Сеяние милостыни. Нужно ли подавать церковным нищим и куда нести бабушкины сережки

Милостыня - добродетель, угодная Богу, но она теряет едва ли не всю цену, когда честолюбивый благотворитель подаёт её с гордостью, со тщеславием, любуясь в душе собственным милосердием или выставляя его напоказ, и она не будет достойна небесной награды, по слову Господа Иисуса Христа:

"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 1-4).

Итак, если сердце наше милостиво, то будем творить благотворить втайне. Святитель Николай в этом случае - наш наставник.

Приняв пресвитерский сан, святой Николай прилагал труды к трудам; бодрствуя и пребывая в непрестанной молитве и посте... В это время его родители преселились в вечную жизнь. Получив в наследство их имение, святой Николай роздал его нуждающимся. Ибо он не обращал внимания на скоропреходящее богатство и не заботился о его умножении, но, отрекшись от всяких мирских желаний, со всем усердием старался предать себя Единому Богу, взывая: «К Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс.24:1); «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» (Пс.142:10); «На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой» (Пс.21:11).

И была рука его простерта к нуждающимся, на коих она изливала пребогатую милостыню, как многоводная река, изобилующая струями. Вот одно из многих дел его милосердия.

Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатый. Придя в крайнюю нищету, он потерял прежнее свое значение, ибо жизнь века сего непостоянна. Сей человек имел трех дочерей, которые были очень красивы собою. Когда уже он лишился всего необходимого, так что нечего было есть и не во что одеться, он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние и обратить свое жилище в дом блуда, чтобы таким образом добывать себе средства к жизни и приобретать и себе и дочерям одежду и пищу. О горе, к каким недостойным мыслям приводит крайняя нищета! Имея сию нечистую мысль, муж сей хотел уже исполнить свое злое намерение. Но Всеблагой Господь, не хотящий видеть человека в погибели и человеколюбно помогающий в бедах наших, вложил благую мысль в душу угоднику Своему, святому иерею Николаю, и тайным вдохновением послал его к погибающему душою мужу, для утешение в нищете и предупреждение от греха. Святой Николай, услыхав о крайней бедности того мужа и Божиим откровением узнав о его злом намерении, почувствовал к нему глубокое сожаление и решил своею благодетельною рукою извлечь его вместе с дочерьми, как из огня, из нищеты и греха. Однако он не пожелал оказать свое благодеяние тому мужу открыто, но задумал подать ему щедрую милостыню тайно. Так святой Николай поступил по двум причинам. С одной стороны, он хотел сам избежать суетной человеческой славы, следуя словам Евангелия: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми» (Мф.6:1).

С другой стороны, он не желал оскорбить мужа, бывшего некогда богачом, а теперь пришедшего в крайнюю нищету. Ибо он знал, как тяжела и оскорбительна милостыня для того, кто от богатства и славы перешел в убожество, потому что она напоминает ему о прежнем благоденствии. Посему святой Николай счел за лучшее поступить по учению Христа: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3).

Он так избегал человеческой славы, что старался утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал. Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой. Утром муж тот встал и, найдя мешок, развязал его. При виде золота, он пришел в великий ужас и не верил своим глазам, потому что ниоткуда не мог ожидать такого благодеяние. Однако, перебирая монеты пальцами, он убедился, что пред ним в самом деле золото. Возвеселившись духом и удивляясь сему, он плакал от радости, долго размышлял о том, кто бы мог оказать ему такое благодеяние, и ничего не мог придумать. Приписав сие действию Божественного Промысла, он непрестанно благодарил в душе своего благодетеля, воздавая хвалу пекущемуся о всех Господу. После сего он выдал замуж старшую свою дочь, дав ей в приданое чудесно дарованное ему золото, Святой Николай, узнав о том, что муж сей поступил по его желанию, возлюбил его и решил сотворить такую же милость и второй дочери, намереваясь законным браком оградить и ее от греха. Приготовив другой мешок золота, такой же, как и первый, он ночью, тайно от всех, через то же окно бросил его в дом мужа. Встав поутру, бедняк опять нашел у себя золото. Снова он пришел в удивление и, пав на землю и обливаясь слезами, говорил:

– Боже милостивый, Строитель нашего спасения, искупивший меня самою кровью Твоею и ныне искупляющий златом дом мой и моих детей от сетей вражьих, Сам Ты покажи мне слугу Твоего милосердия и человеколюбивой Твоей благости. Покажи мне того земного Ангела, который сохраняет нас от греховной погибели, чтобы я мот узнать, кто исторгает нас от угнетающей нас нищеты и избавляет от злых мыслей и намерений. Господи, по Твоей милости, тайно творимой мне щедрою рукою неизвестного мне Твоего угодника, я могу отдать замуж по закону и вторую свою дочь и тем избежать сетей диавола, который хотел скверным прибытком умножить и без того великую мою погибель.

Помолившись так Господу и возблагодарив Его благостыню, муж тот отпраздновал брак второй своей дочери. Уповая на Бога, отец питал несомненную надежду, что Он и третьей дочери подаст законного супруга, снова даровав тайно благодетельствующею рукою потребное для сего золото. Чтобы узнать, кто и откуда приносит ему золото, отец не спал ночи, подстерегая своего благодетеля и желая его видеть. Немного прошло времени, как ожидаемый благодетель явился. Христов угодник Николай тихо пришел и в третий раз и, остановившись на обычном месте, бросил в то же окно такой же мешок золота, и тотчас поспешил к своему дому. Услыхав звон золота брошенного в окно, муж тот насколько мог быстро побежал вслед за угодником Божиим. Догнав его и узнав, потому что нельзя было не знать святого по его добродетели и знатному происхождению, муж сей пал ему в ноги, лобызая их и называя святого избавителем, помощником и спасителем душ, пришедших в крайнюю погибель.

– Если бы, – говорил он, – не восставил меня твоими щедротами Великий в милости Господь, то я, несчастный отец, давно уже погиб бы вместе с своими дочерьми в огне Содомском. Ныне же мы спасены тобою и избавлены от ужасного грехопадения.

И еще много подобных слов говорил он святому со слезами. Едва подняв его с земли, святой угодник взял с него клятву, что он во всю свою жизнь никому не поведает о том, что с ним было. Сказав ему еще многое на пользу, святой отпустил его в дом свой.

Как учила монахиня Сепфора - когда будете просить, не говорите "пожертвуйте" , а "сотворите святую милостыню" и люди сами будут вам давать, что имеют. Эти слова священные...Сам Господь сказал: "Милости хочу, а не жертвы " (МФ.12,7).

Вот сразу и всплывает вся моя сиротская жизнь передо мной. Мне сегодня 44 года, а все не покидает меня "милость".Нет, не так - милость Божья!!!Все у меня есть, всем одарил Господь...Здоровье, семья, дети, дом - всё, что ценится в мире...Но есть еще кое-что - моё сокровенное в жизни - это встреча с Богом, с Божьей Матерью, со всеми святыми. Нет, не воочую, а с любовью сердца. Первое, что я встретила и осознанно поняла в жизни - это Любовь и Милость, то на чём держится наша жизнь. Вспомнилось как ко мне стали добры люди, когда я в девять лет осталась без мамы. Строгие учителя - жалостливыми, соседские мальчишки перестали обижать, "папа" перестал пить горькую, сёстры обратили на меня внимание. Теперь я понимаю для чего так происходит, а тогда девочкой всё твердила:" Мама, зачем ты меня родила и как я буду жить без тебя... "

Потом только в 33 года, когда я переступила порог Храма Божьего я всё поняла. Для милости Божией. Вся моя жизнь это возможность людей совершить великую милость. "Святую милостыню" в их жизни, людей с которыми сводил меня Господь! О милости Божьей ко мне - надо писать книгу, вернее о тех людях, что дарил мне Господь. Когда-то соберусь и напишу, но сейчас о Благотворительном фонде "Русская Береза"

Где то там, за 60 км г.Славянск, а у нас пролетают самолеты, где-то Одесса, а у нас новости и недопонимание - почему?...А затем одногодка сына 25 лет в гробу со Славянских боев, а затем защита г.Рубежное, взрываются мосты через Северский Донец. Затем начинают уезжать знакомые, соседи у кого маленькие дети и внуки. Кто в глубь страны, а кто в Россию. Мы сидим, тревожно, но пока все только где-то над головой...19 июня 2014 года в 24 часа стекла задрожали, взрыв где-то рядом. Господи!!! Сын - ему же в ночную, а бомбят кажется именно шахту. Говорю мужу - беги, узнай. Вдруг дверь открывается своим ключом и сын говорит - собирайтесь, в центр города, к бабушке, кажется начинается. Паника - нет...Полное оцепенение мозга, СТРАХ ОКУТЫВАЕТ ВСЁ...Бегом, торопит сын, взрывы учащаются. В ночных рубашках, накинув поверх что-то темное, что бы не видно было, бежим...У бабушки темно, но это в целях безопасности, свет включать нельзя. Господи, спаси, сохрани и помилуй нас грешных. Вот и вся молитва. Всю ночь... 1 час ночи - взрывы, 2 часа ночи - взрывы, 3 часа ночи - реже, 4 утра - утихло, бомбили окраины. Утром сборы в никуда, лишь бы дочь спасти Настеньку.

Всю дорогу лил дождь, все 700 км и не за нами буря, а мы в бурю. Ливень стеной. Господи довези!!! в дороге же всякое бывает и довез... Господи устрой и устроил. Дали дачу друзья. Господи покорми - и стучится соседка по дому с продуктами, за ней другая...Господи одень и везу уже три мешка одежда себе и дочке. Бабушки из храма, что в селе собрали всё...Господи - холодно ночами вот уже несут люди одеяла и подушки. Господи - тарелок, чашек нет - держите, пожалуйста, пользуйтесь. Может еще чего надо... Спасибо тебе Господи, а как тебе теперь послужить, как отблагодарить за твою любовь.

Стою молюсь в храме на ст. м. Бауманская в Богоявленском соборе. Приложилась ко всем иконам. Молитва одна - направи пути во благо, дай мира Украине, вразуми, спаси. Уже уходя в полумраке храма увидела газеты, беру не глядя, повернулась на поклон - передо мною ящик для сбора средств беженцам Украины, положила копеечку - может кому-то хуже, чем нам приходится, помоги им Господи...Выйдя на улицу, посмотрела в газету, а там все мои молитвы и сбылись. И отблагодарить могу, и послужить могу и пожертвовать могу и все со Словом и Благодарением Господа. Слава тебе Господи, спасибо, ЧТО СЛЫШИШЬ МЕНЯ ГРЕШНИЦУ и даешь всё по молитве.

"Сотворите святую милостыню" - спасибо Благотворительному фонду "Русская береза" за возможность исполнить слова данные Богом. Спаси Вас всех Господь.

Милостыня покрывает множество грехов. Тот, кто раскрылся в добре и всем помогает, уподобляется Христу. Ведь Господь наш – Сама Любовь, Добро, Милосердие, Источник жизни.

Конечно, в нас живут человеческие страсти. Бывает, что-то жалко отдать. Святые отцы учат так: если человеку не хочется чем-то делиться с ближним, если он жадный, то избавляться от этого порока нужно постепенно, начиная отдавать те вещи, которые не нужны. Начать с этого. А когда привыкнем отдавать ненужное, легче будет отдавать и самое любимое, нужное. Как-то поздравляли одного батюшку и подарили ему хорошие часы. Настольный будильничек в форме яйца. Сверху открывается и звонит. Очень приятные часы, всем понравились . А потом был день Ангела у нашего архиерея. Священник подумал: «Что же подарить? Надо же самое хорошее, самое ценное… Ну-ка, отдадим эти часы». Когда их владыке дарили, он сказал священнику:

– Какие прекрасные, дорогие часы… Пусть они у Вас останутся…

– Знаете, Владыко, – ответил тот, – нам надо учиться ни к чему не сердцем не пристращаться. Жалеть ничего не надо. Господь не оставит: надо иметь будильник, пошлет.

Что интересно? Через два дня к священнику пришли гости и, поздравляя, подарили часы. Тоже будильник, как бы позолоченный, лучше, чем первый.

Таких случаев каждый православный христианин может вспомнить немало. Апостол Павел говорит: «Дающего рука не оскудеет». Блаженнее давать, нежели брать.

Обращаясь к жизни подвижников, видим: они всем творили добро. В этом раскрывали свою душу, любя Бога и ближнего. Одному благочестивому старцу прихожанка дала миску ягод. Он принял, поблагодарил и передал другому брату. Тот другому… Так эти ягоды обошли всю братию и вернулись к этому же старцу. О чем это говорит? Все они единого духа – Духа Христова. Дух Христов всех объединяет в любви, всех собирает в единое Тело Христово – Церковь. А Глава этого Тела – Сам Христос. Этим Духом богата и сильна Церковь.

Обычно говорят: «Как ни ступил, так грех сделал». Но можно жить и иначе: как ни ступил, так доброе дело сделал. Можно всем помогать и словом, и делом. Если нечего нам ближнему дать, у нас есть силы, бьется сердце, течет кровь. Можно пойти в больницу, в дома престарелых ухаживать за больными, за инвалидами. Слово утешения будет им приятнее, чем безликая «забота государства». Слово тоже может быть милостыней. И молитва тоже милостыня. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

Человек через милостыню внутренне начинает уподобляться Богу, исцеляется от страстей. Милостыня покрывает множество грехов.
Сейчас такое тяжелое время. Творить материальную, денежную милостыню не каждому по силам…

Есть такая притча. Один человек сказал своему другу: «Я желаю видеть царя, проводи меня к нему». Друг отвечал: » Пойду с тобой только половину пути». Тогда он обратился к другому другу: « Пойдем со мной к царю Второй отвечал: «Я могу провести тебя только до царского дворца». Обратился он к третьему: «Проведи меня к царю». Третий ответил: «Я доведу тебя до дворца, введу во дворец, скажу о тебе царю и представлю тебя ему».

Святые отцы так толкуют эту притчу. Первый друг – это подвижничество, которое доводит до истинного пути. Второй друг – это чистота, которая достигает до небес. А третий – это милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю – Господу.

Милостыня спасает. В одном селе жила благочестивая вдова. Она давала стол и кров всем, кто нуждался в нем. И дети у нее были благодетельные, богобоязненные. Когда проезжали по своим торговым делам купцы, все останавливались у нее. Был большой двор, была большая хорошая баня. Дети распрягали лошадей, кормили, поили их, купали в реке. Баню для купцов топили, чай готовили. Уезжая, купцы сердечно благодарили за приют. Были поля у этой вдовы, и сажали там не только для себя, но и для нищих, убогих, сирот. И благодать Господня почивала на этом доме. Бог хранил от всех врагов видимых и невидимых.

Ехали однажды купцы и издалека увидели: село горит. Многие дома занялись. Что делать? Их немного, все дома не потушить. И решили: поедем скорее, поможем вдове, что нас принимала. Спасли ее дом, хозяйство. Так Господь за добрые дела оградил ее от большой беды.

А в другой семье дети не сохранили родительского благословения принимать в дом всех нуждающихся. После смерти родителей перестали делиться хлебом со страждущими , с разбором давали – кому дать, а кого отослать ни с чем. Божие благословение отошло от дома: поля перестали родить, продукты иссякли, животные перестали плодиться. Разъехались дети из родительского дома в разные стороны, чтобы не умереть с голода.
Свт. Иоанн Златоуст:

Велика сила милостыни… Бедные – врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Владыкой.
Нам надлежало бы творить милостыню уже потому, что она – прекрасное дело, и из сострадания к нашим братьям, а не ради обещанных Владыкой наград. Но так как мы не в состоянии мыслить возвышенно, то будем творить милостыню хоть из-за награды, отнюдь, впрочем, не ища славы от людей, чтобы нам сверх растраты денег не лишиться и награды.

Но скажешь, как я могу подавать милостыню, когда я беден? Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшей горячкой и одержимый ненасытной страстью, желает увеличить свое имущество, а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть.

Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие.

Святитель Григорий Нисский:

«Плод милостыни произрастает обильно. Сей, раздавай и исполни дом добрыми приобретениями. Но ты скажешь: «Я беден». Пусть так, давай, что имеешь: Бог не требует больше возможного. Ты дашь хлеб, другой чашу, иной одежду и таким образом уничтожится несчастье одного. «

Преподобный Исаак Сирин:

«Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их. «

Святитель Григорий Палама:

«Проявим дело любви к нашим братьям во Христе (принесем эту превосходную жертву – милость, которой жаждет от нас Господь), оказывая ее нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы ни было это заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая лежащих в немощи, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также перенося поступающих против нас и угождая друг другу (в страхе Божием), хотя бы кто и имел на кого неудовольствия, потому что и Христос угождал нам всеми способами: делами и словами. Всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, чтобы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными Им и наследовать обетованное нам от сложения мира – уготованное Небесное Вечное Царство. «

Преподобный Симеон Новый Богослов:

«Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым, надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, ради нас обнищавшему, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что им дать, страдают жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Не плакал ли я о том, кто был в горе?» (Иов. 30:25). Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: даром получил, без зависти отдаю. Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Такой милостью они, как лествицей, восходят к совершенной душевной чистоте. «

Святитель Иоанн Златоуст.

Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу.

Поучения преподобного аввы Дорофея.

«Не всякий, делающий что-либо благое, делает это благоугодным Богу. Когда, кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания, тогда это благоугодно Богу. Совершенная же Воля Божия та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением, подавая так, как будто бы принимает сам, и так благодетельствует, как будто сам принимает благодеяния: тогда исполняется совершенная Воля Божия. Но должно знать и само благо милостыни, саму её благодать – она столь велика, что может прощать и грехи: «грехи твои милостынями искупи» (Дан.4,24). И Сам Господь сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк.6, 36). Не сказал: поститесь, как Отец ваш Небесный постится. Не сказал: будьте нестяжательны, как Отец ваш Небесный нестяжателен. Но что говорит?

Читайте также: Наши родители стареют. А вдруг они умрут?

– « Будите милосердии, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть», потому что эта добродетель особенно подражает Богу и уподобляет Ему человека. И так всегда должно взирать на эту цель и разумно делать добро: и в цели милостыни есть различие. Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает его корабль. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его. Но все они получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего не искали себе у Него, и цель, которая была у них, не имела отношения к их душевной пользе.

Иной подаёт милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения — подаёт её для души своей, ради Бога. Однако, и он не таков, как хочет Бог, ибо он ещё находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь быть наказанным. Также и этот подаёт милостыню для того, чтобы избавиться от мучений, и Бог избавляет его от них. Другой подаёт милостыню для того, чтобы получить награду. Он выше первого, но и этот не таков, как хочет Бог, ибо он ещё не находится в состоянии сына, но как наёмник исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль.

Ибо тремя образами, как говорит Василий Великий, можем мы делать добро: или делаем доброе, боясь мучений, и тогда мы находимся в состоянии раба; или для того, чтобы получить награду, и тогда мы находимся в состоянии наёмника, или делаем доброе ради самого добра, и тогда находимся на степени сына: ибо сын исполняет волю отца не из страха и не потому, что хочет получить от него награду, но желая угодить ему, почтить и успокоить его. Так и мы должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги. Подавать так, как будто бы мы сами получаем. И вот эта и есть разумная милостыня. Никто не может сказать: «Я нищий, мне не из чего подавать милостыню». Ибо если ты не можешь дать столько, сколько богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары богачей. Если и того не имеешь, но имеешь силу, то можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Тогда можешь словом своим утешить брата. Окажи ему милосердие словом, и услышь сказанное: «Слово благо паче даяния». Если же и словом не можешь помочь, то можешь, когда огорчится на тебя брат, оказать ему милость тем, чтобы потерпеть его во время смущения. Когда видишь его искушаемым от общего врага, тогда вместо того, чтобы сказать слово и тем ещё более смутить его, ты можешь промолчать: этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение у Бога. И, таким образом, не имея чем оказать милосердие к телу, милуешь душу его. А какая милость больше помилования души? И, как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу. И потому никто не может сказать, что не может оказать милости, ибо каждый по силе своей и по душевному устроению может милосердствовать. Пусть только каждый постарается то доброе, которое он делает, делать разумно, как тот искусный художник, прочно созидающий дом свой на камне.

Читайте также: С Новым учебным годом!

Святитель Николай Сербский.

О внутренней милостыне.

Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчёта. Иисус прозревал нечистые побуждения фарисея, не умыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое нечистыми руками? Фарисей возмутился против этого, а Господь использовал возмущение его, чтобы обличить фарисеев, которые внешне показывали свою чистоту, а внутренность их была исполнена хищения и лукавства (Лк.11,39). Фарисей думал, что своим приглашением оказывает особую милость Господу, но Господь укорил его, говоря: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лк. 11,41). Ты спрашиваешь меня, что значат эти слова Господа.

Означают они милостивое сердце, которое побуждает руку подать милостыню. Господь, Который сердце видит, принимал только такую милостыню. Если же сердце злое и чёрствое, напрасно рука будет давать: отвергнет её Господь. Людей можно обмануть внешней милостыней, а Бога – никогда. Сердце нечисто – нечист и дар, как бы велик ни был. Из нечистого сердца вытекают нечистые мысли и нечистые желания и грязнят и внешние дела человеческие, какими бы добрыми и чистыми они ни выглядели. Что пользы мыть руки, если нечистота сердечная делает их грязными? Если дом изнутри полон смрада и мерзости, что пользы мыть и украшать двери и окна? Своей Божественной прозорливостью Христос прозирал и чувствовал нечистую душу фарисея. Он не захотел вымыть рук Своих, Он не захотел исполнить малого долга, чтобы напомнить хозяину о большем, не захотел исполнить незначительного, чтобы укорить в значительном. Самые нечистые руки чисты в сравнении с нечистым сердцем. Омоем же свои сердца, и всё будет у нас чисто.

Преподобный Сергий (Сребрянский) исповедник.

Любовь к ближнему должна основываться на твёрдом исповедании, что всё человечество есть единая семья, имеющая Отцом Самого Господа Бога и прародителями Адама и Еву.

Отсюда выводы: а) на земле нет чужих, все родные; б) на земле нет злых и зла, а есть больные братья и сёстры и есть великая болезнь духа всего человечества, выражающаяся или в отчуждении от Бога и Его Святого Закона, или в теплохладии. Нужно заметить, что в очах правды Божией отчуждение от Бога (неверие) и теплохладие равноценны и уже Господом объявлено, что холодный и теплохладный извергнутся из уст Божиих, то есть из Царства Небесного, если не покаются. Таким образом, земля есть больница, все люди, больные душою и телом, — братья и сестры и по отношению друг к другу есть духовные братья и сестры милосердия. Отличительное же свойство истинных братьев и сестёр милосердия — до самоотвержения любить всех людей и служить им к временному и вечному их спасению. Вообще нужно жить так, чтобы от каждого человека изливались радость, мир, утешение, кротость (ровность) на всех окружающих» (Краткий устав благочестия для современного человека).

О милосердии.

Выписки из творений святых отцов.

Все дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остаётся всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств.

Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются ею.

Страх и трепет обнимает меня, когда я размышляю о том, как один недуг немилосердия сделал бесполезными и негодными все добрые дела, а самих подвижников – безызвестными, потому что они услышали слова: «Аминь глаголю вам, не веем вас» (Мф.25,12). Бог не имеет ни в чём нужды и ничего не требует от нас, но снисходит к нам по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет (принесение Ему жертв, собственно, в милости состоящих) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем благочестия.

Если ты хочешь почтить Жертву, то принеси (в жертву) душу свою, за которую принесена Жертва; душу свою сделай золотою, если же она лучше свинца и глины, а ты приносишь золотой сосуд, какая из того польза? … Мы требуем в дар Богу ваши души, ведь ради душ принимает Бог и прочие дары. Хочешь почтить тело Христово, — не презирай, когда видишь Христа нагим … сперва напитай Его, алчущего (в лице нуждающегося), и тогда уж употреби остальное на украшение трапезы Его (храма) … Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата: это храм превосходнее первого. Те украшения могут похитить … а что сделаешь для брата алчущего и странника, и нагого, того и сам диавол не может похитить, оно сберегается в неприступном хранилище (Иоанн Златоуст).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа!

Время нашей земной жизни очень скоротечно. От рождения до смерти нас отделяют какие-то 70-80 лет; по слову пророка и псалмопевца Давида, дней лет наших - семьдесят лет, если же кто в силах - восемьдесят лет, и большая их часть - труд и болезни (ср.: Пс. 89: 10). Не успевает человек до конца раскрыть весь свой жизненный, творческий потенциал, как время поставляет его перед фактом вечности. Что ждет нас за порогом смерти? Для верующего человека разрешение этого вопроса очевидно: после смерти мы будем держать ответ пред Богом. А если быть точнее - наши дела, слова, поступки и мысли сами будут свидетельствовать за нас или против нас .

В сегодняшнем апостольском послании мы слышим удивительные слова, которые приоткрывают нам тайну воздаяния в будущей жизни. Апостол Павел говорит: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6). По мысли святых отцов, под сеянием подразумевается милостыня и благотворение, то есть добровольная помощь людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Из этих слов мы можем вывести логическое заключение: тот, кто творит дела добродетели милостыни в этой жизни, получит воздаяние от Бога в период жатвы, то есть во время будущей жизни. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Будем подавать щедрую милость, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву».

В народном творчестве тема милостыни также занимает центральное место. Русская пословица гласит: «Милостыня - половина дороги к Богу; пост ведет к вратам рая, а милостыня отворяет их».

Милостыня бывает нескольких типов. Милостыня материальная - это когда человек делится с нуждающимся своим приобретенным имуществом в виде денег, пищи, в общем, всего того, что получено в результате человеческого труда. И милостыня духовная - это когда человек помимо материальных средств разделяет с нуждающимся тяготы его жизни, лечит его скорби словом, переменяет его печаль на радость, готов его выслушать и дать дельный совет. И такая милостыня, по мысли многих святых отцов, выше милостыни материальной настолько, насколько душа выше тела.

Творить милостыню нужно в Боге, ради Бога и с помощью Бога

Но и этого еще недостаточно. Важным условием благотворения является «расположение сердца» (2 Кор. 9: 7) человеческого. Ради чего творит человек милостыню? Святитель Филарет (Дроздов) дает следующий ответ: «кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему», тот не потеряет своей награды. Поэтому важным условием милостыни является любовь к Богу и ближнему. Не корыстные цели и интересы, заключающиеся в поиске похвалы и слов благодарности, а реальное стремление от всего сердца помочь ближнему. И такого человека, по мысли апостола, Бог силен обогатить всякою благодатью, чтобы, всегда и во всем имея всякое довольство, такой человек был богат на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (ср.: 2 Кор. 9: 8-9). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что, подавая милостыню, нужно взирать не только на принимающего, «но помышлять и о Боге, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние». Таким образом, можно из слов святителя заключить, что творить милостыню нужно в Боге, ради Бога и с помощью Бога.

Итак, дорогие братия и сестры, пусть наша любовь к Богу и ближнему будет проявлять себя через милостыню, помощь нуждающимся и благотворение. Такая милостыня нам принесет пользу, обогатит и в других людях вызывает «благодарение Богу» (2 Кор. 9: 11).