Какие бывают виды проектов. Как выбрать тему проекта

Уважаемые родители и ребята!

Вам уже необходимо определиться с темой проектной работы, над которой Вы будете работать. На этой страничке для Вас будут размещены рекомендации, которые помогут Вам качественно подготовить проектную работу, структура и виды проектных работ, а также перечень возможных тем проектных работ.

Виды проектов

Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам" , где целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием "Зачем растениям нужна вода" . В ходе проекта можно провести мини-исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и представить её ребятам на уроке.

Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте "Семейные праздники и традиции". В ходе проекта каждый ребенок не только провел мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи, плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Этапы работы над проектом

I этап: выбор темы проекта

II этап : сбор информации

III этап: обдумывание плана работы над проектом

IV этап: реализация проекта

V этап : подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее)

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап : презентация и защита проекта в классе

VII этап : рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

Как выбрать тему проекта?

Правило 1 . Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2 . Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3 . Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.

Структура проекта (именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить ребята в своих проектах)

1. Тема проекта.

2. Вид проекта:

3. Цели и задачи проекта.

4. План работы над проектом (или этапы).

5.Основные идеи.

6. Вывод.

Пример оформления проектной работы (кратко)

1. Тема моей проектной работы "Самые большие зоопарки мира"

2. Вид проекта- информационный.

3. Цель проекта - узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках мира. Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в классе.

Задачи проекта:

Пользуясь справочным материалом: (энциклопедиями, интернетом, журналами и газетами) найти информацию о самых больших зоопарках мира;

Проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых больших и необычных зоопарках мира;

Рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;

Подготовить мини - фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших зоопарках мира;

Представить полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.

4. Этапы работы над проектом.

Первый этап - "Выбор темы проекта". Я выбрал(а) эту тему, так как......

СОВЕТ: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему, как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для проекта)

Второй этап - "Сбор информации". Для работы над проектом я пользовалась такими источниками.....

Третий этап - "Обдумывание плана работы над проектом" - предполагает активную мыслительную деятельность. Его можно опустить (не писать).

Четвертый этап - "Реализация проекта". На этом этапе составляется текст работы, макет, создается плакат и так далее.

Пятый этап - "подготовка к защите проекта" - предполагает домашнюю подготовку к защите проекта. Этот этап также можно опустить (не писать).

Шестой и седьмой этапы - проходят в классе. Отражать в тексте работы их также не нужно.

5. Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие самые большие зоопарки..... Они интересны тем, что....... Там живут такие обитатели, как.....

6. Вывод. Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать, охранять......

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ "ПРОДУКТ" - ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ, ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТАК ДАЛЕЕ.

Рекомендации для учащихся
Выбери тему исследования.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Грамотно проработайте речь. Не стоит отставлять место под импровизацию. Если вы хотя бы немного сомневаетесь в себе, лучше всего заранее продумать даже маловажные фразы.
Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст, но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как будет оформлена подача материала, зависит успех всего проекта.

Примерная тематика проектных работ для учащихся начальных классов
* Зоопарки мира
* Сад моей мечты
* История развития футбола
* Эти забавные кошки
* Тигры - самые большие и самые грозные из крупных кошек
* Пять самых редких птиц на планете
* Что нужно знать человеку о пауках?
* История возникновения и производства шоколада
* Как помочь птицам перезимовать?
* Красота и симметрия бабочек
* Собаки и космос
* Собаки-поводыри
* Соль - польза или вред?
* Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
* Профессии нашей мечты
* Моя родословная
* Профессии наших родителей
* Мой город
* Хлеб - всему голова
* Птицы - наши друзья
* Здоровый образ жизни
* Наш дом. Наш двор
* Война и наша семья
* Использование бытовых отходов в детских поделках
* История русской игрушки
* Во что играли наши предки?
* Действующие вулканы нашей планеты
* Использованная бумага - мусор или добро?
* Матрешка - игрушка или сувенир
* Всегда ли бутерброд падает маслом вниз.
* Спортивная жизнь моей семьи
* Как мультфильмы влияют на психику ребёнка
* Кактус-колючий друг
* Выращивание кристалла
* Далеко ли от нас до Солнца
* Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
* Почему скисает молоко?
* Почему стреляет попкорн?
* Путешествие водяной капельки
* Что такое микроскоп?
* Чудесные превращения, или Что такое сыр?
* Секреты Луны
УДАЧНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТОВ!

Есть несколько точек, которые могут помочь учителю выйти на темы проектных работ.

Переоткрытие с помощью современной техники

Современные технологии и инструменты позволяют по-новому проводить исследования тепловых явлений, гидродинамики, биоаэродинамики и изучать их. Можно взять старую тему и на новом техническом уровне провести наблюдения, обнаружив много недоступных ранее деталей. Например, появилась возможность дешево и качественно снимать видео из-под микроскопа, изучая явления микромира. Отснятый материал можно анализировать: делить видео на кадры, проводить измерения.

Более дешевые расходные материалы

Стали доступными датчики и устройства для проведения измерений, появилась дешевая микроэлектроника и расходники. Наборы датчиков для анализа окружающей среды и состояния человека есть даже в смартфонах. Например, можно использовать датчики термосопротивления для наблюдения тепловых эффектов.

Большие данные

Широко распространены открытые коллекции различных данных: онлайн-карты, спутниковые снимки. Благодаря данным можно строить аргументы. Открытые данные широко используются там, где требуются сравнительные характеристики и оценка изменений в больших масштабах. Например, в исследовании цветения водоемов от климатических условий.

Возможность индивидуализации

Доступность 3D-печати обеспечивает индивидуализацию процесса: можно сделать именно тот объект, который нам нужен – удобную кнопку, подходящий по размерам и конфигурации корпус, нужная деталь. Так можно создавать новые вещи, например, свой тестирующий прибор для опроса.

Междисциплинарность

Можно построить табличку пересечения дисциплин и посмотреть интересные области, например: биофизика, биохимия, физхимия, ИКТ и естественные дисциплины. На стыке дисциплин возникают темы, которых не могло быть 20 лет назад. Развиваются новые услуги и продукты: распределенная энергетика от персональных источников энергии, системы персонализированного производства и доставки еды и воды, персональная медицина, децентрализованные финансовые системы и многое другое.

Что нужно учесть?

Выбирайте индивидуально. Если учеников у вас много, стоит иметь большое количество неповторяющихся тем. Важно не убедить школьника взять ту или иную тему, а разогреть интерес и вызвать желание: тема должна цеплять и вдохновлять на активные действия. Никогда не вывешивайте список тем на стене! Найдите время и уделите внимание каждому ученику, чтобы вместе определиться, чем вы будете заниматься.

Пусть тема будет значимой. Teмы нужно выбирать из современного мира, а не из прошлого. Тема должна быть связана с реальным миром детей и предлагать что-то нужное сейчас: современные навыки, умения, знания. При этом она должна повышать статус, чтобы дети могли гордиться результатом.

Привлекайте экспертов. Организатор проектной работы должен наращивать и удерживать связи с ученым миром и изобретателями. Но, выбирая тему для проекта, нацеливайтесь на проблемы, не требующие космических усилий от преподавателей.

Оценивайте расходы. Важно понять, сколько сил, времени и средств понадобится для проведения полевых исследований, приобретения реактивов или комплектующих, оплаты работы экспертов, создания прототипов. Если ресурсов недостаточно, можно попробовать вычленить из темы менее затратный проект. Наличие того или иного оборудования важно, но не должно определять тему проекта. Если какая-то тема актуальна и есть заказчик, то под эту тему необходимо искать требуемое оборудование.

Будьте в курсе. Просматривайте подписки журналов «Наука и жизнь», «Юный техник», «Химия и жизнь». Авторы уже собрали огромное количество информации про технические прототипы и провели колоссальную работу по реферированию и осмыслению.

Проекты, реализуемые в различных областях, разными специалистами имеют значительные различия между собой. Поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного типа или вида проекта.

Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные ее варианты:

1.3.1. Типы проектов

Различаются по сферам деятельности, в которых осуществляется проект:

1. Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т. д.);

2. Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);

3. Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);

4. Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);

5. Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, – к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.).

1.3.2. Классы проектов

Различаются по составу, структуре и предметной области проекта:

1. Монопроекты – отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты) ;

2. Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления);

3. Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно – и мультипроектов («План Маршалла», создание Общеевропейского рынка, развитие Южной Кореи и т. д.).

1.3.3. Масштабы проектов

В американской практике существует деление проектов по масштабности:

1. Малые проекты – капиталовложения до $10-15 млн.; трудозатраты 40-50 тыс. человеко-часов. Примеры: опытно – промышленные установки, небольшие промышленные предприятия, модернизация действующих производств.

2. Мегапроекты – целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Отличительные черты: капиталовложения – от $ 1 млрд. и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) – обычно консорциум фирм, трудоемкость – 2 млн. человеко-часов – на проектирование, 15- 20 млн. человеко-часов – на строительство, 5 -7 и более лет – срок реализации.

1.3.4. Виды проектов

Различаются по характеру предметной области проекта:

1. Инвестиционный – главная цель – создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;

2. Инновационный – главная цель – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций;

3. Научно – исследовательский;

4. Учебно-образовательный;

5. Смешанный.

1.3.5. По длительности

1. Краткосрочный – до 3-х лет;

2. Среднесрочный – от 3-х до 5-ти лет;

3. Долгосрочный – свыше 5-ти лет.

Типология проектов. Продукты проектной деятельности

Из-за малого количества научной литературы по проектной деятельности типология

проектов оказалась очень запутанной. Постараемся привести типологию проектов к некоторой системе.

1. Типология проектов.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Общая типология проектов:

По доминирующей деятельности

По предметно-содержательной области

По характеру координации

По количеству участников

По продолжительности выполнения

По объекту проектирования

1.1. Типы проектов по доминирующей деятельности.

По доминирующей деятельности проекты делят на:

Исследовательские

Творческие

Прикладные

Информационные

Приключенческие, игровые, ролевые.

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Такие проекты требуют:

Хорошо продуманной структуры,

Четко обозначенных целей,

Доказанной актуальности для всех участников проекта,

Социальной значимости, продуманных методов (экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов)

При выполнении исследовательского проекта ученик:

Структурирует проект в логике научного исследования,

Включает в проект аргументацию его актуальности,

Определяет объект и предмет исследования,

Обозначает цели и задачи проектного исследования.

Формулирует гипотезу исследования,

Определяет методы исследования,

Конкретизирует источники информации,

Выводит методологию исследования,

Определяет пути решения проблем,

Осваивает новое опытным путем,

Оформляет проект в виде выводов,

Подтверждает или опровергает гипотезу,

Выходит на новый спектр проблем.

Таким образом, исследовательские проекты подчинены логике исследования и имеют структуру совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проекта предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, определение методов исследования, его предмета и объекта, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения (экспериментальных, опытных), обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, определение новых проблем для дальнейшего развития решения.

Творческие – эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)

При выполнении проекта ученик:

Договаривается с группой или учителем о жанре,

Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

Стремится получить творческий продукт,

Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

Они оформляются в виде фильма, игры, праздника.

Ролевые, игровые, приключенческие - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.

Особенности такого проекта:

Структура до завершения остается открытой

Участники в роли художественных персонажей, деловых людей

Результат: овладение новой ролью, личные переживания участников

Прикладной проект. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.

Прикладной проект требует:

тщательно продуманной структуры;

определения функций каждого из участников;

оформления результатов проектной деятельности;

"конечного продукта";

презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).

Особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта

Информационные - направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Особенности:

Предполагают ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ, обобщение фактов.

Требуют хорошо продуманной структуры

Структура:

· Цель проекта, его актуальность

· Сбор и обработка информации

· Результат

· Презентация

1.2. Типы проектов по предметно содержательной области.

По предметно содержательной области:

Монопроекты

Межпредметные проекты

Надпредметные проекты

Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

К нему можно отнести:

Литературно – творческие,

Естественно – научные,

Экологические,

Языковые (лингвистические),

Культуроведческие,

Спортивные,

Географические,

Исторические,

Музыкальные,

Исторические.

Литературно – творческие – это проекты, предполагающие деятельность учащихся, выраженную в желании творить: написать какой-то рассказ, повесть, сце­нарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр.

Естественнонаучны: чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой).

Экологические: также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе, пр.).

Языковые (лингвистические): чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.

Культурологические: связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

Спортивные: объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований, пр.).

Географические: могут быть исследовательскими, приключенческими, пр.

Музыкальные: объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, пр.

Исторические: позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Выполняются, как правило во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Телекоммуникационный образовательный проект- это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные образовательные проекты всегда межпредметны.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

1.3.Типы проектов по характеру координации.

По характеру координации

С открытой

Со скрытой

Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников (как правило это относится к телекоммуникационным проектам – форма обучения, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени. Сетевые коллективы объединяет общая информационная задача, которую они решают, собирая необходимую информацию по исследуемой проблеме в доступном для всех месте – определенном правилами проекта сайте.).

В одной из американских школ учитель предложил двум ученикам написать электронное письмо В. Шекспиру с пояснениями, почему они так плохо ведут себя на уроках по его произведениям. "На уроках родного языка нас заставляют изучать Ваши произведения, м-р Шекспир, - написали эти ученики. - Нам это не нравится".

"Что такое свободное время? В течение 20 лет я руководил театральной труппой, написал и опубликовал почти 200 больших поэм, играл в своих спектаклях и спектаклях других авторов, написал 37 довольно хороших пьес Многие удивляются, когда я успел столько сделать? Даже сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, я работал весь день, беседуя с учениками, вроде вас, в двенадцати странах мира". Завязалась переписка учеников с "Шекспиром", и в результате школьники заинтересовались творчеством величайшего английского писателя.

1.4.Типы проектов по количеству участников.

По количеству участников

Личностные

Групповые

Личностные – одним учащимся.

План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него. Он приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии. Происходит формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Парные – двумя учащимися.

В проектной группе формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Групповые – несколькими учащимися (более 2).

Особенности те же, что и для парных.

1.5.Типы проектов по продолжительности выполнения.

По продолжительности выполнения

Краткосрочные (до недели)

Средней продолжительности (от недели до месяца)

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

1.6.Типы проектов по объекту проектирования.

По объекту проектирования:

Морфологические

Проектирование вещей.

Социальные

Проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

Экзистенциальные

Проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы

1.7.Частные типологии проектов.

1.7.1 Типология проектов на основе материалов А.С. Сиденко.

ü По характеру результата:

информационный

исследовательский

обзорный

проект-инсценировка

ü По форме:

видеофильм

телепрограмма

интервью

репортаж

рок-опера

ü По профилю знаний:

монопроекты

межпредметные

ü По числу участников:

личностные

групповые

1.7.2 Типология проектов на основе материалов А.Г. Раппопорту.

ü По типу объекта проектирования:

морфологические

социальные

экзистенциальные

ü По характеру координации:

с открытой или явной координацией

со скрытой координацией

ü По уровню контактов:

внутришкольные или региональные

международные

ü По продолжительности:

краткосрочные

средней продолжительности

Долгосрочные

1.7.3 Типология проектов на основе материалов Е.С.Полат.

исследовательские

творческие

ролево-игровые

информационные

практико-ориентированные

2. Продукты проектной деятельности.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в жизни).

2.1 Внешние продукты проектной деятельности.

§ Web-сайт - Веб-сайт - совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере.;

§ Анализ данных социологического опроса- Эмпирическая основа для изучения социальных явлений. Эмпирические данные – это данные, характеризующие конкретные социологические факты; данные, в виде которых эти факты перед нами и выступают. Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин; будем считать эти термины синонимами), измеренных для каждого из изучаемых объектов.;

– 1) систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги или набора листов. Внутреннее единство атласа обеспечивается:

Сопоставимостью, взаимодополняемостью и увязкой карт и разделов;

Целесообразным выбором проекций и масштабов;

Едиными установками картографической генерализации;

Согласованной системой условных знаков; и

Единым дизайном.

2) Собрание изображений или таблиц для наглядного объяснения разных научных сведений (зоологический, исторический, анатомический атласы);

· Бизнес-план- план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности ИЛИ документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Процедура разработки бизнес-плана позволяет предвидеть возможные проблемы, избегать ошибок в управлении, распознавать и оценивать два основных вида рисков, присутствующих в любом бизнесе: внутренний, над которым предприниматель в целом имеет контроль (персонал, товарно-материальные запасы, местоположение бизнеса), и внешний (экономические условия, поведение партнеров, конкурентов, новое законодательство, погода), т. е. то, что предприниматель не в состоянии изменить.

Структура бизнес-плана:

1) резюме (кратко суммирующее основные моменты Б.-п.);

2) сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы);

3) среда для бизнеса (определяются объем рынка сбыта для производимого продукта, услуг и т. п., доля рынка, которую предполагается занять);

4) план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто);

5) оперативный план (план приобретения оборудования, строительства, закупок и т. п.);

6) план по трудовым ресурсам (подготовка, наем рабочей силы);

7) финансовый план (обобщающий все перечисленное).

· Видеоклип - короткий музыкальный видеосюжет ИЛИ непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоклипы наиболее часто применяются для рекламы товаров и услуг и для визуального сопровождения аудиокомпозиций на телевидении. Искусство съёмки и монтажа видеоклипов выделяют как отдельный подвид киноискусства. Клипы обычно имеют более «дробный» монтаж, по сравнению с короткометражным кино, и в них более часто используются спецэффекты.;

· Электронная газета – это сайт, где размещаются новости, обзоры, аналитические материалы, а также статьи о развитии бизнеса, малом предпринимательстве, экономике, политике.;

· Электронный журнал - сайт, на котором размещается периодически обновляющаяся информация определенной тематики.;

· Законопроект- текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум. Процесс подготовки З. включает принятие решения о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями.;

· Карта - картографическое произведение; построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты (предметы и явления) в определенной системе условных знаков.

Различаются карты географические (поверхности Земли), топографические (с подробным изображением поверхности, позволяющим определить как плановое, так и высотное положение точек), отраслевые (с изображением объектов, изучаемых и используемых к.-л. отраслью науки или нар. хозяйства), тематические (отображающие в основном конкретную тему), комплексные (показывающие несколько взаимосвязанных объектов, каждый в своих показателях), аналитические (дающие конкретные необобщенные и малообобщенные показатели), синтетические (показывающие объекты как единое целое на основе объединения ряда показателей), государственные (изданные гос. учреждением в качестве официального документа), первичные (полученные в результате съемки или составленные по материалам, не являющимся картами), производные (составленные по ранее созданной карте), звездные (звездного неба), физико-географические (с главным содержанием — изображением географической среды и географической оболочки), социально-экономические (главное содержание — изображение социально-экономических объектов), экономико-географические (главное содержание — изображение состояния и развития народного и мирового хозяйства), карты природы (главное содержание — изображение природы), рельефные (передающие рельефы местности в объемной форме).;

· Коллекция – это (от лат. collectio — собирание, собрание), систематизированное собрание каких-либо предметов (однородных или объединённых общностью темы) ИЛИ совокупность предметов, объединенных общей социальной, культурной, эстетической или иной целью и составляющих единое целое (коллекция произведений живописи, монет, марок и др.);

· Дизайн – макет - это крупное изображение, результат графического исполнения какого-то объекта согласно техническому заданию.;

· Модель –

1) воспроизведение предмета в уменьшенном виде.—2) Точный образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо изделье;

§ Музыкальное произведение - сочинение:

Состоящее из сочетаний звуков с текстом или без текста; и

Предназначенное для исполнения на музыкальных инструментах и/или с помощью голоса;

§ Мультимедийный продукт - интерактивная, компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т. д.

Мультимедийные продукты можно подразделить на:

Энциклопедии;

Обучающие программы;

Развивающие программы;

Программы для детей;

Одним из видов может быть мультимедийная презентация - обычное, в смысле: показ нового товара, предъявление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма; то же самое для новой компьютерной программы перед началом её продаж; рекламная, популяризирующая акция; узкое, в смысле: документ, созданный в программе PowerPoint;

1) письменный или устный благоприятный отзыв.

2) совет, указание об определенном образе действий;

§ Письмо –

1) сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми;

2) знаковая графическая система для фиксации или передачи речи;

§ Прогноз –

1) предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания. Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.

Прогнозы делятся

По срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

По масштабу: личные, на уровне предприятия (организации), местные, -региональные, отраслевые, страновые, мировые (глобальные).

2) научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели.;

§ Публикация –

1) печатное объявление;

2) предание гласности какой-либо информации. Этим же словом называют единую по форме и содержанию работу, преданную публикации (опубликованную).

§ Путеводитель –

1) ;краткое справочное издание. Путеводитель по стране, городу и т.п., предназначенные главным образом для туристов, содержат сведения о местных достопримечательностях, учреждениях культуры, путях сообщения, отелях и т.п.

2) печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности.

§ Серия иллюстраций. ИЛЛЮСТРАЦИЯ — изображение в издании, поясняющее текст, помогающее читателю лучше понять его благодаря своей наглядной изобразительной форме или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще нельзя передать в текстовой форме, либо передать в ней гораздо сложнее, а воспринимать намного труднее. Серия иллюстраций содержит набор таких изображений.;

§ Сказка –

1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).

2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной;

§ Справочник - издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку. Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.);

§ Словарь - справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;

§ Сравнительно-сопоставительный анализ – анализ чего-либо, построенный на сравнении и сопоставлении литературных героев, медицинских терминов, других объектов;

§ Статья - один из основных жанров журналистики. Общие отличительные признаки статьи: осмысление и анализ значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею. В зависимости от целевого назначения статьи могут быть пропагандистскими, проблемными, критическими, научными и т.д. или произведение публицистики, научной, научно-популярной, технической и иной литературы, аналитически рассматривающее какую-либо проблему или их комплекс и являющееся составной частью периодического или продолжающегося издания, непериодического сборника, словаря, энциклопедии, а также элементом аппарата издания;

§ Сценарий - литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария. В современном зрелищном искусстве сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и реприз, пантомим, эстрадных комических и пародийных номеров. В драматургии термин "сценарий" может относиться к плану будущей пьесы, наброску драматического произведения (чаще — "сценарная разработка").

В балетном театре сценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальных и пантомимических партий.

В оперном театре термин "сценарий" употребляется в качестве синонима слова "либретто", драматургического плана спектакля.;

§ Виртуальная экскурсия - представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экспедиции по программе

§ Сборник сочинений- энциклопедия, антология или другое издание, представляющее собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. Могут быть стихотворения, рассказы, повести и т.д.;

§ Дневник путешествий – последовательное изложение передвижений по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. Могут содержать путевые впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений;

§ Главы из несуществующего учебника - созданные тексты для несуществующего учебника на основе исследований, экспериментов и т.д.

§ Костюм - Одежда человека или Маскарадная или театральная одежда

§ Выставка -публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни.

§ Игра - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Понятие общенаучное, поэтому в зависимости от того, где используется игры могут различаться: спортивная, дидактическая, интеллектуальная, музыкальная и.т.д.

§ Фотоальбом - альбом, изобразительным материалом в котором являются репродукции фотографий

2.2. Внутренние продукты проектной деятельности.

Внутренние продукты проектной деятельности заключаются в развитии у учащихся следующих способностей:

1. Вербально-лингвистические. Они заключаются в природной способности читать и писать слова. Это очень важный дар, потому что в основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею. Таким талантом часто наделены журналисты, писатели, юристы и учителя. Это способность эффективно применять слова либо в устной (ведущий передачи, оратор, политик, рассказчик), либо в письменной форме (журналист, драматург, поэт, редактор). Учащийся, обладающий высоким уровнем вербального/лингвистического интеллекта, любит читать, писать, рассказывать истории и наслаждается играми в слова. Такие учащиеся способны умело обращаться с языком: со структурой и правилами языка (например, использовать пунктуацию для эффектности выражения); со звуками языка (например, использовать рифму); со значением языка (например, понимать двусмысленность выражений); с прагматикой языка; с использованием языка как средства убеждения (риторика); с использованием языка для запоминания информации (использование мнемоники); с использованием языка для объяснения (подробное описание); с использованием языка для рассказа о себе (мета-язык).

2. Логико-математические. Определяют способность исследовать и классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами (числами) и понятиями путем манипулирования ими. Людям с этим типом интеллекта не составляет труда разобраться в сложной схеме или прочесть чертеж. Они любят решать математические и логические задачи, и, как правило, чем задача труднее, тем им интереснее ее решать. Соответственно, детям легче всего даются математики, физика, химия и экономика. Они:

3. Легко воспринимают абстрактные идеи

4. Как правило, пунктуальны и требуют того же от других.

5. Опираются больше на логику и разум, чем на чувства

6. Хорошо разбираются в технике, любят с ней работать

7. Решая проблему, стараются обдумать и проанализировать возможные варианты решения и выбрать оптимальный

8. Предпочитают составлять аккуратные конспекты по пройденному материалу

9. Гораздо лучше запоминают лица, чем имена

Это способность использовать индуктивное и дедуктивное умозаключение, решать абстрактные проблемы, понимать сложные отношения взаимосвязанных концепций, идей и вещей. Навыки делать умозаключения применимы во множестве областей и включают в себя использование логического мышления в естесственных науках, обществоведении, литературе и других областях. Данный интеллект охватывает навыки классифицирования, прогнозирования, выделения первостепенной важности и формулирования научных гипотез, а также и понимание причинно-следственных связей. Дети развивают данный интелект по мере работы с конкретными предметами и усвоения концепций исчисления и индивидуальных отношений.

3. Визуально-пространственные.

Люди, обладающие визуально-пространственным типом мышления:

Обладают развитым образным мышлением (т. е. создают из полученной информации "картинку")

Часто используют метафоры в устной и письменной речи (наверное, поэтому они так любят сказки, байки, пословицы и всевозможные "меткие словечки")

Любят изобразительное искусство и, как правило, хорошо разбираются в нем разбираются

Легко читают географические карты, схемы и диаграммы

Надолго и в деталях запоминают изображения, особенно красочные

Обладают развитиым "чувством цвета"

Интеллект, задействованный для понимания картин и образов, подразумевает способность точно ощущать зрительный мир и воссоздавать собственные зрительные впечатления. Данный интеллект развивается путём обострения сенсомоторных восприятий. Художник, скульптор, архитектор, садовник, картограф, инженер и художник-оформитель – все они переносят свои мысленные образы на создаваемые или изменяемые ими предметы. Зрительные восприятия комбинируются с предшествующими знаниями, опытом, эмоциями и образами, что позволяет создавать новое видение для других. Учащиеся с развитым пространственным интеллектом способны тонко воспринимать цвета, линии, состояния, формы, пространство и взаимосвязи, существующие между этими элементами. Визуальный/Пространственный интеллект позволяет учащимся мысленно видеть, графически изображать зрительные и пространственные идеи, понимать местоположение в конкретном графике.

4. Моторно-двигательные.

Сознание всего тела даёт возможность контролировать и интерпретировать движения, управлять физическими предметами, устанавливать гармонию тела и разума. Он присущ не только спортсменам, поскольку включает в себя навыки, необходимые, например, в работе хирурга при проведении сложной хирургической операции или в работе штурмана при регулировании сложных приборов. «Данный интеллект включает в себя такие физические качества, как координация, баланс, ловкость, сила, гибкость, а также и и осязательные способности»

5. Межличностные.

Представлен способностью быстро распознавать и оценивать настроения, намерения, мотивации и чувства других людей. Данный интеллект включает в себя восприимчивость к выражению лица, к голосу и жестам, способность распознавать множество различных межличностных сигналов и умение точно реагировать на эти сигналы с точки зрения прагматики. Межличностный интеллект «подразумевает навыки вербальной и невербальной коммуникации, навыки совместной работы, умение сглаживать конфликтные ситуации, умение достигать конценсуса, способность доверять, уважать, руководить и мотивировать других к достижению взаимовыгодной цели» (Bellanca, 1997). Так, например, на элементарном уровне данный тип интеллекта наблюдается у тех детей, которые замечают и реагируют на настроения окружающих их взрослых. Более комплексные межличностные навыки представлены способностью распознавать и интерпретировать скрытые намерения других.

6. Внутриличностные.

редставлен способностью чётко воспринимать себя (видеть собственные преимущества и недостатки), сознательно замечать внутреннее настроение, намерения, мотивации, темперамент и желания; способностью самодисциплины, самопонимания и самооценки. Человек, обладающий данным типом интеллекта чувствует себя лучше, если имеет возможность обдумывать действия и поступки и делать самооценку. Потребность в самоанализе делает данный тип интеллекта наиболее личным. По словам Гарднера, «внутриличностный интеллект означает способность различать чувство удовольствия от чувства боли и, основываясь на этом различии, либо далее увлекаться ситуацией, либо выходить из неё»

7. Музыкально-ритмические.

Этому интеллекту способствует чувство звука и эмоциональная способность реагировать на него. По мере того, как учащиеся развивают свои знания о музыке, они развивают основы данного интеллекта. Дальнейшее развитие этого интеллекта происходит тогда, когда учащиеся создают более сложные и более точные вариации музыкальных образцов, развивают навыки игры на музыкальных инструментах и продвигаются к более сложным композициям. Этот интеллект совершенствуется с опытом прослушивания муыкальных произведений. Данный тип представлен «способностью воспринимать (подобно страстному поклоннику музыки), распознавать (подобно музыкальному критику), трансформировать (подобно композитору) и выражать (подобно исполнителю) музыкальное произведение»

8. Натуралистические.

Это способность обучаться посредством природы. Для таких учащихся важно, чтобы обучение проходило на открытом воздухе. Такие учащиеся получают удовольствие от проектов, связанных с природой, как например, наблюдение за птицами, коллекционирование бабочек и насекомых, исследование деревьев или воспитание животных. Им нравится изучать экологию, природу, растения и животных.

Вашему вниманию предлагается подробная классификация проектов по различным основаниям. Вы узнаете, какие существуют их виды, чем они отличаются друг от друга. Прежде всего, дадим необходимое определение, чтобы иметь представление, о чем идет речь.

Проект - это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. В развитых странах и в государствах бывшего СССР существенно различается это понятие, и классификация проектов порой имеет свои особенности (см. раздел "Инвестиционные проекты").

В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации.

Что включает в себя проект?

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения. Поэтому можно сказать, что проект включает в себя:

Замысел (задачу, проблему);

Средства решения (реализации);

Цели (результаты).


Результаты проекта

Проект в широком смысле - это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.). Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

Текущие (технология, документация и т. д.);

Конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Основания, по которым можно классифицировать проекты

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

Структура, состав проекта и определяющие его класс;

Где он осуществляется, определяющая его тип;

Размеры проекта, число участников, а также степень влияния его на окружающий мир, определяющие его масштаб;

Продолжительность реализации, определяющая его длительность;

Степень технологической, финансовой, организационной, технической и другой сложности.

Организационные проекты


Бывают следующими: организационные, социальные, экономические, технические и смешанные. Проекты организационные связаны обычно с реформированием существующих предприятий, а также с созданием нового предприятия, организации, субъекта хозяйствования, осуществлением некоторого мероприятия (семинара, симпозиума, форума, конференции и др.). Главные характерные черты их следующие:

Цели проекта определены, но количественно трудноизмеримы, поскольку направлены они на то, чтобы улучшить организацию системы;

Продолжительность осуществления и срок выполнения задаются предварительно;

По мере возможности выделяются ресурсы;

Расходы на такой проект подвергаются очень тщательному контролю с позиции экономичности их осуществления, зачастую нужна корректировка уже в процессе реализации.

Особенности экономических проектов


Классификация типов проектов выделяет также экономические. Они направлены на реструктуризацию предприятий, приватизацию, санацию, совершенствование таможенных правил, налоговой системы и др. Особенности их состоят в следующем:

Намечаются предварительно основные конечные цели, которые могут корректироваться в ходе реализации;

Сроки осуществления проекта, а также отдельных составляющих его зачастую корректируются;

Приблизительно определяются расходы, однако они жестко и постоянно контролируются.

Характеристика социальных проектов

Социальные проекты направлены на решение определенных социальных проблем. Например, это совершенствование пенсионного законодательства, социального обеспечения, ликвидация последствий социальных потрясений и природных явлений. Можно привести и другие примеры. Имеется отдельная классификация социальных проектов, однако у всех у них есть следующие общие черты:

Цели намечаются в общем, однако по мере разработки, достижения определенных промежуточных результатов они корректируются, качественная и количественная оценка при этом часто бывает затруднена;

Как общая продолжительность, так и сроки нельзя четко определить, поэтому они имеют вероятностный характер;

По мере необходимости выделяются ресурсы на проект, однако в рамках возможного.

Наибольшей неопределенностью обладают именно проекты данного типа.

Проекты технические

Они связаны с разработкой некоего нового продукта (типа, вида, конструкции). Особенности их состоят в следующем:

Четко определена основная конечная цель, хотя отдельные подцели по мере реализации могут уточняться;

Продолжительность, сроки завершения четко определены заранее и по возможности соблюдаются, однако корректировки при этом не исключаются;

Расходы четко планируются;

Ограничения при реализации проекта и его планировании связаны, главным образом, с лимитом мощностей производства.

Моно-, мульти- и мегапроекты

Классификация проектов позволяет также выделить следующие их виды: мегапроект, мульти-проект и монопроект.

Монопроект представляет собой отдельный проект различного масштаба, вида и типа. Мультипроект - комплексный, он включает в свой состав несколько монопроектов. И, наконец, мегапроект представляет собой целевую программу развития отраслей, регионов. В его состав входит несколько моно- и мультипроектов.

Масштаб проектов

Как вы видите, довольно объемна тема "Классификация проектов и их виды". Продолжая ее раскрытие, переходим к следующему основанию классификации. Можно выделить мегапроект и малый (мини-проект). Классификация в этом случае осуществляется по масштабу. Малый по объему невелик, по структуре прост, имеет небольшое число участников. Допускается при его разработке и реализации ряд упрощений:

Одним лицом осуществляется координация работ;

Члены команды управления данным проектом взаимозаменяемы;

Максимально просты графики реализации;

Каждый член команды знает свой объем работ и задачи;

Проект реализует такой же состав исполнителей (команды), который и начинал над ним работу, осуществлял разработку, планирование, а затем проектирование.

Особенности мегапроектов

Мегапроекты представляют собой целевые программы. Они состоят из множества более мелких, которые взаимосвязаны и объединены некоторой общей целью, временем осуществления и ресурсами. Подобные целевые программы могут являться межрегиональными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми, национальными и международными. Сотен миллионов долларов достигают их бюджеты, а порой и больше. Координируются и формируются такие программы на межгосударственном и государственном уровнях. 5-7 лет, а порой и более может составлять длительность их реализации. Не случайно мы выделили их, раскрывая такую тему, как классификация проектов. Управление проектами этого вида очень сложное, поскольку оно требует учета множества факторов.


Следующие черты присущи им:

Наличие множества разных исполнителей, которые специализируются на различных а значит, существует необходимость координировать их действия;

Обязательный учет социальных и экономических условий реализации данного проекта в конкретном месте и в конкретное время;

Выделение в самостоятельную фазу разработки его концепции;

Обновление на разных стадиях реализации изначального плана проекта;

Учет его уникальности и специфики;

Необходимость разработки разных планов его реализации - как оперативных, так и стратегических;

Обязательный учет вероятностного характера различных показателей и риска;

Постоянный мониторинг данного проекта, а также обновление его элементов.

Классификация по длительности

Рассматривая тему "Классификация проектов и их виды", следует отметить, что по длительности можно их разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные (до 2 лет) характеризуются тем, что заказчик заинтересован в самом быстром завершении данного проекта, поэтому он охотно увеличивает его фактическую стоимость. Максимально сокращается при этом отчетность, минимальное число подрядчиков вовлекается в работу, используются самые простые графики реализации, на одно лицо возлагается ответственность, а изменения в ходе осуществления являются минимальными. Проекты средне- и долгосрочные не имеют таких особенностей.

Элементы проекта

Со многими обстоятельствами связана сложность проекта. Среди них - необходимость высокого качества его исполнения, ограниченность различных ресурсов (временных, трудовых, финансовых) и др. Можно выделить следующие элементы:

Проектную документацию;

Производственные помещения;

Производственные объекты;

Технологию работ и производства;

Технологическое оборудование;

Услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных.

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Инвестиционные проекты

Инвестиционными являются практически все проекты, поскольку подавляющее большинство из них требует вложения денежных средств, то есть инвестирования. В специальной литературе по проектному анализу и инвестиционному планированию под ним подразумевается комплекс взаимосвязанных предприятий, которые направлены на достижение конкретных целей в течение некоторого ограниченного периода времени. Классификация инвестиционных проектов может быть осуществлена по различным основаниям: по масштабу вложенных инвестиций, целям, степени риска, степени взаимосвязанности, срокам. В частности, по масштабу инвестиций выделяются мелкие, традиционные, крупные и мегапроекты.

В странах США и Западной Европы подразумеваются под мелкими проектами те, стоимость которых составляет менее 300 тыс. долларов. Средние (иначе называемые традиционными) обладают стоимостью от 300 тыс. до 2 млн. долларов. Проекты крупные - это те, которые имеют стратегический характер и стоимость более 2 млн, долларов. И, наконец, мегапроекты - международные или государственные целевые программы, объединяющие целый ряд инвестиционных проектов, имеющих единое целевое назначение. Их стоимость составляет от 1 млрд, долларов.

В российской практике сложилась несколько иная классификация инвестиционных проектов. Например, в случае, когда на конкурсной основе выделяются централизованные инвестиционные ресурсы, проекты стоимостью более 50 млн, долларов считаются крупными.

Классификация учебных проектов

Они могут быть персональными и групповыми. При этом каждый из них обладает неоспоримыми достоинствами. Существует также особый классификация которых представлена ниже. Это система обучения, знания и умения при которой приобретаются в процессе самостоятельного планирования и осуществления учащимися проектов - практических заданий, постепенно усложняющихся.


Возможна классификация учебных проектов по:

Масштабам деятельности;

Тематическим областям;

Количеству исполнителей;

Срокам реализации;

Важности результатов.

Все они, независимо от типа, уникальны и неповторимы, направлены на достижение определенных целей, предполагают координацию взаимосвязанных действий, ограничены во времени.

Проекты по комплексности могут быть межпредметными и монопроектами. Последние осуществляются в рамках только одной области или одного учебного предмета. Межпредметные же выполняются под руководством специалистов, представляющих различные области знания, во внеурочное время.


По характеру контактов их можно разделить на международные, региональные, внутришкольные и внутриклассные. Как правило, два первых осуществляются как проекты телекоммуникационные, с использованием различных средств современных технологий и Интернета.

Если брать за основу преобладающую деятельность учащихся, то можно выделить следующие виды:

Проект практико-ориентированный;

Исследовательский;

Информационный;

Творческий;

Ролевой.

Что касается продолжительности, можно выделить:

Мини-проекты, которые укладываются в 1 урок или его часть;

Краткосрочные, рассчитанные на 4-6 уроков;

Проекты недельные, которые требуют 30-40 часов и предполагают сочетание внеклассных и классных форм работы, а также глубокое погружение в них, что делает их оптимальной формой организации работы над проектами;

Долгосрочные (годичные) как групповые, так и индивидуальные (как правило, они выполняются во внеурочное время).

Разнообразие проектов

Классификация как вы видите, осуществляются не только менеджерами и учеными. Многие из нас сталкиваются с ними в своей профессиональной деятельности, в частности, преподаватели. Студенты, кстати говоря, тоже часто получают задание выполнить "Проект на тему...". Это поможет им в будущей профессиональной деятельности. Проект на тему, предложенную преподавателем или выбранную самостоятельно, часто расценивается как выпускная или экзаменационная работа.