Сценарий занятия по внеурочной деятельности "Сотвори себя сам" план-конспект занятия (5 класс) на тему. Сценарий занятия по внеурочной деятельности "вежливость" Сценарии по внеурочной деятельности

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 с углублённым изучением отдельных предметов

Сценарий

занятия по внеурочной деятельности во 2 классе

Учитель : Панькина Ольга Федоровна

Тип урока: урок усвоения новых знаний

СОТ: технология критического мышления через чтение и письмо

Тема занятия . Вежливость

Цели урока:

Образовательные:

    познакомить с понятием «вежливость»;

    вспомнить вежливые слова и узнать о происхождении некоторых вежливых слов;

    познакомиться с правилами вежливости и с правилами вежливой беседы.

Воспитательные:

    воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, интерес к предмету.

Развивающие:

    развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность;

    развивать умение сотрудничать, помогать другу, умение учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

    развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы и работы в парах;

Формирование УУД.

Познавательные УУД

    Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

    Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

    Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

    Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

    Формируем общее представление о моральных нормах поведении

Коммуникативные УУД

    Формируем умение слушать и понимать других.

    Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование: на стене плакат «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», выставка книг на тему вежливости, памятки для детей, правила вежливости, правила вежливой беседы, фото, иллюстрации по теме урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

    Учитель читает стихи

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить,

Нужно и добрым и вежливым быть.

Учитель показывает фото (слайды) о вежливости

1.Какая тема нашего урока?

2 Прием «Кластер». Составление кластера по теме «Вежливость» в форме групповой работы.

3.Напишите ключевое слово в середине рабочего листа. Начните записывать слова, которые возникают у вас в связи с данной темой. По мере того, как возникают идеи, записывайте их и начинайте устанавливать связи между ними. Выпишите столько идей, сколько придет на ум, пока не будут исчерпаны все.

4. Запомните правила составления кластера:

записывайте все идеи, которые приходят на ум;

не переставать писать, пока идеи не иссякнут;

если ваши идеи иссякли, порисуйте на листе бумаги, пока не появятся новые.

    Прием. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что...». Вы обсуждаете ответы в группах.

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « - «

    Верите ли вы, что вежливость – это соблюдение правил приличия?

    Верите ли вы, что есть такое слова «вежа»?

    Верите ли вы, что вежливый человек - это хороший человек?

    Верите ли вы, что невежливых людей больше, чем вежливых?

    Верите ли вы что, вежливым человеком стать очень трудно?

    Верите ли вы, что вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение?

    Верите ли вы, что невежливое слово может обидеть человека?

Учащиеся «вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

Учащиеся отвечают на вопросы:

Что знают?

Что думают?

Учащиеся проводят составление кластера в группах

Учащиеся обмениваются своими идеями друг с другом, поговаривая все связи полными предложениями.

Учащиеся рассматривают фотографии.

Ученики заполняют таблицу

Стадия осмысления

    Прием «Инсерт» (чтение с пометками)

Индивидуальная работа.

Самостоятельное чтение статьи.

Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

Эту информацию знал, знаю, вспомнил;

Это новая для меня информация;

Эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Вежливый человек – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Можно часто слышать словосочетания: вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить.… Самый известный афоризм о вежливости история приписывает Людовику XVIII королю Франции… Он звучит так: «Точность – это вежливость королей».

А как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Вы спросите: а как же тогда делать замечания своим друзьям и знакомым, которые вас чем-то обидели? На этот вопрос я отвечу так: даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. И не только наши слова, но и поступки должны быть добрыми. А всегда ли мы находим в себе силы, чтобы произнести добрые слова? Гораздо проще сорваться и нагрубить товарищу или даже маме…

Учитель:

    Ребята, а вы знаете откуда взялось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей»!

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

Ах ты, невежа, - говорили ему.

Очень он обижался и кричал в ответ:

Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, ученого. А «вежество» означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность. Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». И все же он был не прав, потому что его-то никак нельзя было назвать «вежей». Сначала бы ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

2) Приём « Таблица З-Х-У» (знаю – хочу узнать – узнать)

Работа в парах.

Вспомните всё, что вам известно о значении воды для жизни на Земле и запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Поставьте вопросы к изучаемой теме: что вы хотите узнать и запишите их во второй графе таблицы.

Хочу узнать

Ребята работают с текстами, тексты находятся в защитных файлах, на них можно писать маркерами, делать пометки, маркер затем удаляется.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вопросы из учебника отвечают на вопросы друг друга.

Ученик читает.

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо».

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Поздороваться спешите,

Громко: «Здравствуйте»! скажите.

Ученица 3.

В нашей маленькой деревне

Есть такой обычай древний:

Утром, днем и в темноте

Те и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно:

«Здравствуйте»!

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста»!

Ученица 4.

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите: «Извините»!

Дети заполняют таблицу, в которой пишут, что они знали по этой теме сами, что узнали нового, что ещё хотят узнать.

Стадия рефлек сии

«Синквейн» творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «Письмо по кругу».

Сочинение на тему «Вежливость» по одному предложению

Теперь, ребята, вы знаете, как необходимо общаться друг с другом, как правильно употреблять вежливые слова. Надеюсь, что в жизни это вам пригодится. Не зря говорится: чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. На этом наше мероприятие окончено. До свидания, до новых встреч!

Спасибо за урок!

Учащиеся составляют синквейн

Вежливость

Нужная, важная

Спасает, хорошеет, радует

Вежливость нужна людям.

Спасение

Вежливость

Добрая, необходимая.

Плачет, радует, помогает.

Она помогает всем людям.

Необходимость

Дети обобщают знания по изученной теме урока. «Вежливость». Они пишут письмо, каждый пишет по одному предложению.

Приложение к уроку

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

    Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

    Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

    Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

    Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

    Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

    Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

    Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОЙ БЕСЕДЫ

    Вежливость – это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».

    Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику было все понятно.

    Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять. Да и выглядит она смешно.

    Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.

    Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

А для того, чтобы научиться говорить четко и внятно есть специальные упражнения. Например, произношение скороговорок. (Ребята пробуют произносить скороговорки).

СКОРОГОВОРКИ

    На дворе трава, на траве дрова.

    Не руби дрова на траве двора.

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла кларнет.

    Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2 г. Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района (МОУ «ООШ №2 г. Юрюзань»)

Номинация «Методическая разработка»

Сценарий внеурочного занятия по физической культуре для 5 класса «БАСКЕТБОЛЬНОЕ ШОУ»

Москвичева Ирина Галихановна

Юрюзань 2018 г.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формировать знания о спортивных играх.

Формируемые УУД:

личностные: продолжить воспитывать инициативность, адекватную самооценку и самоопределение к спортивно-оздоровительной деятельности. Воспитывать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

метапредметные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, толерантности (коммуникативное УУД).Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД). Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД).

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: 45 мин, спортзал.

ИНВЕНТАРЬ: свисток, секундомер, баскетбольные мячи по количеству учеников, футбольные мячи (2 шт.), волейбольные мячи (2 шт.), обручи, фишки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Построение всех участников.

Ведущий. - Сегодня мы пригласили вас, друзья, на «Баскетбольное шоу». В нашей программе вы увидите выступления баскетболистов-профессионалов нашей школы, конечно, это не профессионалы НБА, но, тем не менее, вы сможете увидеть виртуозное ведение мяча, точные броски, молниеносные передачи! А вы, участники нашего шоу, будете состязаться в веселых баскетбольных эстафетах. А для начала – разомнемся!

Все участники свободно размещаются на спортивном поле, впереди стоит игрок, показывающий упражнения.

Ведущий. Попробуйте передать мяч – из одной руки в другую – по дуге. А теперь с отскоком от пола. Смотрите на игрока, выполняющего данное упражнение. Звучит музыка. Все участники выполняют данное задание.

Ведущий. Ловите мяч одной рукой, не прижимайте его к себе, подбрасывайте выше мяч, постарайтесь, чтобы вы не упали на пол. Теперь сделаем с хлопками. Закончили. Молодцы! Эти упражнение у вас получилось неплохо.

А сейчас будем передавать мяч из одной руки в другую на уровне пояса. Начинаем передавать мяч в правую сторону. Приготовились – начали. А теперь в левую сторону. Участники выполняют. Ну что же, задание было потруднее, но вы с ним справились.

А сейчас будет очень трудное задание. Нужно подбросить мяч точно над собой, присесть и поймать мяч, а потом бросить мяч вверх – быстро встать и поймать его. Будем выполнять по моей команде. Я говорю: «Бросок» – все выполняют бросок, и вы садитесь. И когда я снова говорю: «Бросок!», вы подбрасываете мяч и встаете. Итак, приготовились. Начали. Все выполняют задание.

Ведущий. Задание было трудным, но вы хорошо с ним справились. Все участники становятся на линию старта. Вот мы и размялись. А теперь приступаем к состязаниям. Жеребьевка по выбору команды (вытягивают номерок с номером команды 1 или 2) .

Две команды в колонну по одному стоят на линии старта.

Вспомним правила проведения эстафеты.

1.Начало игры по сигналу (спортивная команда: «На старт! Внимание! «Марш!»);

2.Очередной игрок в команде может приступить к выполнению задания только после того, как ему передадут эстафету за линией старта.

3.Выполнять задание обусловленным способом;

4.Оббегать ориентиры (поворотные флажки);

5.Задание выполнять до конца (если подтягиваться на скамейке – то до самого ее конца),за нарушение команде присваиваются штрафы;

6.При потере переносного инвентаря (мяч, кубик и т.д.) нужно остановиться, поднять его, а затем продолжить движение;

7.Не мешать выполнению задания другим игрокам;

8.По окончании эстафеты капитан поднимает руку вверх (сигнал о завершении командой игры) и команда выравнивается в колонне.

9.После окончании эстафет команды не расходятся, а строятся на подведение итогов и награждение.

Ведущий.

1) Вам нужно провести баскетбольный мяч, обводя фишки и затем бросить его в щит.

Ведущий. На площадке – виртуозы ведения мяча. Они выполняют различные задания с двумя мячами. Давайте посмотрим!(Звучит музыка).

2) Ведущий. И снова эстафета! «Три мяча» (баскетбольный, волейбольный, футбольный) Вы бежите, раскладываете мячи в обручи,а баскетбольный мяч бросаете в корзину. Попадание в корзину обязательно.

Ведущий. На площадке лучшие игроки сборной команды школы по баскетболу. Они без задержки выполняют броски в корзину со штрафной линии, бросок в кольцо с разными вариантами остановки (прыжком; два шага; два шага – прыжок бросок правой(левой)рукой). Посмотрите, с какой точностью и быстротой они выполнят это задание (звучит музыка). Ведущий. Спасибо!

3)А теперь приготовиться командам для выполнения бросков в корзину. Посмотрим, какая команда будет самая результативная. По сигналу участники с мячами выполняют броски в кольцо. Дается 1 мин. Судьи считают результативные броски (звучит музыка). Спасибо!

Продолжаем наши соревнования.

4)Теперь вы покажете свою ловкость в ведении мяча, но ведение это необычное, мяч надо провести, пробежав по скамеечке (звучит музыка).

5)Ведущий. Следующее задание для команд «Меткие стрелки». Нужно прокатить мяч по полу и сбить большую фишку. Участники поочередно катят мяч, стараясь сбить фишку. Засчитывается каждое попадание – одно очко. Команды выполняют задание по очереди.

6)Ведущий. И снова эстафета. Ведение мяча по кругу правой (левой) рукой. Мяч передать следующему от груди.

7)Ведущий. Перевёрнутый конус в руках, сверху лежит мяч. По команде учащиеся бегут, держа конус в одной руке, обегают фишку, возвращаются к команде, обегают колонну и передают эстафету следующему участнику (звучит музыка).

8)Ведущий. Катнуть мяч вперёд, быстро догнать, обогнать его, остановиться перед ним лицом прыжком на две ноги, когда мяч прокатится между ног быстро взять его с ведением добежать до фишки, обвести ее и передать мяч следующему.

Ведущий. Наши состязания закончились. Пока мы подводим итоги, вы поиграете в игру «Ручеек» (звучит музыка).

«Баскетбольное шоу» подходит к концу. Приглашаем команды для подведения итогов.

Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою ловкость, меткость, быстроту. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Дорогие ребята, вы сегодня отлично соревновались, а ваши болельщики прекрасно за вас болели и это, несомненно, предавало вам сил. Нам понравились все команды. Мы благодарны вам за участие в состязаниях, нам понравилось ваше желание соревноваться и побеждать. И поэтому мы решили наградить всех участников.

Награждение: воздушные шары /белый, красный, синий/. Символика флага РФ. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.

Занимайтесь спортом, укрепляйте своё здоровье, развивайте силу и выносливость! До новых встреч!

Фото на память.

Галковская Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №17"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по курсу "Мир вокруг нас"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: начальное образование

15.10.2015

О тех, кто рядом.

(сценарий внеурочного занятия

«Мир, в котором я живу», проведённого в 4 классе)

Цели:

Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание,

внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте.

Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить

умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг

друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.

Оборудование:

«Уважайте в себе и других человеческую личность!»

(Д. Писарев).

надо

где-то

тридевять

земель

искать

образ

идеального

человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас,

он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь

видеть идеальность в реальности ».

(В. А. Сухомлинский)

Толерантность это:

терпимость к чужому мнению;

понимание и уважение к личности другого человека независимо от

каких-либо отличий;

доброжелательность в отношении к окружающим;

2) Фонограмма песни в исполнении А. Б. Пугачевой «Эй, вы, там наверху».

1. Сценка по рассказу В.А. Осеевой «Хорошее».

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

О чём мечтал Юра?

А как он поступал на самом деле?

Какова главная мысль рассказа? Чему он нас учит?

Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека,

способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в

родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть

идеальность в реальности.

В. А. Сухомлинский

Тема нашего классного часа

«Легко любить все человечество. Соседа любить сумей».

2. Послушайте внимательно песню А. Б. Пугачевой «Эй, вы, там

наверху».

Кто мне скажет, какую проблему поднимает в своей песне певица?

(Взаимоотношения с соседями).

А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?

(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Что вы делаете, когда встречаете своего соседа на улице? Правильно,

здороваетесь. А что такое «Здравствуйте»? Это повелительная форма глагола

«здравствовать», мы желаем здоровья встречному человеку. А умеете ли вы

здороваться со своими соседями?

Ситуация для обсуждения.

Один мальчик жаловался, «что с этими здоровканьями одни

неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только

и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!»

кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный –

просто ужас!».

А дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на

глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку

подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро

прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только

руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

Какую ошибку допустил Кеша?

Как нужно здороваться с соседями?

- А вот ещё одна ситуация: Сеня под окном соседской квартиры дрессирует

своего щенка, дога Цезаря. Сеня громко даёт команды, Щенок звонко лает. Это

продолжается уже довольно долго. Здесь же, под окнами ребята играют в лапту.

Олег, дожидаясь своей очереди, стучит палкой по железной бочке, как в барабан.

Двое ребят постарше учатся играть на гитаре. Света с Ольгой вот уже двадцать

минут прыгают на железных полосах. Неподалёку мальчишки играют в футбол.

«Пас! Аут! Угловой! Пенальти!» - доносится оттуда. Иногда мяч попадает в

песочницу, в которой играют малыши. И тогда к громкому хохоту игроков

присоединяется рёв малышей и возгласы возмущённых мам. Грохот, крики,

скрип, скрежет…

О ком забыли подумать ребята?

Чтобы вы могли им посоветовать?

Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на

положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и

отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться

искоренить их.

Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие,

бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка,

жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность,

благотворительность.

Доброжелательность, отзывчивость,

сочувствие, забота, внимание, ласка,

сострадание, человеколюбие,

благотворительность.

Равнодушие, бездушие, злость,

зависть, высокомерие, жадность,

жестокость, безжалостность.

Итог обсуждения:

Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;

Помогать, если возникнут проблемы;

Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь

несогласие с ним.

3. Физкультминутка.

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

Хлопают все присутствующие;

Только девчонки;

Только те, кто любит вкусно поесть;

Только те, кто опаздывает на уроки;

Только те, кто хорошо учится;

Только те, кто не любит каникулы;

Только те, кто любит сладкое;

Только те, кому нравится играть в футбол;

Только те, у кого прекрасное настроение.

4. Мой сосед по парте.

Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с

соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в

их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на

друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами

сейчас поговорим о ваших соседях по парте.

Ученик читает стих:

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: «Ежик!»

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!

А на коньках пойдешь кататься?

Нет, мама будет волноваться!

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

Решил Алеша: мы ему

Все вместе – ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить -

Должны вы знать об этом!

Почему ребята прозвали Серёжу ежом?

Почему изменилось отношение ребят к Серёже?

Почему изменился сам Серёжа?

Чему нас учит это стихотворение?

Ситуация для обсуждения.

Ученица третьего класса написала в газету такую заметку: « В нашем

классе учится мальчик, у которого, наверно, очень часто плохое настроение.

В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он всегда

стоит у стены, или у окна. А глаза у него грустные-грустные. Он стоит и

смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда я замечаю, что

ему тоже хочется играть с ребятами. Он даже иногда нерешительно делает

шаг вперёд, но потом опять отходит к стене. Ребята! Надо что-то сделать,

чтобы всем было весело, и все дружили. Лена.

Что бы вы посоветовали Лене и ребятам?

Подумайте, ребята, может быть вокруг вас, тоже кто-нибудь нуждается в

вашей помощи? Кому-то нужно ваше внимание и поддержка? И тогда и вам

кто-нибудь поможет в трудную минуту.

Ученик читает стихотворение:

1) Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря

2) Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Что же мы знаем о своих соседях по парте?

Викторина.

Когда у негодень рождения?

Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?

Где работают его мама и папа?

Какие домашние животные живут у них дома?

- Чем увлекается в свободное время?

- В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?

Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа

или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше.

Ведь из этого слагается большая дружба.

5.Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется

“КОМПЛИМЕНТЫ”

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему

несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и

говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему

соседу. Упражнение проводится по кругу.

Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого

человека

независимо

каких-либо

доброжелательность

людей называется толерантность.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают,

что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим

недостатки

возникает

ощущение,

придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и

остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо

остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю

ситуацию,

поднимите

подходит

выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идешь с ними гулять.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые,

полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает

уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к

другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем

проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет...

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

–Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.

(Дети считают)

– Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность.

Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что

твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6 красных кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно

уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты

добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 3 красных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты

попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то можешь стать более

счастливым!

Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему

живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг

друга, чтобы строить мирное будущее.

- Закончить наш разговор мне хочется такими словами:

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны.

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети,

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасёт ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жильё,

Человек, полюби человека,

Только в этом спасение твоё!

Исполняют песню «Дорогою добра»

Занятие 2-3 Культура мышления

Задачи:

Регулятивные УУД:

Учить высказывать свое мнение, анализировать, видеть главное, делать обобщение;

Определять оптимальное соотношение цели и средств;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные УУД:

Развивать мышление учащихся;

Умение осуществлять поиск необходимой информации из разных источников,

Ориентироваться в системе имеющихся знаний;

Коммуникативные УУД:

Воспитывать культуру общения;

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками;

Разрешать и предотвращать конфликты;

Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли;

Умение понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;

Работать в группе в различных ролях (лидера, исполнителя, критика),

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами языка,

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

Развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знании.

Учитель:

«Обучая других, обучаешься сам». Эта мудрая мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.

Кому из вас хочется рассказать о чем-то новом, интересном?

Обсуждение.

В этом году мы продолжим заниматься исследовательской деятельностью. При проведении учебных исследований сообщить об усвоенном важно не только тому, кто его слушает, но и в особенности тому, кто о нем рассказывает. Исследование - это процесс творческий, это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Но нужно помнить, что, прежде чем что-то делать, надо четко все осознавать, определить цель, составить план работы, то есть алгоритм действий.

Какие виды тем могут быть предметом исследовательской работы?

Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений.

Имперические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Какими могут быть темы детских исследований?

Ответы учащихся.

3. Практическая работа.

Задание 1. Найди возможную причину событий.

Трава во дворе пожелтела.

Обсуждение.

Друзья поссорились.

Обсуждение.

Вывод. Чтобы выявить причину события, надо внимательно прочитать вопрос (тезис), продумать ход рассуждения и найти правильный ответ. Если мы умеем размышлять, задавать вопросы, высказывать свое мнение, смело можем приступать к новой исследовательской работе.

Задание 2. Герой в моем воображении.

При выполнении исследовательских работ нужно уметь подмечать и выделять главное. Соответственно на этом нужно больше акцентировать свое внимание. Это еще один из примеров творческого воображения.

Расскажите о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы-Яги, Ивана-царевича, Кощея Бессмерт ного.

Задание 3. Неоконченный рассказ.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

Ребята играни в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился. Мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось...

Представьте, что вы милиционер, идущий мимо. Что вы скажете Сереже?

А что бы вы сказали, если бы были его другом (сестрой, бабушкой, родителями)?

4. Итог занятия.

Учитель:

Умение выделить главную мысль, найти факты, подтверждающие ее, определить цель, составить план работы - важнейшие качества, требующиеся при обработке материалов.

Этими качествами должен владеть каждый ученик, чтобы к концу года написать новую исследовательскую работу.

Домашнее задание: подумать над темой, по которой будете работать в этом году; приступить к сбору материала; обращаться за консультацией к взрослым; осуществлять поисковую работу с литературными источниками.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

города Донецка Ростовской области

Сценарий по внеурочной деятельности

«Этика-азбука Добра»

Жить – добро творить


Составила:

Левинская Ирина Ивановна

учитель начальных классов


г.Донецк 2013

Цель урока: формирование нравственных качеств и развитиетворческого мышления.
Задачи: 1.Развивать способность видеть и создавать красоту, наглядно – образное мышление 2. Учить подбирать родственные слова; 3. Воспитывать у учащихся стремление творить добро с помощью слова.
Оборудование: кукла Добринка, берестяная шкатулка, карточки с буквами: Д, О, Б, Р, О; карточки с буквами: Д, О, (А), Л, О, Н, Ь, цветы сделанные ребятами на уроке технологии.
Музыкальное сопровождение: - песня «Мир всему, что живёт по законам Доброты».- песня « Если добрый ты…» из мультфильма « Кот Леопольд»
Ход урока: I. Организационный момент

Здравствуйте девочки и мальчики! Улыбнитесь, а теперь подарите свою улыбку окружающим. Наш мир – это большое зеркало и, улыбаясь кому – то, ваша улыбка будет возвращаться к вам радостью. (Слайд 1)

II. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. О каком же качестве пойдёт речь? (добре)

Да, тема урока «Жить – добро творить». (Слайд 2) В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Какого человека мы называем добрым? (который помогает, любит природу, людей). Человек может быть очень маленьким. А СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ в нём может быть очень большое. Послушаем отрывок из песни «Если добрый ты…» (Слайд 3)

Хоровая речевая разминка. (Слайд 4)

Чистоговорка: Дед Данила делил дыню:

Дольку – Дине, дольку – Диме.


III. Основная часть 1. -Сегодня к нам на занятие пришла Добринка. От какого слова произошло её имя? (Слайд 5) - Правильно, это – Добро! Добро, как свет, с ним в человеке, как в цветке, расцветает всё лучшее. А знаете ли вы, ребята, что буква «Д» в русской азбуке означала: «добро, хорошая пора».

2. Имена.

А в русском языке есть ещё имена, имеющие в себе два слова, где первым является «добро». Знаете ли вы такие имена?

Добролюба, Доброслав, Доброслава, Добромир, Добрыня. (Слайд № 6,7)

3. Добрые слова.

Какие слова мы называем добрыми? Назовите добрые слова. Эти слова мы говорим для себя или для других людей?


4. Разучивание стихотворения. (Слайд №8)

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром!»,

«Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» говорим.


5. Размышляем над мудростью. (Слайд №9)


- Соедините начало с окончанием пословицы

Худо тому,… …добром платят

За добро… …украшает человека

Добро… …кто добра не делает никому

6. Беседа о добрых делах.

Какие дела можно назвать добрыми?


7. Из истории слова ЛАДОНЬ (Слайд № 10)

- «ДОЛОНЬ»,

Знакомо ли вам это слово? Знаете ли вы его значение?

Это очень древнее слово, которое сейчас мы забыли. Обозначает оно часть руки. Какую?

Ладонь! «ЛАДОНЬ». О поменялась на А. (Слайд № 11)

Слово ладонь начинается с трёх букв ЛАД. Что означает слово ЛАД? (ответы детей).

Конечно, лад – согласие, когда все живут хорошо, дружно.

Покажите ваши ладошки. Наши пальчики тоже дружат друг с другом. Они помогают нам выполнять различную работу.

Вернёмся к старинному русскому названию ладони – ДОЛОНЬ. Оно начинается со слова ДОЛ. Что такое ДОЛ? – Долина. Почему человеческая рука сравнивается с долиной? (предположения детей). (Слайд № 12)

А сейчас мы с вами попадём на волшебную долину – полянку. Мы прочитаем интересную заметку «Полянка – ладошка», которая была напечатана в газете «Добрята» (№8, 2006г.)

Однажды мы попали на полянку дружбы. На этой полянке все помогали друг другу, никто не ругался, не обижал друг друга. Там всегда светило солнышко. Полянка была похожа на ладошку, протянутую друг другу. На маленьком пальчике росли грибочки, на среднем пальчике цветочки, на указательном – ягодки, а на большом - ёлочка. Вот такая замечательная полянка дружбы! (Слайд № 13)

IV. Практическая работа (Слайд № 14)

- Обведите свою ладошку на листе альбома. Украсьте её рисунками цветов, грибочков, ёлочек (можно нарисовать солнышко, бабочку, радугу, птичек)

V. Завершение занятия - Давайте на доске сделаем выставку ваших работ. (Дети прикрепляют рисунки, звучит музыка).- Добринке очень захотелось погулять по такой радостной долине с такими добрыми ладошками. И когда она гуляла, увидела на тропинке написанную мудрость: «Награда за доброе дело в самом его свершении». (Слайд № 15). -Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)- Спасибо вам за добрые мысли и умные ответы! До свидания.Дети отвечают: «Спасибо Вам!» (Слайд №16, 17)
VI. Домашнее задание - Расскажите дома своей семье, что интересного вы узнали сегодня на уроке. Найдите поговорки и загадки о добре, чтобы прочитать их в классе для ребят.

Список используемых источников:

    Книга «Мысли о добре и зле» Святитель Николай Сербский
Издание 2012г. Д.В. Харченко
    Астрид Линдгрен «Сказочные повести о доброте и зле» Астрель, Полиграфиздат 2011г.
    Методическое пособие к рабочей тетради «Дорогою добра» по основам детской журналистики. Издательство «Твердыня», г.Томск 2011г.
    Образовательная программа «Служу Отечеству пером». Издательство «Твердыня», г.Томск 2008г.

Источники иллюстраций:
1. images.yandex.ru › доброта
2. images.yandex.ru › Добринка
3. images.yandex.ru › цветы