов на слоги;
  • составление предложений, деление предложений на слова.

Методические приёмы:

Индивидуальная работа:

  • Рувим, Валерия, Настя - звуковой анализ;
  • Айзат, Таня, Руслан - чтение слогов;
  • Таня, Руслан, Вероника - произношение слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Игра «Скажи наоборот»

Ка-ка-ка - кя-кя-кя
Ку-ку-ку - кю-кю-кю
Ко-ко-ко - кё-кё-кё
Кы-кы-кы - ки-ки-ки

II. Развитие общей, мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса

1. Развитие мелкой моторики. «Компот»

Будем мы варить компот, Левую ладошку держат
Фруктов нужно много. «ковшиком», указательным пальцем
Вот: правой «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибаем по одному пальцу, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
(Н. Нищева)

2. Массаж лица.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

3. Развитие мимических мышц.

Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление .
А какие сочные груши! Восхищение .
А как их много! Радость .
Откуси кусочек яблока, а там червячок. Разочарование .

Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками делают выдох 2-3 раза. (тянут гласный звук «У», на одном выдохе).

5. Общее расслабление.

Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там, там, там -
Тихо сели по местам.

III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте

1. Объяснения темы.

Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а также познакомимся со звуками Т, Ть.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.

Звук Т - согласный (не поётся), твёрдый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка упирается в верхние зубы). Его младший братец звук Ть - согласный, мягкий, глухой переднеязычный.
Выберите квадрат, который обозначает твёрдый согласный звук.(карточка № 17).
Выберите квадрат, который обозначает мягкий согласный звук. (карточка № 18).
Звук Т - обозначаем синим цветом, а звук Ть - зелёным.
Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Входит садовник.

Здравствуйте, ребята! Гости!
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Ребята, кто к нам пришёл в гости? Кто ухаживает за садом?
Дети: Садовник.
Логопед: Правильно ребята, молодцы.
Садовник: Так как вы у меня в гостях, я принёс вам угощение (корзина с яблоками). Только яблоки в саду и в корзине заколдованные. Их заколдовала Баба-Яга. Вон она подглядывает за нами. И чтобы расколдовать яблоки, нужно выполнить задания.
Логопед: Вы согласны ребята, помочь садовнику?
Дети: Да.
Садовник: Ну, тогда я пошёл, у меня осенью во фруктовом саду много работы. До свидания.
Дети, логопед: До свидания, садовник.
Логопед: Ну, тогда приступаем.

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Повторяй за мной» Повторяйте только имена со звуком Т.

Имена: Ваня, Таня, Тома, Рома, Толя, Коля, Вася, Тася.

Игра «Топай, хлопай» (топай - если звук - Т; хлопай - Ть)

Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.

4. Автоматизация звука в словах.

Игра «Превращения» (заменить в слове звук Т на Ть, получится новое слово)

Шест - шесть
Брат - брать
Рулит - рулить
Дунут дунуть
Пуст - пусть
Ответ - ответь

5. Игра «Синички» На доске выставлены картинки со звуками Т, (в начале, середине и конце слова). Дети называют их и определяют место звуков в словах. (работа по карточкам - синичкам)

Слова: тыква, капуста, салат.

6. Звуковой анализ слов: Том, Тим. (работа в тетрадях)

7. Работа по карточке № 11: выбери предмет, в названии которого два слога? (ответ: груша)

Физкультминутка.

Как румян осенний сад! Лёгкие хлопки по щёкам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
Точно солнышко горят! Соединить в круг («солнышко»).

8. Связь звуков и буквы.

Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик - буква Т. (картинка буквы Т, т.)

Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.

9. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.

10. Составление буквы Т из пуговиц.

11. Прописывание буквы Т в тетрадях.

12. Работа по карточкам № 23

Сколько слов в предложении? Оля играет с мишкой.

13. Чтение слогов по схеме. АТ, УТ, ИТ, ОТ, ЫТ, ЯТ, ЮТ, ЕТ, ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ТЯ, ТЮ, ТЕ.

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

Игра «Плодовое дерево»

Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.
Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблоко, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса - и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое).
Дети берут корзины и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собирал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.

V. Итог занятия и оценка работы детей

Ребята, вы такие молодцы, выполнили все задания правильно и расколдовали яблоки. Наше занятие подходит к концу.
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику этим звукам.

VI. Домашнее задание. К заданию 7 (альбом 1, с. 9).