Какие газеты продают в электричках поездах. Магазин на колёсах: куда движется торговля в электричках

БИЗНЕС в электричках известен с конца 80-х годов прошлого века. Пригородные поезда тогда вмиг стали заманчивой торговой площадкой для предприимчивых людей. В вагонах то и дело предлагали календари с фотографиями эстрадных звезд, игральные карты, горячие пирожки и другие продукты питания, напитки, расписание движения поездов. Тогда родилась поговорка: «Электричка — коробейнику сестричка». Челночат по дизелям и электричкам и сегодня, может, не в таком массовом порядке, как прежде, но все же немало. Плюс такой торговли - товар, причем недорогой, сам приходит к покупателю. Какую же продукцию предлагают в общественном транспорте и насколько законна ее реализация? Корреспонденты «СГ» изучали «поездной» рынок в Гомельской, Брестской и Витебской областях.

В ПРИГОРОДНЫХ поездах в направлении на Оршу из Минска работает целая бригада коробейников. Они разделили между собой участки пути. Причем очень быстро смекнули, что в электричках пользуются спросом не просто привычные товары (газеты, продукты), но и вещи необычные: ночной мини-светильник, формочки для выпекания, супер-клей, лейкопластырь… В дачный сезон расходятся как горячие пирожки спреи и мази от насекомых и грызунов. Интересная деталь: у каждого коробейника свой товар, ассортимент не должен повторяться. Впрочем, что касается популярнейшего предложения - расписания движения поездов - ограничений нет. Да и продают распечатку гораздо раньше, чем информацию напечатают в газетах или вывесят на сайте.

Коробейник Андрей из Смолевичей посвящает меня в тайны профессии: «Главное для нас - товары должны быть малогабаритными, технически несложными. Ведь времени на их демонстрацию у продавца нет, гарантий тоже не даем. Плюс еще один немаловажный фактор - невысокая цена, иначе не продашь». Коробейник умалчивает, что стоимость на определенные виды продукции все же выше, чем в киосках и магазинах, потому что иначе остался бы внакладе. Товар закупает в основном на рынках.

Сам Андрей сменил две профессии. Но так и не нашел дела прибыльней, чем торговать в вагонах. Ведь налогов Андрей не платит, числится в соцслужбе как безработный, минимальное пособие получает, поскольку уволился по собственному желанию. Тем временем в месяц у него набегает не менее 5 миллионов рублей. Неплохо устроился?

А вот Алексей Небосько, который промышляет в дизелях Оршанского и Витебского направлений, продает… свой талант. Поет в вагонах песни под гитару. Да так вдохновенно, что пассажиров не нужно уговаривать бросать в его рюкзак деньги. Причем у Небосько все законно. Зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Ежемесячно платит налоги - до полутора миллионов рублей в месяц. На жизнь остается 7-8 миллионов рублей.

В Гомеле умудряются приторговывать и в городских автобусах. Совсем недавно в одном из них пассажирка продавала пуховые платки. Никто особо не возмущался. А водитель сделал вид, что ничего не замечает. В дизелях предлагают в основном продукты и предметы одежды: семечки, глазированные сырки в ассортименте, носки мужские и женские. В поездах эконом-класса это уже стало «доброй» традицией.

Вера работает коробейником с 90-х годов ХХ века. Она потеряла официальную работу - сократили. С тех пор жарит семечки, насыпает в кульки и продает их в поездах самых разных направлений. Также приторговывает сырками. Пробовала заработать на мороженом. Но оказалось невыгодно. Тем не менее, говорит, что «хотя и не разбогатела, но детей вырастила и выучила».

А вот в Жлобине славившуюся на всю страну «железнодорожную» торговлю мягкими игрушками приостановили. Точнее, окультурили. Ранее бизнес создавал проблему. Бывало, что поезд уже тронулся, а люди не успевали расплатиться, кто-то опаздывал... А теперь мягкие игрушки в Жлобине продаются на специализированном рынке возле вокзала. Тигры рядом с кошками и зайками в благоустроенных роллерах.

Судя по частоте появления торговцев с громадными сумками в салонах поездов, на железнодорожных станциях Брестчины, выходных у них нет. Предлагают всякую всячину, начиная от минеральной воды и заканчивая ножницами «по специальной акции».

Интересно, что цены на товары у коробейников выше, чем в киосках или магазинах едва ли не в два-три раза. В дизель-поезде Брест - Лунинец торговля начинается после станции Жабинка. Чего только нет в дорожном ассортименте: чипсы «Лейс», халва в шоколаде, лимонад и даже пиво. Некоторые пассажиры клюют на удочку продавца. Других вариантов ведь нет. Поезд в пути больше пяти часов.

По вагонам проносят кофе и чай, которые разливают в пластиковые стаканчики. Весьма кстати вафли, печенье и другие сладости. Товары пользуются спросом в основном у молодежи. Ножи и приспособления для их заточки охотно берут домохозяйки. Мужей больше интересуют карманные фонарики, зажигалки и прочие товары, которые часто нужны, но не всегда оказываются под рукой.

Особенно оживленная торговля по маршруту от Кобрина до Дрогичина. Дальше активность спадает. Свой товар уличные продавцы предлагают и на станциях, начиная от Бреста-Восточного и заканчивая Лунинцом. Торгуют и в дизель-поездах, следующих на Хотислав, Влодаву, правда, реже, чем на центральных направлениях. В электричках, которые идут из Бреста на Барановичи и Минск, людей, занимающихся таким бизнесом, тоже встретишь нечасто.

А ЧТО думают о деятельности коробейников сами железнодорожники? Как объяснили в моторовагонном депо Минского отделения БЖД, еще в 2009 году руководство дорогой ввело запрет на любую розничную торговлю в пригородных электропоездах. Решили, что их вагоны не могут служить площадкой для мелкорозничного торга. Что касается поездов дальнего следования, то коробейники здесь тоже не нужны. Во-первых, некому контролировать качество их товара, и пассажиры могут отравиться продуктами зачастую неизвестного происхождения. Во-вторых, у проводников есть все необходимое: чай, кофе, нехитрая снедь, печатные издания. Опять же работают вагоны-рестораны или буфеты.

Во всех пассажирских поездах продадут и бесплатно приготовят в купе чай, кофе, соки и другие безалкогольные напитки, - пояснил начальник отдела обслуживания пассажиров пассажирской службы управления Белорусской железной дороги Денис Тонконог. - В поездах международного сообщения категории «фирменный» в отдельных купейных и СВ-вагонах, помимо комплекта постельного белья, предоставляется набор питания, стоимость которого включена в стоимость проездного документа. В купе может быть доставлен заказ, сделанный пассажиром в вагоне-ресторане. Пример в этом отношении поезда «Беларусь» Минск-Москва, «Звязда» Минск-Санкт-Петербург, «Сож» Гомель-Москва, «Белый Аист» Минск- Киев. Стоимость набора питания в вагонах повышенной комфортности для купейных вагонов - 80 000 рублей. Для вагонов СВ - 100000.

В большинстве коробейники торгуют по мелочам. Вещи, которые они предлагают, не портятся, как правило, не требуют гарантии. Почему бы все-таки руководству железной дороги не пойти навстречу и не включить зеленый свет коробейникам? Многие из них не против зарегистрировать свою деятельность. Так они выйдут из подполья, а железная дорога и те, кто пользуется ее услугами, только от этого приобретут.

В конце прошлого года московские власти в очередной раз решили взяться за несанкционированную торговлю в электропоездах. Как писали тогда «Известия», к весне 2015 года департамент транспорта Москвы собирался обратиться с законодательной инициативой по регуляции стихийной торговли в Минтранс. Дошло ли дело до реального воплощения, или документ (если он вообще существует) всё ещё бродит по инстанциям - пока неизвестно.

Право на выживание

Обуздать нелегальных коробейников власти пытаются давно. По оценкам руководителя комитета по экономике московского отделения организации «Опора России» Алексея Канадского, до 90% всей торговли в электричках Московского региона находится вне закона. Управляют ей давно существующие крупные объединения — изначально полукриминальные, позже они частично легализовались и вошли в правовое поле.

В 2011 году ОАО «РЖД» сделало робкую попытку подмять под себя рынок: компания ввела правило, по которому на одном пригородном полигоне официально может торговать только одна компания. Московскую зону поделили между двумя конторами, в штате которых числилось на тот момент 400 человек. Нелегальным торговцам это пришлось не по душе: очень скоро на официальных торговцев, которых заставили носить форменную одежду и бейджи, начали нападать конкуренты. В итоге в московских электричках установилось равновесие - нелегалы никуда не делись и продолжают торговать барахлом наравне с коллегами в форме.

Для того, чтобы найти на них управу, нужно менять федеральные законы, сетуют чиновники. Сейчас любой человек с разрешением на торговлю и проездным билетом может свободно торговать в электричках, то же самое относится и к людям, нанятым юридическим лицом. Штрафы, которые теоретически угрожают за торговлю вне отведённых для этого мест - 5 тысяч рублей для физического лица, 10 тысяч для должностного и 200 тысяч для юридического - суды предпочитают не выписывать из-за неких юридических моментов. Реально торговцам угрожает только самоуправство полицейских, с которыми, конечно, у пригородных Рокфеллеров всё давно на мази.


Департамент транспорта в вышеупомянутой предновогодней инициативе предложил упорядочить не только сам факт торговли, но и ассортимент товаров, которыми торгуют продавцы. В частности, чиновники планируют составить список запрещённых к реализации товаров, однако что именно туда войдёт, они пока озвучили. Эксперты предположили, что под запрет попадут алкоголь, снеки, которые засоряют вагон, в частности, семечки, сложная техническая продукция, а также ещё некоторые товарные категории. В разрешённых же, помимо прочего, наверняка окажутся сезонные товары - от рассады в Подмосковье до пляжных тапочек на курортах. То есть то, на чём сейчас успешнее всего зарабатывают нелегалы.


Как всё устроено

По оценкам экспертов и самих участников стихийного рынка, сейчас в московской пригородной зоне нелегально торгует около двух тысяч человек. Большая часть из них работает в бригадах, отдавая часть выручки хозяину, меньшая - на себя.

Зоны влияния бригад чётко разделены: каждая окучивает своё направление в строго очерченных границах. Залезание на поляну конкурентов, мягко говоря, не поощряется: бизнес всё так же околокриминальный, можно и на телесные повреждения нарваться. Музыканты и попрошайки работают отдельно и к торговым бригадам отношения не имеют.


Товар продавцы организованно закупают у оптовиков, исходя из собственных представлений о ведении бизнеса. Оптовики, в свою очередь, давно уже жалуются на отток клиентов в доступные гипермаркеты, где мелочёвка стоит зачастую даже дешевле, чем в электричках. Талант продажника вообще крайне важен в этом деле - чтобы продавать такие залежи сомнительного товара, нужно тонко разбираться в человеческой психологии и не тушеваться, привлекая к себе внимание не всегда дружелюбной толпы. Разницу торговцы кладут в карман, предварительно отстегнув бригадиру.

В день коробейники получают 1000-3000 рублей, в зависимости от умения подобрать и затем втюхать товар. Для этого им приходится проехать в 8-10 электричках, на что в среднем уходит часов восемь. В поездах все торговцы соблюдают несколько негласных правил: не перебивают уже начавшего речь коллегу, выдерживают интервал, чтобы не раздражать пассажиров, и сообщают друг другу об очередной полицейской облаве. Как правило, в результате таких рейдов торговец отделывается либо «штрафом» в карман представителя власти, либо потерей дневной партии товара в недрах полицейского участка. Железнодорожным же контролёрам дела до продавцов нет - главное, чтобы билет был.



***

В 2008 году «Коммерсант» оценивал рынок нелегальной торговли в электричках московской пригородной зоны в $4,5 млн ежегодно. В 2014 источники «Известий» называли величину годового оборота торговли в той же зоне в 500 млн руб. В обоих вариантах - рынок внушительный, и РЖД вряд ли отстанет от этой потенциально прибыльной темы. Только изменится ли тогда что-то в пригородных поездах?

О бизнесе "на колёсах" рассказывал Алексей Максимук

Иллюстрация: Аля Хафизова

По разным данным, число мелких дельцов в подмосковных электричках варьируется от двух до пяти тысяч человек. Хотя власти пытаются бороться с этим бизнесом, пассажиры пригородных поездов встречаются с ним ежедневно..

Лица на краю платформы

Станция Мытищи Ярославского направления Московской железной дороги. Промозглый полдень легким туманом окутывает фигуры четырех женщин, стоящих у самого края четвертой платформы, будто отделяя их от остальных пассажиров. Фигуры курят, смеются, обсуждают прошедшее 8 Марта и поглядывают на часы.

Рядом с ними – огромные баулы. На спине у одной из женщин болтается чехол с музыкальным инструментом. На поясе у другой – что-то вроде динамика. Провод от него кончается дешевым микрофоном, который прикреплен в районе шеи. Такие были у московских гидов лет десять назад.

Но они не гиды и едут в Москву не по личным делам. Они даже не собрались в поход, в чем не особо успешно будут убеждать меня чуть позднее. Эти женщины занимаются тяжелым и малоприятным трудом: они торговки всякой всячиной в пригородных электричках.

Лица у женщин разные: возраст, необразованность, наглость и какая-то первородная доброта сочетаются здесь в неодинаковых пропорциях. Но их роднит усталость от жизни, пьянства, ненадежных мужчин и общей неустроенности (теперь, кажется, навсегда). Через минуту подойдет электричка – и все это растворится в ленивом безразличии пассажиров: вместо лиц торговок останутся только надреснутые, хабалистые голоса.

Счастливые часы

Рабочий день начался несколько часов назад. Те, у кого товар остался со вчерашнего дня, приехали сразу на станцию Мытищи, где собираются все, кто торгует на Ярославском направлении. Те, кто закупался утром, успели съездить на оптовые базы на Каланчевке.

Покупать нужно именно там: местный бригадир Лешка по прозвищу то ли Добролет, то ли Доброхот (к единому мнению собеседницы корреспондента сайт так и не пришли) – человек серьезный и держит дело в ежовых рукавицах. Хотя на разных направлениях есть свои особенности, принцип один и тот же: приходишь на базу, закупаешь товар у бригадира или знакомых бригадира, едешь работать. Бригадиру идет процент с выручки – не менее 30.

Сама торговля начинается после утреннего часа пик. "Счастливые часы" наступают сразу после того, как основная масса проедет по маршруту "работа – дом" или обратно. Заработать за день можно до трех – пяти тысяч рублей грязными, но это заработки настоящих профи, новичкам таких денег не заработать.

Те же цифры озвучивают и на станции Царицыно. "Царики", или "Цари", – такой же пункт сбора, только уже Курского направления. На вокзалах торговцы не собираются, там гоняют.

Моя собеседница работает на Курской ветке несколько лет. Здесь ей "даже нравится", потому что "ниже конкуренция": коробейников действительно меньше, чем на "трехвокзальных направлениях".

– Лишних людей здесь нет, – рассказывает торговка. – Я работаю время от времени, зависит от моего мужчины: если у него есть деньги, я не работаю.

– Но это же не лучшая работа… Столько грязи, швали вокруг, вы же женщина, – говорю я.

– Воровать я не согласна. А проституткой быть не могу из моральных принципов. Вот ты пойдешь на склад за семнадцать тысяч работать?

– Но есть же образование, можно по специальности работать…

– Образование! Вообще, у меня много специальностей, – торговка начинает пересказывать мне свой длинный трудовой путь: кроме складов, она учила детей и написала обзор для журнала "Авторевю". Она глядит на меня веселым, задорным взглядом и объясняет, что я неправильно работаю:

– Нельзя говорить, что ты журналист. С тобой не будут говорить. Если кто узнает, потом не дадут торговать ведь. Ты лучше скажи, что работу ищешь. Хотя с таким еврейским лицом…

Действительно, мне никто так и не поверил. Женщины с Ярославской ветки послушали мои уверения в том, что я безработный студент, и посоветовали мне играть на гитаре. На худой конец – просить милостыню беженцем с Донбасса. "Сейчас им хорошо дают", – уверяли они.

Согласно статье 14.1 КоАП Москвы о запрете торговли в неустановленных местах физическое лицо может быть оштрафовано на сумму от двух до пяти тысяч рублей. Аналогичная статья в законе Московской области предусматривает штраф для продавцов в размере от 4 до 5 тысяч рублей.

Как пояснили в ЦППК, на данный момент РЖД не дает разрешений на торговлю в 6000-х маршрутах (т.е. обыкновенных электричках)..

Музыканты и попрошайки

Электричка мерно летит к Купавне, где, по словам еще одного собеседника, живет Тигран, один из бригадиров Горьковского направления.

– Добрые, милые люди! Простите, что обращаюсь к вам такой молодой, – голос с легким кавказским акцентом сдавлен болью и стыдом. – Моему сыночку срочно требуется операция. Мы переселенцы, приехали с Украины, сыну попал снаряд. Денег на лечение добиться у российских властей не можем, дома тоже никому не нужны, – голос становится все выше, почти переходя в рыдания.

Они идут по вагону, то и дело преклоняя головы, – худой, небритый кавказец с каким-то документом в руке и мальчик лет семи-восьми.

Деньги дают хорошо – наверное, каждый третий. Стоит им уйти, как тут же, только с другой стороны, появляются два музыканта: седой гитарист и молодой вокалист. Гитара плачет в такт молодому: "Очарована, околдована, с ветром в поле когда-то повенчана…"

– Веселых песен в электричках не поют, особенно под гитару, лучше уж что-нибудь душевное, чтобы проняло, – объясняет мне певец, пока он курит в тамбуре. – Вот если б попрошайка не подрезал, заработали бы хорошо.

– Что значит "подрезал"?

– Он залез на нашу электричку с другого конца и подчистил все. Так не делают. Дальше пойдем, где он прошел, – уже ничего не соберем.

– А так сколько получается?

– Рублей семьсот с электрички. У попрошаек побольше. Особенно у тех, которые с детьми.

Музыканты уходят, поезд останавливается в Купавне. Тигран должен быть в палатке с фруктами, рядом с перроном, но фруктов нет: у закрытого павильона молодая девушка продает тюльпаны. Я говорю ей, что ищу работу у Тиграна. Она уходит в павильон и возвращается через минуту с пожилым армянином. Тот внимательно слушает мою байку про безработного студента, которому удобно работать в электричке, оценивающе разглядывает и говорит, что работы сейчас нет:

– Сам не знаю, что делать, брат. Павильон даже закрыл, такое время. Менты гоняют, конкуренты гоняют.

Тигран считает, что бизнес в электричках нужен – люди искали работу, и они ее находили: "каждый занимается тем, чем может".

– Страна встала на рыночные рельсы и едет по ним. Спрос рождает предложение, как говорится. Ты же студент, должен знать. А значит, и мы будем ездить по этим рельсам, – говорит он. – Приходи через пару месяцев, летом подработаешь.

В поездах пригородного сообщения хотят ввести полный запрет на торговлю. Также оператору пригородных электричек передадут право самостоятельно удалять нелегальных продавцов - сотрудники получат фото- и видеоустройства, чтобы фиксировать факт торговли в поезде. Столичный департамент транспорта разрабатывает соответствующую законодательную инициативу, которую затем направит в Министерство транспорта. Об этом «Извес­тиям» рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Гамид Булатов. Эксперты опасаются, что полный запрет на торговлю в электричках лишь увеличит число нелегальных предпринимателей.

В настоящее время юристы департамента занимаются изучением юридической практики и подготовкой текста документа. Предполагается, что изменения будут вноситься в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и приказ Минтранса № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа железнодорожным транспортом». Направить официальные документы в Минтранс столичные власти планируют осенью.

Изначально департамент транспорта в качестве одной из мер борьбы с нелегальной торговлей планировал составить список продуктов, разрешенных для розничной продажи в электричках, но затем столичные власти пришли к выводу, что эффективнее будет ввести полный запрет на торговлю в электричках 6000-й нумерации («зеленые» электрички, которые составляют примерно 80% от всех поездов пригородного сообщения).

В ходе обсуждения вопроса с профильными ведомствами и департаментами мы пришли к выводу, что для повышения уровня комфортности в поездах необходимо ввести полный запрет на торговлю в обычных электропоездах (6000-й нумерации), - пояснил Гамид Булатов. - В часы пик наполняемость электричек достигает 150%, а по отдельным направлениям - 180–200%.

В этих условиях продавцы создают неудобство пассажирам. Кроме того, продукция, которой они торгуют, может быть несоответствующего качества и представлять опасность для потребителей - продолжает Гамид Булатов.

Булатов добавил, что вводимый запрет на торговлю в поездах не лишит пассажиров возможности перекусить в дороге - пассажиры могут купить продукты на вокзалах, где есть кафе, аппараты и киоски, работающие абсолютно легально.

Официальный запрет на торговлю все равно могут пытаться обойти нелегальные продавцы. При этом даже сейчас, когда торговать разрешено, поймать их крайне сложно, поскольку удалить таких пассажиров-предпринимателей могут только сотрудники полиции, которых физически не хватает для каждого состава. В связи с этим столичные власти настаивают на необходимости передать перевозчику полномочия по выдворению нелегальных торговцев.

Сейчас прорабатывается возможность наделения сотрудников и представителей перевозчика полномочиями удалять из поездов тех продавцов, которые работают там нелегально. Это будет организовано на основе фото- или видеофиксации с последующей передачей информации в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства, - пояснил Булатов. - Также сейчас совместно с сотрудниками внутренних дел в электропоездах проводятся регулярные рейды.

В настоящее время торговля в электропоездах пригородного сообщения никак законодательно не урегулирована. При этом штраф за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» для физических лиц составляет до 5 тыс. рублей, для должностных - до 10 тыс. рублей, для юридических - до 200 тыс. рублей. Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц возрастают до 500 тыс. рублей.
В пресс-службе Минтранса «Известиям» пояснили, что они готовы рассмотреть предложение от столичных властей.

Если в результате проработки этого вопроса возникнет необходимость внесения соответствующих изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Минтранс будет готов рассмотреть такое предложение, - сказали в пресс-службе.

В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), которая является основным оператором подмосковных электричек, подтвердили, что участвуют в подготовке законопроекта совместно с департаментом транспорта.

ОАО «Центральная ППК» выступает за исключительно легальную торговлю и только в экспрессах (комфортных поездах 7000-й нумерации). Ранее компания обращалась в органы государственной власти с инициативой ввести штрафы за нелегальную торговлю с целью урегулировать эту деятельность в пригородных поездах. На данный момент разрабатывается соответствующий законопроект, - рассказали в пресс-службе.

В ЦППК пояснили, что в июле 2014 года компания приняла решение об остановке торговли в обычных электричках, оставив торговлю только в экспрессах. Несмотря на запрет жалобы на нелегальных продавцов все равно продолжают приходить.

В 2014 году пассажиры направили 134 жалобы на нелегальную торговлю в поездах, за I квартал 2015-го - 29 обращений, - отметили в ЦППК. - Несмотря на получение жалоб, компания не имеет прав для удаления из поезда нелегальных торговцев, полномочиями для этого располагает полиция. В свою очередь, сотрудники ЦППК передают в полицию информацию о фактах несанкционированной торговли.
Сейчас в экспрессах официальной торговлей занимается одна организация - Железнодорожная торговая компания. В поездах работает около 50 продавцов, которые торгуют горячими и холодными напитками, чипсами, орехами, шоколадом, мороженым и товарами бытового назначения (ручки, карандаши, фонарики).

Глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк назвал предложение о введении полного запрета на торговлю разумным решением.
- Мы поддерживаем инициативу коллег, потому что считаем, что в электричках не должно быть никакой торговли. Во-первых, встает вопрос о происхождении этих продуктов, а во-вторых, в случае возникновения нештатных ситуаций продавцы со своими сумками и тележками могут заблокировать проходы и мешать эвакуации пассажиров, - считает Немерюк.

По оценкам экспертов, сейчас 90% торговли в электричках носит нелегальный характер - около 2 тыс. продавцов торгуют «на ходу» неофициально. Годовой оборот несанкционированной торговли в электричках Московского транспортного узла составляет 300–500 млн рублей. Специалисты прогнозируют, что запрет на торговлю в электричках приведет к росту нелегальных продавцов.

На практике нелегальный бизнес обычно вытесняют за счет предоставления легальных услуг. Эффективность процесса по борьбе с несанкционной торговлей в разы повышается, когда есть конкуренция с легальными товарами, в качестве которых потребители не сомневаются, - считает Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ.

Руководитель комитета по вопросам потребительского рынка московского отделения «Опоры России» Сергей Рак тоже полагает, что запрет спровоцирует еще больший поток нелегальных продавцов.

Спрос со стороны пассажиров на торговлю в электричках все равно существует, поэтому полный запрет не сможет искоренить нелегальных продавцов, - говорит Рак. - Однако я полностью согласен с тем, что необходимо навести порядок с торговлей «на ходу». Пассажиры должны быть уверены, что продавцы, у которых они приобретают продукцию, имеют на это разрешение, у них есть медицинская книжка и т.д.

По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, полностью запрещать торговлю нельзя, стоит ограничить и упорядочить список продуктов.
- Есть ряд товаров, без которых пассажирам трудно обойтись во время поездки, например прохладительные напитки и газеты. Их продажу необходимо оставить, - считает Янков.

При этом эксперт отметил, что существует специальное подразделение - транспортная полиция, которая и должна заниматься выявлением нелегальных продавцов.

Это специально обученные люди. На мой взгляд, логичнее увеличить штат транспортной полиции, чем передать полномочия перевозчику, - сказал он.

В свою очередь, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук полагает, что пассажиры не пострадают от введения запрета на торговлю в электричках.
- Во-первых, я полагаю, что эта инициатива стала ответом на поступающие от граждан жалобы на нелегальную торговлю. К тому же отсутствие постоянных криков и навязывания своей продукции только повысит комфортность поездки, - считает Савчук.

Пригородные электрички смело стали мини-маркетами: купить в вагоне поезда, что угодно. Мороженое и вода, мышеловки и саженцы, газеты и губки для мытья посуды, купальные шапочки и шариковые ручки, духи и налобные фонарики - перечислять можно бесконечно, проще назвать вещи, которые тут не продаются. Ну, а если вспомнить, что кроме товаров, пассажирам предлагают еще развлечения - песни, стихи и даже танцы, - то сходство с торговым центром усилится. Разбираемся, какие таланты помогут заработать в электричках.

Способ № 1: Торговля

Самый известный способ заработка. Кому из нас не встречались коробейники? Летом мы с удовольствием покупаем мороженое и воду в бутылках, зимой - пирожки и грелки для обуви. Торгуют в электричках всем подряд - снэками и напитками, книгами и газетами, шапками и перчатками, цветами и сумками, косметикой и бытовой химией, в общем, всем, что только придет в голову.

Закупаются обычно на оптовых базах ранним утром, до наплыва пассажиров. Однако главный закон рынка «спрос рождает предложение» работает и тут, а потому коробейникам, торгующим в электричках, некоторые предприимчивые оптовики уже привозят товар прямо «к точке», то есть на перрон. Ассортимент зависит от сезонности, маршрута и фантазии продавца. Летом хорошо идут мороженое и вода, зимой - шапки и перчатки, весной и осенью - сушилки для обуви. В «дачных» направлениях можно торговать фумигаторами, мышеловками, фонариками и свечками, удобрениями и прочей полезной в хозяйстве мелочью.

Наталья Гриценко, продавец подмосковной электрички, стаж работы три с половиной года: «Первое время уставала ужасно. Приходила домой и руки отваливались. Потом втянулась, даже окрепла, похудела. Самая большая сложность была с „зазыванием“ - надо было расхваливать товар, говорить громко, чтобы тебя было в вагоне слышно. К вечеру я еле хрипела, говорить уже не могла. Но другие продавцы подсказали: купила микрофон на прищепке - и дело пошло».

Мороженое или газеты продаются на 2–3 руб. дороже, чем в киосках у вокзалов. Если брать на хладокомбинате или в агентстве печати, то прибыль составит уже до 5–7 руб. с единицы товара. Летом в одном вагоне можно продать до 10 порций мороженого, газеты берут меньше - 3–4 штуки. «Чистыми» за день на подобной мелочи зарабатывают около 1000 руб. Если расширить ассортимент, то и прибыль вырастет соответствующе. Месячный заработок продавца в электричке начинается от 25 000 - 30 000 руб., в верхних пределах не ограничен никто.

Способ № 2: Пение

Как говорил классик, музыка - это жизнь. И исполнение песен под аккомпанемент музыкальных инструментов - едва ли не самый прибыльный способ заработка в пригородных поездах. Особой популярностью пользуются хиты прошлых лет от «Белых роз» и «Ах, какая женщина» до «Боже, какой мужчина» и «Погода в доме». Отдельной строкой стоят песенки из мультфильмов, в этой категории знаменитые «Бременские музыканты» просто вне конкуренции.

Анастасия и Алексей Бежницкие, музыканты, работают в электричках уже два с половиной года: «Мы ездим по одним и тем же маршрутам, за это время у нас уже появились „свои“ пассажиры. Популярностью пользуются попсовые песенки, типа „Миражей“, иногда поем шансон, „Бременских музыкантов“ у нас часто заказывают. Одно время часто просили исполнить что-нибудь из Цоя или БГ. Пробовали включать в репертуар рэп и хип-хоп, не пошло. Хотя, казалось бы, ритмичная такая музыка - но оказалось не то».

Талантливые музыканты за один «концерт», то есть в одном вагоне, могут собрать до 50–60 руб. Путем нехитрых подсчетов получаем 500–600 руб. за одну электричку. Месячный заработок артистов при известном везении может достигать 70 000 руб. Конечно, сумма напрямую зависит от таланта исполнителей, подобранного репертуара и личного обаяния музыкантов.

Способ № 3: Игра на музыкальных инструментах

Что делать, если вас обделили голосом? Музыка в долгой дороге востребована, а потому и просто игра на инструментах в электричках весьма популярна. На первом месте среди инструментов гитара, ей часто сопутствуют ударные, бубен, гармошка или даже просто «банка с гречкой».

Без голосового сопровождения музыкальный номер оценивается ниже, чем с вокалом. По свидетельствам знакомых «бродячих музыкантов» в каждом вагоне им удается заработать от 20 до 40 руб., то есть 300–400 руб. «за электричку». Рабочий день короток - максимум 5–6 часов, весь заработок доходит до 60 000 руб. за месяц.

Способ № 4: Чтение стихов

Если медведь не просто наступил вам на ухо, а потоптался по всей голове, есть еще один способ заработка - чтение стихов. Декламировать можно как известных и состоявшихся авторов, так и малознакомых широкой публике. Особо отважные могут читать и произведения собственного сочинения.

Стихи не пользуются такой популярностью как песни или музыка, а потому и вознаграждение за этот вид деятельности намного скромнее. В одном вагоне удается заработать 20–30 руб., то есть около 200–300 руб. примерно за час-полтора работы. В среднем выходит около 700 - 1000 руб. за день. Однако заработок зависит как от выбранного репертуара, так и декламаторских способностей.

Способ № 5: Организация флешмоба

Самый новый и пока малоизученный способ заработка - флешмоб в электричке. Флешмоб - это действие, часто стихийное, в котором участвую случайные, незнакомые друг с другом люди. Такая акция часто направлена на достижение какой-либо цели. Так, например, в последнее время среди молодых людей стало модным просить руки своей девушки с помощью флешмоба. Люди собираются, поют и танцуют, а финальным аккордом служит вручение заветного кольца в коробочке. Организовать подобный флешмоб в электричке - дело сложное, но интересное.

Алена Савченко, участница группы флешмоберов ВКонтакте: «Я часто участвую в различных флешмобах - это интересно и здорово. Наша группа осуществляла акцию в электричке - мы зашли в вагон, потом по сигналу принялись танцевать, а в конце парень, который организовал все это, вручил своей девушке огромный букет роз».

Чаще всего флешмоберы участвуют в акциях бесплатно, исключительно из личного интереса. Однако агентств, предлагающих клиентам организовать такую акцию, становится все больше. Организация флешмоба стоит от 3500–5000 руб. и выше, плюсом к сумме часто идет букет или мягкая игрушка.

Способ 6: Попрошайничество

Самый сомнительный способ заработка - попрошайничество. Наши люди жалостливы и охотно подают тем, кого считают обделенными жизнью. Казалось бы, все так просто? Отнюдь. Легкие деньги - большая приманка для криминала.

Савелий (имя изменено): «Сейчас охотнее всего подают беженцам с Донбасса или с Луганска. Лучше сделать заранее табличку и держать ее перед собой в вагоне. Нельзя просто назваться беженцем, надо иметь в запасе историю - некоторые любят расспросить перед тем как подать».

О том, что в крупных городах попрошайки практически полностью подконтрольны преступным группировкам, неоднократно говорилось в СМИ. Однако быстрота и кажущаяся легкость заработка по-прежнему остаются слишком притягательными. За сутки подобной работы опытный попрошайка получает от 1000–1500 руб. и больше, за месяц - 35 000 -40 000 руб.

С точки зрения закона

Самый тревожащий и в то же время болезненный момент во всей этой ситуации с торговлей в пригородном транспорте - отсутствие разрешений.

Дмитрий Дайер, старший юрист компании «АСВ», предостерегает: «Любая попытка заработка в электричках - это предпринимательская деятельность, на которую требуется разрешение. То есть продавец должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и платить налоги в бюджет. Покупатель в данном случае абсолютно не защищен: ему не выдается чек, у него нет возможности вернуть или обменять товар, нет гарантии, часто отсутствуют сертификаты на продукцию».

При этом под действие закона попадает не только торговля, но и пение как услуга. Согласно действующему законодательству, для осуществления предпринимательской деятельности в электричке требуется разрешение от компании-перевозчика. Однако на данный момент компания РЖД такие разрешения не выдает, ожидая внесения изменений в соответствующий раздел законодательства.

Но есть и оборотная сторона вопроса - трудности с привлечением к ответственности. Стражи порядка возложили эту миссию на плечи самих пассажиров.

Владимир Попов, майор полиции, г. Москва, рассказывает: «Доказать незаконную предпринимательскую деятельность очень сложно. В первую очередь, необходимо зафиксировать факт продажи, затем составить жалобу на имя начальника отделения полиции, на территории которого произошло нарушение. И если по данному заявлению продавец будет задержан, ему может быть выписан штраф до 5000 руб.».

Как добиться успеха

Свои секреты успеха есть и у тех, кто работает в электричках.

Наилучшее время работы - с 12 до 17 часов. Утром люди торопятся на работу и им не до покупок или развлечений. Вечером после пяти начинается час пик и в вагоне попросту не протолкнуться. Оптимальный вариант - днем, когда в электричке достаточно пассажиров и в то же время можно свободно проходить из вагона в вагон.

Больше денег получает тот, кому удалось первым пройти в вагон. Правило «снятия сливок» работает как в отношении торговцев, так и музыкантов. Вторые в очереди получают обычно на 10–20 рублей меньше, чем «первопроходцы».

Опытные коробейники и музыканты советуют: входя в вагон, потратьте несколько минут на приветствия и пожелания хорошего дня/вечера/праздника. Это сразу же привлечет внимание и поможет настроить пассажиров на нужный лад. Расскажите о своем товаре или песне/музыке/стихах - достаточно нескольких слов. Постарайтесь заинтересовать людей в том, что предлагаете, как говорят маркетологи, наладить обратную связь - то есть услышать вопросы о товаре или заказ любимой песни от пассажиров.

Способов заработать в электричке много. И хотя некоторые из них откровенно нежелательны (как попрошайничество, например), большинство дает возможность пополнить свой бюджет в сложных обстоятельствах. Особенно если подойти к вопросу с умом и творческим размахом.