Почему профессия ученого самая лучшая. Как работали великие ученые

Казалось бы, что может быть более неблагодарным делом, чем заниматься наукой? Постоянное обучение, исследования, бумажная волокита, научные конференции – все это при минимуме дохода и ограниченном свободном времени. Но что же на самом деле привлекает молодых людей становиться учеными? Опросив своих коллег, мне удалось составить список причин, которые подвигли современное поколение .

Причина №1. Я стану великим ученым и совершу революцию в своей области

Действительно, если энтузиазм молодых людей направить в правильное русло, то можно воспитать в них гениальных . Профессия ученого наиболее привлекательна именно своей практической составляющей. Свободный выбор направления исследований принято считать несомненным плюсом научной карьеры. В отличии от любой другой сферы, в науке вектор развития не диктуется высшим . Напротив - в научной среде профессора, деканы и заведующие лабораториями поощряют самостоятельное мышление своих молодых научных работников. Более того, часто область деятельности ученого выходит за пределы чисто научной проблематики - это административная работа, преподавание, работа в промышленности, в комиссиях и т.п. Таким образом, каждый может выбрать множество различных путей развития своей карьеры с учетом того, как меняются с течением времени его интересы, приоритеты и цели.

Что же касается революционных открытий, то по статистике каждая десятая научная идея имеет большое значение для развития человечества. Непосредственное участие в научных открытиях, пусть даже очень скромных, представляет собой колоссальный опыт и дает возможность понять,оценить и насладиться происходящим в науке в целом.

Причина №2. Я буду много путешествовать, продвигая свои идеи по миру

Конференции, повышение квалификации, обучающие программы, гранты – это неотъемлемая часть научной деятельности. В результате можно действительно повидать мир, узнать много нового как для своей тематики, так и для общего развития, завязать полезные и интересные знакомства. При выборе научной карьеры перед вами открывается целая вселенная нового и увлекательного. Трудно переоценить роль профессии ученого в развитии международного сотрудничества. Члены национальных академий наук и международных научных сообществ могут преодолеть политические, религиозные и языковые барьеры, общаясь друг с другом на языке науки. Ученые могут гордиться тем, что результаты их труда объединяют мир и улучшают качество жизни людей. Кроме того, международные проблемы науки и образования привносят много интересного в личную жизнь ученых.

Причина № 3. Я буду работать в дружной команде интеллектуалов

Научная деятельность содержит мощный социальный фактор. Работа хорошей исследовательской команды не только результативна в смысле науки, но дает также ощущение второй семьи. Это совместное времяпровождение, перерывы на кофе, вечеринки, пикники. Именно во время таких неформальных встреч часто рождаются новые интересные идеи. Командные исследования способствуют установлению дружеских отношений, а отсутствие жесткой иерархии, характерное для научного сообщества, лишь стимулирует этот процесс. Общение с профессорами зачастую принимает вид наставничества, когда молодые ученые консультируются у научного руководителя относительно своих исследований и диссертационных наработок.

Причина № 4. Я буду иметь свободный график работы

Ученые в значительной степени освобождены от жесткого рабочего графика. В любое удобное время можно сделать перерыв на обед, а не обедать в строго отведенные для этого часы. Таким образом, свой рабочий день, неделю, месяц можно планировать самостоятельно. Что же касается рабочего места – зачастую кафе или даже пляж являются более благоприятным местом для работы над рукописью, чем офис, где постоянно на что-то нужно отвлекаться.

При этом нельзя недооценивать научную деятельность. Из-за того, что научная работа требует неограниченного времени, ученые чаще всего трудоголики, а не лентяи. Они утром, и вечером, и по выходным. Преимуществом такого графика является то, что можно самим определять удобное время для отдыха или для выполнения необходимых семейных дел. Это ваше время, и вы сами им управляете до тех пор, пока вы заслуживаете этой гибкости, будучи ответственным и продуктивным в своих исследованиях.

Причина №5. Я стану отличным наставником для будущих поколений

Работа ученых, как правило, сосредоточена на проблемах, которые они считают интересными, хотя есть в этом часто и доля лукавства. В отдельных случаях исследования или новые технологии могут быть сразу же внедрены в виде нового лекарственного препарата или устройства. Однако даже если эта цель и не будет достигнута, добросовестно полученные научные знания делают более глубоким понимание мира, в котором мы живем, а это обязательно принесет свои плоды в будущем.

Знания в чистом виде или способ применить их на практике – это то, чем может гордиться ученый. своих знаний и наставничество также является важным вкладом в развитие общества. Каждый ученый может сделать свой собственный вклад – например, давая лекции школьникам и студентам, преподавая в университете, выступая перед широкой общественностью.

Профессия ученого имеет ряд своих особенностей, минусов и плюсов. Наука – увлекательный и всегда новый мир,который позволяет всесторонне себя развивать. Но все-таки решающим фактором при выборе профессии являются личные предпочтения, ведь очень важно любить свою работу по-настоящему.

Учёный — представитель научного сообщества, чья целенаправленная деятельность по формированию научной картины мира в той или иной форме получила признание со стороны научного сообщества.

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

Ученый - научный работник, это эксперт в одной либо нескольких областях науки.

В широком смысле понятие учёный относится к любому человеку, который сам систематически расширяет знания человечества или участвует в деятельности и поддержании традиций тех или иных научных и философских школ. В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.

В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки. Русские понятия наука и учёный не вполне соответствуют английским science и scientist, так как в английском языке последние нередко используются в ещё более узком смысле, и относятся только к естественным наукам и людям, занимающимся естественными науками.

Ученый занимается научной деятельностью, исследованием различных областей наук, окружающей среды, человеческого организма, разработкой изобретений, совершением различных открытий, проводит научные открытия, пишет научные труды.

Основной формальный признак признания научной квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК.

Ученый должен получить ученую степень кандидата наук, доктора наук путем защиты диссертации. От ученого требуется умение публично отстаивать свое мнение, высокий уровень развития интеллектуальных способностей, он должен быть волевым, благородным, интеллигентным, одаренным, мудрым и образованным человеком, обладать осмотрительностью, терпением.

В научном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.

Ученый может работать в различных учреждениях: в Академиях наук, НИИ, лабораториях и др.

В наши дни профессия ученого теряет свою востребованность и престиж на рынке труда. Уровень оплаты труда ученого, как правило, невысокий.

Я расскажу вам сегодня о том, как жили и работали великие ученые прошлого, как живут и работают ученые-современники. Это и само по себе очень интересно, но мне еще хочется это сделать но другой причине.

Иногда приходится слышать, как студенты говорят: "Нам трудно, нам тяжело учиться". Так ли это? Мне кажется - нет. Некоторые трудности вы выдумываете сами, а многое вам кажется трудным, потому что вы не знаете, что такое настоящий труд. Вы привыкли, что все вам дается готовым, а ведь надо немного и самим поработать. Я расскажу вам сегодня о настоящих трудностях и о настоящем труде.

Вы знаете, как тяжело было жить и работать в средние века. В то время быть ученым и рисковать своей жизнью было одно и то же. Вспомните Джордано Бруно, сожженного на костре!

Я не буду говорить вам об известных ученых того времени, таких, как, например, Коперник и Галилей. Биографии их вы хорошо знаете. Я расскажу вам о Никколо Тарталье, хромом заике, сыне бедняка.

Никколо Тарталья малограмотный, он еле-еле пишет. Когда великий Сулейман хочет разрушить свободную Венецию, Никколо пишет герцогу Урбинскому, правителю Венеции: "Я не могу молчать. Я знаю, что дальность полета стрелы наилучшая при 45°".

Когда затонули корабли и надо было их поднять, так как не было времени строить новые, Никколо Тарталья садится ночью за книги и изучает, как плавают тела. Он производит необходимые расчеты, и корабли были подняты.

Когда испанский посол заявляет венецианцам: "Ваше отечество в опасности, ваши купцы грабят народ", то ко двору вызывают Никколо, который производит проверку весов.

Тарталья борется со схоластической наукой. Он борется с теми университетами, которые решали проблему, куда пойдет осел, если перед ним справа и слева стоят одинаковые ведра, но в одном овес, а в другом вода. Вот какие проблемы занимали тогда некоторых ученых.

Никколо создает многотомную энциклопедию на итальянском языке. Он создает также физико-математическую книгу. И все это делается ночью после дневной погони за заработком.

После того как наука уже установилась и нельзя было изгнать из нее ни систему Коперника, ни механику Галилея, занимаются травлей ученых. За занятия наукой теперь уже не бросают в тюрьмы, не пытают, не сжигают на кострах. Ученые больше не опасаются за свою жизнь, но им по-прежнему приходится работать в неимоверно трудных условиях. Пример работы в исключительно тяжелых условиях показывает Иоганн Кеплер.

За стойкой кабачка только что оправившийся от оспы мальчик. Это Иоганн Кеплер. Мать - истеричная злая женщина, полубезумная. Отец - солдат, сражается против бельгийцев. Один брат - тоже солдат, другой - оловянщик.

Тяжелая изнурительная работа за стойкой в кабачке, а по ночам Евклид. По ночам все книги доступны мальчику. Мать его за это бьет. Есть нечего, но мальчик читает, учится.

Отец погибает на войне. Кабачок закрывается, и бледного мальчика на тонюсеньких ножках посылают в поле пахать. Но Иоганн все продолжает учиться. Наконец, он получает должность репетитора.

Потом Кеплер встречается с великим астрономом Тихо Браге, который приглашает его работать к себе. Но Тихо не платит ему за работу ни копейки.

Кеплер вместе с Тихо приближены ко двору императора Рудольфа II. Тихо умирает, и придворным астрономом остается Кеплер. А денег ему все не платят. Император заставляет Иоганна составлять гороскопы, а денег не платит.

Жена Кеплера сходит с ума. Двое детей заболевают падучей болезнью и умирают. А по ночам Кеплер разбирает громадную библиотеку, комбинирует цифры, ищет законы движения планет. Денег же ему все не платят.

Кеплера выгоняют из страны за религиозную ересь. Его мать обвиняют в колдовстве. Кеплер пишет всем, доказывает, что его мать не ведьма, но потом сам начинает сомневаться: а может быть, ведьма? Человека довели до такого состояния, что он уже совершенно потерял голову! Сомневается в собственной матери! А по ночам все ищет законы движения планет. И находит эти законы!

Денег по-прежнему не платят. Сплошное мытарство. Мечется по всей Австрии. Стоит у дверей казначейства и просит, как милостыню, свой собственный заработок. Ни минуты свободной, чтобы сесть за стол.

Результат двойной. После покойника остается 22 экю, одно изношенное платье, две рубашки, 57 вычислительных таблиц, 30 колоссальных многотомных научных работ и неуплаченное жалованье - 29 тысяч экю.

Когда же ты написал эти 30 многотомных научных работ? Не понимаю!

Для того чтобы найти свой знаменитый закон "квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся, как кубы их средних расстояний от Солнца", Кеплер проделывает вычисления. Одно вычисление - 10 страниц. Делается одно вычисление 70 раз для проверки его правильности. Таких вычислений семь томов.

Из работ Кеплера видно, что прочитано им все, что только можно было тогда прочитать. В его работах вы увидите ссылки на такое количество авторов, что даже трудно себе представить. И все эти авторы им действительно прочитаны.

Если в современных работах сделана ссылка на литературу, то нельзя с уверенностью сказать, что эта работа автором прочитана. На законы Кулона ссылались 90-100 лет, а когда кто-то хорошенько просмотрел работы Кулона, то никаких таких "законов Кулона" не нашел.

Несколько слов о Леонарде Эйлере. Он оставил в наследство 850 научных работ. Не таких работ, какие иногда, к сожалению, еще бывают у нас, а эйлеровских научных работ.

Задолго до смерти ослеп Эйлер. Наизусть все диктует родным. Слепой диктует сложнейшие выкладки. Какая техника мышления, какая память!

Слепой Эйлер в Петербургской академии наук берется за составление таблиц для вычислений. Спрашивает: "Сколько времени вы можете мне дать?" Ему отвечают: "Три месяца", а слепой Эйлер сделал все за три дня.

Маленький штрих, показывающий, в каких условиях ему приходилось работать.

Эйлер вернулся из России в Пруссию. Дочь императора встретила его очень ласково:

Очень рада, что вы приехали. Эйлер молчит.

Как поживаете? Опять молчит.

Что с вами, господин Эйлер?

Вы знаете, откуда я приехал? От Анны Ивановны приехал. Там, если скажешь слово, повесят!

Эйлер интересен тем, что всегда откровенно пишет о своей работе. Возьмите вопрос о нитке, который так интересовал его. Он думал над ним 43 года. Это не значит, конечно, что Эйлер 43 года занимался одной только ниткой. За это время он работал над сотнями других проблем, а к вопросу о нитке периодически возвращался и снова вел исследования.

Написал он одну работу, посвященную нитке. Не понравилась ему самому эта работа. Через 15 лет выпускает Эйлер новую работу по нитке и заявляет: "Никуда не годится моя предыдущая работа, я все переделал заново и нашел более красивое решение". Опять проходдт 15 лет, и он получает новые более изящные результаты, которыми мы пользуемся сейчас.

Я не буду рассказывать вам о Кориолисе, который был настолько болен, что каждое утро решал задачу: как бы прожить хотя бы еще один день? Это была для него самая трудная задача. Несмотря на это, он оставил громадное количество открытий, громадное количество теорий.

Урбен Жан Жозеф Леверье был настолько болезненный человек, что во время приступов раковой болезни выбегал во двор обсерватории, стонал и корчился от боли. Но только утихала боль, он сейчас же брался за свои расчеты и кончиком пера нашел новую планету.

Когда, пользуясь указаниями Леверье, берлинский астроном Иоганн Галле 23 сентября 1846 г. направил телескоп на небо, то он действительно обнаружил новую планету, которая была найдена Леверье за письменным столом. Эта планета была впоследствии названа Нептуном.

Выкладки Леверье настолько сложны, что до сих пор редко найдется человек, который смог бы их воспроизвести.

Если человек искренне увлечен наукой, то его не остановят никакие трудности, ему не помешают никакие препятствия. Возьмите, например, Араго, бессменного секретаря Парижской академии наук эпохи Французской революции.

Он был послан измерить меридиан земного шара. Чего только с ним за это время не происходило! Его брали в плен, продавали в рабство, его выкупали за пару львов. Разбойники чуть-чуть не зажарили его живьем. Араго сажали в разные тюрьмы. Он плыл через Средиземное море в течение трех месяцев. Пережил много бурь. Опять попал в плен...

Он прибыл во Францию без сапог и из-за рубашки вытащил сохраненные им вычисления меридиана. На другой день он уже докладывал их Академии наук.

Когда читаешь биографию Араго, то думаешь, что он не совсем нормальный человек: его ведут на расстрел, а он прячет за пазуху вычисления меридиана.

Можно было бы долго рассказывать о Ползунове, Кулибине, которые добивались многого в неимоверно тяжелых условиях. Их работа - это чудовищные эпопея в смысле затраты энергии и времени. Все это грандиозно и красиво!

Я хочу перейти к тому, как работали классики марксизма-ленинизма.

19-летний Маркс пишет отчетное письмо отцу. Я, пишет Маркс, занимаюсь философией права. Я проработал 300 печатных листов. Написал конспект. И я заметил фальшь во всей системе. Мне не нравится, как строится философия права. Мне надо это как-то все заново сделать, изучив философию.

Вот 19-летний юноша изучил 300 печатных листов. 300, умноженное на 16, - 4 800 страниц. Юноша чувствует, что здесь что-то не так. 19-летний Маркс сознательно определяет свою дальнейшую 40-летнюю работу над "Капиталом".

Читает на всех европейских языках, безукоризненно пишет на французском и английском языках, а родной язык - немецкий. 50 лет от роду Маркс садится за изучение русского языка и через шесть месяцев читает без словаря Пушкина и Гоголя.

Зачем ему понадобилось знание русского языка? Вышла книга "О положении рабочего класса в России". Маркс должен с ней познакомиться, а достать перевод этой книги невозможно. В России вышла работа, которая его интересует, и он изучает русский язык, чтобы прочитать эту книгу!

Третий том "Капитала" остается написанным Марксом в четырех-пяти вариантах. Вся оставшаяся жизнь Энгельса тратится на то, чтобы привести в порядок неоконченный труд Маркса.

Несколько штрихов из жизни Энгельса. Энгельс, как говорил Лафарг, заикался на 20 языках. Заикался он но потому, что плохо знал эти 20 языков, а просто потому, что он от природы был заикой.

"Диалектику природы" Энгельс писал 13 лет. Им прочитано около 90 книг по естествознанию, процитировано 260 авторов. Все это сделано для того, чтобы написать эту одну книгу.

Я не знаю, насколько он был силен в химии и в других науках, но то, что написано им по теоретической механике, меня поражает. То, к чему приходишь через 20 лет работы, оказывается уже написанным у Энгельса. Глава "Работа" лично для меня сыграла громадную роль. Меня поражает, как не механик, не математик мог уловить самую суть теоремы о живых силах и провозгласить ее в таком аспекте, в котором мы ее видим сейчас, когда открыт принцип относительности и атомная механика.

Мальчик Володя Ульянов... Сочинение, заданное в гимназии на дом, он не откладывает до последнего дня. 20 раз перепишет, 30 раз поменяет план и напишет безукоризненно.

Полюбил кататься на коньках.

Брошу, мешают работать. Увлекся шахматами.

Брошу, мешают работать. Латынью увлекся.

Хорошая вещь латынь, но мешает работать, брошу.

Возьмите его колоссальное конспектирование, напоминающее Маркса, а порой даже превосходящее его. Для того чтобы написать "Развитие капитализма в России", Ленин прочитал свыше 500 книг и статей на русском и иностранных языках.

Для того чтобы написать свою книгу об империализме, Ленин прочитал 148 книг, 222 журнальные статьи, составил конспект на 20 тетрадях. Объем конспектов 43 печатных листа.

Ленин сидит в тюрьме, пишет, цитируя наизусть всех авторов. Приходят родные, говорят:

Володя, тебя скоро выпустят!

Жаль, не успею дописать. А в тюрьме хорошо работать, никто не мешает.

Рассказывает один рабочий: "Владимир Ильич держит в руках немецкую книгу, а читает ее нам по-русски".

Вот как он знал языки! И таких примеров можно привести тысячу.

Лев Семенович Понтрягин. Геометр.

Идет лекция профессора Николая Николаевича Бух-гольца. Все слушают не очень внимательно. И вдруг голос:

Профессор, вы ошиблись... На чертеже.

Кто делает это замечание? Оказывается, слепой Понтрягин. Он слепой и поэтому очень внимателен. Он слушает расстановку букв на чертеже и слышит, что там что-то не все в порядке. Его изумительная работоспособность позволила ему стать академиком, известнейшим ученым, лауреатом.

Геолог Синюков пять лет вел разведку нефти. Прошел 16 тысяч километров в ужаснейших условиях. 8 тысяч километров пройдено пешком, 8 тысяч - на лошаддх, плотах, оленях. Все анализы проделаны там же, где он шел.

Можно было бы еще привести 1275 642 примера, но чтобы вас не утомлять далее, я сформулирую кратко, что же из всего сказанного мною вытекает. В чем секрет успеха в науке?

Главное здесь - колоссальная трудоспособность. Таланта 10 процентов, 90 процентов - не в таланте, а в колоссальной, легендарной трудоспособности.

Я хочу пожелать вам быть самокритичными, скромными, добросовестными.

Иногда слышишь от аспиранта: "Я собираюсь к осени написать диссертацию". А сейчас весна! Что же, на диссертацию у тебя остается четыре месяца? Нет, так не годится!

Заканчивая, я хочу сказать: не бойтесь труда, не бойтесь трудностей, воспитывайте в себе железную волю, дисциплину труда, научную добросовестность и главное- любовь к труду. Помните слова Эдисона, что талант - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.

Лекция окончилась. Но еще долго студенты не расходились - Андрей Петрович отвечал на вопросы.

На следующее утро я наблюдал, как даже наши признанные ленивцы старательно записывали лекции. Это может показаться наивным, но это так. Сила воздействия А. П. Минакова на слушателей была потрясающей, а вот удалось ли мне это передать, не знаю.

Доклад на Международном коллоквиуме, посвященном 100-летию со дня рождения Резерфорда


Мне особенно приятно иметь честь открыть этот коллоквиум так как не только как ученый я преклоняюсь перед фундаментальным вкладом, сделанным Резерфордом в познание радиоактивности и строения атома, но также потому, что мне посчастливилось быть среди его учеников. В развитии моей научной работы я многим обязан его доброму ко мне отношению. За 13 лет, проведенных мною в Кавендишской лаборатории, я многому научился от него и не только как от большого ученого, но и как от руководителя и организатора одной из самых выдающихся школ физики своего времени.

Сейчас собравшиеся здесь ученые сделают ряд интересных докладов о Резерфорде. Большинство из этих докладов будет сделано сотрудниками Резерфорда, которые, как и я, начали свою научную карьеру в Кавендишской лаборатории; мы услышим доклады Аллибона, Фезера, Льюиса, Шенберга. Нас осталось уже мало и, к сожалению, не смогли приехать ни Блэкетт, ни Чадвик, ни Олифант, ни Эллис. Они примут участие в юбилее, который будет происходить в октябре в Англии - в Королевском обществе в Лондоне и в Кембриджском университете.

Открывая сегодняшнее собрание, в своем докладе я не буду говорить о Резерфорде ни как об ученом, ни как об учителе, но я хочу на примере деятельности Резерфорда коснуться одного более общего вопроса, роли большого ученого - творца в развития науки.

Этот вопрос ставился уже не раз, так как он имеет важное значение в организации науки. В упрощенной форме этот вопрос заключается в следующем: наука - это познание человеком законов природы; эти законы едины, поэтому путь развития науки предопределен, и ни один человек не может его изменить. Следовательно, гений Резерфорда, как и других больших ученых, не может менять пути развития науки. Но если это так, то, может быть, гениального человека можно заменить коллективом менее способных людей и при этом успех их научной работы в полной мере может быть обеспечен ее хорошей организацией, т. е. заменить качество количеством? При высказывании такого мнения отмечалось, что на практике это и проще, и надежнее, чем возиться с гениями, которые к тому же часто бывают непокладистыми людьми.

Такую точку зрения мне приходилось слышать от очень ответственных общественных деятелей. В ней есть доля правды, так как хорошо организованные институты, несомненно, способствуют развитию науки, но я не думаю, что научные институты могут успешно работать без крупных руководителей и ведущих ученых. Например, из истории хорошо известно, что войскам без хорошего полководца не удается успешно побеждать. Вопрос, который следует разобрать, - может ли армия ученых успешно завоевывать природу без своих крупных полководцев?

Как известно, развитие науки заключается в нахождении новых явлений природы и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования. Создание чего-либо нового, до этого не существовавшего, мы относим к творческой деятельности человека, и это признается наиболее высокой духовной деятельностью людей. Одаренность к творческой деятельности и определяет талантливость человека и не только как ученого, но также писателя, художника, музыканта и даже полководца и государственного деятеля.

Значимость творческого таланта хорошо иллюстрируется следующим примером, который, насколько мне известно, был еще давно предложен Джинсом. Положим, у нас есть х - число пишущих машинок, и за каждой машинкой сидит обезьяна, умеющая только ударять по клавишам, т. е. существо, полностью лишенное творческих способностей в области литературы. Спрашивается: каково должно быть число таких машинок-обезьян, чтобы одной из них посчастливилось написать, скажем, «Гамлета», т. е. одно из самых выдающихся произведений мировой литературы, созданное гением Шекспира? Задача решается просто. Вот ее решение. Положим, при использовании всех клавиш и регистров современной машинки, чтобы первая буква была правильна, нужно 100 независимых ударов обезьянами и такое же число машинок. Тогда, чтобы п начальных букв совпали с текстом «Гамлета», число обезьян x=100n= 102n. Таким образом, получаем довольно неожиданный результат.

Чтобы совпали только первые 40 букв, т. е. меньше первой строчки текста «Гамлета», число обезьян х должно быть около 1080, а это - число атомов во всей вселенной, такой, как она представляется современным астрономам.

Конечно, задача таким путем еще не полностью решена, напечатанное обезьянами нужно еще прочесть и найти искомый текст. Чтобы осмыслить напечатанное, нужен человеческий ум, хотя бы и без творческих способностей, но способный критически оценить литературное качество напечатанного.

Приведенная задача, конечно, нереальна, никто не предполагает создавать научные институты из обезьян, но все же эта задача хорошо иллюстрирует необходимость тщательного подбора сотрудников научных институтов из людей с творческим дарованием, так как в науке каждый плохо осмысленный поиск почти сразу, как и в случае с обезьянами, понижает вероятность успешного решения поставленной задачи до нуля.

Если бы мы умели определять творческие способности человека количественно, то мы могли бы решать важную задачу при организации науки, а именно, предопределять возможность решения той или иной научной проблемы в зависимости от качества творческих способностей подобранных кадров. Пока, к сожалению, мы не умеем количественно решать такие задачи. Но житейский опыт показывает, что успех работы научного института полностью зависит от творческих качеств подобранного коллектива. Математики сказали бы, что, как и в случае с обезьянами, эта зависимость является экспоненциальной функцией, при этом в показатель степени должны входить творческие способности всего коллектива; этот показатель велик, и поэтому достаточно небольшого его понижения, чтобы творческая деятельность научного учреждения почти сразу становилась никчемной. Но также справедливо и обратное - появление даже одного крупного ученого сразу будет сильно повышать эффективность деятельности всего коллектива.

Действительно, история науки показывает, как хорошо подобранная школа научных работников (обычно она создается крупным ученым) исключительно эффективно двигает науку вперед. Ярким примером такой школы была школа, созданная Резерфордом в Кавендишской лаборатории. Рассматривая эффективность деятельности научного учреждения, не следует упускать еще один существенный фактор, необходимый для успешной творческой деятельности людей как науки, так и искусства, - это здоровая общественная оценка творческих достижений. В задаче Джинса это соответствует тому, что нужны еще компетентные люди, которые умели бы отбирать тексты, написанные обезьянами, по их литературным качествам.

Поэтому эффективная творческая работа как в науке, так и в искусстве невозможна без участия широкой культурной общественности.

Я хотел в связи с этим напомнить об одном разительном историческом примере, об исключительно высоких достижениях творческой деятельности людей, но не в области науки, а в области искусства в эпоху Возрождения в Италии.

Перед искусствоведами-историками давно стоит вопрос: почему в Италии, тогда небольшой стране, и на сравнительно коротком промежутке времени почти сразу появился ряд выдающихся художников, как Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Леонардо, Корреджо, Ботичелли, Тинторетто и другие. В дальнейшие пять веков нигде больше такой плеяды гениев не возникало. Спрашивается, является ли это следствием счастливой случайности или это проявление исторической закономерности? Я думаю, что в своем замечательном труде «Философия искусства» Тэн дает правильное объяснение причин появления этой гениальной плеяды. Он показывает, что во время Возрождения творческие таланты могли так успешно развиваться благодаря существовавшему тогда отношению общественности к искусству. В экономически процветающей Италии в силу исторически сложившихся обстоятельств появилась широкая общественность, которая умела высоко ценить изобразительное искусство, правильно его понимала и поддерживала наиболее талантливых его представителей.

Аналогично плеяда выдающихся ученых-физиков, как Максвелл, Рэлей, Томсон, Резерфорд, которые один за другим руководили Кавендишской лабораторией Кембриджского университета, не могла бы возникнуть, если бы там и вообще в Англии в то время не существовало бы культурной научной общественности, правильно оценивающей и поддерживающей деятельность ученых.

Исторический опыт показывает, что число людей, обладающих достаточными творческими способностями, чтобы оказывать заметное влияние на развитие как науки, так и искусства, очень мало. Это видно, например, из отношения числа научных работ, которые печатаются, к числу научных работ, которые действительно оказали влияние на развитие науки. То же относится к числу написанных художниками картин, тех, которые можно назвать произведениями искусства. Маркс объяснил исключительно высокую стоимость шедевров больших мастеров тем, что в их цену входят расходы на все то большое количество написанных картин, которые не имеют художественной ценности. Такой же жесткий отбор достойных произведений происходит и в литературе и в музыке.

Очевидно, чтобы в стране успешно развивалась наука и искусство, должен существовать большой набор научных работ и произведений искусства, чтобы из них происходил отбор той небольшой части, которая только и двигает науку и развивает художественную культуру. Для этого отбора и должно существовать здоровое общественное мнение, которое могло бы справедливо и квалифицированно оценивать лучшие работы.

Поэтому здоровая организация науки в стране обеспечивается не только хорошими условиями для научной работы, но и созданием условий для правильной оценки результатов этих работ. Теперь во всех странах это лучше всего обеспечивается специальными общественными органами, как академии наук, научные общества, научные советы и пр. Благодаря интернациональному значению науки стала возможной более объективная оценка путем создания международного общественного мнения. Это достигается широким общением ученых на симпозиумах, конгрессах, переводом научных статей на иностранные языки и др.

Сейчас с увеличением роли науки в развитии техники, хозяйства и культуры страны научные работы стали поглощать заметную долю государственных расходов, и эффективная организация научных работ становится крупной государственной проблемой.

Организации науки нельзя давать развиваться стихийно, нужно изучать закономерности развития коллективной научной работы, мы должны уметь отбирать творчески талантливых людей. И это должно делаться на основании изучения опыта деятельности больших ученых и больших организаторов научной работы, каким и был Резерфорд.

Самое важное и трудное в организации науки - это отбор действительно наиболее творчески одаренной молодежи и создание тех условий, при которых их талант мог бы быстро развернуться в полную меру. Для этого нужно уметь оценивать творческие способности у молодежи, когда они только начинают свою научную работу. Основная ошибка, которая тут нередко делается, это то, что у молодежи ее познавательные способности и эрудиция часто принимаются за творческие качества.

В биографии Резерфорда есть один поучительный эпизод. Когда он был еще начинающим ученым в Новой Зеландии, там делался отбор из оканчивающих университет с тем, чтобы наиболее одаренному дать стипендию для продолжения научной работы в Кембридже. Я не помню, кто был первым кандидатом, но Резерфорд был выбран вторым. Как известно, только случайно первый кандидат не поехал и поехал Резерфорд. Из истории науки известно, что такие ошибки в отборе делаются часто, и обычно их причина лежит в недостаточном умении оценивать творческие качества начинающего ученого и в преувеличенной оценке его способностей заучивать фактический материал.

Изучение ранних работ такого большого ученого, как Резерфорд, с этой точки зрения имеет большой интерес, так как показывает генезис развития его творческих качеств. Эти работы теперь почти забыты, поскольку методы, которыми они были сделаны, теперь устарели и количественные результаты теперь во много раз точнее. Но какой важный материал они дают, чтобы видеть, как проявлялся творческий талант Резерфорда!

Изучая эти работы, видим, что с самого начала его деятельности Резерфорда нельзя отнести к ученым с большой эрудицией. Но его творческое воображение и смелость в построении научных гипотез, интуитивное чутье являлись главными факторами, определившими успех в его научных изысканиях.

Конечно, теперь это все хорошо известно по тем фундаментальным открытиям, которые сделаны Резерфордом. Главная трудность задачи, стоящая перед организатором науки, это уметь обнаружить талант у таких ученых, как Резерфорд, когда они еще молоды.

Сейчас сравнительно мало интересуются оригинальными работами великих классиков науки. Обычно знакомятся с их достижениями в учебниках, монографиях, энциклопедиях. Конечно, с познавательной целью это вполне оправдано, но для ученого, которому предстоит стать руководителем молодежи, организатором научной работы коллектива, главным фактором, обеспечивающим успех его деятельности, явится отбор кадров по их творческим качествам. Одним из наиболее действенных путей для того, чтобы научиться оценивать творческие способности молодежи, является изучение оригинальных работ больших ученых. Этим нельзя пренебрегать. Меня лично знакомство с работами таких ученых, как Максвелл, Рэлей, Кюри, Лебедев, научило многому и, кроме того, это доставляет еще эстетическое наслаждение. Проявления творческого таланта человека всегда красивы и ими нельзя не любоваться!

Мой жизненный опыт показывает, что в оценке творческих качеств молодых ученых и проявляется основной талант руководителя научного института. Без этих способностей ученый не может подобрать сильный научный коллектив для своей школы.

Несомненно, Резерфорд был одним из самых одаренных организаторов науки, и его главный талант состоял в умении отбора молодых ученых по их творческим способностям. Резерфорд умел также правильно оценить характер способностей ученого, что исключительно важно для успешного развития его творческого дарования.

Отвечая на вопрос, поставленный в начале о роли личности в развитии науки, и подводя итог сказанному, приходим к заключению, что, хотя путь науки предопределен, но движение по этому пути обеспечивается только работами очень небольшого числа исключительно одаренных людей. Качество отбора творчески одаренных ученых и есть основной фактор, обеспечивающий высокий уровень развития науки. Очень важно для успешного развития науки создание благоприятных условий для развития природных талантов ученого, для этого надо делать творческую работу привлекательной. Это следует делать общественным организациям, которые, давая правильные оценки достижениям ученых, также давали бы им почувствовать, что их деятельность нужна и полезна человечеству. В науке общественную оценку следует делать в интернациональном масштабе, поскольку научные достижения принадлежат всему человечеству.

Такие люди, как Резерфорд, перестают быть только национальной гордостью того государства, где они родились и работали, они становятся гордостью всего человечества.

Средняя заработная плата: 35000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Ученый - это высококвалифицированный специалист в своей области, который занимается научными изысканиями и зачастую преподает в высших учебных заведениях. Это не столько профессия, сколько род занятий для теоретиков и практиков, блестяще владеющих предметом и способных содействовать развитию науки.

История

История профессии ученого напрямую связана с возникновением первых научных знаний. Тягу к исследованию люди проявляли с первобытных времен, и постепенно их стремление к познанию лишь усиливалось. Поистине ошеломляющих результатов достигли ученые Древней Греции и Рима: именно в эпоху Античности появились первые научные гипотезы об устройстве мира и теории физики, расширялись знания человека о собственном теле, свойствах поверхностей, веществ и мире в целом. Цивилизация стремительно развивалась. Затишье и даже деградация наступили в эпоху Средневековья. Все попытки изучения различных процессов и явлений пресекались инквизицией и приравнивались к черной магии. Само стремление к познанию считалось греховным, а потому участь ученых, которых истина интересовала больше религиозных догматов, была незавидна. Но развитие цивилизации нельзя остановить, его можно лишь замедлить, и с наступлением эпохи Возрождения наука начинает развиваться с новой силой: появляются новые теории, технологии и устройства, мир постепенно раскрывает человеку свои секреты. Дальше прогресс только ускорялся. В XIX веке появилось полноценное исследовательское оборудование, а люди, которые занимались изысканиями, стали восприниматься как специалисты особого рода - «ученые», люди, обладающие более высоким уровнем знаний, чем их рядовые коллеги.

Всеми благами цивилизации, которыми мы каждый день пользуемся, мы обязаны именно ученым. Они играют ключевую роль в развитии человека и потому их дело заслуживает глубокого уважения. Правда в России это, к сожалению, никак не сказывается на уровне их зарплат, но об этом после.

Описание

Ученый - обобщенное понятие, объединяющее высококвалифицированных исследователей из различных областей знаний. Приведем несколько примеров:

  • Специалист в сфере естественных наук. Биолог, медик, - словом, тот, кто занимается изучением физического мира. Вклад таких людей в развитие цивилизации наиболее заметен.
  • . Только правильно поняв прошлое, можно избежать фатальных ошибок в будущем. Впрочем, это лишь красивые слова: опыт предков не учит потомков, но работа специалистов по истории от этого не становится менее значимой.
  • . Мы живем в эпоху компьютерных технологий: без ПК, гаджетов и интернета мир людей в его современном виде попросту немыслим, а появился он благодаря исследователям, которые посвятили жизнь математике, физике, электронике и нанотехнологиям.
  • . Работа ученого не всегда имеет прикладное значение. Философия - одна из немногих дисциплин, существующих ради самой себя. Тем не менее это наука, помогающая человеку познать себя и требующая не только развитого интеллекта, но и глубоких гуманитарных знаний.

Существует еще великое множество сфер, в которых работают ученые. Их столько же, сколько и отраслей научных знаний. Ученый - это обладатель тонкого и пытливого ума, который постоянно пребывает в поиске, для которого сам путь и есть награда.

Где учиться

Естественно, любой ученый - специалист с высшим образованием. На пути в науку можно окончить любое учебное заведение, в том числе колледж, училище или техникум, но первая важная ступень в карьере ученого - именно вуз. Причем бакалавриата будет недостаточно, поступать нужно либо сразу на специалитет, либо, получив диплом бакалавра, - в магистратуру. Второй вариант предпочтителен: магистерская программа рассчитана на 2 года, и студенты получают за это время более глубокие знания, чем те, кто учится на специалитете.

Следующая ступень в образовании будущего ученого - аспирантура, где слушатели изучают исключительно узкоспециальные темы и на протяжении всего курса, который рассчитан, как правило, на 3 года, пишут научно-исследовательскую работу (диссертацию) и защищают ее на соответствующей кафедре вуза. Если защита проходит успешно, выпускник аспирантуры получает звание кандидата наук и с этих пор «официально» становится ученым. Далее он при желании может поступить в докторантуру и начать работать уже над докторской диссертацией, чтобы получить степень доктора наук - высшее ученое звание согласно российской классификации.

Поскольку «ученый» не специальность, говорить о том, куда поступать, чтобы стать им, не совсем корректно. Тем не менее перечислим несколько российских вузов с серьезной научной базой:

  • Московский государственный университет;
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Дальневосточный государственный университет;
  • Уральский государственный университет;
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Формально, чтобы поступить в аспирантуру и начать карьеру ученого, достаточно окончить любой вуз, в том числе негосударственный. Поэтому выбирать учебное заведение стоит, исходя из его престижа и собственных возможностей. Если вам не удалось поступить именно туда, куда вы изначально рассчитывали, не отчаивайтесь: путь в науку открыт для студента любого вуза, независимо от величины последнего.

Круг обязанностей

Работа ученого зависит от области, в которой он специализируется. Понятно, что, скажем, у и литературоведа объекты исследования совершенно разные, а значит, и задачи, которые перед ними ставятся, будут существенно различаться. Если же сильно обобщать, то в деятельности ученого можно выделить следующие аспекты:

  • Подготовка. Планирование исследования: специалист ставит научный вопрос и определяет, как получить на него ответ, находит «зацепку».
  • Исследование. Это может быть серия лабораторных экспериментов (химия, физика), клиническое исследование (медицина), изучение общественного мнения (социология), раскопки (археология) и т.д.
  • Анализ. Собрав необходимые данные, ученый переходит к самой важной части научного изыскания: он обрабатывает, суммирует и интерпретирует накопленные сведения, то есть отвечает на поставленный вопрос.
  • Педагогика. Наряду с исследовательской работой многие ученые занимаются преподаванием. Они работают на кафедрах в вузах и передают свои знания и опыт студентам.

Кому подходит

Научная работа подходит внимательным и усидчивым людям с острым и пытливым умом, склонных к долгому и скрупулезному изучению, анализу. Высокий интеллект, интерес к познанию - вот главные качества для исследователя. Тем, кто параллельно будет заниматься преподаванием, не помешают и ораторские навыки. Педагоги вуза ответственны за воспитание молодых специалистов и должны уметь заинтересовать их предметом, объяснить сложное понятным языком. Таким талантом обладают далеко не все преподаватели вузовских кафедр, поэтому тех, кто умеет работать с аудиторией, студенты просто обожают.

Востребованность и заработок

Рассуждать о том, что талантливые ученые всегда нужны и востребованы, нужды нет, это очевидно. Проблема в том, что в России многое противоречит здравому смыслу, поэтому хороший исследователь может запросто оказаться не у дел, а зарплаты у светил отечественной науки не идут ни в какое сравнение с оплатой труда их коллег из развитых стран. Большие деньги (опять же по нашим меркам) получают разве что те ученые, которые перешли на административную работу и возглавляют исследовательские институты, научные центры, учебные заведения. Их зарплаты могут превышать 100 тысяч рублей в месяц, а вот оклад «рядового» профессора в удаленном от центра России регионе часто не дотягивает и до 30 тысяч. Многое зависит и от области науки, в которой специалист работает. В России есть перечень приоритетных направлений, которые государство финансирует наиболее интенсивно: разработка оружия, ядерная энергетика, исследование космоса, нанотехнологии и т. д. Естественно, наличие или отсутствие государственной поддержки напрямую влияет и на зарплаты сотрудников: ученый специалист из нефтегазовой отрасли наверняка будет получать намного больше, чем его коллега, занимающийся исследованием древнерусской литературы. Так или иначе, в России наука явно не та область, куда стоит идти ради заработка.

Профессиональные перспективы

Возможности для карьерного роста у ученого есть. Начав работать в качестве ассистента на кафедре или младшего научного сотрудника НИИ, исследователь со временем может стать доцентом, профессором, заведующим лабораторией. Наиболее авторитетные деятели работают в академиях наук, получают звание члена-корреспондента или академика. Выше подниматься некуда, но есть возможность перейти на административную работу: возглавить учреждение или целый департамент. Стоит, однако, понимать, что наука в России - область не для карьеристов, а для романтиков, в лучшем смысле этого слова.