Фет учись у них анализ. «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение

Центральным мотивом творчества А.Фета является описание природы. Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека. В своих стихотворениях поэт использует разнообразные художественно — изобразительные средства. Одним из наиболее ярких произведений Фета является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» , написанное в декабре 1883 года .

Фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека , одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека.

Первая строчка содержит основную идею стихотворения. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб символизирует мужчину, стойкость и мужество, береза символизирует женщину, нежность и трепетность. Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: «застыли слезы», «треснула…кора». Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: «Они стоят, молчат; молчи и ты!». По мнению поэта, человек должен уметь стойко переносить все жизненные невзгоды и страдания.

Поэт использует олицетворения для описания суровой зимы: «все злей», «сердито рвет», «за сердце хватает». Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы – «холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы». Таким образом, он хочет подчеркнуть силу и мощь «зимы», которым вынуждены противостоять и человек, и природа. Фет ассоциирует «зиму» и душевную дисгармонию человека: беду, горе, неустроенность, тревогу, беспокойство.

Вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт призывает: «Но верь весне.», потому что как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту и торжествует добро, красота, гармония: «Переболит скорбящая душа».

Анализ стихотворения

Афанасия Афанасьевича Фета

«Учись у них- у дуба, у берёзы»

Работа учителя русского языка и литературы

Репиной Екатерины Кирилловны

(ГБОУ «Школа №600, Москва)


План анализа стихотворения

1. История создания произведения.

2. Особенности жанра произведения.

3. Тематика и проблематика.

4. Сюжет. Композиция.

5.Лирический герой.

6. Средства выразительности.

7. Фонетические приёмы.

8.Лексические средства.

9. Синтаксические приёмы.

10. Стихотворный размер и способ рифмовки.


История создания произведения. Тема.

Произведение – результат глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия.

Мы видим прямую параллель между человеком и деревьями, переживающими жестокую пору зимы.

О чём это стихотворение?(Тема). О природе, о студёной зиме,

о человеческих переживаниях,

Учись у них-у дуба, у берёзы.


Особенности жанра произведения

Жанр данного лирического произведения- ЭЛЕГИЯ.

Элегия -лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека,

проникнутые настроением грусти.

Это произведение печального, задумчивого характера.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Кругом зима. Жестокая пора!


Проблематика произведения

  • Поэт показывает, какова природа переживаний лирического героя ,
  • философски ставит вопрос « умеет ли человек с достоинством переживать страдания»,
  • исследует проблему внутренней связи мира природы и мира человека,
  • размышляет над вечными проблемами бытия:
  • в чём смысл человеческой жизни,
  • что таит в себе природа,
  • какое место занимает она в человеческой жизни?

Учись у них-у дуба,

у берёзы


Композиция произведения

Зимняя природа

«Они стоят, молчат; молчи и ты»

Весенняя картина

«Напрасные на них застыли слёзы»

« промчится гений»

« И треснула, сжимаяся, кора»

«теплом и жизнию дыша»

Зима какая?(«жестокая», очень холодная, лютая, беспощадная, сильный холод, завывает ветер, злое и ужасное состояние природы). Деревья противостоят лютой зиме. В природе-дисгармония.

«ясных дней»

В чём смысл противопоставления ?

Весна какая? (тёплая, живительная, ясные вешние дни, светлый образ красоты, вера в торжество гармонии, добра, символ новой жизни, радости, тепла). Природа меняется, и лирический герой питает надежду на лучшее в жизни.

Природа и человек составляют единое целое, человек через природу лучше понимает себя.


Лирический герой

  • Какие чувства испытывает лирический герой?
  • Как меняется настроение лирического героя?
  • Как слились воедино состояние природы и внутреннее состояние человека?
  • Чем является природа для лирического героя?
  • Какие надежды вселяет в душу лирического героя приход весны?

Лирический герой

  • Стихотворение А.А. Фета «Учись у них-у дуба, у берёзы» -это прежде всего
  • стихи о человеке,
  • его возможностях преодолевать те невзгоды и

переживания, которые случаются в жизни каждого из нас.

  • Для лирического героя природа является советчиком, добрым наставником.

Средства выразительности

Поэт обращает внимание

на дисгармонию в природе.

Беду, неустроенность, тревогу,

с помощью художественных тропов-

эпитетов, олицетворений, метафор:

«напрасные застыли слёзы»,

«за сердце хватает холод лютый»,

« скорбящая душа», метель «сердито

рвёт последние листы».

Использует стилистические фигуры-

инверсии.

Напрасные на них застыли слёзы


Средства художественной выразительности

Афанасий Афанасьевич Фет использует в произведении целый комплекс изобразительных средств:

  • художественные тропы,
  • стилистические фигуры,
  • лексические средства,
  • фонетические приёмы,

синтаксические приёмы.

Для чего?

Чтобы выразить психологическое состояние душевной жизни лирического героя, чтобы обратить внимание на его переживания,

чтобы подчеркнуть состояния природы.


Фонетические приёмы

А. А. Фет применяет аллитерацию и ассонанс.

  • ассонанс: Учись у них-у дуба, у берёзы (5 раз употребляется звук «у») .
  • Фонетические средства изобразительности помогают лучше понять
  • смысл стихотворения,
  • услышать его звучание,
  • создать звуковые и зрительные ассоциаци,
  • помогают оценить состояние природы и лирического героя

произведения.


Ассонанс и аллитерация

Звук «у»-ассонанс

Учись у них- у дуба, у берёзы

Треснула, рвёт, пора, кора, верь, промчит, скорбящая, за сердце, откровение, напрасные, кругом

Звук «р»- аллитерация

Застыли слёзы, треснула, злей метель, последние листы, холод лютый, молчи, молчат, теплом, переболит

Звук «л»-аллитерация


Лексические средства

Они молчат, молчи и ты

В стихотворении мы видим употребление лексических

повторов.

Для чего их использует поэт?

Лексические повторы («сердце рвёт», «за сердце хватает»,

«Они стоят, молчат; молчи и ты»)

передают психологическое состояние тревожности

лирического героя, подчёркивают динамику событий..


Синтаксические приёмы

  • В стихотворении использованы такие синтаксичесие средства, как инверсия, параллелизм, восклицательные предложения.
  • Инверсия-нарушение прямого порядка слов. В тексте мы находим такие примеры:
  • «напрасные застыли слёзы»,
  • «и за сердце хватает холод лютый»,
  • «переболит скорбящая душа».
  • Этот приём придаёт особую выразительность, помогает читателю полнее понять глубину авторской идеи.

Стихотворный размер и способ рифмовки

Поэт использует шести-и пятистопный ямб (чередование слогов-

безударных и ударных).

Ямб-двусложная стопа с чередованием безударного и ударного слогов.

Смена рифмовки-перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Всё это придаёт музыкальность произведению.


Готовимся к сочинению

  • Какие чувства вызывает это стихотворение?
  • Лирический герой. Каково его настроение?
  • Какие картины жизни мы видим здесь?
  • Какие чувства вызывает картина зимы, лютого холода?
  • Картина весны.Что мы можем сказать о настроении лирического героя?
  • Что такое весна в понимании А. А. Фета?
  • Что постигает поэт через природу?

(Тончайшую психологическую правду о человеке).

Почему с образом весны поэт связывает слова и словосочетание:гений, для новых откровений, переболит?

Мир природы и чувств у А.А. Фета переплетаются


Материалы к сочинению

Используйте в своих сочинениях следующие рабочие материалы:

  • Тончайшую психологическую правду о человеке А. А. Фет постигает через природу. Поэт замечает и передаёт неуловимые состояния природы в период смены времён года.
  • Природа может придать человеку душевные силы, стать примером стойкости, доброты, щедрости. Необходимо только прислушаться к своей душе, проникнуться душой природы.
  • В природе – ключ от всех тайн человеческого бытия.Она лучший учитель и наставник.
  • Человеку необходимо жить в гармонии с природой.
  • Главное в стихотворении-единение человека с природой.

Готовимся к сочинению

  • Стремитесь обогащать свою речь, избегайте употребление повторов, используйте синонимы:
  • поэт, автор, мастер слова, певец русской природы;
  • создаёт, использует, стремится показать, поражает, сумел передать, раскрывает, воплотил, отразил, воспроизводит, достигает, подчёркивает, изучает;
  • написано, посвящено, принадлежит, даёт возможность, поражает.

Речевые клише к сочинению

  • Это стихотворение посвящено...
  • Это стихотворение можно рассматривать...
  • В стихотворении улавливается настроение...
  • Автор использует...
  • В первой строфе...
  • Во второй строфе...
  • Можно сказать, что лирический герой...
  • В основе ритмического рисунка...(пятистопный ямб).

Моё восприятие стихотворения

При написании этой части сочинения можно использовать речевые клише типа:

  • читая это стихотворение, я думаю...
  • стихотворение научило меня...
  • мне нравится поэзия А. А. Фета, потому что...
  • прочитав это стихотворение, я задумался над тем...
  • мне думается,что...

Использованные ресурсы

1.БухштабТ. Л. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества.

2.Сухих И. Мир Фета:мгновения и вечность.

3. Скрипка Т.В. Анализ литературного произведения в

формате ОГЭ и ЕГЭ. Издательство «Легион».

5. Н. Беляева.Уроки по лирике А. Фета.(Я иду на урок литературы).

А. Фет – стихотворение «Учись у них – у дуба, у бере­зы…».

В своем стихотворении А. Фет использует символический пейзаж. Зима символизирует лютый холод в сердце лиричес­кого героя. Весна же – это символ новой, бурлящей жизни, рождения в душе его «новых откровений». Картины природы у Фета, таким образом, антитетичны, как полярны и душев­ные состояния лирического героя. Человек в этом стихотво­рении полностью уподобляется природному миру – деревь­ям, дубу и березе.

Человек в этом стихотворении уподобляется природе, ко­торая многому может научить нас. Иногда нам бывает трудно разобраться в людях, понять, кому можно верить, понять, ка­ким будет человек в экстремальной ситуации. И здесь под­сказку дает нам сама природа. Скромность, простота – это самое ценное качество в людях, по мысли лесника. Именно такие люди не подведут нас в трудную минуту, смогут высто­ять среди жизненных бурь и невзгод. Эти люди основательны, они подобны небольшому дубку, укрепившемуся в земле и перегнавшего затем своих собратьев – березок и ветел.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения учись у них у дуба у березы
  • анализ стихотворения учись у них у дуба у березы по плану
  • учись у них у дуба у березы анализ стихотворения кратко

«Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Анализ стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у березы»

Лирика поэта Афанасия Фета весьма многогранна и разнообразна. На ее основе можно проследить этапы духовного становления и взросления автора, который с годами не утратил пылкость и романтичность натуры, но при этом приобрел бесценный жизненный опыт, заставляющий его относиться к окружающему миру с философской точки зрения.

Одним из наиболее ярких произведений Фета, в котором он предстает умудренным опытом человеком, является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы», написанное в декабре 1883 года. К этому моменту поэт уже разменял седьмой десяток, давно вышел в отставку и полностью посвятил себя литературному творчеству, считая, что это занятие наиболее полно соответствует его романтической натуре. К этому времени в русской поэзии уже сформировались различные течения, однако Фет не причислял себя ни к одному из них, считая, что творчество не должно быть регламентировано какими-либо условностями. Его стихи – это состояние души, а в последние годы жизни и плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия, стержнем которого автор считал веру . Причем, не обязательно в религиозном контексте. По его мнению, человеку, для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил свое стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы».

Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой . Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Поэтому, наблюдая за заснеженными деревьями, на которых из-за лютого мороза «застыли слезы и треснула, сжимаяся, кора», автор проводит параллель с миром людей. Не последнюю роль в этом сыграли и личные переживания поэта, которому довелось быть отвергнутым собственным отцом, но при этом найти надежного друга в лице отчима, обрести любовь всей своей жизни, однако лишиться возможности испытать чувство отцовства.

Во второй строфе стихотворения Фет умышленно сгущает краски, пытаясь через метаморфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями во время студеной зимы, свойственны и людям, когда «за сердце хватает холод лютый». Строчки, наполненные отчаяньем, совершенно не свойственны этому оптимистичному поэту. Однако он осознанно прибегает к подобным сравнениям для того, чтобы создать максимально полный контраст между светлыми и темными сторонами человеческой жизни . Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Более того, Фет убежден, что душевные страдания очищают человека, обнажая его истинную суть. Но только в том случае, если он не утрачивает веру в самого себя. «Для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа», — на такой оптимистичной ноте поэт завершает свое стихотворение, подчеркивая после зимы всегда наступает весна. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить ее светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чем не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую. Ведь весна в понимании Фета – это возможность духовного совершенствования и укрепления веры, которая непременно понадобиться каждому из нас в сложных и лишенных радости жизненных ситуациях.

Форма урока:

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Основной метод:

Обучение анализу поэтического текста и выразительному чтению.

Образовательные:

Продолжать знакомство учащихся с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета на примере анализа данного стихотворения. Создавать условия для проникновения в тайны мастерства поэта, находить средства художественной выразительности, опираясь на теоретические понятия.

Воспитывающие:

Формировать у учащихся стойкую жизненную позицию: способность осмысливать и преодолевать жизненные испытания.

Предварительное домашнее задание:

повторить сведения о жизни и творчестве А.А.Фета, подготовить (по желанию) презентацию.

Организационный момент.

Материал к уроку:

портрет Афанасия Афанасьевича Фета.

На доске высказывание А.А. Фета: « Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»

Словарь: олицетворение, эпитет, метафора, инверсия, лирический герой, художественный образ, лирический герой, авторская идея, гений

На столах учащихся тексты стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы», тетради по литературе для ведения записей, справочная таблица «Художественные средства языка».

Ход урока.

IСтадия вызова.

1.Вступительное слово учителя:

Отзывы о творчестве А.А. Фета поэтов XIX самые противоречивые:

«Защипает в носу»,- как похвалу произнесёт Л.Н. Толстой, иногда прочитав то или иное стихотворение Афанасия Афанасьевича. Бойкие фельетонисты из газеты « День» считали стихи Фета « чепуховиной». Друг поэта И.С. Тургенев писал на полях со стихами Фета: «неясно», « непонятно», « что за дьявол?»

А уж в более позднее время, в советское, звучало и такое: « Фет – прекрасный поэт…, но великий поэт – это, прежде всего, поэт социальной активности, живущий проблемами своего времени» (из « Литературной газеты» Н.Старшинов).

А сам поэт говорил так: « Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством А.А.Фета на примере стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы».

Я попрошу вас вести записи в тетрадях, необходимые для понимания авторского «Я» и содержания стихотворения, чтобы сформировать своё мнение о творчестве этого поэта и сформулировать его в кратком отзыве:

« Моё мнение о творчестве А.А.Фета на основе стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы». Попробуйте найти свои слова для оценки впечатлений

во время работы на уроке (наподобие кратких замечаний И.С.Тургенева).

II Стадия размышления.

2. Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение или сам учитель.

3. Беседа по восприятию прочитанного текста.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Ответы: заставляет задуматься о том, что в жизни человеку выпадает много невзгод, как и деревьям - дубу и берёзе; разные чувства: и тревоги, и желание бороться с бедами, невзгодами.

Учитель:

Давайте попробуем проследить за тем, как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения.

Какие зрительные образы создаёт поэт в первых двух строфах?

Перечитаем их.

4.Чтение стихотворения вслух. Аналитическая беседа.

Нарисуйте словесную картину, возникающую в вашем воображении.

Ответы: Зима. Лютый холод. Всё в оцепенении. В поле, а может быть, на берегу реки, скованной льдом, или в лесу стоят дуб и берёза. Капельки-слёзы, одинокие свёрнувшиеся листочки на ветках, треснувшая кора на стволах

свидетельствуют о том, что деревьям приходится выносить.

Какие чувства вызывает эта картина?

Ответы: сострадания, жалости, но и восхищения: они молчат!

Перечитаем последнюю строфу. Как изменяется настроение лирического героя? Какие картины или зрительные образы создаёт в ней поэт?

Ответы: Возникает картина весны: в природе всё оживает, наступают ясные дни, причём все изменения происходят бурно, стремительно, радостно. Обновление происходит не только в природе, но и в человеке: « для новых откровений переболит скорбящая душа».

III Стадия осмысления..

Попробуйте найти слова в стихотворении, выражающие авторскую идею.

Ответы: «Учись у них», «молчи», «но верь весне».

Действительно, слёзы, стенания, жалобы, проклятия, отчаяние в часы испытаний не придают человеку сил, наоборот, они изматывают его, парализуют волю и даже приводят к самоуничтожению.

Как названа поэтом весна? Почему, как вы думаете, подобную метафору (скрытое сравнение) использует Фет?

Ответы: Гений.

Что означает данное слово, кого называют гением?

Ответы: человека, обладающего способностью творить, созидать.

В греческой мифологии Гений – это дух, который является покровителем человека. Весна поэтом названа «гением» не случайно, именно она обладает способностью творить, пробуждать, обновлять, возвращать к жизни.

Преодолевать трудности, пережить страдания и суметь поверить в мечту необходимо каждому, и этому можно научиться у природы.

Как вы думаете, данное стихотворение написано ранним Фетом или в пору

его зрелого творчества? Докажите ваше предположение.

Подтверждаю ответы учащихся или оспариваю.