В. И

Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

В. Даль « Старик – годовик » .

Цель деятельности учителя:

Дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,

Развивать логическое мышление, память, речь,

Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

    Сообщение темы урока.

- Сказка , которую мы будем сегодня читать, это- « Старик – годовик » .

И это непростая сказка , это - сказка- загадка . Чтобы разгадать все загадки , вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.

    Изучение нового материала.

1.Загадки. Какие бывают загадки.

Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.

Стоит городок.
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов. (подсолнух)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (берега)


Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

(болото)

2.Загадка-сказка «Старик-годовик».

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой , её автор - Владимир Иванович Даль . (показ портрета) .

Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык» , т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки . Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу - «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

Чтение сказки учителем.

Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.

Владимир Иванович Даль . « Старик – годовик »

Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)

Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)

Следующую загадку , которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.

Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой . Что же это за птицы? (птицы-месяцы) . Давайте хором назовем их имена.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.

Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)

А как же зовут этих семерых братьев?

(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)

Ночь темная - черный цвет пера на крыле.

Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика . Молодцы

Ребята, а кто же такой сам старик- годовик ?

Правильно. З агадочный старик- годовик и есть - год .

    Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и разгадали мы с вами всю сказку .

Скажите мне, понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Домашнее задание:

Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»

ТЕМА: «Сказка-загадка».

ЛОПЫРЕВА И. А.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ с. Уруп»


Владимир

Иванович

Даль

1801 – 1872 г.


  • Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
  • Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
  • Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
  • 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

слов






ЗИМА

декабрь

январь

февраль


ВЕСНА

март

апрель


ЛЕТО

июнь

июль

август


ОСЕНЬ

сентябрь

октябрь

ноябрь



Урок русской грамоты

1 класс

В. Н. КОВАЛЕНКО

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3

Г. ТАЛГАР

Тема: В. И. Даль «Старик-годовик» (Сказка-загадка)

Задачи: познакомить учащихся со сказкой-загадкой «Старик-годовик»; формировать у учащихся временные представления; создавать условия для развития речи, памяти, навыков чтения; учить работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать других; воспитывать любознательность, внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, картинки «Времена года», аудиозапись текста, карточки.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что может было,

А может быть, и нет.

Ребята, а вы любите сказки?

    Сообщение темы урока

Сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.

    Рассказ о Владимире Ивановиче Дале

Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля и послушайте рассказ о писателе. (Рассказывают заранее подготовленные дети.)

1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом. Даль был другом А. С. Пушкина.

2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года Даль занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. «Живаго» так называл его сам Владимир Иванович. Этот словарь помогает нам в овладении русским языком.

3. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

Что узнали о В. Дале?

Прочитаем произведение и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка?

    Изучение нового материала

Попробуйте предположить, о чём будет это произведение? Подтвердятся ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом.

1. Слушание текста (аудиозапись)

Кто главный герой этого произведения?

Подтвердились ли ваши предположения?

2. Чтение по абзацам учениками.

- Прочитайте первый абзац.

Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика первый раз? (Три зимних месяца.)

Назовите зимние месяцы по порядку.

Что произошло в природе?

Как догадались, что речь идёт о зиме? (Стало холодно, пошёл снег.)

Это первая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.

Назовите вторую тройку птиц. (Весенние месяцы.)

Что произошло в природе с прилётом этих птиц?

Найдите в тексте признаки весны. (Снег стал таять, на полях показались цветы.)

Перечислите названия весенних месяцев.

Это вторая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.

Какая третья тройка птиц прилетела? (Летние месяцы.)

Перечислите названия летних месяцев.

Что принесли эти птицы?

Докажите словами текста, что говорится о лете. (Стало жарко. Люди стали убирать рожь.)

Это третья загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте четвёртый абзац и разгадайте его секрет.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава старика-годовика? (Осенние месяцы.)

Какие изменения произошли в природе с прилётом этих птиц? (Подул холодный ветер, пошёл дождь, залегли туманы.)

Это четвёртая загадка, которую мы отгадали.

Сколько раз махал рукавом старик-годовик? (Старик-годовик махал четыре раза.)

Почему он махал только четыре раза? (Четыре раза символизируют 4 времени года.)

Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12 птиц – это 12 месяцев.)

3. Физминутка

Игра «Бывает – не бывает»

Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает.

Зимой: снегопад, метель, гроза, гололёд, мороз.

Весной: капель, ледоход, ветер, вьюга, листопад.

Летом: жара, радуга, вьюга, град, гром, молния.

Осенью: листопад, дождь, туман, иней.

4. Продолжение работы над текстом

Прочитайте последний абзац.

Сколько крыльев было у каждой птицы? (Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели. В каждом крыле по семь перьев – это дни недели.)

Перечислите названия дней недели.

Что это значит, что у каждого пера одна половина бела, а другая – чёрная? (Белая половина пера – день, чёрная – ночь.)

Итак, мы отгадали пятую загадку.

5. Определение темы и идеи текста

А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (Это год.)

В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (В жизни не бывает такого старика-годовика.)

Как вы думаете, что Даль хотел донести до читателя?

Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь…

Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.

6. Закрепление

Старик-годовик приготовил для вас задание, он хочет посмотреть, какие вы внимательные.

Перед вами лежат карточки с названиями времён года и названиями месяцев. Соотнесите времена года и названия месяцев.

Имя учащегося:

ЗИМА

май

декабрь

ноябрь

июнь

сентябрь

август

февраль

март

январь

апрель

июль

октябрь

ВЕСНА

ОСЕНЬ

ЛЕТО

Прочитайте описание времён года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.

Зима

    Морозы сковали землю.

    Замёрзли реки и озёра.

    Везде лежит белый пушистый снег.

    На деревьях набухают почки.

    В лесу зацветают подснежники.

    Тяжело животным в зимнюю стужу.

    Птицы летят ближе к жилью.

    Стоят морозные дни.

Весна

    Застучала за окошком звонкая капель.

    Потеплел воздух, потемнел и осел снег.

    На кустах и деревьях пожелтела листва.

    Птицы возвращаются на родину.

    На берёзах надулись клейкие почки.

    Плывут по реке льдины.

    Журчат шумные ручьи.

Лето

    Наступило жаркое лето.

    Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде.

    Поспела в лесу земляника.

    Ягоды усыпали все лесные полянки.

    На реке треснул лёд.

    В июле на лугу идёт сенокос.

    Трава выросла высокая, высокая.

    Хлопья снега падают на деревья и кусты.

    Птицы начинают вить гнезда.

Осень

    Трава пожелтела и завяла.

    Птицы тронулись на юг.

    Льют холодные дожди.

    С огородов и полей убрали последние овощи.

    Весело распевают птицы.

    Над цветами жужжат пчёлы.

    Ветер шуршит сухими листьями.

Проверяем вашу работу.

    Домашнее задание

Отгадать загадки о временах года и месяцах.

    Итог урока

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

В чём же секрет этого произведения? (Произведение может одновременно являться и сказкой, и загадкой.)

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Вы меня очень порадовали.

Загадки о временах года

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня… (Зима)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла… (Весна)

Зеленеют луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться… (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек,

Я… (Осень)

Загадки о месяцах

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано… (Январь)

После брата января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (Февраль)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц… (Март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге.

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришёл… (Апрель)

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Расцвели в саду пионы,

В землянике – горок склоны.

Ветерок, прохладой дунь,

Чтоб не жарким был… (Июнь)

Солнце обжигается,

От жары все маются,

Что за месяц это

В середине лета? (Июль)

Этот летний месяц жаркий

Дарит всем свои подарки:

Сливы, яблоки и груши.

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он – последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то. (Август)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

ÑÒÀÐÈÊ-ÃÎÄÎÂÈÊ
ышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод,
мороз.

Махнул старик-годовик второй раз -
и полетела вторая тройка. Снег стал таять,
на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно,
знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз -
и полетели ещё три птицы. Подул холодный
ветер, посыпался частый дождь, залегли
туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по
семи перьев. Каждое перо тоже со своим
именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнёт птица раз - станет
светлым-светло, махнёт другой - станет
темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна
половина белая, а другая - чёрная?

ÇÀÃÀÄÊÈ
Над бабушкиной избушкой
висит хлеба краюшка.
(Месяц)

Сестра к брату в гости идёт,
а он от неё пятится.
(День и ночь)
8

Махнула птица крылом
и покрыла весь свет одним пером.
(Ночь)

Зимой греет, весной тлеет,
летом умирает, осенью оживает.
(Снег)
9

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Волка бояться -
в лес не ходить.

Скучен день до вечера,
коли делать нечего.

Не учи безделью,
а учи рукоделью.

ÂÎÉÍÀ ÃÐÈÁÎÂ Ñ ßÃÎÄÀÌÈ
расным летом всего в лесу много -
и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по
лесу, ягоды собирают, песенки распевают,
а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт,
на ягоды гневается: «Вишь,
что их уродилось! Бывало,
и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам
голова, - нас, грибов, сила
великая - пригнетём,
задушим её, сладкую
ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал
он грибы сзывать, стал помочь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на
войну!
Отказалися волнушки:
- Мы все старые старушки, не повинны
на войну.

Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно
тонки, не пойдём на
войну!
- Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки; говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны,
идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Отклинулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём
с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из
земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», - думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес
тётка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов
класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разо-

Брала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки,
сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки,
а наибольший гриб-боровик попал в вязку;
его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Под лежащий камень и вода не течёт.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дело мастера боится.

ÇÀÃÀÄÊÈ
Два братца в воду глядятся,
век не сойдутся.
(Речные берега)
18

Один говорит: «Побежим, побежим».
Другой говорит: «Постоим, постоим».
Третий говорит:
«Пошатаемся, пошатаемся».
(Вода, берег, трава)
19

ËÈÑÀ È ÌÅÄÂÅÄÜ
ила-была кума-Лиса; надоело
Лисе на старости самой о себе
промышлять, вот и пришла она
к Медведю и стала проситься в жилички:
- Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса
старая, учёная, места займу немного, не
объем, не обопью, разве только после тебя
поживлюсь, косточки огложу.
Медведь, долго не думав, согласился.
Перешла Лиса на житьё к Медведю и стала
осматривать да обнюхивать, где что у него лежит. Мишенька жил с запасом, сам
досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах на полочке кадочку с мёдом,
а Лиса, что Медведь, любит
сладко поесть; лежит она
ночью, да и думает, как бы
ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком
постукивает да Медведя спрашивает:

Мишенька, никак, кто-то к нам стучится?
Прислушался Медведь.
- И то, - говорит, - стучат.

Это, знать, за мной, за старой
лекаркой пришли.
- Ну что ж, - сказал Медведь, -
иди.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать!
- Ну, ну, ступай, - понукал Мишка, -

Лиса заохала, слезла с печи, а как за
дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и ну починать кадочку;
ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, всё прибрала, как у Медведя было, и воротилась
в избу как ни в чём не бывало.
Медведь её спрашивает:
- Что, кума, далеко ль ходила?
- Близёхонько, куманёк; звали соседки,
ребёнок у них захворал.
- Что же, полегчало?
- Полегчало.
22

А как зовут ребёнка?
- Верхушечкой, куманёк.

Медведь.

свете живёт!
Медведь уснул, и Лиса уснула.
Понравился Лисе медок, вот и на другую
ночку лежит, хвостом об лавку постукивает:
- Мишенька, никак, опять кто-то к нам
стучится?
Прислушался Медведь и говорит:
- И то, кума, стучат!
- Это, знать, за мной пришли!
- Ну что же, кумушка, иди, - сказал Медведь.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать!

Ну, ну, ступай, - понукал
Медведь, - я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, слезла с печи, поплелась к дверям, а как
за дверь вышла, откуда и прыть
взялась! Вскарабкалась на полку, добралась до мёду, ела, ела, всю серёдку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку
тряпочкой, прикрыла кружком, заложила
камешком, всё, как надо, убрала и вернулась в избу.
А Медведь её спрашивает:
- Далеко ль, кума, ходила?
- Близёхонько, куманёк. Соседи звали,
у них ребёнок захворал.
- Что ж, полегчало?
- Полегчало.
- А как зовут ребёнка?
- Серёдочкой, куманёк.
- Не слыхал такого имени, - сказал
Медведь.
- И-и, куманёк, мало ли чудных имён
на свете живёт! - отвечала Лиса.
С тем оба и заснули.
Понравился Лисе медок; вот
и на третью ночь лежит, хвостиком постукивает да сама
Медведя спрашивает:
24

Мишенька, никак, опять к нам кто-то
стучится?
Послушал Медведь и говорит:
- И то, кума, стучат.
- Это, знать, за мной пришли.
- Что же, кума, иди, коли зовут, - сказал
Медведь.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать,
старые косточки ломать! Сам видишь - ни
одной ночки соснуть не дают!
- Ну, ну, вставай, - понукал медведь, -
я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи
и поплелась к дверям, а как за дверь вышла,
откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на
полку и принялась за кадочку; ела, ела, все
последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком,
припёрла камешком и всё, как надо быть,
убрала.
Вернувшись в избу, она залезла на печь
и свернулась калачиком.
А Медведь стал Лису спрашивать:
- Далеко ль, кума, ходила?
- Близёхонько, куманёк. Звали соседи
ребёнка полечить.
- Что ж, полегчало?
- Полегчало.
- А как зовут ребёнка?
- Последышком, куманёк, Последышком, Потапович!
- Не слыхал такого имени, - сказал
Медведь.
- И-и, куманёк, мало ли чудных имён на
свете живёт!
Медведь заснул, и Лиса уснула.
Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось опять
Лисе мёду - ведь Лиса сластёна, - вот
и прикинулась она больной: кахи да кахи,
покою не даёт Медведю, всю ночь прокашляла.
26

Кумушка, - говорит
Мишка, - хоть бы чем ни на
есть полечилась.
- Ох, куманёк, есть у меня снадобьеце, только бы медку в него подбавить,
и всё как есть рукой сымет.
Встал Мишка с полатей и вышел в сени,
снял кадку - ан кадка пуста!
- Куда девался мёд? - заревел Медведь. - Кума, это твоих рук дело!
Лиса так закашлялась, что и ответа не
дала.
- Кума, кто съел мёд?
- Какой мёд?
- Да мой, что в кадочке был!
- Коли твой был, так, значит, ты и съел, -
отвечала Лиса.
- Нет, - сказал Медведь, - я его не ел,
всё про случай берёг; это, знать, ты, кума,
сшалила?
27

Ах ты, обидчик этакий! Зазвал меня,
бедную сироту, к себе, да и хочешь со свету
сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто
мёд съел.
Вот Медведь обрадовался и говорит:
- Пожалуйста, кумушка, разведай!
- Ну что ж, ляжем против солнца - у кого
мёд из живота вытопится, тот его и съел.
Вот легли, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а Лисонька - скорее домой: соскребла последний медок из кадки,

Вымазала им Медведя, а сама, умыв лапки,
ну Мишеньку будить.
- Вставай, вора нашла! Я вора нашла! -
кричит в ухо Медведю Лиса.
- Где? - заревел Мишка.
- Да вот где, - сказала Лиса и показала
Мишке, что у него всё брюхо в меду.
Мишка сел, протёр глаза, провёл лапой
по животу - лапа так и льнёт, а Лиса его корит:
- Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мёд из тебя вытопило! Вперёд, куманёк, своей вины на другого не сваливай!
Сказав это, Лиска махнула хвостом, только Медведь и видел её.

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Лиса всё хвостом прикроет.
Когда ищешь лису впереди,
то она позади.

Кто хвалится, тот с горы свалится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

ÇÀÃÀÄÊÈ
По сеням и так и сяк,
а в избу никак.
(Дверь)

Новая посудина
вся в дырах.
(Решето)
32

По полу скок и по лавкам скок,
Сядет в уголок -
не ворохнётся.
(Веник)

Утка в море,
хвост на заборе.
(Ковш)
33

ËÈÑÀ-ËÀÏÎÒÍÈÖÀ
имней ночью шла голодная кума по дорожке; на небе тучи нависли, по полю
снежком порошит. «Хоть бы на один
зуб чего перекусить», - думает лисонька.
Вот идёт она путём-дорогой; лежит ошмёток. «Что же, - думает лиса, - ину пору
и лапоток пригодится». Взяла лапоть в зубы и пошла далее. Приходит в деревню
и у первой избы постучалась.
- Кто там? - спросил мужик, открывая
оконце.
- Это я, добрый человек, лисичка-сестричка. Пусти переночевать!
- У нас и без тебя тесно! - сказал старик
и хотел было задвинуть окошечко.

Что мне, много
ли надо? - просилась лиса. - Сама
лягу на лавку,
а хвостик под лавку, - и вся тут.
Сжалился старик,
пустил лису, а она
ему и говорит:
- Мужичок, мужичок, спрячь мой лапоток!
Мужик взял лапоть и кинул его под печку.
Вот ночью все заснули, лисичка слезла
тихонько с лавки, подкралась к лаптю, вытащила его и закинула далеко в печь, а сама
вернулась как ни в чём не бывало, легла на
лавочку и хвостик спустила под лавочку.
Стало светать. Люди проснулись; старуха
затопила печь, а старик стал снаряжаться
в лес по дрова.
Проснулась и лисица, побежала за лапотком - глядь, а лаптя как не бывало. Взвыла
лиса:
- Обидел старик, поживился моим добром, а я за свой лапоток и курочки не возьму!
Посмотрел мужик под печь: нет лаптя!
Что делать? А ведь сам клал! Пошёл, взял
курицу и отдал лисе. А лиса ещё ломаться
35

Стала, курицы не берёт и на всю деревню
воет, орёт о том, как разобидел её старик.
Хозяин с хозяйкой стали ублажать лису:
налили в чашку молока, покрошили хлеба,
сделали яичницу и стали лису просить не
побрезгать хлебом-солью. А лисе только
того и хотелось. Вскочила на лавку, поела
хлеб, вылакала молочка, уплела яичницу,
взяла курицу, положила в мешок, простилась с хозяевами и пошла своим путём-дорогой.
Идёт да песенку попевает:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,

Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
Курочку взяла.

Вот подходит она вечером к другой деревне. Стук, тук, тук - стучит лиса в избу.
- Кто там? - спросил мужик.
- Это я, лисичка-сестричка. Пусти, дядюшка, переночевать!
- У нас и без тебя тесно, ступай дальше, - сказал мужик, захлопнув окно.
- Я вас не потесню, - говорила лиса. -
Сама лягу на лавку, а хвост под лавку, -
и вся тут!
Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок
на лавку, а хвостик подвернула под лавку.
Хозяин взял курочку и пустил её к уткам
за решётку. Лисица всё это видела и, как
заснули хозяева, слезла тихонько с лавки,
подкралась к решётке, вытащила свою курочку, ощипала, съела, а пёрышки с косточками зарыла под печью; сама же, как
добрая, вскочила на лавку, свернулась клубочком и уснула.
Стало светать; баба принялась за печь,
а мужик пошёл скотинке корму задать.
37

Проснулась и лиса, начала собираться;
поблагодарила хозяев за тепло, за угрев
и стала у мужика спрашивать курочку.
Мужик полез за курицей - глядь, а курочки как не бывало! Он туда - сюда, перебрал всех уток: что за диво - курицы нет
как нет!
А лиса стоит, да голосом и причитает:
- Курочка моя, чернушка, заклевали тебя пёстрые утки, забили тебя сизые селезни! Не возьму я за тебя любой утицы!
Сжалилась баба над лисой и говорит
мужу:
- Отдадим ей уточку да покормим её на
дорогу!
Вот напоили, накормили лису, отдали ей
уточку и проводили за ворота.
Идёт кума-лиса, облизываясь, да песенку свою попевает:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,
Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
За ошмёток - курочку,
За курочку - уточку.
38

Шла лиса близко ли, далеко ли, долго ли,
коротко ли - стало смеркаться. Завидела
она в стороне жильё - и свернула туда;
приходит: тук, тук, тук в дверь!
- Кто там? - спрашивает хозяин.
- Я, лисичка-сестричка, сбилась с дороги, вся перезябла и ноженьки отбила
бежавши! Пусти меня, добрый человек,
отдохнуть да обогреться!
- И рад бы пустить, кумушка, да некуда!
- И-и, куманёк, я непривередлива: сама
лягу на лавку, а хвост подверну под лавку, - и вся тут!
Подумал, подумал старик, да и пустил
лису. А лиса и рада. Поклонилась хозяе-

Вам, да и просит сберечь до утра её уточкуплосконосочку.
Приняли уточку-плосконосочку на сбережение и пустили её к гусям. А лисичка легла
на лавку, хвост подвернула под лавку и захрапела.
- Видно, сердечная, умаялась, - сказала баба, влезая на печку.
Невдолге заснули и хозяева, а лиса только того и ждала: слезла тихонько с лавки,
подкралась к гусям, схватила свою уточкуплосконосочку, закусила, ощипала дочис-

Та, съела, а косточки и пёрышки зарыла
под печью; сама же как ни в чём не бывало легла спать и спала до бела дня. Проснулась, потянулась, огляделась; видит -
одна хозяйка в избе.
- Хозяюшка, а где хозяин? - спрашивает лиса. - Мне бы надо с ним проститься,
поклониться за тепло, за угрев.
- Вона, хватилась хозяина! - сказала
старуха. - Да уж он теперь, чай, давно на
базаре.
- Так счастливо оставаться, хозяюшка, - сказала, кланяясь, лиса. - Моя плосконосочка уже, чай, проснулась. Давай её,
бабушка, скорее, пора и нам с нею пуститься в дорогу.
Старуха бросилась за уткой - глядь-поглядь, а утки нет! Что будешь делать, где
взять? А отдать надо! Позади старухи сто-

Ит лиса, глаза куксит, голосом причитает:
была у неё уточка, невиданная, неслыханная, пёстрая в прозолоть, за уточку ту она
бы и гуська не взяла.
Испугалась хозяйка, да и ну клониться
лисе:
- Возьми же, матушка Лиса Патрикеевна, возьми любого гуська! А уж я тебя напою, накормлю, ни маслица, ни яичек не
пожалею.
Пошла лиса на мировую, напилась, наелась, выбрала что ни есть жирного гуся,
положила в мешок, поклонилась хозяйке
и отправилась в путь-дороженьку; идёт, да
и припевает про себя песенку:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,
Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
За ошмёток - курочку,
За курочку - уточку,
За уточку - гусёночка!

Шла лиса и приумаялась. Тяжело ей стало гуся в мешке нести: вот она то привста42

Нет, то присядет, то опять побежит. Пришла
ночь, и стала лиса ночлег промышлять; где
в какую дверь ни постучит, везде отказ. Вот
подошла она к последней избе да тихонько, несмело таково стала постукивать: тук,
тук, тук, тук!
- Чего надо? - отозвался хозяин.
- Обогрей, родимый, пусти ночевать!
- Негде, и без тебя тесно!
- Я никого не потесню, - отвечала
лиса, - сама лягу на лавочку, а хвостик под
лавочку - и вся тут.
Сжалился хозяин, пустил лису, а она суёт
ему на сбережение гуся; хозяин посадил
его за решётку к индюшкам. Но сюда уже
пошли с базару слухи про лису.
Вот хозяин и думает: «Уж не та ли это
лиса, про которую народ бает?» - и стал
за нею присматривать. А она, как доб-

Рая, улеглась на лавочку и хвост спустила
под лавочку; сама же слушает, когда заснут хозяева. Старуха захрапела, а старик притворился, что спит. Вот лиска прыг
к решётке, схватила своего гуся, закусила,
ощипала и принялась есть. Ест, поест, да
и отдохнёт - вдруг гуся не одолеешь! Ела
она, ела, а старик всё приглядывает и видит, что лиса, собрав косточки и пёрышки,
снесла их под печку, а сама улеглась опять
и заснула.
Проспала лиса ещё дольше пр

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родился 22 ноября 1801 г. в Луганске (Украина) в семье врача. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, окончил медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета и, как и большинство дворян XIX в., посвятил себя поначалу государственной службе. В 1834-1839 гг. сказки «Были и небылицы» печатались в журнале «Библиотека для чтения»; часть сказок он написал и в 40-х гг. Сборник пословиц (он содержит около 30 тыс. пословиц и поговорок) и словарь Даль составлял в течение многих лет, эти труды были готовы к печати ещё в 50-х гг. За последнюю работу в 1863 г. автор был удостоен звания почётного академика Петербургской академии наук. Владимир Иванович Даль

Исследовательская работа по сказке –загадке В.Даля «Старик-годовик» Выполнила: Ондар Амата ученица 3 «б» класса МБОУ СОШ с. Эрзин, руководитель ПРОЕКТА: учитель русского языка и литературы Ондар Г. О

Цель исследования: ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ В СКАЗКЕ «Старик-годовик»

Гипотеза исследования: Процесс работы над загадкой будет успешным, если мы научимся отгадывать загадки и самостоятельно их придумывать.

6 Старик- ГОД овик Зима Весна Лето Осень декабрь март июнь сентябрь январь апрель июль октябрь февраль май август ноябрь

27.02.2017 7 Старик- ГОД овик

Старик годовик Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Вторая загадка Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика?

Птицам зимой холодно и голодно.

Махнул старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Третья загадка. Какие четыре крыла у каждой Птицы?

Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Какие семь п ерьев в каждом крыле? Четвёртая загадка

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и поле- тели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

В чём главная идея сказки? Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…

http://www.baby-news.net/paint3/paint4033.html http://copypast.ru/2011/08/18/forfriend-1-serija_alfavit_c.html http://www.liveinternet.ru/users/jelly77/rubric/1279527/ http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/gramota/bukvi_podskazki/ http://www.free-lancers.net/users/gipatia/projects/20480/ http://animo2.ucoz.ru/photo/ http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-yeho.html

20 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий, список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Исследовательская работа ученицы 6 класса по изучению экосистемы города Набережные Челны

Ученица 6 класса Махмуриева К. изучила качество воды, контролируемой ООО Челнывождоканал в г. Набережные Челны и выяснила, что - питьевая вода по всем показателям соответствует СанПиНу....