Средние века. Испания и португалия в xi-xv вв Испания 14 15 века

Музыка и танцы в стиле «фламенко», бои быков, много солнца и фантастические пляжи… На самом деле Испания может предложить туристам гораздо больше. Испания уже много веков является культурным центром Европы. В этой стране сохранилось большое количество памятников времен кельтов, готов, римлян и мавров. Дворец Альгамбра в Гранаде, Мечеть-собор Мескита в Кордове и Королевский дворец в Мадриде будут не менее интересны туристам, чем пляжи Коста дель Соль или, например, Коста Дорада.

География Испании

Испания расположена на знаменитом Пиренейском полуострове, на юге Европы. На западе Испания граничит с Португалией, на юге – с Гибралтаром (принадлежит Великобритании), на севере – с Францией и Андоррой. В Северной Африке Испания граничит с Марокко (их общая граница – 13 км). На юге и востоке Испания граничит со Средиземным морем, а на западе и северо-западе – омывается Атлантическим океаном.

В состав Испании входят небольшие Балеарские острова в Средиземном море, «Собачьи острова» (так когда-то называли Канарские острова) в Атлантическом океане у побережья Африки, а также два полуавтономных города - Сеута и Мелилья в Северной Африке.

Общая площадь Испании - 505 992 кв. км, включая и острова, а общая длина государственной границы – 1 917 км.

Материковая Испании – это горная страна, где преобладают плоскогорья и горные массивы. Основные горные системы в Испании – Пиренеи, Кордильеры, Кантабрийские горы, Каталонские горы, а также горы Сьерра-Невады. Самая высокая вершина в Испании – потухший вулкан Тейде на острове Тенерифе (3 718 м).

Столица Испании

Столица Испании – Мадрид, в котором сейчас проживают более 3,3 млн. человек. Мадрид был основан маврами в середине X века.

Официальный язык

Испания – многоязычная страна. На всей территории Испании официальным языком является испанский (он же кастильский) язык.

Другие официальные языки:

  • баскский язык – распространен в Стране Басков и в Наварре;
  • каталонский – распространен в Каталонии, а также в Валенсии и на Балеарах;
  • галисийский – в Галисии.

Религия

Около 96% населения Испании являются католиками, относящимися к Римско-католической церкви. Однако, только 14% испанцев ходят в церковь каждую неделю (или чаще).

Кроме того, в Испании сейчас проживают около 1,2 млн. протестантов и более 1 млн. мусульман (очень много выходцев из Марокко и Алжира).

Государственное устройство

Испания – это конституционная монархия, в которой главой государства, согласно Конституции, является Король.

Источник законодательной власти - Генеральные кортесы, состоящие из Конгресса депутатов (в него избираются 350 человек) и Сената (258 человек).

Главные политические партии в Испании – правая «Народная партия», «Испанская соц-я рабочая партия» и «Компартия Испании».

Испания состоит из 17 сообществ (регионов) и 2-х автономных городов (Сеута и Мелилья).

Климат и погода

В целом климат Испании можно раздели на три основные климатические зоны:

  • средиземноморский климат, который характеризуется жарким летом и достаточно холодной зимой (центральная и северо-центральная Испания);
  • полузасушливый климат (юго-восточная Испания, особенно в Мурсии и в долине Эбро);
  • морской климат (на севере Испании, особенно в Астурии, Стране Басков, Кантабрии, частично, в Галисии).

В Пиренеях и Сьерра-Невада климат альпийский, а на Канарских островах – субтропический.

В Испании в январе средняя температура воздуха составляет 0С, а в июле - +33С.

Моря и океаны

Средиземное море на юге и востоке омывает берега Испании, а на западе и северо-западе страны находится Атлантический океан. На севере Испании находится большой Бискайский залив.

Средняя температура моря в Испании в мае:

  • Коста Дорадо - +17С
  • Коста Брава - +17С
  • Коста Калида - +17С
  • Альмерия - +18С
  • Коста дель Соль - +17С
  • Коста Бланка - +17С

Средняя температура моря в Испании в августе:

  • Коста Дорадо - +25С
  • Коста Брава - +25С
  • Коста Калида - +25С
  • Альмерия - +24С
  • Коста дель Соль - +23С
  • Коста Бланка - +25С

Реки и озера

Несмотря на то, что Испания – это горная страна, по ее территории протекает большое количество рек. Самые большие реки в Испании – Тахо (1 007 км), Эбро (910 км), Дуэро (895 км), Гвадиана (657 км) и Гвадалквивир (578 км).

По подсчетам ученых, в Испании есть несколько сотен озер, причем более 440 из них – это горные озера. Самое большое в Испании озеро – Санабрия, чья площадь составляет более 11 тыс. кв. км.

История Испании

Древние греки называли коренных обитателей Пиренейского полуострова (территория современной Испании) иберами. Иберийские племена, согласно археологическим находкам, пришли на Пиренейский полуостров из восточного Средиземноморья во времена неолита.

Примерно в 1200 г. до н.э. на Пиренеях появились кельты, которые стали смешиваться с иберийскими племенами. Затем на Пиренеях основали несколько своих городов финикийцы - Гадир (Кадис), Малака (Малага) и Абдера (Адра). Затем на юге Испании вдоль побережья Средиземного моря свои колонии построили древние греки.

Во времена Пунических войн между Римом и Карфагеном римские легионеры вторглись в Испанию и завоевали большую ее часть. Затем Испания попала полностью под власть Древнего Рима.

В 409 г н.э. на Пиренейский полуостров вторглись готы и основали там свое королевство. Однако, в 711 году н.э. королевство вестготов пало под ударами мавров из Африки. В конце концов, маврам удалось завоевать почти всю Испанию. В X веке в Андалусии был создан свой собственный мусульманский халифат.

Однако, христиане пытаются вернуть захваченные маврами испанские земли. Этот период в истории Испании известен как Реконкиста.

Само же королевство Испании было образовано в 1469 году (в этот год состоялась свадьба Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского), но только в 1492 году последний арабский эмир бежал с территории Испании (это случилось после падения Гранады).

После того, как в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку, Испания получила оттуда тонны серебра и золота, став благодаря этому одной из самых влиятельных и могущественных стран того времени.

В 1808 году в Испанию вторглись войска Наполеона Бонапарта, но испанцы оказали им упорное сопротивление. После поражения Наполеона в 1815 году в битве при Ватерлоо на испанский престол был восстановлен король Фердинанд IV.

Из-за экономического кризиса и политической нестабильности в XIX веке Испания потеряла практически все свои колонии. В 1895 году после войны с США была потеряна Куба, последняя колония Испании.

С 1936 по 1939 год в Испании продолжалась Гражданская война, победителем из которой вышли националисты во главе с Франко. Во время Второй мировой войны, которая началась в 1939 году, Испания придерживалась нейтралитета, хотя сочувствовала при этом Германии.

В 1975 году умер Франко, и в Испании была создана конституционная монархия.

В 1985 году Испания была принята в НАТО, а в 1992 году она вступила в Евросоюз.

Культура Испании

На испанскую культуру большое влияние оказали древние греки, а также древние римляне. До сих пор на территории Испании сохранилось большое количество древнеримских памятников. После того, как Испанию в начале 700-х годов завоевали мавры, на испанскую культуру определяющее влияние стали оказывать арабы. Вообще, все Средневековье в Испании – это противостояние арабской и христианской культур.

Так получилось, что испанцы заметней всего проявили себя в литературе и в живописи, хотя, конечно, в Испании были талантливые архитекторы, философы, врачи и философы.

Самые известные испанские писатели и поэты – Лопе де Вега (годы жизни - 1562-1635), Франсиско Кеведо-и-Вильегас (1580-1645), Мигель де Сервантес Сааведра (годы жизни - 1547-1616), Бальтасар Грасиан (1601-1658), Бенито Гальдос (1843-1920), и Камило Хосе Села (годы жизни - 1916-2002).

Самые известные испанские живописцы – Эль Греко (годы жизни - 1541-1614), Франсиско де Эррера (годы жизни - 1576-1656), Хусепе де Рибера (годы жизни - 1591-1652), Диего Веласкес (годы жизни - 1599-1660), Алонсо Кано (годы жизни - 1601-1667), Франсиско Гойя (годы жизни - 1746-1828), и Сальвадор Дали (годы жизни - 1904-1989).

Для многих из нас Испания – это фламенко и коррида, которые имеют многолетнюю традицию.

Танец и песня «фламенко» появились в Средние века в Андалусии. Возникновение этого танцевального и музыкального стиля связывают с цыганами, но с конца XVIII века «фламенко» становится уже традиционным испанским танцем.

Сейчас каждые два года в испанской Севилье проводится международный фестиваль «фламенко», который называется «Bienal de Flamenco». Этот фестиваль собирает тысячи участников и посетителей.

Еще одна известнейшая испанская традиция – коррида, бой быков, которую начали иберийские племена, живших на Пиренеях примерно в 3000 вв. до н.э. Вначале убийство быка носило ритуальный характер, но со временем, это стало настоящим искусством. С середины XVШ века коррида существует уже во многих испанских городах.

Сейчас в некоторых испанских городах проводятся забеги быков – «энсьерро». Во время этих забегов быки пытаются догнать убегающих по улицам людей. Иногда быкам это удается. Самые известные «энсьерро» - в Памплоне.

Кухня

Испанская кухня характеризуется большим разнообразием блюд. Это понятно, ведь в каждом регионе Испании бережно хранят не только свои культурные, но и кулинарные традиции. В целом кухню Испании можно отнести к Средиземноморской кухне. Два характерных элемента испанской кухни – оливковое масло и чеснок.

В Средиземноморской Испании (от Каталонии до Андалусии) для приготовления еды часто используют морепродукты. Здесь традиционны холодные супы (например, гаспачо) и блюда из риса (например, паэлья).

Для внутренней Испании характерны густые горячие супы и тушеное мясо. Здесь популярна ветчина и различные сыры.

Для северного побережья Испании (Атлантический океан), в том числе для Страны Басков, Астурии и Галисии, характерны блюда с мясом, рыбой и овощами.

  • Cochinillo Asado (жареный поросенок);
  • Gambas Ajiillo (жареные креветки с чесноком и чили);
  • Paella (блюдо из риса);
  • Pulpo a la Gallega (осьминог по-галисийски);
  • Jamon Iberico & Chorizo (иберийская ветчина и пряные колбасы);
  • Pescado Frito (это любая жареная рыба);
  • Patatas Bravas (это жареный картофель, приготовленный в остром соусе);
  • Tortilla Espanola (омлет по-испански);
  • Queso Manchego (испанский овечий сыр);
  • Gazpacho (это традиционный холодный томатный суп).

Солнечную Испанию невозможно представить без вина. Традиции виноделия на Пиренейском полуострове заложили еще древние греки, основавшие там свои колонии. Сейчас в Испании производится большое количество самых разнообразных вин.

На наш взгляд в Топ-5 лучших красных вин в Испании входят:

  • Вино Lopez de Heredia
  • Bernya (Alicante)
  • Vinyes josep - Sola Classic (Priorat)
  • Tempranillo - Baron fernand (Valdepeñas)
  • Divus - Bodegas Bleda (Jumilla)

Топ-5 лучших белых вин в Испании:

  1. Xarlel-lo - Clar de Castanyer (Penedés)
  2. Amalia - Rubicon (Lanzarote)
  3. Вино Mas Plantadera Blanco Roble - Celler Sabate (Priorat)
  4. Malvasia semidulce - Bermejo (Lanzarote)
  5. el copero (Utiel-Requena)

Достопримечательности Испании

Возможно, Испания и не занимает 1-е место по числу достопримечательностей, но бесспорно, что в этой древней стране туристам есть на что посмотреть. В десятку лучших достопримечательностей Испании, на наш взгляд, входят следующие:


Города и курорты Испании

Самые большие испанские города – Мадрид, Барселона (1,7 млн. чел.), Валенсия (850 тыс. чел.), Севилья (720 тыс. чел.), Сарагоса (более 610 тыс. чел.), и Малага (около 550 тыс. чел.).

Общая береговая линия Испании составляет около 5 тыс. километров. Это значит, что в Испании существует большое количество прекрасных пляжей с чистой водой. Несмотря на то, что большинство туристов почему-то выбирают Коста-Бланка и солнечную Коста-дель-Соль, в Испании есть прекрасные пляжи и на других курортах.

Топ-10 испанских пляжей, на наш взгляд:

  • La Concha Beach – Сан-Себастьян
  • Playa de Las Catedrales – Галисия
  • Playa del Silencio – Астуриас
  • Ses Illetes – расположен на остове Форментера, Балеарские острова
  • Beaches of Sitges – возле Барселоны
  • Nerja - Коста-дель-Соль, Андалусия
  • La Barrosa – этот пляж находится в Чиклана-де-ла-Фронтера
  • Tarifa - Андалусия
  • Gandia – Коста Бланка
  • Playa de los Peligros - Сантандер

Когда говорят о пляжных курортах Испании, сразу вспоминают Коста-дель-Соль, Канарские острова, и о-в Ибица. Но в Испании еще есть Коста-Брава, о-в Тенерифе, о-в Майорка, Коста-Дорада, Балеарские острова, Коста-Бланка, Коста-дель-Маресме, и Коста-де-ла-Лус.

Сувениры/покупки

Возвращаясь из Испании туристы могут просто не поднять свои чемоданы, так много в них может быть сувениров. Поэтому мы советуем туристам, побывавшим в Испании, остановиться на следующих лучших испанских сувенирах:

  • Оливковое масло, которое является лучшим в мире (мнение итальянцев и греков по этому поводу не в счет);
  • «Бота» - мешок для хранения вина, сделанный из кожи (стоит такой мешок около 30 евро);
  • Шафран и другие специи;
  • Смешные футболки фирмы Kukuxumusu;
  • Испанская ветчина;
  • Компакт-диски с «фламенко»;
  • Испанское вино;
  • Сувениры испанской сборной команды по футболу;
  • Холодное оружие из Толедо.

Часы работы учреждений

Банки работают:
Пн-Пт: 08:30-14.00
Некоторые банки открыты и по субботам.

Время работы магазинов:
Пн-Пт: с 09:00 до 13.30 (или 14:00) и с 16:30 (или с 17:00) до 20:00.
Каждую субботу испанские магазины открыты до обеда.
Большие супермаркеты открыты целый день.

Виза

Арабы в Испании

Завоевание арабами Испании в начале VIII в. привело к созданию на Пиренейском полуострове могущественного Кордовского эмирата (с X в. — халифата). Арабы и североафриканские племена — берберы, получившие впоследствии общее название — мавры, овладели почти всей Испанией, за исключением горных районов на севере полуострова. В руки мусульман попали области, наиболее богатые естественными ресурсами и экономически развитые еще с римских времен.

Завоевание арабами готской Испании совершилось на том этапе ее развития, когда там шел усиленный процесс феодализации. Этот процесс ускорялся сильной романизированностью Испании: рабы и колоны составляли здесь основную массу непосредственных производителей. Родовая знать варваров к VII в. либо стала на место класса рабовладельцев, либо слилась с ним. Вестготские свободные общины быстро подчинились знати, которая вскоре после завоевания Южной Галлии и Испании превратилась в крупных землевладельцев. Феодально зависимое крестьянство формировалось главным образом за счет сервов и либертинов (испано-римских и германских), а также колонов. Арабы захватили земли вестготской и испано-римской знати, церкви и королевского фиска. Многие вестготские феодалы бежали на север, в горные районы Астурии и Пиренеев. Крестьянство же в большинстве случаев осталось на прежних местах и даже испытало вначале некоторое облегчение. Но крестьяне остались в личной и поземельной зависимости и платили феодальную ренту. Кроме того, они платили налоги завоевателям. Гнет феодальных повинностей и государственных налогов с течением времени становился все тяжелее. Его тяжесть впоследствии усугублялась вспышками религиозного фанатизма мусульман по отношению к покоренному христианскому населению.

Арабы Испании, сохранившие связи с более высокоразвитыми странами Востока, обогатили ее сельское хозяйство. Они ввели ряд новых культур: рис, сахарный тростник, финиковые пальмы, гранатовое дерево, шелковицу. При арабах расширяется система оросительных каналов, что во многом способствовало подъему земледелия, процветают виноградарство и виноделие. Развивалось и скотоводство (по преимуществу перегонное овцеводство). В экономике существенную роль играл горнорудный промысел и различные ремесла (производство шелка, выделка сукон, производство оружия, стекла, керамики, изделий из кожи, предметов роскоши, а также тряпичной бумаги).

Большой подъем в Арабской Испании переживали города. Уже в X в. их насчитывалось до 400. Столица Арабского государства — Кордова — стала в X в. одним из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров Европы. Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом; сухопутная торговля велась с Южной Францией и Ломбардией. Испанские товары достигали Индии и Средней Азии. Главными предметами вывоза были продукты сельского хозяйства, горнодобывающих промыслов и ремесленные изделия. Большое значение имела работорговля. Развивалась и внутренняя торговля.

Экономические успехи арабской Испании сопровождались ее культурным подъемом. В Кордове находились огромная библиотека и университет. Библиотеками славились многие другие города страны. Высшие школы в арабской Испании были одними из первых в Европе. Значительный подъем переживают науки: медицина, математика, география. Арабская Испания — родина виднейших прогрессивных философов своего времени: Ибн-Рошда (Аверроэса) и Маймонида. Расцвет искусства и литературы, особенно поэзии, в Испании приходится на то время, когда уровень культуры в остальной Западной Европе был еще очень низким; некоторые европейцы приезжали учиться в университетах Кордовы, Севильи, Малаги, Гранады.

Арабская культура в Испании оказала влияние не только на Европу; она занимает важное место в истории мировой культуры. Через Кбрдовский халифат европейские страны познакомились (в переводах) с трудами арабских ученых по математике, астрономии, географии, физике, алхимии, медицине, анатомии, зоологии, философии. Запад узнал (преимущественно в латинских переводах с арабского) многие произведения древнегреческих мыслителей и ученых. Высоко-го уровня в Испании достигло строительное дело. До нашего времени сохранились великолепные памятники арабско-испанской архитектуры: знаменитая мечеть в Кордове, построенная в VIII—X в., а в XIII в. превращенная в христианский храм, дворец властителей Гранады Альгамбра (XIII—XV вв.), дворец-крепость Алькасар в Севилье (XII в.) и др.

Реконкиста

На севере Пиренейского полуострова сохранялись независимые от арабов территории — Астурия, Галисия и Баскония. Из этих христианских государств началось отвоевание (по-испански — реконкиста) захваченных арабами земель. Началом реконкисты считается битва при Ковадонге в 718 г., когда войско вестготов под предводительством Пелайо разгромило отряд арабов. Астурия в начале X в., раздвинув в ходе реконкисты свои границы, превратилась в королевство Леон. В X в. из него выделилось новое государство—Кастилия, ставшая в 1037 г. королевством. Несколько позже эти два королевства объединились. В конце VIII — начале IX в. в результате походов франков на северо-востоке Пиренейского полуострова образовалась Испанская марка со столицей в Барселоне; в IX в. из Испанской марки выделилась Наварра, а несколько позднее — государства Каталония и Арагон. В 1137 г. Каталония и Арагон соединились в одно королевство — Арагонское. В конце XI в. на западе Пиренейского полуострова возникло графство Португальское, также ставшее в XII в. королевством.

К концу XII в. христианские государства отвоевали у арабов значительную часть полуострова. Их победа над Арабским халифатом, экономически более развитым, отчасти объясняется распадом Арабского государства, превратившегося в начале XI в. в ряд (свыше 20) враждовавших между собой эмиратов. Однако это не было главной причиной: единства не было и в испанских государствах. В них, несмотря на наличие королевской власти, крупные феодалы вели яростную борьбу друг с другом и в этой борьбе прибегали даже к помощи мусульманских государств. И все же испанский Север оказался и более сплоченным политически, и более сильным в военном отношении, чем арабско-мавританский Юг.

Для победителей — арабов местное христианское население Испании было объектом эксплуатации. Побежденные, не исключая и усвоивших арабский язык и некоторые арабские обычаи, но сохранивших христианскую религию (мосарабы) и даже принявших ислам (ренегадос), оставались на положении подвластного и эксплуатируемого населения — низших слоев в городах, крепостных крестьян в деревне. Первоначальная относительная веротерпимость арабов постепенно сменилась ярым фанатизмом. Угнетенное христианское население городов и деревень не раз восставало и уходило на Север, что сильно ослабляло арабские государства.

Несмотря на непрекращавшуюся борьбу между христианскими государствами, особенно между Кастилией и Арагоном, несмотря на постоянную вражду феодалов друг с другом, в решающие моменты испанцы выступали сплоченно против общего врага. Реконкиста с самого начала приняла характер массового военно-колонизационного движения, в котором активно участвовали все слои населения. Крестьянство, составлявшее основную массу войск христианских государств и потому имевшее в своих руках оружие, на вновь отвоеванных территориях получало не только землю, но и личную свободу, оформленную в «фуэрос» (зафиксированные в грамотах обычаи) и поселенных хартиях. Поэтому оно было заинтересовано в реконкисте и выступало в пей вместе с феодалами, с которыми их объединяла также общность народности и религии. Кроме испанцев, в реконкисте в разные периоды принимали участие также французские и итальянские рыцари. Папство не раз объявляло походы реконкисты «крестовыми» и приглашало буйных европейских рыцарей проявить свою удаль в «священной» войне против «полумесяца».

Реконкиста определила особенности социального и политического строя стран Пиренейского полуострова. По словам К. Маркса, «местная жизнь Испании, независимость ее провинций и коммун, отсутствие единообразия в развитии общества» были первоначально обусловлены «географическим обликом страны», а затем развились исторически «благодаря тому, что различные провинции самостоятельно освобождались от владычества мавров, образуя при этом маленькие независимые государства...».

Реконкиста особенно активизировалась в XII—XIII вв. Важную победу испанцы одержали в 1085 г., когда они овладели Толедо — одним из крупнейших городов арабской Испании. Обессилевшие в войне и в междоусобной борьбе, мусульманские государи обратились за помощью к альморавидам — североафриканским берберам, которые нанесли поражение кастильским войскам и на время приостановили реконкисту. В середине XII в. на смену альморавидам появились новые завоеватели — альмохады (племена, жившие в горах Марокканского Атласа), которые были призваны эмирами для свержения господства альморавидов. Однако альмохады не смогли объединить мусульманские эмираты полуострова.

В 1212 г. общие силы Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры нанесли маврам при Лас-Навас-де-Толоса страшное поражение, от которого они уже не смогли оправиться. В 1236 г. кастильцами была взята Кордова, в 1248 г. — Севилья, в 1229—1235 гг. Арагонское королевство захватило Балеарские острова, а в 1238 г. — Валенсию. В 1262 г. кастильцы, отвоевав Кадис, вышли на побережье Атлантического океана. К концу XIII в. у мавров остался лишь Гранадский эмират с центром в Гранаде — богатая область на юге Испании с высокой земледельческой и городской культурой. На этой территории мавры держались до 1492 г.

Реконкиста сопровождалась закреплением за победителями отвоеванных территорий, заселением опустошенных войной областей. Большую роль в реконкисте наряду с крестьянством играло население городов — ремесленники, тянувшиеся к развитым городским центрам Южной Испании, мелкое рыцарство. Выгоды же от реконкисты получили в основном крупные феодалы, создававшие на завоеванных землях огромные владения. Особенно велики были земельные приобретения возникших в период реконкисты духовно-рыцарских орденов — Сант-Яго, Алькантара и Калатрава. Обширные земли получила также католическая церковь, игравшая в Испании в связи с длительными войнами против мусульман еще большую роль, чем в других странах Европы. Памятником героической борьбы за независимость складывавшейся испанской народности является поэма о Сиде, кастильском дворянине, организаторе победоносной войны против мавров.

История каждого из государств, образовавшихся на Пиренейском полуострове, имела свои особенности.

Кастилия

Центральная часть Испании — королевство Кастилия — занимала три пятых всего полуострова и сыграла главную роль в реконкисте.

В Кастилии в процессе завоевания сложилось могущественное и независимое крупное землевладение церкви, духовно-рыцарских орденов и светских феодалов. Но наряду с этим значительное развитие получило мелкое дворянское землевладение. Рыцари — идальго, принимавшие деятельное участие в реконкисте, были в Кастилии особенно многочисленны. Он» отличались неукротимой воинственностью и презрением к мирному труду. Большинство их жили очень бедно.

Кастилия в переводе с испанского — страна городов или замков. Здесь действительно было множество городов своеобразного характера. Они представляли собой прежде всего крепости, предназначенные для обороны, и служили опорными пунктами для дальнейшего продвижения реконкисты. Население этих городов должно было нести военную службу, образуя отряды пехоты и кавалерии, причем руководящая роль принадлежала рыцарской коннице. Их роль в реконкисте давала городам значительную самостоятельность. Каждый город имел письменно зафиксированные права, обычаи и привилегии — так называемые фуэрос. Всякие попытки ликвидировать их встречали со стороны городов энергичный отпор. Города заключали между собой союзы — эрмандады (т.е. братства), имевшие целью совместные действия против мавров, а также отстаивание своих интересов против феодалов, а иногда и против короля. В борьбе за свои права города нередко выступали в союзе с крестьянскими общинами. Первоначально (до XII в.) кастильские города по своему характеру мало отличались от деревень. Лишь постепенно они превращались в развитые центры ремесла и торговли, в них возникали цеховые организации. В отвоеванных у арабов городах ремесло и торговля вплоть до конца XV в. находились в руках арабского и еврейского населения, которое в значительном количестве оставалось на завоеванной территории и до середины XIV в. не подвергалось сильным преследованиям.

В начальный период Реконкисты крестьянство в исконных северных областях Кастилии было закрепощено, и положение его было очень тяжелым. Иным было положение крестьян в отвоеванных у мавров провинциях. На обширные опустошенные территории привлекались поселенцы для освоения и защиты этих территорий, им дава-днсь всякого рода льготы и вольности и прежде всего личная свобода. Поселенцы составили уже в XII—XIII вв. многочисленный слой свободных крестьян, живших общинами. Широкое распространение получили вольные общины — «бегетрии», члены которых имели право свободно избирать и менять сеньоров. Наличие значительной прослойки свободных крестьян не могло не оказать влияния и на положение крепостных на исконно христианских территориях. Широкие возможности для бегства крестьян, которые открывала реконкиста, заставляли кастильских феодалов постепенно ослаблять эксплуатацию крестьян в старых областях королевства. Этому содействовал и своеобразный характер сельского хозяйства Кастилии. Обширные каменистые плоскогорья этой области хорошо подходят для овцеводства, которое не требовало большого числа рабочих рук и барщинного труда. Испанская шерсть находила хороший сбыт в Италии, в частности во Флоренции, Поэтому развитие товарно-денежных отношений в Кастилии в основном было связано с ростом овцеводства. Крупные собственники, особенно духовно-рыцарские ордена, заводили огромные стада овец, которые перегонялись с одного пастбища на другое, нередко через всю Кастилию. Уже в конце XIII в. для регулировки пастбищного дела возник союз кастильских овцеводов — «Места». Эта организация крупных скотоводов получила от королей ряд важных привилегий, имела свою казну, администрацию и суд.

Арагонское королевство сложилось в XII— XIII вв. из собственно Арагона, составившего его западную часть, и прибрежных областей — Каталонии и Валенсии, присоединившейся в XIII в. Собственно Арагон был одной из отсталых в экономическом отношении областей Испании, а Каталония отличалась значительным развитием городов, ремесла я торговли. Но политический перевес всегда оставался на стороне могущественных арагонских феодалов. И в Арагоне, и в Каталонии крестьянство находилось в полнейшей зависимости от феодалов, было лишено всякой защиты от произвола сеньоров. Крестьян угнетали не только обычные крепостные повинности, но в «дурные обычаи». Согласно этим обычаям, сеньор захватывал все имущество крестьянина, умершего бездетным, и большую часть наследства, если оставались дети. Брались особые штрафы с крестьян за нарушение супружеской верности, в случае пожара во владениях сеньора и т. д.

К «дурным обычаям» относятся также право первой ночи, насильственный привод кормилиц и ряд других унизительных повинностей. В Каталонии тяжелое положение крестьянства усугублялось значительным развитием товарно-денежных отношений. Рост потребностей господ и широкие возможности сбыта сельскохозяйственных продуктов в города вызывали здесь усиление нажима феодалов на зависимое крестьянство.

Крупные феодалы Арагонского королевства («рикос омбрес», т.е. богатые люди) отличались значительной политической самостоятельностью. Свободные от всяких иодатей, они заключали между собой союзы, сами выбирали и низлагали короля, могли объявить ему войну. Низшее дворянство находилось в зависимости от них. Экономически слабые города в самом Арагоне не пользовались политическим влиянием. В Каталонии и Валенсии, которые были связаны со средиземноморской торговлей и поддерживали оживленные -сношения с Италией и Южной Францией, города имели больший политический вес. Города Каталонии, в первую очередь Барселона, являлись не только торговыми центрами; в них развивалось и процветало ремесло: добыча и обработка металлов, кожевенное производство, судостроение и пр.

В результате присоединения Балеарских островов (XIII в.), Сицилии (1302), Сардинии (1324) и Неаполитанского королевства (1442) Арагонское королевство превратилось в мощнуюморскую державу.

Португалия

Третьим самостоятельным королевством Пиренейского полуострова была Португалия. Ее политическое и социальное развитие имело много общего с Кастилией, составной частью которой она длительное время являлась. В середине XII в. португальские короли окончательно отделились от Леоно-Кастильской монархии, признав себя вассалами папского престола с обязательством уплаты ему ежегодного ценза. Это во многом определило огромное значение церкви в политической жизни страны. Большое влияние приобрели здесь духовно-рыцарские ордена, в том числе Ависский, которые сыграли важную роль в реконкисте и в ходе ее захватили большие земельные владения. В отвоевании у мавров земель и их колонизации принимало также участие и свободное крестьянство. Поэтому в Португалии, как и в Кастилии, наряду с крупными земельными владениями феодалов, церкви и духовно-рыцарских орденов, имелось немало городских и вольных крестьянских общин, юридический статус которых был закреплен в «фораиш», аналогичных кастильским фуэрос.

В XIII в. расцветают города Португалии, чему способствовало ее положение на торговых путях из Англии, Франции, Фландрии в Средиземноморье. Из приморских городов Португалии наибольшее значение приобрел Лиссабон, ставший в середине XIII в. ее столицей (вместо Коимбры) и одним из крупных торговых центров Европы. Города являлись опорой королевской власти в ее единоборстве с сепаратистскими устремлениями, в первую очередь, духовных, а также светских феодалов.

В середине XIII в. с освобождением области Альгарви на юге реконкиста в Португалии была в основном завершена. Но в XIV в. североафриканские племена неоднократно совершали набеги на южные области страны. Борьба с ними способствовала развитию кораблестроения, а также мореплавания. В связи с этим находятся первые географические открытия португальцев, которые уже в XIV в, положили начало складыванию Португальской колониальной империи. Контуры ее уже отчетливо вырисовываются в XV в.

Королевская власть и кортесы

Во всех королевствах Пиренейского полуострова в XII—XIII вв. складываются сословные монархии. Королевская власть была ограничена собраниями представителей сословий — кортесами. Сословия в них заседали по отдельности. В кастильских кортесах было три палаты: духовенства, дворянства и городов. До начала XV в. представители городов иногда заседали вместе с представителями крестьянских общин. Это было особенностью кастильских кортесов. Особенностью арагонских кортесов было то, что мелкое и среднее дворянство заседало отдельно от крупных феодалов. Там кортесы состояли из четырех палат: высшей знати, мелкого и среднего дворянства, духовенства и городов. Кортесы были также в Португалии, Каталонии и Валенсии. Они ограничивали действия монархической власти, вотировали налоги, решали спорные вопросы престолонаследия, оказывали влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

К. Маркс отмечал, что при формировании королевств Пиренейского полуострова существовали благоприятные условия для ограничения королевской власти: «С одной стороны, в течение длительной борьбы с арабами небольшие части территории были в разное время отвоеваны и превращены в особые королевства. В ходе этой борьбы возникали народные законы и обычаи. Постепенные завоевания, совершавшиеся главным образом дворянством, чрезвычайно усиливали его могущество, в то же время ослабляя власть короля. С другой стороны, населенные пункты и города внутри страны при-обрели крупное значение, ибо жители вынуждены были селиться вместе в укрепленных местах и искать там защиты.от непрерывных вторжений мавров; в то же время положение Испании как полуострова и постоянные сношения с Провансом и Италией способствовали образованию первоклассных торговых приморских городов на побережье. Уже в XIV столетии представители городов составляли самую могущественную часть кортесов, в состав которых входили также представители духовенства и дворянства».

Обострение классовой борьбы

Развитие товарно-денежных отношений в государствах Испании повлекло за собой усиление эксплуатации феодально зависимого крестьянства. Свободное крестьянство также в большой степени ощущало на себе власть сеньоров. Развитие овцеводства в Кастилии имело следствием в XIV—XV вв. массовое превращение крестьянских земель в пастбища. Все это обостряло в кастильской деревне классовую борьбу, которая осложнялась конфликтами между феодалами и городами и борьбой самих феодалов за власть.

Особенную известность получило восстание «эрмандиносов» (братьев) в Кастилии, подавленное правительством в 1437 г. Крестьянские восстания происходили в XIV—XV вв. на Балеарских островах, где к крестьянам присоединялась угнетаемая купечеством городская беднота.

Ареной особенно упорных и массовых крестьянских движений в течение нескольких десятилетий XV в. была Каталония, где, как отмечалось, положение крестьянства было особенно тяжелым. Движение среди каталонских крепостных возникло в начале XV в. Крестьяне требовали отмены личной зависимости и «дурных обычаев». В 1462—1472 г. на севере Каталонии вспыхнула настоящая крестьянская война. К восставшим крепостным примкнули и свободные крестьяне, малоземельные и безземельные, требовавшие передела земли. Восстание приняло довольно организованный характер: его участники были разделены на военные отряды, среди них собирались взносы на военные надобности. Во главе восставших стал бедный идальго Вернтальят. Арагонский король Хуан II, враждовавший с каталонской знатью и городами, использовал восстание в своих целях. При помощи Вернтальята и его крестьянской армии Хуан II утвердил свою власть над Каталонией. Вернтальят получил за это богатые земельные владения и титул виконта, а крестьян успокоили некоторыми ничтожными уступками, которые, впрочем, были скоро отменены кортесами.

В 1484 г. в Каталонии началось новое мощное восстание под руководством крестьянина Педро Хуана Салы. Действия правительственных войск против восставших были неудачны, так как солдаты неохотно выступали против крестьян. Захват в плен и казнь Салы не остановили движения. В 1486 г. правительству пришлось пойти на соглашение с восставшими и отменить личную зависимость крестьян в Каталонии, что было зафиксировано в «Гвадалупской сентенции». «Дурные обычаи» отменялись, но почти все за большой выкуп. Крестьяне стали лично свободными и могли уходить с земли со своим движимым имуществом, но их наделы по-прежнему оставались в собственности сеньоров и за них взималась феодальная рента. Полностью были сохранены поборы в пользу церкви.

Таким образом, крестьянские войны в Испании XV в. в отличие от подавляющего большинства крестьянских восстаний средневековья достигли хотя бы частичного успеха. Обострение классовой борьбы ускорило процесс централизации государства.

Объединение Кастилии и Арагона

Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая большими доходами от морской торговли, королевская власть как Кастилии, так и Арагона в XIV—XV вв. повела решительное наступление на политические права крупных феодалов и лишила их значительной доли самостоятельности. К концу XV в. она отняла у крупных феодалов право чеканить монету, вести частные войны, конфисковала у них многие земли. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В 1479 г. Арагон,и. Кастилия объединились в единое государство под властью супружеской пары — Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Это событие явилось одним из важных этапов в усилении королевской власти в Испании. В деле сокрушения могущества крупных феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой союз — «святую эрмандаду», которая организовала собственную милицию для борьбы с феодалами. Но, использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность самих городов. Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь, особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г.

Борясь со всякого рода антицерковными ересями, инквизиция тем самым преследовала всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. В Испании, по словам Маркса, «благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма». Первым возглавил испанскую инквизицию свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным.

Укрепив позиции внутри страны, испанские короли направили удар на Гранадский эмират — последнее владение арабов в Испании. После длительной осады в 1492 г. Гранада капитулировала. С ее падением весь Пиренейский полуостров, за исключением Португалии, оказался в руках испанских королей. Мавры сдали Гранаду при условии сохранения за ними и евреями собственности и свободы вероисповедания. Но эти обещания не соблюдались. Преследуемые мусульмане подняли ряд восстаний. Перед ними встала дилемма: либо креститься, либо покинуть Испанию. Значительная часть мусульман и евреев, живших на юге страны, переселилась в Африку. Таким образом из Испании ушла большая часть торгово-ремесленного населения, игравшая важную роль в экономическом развитии страны. Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры (мориски) подвергались постоянной травле со стороны церкви.

При Фердинанде и Изабелле в Испании устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, превратились в придворную аристократию. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах — в руках королевских чиновников (коррехидоров). Однако сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность Испании нашла свое отражение в крайней громоздкости и неслаженности аппарата управления.

Во время очередного вестготского дворцового переворота одна из групп заговорщиков обратилась за помощью к африканским соседям (711), помощь пришла незамедлительно внеся колоссальные изменения мировой истории. Мавританский арабо-берберский корпус под командованием Тарика ибн Зияда, впоследствии их называли маврами, благополучно переправившись через Гибралтарский пролив, положил конец трехсот летнему правлению вестготов. Под натиском арабов, которые без особого кровопролития занимали провинцию за провинцией продвигаясь все дальше вглубь Иберийского полуострова.

Уже к середине восьмого века большая часть современной Испании и Португалия стала подконтрольна Дамасскому халифату. Вновь созданное арабское государство получило название Аль Андалус, оно управлялось наместником Дамаска до 756 года, пока Абдуррахман I не провозгласил его отдельным халифатом со столицей .

Эпоху арабского правления испанскими территориями нельзя назвать однозначно захватнической. Во время существования мавританского государства культурное развитие средневековой Испании , разделенной двумя разными религиями шло различными путями. Её северная часть оставшаяся под контролем вестготов развивалась согласно европейскому сценарию, а вот южная занятая арабами получила значительный толчок развития от влияния передовой восточной науки, торговли, ремесел, архитектуры.

Мавританский стиль архитектурных сооружений до сих пор прослеживается в облике старинных городских кварталов южных провинций . Мусульмане были терпимы к представителям иных религиозных концессий не провоцируя межнациональной вражды, таким образом сохраняя государственный порядок. За короткое время были воссозданы разрушенные варварами римские ирригационные системы, вновь получило развитие качественное образование, процветала торговля, развивалась наука, ремесла.

Наибольший расцвет Кордобского халифата наблюдался во время правление Абдуррахмана III, провозгласившего себя халифом нового халифата (923), противопоставлявшего себя Дамасскому халифату, его правителям, династии Аббасидов. Государство имело 12000 населенных пунктов с крупнейшими городами , Толедо, столица насчитывала более полумиллиона жителей. Кордобский университет был самым лучшим учебным заведением известного тогда мира, его библиотека насчитывала 400000 рукописных свитков.

Время распада Кордобского халифата, начало XI века, ознаменовано правлением Хишаме II, сына великого Абдурахмана III, который оказался слабым правителем неспособным после смерти визиря Мансура, фактически правившего страной, самостоятельно удержать единовластие. Халифат распался, власть разделилась между множеством небольших царств – тайфов.

Первая победа мавров на реке Гуадалете, сейчас территория современной провинции , Андалусия, 19 июля 711 года, затем два года спустя гибель последнего короля вестготов Родериха, предрешили судьбу вестготского королевства.

Однако, очень быстрое продвижение мавров, стремительной овладение почти всей Испанией, трудности сообщения между отрядами созданные огромными территориями, междоусобные конфликты, политические разногласия между арабским меньшинством и берберами, все эти факторы значительно ослабляли степень мусульманского влияния на захваченных землях. Фактически единство халифата всегда являлось лишь желаемой иллюзией его правителей.

По существу, реконкиста, это непрекращающаяся 700 – летняя борьба, начатая вестготами со своими африканскими захватчиками, началом которой считается первое серьезное поражение понесенное арабскими войсками 718 года от армии христиан под предводительством вестготского полководца Пелайо, в долине Ковадонга на севере Испании. Таким образом христиане постепенно занимали земли которые мусульмане не могли достойно оборонять, в результате, враждующие стороны, к концу VIII века, сформировали пограничную область – Кастилья.

Начальный период реконкисты X века, можно географически обозначить двумя очагами освободительной борьбы; западным со стороны королевства Леон, восточным королевствами Наварра и Арагон. Спустя два года благодаря объединению двух королевств Кистилья и Леон образовался мощный западный оплот противостояния одновременно крупная политическая сила, а объединенное королевство получило приоритетное право, присоединения земель, отвоеванных у мавров. К концу десятого века войска Кастильи под предводительством короля Альфонса VI захватили Толедо, переместив границу с халифатом до рек Дуэро и Тахо.

По похожему сценарию развивались военные события с восточной части христианской Испании , результатом объединения королевств Наварра, Арагон, графств каталонской этно – лингвистической общности стало образование графства Каталония, которое к концу XIII века освободило от арабского господства обширные территории принадлежащие сейчас современной Мурсии, также Балеарские острова.

Такие крупные победы были обусловлены не только искусством оружия крестоносцев, но за частую следствием неорганизованности, разобщенности, слабости небольших мусульманских тайфов.
Нужно отметить, что очень часто христианские наемники, по различным причинам, чаще просто за приличное вознаграждение направляли свое оружие против крестоносцев несущих смерть мусульманам.
Одним из таких наемников был национальный герой Испании, воспетый народным эпосом, Родриго Диас де Бивар, больше известный как Сид, от арабского “сеид” – господин, венцом его карьеры стал пост правителя Валенсии 1094 года.

Не желая платить дань христианам, арабские эмиры попросили помощи у Альморавидов, создавших мощное Североафриканское государство (современное королевство Марокко). Таким образом вторая волна мусульман захлестнула Иберийский полуостров. Альморавиды отстранили от правления тайфами бывших правителей, восстановив единую власть во всем государстве Аль Андалус, значительно потеснив крестоносцев на северо – востоке захватив Валенсию. Однако после тяжелейшего поражения от христианской армии при Лас Навас де Толоса (1212) власть их серьезно ослабла.

Католическая церковь также вела мощную идеологическую войну против мусульманства, укрепляя менталитет крестоносцев, например, королем Арагона был учрежден первый духовно – рыцарский орден Тамплиеров, затем в других районах Испании начали свою деятельность такие ордена, как Алькантара, Калатрава, Сантьяго. Эти могущественные духовные организации оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты, налаживая быт, поднимая хозяйство недавно отвоеванных пограничных районов.

XIII век поставил окончательную точку конца правления мусульман на территории Пиренейского полуострова, были освобождены такие города, как Тарагона (1110), Сарагоса (1118), Калатаюд (1120), Валенсия (1238), Кордоба (1238), (1247). Оставался лишь один непобедимый город, последний оплотом мусульман – , которую под непрерывным натиском короля Кастилии Фердинанда II, оставили (январь 1492). Результатом долгих переговоров стал договор, согласно которому покидавшим город войскам эмира Мохаммеда XII предоставлялось беспрепятственное отступление до берегов северной Африки.

По большей части бывших мусульманских владений коренное испанское население лояльно относилось к арабам, не препятствуя тому, что они оставались жить занимая прежние места, сохраняя свою веру, лишь в было жестоко подавлено мусульманское восстание 1264 года, результатом которого явилось массовое изгнание арабского населения.

К окончанию реконкисты реальная политическая власть в стране была поделена между королевствами Кастилья и Арагон. Оба королевства лихорадили междоусобные конфликты.

Середина четырнадцатого века отмечена противостоянием Педро Жестокого с его сводным братом Энрике Трастамарским. Англичане вели тогда столетнюю войну с французами. Педро Жестокий правил королевством Кастилья (1350 – 1369), до тех пор пока изгнанный Энрике заручившись поддержкой французского короля Карла V не захватил власть провозгласив себя королем Энрике II (1369), разбив армию Педро на равнинах Монтеля. Однако, заговоры на этом не прекратились, герцог Ланкастерский, женившись на старшей дочери Педро, предъявил претензии на Кастильский престол.

После смерти Энрике, до совершеннолетия наследного принца Хуана II, страной фактически правил его младший брат, Фердинанд. Арагон во главе со своим королем Альфонсом V расширял свое влияние над Средиземноморьем, пойдя дальше после захвата Болеарских островов, завоевал Корсику, Сардинию, Сицилию, затем овладел значительными землями юга Италии (1416–1458).

По мере увеличения территорий королям обоих государств необходимо было менять систему управления путем создания контролирующих органов над многочисленными наместниками число которых постоянно увеличивалось. Власть монархов и королевских чиновников была ограничена кортесами (парламентами). Для надзора за деятельностью кортесов были дополнительно созданы делегации городов.

Кортесы, будучи отнюдь не демократическими органами, представляли интересы зажиточных слоев населения. Если кортесы Кастильи были послушным орудием монарха, особенно во время правления Хуана II, то Арагон и Каталония придерживались другой концепции власти. Она исходила из того, что политическая власть изначально устанавливается свободными людьми путем заключения договора власть имущих с народом, который ограничивал права и обязанности обеих сторон. Соответственно, любое нарушение договоренности со стороны королевской власти считалось проявлением тирании (1412 – 1419).

Правление следующего кастильского короля, Энрике IV “Бессильного” (1454–1474), породило анархию. Под давлением оппозиционно настроенной знати он подписал декларацию, которой признал королем своего брата Альфонса (1465). Однако, многие города поддержали Энрике, началась гражданская война, продолжавшаяся после скоропостижной смерти Альфонса (1468). Условием прекращения мятежа знать выдвинула требование Энрике, назначить наследницей престола свою сводную сестру Изабеллу. Энрике дал согласие, Изабелла вышла замуж за инфанта Арагонского, Фернандо (1469) (известного далее под именем испанского короля Фердинанда).

После смерти Энрике IV (1474), Изабелла была объявлена королевой Кастилии, а Фердинанд после смерти своего отца Хуана II (1479) занял престол Арагона. Так объединились два крупнейшие королевства, создав государство .

Выступления крестьян Каталонии были направлены против ужесточения земельных налогов особенно активизировались к середине XV века став поводом для новой гражданской войны (1462 – 1472) между каталонской парламентской верхушкой поддерживавшей землевладельцев и монархией вступившейся за крестьян. Альфонс V отменил некоторые феодальные повинности (1455), а после очередного крестьянского бунта Фердинанд V подписал (1486) так называемую “Гвадалупскую сентенцию”, фактически отменив крепостное право, также многие феодальные повинности.

“Католические короли” Фердинанд и Изабелла под влиянием духовенства утвердили церковный суд – инквизицию (1478), предназначенную охранять чистоту католической веры. Началось преследование евреев, мусульман, а позже протестантов. Кого угодно можно было объявить еретиком. Сотни тысяч людей подозреваемых в ереси прошли через пытки закончив жизнь на кострах. Преследовали также марисков или маранов – христиан, ранее обращенных потомков мавров, обращенных евреев. Очень много евреев мигрировало из Испании на территорию Нидерландов, тогда принадлежащих испанскому королевству.

Управление высшими должностями полностью стало привилегией короля; высшее духовенство также было подчинено монарху; Фердинанд был избран великим магистром трех рыцарских орденов, что сделало их эффективным орудием короны; инквизиция помогала правительству контролировать дворянство одновременно эффективно управлять народом. Администрация была реорганизована, королевские доходы увеличены часть их шла для поощрения развития наук, поддержания искусства.

Экскурсионные туры в Испанию курортное побережье Коста дель Соль

Опубликовано в рубрике Tagged ,

Историю Испании стоит начать с расшифровки названия страны. Оно имеет финикийские корни и означает «берег даманов», то есть место обитания травянистых млекопитающих, которые заселяли Пиренейский полуостров.

Эти земли едва ли были когда-то пустыми. Люди заселяли их с незапамятных времен. Связано это с благоприятным климатом, выходом к морю, богатством ресурсов.

Первые племена

История Испании связана со многими древними народами. Они занимали различные участки будущего государства. Известно, что на южных территориях селились иберы, северные земли интересовали кельтов.

Центральная часть полуострова заселялась смешанными племенами. В источниках древних времен их называли кельтиберами. На побережьях селились греки, финикийцы. С особой активностью земли завоевывали карфагеняне. Но в результате нескольких войн их вытеснили римляне.

От римского к арабскому владычеству

Колонизация земель римлянами началась в 3 веке до нашей эры. Полностью же покорить все племена удалось лишь в 72 году до нашей эры. С этого момента началась история Римской Испании. Затянулась она почти на пять веков. За это время было построено множество античных сооружений. Некоторые амфитеатры, триумфальные арки сохранились до наших дней.

Именно в этот период особенно обогатилась культура Испании. На этих землях родился знаменитый римский философ Сенека, император Траян. В 3 веке сюда пришло христианство.

В конце 4 века Римская Испания прекратила свое существования. Захватив Рим, сюда пришли вестготы. В 418 году они организовали на этих землях собственное государство. Южные земли смог вернуть себе приемник Римской империи Юстиниан. Так в 6-7 веке существовала Византийская Испания.

Бесконечные внутренние междоусобицы среди вестготов привели к упадку их государства. Один из претендентов на престол решился попросить помощи у арабов. Так в 8 веке новый народ прибыл на полуостров.

Арабы довольно быстро захватили власть. Они не планировали вносить в уклад местного населения радикальные изменения. Жители полуострова сохранили свою религию, культуру, традиции. Но некоторые элементы Востока все же переняли, например любовь к роскоши. Напоминают о владычестве арабов архитектурные сооружения той эпохи.

Реконкиста

Жители полуострова не могли смириться с тем, что ими управляют мавры. Они вели постоянную борьбу за отвоевывание своих земель. В истории этот долгий период получил название Реконкиста. Начался он в 8 веке, когда в битве при Ковадонге удалось впервые победить арабов.

За это время были созданы такие государственные объединения, как Испанская марка (современная Каталония), Наварра, Арагон.

Арабам удалось отвоевать значительные территории и прочно закрепиться на полуострове в конце 10 века, когда к власти пришел визирь Альманзор. С его смертью государство мавров утратило единство.

Максимальных успехов добилась Реконкиста в 13 веке. Христиане объединились против арабов и смогли разгромить их в нескольких решающих битвах. Впоследствии маврам пришлось спасаться в горах. Их последним убежищем была укрепленная Гранада. Ее завоевали в 1492 году.

После разгрома арабов наступает Золотой век Испании.

Фердинанд и Изабелла

Наиболее значимыми личностями Испании считаются Изабелла и Фердинанд. Она унаследовала трон Кастилии от брата и вышла замуж за наследника Арагона. Династический брак объединил два крупнейших королевства.

В 1492 году испанцы не только окончательно избавились от мавров, но и открыли для себя Новый мир. Именно в это время Колумб осуществляет экспедицию и основывает испанские колонии. Началась эпоха Великих географических открытий, в которых государство играло важную роль. Именно Изабелла согласилась спонсировать экспедицию Колумба. Для этого она заложила свои драгоценности.

Правители Испании решились вложиться в рискованное предприятие, которое возвысило государство на мировой арене. Те же страны, которые побоялись рисковать, долгое время сожалели о своем промахе, а Испания пожинала плоды с образованных колоний.

Габсбургская Испания (начало)

Внук Изабеллы и Фердинанда появился на свет в 1500 году. Он известен как Карл Первый в качестве короля испанских земель, а под именем Карла Пятого стал императором Священной Римской Империи.

Король отличался тем, что предпочитал самостоятельно решать все вопросы государства. Он прибыл в Кастилию из Бургундии. Оттуда он привез свой двор. Это сначала возмутило местных жителей, но со временем Карл стал настоящим представителем Кастилии.

История Испании того времени связана со многочисленными войнами против протестантизма, который развивался в Германии и Франции. В 1555 году войска императора потерпели поражение от немецких протестантов. По мирному договору в Германии узаконивалась новая христианская церковь. Карл не смог принять такого позора и через три недели после подписания документа отрекся от престола в пользу своего сына Филиппа Второго. Сам же он удалился в монастырь.

Последние Габсбурги

Филипп Второй продолжил историю страны. Испания во время его правления смогла остановить турецкое нашествие. Она одержала победу в морской битве при Лепанто в 1571 году. Сражение вошло в историю не только благодаря победе объединенного испано-венецианского флота, но и последним использованием гребных суден. Именно в этом сражении потерял руку будущий писатель Сервантес.

Филипп делал все, чтобы укрепить в государстве монархию. Но ему не удалось сохранить под свои контролем Нидерланды. В 1598 году северные земли получили независимость, проведя у себя революцию.

Однако чуть ранее Филипп сумел присоединить Португалию. Случилось это в 1581 году. Под испанской короной Португалия была до середины 17 века. Страна все время пыталась выйти из состава Испании, используя для этого любые методы.

При следующих правителях политическое влияние государства на мировой арене постепенно падало, владения государства сокращались. Последующей ступенькой вниз стала Тридцатилетняя война. Габсбурги Испании и Австрии, а также немецкие князья объединили силы для борьбы с протестантской коалицией. В ее состав вошла Англия, Россия, Швеция и другие страны. Миф о непобедимости испанской армии разрушила битва при Рокруа. В 1648 году стороны заключили Вестфальский мир. Он имел печальные последствия для Испании.

Последний представитель Габсбургов скончался в 1700 году. Карл Второй не имел наследника, поэтому престол достался Бурбонам из Франции.

Война за испанское наследство

Участие Испании в войнах продолжилось и в 18 веке. На трон взошел Филипп Бурбон, приходившийся внуком Людовику Четырнадцатому, королю Франции. Это не устраивало Великобританию, Австрию, Голландию. Они боялись, что будущее испано-французское государство станет сильным противником. Началась война. По мирным договорам 1713-1714 годов Филипп отказывался от французского престола, сохраняя за собой испанский трон. Таким образом, Франция и Испания не смогли бы объединиться. Кроме этого, Испания лишалась своих владений в Италии, Нидерландах, на Менорке и Гибралтаре.

Следующим королем стал Карл Четвертый. На него большое влияние оказывал фаворит Годой. Именно он склонял короля к сближению с Францией. В 1808 году Наполеон силой держал Карла Четвертого и его сына Фердинанда во Франции, чтобы в Испании правил Жозеф Бонапарт. В стране подымались восстания, велась партизанская война против войск Наполеона. Когда европейские страны свергли императора, власть в Испании перешла Фердинанду Седьмому. После его смерти в стране возобновились гражданские войны, появились и обострились противоречия между народами государства на почве культуры и языка. Это была Испания эпохи Просвещения. В это время проводились реформы по модернизации государственного управления. Правители отличались деспотическими методами и стремлением к просвещению.

В 19 веке в стране прошло пять больших революций. В результате государство стало конституционной монархией. В этот же период оно утратило практически все свои колонии в Америке. Это негативно сказалось на экономическом положении, поскольку исчезал крупнейший рынок сбыта, сокращалось количество получаемых налогов.

Франкистская Испания

В начале 20 века власть короля была существенно ослаблена. В 1923 году в результате военного переворота власть в стране на семь лет захватил генерал де Ривера. После выборов 1931 года королю Альфонсу Тринадцатому пришлось отречься от престола и выехать в Париж. На мировой карте появилась республика.

С этого времени началась ярая борьба между республиканцами, которых поддерживал Советский Союз, и фашистами, которые подпитывали силы из Италии и Германии. Республиканцы проиграли в борьбе, и с 1939 года в стране была установлена диктатура Франко.

Франкистская Испания придерживалась нейтралитета во Второй мировой. Но это было только формально. На деле же страна поддерживала Германию. Именно поэтому в послевоенное время она находилась в международной изоляции. К 1953 году она смогла добиться отмены санкций. В стране были проведены реформы, благодаря которым сюда хлынули иностранные инвестиции. В Испании началось развитие промышленности, туризма. Этот период принято называть экономическим чудом. Он продолжался до 1973 года.

Но в стране продолжали преследовать приверженцев левых взглядов. Их обвиняли в сепаратизме. Сотни тысяч людей исчезли бесследно.

Новейшая история

После своей смерти Франко завещал передать власть в руки Хуана Карлоса, который приходится внуком Альфонса Тринадцатого. История Испании изменилась в 1975 году.

В стране были проведены либеральные реформы. Конституция 1978 года позволила расширить автономию некоторых регионов государства. В 1986 году страна вошла в состав НАТО и ЕС. Серьезной нерешенной проблемой остается деятельность сепаратистской организации ЭТА террористического характера.

Создана радикальная группа в 1959 году. Ее деятельность направлена на получение независимости Страной Басков. Идеологами стали братья Арана, жившие в 19-20 веке. Они заявляли, что Испания превратила их земли в свою колонию. Стали образовываться националистические партии. Когда к власти пришел Франко, автономия Страны Басков была упразднена, а их родной язык оказался под запретом. В шестидесятых годах прошлого века баски смогли вернуть себе школы с преподаванием на своем языке.

Представители ЭТА выступают за создание отдельного государства Эускади. За историю своего существования ее представители совершали покушения на жандармов, чиновников. Наиболее известным преступлением считается спланированное убийство Луиса Бланко, который был преемником Франко. Над местом, где проезжала его машина, заложили взрывчатку, и 20.12.1973 прогремел взрыв. Политик погиб на месте. В семидесятых-восьмидесятых годах между правительством и ЭТА проводились переговоры, которые ненадолго приводили к перемирию. Сегодня организация официально отказалась от вооруженной борьбы, занявшись политикой. Ее бывшие участники баллотируются в выборах и получают места в правительстве.

Современная роль монарха

Король Хуан Карлос Первый обладает большим авторитетом на мировой арене. Хотя его полномочия в стране были очень ограничены, он участвовал в различных важных политических процессах. Благодаря его авторитету сегодня Испания остается стабильным государством с развитой экономикой.

Родился он в 1938 году на территории Италии. Его молодые годы прошли в Италии и Португалии. Образование он смог получить на родине. Франко назначил его своим преемником еще в 1956 году. Против этого выступал отец Хуана граф Барселонский.

В 2014 году король решил отказаться от престола в пользу своего сына Фелипе. Он заявил, что тот готов к правлению, он молод и способен провести в стране необходимые преобразования. Несмотря на отречение, он по-прежнему имеет титул короля.

С 2014 года монархом Испании считается Филипп Шестой. О его деятельности пока мало что известно. Ему приходится решать вопрос с Каталонией, которая в 2017 году провела незаконный референдум об отсоединении от государства.

Культура

Если говорить о культуре Испании, стоит отметить, что вся страна является историческим музеем, который с трех сторон омывается морями.

Из множества архитектурных памятников стоит выделить следующие сооружения Мадрида:

  • Часовня Епископа - храм расположен в Мадриде, выполнен в готическом стиле.
  • Монастырь Дескальсас-Реалес - сооружен в 16 веке, славится коллекцией произведений искусства.
  • Королевский дворец - образец дворцовой архитектуры 17 века. Он окружен парками и садами. В нем сохранилась утварь прошлых веков, которой пользовались монархи государства.
  • Фонтан богини Сибелес - символ Мадрида.

В тридцати километрах от Мадрида расположился Алкала-де-Энарес, город, в котором родился Сервантес. Там сохранился дом, где писатель проживал. Помимо церквей и монастырей, есть в городе и университет 15 века.

Отдельно стоит отметить Барселону. Исторический центр, выполненный в готическом стиле, остался практически нетронутым со времен, когда город был столицей Каталонии.