Концертная деятельность в учреждениях культуры. Бизнес по организации концертов

"Налоги" (газета), 2011, N 3

Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющее культурные потребности общества, занимающееся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

В данной статье рассмотрим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета концертными организациями.

Театрально-концертные организации могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от основной цели их создания. Если этой целью является получение прибыли, то они регистрируются как коммерческие организации, т.е. они являются организациями "шоу-бизнеса".

Если извлечение прибыли не является основной целью деятельности театрально-концертной организации, то такая организация регистрируется как некоммерческая (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее - ГК РФ). Если театрально-концертная организация создана как некоммерческая, то она имеет право вести предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Заметим, что многие некоммерческие организации данной сферы деятельности имеют бюджетное финансирование.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет в театрально-концертных организациях вне зависимости от того, являются они коммерческими или некоммерческими, ведется по общим правилам, предусмотренным Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов), и другими законами и инструкциями. Вместе с тем особенности финансово-хозяйственной деятельности театров определены в Положении о театре Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (далее - Положение N 329).

В данной статье рассмотрим учет в театрально-концертных организациях, зарегистрированных как коммерческие организации, т.е. в организациях "шоу-бизнеса".

Особенности финансово-хозяйственной деятельности данных организаций определены следующими двумя основными моментами:

  • льготами по налогообложению;
  • спецификой отдельных объектов бухгалтерского учета.

Остановимся на рассмотрении этих моментов более подробно.

Специфическим объектом бухгалтерского учета для театрально-концертных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) являются входные билеты и абонементы на посещение концертов, спектаклей и других мероприятий.

В соответствии с п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 (далее - Положение N 359), концертные организации при осуществлении наличных расчетов с населением вместо кассовых чеков вправе использовать бланки строгой отчетности как документы, подтверждающие прием денежных средств от физических лиц.

Приказом Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и так далее): "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка".

Положением N 359 утвержден порядок изготовления бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности могут изготавливаться как типографским способом, так и при помощи автоматизированной системы. При этом понятия автоматизированной системы указанное Положение не содержит, но в соответствии с п. 11 законодатель предъявляет к ней следующие требования:

  • автоматизированная система должна быть защищена от несанкционированного доступа;
  • автоматизированная система должна идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком строгой отчетности в течение не менее пяти лет;
  • при использовании автоматизированной системы при заполнении и выпуске бланка строгой отчетности такая система должна сохранять уникальный номер и серию бланка.

Таким образом, целесообразно предположить, что подобная автоматизированная система наряду с возможностью изготовления бланка строгой отчетности должна предусматривать и специальные формы регистров для целей обеспечения надлежащего учета в организации.

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности концертные организации могут напечатать и в типографии с обозначением серии и порядкового номера. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в п. 4 Положения N 359, Письме Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-42.

Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся театрально-концертной организацией самостоятельно.

Руководство концертной организации должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.

Ответственность за хранение билетов и абонементов, в соответствии с действующим законодательством, несут руководитель организации, а также другие ее работники по письменному указанию руководителя.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя концертной организации. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в организации в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет.

Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". В соответствии с Планом счетов аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

К счету 006 "Бланки строгой отчетности" открываются субсчета:

  • 006-1 "Билеты и абонементы на складе";
  • 006-2 "Билеты и абонементы в заготовке";
  • 006-3 "Билеты и абонементы у подотчетных лиц";
  • 006-4 "Билеты и абонементы, оставшиеся нереализованными и подлежащие уничтожению".

Обратите внимание, что на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" учет бланков строгой отчетности ведется в условной оценке. Условная оценка может совпадать с фактическими затратами на изготовление бланка строгой отчетности.

Затраты концертной организации, связанные с приобретением бланков строгой отчетности, отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат (10 "Материалы", 26 "Общехозяйственные расходы", 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу" и так далее).

По мере использования бланки строгой отчетности подлежат списанию с дебета счета 006 "Бланки строгой отчетности" в кредит счета 006 "Бланки строгой отчетности". Если на счете 006 "Бланки строгой отчетности" у организации организована подробная аналитика, то процесс использования, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности может выглядеть следующим образом:

  • Дебет 006 "Принятые к учету бланки строгой отчетности" - приняты к учету бланки строгой отчетности в условной оценке.
  • Кредит 006 "Принятые к учету бланки строгой отчетности" - списаны использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.
  • Дебет 006 "Использованные бланки строгой отчетности" - учтены использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.

Необходимо отметить, что, в отличие от кассового чека, бланк строгой отчетности является первичным учетным документом. В связи с этим, учитывая, что согласно Письму Минфина России от 22 августа 2008 г. N 03-01-15/10-303 организация может самостоятельно разработать бланк строгой отчетности и применять его в своей предпринимательской деятельности, необходимо учесть также и требование наличия обязательных реквизитов первичного учетного документа, чтобы впоследствии избежать неприятных последствий, связанных с нарушением правил ведения бухгалтерского учета в организации.

В целях налогообложения прибыли расходы на приобретение бланков строгой отчетности могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласно ст. 318 НК РФ данный вид расходов относится к косвенным, а следовательно, признается в полной сумме для целей налогообложения в том отчетном (налоговом периоде), в котором они были учтены в качестве расходов.

Налоговый учет. Налог на прибыль

Рассмотрим порядок исчисления налога на прибыль театрально-концертной организацией, применяющей общую систему налогообложения.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками определяется в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, в том числе и театрально-концертные организации.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

При определении объекта налогообложения организациями учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиков, определен ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагается налогом на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом получателями средств целевого финансирования могут являться не только бюджетные учреждения, финансирование которых осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе сметы доходов и расходов. Концертные организации и театры, имеющие различные организационно-правовые формы собственности, предусмотренные учредительными документами, также могут получать средства целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Помимо указанных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются и целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Отметим, что остальные доходы театрально-концертных организаций (от реализации билетов и абонементов, продажи программок, проката биноклей, выручка буфета, арендная плата и так далее) включаются в налогооблагаемую прибыль (конечно, если такая деятельность не подлежит налогообложению в рамках спецрежима).

Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату.

Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации, т.е. дата оказания услуги (п. 3 ст. 271 НК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). Услуга по показу концерта считается оказанной по окончании концерта, поэтому признавать доходы до этого момента неправомерно. Это значит, что при реализации билетов на концерты налоговая база по налогу на прибыль не возникает.

Если рассматривать продажу абонементов, дающих право зрителю посещать несколько концертов в течение оговоренного периода времени, то бухгалтеру следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 271 НК РФ если доходы относятся к нескольким отчетным периодам, то налогоплательщик распределяет их самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Иначе говоря, признавать доход в виде стоимости абонемента на сезон необходимо равномерно в течение нескольких отчетных периодов, на которые приходится действие абонемента. Отметим, что театрально-концертной организации следует закрепить данный порядок в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Налог на добавленную стоимость

Концертная организация, занимающаяся проведением концертов и спектаклей, осуществляет безналичный расчет с заказчиками - юридическими лицами за оказанные услуги. Может ли вышеуказанная организация применять льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ?

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства.

К таким услугам, в частности, относятся:

  • услуги по распространению билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
  • реализация входных билетов и абонементов на посещение вышеуказанных мероприятий.

Воспользоваться данной льготой могут только те учреждения культуры и искусства, которые поименованы в абз. 5 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Ими являются: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Льгота предоставляется независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения (Письмо УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2009 г. N 16-15/013714). Аналогичный вывод сделан судебными органами в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А19-12400/08.

Формы входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях гл. 21 НК РФ к формам бланков строгой отчетности, утвержденным Приказом N 257.

Таким образом, такая деятельность концертных организаций, как распространение входных билетов и абонементов (форма которых утверждена как бланк строгой отчетности) на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, а также предоставление в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства освобождаются от налогообложения НДС.

Учитывая вышеизложенное, при проведении концертной организацией концертов и спектаклей и осуществлении безналичных расчетов с заказчиками - юридическими лицами за оказанные услуги организация не вправе применять налоговое освобождение, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Применение такого освобождения от обложения НДС возможно только при реализации на вышеуказанные мероприятия входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Упрощенная система налогообложения

Организация, осуществляющая концертную деятельность, вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) только в отношении бюджетных учреждений.

Отметим, что переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь для относительно небольших концертных организаций (о чем пойдет речь ниже), поэтому большинство концертных организаций все-таки будет применять общий режим налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями, осуществляющими театрально-концертную деятельность, добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются концертными организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Театрально-концертные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Учет сценическо-постановочных средств в концертных организациях

При осуществлении своей деятельности театрально-концертные организации (как коммерческие, так и некоммерческие), конечно же, не могут обойтись без сценическо-постановочных средств (СПС).

Сценическо-постановочные средства включают в себя комплекс предметов, используемых для проведения различных представлений в театрально-концертных организациях. К ним относятся: сценический инвентарь, декорации, сценические конструкции, бутафория, концертные костюмы и так далее.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, инвентарю для театрально-зрелищных учреждений и учреждений культуры присвоен код 163696000. К нему относятся:

  • инвентарь сценический;
  • одежда сцены;
  • станки сценические;
  • декорации мягкие;
  • декорации объемные;
  • бутафория сценическая;
  • драпировки сценические;
  • приспособления для монтировки декораций;
  • штопоры для крепления декораций.

Не учитывается в составе сценическо-постановочных средств и учитывается в составе машин и оборудования электроосветительное оборудование сцен, не вмонтированное в оформление спектакля.

Бухгалтерский учет сценическо-постановочных средств должен обеспечить:

  • контроль за сохранностью сценическо-постановочных средств;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления сценическо-постановочных средств, их внутреннее перемещение.

В бухгалтерском учете театрально-концертной организации отражение сценическо-постановочных средств зависит от срока их полезного использования. Если данные предметы служат более года, то их необходимо учитывать в составе основных средств.

Планом счетов для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации предназначен счет 01 "Основные средства".

Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Таким образом, принятие сценическо-постановочных средств к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Аналитический учет по счету 01 "Основные средства" следует вести по отдельным инвентарным номерам, а построение аналитики должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств в концертной организации, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 7 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (далее - Методические указания N 91), операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами.

На основании п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные документы принимаются к учету при условии, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". Принятие сценическо-постановочных средств к бухгалтерскому учету театрально-концертной организации, согласно п. 38 Методических указаний N 91н, осуществляется на основании утвержденного руководителем такой организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

На сценическо-постановочные средства, учитываемые в качестве объектов основных средств, необходимо начислять амортизацию в общеустановленном порядке. В соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам указанные объекты включаются в 3-ю группу как имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.

Сумма амортизации определяется ежемесячно и начисляется отдельно по каждому объекту основных средств.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основные средства были введены в эксплуатацию. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости основного средства либо когда произошло его выбытие из состава амортизируемого имущества, начисление амортизации прекращается.

Амортизация в целях налогообложения прибыли, согласно ст. 259 НК РФ, начисляется двумя методами: линейным и нелинейным.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Установленные п. 1 ст. 259 НК РФ методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

Методика и организация исследования

включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Были использованы:

Теоретические методы;

Контент-анализ документации и материалов периодических изданий;

Анализ материалов социально-педагогических и психолого-педагогических исследований, научно-методических материалов по изучаемой проблеме.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления о технологических особенностях концертных программ для разновозрастных категорий населения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в разработке и организации концертных форм, в практических рекомендациях по совершенствованию технологии концертных программ в процессе организации практической деятельности учреждений культуры.

Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1. Специфика концерта как формы культурной деятельности

Разработка и реализация концертных программ является специфическим видом социально-культурной деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом проведения досуга посетителями учреждения культуры. Для концертной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

Концертные программы способны удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь.

Отдых в процессе проведения концертных программ в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых – значит включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация концертных программ по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должны занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. Активный отдых позволяет переключаться с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с личных дел и интересов на общественные, с познания – на развлечения, с пассивного отдыха – на активный, и наоборот.



Изучая концерт как особую организационно - художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально - культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально - культурным потребностям населения.

Основными чертами концертной деятельности являются:

Жанровое многообразие исполняемых номеров;

Количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;

Тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и т.д.);

Время и аудитория концерта.

Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии»: «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

С.С. Клитин предлагает следующую классификацию концертных программ:

виды концертного творчества:

Филармоническое;

Литературное;

Эстрадное;

жанры концертного творчества:

Филармонический (серьезный академический концерт);

Эстрадный (все остальное).

разновидности концертной программы (эстрадного концерта):

Сольный концерт (один исполнитель)

Сборный концерт (много исполнителей, разные жанровые номера)

Театрализованный (с элементами театрализации без драматургии)

Детский (специально для детей, учитывая возрастные особенности данной зрительской аудитории.)

Концерт - спектакль (со всеми драматургическими канонами)

Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

К филармоническим концертам относятся:

Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов - вокалистов, инструменталистов, либо хора;

Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм - сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов - вокалистов или инструменталистов;

Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов - мастеров художественного слова, артистов - вокалистов (оперных и камерных), солистов - инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов - концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

Музыкально - литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов - мастера художественного слова, артистов балета;

Концерты - лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно - инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

А.Д. Жарков в своей книге « Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

«Эстрадный концерт» - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт - важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям.

Эстрадный концерт формировался как понятие на основе вышеуказанных терминов. Эстрадный концерт может быть посвящён какой-то одной проблеме, одной коллизии, а исполнителями выступает одно лицо или единый коллектив. Внутренняя структура концертных номеров позволяет им легко приспосабливаться к различным условиям показа.

«Эстрадный концерт» - один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.

В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

«Дивертисментные» (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты - действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

«Тематические концерты» строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

«Театрализованные» - разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

«Театрализация» - это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа.

«Концерт-митинг» - это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта - сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

«Концерт-интервью» - представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта.

Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

«Моноконцерт» - предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

«Концерт-реквием» носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

«Ревю (фр. revue)» - панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю - яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье.

Дивертисментная программа заменяется обозрением, в котором занято большое количество участников, характерно красочное оформление концерта. В ревю два вида общения - с партнерами по сцене и со зрителем, причем система общения исполнителей с аудиторией видоизменяется.

Большая сцена, нередко несколько площадок требуют особых постановочных средств. Зрелище предстает общим планом, и публике приходится рассеивать свое внимание; распределять его между многочисленными объектами. Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в ревю публика становится, как и в театре, аудиторией зрителей. Здесь могут использоваться приемы активизации зрительного зала.

Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

Анализируя концерт как особую организационно - художественную форму следует подчеркнуть, что данное «явление искусства» имеет свой исторический путь, на развитие и формирование которого повлияли духовные запросы людей их интересы и потребности на определённом временном отрезке. Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества.

Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно - досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.

Совокупность вышеизложенных факторов оказало влияние и явилось основным в формировании концерта как многогранной формы культурно - досуговой деятельности.

Верховых Екатерина Андреевна,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск,
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

Сегодня досуг молодежи носит преимущественно развлекательный характер, преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. Согласно данным, представленным в 2013 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, наиболее востребованными культурными мероприятиями среди молодежи стали концерты: эстрадной, поп-музыки (17 % среди 18-24-летних против 5 % среди пожилых), а также рок-музыки (14 % против 1 % среди 45-59-летних).

Хотелось бы отметить, что с каждым годом происходит увеличение объемов рынка концертных мероприятий России. Концертный рынок растет примерно на 10-15 % в год. Так в 2011 году музыканты заработали на афишных концертах 1 млрд. 150 млн. долларов, а в 2012 году - 1 млрд. 270 млн. долларов, то есть рост более 10%.
Как отметил генеральный директор коммуникационного холдинга Inter Media Евгений Сафронов - «сейчас в стране около 4,5 тыс. компаний - организаторов концертов, и больше половины концертов сейчас приходится на долю сложных музыкальных жанров - это рок, классика, альтернатива, фолк» .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что концертная деятельность на сегодняшний день пользуется большой популярностью среди молодежи, и является неотъемлемой частью ее досуга. Отсюда видится актуальным изучение технологий организации концертной деятельности в России.
Рассмотрим значение ключевых терминов нашего исследования.

Молодежь -это «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Это молодые люди в возрасте 16-30 лет» . В психологической науке возраст молодости в начальной своей стадии совпадает с юношеским возрастом, который определяется как «период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью… Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы» .

В последнее десятилетие ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими моментами:
- среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом российского общества к рыночным отношениям;
- в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
- все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии, находится на периферии молодежного внимания;
- духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности молодого человека;
- молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»;
- в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
В целом «ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии, общественного идеала и общенациональной идеи» .

Технология - термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» - искусство, мастерство и «логос» - наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается «совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта» .
В педагогической науке «технология» имеет два основных значения: «1) система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности. В отличие от методик (исследования, обучения и воспитания) технология содержит четко и однозначно заданные цели, предполагает возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов. Технология в силу отработанности этапов и операций в большей степени, чем традиционные методы и методики, обеспечивает получение заданных результатов, однако не обладает гибкостью, вариативностью, необходимых в изменяющихся ситуациях обучения… 2) определенные образовательные системы, авторские методики» .

Социально-культурные технологии - это «педагогические системы последовательных алгоритмических, организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов» .
Индустрия досуга - это « процесс создания культурных мероприятий, приоритетных для личности в свободное от повседневной деятельности время» .
Концерт - « один из видов публичных выступлений, по определенной, заранее составленной программе, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада» . Также концерт является художественно-творческим продуктом в сфере музыкального шоу-бизнеса.
Концертная деятельность - это одна из форм социально-культурной деятельности, в основе которой лежит массовое, зрелищное мероприятие - концерт. Также под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

Существует классическая модель организации концертной программы. Она состоит из нескольких этапов:

1. На первом этапе происходит планирование концерта. В процессе планирования создается группа организаторов концерта; создается организационно - постановочная группа из артистов профессионалов, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Затем ставится цель и планируются результаты, определяется форма, место и время проведения концерта.
2. Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень номеров концертной программы.
3. Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, это этап осуществления программы. Ключевые элементы этого этапа составляет работа с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовка сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работа над видеорядом; работа с рекламой.
4. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта.
5. После проведения концерта наступает четвёртый этап - этап подведения итогов и анализа результатов .
На всех этапах концертная деятельность осуществляется при помощи целого ряда социокультурных технологий: художественно-творческие технологии, управленческие технологии, включающие в себя технологии прогнозирования, планирования, организации, технологии выработки и принятия управленческого решения, технологии контроля; проектные технологии, альтернативные, инновационные, рекламные технологии, технологии коммуникации и общественных связей и другие.

Однако, при всем многообразии технологического инструментария организации концертной деятельности, технологии, направленные на непосредственное вовлечение зрителя в активную деятельность, на данном этапе не используются в должной мере. Чаще всего, организаторы рассматривают зрителя в качестве источника получения прибыли, а не как главного участника программы. А потому, видится необходимым развитие и внедрение интерактивных технологий событийного менеджмента в концертную деятельность, которые способны значительно повысить уровень организации концерта.
Специальное событие - это явление общественной жизни, организуемое с целью привлечения внимания конкретной аудитории и широкой публики к организации, ее деятельности, руководству, развитию социальных коммуникаций и социального партнерства. От традиционных мероприятий специальное событие отличается тем, что результат проведения специального события всегда уникален, а его успех зависит от субъективного восприятия участников, результат события обесценивается в том случае, если событие проходит незамеченным.

Для любого профессионально организованного специального события характерны следующие аспекты:
- активное участие, вовлеченность, активность;
- переключение из состояния монотонной работы, смена ритма, удивление (классический сленг организаторов - «чем сегодня удивлять будем?»);
- позитивное восприятие, эмоциональность, символика, удовлетворенность.
Специальное событие должно остаться в памяти участников как нечто исключительное и уникальное. При этом событие, как правило, происходит лишь однажды, оно не может быть повторено и является ярко индивидуальным. Именно специальные события способны создавать культурные смыслы, то есть «идеациональные конструкты, связанные с культурными объектами (денотатами) как со знаками, то есть являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением). Смыслы культурные формируются индивидами и коллективами в процессе освоения действительности и коммуникации с окружением» .
Таким образом, можно говорить, что, по сути, концерт является событием. Для него характерны и активность зрителя, и переключение из состояния монотонности, и, несомненно, позитивное восприятие, эмоциональность. Сколь бы раз ни повторялся концерт, его атмосфера в зависимости от эмоционального настроя исполнителя и зрителя, может отличаться в той или иной степени и по этому критерию он всегда будет уникальным. Многолетний опыт подсказывает, что зритель всегда хочет принять участие в действии и интерактивной программе. Однако если рассматривать концерт как интерактивную площадку для зрителя, то на ней не хватает активной включенности зрительской аудитории в действие.

Суть интерактива заключается в том, что зритель становится главным участником программы. При этом зрителю могут быть свойственны следующие желания: желание зрителя показать себя (исполнители должны быть готовы спеть, станцевать или сыграть со зрителем); желание зрителей поиграть и/или посоревноваться между собой, которое позволяет познакомиться и, возможно, подружиться, направляя энергию «разогретых» гостей в нужное русло и создавая при этом неформальную атмосферу праздника.
В качестве таких интерактивных игр мы можем предложить следующие варианты:

  • За 2-3 недели до начала концерта.

Можно предложить фанатам, зрителям поучаствовать в розыгрышах бесплатных билетов на концерт, который можно осуществить посредством социальных сетей, в группе встречи. Так, можно придумать ряд номинаций: лучшая пародия на любимого артиста (в виде фото или видео), зритель может получить бесплатный билет за самый оригинальный ответ на вопрос, почему именно он должен получить билет бесплатно; или за самое креативное четверостишье, посвященное любимому исполнителю. Так же можно организовать встречу фанатов, на которой они могут разработать интересные варианты встречи артиста, придумать флешмоб, создать оригинальные плакаты, «кричалки» и т.д. Такие встречи не только станут поводом для знакомства и общения, но и дадут зрителям возможность почувствовать себя причастными к действию.

  • Перед концертом.

Перед началом концерта можно предложить зрителям поучаствовать в мини-викторине (2-3 вопроса) на знание биографии и творчества артиста, по результатам которой он сможет получить в подарок сувенирную продукцию с автографом исполнителя; кроме этого можно провести творческий конкурс на лучшее исполнение песни артиста непосредственно перед публикой, которая и определит победителя, в качестве призов могут быть футболки с изображением артиста, автографы и так далее.
3. Во время концерта.
Интересной формой взаимодействия с исполнителем может стать выполнение зрителями определенных танцевальных движений, жестов, которые предлагает сделать сам артист во время исполнения им определенных композиций. Возможно, организовать некую лотерею для зрителей (по номерам билетов), при этом исполнитель сам вызывает везунчиков на сцену, даря им сувенирную продукцию. Похожая форма-аукцион. Исполнитель разыгрывает какой-либо из принадлежащих ему предметов (победителем может стать зритель, который предложил не самое большое количество денежных средств, а, к примеру, назвавший самое большое количество песен из репертуара исполнителя, действие непосредственно происходит на сцене).
4. После концерта.
После концерта артист или ведущие могут предложить зрителям сделать оригинальное групповое фото, таким образом, происходит взаимодействие аудитории между собой.
5. Автограф - сессия и пресс-конференция могут стать отдельным событием концерта, если они будут проходить в неформальной обстановке без столов и галстуков. Учитывая ограниченность по времени, организаторам лучше заранее подготовить готовые автографы исполнителя, соответственно увеличивая время на беседу с ним поклонников. Если при этом будет организовано пространство для чайных посиделок вместе с любимым исполнителем, то такая встреча, несомненно, станет событием.
Данные интерактивные формы, на наш взгляд, могут разнообразить и обогатить концерт, делая его ярким событием.
В качестве показателей эффективности события могут выступать:
1) мнение участников события;
2) публикации в СМИ (соответствие источника целевой
аудитории);
3) непосредственное наблюдение за участниками во время проведения события .
В заключение хотелось бы кратко отметить, что концертная деятельность является одной из самых популярных форм в организации досуга молодежи. Однако при всем многообразии существующих технологий, в организации концерта наблюдается недостаточное акцентирование внимания организатора на зрительскую аудиторию. В связи с этим, в работе было предложено использование в концертной деятельности интерактивных технологий событийного менеджмента, которые, вовлекая зрителя в активное действие, превращают концерт в уникальное и запоминающиеся событие.

Список литературы:

  • Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
  • Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие: СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. 384 с.
  • Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. 288 с.
  • Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  • Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ.для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
  • Музыканты расцветают весной. Юлия Воронина. 2013.http: // www.rg.ru/2013/05/07/kultura.html
  • Новикова Н. Г. Технологические основы СКД. М., 2010. 158 с.
  • Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
  • Трофимов М. Ю. Ценностные ориентиры индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с межд. участием. Омск: изд-во ОмГУ, 2013.
  • Ценностные ориентации молодых россиян: новые тенденции. Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. М.: Московский гуманитарный университет, 2011. 165 с.
  • Чернов А. С. Арт-менеджмент. Омск: ОмГУ, 2012. 88с

Ваша оценка: Пусто

Обзор документа

Разработана концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в России на период до 2025 г.

В ней намечены приоритетные направления государственной поддержки такой деятельности, сформулированы ключевые понятия, определены функции ее участников.

Поставлен ряд задач. В частности, необходимо сформировать эффективный менеджмент и обеспечить единое концертное пространство в области академического музыкального искусства в России. Предстоит создать современную материально-техническую и информационную инфраструктуру филармонической концертной деятельности. Важно активизировать любительское музыкальное движение (хоров, оркестров, ансамблей, в т. ч. школьных и студенческих).

Реализация концепции будет проходить в два этапа. На первом (2015-2019 гг.) предусматривается создание правовых, организационных и методических условий. На втором (2020-2025 гг.) планируется формирование федеральной и региональных программ поддержки концертной деятельности в области академической музыки, строительство новых (реконструкция действующих) филармонических концертных залов.

Предполагается, что к 2025 г. общее количество концертов академической музыки увеличится в среднем по России в 2 раза. Число слушателей интернет-трансляций таких концертов должно вырасти в 5 раз. Доля концертных программ, исполняемых молодыми приглашенными солистами и дирижерами в регионах страны, должна повыситься до 25 процентов. Вдвое необходимо увеличить количество выступлений ведущих творческих коллективов в субъектах Федерации.