Рабочие программы литературное чтение перспектива. Программа по литературному чтению умк «перспектива

Министерство общего и профессионального образования Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

Рабочая программа

« ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

«Перспектива»

1-4 классы

Климанова Людмила Фёдоровна

Бойкина Марина Викторовна

Выполнила:

Пасевин Валерия


Рабочая программа

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Предметная линия учебников системы

«Перспектива»

1-4 классы

Климанова Людмила Фёдоровна

Бойкина Марина Викторовна


Бойкина Марина Викторовна

Климанова Людмила Фёдоровна

Старший преподаватель кафедры начального образования в Санкт Петербурге. В пособиях Марины Викторовны собран обширный материал для работы учителей над раскрытием темы новых жанров в литературе .

Кандидат педагогических наук, автор статей, пособий, учебников и программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы. Автор программы «Введение в словесность» и уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе .


Рабочая программа

Программа разработана на основе

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

ФГОС НОО


Литературное чтение

Изучение литературно-художественных произведений

Освоение речевых навыков и умений


Литературное чтение

Литературное чтение способствует развитию:

Интеллектуально - познавательных способностей младших школьников

Художественно – эстетических способностей

младших школьников

Литературное чтение способствует формированию:

Жизненно важных нравственно-этических представлений


  • Развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно - речевых умений;
  • Формирование навыка чтения про себя;
  • Приобретение умения работать с разными видами информации;
  • Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости;
  • Обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями;
  • Введение учащихся в мир детской литературы;
  • Формирование у начинающего читателя интереса к книге;
  • Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно - познавательными текстами.

Общая характеристика курса

  • Своеобразная работа с произведением : чтение художественного произведения - как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

1 класс


Общая характеристика курса

  • являются художественные произведения отечественных и зарубежных

писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-

популярными произведениями, для более глубокого понимания словесного искусства.

4 класс


Общая характеристика курса

  • Отличительной особенностью курса является включение

нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной

взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической Ценности.

1 класс


Разделы

Виды работы с текстом. Коммуникативно -познавательная деятельность.

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно нравственная деятельность.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.


Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух)

до чтения про себя.

Указаны ориентировочные нормы скорости чтения - учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту.

1 класс


Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться составлять собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

3 класс


Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений:

  • деление текста на части, подбор заглавий, составление плана, умения пересказать, выделение главного и формулирование его своими словами.
  • текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

4 класс


«Виды работы с текстом. Коммуникативно- познавательная деятельность».

  • Раздел нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.
  • С целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы инсценировки произведений.
  • Программой предусмотрен анализ произведения.

3 класс


«Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Раздел определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения:

  • отечественных и зарубежных классиков
  • произведения детской литературы современных писателей России и других стран
  • произведения устного народного творчества

  • Произведения устного народного творчества разных народов.
  • Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX-XX вв.
  • Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

  • Жанровое разнообразие произведений:

русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины .

  • Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Произведение

С. Маршак

Новому читателю

С. Михалков

А.Пушкин

Кто говорит молча

Возникновение письменности

В.Осеева

У Лукоморья дуб зелёный

Как мы жили бы без книги

Курочка ряба и десять утят

Сами виноваты

Мама принесла Тане новую книгу

К.Ушинский

Худо тому, кто не делает добра никому

К.Чуковский

Н.Кончаловская


В.Лунин

Волк

Т.Павлова

Рассказы умной вороны

Л.Пантелеева

Две лягушки

Е.Благинина

Четыре Анюточки

И.Газмакова

Живая азбука

Татарская народная сказка

Два лентяя

Ингушская народная сказка

Заяц и черепаха

Русская народная сказка

Лиса, заяц и петух

В.Лунин

Никого не обижай

Л.Н.Толстой

Не мучить животных

В.Бианки

Пожарные собаки

Разговор птиц в конце лета

А.Барто


Произведение

Ю. Энтин

Слово про слово

В. Боков

Книга – учитель

Г. Ладонщиков

Н. Кончаловская

Лучший друг. Пословицы о книге.

В монастырской келье…

С. Есенин

Закружилась листва золотая…

И. Токмакова.

Опустел скворечник…

Корякская сказка.

Хитрая сказка.


Произведение

В.Даль

Девочка Снегурочка

В.Одоевский

Мороз Иванович

Д.Мамин-Сибиряк

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Б.Заходер

Винни-Пух

Р.Кипплинг

Дж.Родари

Волшебный барабан

С.Михалков

Упрямый козлёнок


Произведение

Летописец Нестор

Повесть временных лет

М. Горький.

О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке

Устное народное творчество

Исцеление Ильи Муромца.

Тайская народная сказка

Болтливая птичка.

Немецкая народная сказка.

Три бабочки.

К. Ушинский.

Наше Отечество.

В. Лактионов.

Письмо с фронта.


Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности

и культуры чтения.


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

5-дневная неделя - 506 ч.

  • В первом классе - 132 ч (4 ч в неделю ).
  • Во 2-3 классах - 136 ч (4 ч в неделю)
  • В 4 классе - 102 ч (3 часа)

Для образовательных организаций, в которых 6-дневная неделя - 540 ч.

  • В первом классе - 132 ч (4 ч в Неделю)
  • Во 2-4 классах на уроки литературного чтения - 136 ч (4 ч в неделю)

Ценностные ориентиры

  • В центре внимания на уроке оказывается художественное

произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель.

Художественное произведение знакомит учащихся с

нравственно-эстетическими ценностями своего народа и

человечества и способствует формированию личностных

качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.


Плюсы программы

Представляет собой разработку из современных достижений в психологии и педагогике, сохраняя при этом связь с традициями классического школьного образования

Доступность и качественное усвоение материала

Многостороннее развитие школьника, учитывая его возрастные особенности


«Перспектива» предлагает новый подход в педагогике, где у детей всегда есть мотивация к познанию окружающего мира и людей посредством общения, вопросов.

Ключевая фраза программы: «Я общаюсь, значит, я учусь».


Процесс познавания состоит из потока действий , и образование здесь помогает реализовать себя в окружающем мире , а не просто приспособиться к этому миру.


Принципы образовательно - воспитательного процесса в УМК « Перспектива»:

Творческая активность

Гуманистический

Коммуникативный

Историзм



Особенности учебников

УМК Перспектива

Примеры приведены из учебника «Литературное чтение» 1 класс






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Пособия для учащихся

1. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 1 класс/ Л. Ф. Климанова,

Т. Ю. Коти.

Учебники:

1. Литературное чтение: Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1/ Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.

Аудиоприложения

1. Литературное чтение. Аудиоприложения к учебнику. 3 класс. М. К. Антошин

Методические пособия

1 класс/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.

Книги для учителей

1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.

2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя

Особенности Рабочая программа « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Предметная линия учебников системы «Перспектива»

  • Направлена на изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.
  • Литературное чтение способствует развитию интеллектуально – познавательных, художественно – эстетических способностей младших школьников и способствует формированию жизненно важных нравственно-этических представлений.
  • Чтение художественного произведения - процесс воображаемого общения.
  • Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных Писателей.
  • Включение в содержание интегрирующего понятия культура .
  • Разделы: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения; Виды работы с текстом. Коммуникативно -познавательная деятельность; Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно нравственная деятельность; Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
  • Жанровое разнообразие произведений;
  • Круг детского чтения расширяется по классам;
  • В центре внимания на уроке оказывается художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель.
Главная > Программа

МАОУ «Гимназия №5»

Программа

по литературному чтению

УМК «Перспектива»

1 класс

Количество часов в неделю 4 часов

Количество часов всего - 40 часов

Авторы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина

Используется учебник: Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1класс.

М.: Просвещение, 2011

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авт. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного обра-зовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов-но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, пла-нируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение - один из основных предметов в начальной шко-ле, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освое-ние речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формиро-ванием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познава-тельных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представле-ний (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответ-ственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литера-туры, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художествен-ных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмысле-нию подлинно художественных классических произведений происходит пре-ображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое от-ношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средство самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспита-ния, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, пост-роенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

    развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразитель-ного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текста-ми литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

    приобщение младших школьников к чтению художественной литера-туры и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзыв-чивости на слушание и чтение произведений

    обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окру-жающему миру;

    введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начи-нающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной актив-ности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-рече-вым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладыва-ет своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художествен-ного произведения рассматривается в данном курсе как процесс вообража-емого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, пони-мают смысл и значение происходящего. Понимание художественного про-изведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворе-ний. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство соз-дания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию авто-ра и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художествен-ных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого пони-мания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изу-чение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культу-рой России.

    Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

    Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

    Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нрав-ственная деятельность.

    Круг детского чтения. Культура читательской деятельности

Первый раздел программы - «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» - ориентирован на совершенствование всех видов ком-муникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и го-ворить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситу-ациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогово-го чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению при-ёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чте-ние, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от ко-торой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успевае-мость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Уча-щиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфо-ртно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чте-нии и работе с учебными текстами.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включе-нием в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и за-чем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), кор-ректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел - «Виды работы с текстом. Коммуникативно-по-знавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, под-бор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими сло-вами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содер-жание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, науч-но-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процес-се общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представ-лений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами худо-жественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), по-нимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и худо-жественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими об-разцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, от-личать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узна-ют, что художественное произведение - произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богат-ство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробу-дить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ худо-жественного произведения, который строится по принципу «синтез-ана-лиз-синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его чи-тают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравни-вая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается ху-дожественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художе-ственном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех эта-пах чтения. При анализе художественного текста слово как средство худо-жественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не толь-ко образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (от-ношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанно-го). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, свое-образное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пи-рамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обо-гащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелатель-ность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с на-блюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержа-ние литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответ-ствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссозда-вать содержание художественных текстов при чтении.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содер-жания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художествен-но-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов де-тей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных националь-ностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает со-циш1ьно -нравствснный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое зна-чение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реа-лизации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, рас-ширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выби-рать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эсте-тическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компе-тентности и культуры чтения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 448 ч. В I классе на изучение литературного чтения 1 отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах - по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

    Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

    Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

    Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступ-ки на основе представлений о нравственных нормах общения.

    Формирование эстетических чувств.

    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав-ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других лю-дей.

    Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; раз-витие умения находить выходы из спорных ситуаций.

    Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

    Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задача-ми коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

    Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож-ность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргу-ментировать свою точку зрения.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб-щения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

    Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, от-ражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб-ной деятельности, находить средства их осуществления.

    Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб-ные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

    Понимание литературы как явления национальной и мировой культу-ры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

    Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценнос-ти.

    Формирование отношения к художественным произведениям как ис-кусству слова.

    Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литера-туры и литературы народов многонациональной России.

    Осознание значимости систематического чтения для личностного раз-вития; формирование представлений о мире, российской истории и культу-ре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нрав-ственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирова-ние потребности в систематическом чтении.

    Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознако-мительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспри-нимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку по-ступков героев.

    Достижение необходимого для продолжения образования уровня чита-тельской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техни-кой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, ана-лиза и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текс-тов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

    Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литерату-ры, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррек-тивы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

«Образовательная программа школы» - 1.4. Структура программы. Программа формирования универсальных учебных действий. 1.10. 1.1 Кому и зачем нужна образовательная программа школы? 1.1.Кому и зачем нужна образовательная программа школы? Кому и зачем нужна образовательная программа школы? Учебный год начинается 1 сентября. 1.6. Цели и задачи обучения на ступени начального общего образования.

«Образовательные программы в школе» - Создание УМК для реализации ОП. Анализ внутренней среды школы. Образовательная программа включает в себя: Чем образовательная программа отличается от программы развития? Анализ внешней среды школы. Ожидаемый результат как модель выпускника (по Е.В. Бондаревской): Образовательная программа должна: Для чего?).

«Программа Детство» - Музыка. Методические рекомендации. Чтение художественной литературы. Физическая культура. Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: Здоровый образ жизни Гуманное отношение Познание Созидание. Здоровье. Программа «детство». Художественное творчество. Автоматизированная информационно-аналитическая система оценки качества реализации программы «Детство».

«УМК 21 век» - «Наша новая школа». Самара 15 - 16 октября 2009 г. Руководил биологическим отделением ВЗМШ. Участвовала в организации школьных биологических олимпиад МГУ. Состав УМК ЕН. А.А. Елизаров [email protected]. Наши авторы: биология, химия. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Академии информатизации образования РФ, учитель высшей категории, специалист по ТРИЗ 3-го уровня.

«Программа Планета знаний» - Планируемые результаты освоения учебного предмета. Тематическое планирование. Разработка рабочей программы учителя на основе УМК «Планета знаний». Содержание программы. Шувалова Н. С., заместитель директора по УВР МУ СОШ № 66 г. Иваново. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п.19.4 Стандарта):

«Проект новой школы» - Существующая школа учит не ошибаться. Кто будет отвечать за ребенка? 14. Ответ. Экспертные вопросы. 10. 15. Экспертиза концепции. А в вашей кто будет образцом?

Всего в теме 32 презентации

«Перспектива » - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива») :

ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

МОУ «Невонская средняя общеобразовательная школа №1» имени Родькина Н.Д

«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР Директор МОУ

___________/Колоскова О.Е./ «Невонская СОШ №1»

«_____»_____________2015г ______/Билиенков А.П./

«____»__________2015г

Рабочая программа

по учебному курсу

«Литературное чтение»

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению

    Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф.Климановой и М.В.Бойкиной (УМК «Перспектива»).

Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, - изучение литературно художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средство самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

Развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

Обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

Введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач :

    Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

    Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

    Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

    Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

    Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

    Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

    Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

    Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

    Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведений, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4.Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7.Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8.Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)

6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5.Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

5. Место курса в учебном плане.

Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах - по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий выпускник научится :

    ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

    самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

    пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

    сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два ‑ три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

    создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

    реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться :

    ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

    определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

    писать отзыв о прочитанной книге;

    работать с тематическим каталогом;

    работать с детской периодикой.

    сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет 1);

    создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

    творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

    создавать иллюстрации по содержанию произведения;

    работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

    создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

    свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

    свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий в ыпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества :

    разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия :

    понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;

    уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится :

    осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научится :

    осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

    профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Раздел учебного курса, количество часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1 класс (количество часов)

Обучение грамоте (азбука)

Раздел 1 подготовительный этап обучения, 24 часа

Раздел 2 «Страна АБВГДейка» основной этап обучения, 55 часов

Раздел 3 послебукварный период, 13 часов

Литературное чтение

Раздел 1 «Книги – мои друзья», 7 часов

Раздел 2 «Радуга - дуга», 4часа

Раздел 3 « Здравствуй, сказка!», 9 часов

Раздел 4 «Люблю все живое», 7 часов

Раздел 5 «Хорошие соседи, счастливые друзья», 4 часа

Раздел 6 «Край родной, навек любимый», 9часов

Раздел 7 «Сто фантазий»,

Предметные:

Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. Язык жестов, мимики, движения.

Сформировать первичное представление о знаково-символической системе «слово, знак»..

Освоение понятия «слог», способ его образования, способ деления слова а слоги и постановки ударения.

Освоение понятия «гласный звук», особенности обозначения буквами.

Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способ определения мягкости и твёрдости согласного звука, сформировать умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Познавательные

Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и
передачи информации.

Осмысление связи между словом и знаком, их взаимодействие.

Осмысление особенностей звуков и их свойств

Осмысление слоговой структуры слова.
Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.
Осмысление алгоритма фонетического анализа звука
Коммуникативные
Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством
общения.

Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

Формирование умения слушать и Осознание значимости мира звуков для человека.
Сформировать представление о звуках речи, развивать фонематический слух, умение обозначать звуки символами.
слышать.

Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.

Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ.
Регулятивные
Освоение способов общения

Формирование способов использования знаков.
Освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи.
Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения
Освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.
Освоение способов выделения согласного звука и фонетический анализ звука.

Личностные:

Осознание восприятия человекачеловеком (в частности, осознаниесебя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения.

Осознание важности использования знаков, символов при взаимодействии с окружающим миром.

Осознание значимости мира звуков для человека.

Осознание значимости правильного произношения слов.

Осознание связей между гласными звуками и буквами.

Формирование индивидуального стиля деятельности

Познавательные: Знать приемы ориентирования в учебнике;

Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Понимать, в чем ценность книги.

Уметь выявлять особенности загадок и считалок. Читать в парах. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Учиться выбирать книгу в библиотеке;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; уметь читать тексты в медленном и ускоренном темпе.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно.

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно.

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Уметь планировать деятельность и ее результат.

Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

Учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться высказывать своё предположение;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других;

вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Уметь работать в парах, сотрудничать со своим соседом по парте.

Слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;

учиться работать в паре, группе.

Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: Проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку.

Воспитывать уважительное отношение к книге, формировать культуру общения с книгой.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Формирование эстетических чувств.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

2 класс (количество часов)

Раздел 1 «Любите книгу», 9часов

Раздел 2 « Краски осени», 13 часов

Раздел 3 «Мир народной сказки», 17 часов

Раздел 4 «Веселый хоровод», 10 часов

Раздел 5 «Мы друзья», 10 часов

Раздел 6 «Здравствуй матушка зама», 10 часов

Раздел 7 «Чудеса случаются», 16 часов

Раздел 8 «Самые близкие и дорогие»,8 часов

Раздел 9 «Весна, весна и все ей рады», 11 часов

Раздел 10 «Люблю все живое», 16 часов

Раздел 11 «Жизнь дана на добрые дела», 15 часов

Познавательные:

Определять тему, главную мысльтекста и обосновывать своё мнение;

Сравнивать произведениялитературы и живописи, обосновывать своё мнение;

Определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворенияи обосновывать своё мнение;

Определять смысл народных примети пословиц и обосновывать своё мнение;

Использовать разные источники информации для выполнения учебногозадания;

Анализировать ситуацию и определятьпорядок действий при подготовкек школьному празднику;

Определять значениеи смысл новых слов и понятий;

Осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;

Определять значимость книги, её иллюстраций и обосновыватьсвоё мнение;

Использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные:

Выполнять учебное действие по плану;

Выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Выполнять учебное задание, используя алгоритм;

Выполнять задание по плану;

Осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

Формулировать собственноемнение и позицию;

Строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Формулировать собственное мнение и позицию;

Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Личностные:

Проявлять:

Интерес к самостоятельному общению с книгой;

Эмоционально

ное отношение к красоте осенней природы;

Интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета.

Осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления

Интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу;

Позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать;

Творческое отношение к составлению рассказа о прочитанном произведении

3 класс (количество часов)

Раздел 1 «Книги – мои друзья», 3 часа

Раздел 2 «Жизнь дана на добрые дела», 14 часов

Раздел 3 «Волшебная сказка», 17 часов

Раздел 4 «Люби все живое», 22 часа

Раздел 5 «Картины русской природы», 12 часов

Раздел 6 «Великие русские писатели», 29 часов

Раздел 7 «Литературные сказки», 20 часов

Раздел 8 «Картины родной природы», 19 часов

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

Устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

Самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

формировать

Умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

Умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

Составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

Учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;

Умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

формирование

Учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

Умения владеть монологической и диалогической формами речи.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

формирование

Участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

Готовить самостоятельно проекты;

создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Личностные:

формирование:

Внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

Мотивации обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

Первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

Умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;

Умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

Способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

4 класс (количество часов)

Раздел 1 «Введение», 1 час

Раздел 2 «Книги в мировой культуре», 9 часов

Раздел 3 «Истоки литературного творчества », 22 часа

Раздел 4 «О Родине, о подвигах, о славе», 17 часов

Раздел 5 «Жить по совести, любя друг друга», 17 часов

Раздел 6 «Литературная сказка », 29 часов

Раздел 7 «Великие русские писатели », 39 часов

Раздел 8 «Литература – как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения », 4 часа

Предметные результаты:

Рассказывать о книгах Древнего мира и современных книгах.

Составлять диалог на тему «Книга в нашей жизни».

Оформлять отзыв на прочитанную книгу, используя план.

Писать сочинение - рассуждение на тему «Роль книги в компьютерном мире».

Составлять и писать статью для «Энциклопедии книги»

Создавать и представлять «Энциклопедию книги».

Познавательные:

Раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

Определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение;

Определять объекты, которые являются предметом культуры, и обосновывать своё мнение;

Определять порядок составления энциклопедии и обосновывать своё мнение;

Использовать приобретённые знания для создания «Энциклопедии книги».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

Выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

Строить понятные для партнёра высказывания;

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания;

Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Личностные

Проявлять: интерес к изучению темы;

Желание рассказывать о прочитанной книге;

Творческое отношение к составлению «Энциклопедии книги»; понимание успешности при изучении темы.

7. учебно-методический комплект

Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - М.: Просвещение, 2011

Учебники:

Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение, 1 класс в 2-х частях, 2011

Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение, 2 класс в 2-х частях, 2012

Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение, 3 класс в 2-х частях, 2013

Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение,4 класс в 2-х частях, 201