Каком году родился имам шамиль. Имам Шамиль

Июньским днем 1797 года, в семье коваля Денгава из дагестанского селения Гимры родился мальчик, которого назвали Али. Здоровье ребенка было очень слабым. С каждым днем он буквально угасал.

Гимры – село высокогорное, и увидеть орлов здесь можно часто. Как-то раз, сельчане увидели орла с большими белоснежными крыльями, который кружил над домом Денгава, будто высматривая что-то. Вдруг он бросился к земле и тут же обратно взмыл к небу. Тут-то все и увидели, что он поймал во дворе коваля большую змею. Это стало добрым знаком для родителей Али. Они решили сменить имя мальчику. По преданию, это помогает, когда нужно «обмануть» злых духов. Али получил имя Шамиль.

С этих пор мальчик начал крепнуть. Он значительно обгонял своих сверстников по росту и развитию. Ему не было равных в учебе, борьбе, стрельбе и скачках. К учебе он относился крайне серьезно и с большим интересом. Чтение было его любимым занятием. После того, как школьный педагог вызвал Денгава, чтобы сообщить, что ему больше нечему научить его сына, мальчик решил отправиться по соседним аулам в поисках знаний.

В путь он отправился вместе со своим старшим товарищем Гази-Мухаммадом. Друзья проходили обучение у лучших мудрецов того времени: Джамалуддина Казикумухского, являющегося потомком пророка Мухаммада, и Магомеда Ярагского, который поспособствовал изменению мировоззрения Шамиля и Гази-Мухаммада.

Вернувшись, они уже не хотят жить по-прежнему. В них горит огонь справедливости. Им хочется изменить уклад жизни горцев, сделав их жизнь более достойной.

В 1829 году, на съезде представителей народов Дагестана Гази-Мухаммаду присваивается почетное звание имама. Шамиль становится его правой рукой во всех делах.

Стоит отметить, что , к тому времени, шла уже полным ходом, поэтому товарищам приходилось решать вопросы обустройства сел в перерывах, между ожесточенными боями.

Всего два года пробыл на своем посту Гази-Мухаммад. В одном из боев, он, Шамиль и несколько мюридов оказываются окруженными в гимринской башне. Сдаваться никто не собирался, но уйти живыми шансов не было никаких. Гази-Мухаммад распахнул ворота башни, выходя к своей смерти от пуль царской армии с гордо поднятой головой.

Шамиль, взобравшись наверх башни, спрыгнул оттуда вниз. Так как башня находилась на небольшом пригорке, ему удалось таким образом перескочить своих врагов, приземляясь уже позади них. Естественно, за ним началась погоня. Однако, путем жесткого сопротивления, ему удается отбиться от своих преследователей.

Обессиленный Шамиль лежал на поляне. Он не верил, что ранения позволят ему выжить, он просто ждал часа смерти. И тут он вновь увидел в небе того же самого орла, который в детстве прилетал к ним во двор. Это вселило надежду и придало сил. Ему удалось добраться до лекаря Абдул-Азиза, который был другом его отца. А встав на ноги, после долгих месяцев лечения, он женится на дочке Абдул-Азиза.


Нелегкий пост имама

Решив избрать нового имама, люди хотели видеть на этой должности Шамиля. Однако тот отказался от такого почетного звания, сказав, что пока еще не готов к этому посту, но в любом сражении все могут на него рассчитывать. Имамом был избран Гамзат-Бек, которому так же, как и Гази-Мухаммаду, был уготован очень короткий срок правления. Через два года Гамзат-Бек был предательски убит в мечети, куда он пришел на молитву.

В 1834 году в ауле Ашильта, единогласным решением, имамом назначают Шамиля. Имам Шамиль, краткая биография которого невозможна, так как жизнь его череда выдающихся многочисленных событий. Работал он постоянно. Имамат, созданный им, был разделен на несколько округов, которые назывались «наибства». В каждом округе был назначен наиб, который строго следил за исполнением всех указаний имама.

При Шамиле был создан Верховный совет, казна, некое подобие армии и военные чины. Шамиль запретил кровную месть и ввел законы и штрафы, о чем раньше здесь никто не мог и подумать. Через шесть лет Шамиля признает имамом и чеченский народ.

Заложник царя

Столицей имамата был аул Ахульго у стен которого и произошла одна из самых кровопролитных битв Кавказской войны. В 1836 году царской армией, под командованием генерала Граббе, продолжалась несколько месяцев. Горцы не сдавались. Гибли не только мужчины, но и женщины с детьми. Несмотря на полную блокаду, сдаваться никто не соглашался.

Граббе, через парламентера, предложил Шамилю сдаться вместе со своим восьмилетним сыном Джамалуддином, тогда он гарантировал прекращение осады. Шамиль ответил отказом. Штурм возобновился с новой силой. Уже практически не осталось мужчин, которые могли бы сдерживать атаки. Зная, что Джамалуддину не причинят зла, Шамиль был вынужден отдать своего сына в заложники, спасая оставшихся сельчан. Сам он, с небольшим отрядом, сумел прорваться в соседнюю Чечню.

Джамалуддин был увезен в Россию и определен в кадетский императорский корпус для сирот. Были у имама еще три сына и две дочери, но все последующие 15 лет его душа болела за ребенка, который воспитывался теперь чужими людьми. Случай помог Шамилю снова увидеть своего ребенка. Его отряд захватил поместье армянского князя Чавчавадзе, пленив княгиню и ее сестру. Княгинь было решено обменять на сына Шамиля. Пока ожидался ответ от царя Николая Первого, их поселили в доме Шамиля. Позже, графиня Чавчавадзе отзывалась о Шамиле, как об образованном и обаятельном человеке.

В 1840 году Шамиль женится во второй раз. Его избранницей становится дочь зажиточного купца из Моздока Анна Улуханова, попавшая в плен к горскому отряду. Однако, полюбив имама всей душой, она согласилась принять ислам и стать женой Шамиля. До конца жизни Шамиль был влюблен в свою Анну, которая взяла себе мусульманское имя Шуанат и родила ему пятерых детей.

Джемал-Эддин Шамиль – так звали Джамалуддина русские, к этому времени уже имел звание корнета, был доволен своей службой и любил Россию. Перед возвращением на Родину, он был приглашен во дворец, где Николай Первый просил его передать отцу, что он хочет мира.

Отвыкший от горного климата и горской жизни, 26-летний Джамалуддин заболевает чахоткой и умирает, до последнего дня прося отца примириться с Россией.

Почетный пленник

После вступления на престол императора Александра Второго Кавказская война начала свою завершающую фазу. Князем Барятинским, который был другом детства нового царя, подкупались самые ключевые фигуры на Кавказе. Это и сломило имамат Шамиля. Процветала разрозненность и повсеместное предательство имама.

Понимая свое бессилие, Шамиль все же рассчитывал продержаться на вершине горы Гуниб, отбиваясь от царских отрядов. Но, силы были не равны. Чтобы спасти тех, кто остался, Шамиль принимает решение сдаться.

25 августа 1859 года произошла историческая встреча имама с князем Барятинским у подножия Гуниба. Барятинский встретил Шамиля, ничем не задев его достоинство, а наоборот, проявив все возможное уважение. А уже в середине сентября Александр Второй встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира.

Шамиль побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди. Он считал, что они обязаны его ненавидеть, но его встречали везде как героя, называя Кавказским Наполеоном.

Поселили Шамиля в Калуге. Ему с семьей был выделен красивый трехэтажный дом. Шамиль часто выезжал, знакомился с бытом людей, посещал госпитали, где лежали раненые солдаты царской армии, следил за театральной жизнью. Словом, это не была жизнь пленника, это была жизнь почетного гостя.

В 1861 году Шамиль обращается к императору с просьбой, о поездке к мусульманским святыням в Мекку. Пригласив Шамиля и его старшего сына Гази-Магомеда в Царское село, Александр пообещал отпустить его, но только позже. Пока, он считал это нецелесообразным, так как в горах еще не все было замирено.

Сын Шамиля Магомед-Шапи поступает на службу к Александру в Кавказский эскадрон. Третья жена Шамиля Загидат подарила имаму сына Магомеда-Камиля уже в Калуге. Здесь же, Шамиль принимает присягу на верность императору.

Годы брали свое, Калужский климат перестал подходить имаму, и было принято решение о переезде в Киев. Перед отъездом, Шамиль сходил на кладбище, попрощаться с семнадцатью родственными могилами, которые он оставлял здесь.

Сидя на берегу Днепра в Киеве, Шамиль понимал, что настало время отправляться в свой последний поход. Он снова просит императора о поездке в Мекку, обещая, что сыновья его останутся. И вот, разрешение получено. 16 февраля 1869 года Александр Второй дает свое согласие. Сбылась самая заветная мечта имама Шамиля.

Скончался имам Шамиль биография которого будет пересказываться еще не одну сотню раз, 4 февраля 1871 года, после завершения своего паломничества, в Медине. Там же он и был похоронен на кладбище Аль-Бакия, где покоятся еще очень многие досточтимые люди мусульманского мира.

История Имама Шамиля лишнее подтверждение того, что никогда не поздно переосмыслить свои взгляды и найти общий язык даже с самым сильным противником.

Полное имя: Шамиль

Похожие имена: Шамуил, Шимон

Церковное название: -

Значение: всеохватывающий, вобравший в себя все положительные качества, легендарный богатырь

Отчество: Шамилевич, Шамилевна; Шамильевич, Шамильевна

Значение имени Шамиль - толкование

Имя Шамиль — это имя имеющее несколько вариантов значения и происхождения, что не является редкостью с именами. Согласно первой версии, имя Шамиль имеет арабское происхождение. Те, кто придерживается этой версии считают, что имя Шамиль означает «всеобъемлющий» или «всеохватывающий».

Согласно второй версии, имя Шамиль — это арабская форма имени Самуил. Имя Самуил — это древнееврейское имя, которое имеет достаточно широкое распространение. Самуил — это один из великих пророков Ветхого Завета и почитается во всех авраамических религиях. Если эта версия верна, то имя Шамиль означает — «имя Божье» или «слушайте Бога», так как именно такое значение у имени Самуил.

Есть еще две версии, но они менее популярные. Так, у тюркских народов имя Шамиль означает «легендарный богатырь», а персидская версия гласит, что имя Шамиль означает «северный ветер».

Имя Шамиль на других языках

Астрология имени Шамиль

Благоприятный день: понедельник

Через года

Шамиль растет подвижным, очень любопытным малышом, которого интересует буквально каждая мелочь. Он может часами рассматривать различных козявок, изучать, из чего состоит растение, копаться в земле. Такая странность для родителей удивительна, но ребенок не становится затворником.

Люди ему интересны тоже - особенно ребята, с которыми можно от души поноситься по двору. А вот здесь родителям стоит быть внимательными: надо объяснить мальчику, что играть на стройках и других подобных объектах - это опасная затея.

Его достаточно сложно воспитывать, так как он очень требовательный ребенок. Мальчик не верит словам от людей, которые делом не доказали права учить. Родителям придется тяжело, если они не будут примером для подражания собственному ребенку. При этом мальчик внимательно относится к словам авторитетных для себя людей. Так же стоит отметить благородство и бесстрашие Шамиля.

Юный Шамиль очень нуждается в одобрении окружающих людей, больше всего ему важно мнение сверстников. Он хочет быть популярным парнем, который имеет успех у девчонок. И это удается на все сто процентов. Парень с таким именем может не отличаться красивой модельной внешностью, но врожденное чувство юмора и широкий кругозор делают его очень интересным для других.

А еще он всегда готов на какую-нибудь авантюру, поэтому с таким другом не приходится скучать. Именно поэтому Шамиля окружают большие компании. В работе Шамиль достаточно успешен. Если усидчивость и внимание были несвойственны Шамилю на уроках, то вот в работе все наоборот.

Он добивается заслуженного успеха именно кропотливым трудом, хотя со стороны может показаться что ему просто везет. Шамиль может быть успешен в таких областях как торговля, частное предпринимательство, руководящие должности. Главное правило, Шамилю должна нравится его работа. Именно любовь к своему делу ведет Шамиля к успеху.

Когда Шамиль вступает в самостоятельную жизнь, ему приходится немало работать над своей импульсивностью. Это талантливый человек, который может многого добиться, но склонность к риску и необдуманным шагам может стать для него серьезным препятствием на пути к успеху.

Носитель этого имени по-прежнему ценит дружбу, большое количество знакомств. Это нередко помогает решать сложные ситуации, выходить сухим из воды в неоднозначных случаях. Природное обаяние мужчины раскрывается еще больше - оно лишь усиливается с годами. Шамиль же постоянно работает над своим образованием, много читает и стремится стать лучше с каждым днем.

Взрослого Шамиля выделяют такие характерные черты, как волевой характер, активность и лидерские качества. Эти, присущие с детства качества, с возрастом становятся еще более заметными. Сильный характер Шамиля и его мужская харизма делаю его притягательным для окружающих. Шамиль становится центром внимания, но редко это портит обладателя имени. Шамилю не свойственно зазнайство, каких бы он высот не добился. Он прост в общении, а его умение нравится людям не является дешевым заигрыванием с публикой.

Характер Шамиля

Это веселый, яркий, позитивный человек, который всегда умеет поднять настроение и найти хорошее в сложной ситуации. Благодаря ему люди не впадают в уныние, а легко переживают трудности. Шамиль готов помочь, не жалеет сил, денег и других ресурсов для близких людей.

Он из тех людей, которые в последнюю очередь теряют надежду, если дела идут плохо. Этот позитивный настрой часто помогает преодолеть самые страшные моменты жизни и не опустить руки. Шамиль старается жить честно, открыто обозначая свое отношение к каждому человеку, но никого не обижая.

Импульсивность, вспыльчивость, склонность к необоснованному риску - это те черты, которые относятся к минусам человека с таким именем. Часто от желания рисковать страдают именно близкие люди, мнения которых он не спрашивает.

Нередко Шамиль склонен думать, что он знает, как надо поступать и жить, поэтому старается навязать свое мнение другим. Но если получает отпор, редко будет пытаться снова кого-то подавить. Быстро понимает, на кого распространяется его влияние, и пользуется этим.

Судьба Шамиля

Все взлеты и падения в жизни этого человека обусловлены не внешними обстоятельствами, а решениями, которые он принимает необдуманно. Если обладатель этого имени научится останавливаться и думать перед каждым серьезным действием, жизнь пройдет в более комфортных условиях.

В дружбе и работе Шамиль - это практически идеальный человек, потому что недостатки перекрываются достоинствами. Чуть сложнее самым близким людям, на которых непосредственно отражаются все последствия поспешных решений.






Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

Может стать военным, спортсменом, актером, политиком - ему доступна разнообразная работа. А вот собственный бизнес построит вряд ли, поскольку способность необдуманно рисковать быстро заставит его разориться.

Шамиль редко бывает очень богатым человеком, но зарабатывает достаточно на себя и семью - обычно своим финансовым положением доволен.

Брак и семья

Полноценная семья складывается у Шамиля довольно поздно, хотя дети могут появиться и в раннем возрасте. Окружающие думают, что этот человек не найдет свою пару или не сможет выстроить правильную семейную жизнь.

Но, как по взмаху волшебной палочки, в один момент он находит идеальную для себя женщину и создает с ней отличную семью. Появляются дети, которых он просто обожает, отношения с родственниками складываются отлично. Если обладатель этого имени поумерит желание рисковать, в доме не будет серьезных поводов для ссор.

Секс и любовь

Страстный и любвеобильный, Шамиль долго ищет подходящую девушку. Популярность среди женщин позволяет ему заводить то одни, то другие отношения. Но быстро теряет интерес к очередной паре, снова возвращается к поискам.

Не всегда умеет правильно расставаться, поэтому наживает немало врагов среди обиженных женщин. Секс для такого мужчины является важной составляющей жизни. Он страстный, но далеко не всегда внимательный любовник. Но если женщина укажет ему на недостатки, будет долго переживать, а потом начнет работать над собой, чтобы в будущем получать только положительную оценку.

Здоровье

Отличается хорошим здоровьем, редко болеет, хоть и не всегда ведет здоровый образ жизни. В силу импульсивности своей натуры Шамиль склонен к различным зависимостям - ему следует внимательно следить за тем, чтобы не употреблять лишний алкоголь.

Слабым его местом является нервная система, поэтому для ее сохранения и укрепления необходимо, во-первых, избегать стрессов, во-вторых, давать выход своим эмоциям. Силовые нагрузки и активные тренировки будут как нельзя кстати.

Увлечения и хобби

Чем бы ни увлекался Шамиль, делает он это в кругу друзей. В веселой компании он может проводить время на природе, в тире, хоть в музее - ему важна именно дружеская атмосфера и возможность быть окруженным любимыми людьми.

Иногда независимость и упрямство мешают Шамилю преуспеть в области военного искусства или спорта, хотя эти сферы как раз и наиболее привлекательны для него как в качестве финансов, так и на уровне увлечений и хобби

Ранние годы

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребенком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его, на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Гази-Мухаммад (1795-1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» - оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; "Мюридизм", распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического Ислама ни в обрядах ни в учении и признавал султана халифом и главою веры. Мюриды верили, что Мухаммед воздвигает из народов пророков, которые стараются сохранить учение Корана в чистоте и что правоверные должны повиноваться им как избранным людям. Таким то избранным, горцы признавали Гази-Мухаммада, особенно отличавшегося своей набожностью. С того времени, как в Чечню проникло из Дагестана учение мюридов, война против неверных превратилась в общенародное движение. В 1831 году чеченцы под руководством Гази-Мухаммада подняли общее восстание.

В набегах Гази-Мухаммада против ханов Аварии, преданных русскому правительству, принимал деятельное участие и Шамиль. Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю и он сделался правою рукою имама Гази-Мухаммада. Шамиль был глубоко предан учителю и быстро исполнял повеления своего имама. Начало тридцатых годов было самое тревожное на Кавказе. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры , Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад , первым бросившийся в атаку, погиб.

Современники так описывают это героическое сражение:

«Кази-Магомед сказал Шамилю: „Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь“. С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля. »

Семья

Имам Шамиль (сидит) с сыновьями

После смерти отца мать Шамиля вышла замуж за Денгау Мохаммеда. В этом браке была рождена дочь Фатимат, бывшая замужем сначала за Магомою, а впоследствии за Гимринским Хамулатом, убитым при взятии старого Дарго в 1845 году . Фатимат погибла при взятии русскими войсками крепости Ахульго в 1839 году . Она бросилась в реку Койсу , чтобы не попасть в руки неверных, по приказанию Шамиля, и утонула. От Фатимат осталась дочь Меседу, которая была замужем два раза за Алм-Магометами; От первого мужа у неё был сын Гамзат-Бек, отправленный в 1838 году аманатом в Россию.

У Шамиля было пять жен. Одна из них, Шуанет была урождённой Анной Ивановной Улухановой, армянкой по происхождению .

Айман аз-Завахири о Шамиле

Память

Мемориальная доска в Киеве

  • Шамильский район - с 1994 г. название Советского района Дагестана ;
  • Шамилькала - с 1990 г. название поселка гидростроителей Светогорск в Унцукульском районе ;
  • колхоз имени имама Шамиля - колхоз с. Аргвани Гумбетовского района ;
  • Проспект имама Шамиля - с 1997 года название проспекта Калинина г. Махачкала ;
  • проспект имама Шамиля - проспект в г. Кизилюрт
  • улица Шамиля - улица в г. Избербаш
  • Танковая колонна «Шамиль» - действовавшая в составе частей Красной армии в годы Великой Отечественной войны.
  • улица Шамиля - улица в г. Буйнакск
  • улица Шейха Шамиля в центре Баку (Азербайджан)
  • бюст Имама Шамиля в Закаталы (Азербайджан)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Ш. Исаев: К генеалогии Имама Шамиля //Журнал Кавказоведение, № 2, 2002 г.
  • Гаджи-Али «Сказание очевидца о Шамиле» (1860)
  • Мухаммад Тахир ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» пер. А. Барабанова. (1856)
  • Руновский А. «Записки о Шамиле» (1860)
  • Чичагова М. Н. «Шамиль на Кавказе и в России» (1889)
  • Рындин А. «Имам Шамиль в России» (1895)
  • Шульгин С. «Рассказ очевидца о Шамиле» (1903)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк: (Репринтное воспроизведение издания 1889 года) / Сост. М. Н. Чичагова.. - М .: Русская книга, Полиграфресурсы, 1995. - 208 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-268-01176-6 (в пер.)
  • Шапи Казиев . Имам Шамиль. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 2010. ISBN: 5-235-02677-2
  • Шапи Казиев . Ахульго. Роман о Кавказской войне XIX в. Эпоха, Махачкала, 2008
  • О.-Д. А. Частное письмо о взятии Шамиля от 2 сентября 1859 // Русский архив, 1869. - Вып. 6. - Стб. 1045-1068.
  • Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. - Л., 1939.

Имам Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость. Его пленение сыграло существенную роль в ходе этой борьбы. 7 сентября исполнилось 150 лет с того дня, как Шамиль был взят в плен.

Имам Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года (по другим сведениям около 1799 года). Имя, данное ему при рождении, - Али - было изменено его родителями на «Шамиль» еще в детском возрасте . Одаренный блестящими природными способностями, Шамиль слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата, - священной войны против русских - увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшие спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами.

Сопровождая своего учителя в его походах, Шамиль в 1832 году был осажден русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Шамиль успел, хотя и сильно израненный, пробиться и спастись, Кази-мулла погиб. После смерти Кази-муллы его преемником и имамом стал Гамзат-бек. Шамиль был его главным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама.

В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве , управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад . Накануне Крымской войны 1853 - 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие - генерал Николай Муравьев (1854 - 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля - аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

После того как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась еще почти пять лет. Шамиль с 400 мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга.

В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России . Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.

В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев.

В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку , где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине (ныне Саудовская Аравия).

Имам Шамиль - известный предводитель кавказских горцев, который вел активную деятельность во второй четверти XIX века. В 1834 году его официально признали...

От Masterweb

11.04.2018 16:00

Имам Шамиль - известный предводитель кавказских горцев, который вел активную деятельность во второй четверти XIX века. В 1834 году его официально признали имамом Северо-Кавказского имамата, которое считалось теократическим государством. Располагалось оно на территории современных Чечни и западной части Дагестана. Считается национальным героем народов Северного Кавказа.

Происхождение Шамиля

Имам Шамиль по происхождению авариец. Его отец был кузнецом, а мать дочерью аварского бека. Он появился на свет в 1797 году в небольшом селении Гимры на территории современного западного Дагестана. Назвали его Али в честь деда.

В маленьком возрасте будущий имам Шамиль был очень болезненным ребенком. Поэтому родители, чтобы защитить его от напастей, решили дать ему еще одно имя - Шамиль, что в дословном переводе означает "Услышанный богом". Так звали брата его матери.

Детство героя

Случайно это произошло или нет, но, получив новое имя, Шамиль вскоре поправился, начал поражать всех окружающих своим здоровьем, силой и энергией.

В детстве он при этом был очень живым и резвым ребенком, часто попадался на шалостях, но редко какие-то из них были нацелены на вред кому-нибудь. Про Шамиля часто говорили, что внешне он отличался очень угрюмой наружностью, сильной волей, небывалой любознательностью, властолюбием и весьма гордым нравом.

Был очень спортивным ребенком, увлекался гимнастикой, например, мало кто мог его догнать на бегу. Многие отмечали его силу и отвагу. Поэтому понятны его увлечения фехтованием, пристрастие к холодному оружию, особенно к популярным на Кавказе шашкам и кинжалам. В подростковом возрасте он настолько закалил свой организм, что в любую погоду, даже зимой, появлялся с открытой грудью и босиком. Такая цитата имама Шамиля хорошо его характеризует:

Боишься - не говори, сказал - не бойся.

Его первым наставником считается друг детства Адиль-Мухаммад, который родился в городке Гимры. На протяжении многих лет они были неразлучны. К 20 годам Шамиль окончил курсы логики, грамматики, арабского языка, риторики, законоведения и даже высшей философии. Его образованию позавидовали многие его современники.

Увлечение "священной войной"

Проповеди, которые читал Гази-Мухаммад, в конце концов, увлекли и будущего имама Шамиля. Он оторвался от книг, из которых черпал знания, увлекся мюридизмом, который в то время начал быстро распространяться. Название этого учения происходило от слова "мюрид", которое в дословном переводе означает "ищущий путь к спасению". В обрядах и учениях мюридизм при этом мало чем отличался от классического ислама.

В 1832 году Шамиль принимал участие в Кавказской войне, что стало вполне ожидаемым в связи с его увлечениями. Вместе с Гази-Мухаммадом он оказался в осажденном русскими войсками селении Гимры. Операцией руководил генерал Вельяминов. Герой нашей статьи был тяжело ранен, но все же сумел пробиться сквозь осаждающих. При этом Гази-Мухаммад, который первым бросился в атаку, поведя за собой войска, был убит. Цитаты имама Шамиля воспроизводятся до сих пор многими его фанатами и последователями. Например, это, одно из первых сражений в своей карьере, он описал так:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют, и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвертый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

Тело убитого имама было перевезено в Тарки, чтобы избежать новых возмущений (это места в районе современной Махачкалы). Территория контролировалась русскими войсками. Шамиль сумел встретиться со своей сестрой, предположительно из-за этого он так взволновался, что вскрылась свежая рана. Некоторые из окружающих посчитали его при смерти, поэтому новым имамом его выбирать не стали. На это место был назначен его сподвижник по имени Гамзат-бек Гоцатлинский.

Через два года в ходе Кавказской войны горцам удалось одержать несколько знаковых побед. Например, был взят Хунзах. Но уже в 1839 году их постигло тяжелое разгромное поражение при Ахульго. Шамиль после этого покинул Дагестан, он был вынужден срочно перебираться в Чечню, где некоторое время жил в селении Гуш-Корт.

Съезд чеченского народа


В 1840 году Шамиль принимает участие в съезде чеченского народа. Для этого он прибывает в Урус-Марта, куда его приглашает Иса Гендаргеноевский. Там предварительно проходит съезд чеченских военачальников.

А уже на следующий день на съезде чеченского народа его выбирают имамом Чечни и Дагестана. В краткой биографии имама Шамиля этот факт обязательно упоминается, являясь одним из ключевых. Будущий герой кавказского народа становится третьим имамом. Своей главной задачей он ставит объединение горцев, при этом продолжает вести борьбу против российских войск, которые, как правило, превосходят дагестанцев и чеченцев количественно, да и вооружение с обмундированием у них более качественное.

От предыдущего имама Дагестана Шамиль отличается военным талантом, неторопливостью и расчетливостью, у него проявляются организаторские способности, а также настойчивость, выдержка, умение выбирать момент для удара.

Своей харизмой ему удавалось поднимать и воодушевлять горцев на борьбу, в то же время принуждая подчиняться своей власти, которая распространялась на внутренние дела практически всех подвластных общин. Последний момент был особенно непривычен для дагестанцев и чеченцев, воспринимался он не просто, но Шамиль с ним справлялся.

Власть Шамиля


Одно из главных достижений в биографии имама Шамиля заключается в том, что ему удалось объединить под своей властью практически все общества западного Дагестана и Чечни. Он опирался на учение ислама, повествующее о "священной войне" против неверных, которых называли газавате. Сюда же он включал требования бороться за независимость, объединяя разрозненные по всем районам общины горцев.

В биографии имама Шамиля не раз отмечалось, что для достижения своей конечной цели он стремился упразднить учреждения и обычаи, многие из которых были основаны на вековых обычаях, называемых в тех местах адатом.

Еще одна заслуга имама Шамиля, в краткой биографии, которая есть в этой статье, это подчеркивается особо, это подчинение и общественной, и частной жизни горцев шариату. То есть в их обиход вошли исламские предписания, основанные на священных текстах Корана, а также исламских предписаниях, применяемых в мусульманском судопроизводстве. Имя Шамиля напрямую ассоциировалось у горцев со "временем шариата", а когда его не стало, стали говорить, что произошло "падение шариата".

Система управления горцами


Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными "священной войне" и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Артиллерия Шамиля


Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

Финансовое состояние войск

Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

Плен


В истории имама Шамиля переломным стал момент, когда он оказался в плену у русских войск. В 1840-х годах он одержал несколько крупных побед, но в следующее десятилетие его движение пошло на спад.

К тому времени Россия вступила в Крымскую войну. Турция и западная антирусская коалиция призывали его выступить его совместно против России, рассчитывая, что он сможет ударить в тыл русской армии. Однако Шамиль не желал присоединения имамата к Османской империи. В итоге во время Крымской войны он занял выжидательную позицию.

После заключения мирного договора в Париже русская армия сконцентрировала свои силы на Кавказской войне. Войска возглавили Барятинский и Муравьев, которые начали активно наступать на имамат. В 1859 году была взята резиденция Шамиля, располагавшаяся в Ведено. А уже к лету практически полностью задавлены последние очаги сопротивления. Сам Шамиль скрывался в Гунибе, но в конце августа его настигли и там, предводитель горцев был вынужден сдаться в плен. Правда, на этом Кавказская война не закончилась, продолжаясь еще около пяти лет.

Шамиля привезли в Москву, где он встретился с императрицей Марией Александровной и Александром II. После этого его определили для жизни в Калуге, куда и переехала его семья. В 1861 году он снова встречается с императором, просит отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но получает категорический отказ, так как живет под надзором.

В результате в 1866 году предводитель горцев вместе с сыновьями присягнул на верность России, вскоре его даже пригласили на свадьбу к цесаревичу Александру. На этом торжестве он увиделся с императором в третий раз в своей жизни. В 1869 году его даже сделали особым указом потомственным дворянином, жизнь Шамиля в России окончательно устроилась.

В 1868 году, когда ему исполнился уже 71 год, император, зная о неважном состоянии здоровья горца, разрешил ему вместо Калуги жить в Киеве, куда тот незамедлительно и переехал.

На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей. Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 - 1871.

Похоронили его на кладбище под названием аль-Баки, расположенном в самой Медине.

Личная жизнь


Всего было пять жен у имама Шамиля. Самая первая носила имя Патимат. Она была матерью сразу трех его сыновей. Это Гази-Мухаммад, Джамалудин и Мухаммад-Шапи. В 1845 году ее не стало. Еще раньше погибла вторая жена Шамиля по имени Джавгарат. Это случилось в 1839 году, когда русские войска пытались штурмом взять Ахульго.

Третья жена военачальника родилась в 1829 году и была на 32 года младше своего мужа. Она была дочерью шейха Джамалуддина, который был близким соратником имама и его фактическим наставником. Она родила от героя нашей статьи сына Мухаммада-Камиля и двух дочерей по имени Баху-Месед и Наджабат. Несмотря на такую разницу в возрасте, она умерла в один год со своим мужем.

На 5 лет его пережила четвертая жена Шуайнат, которая была армянкой, от рождения носившей имя Анны Ивановны Улухановой. Ее взял в плен в Моздоке один из наибов Шамиля. Через шесть лет после пленения она вышла замуж за предводителя горцев, родила ему 5 дочерей и 2 сыновей. Правда, практически все они умерли в младенчестве, только девочка Сапият дожила до 16 лет.

Наконец, пятой женой была Аминам. Их брак был непродолжительным, а детей в нем не было.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255