Родина фламенко в испании. Андалусия (автономное сообщество)

Что бы вы ни выбрали во время путешествия — осмотр памятников архитектуры, походы по художественным галереям, спорт или изучение гастрономических изысков Испании, — вы не уложитесь и в месяц, если отправитесь за этим в Андалусию. Здесь есть все вышеперечисленное и даже более того. Это автономное сообщество занимает площадь большую, чем Австрия, а каждый из его городов — Севилья, Гранада, Кордова, Кадис — стоит того, чтобы побывать там хотя бы раз в жизни.


Ученые до сих пор спорят о происхождении названия этого региона. По распространенной версии оно произошло от арабского «Аль-Андалус» (так арабы окрестили часть Иберийского полуострова). Разнообразие местных пейзажей поражает воображение. Тут и бескрайние равнины, и одна из самых больших испанских рек — Гвадалквивир, и самая высокая точка Иберийского полуострова — Сьерра-Невада, и пустыня Табернас, и Сьерра-Алькорнокалес — самое дождливое место в Испании.

Куда бы вы ни ехали, вашему взгляду обязательно предстанут бесконечные цепочки белых домиков, убегающих в горы. Типичная для этих мест архитектура носит название «pueblos blancos» («белые деревни»), и в другой цвет стены домов здесь красить просто нельзя: немилосердное солнце раскаляет воздух до +50 °C! Чтобы создать дополнительную тень, домики строили вплотную к скалам и очень близко друг к другу.

Чтобы создать дополнительную тень, домики строили вплотную к скалам и очень близко друг к другу

Сокровища Альгамбры и след Геракла

Перечислять все архитектурные достопримечательности Андалусии нет смысла — их множество. Но пройти мимо одного из чудес света, настоящей испанской жемчужины под названием Альгамбра, — невозможно. Эта крепость была когда-то загородной резиденцией эмиров Гранады, и начали ее строить в IX веке нашей эры. Зеваки со всего мира ищут высеченные над аркой изображения руки и ключа: существует предание, что это колдовские знаки судьбы Альгамбры. Рассказывают, что мавританский царь, который построил этот замок, наложил на Альгамбру заклятие. Пока рука и ключ находятся на своих местах, дворец будет стоять, и ни ураганы, ни войны его не разрушат. Но когда рука вдруг оживет и потянется за ключом — конец! Стены рухнут и обнажат фундамент, под которым — несметные сокровища.


Путешествуя по Андалусии, удобно проводить уроки истории. Начать можно прямо с каменного века, потому что первые поселения на территории Андалусии возникли именно тогда. Не верите? Чтобы убедиться, достаточно спуститься в подземные пещеры Нерхи и рассмотреть рисунки животных и людей, оставленные на стенах нашими далекими предками.

Существует легенда о том, что город Севилью, столицу современной Андалусии, основал сам Геракл. На своих кораблях финикийцы преодолели Гибралтар, дошли до устья Гвадалквивира, высадились на островке и основали там небольшое поселение. Предводителем этого отряда был некий смельчак, которому впоследствии дали имя Геракл.

Колыбель корриды и разбойников

В Андалусии родилось и развлечение, уже много десятилетий будоражащее ум любого испанца, — знаменитая коррида. В древности это было обычное жертвоприношение богам, но со временем оно переросло в целое шоу, искусство и даже философию. Современная версия корриды, со всеми ее бандерильеро, пикадорами и матадорами, зародилась

в небольшом городе под названием Ронда, а первым профессиональным тореро считается местный плотник Франсиско Ромеро. Его внук Пед­ро Ромеро за три последних десятилетия XVIII века убил 600 быков и при этом ни разу не был ранен. Обо всем этом можно узнать, зайдя в музей корриды, который открыт в Real Maestranza — первой арене для боя быков, построенной в 1785 году и расположенной в Ронде. Этот красивый, но, как выясняется, кровожадный город — родина не только боя быков, в Средние века здесь скрывались грозные испанские разбойники — бандольерос.

Коррида — не только шоу, это искусство и философия

Праздник живота

Но лучше всего в Андалусии будут себя чувствовать любители гастрономического туризма. Первым делом стоит отправиться в традиционный тапас-бар. «Тапас» — по-нашему «закуски», и в вышеназванных барах подают их и только их. Но не думайте, что сможете уйти оттуда с чувством легкого голода. Тапео — традиция «тапасничать» — восходит ко

времени правления короля Альфонсо X Кастильского, который издал указ, предписывающий владельцам таверн всегда подавать вместе с вином какую-нибудь еду, чтобы уменьшить количество пьяных на улицах. Вариантов тапас в Испании великое множество, а подаются они маленькими порциями. Это могут быть картофельные шарики с начинкой из сыра или трески, салат, маленькие бутерброды, креветки, колбаса, артишоки и даже десерты — в общем, включайте фантазию и все равно не сможете перечислить все тапас.

Знаменитые испанские закуски — тапас

Андалусия — настоящий рай и для мясоедоев. Именно здесь родина черных быков — тех самых, что участвуют в корриде. Ну а те, что не рождены для спорта, идут на стейки или популярное блюдо рабо-де-торо — бычий хвост, тушенный с овощами в красном вине. Любителей мясных лакомств наверняка порадует и знаменитый хамон — рецепт его приготовления не меняется уже несколько веков. Запивают сытные лакомства местными винами, среди которых риоха и херес. Здесь же плодородные оливковые плантации, дающие всему миру первоклассное масло.

В ритме фламенко

Насытившись, легко можно обнаружить в себе тягу к прекрасному. И тут Андалусия не подвела — любители живописи буквально потеряются в музеях, посвященных местным гениям. Одно из самых крупных собраний работ Пабло Пикассо находится в Малаге — внук художника в свое время подарил музею более 200 картин, а также немало личных вещей.


Насладившись живописью, хорошо послушать классическую музыку. Скучно не будет, ведь для Андалусии классика — зажигательное фламенко. Песня и танец с таким названием возникли именно здесь. Сегодня существует несколько десятков стилей этой музыки. Интересно, что танцоры — исполнители фламенко обходятся без кастаньет, отбивая ритм каблуками туфель, хлопая в ладоши и щелкая пальцами, — кастаньеты только мешают им. Фламенко в современной Андалусии танцуют все, школы танца есть в каждом доме. Попробовать свои силы в исполнении испанского фламенко могут и туристы — ведь конкурсы и фестивали фламенко проводятся в Андалусии каждый месяц.

В Андалусии фламенко танцуют все, в каждом доме есть школа танца

Фото: Global Look Press, Thinkstock.com/Gettyimages.ru

Полезная информация

  • Перелет Москва — Севилья — Москва — от 35 тыс. руб.
  • Перелет Москва — Малага — Москва — от 25 тыс. руб.
  • Экскурсия в Альгамбру — от 55 евро
  • Отель в Севилье — от 50 евро за ночь на двоих
  • Отель в Марбелье — от 80 евро за ночь на двоих
  • Билеты на корриду — от 10 евро
  • Обед на двоих с бутылкой вина в ресторане — от 20 евро

"); w.show();" alt="Фламенко" title="Фламенко">
"); w.show();" alt="Фламенко" title="Фламенко">

"); w.show();" alt="Фламенко" title="Фламенко">

Севилья расположена на Юге Испании и является столицей Андалусии. Севилья - город веселья и развлечений. Захватывающая коррида, страстный фламенко, многочисленные праздники не заставят вас скучать.

Река Гвадалкивир делит Севилью на две части. Левая - историческая, со множеством достопримечательностей, интересной архитектурой (Кафедральный собор, художественные галереи, дворики, украшенные мрамором и коваными воротами и многое другое). Правая менее интересна, но и здесь есть на что посмотреть, например, «Золотая башня», Музей изящных искусств.


"); w.show();" alt="Севилья. Испания" title="Севилья. Испания">
"); w.show();" alt="Севилья. Испания" title="Севилья. Испания">

Климат

Климат в Севилье Средиземноморский. Температура летом 25-30 °C. Максимальное значение было зафиксировано на отметке 46,6 °C. Заморозки зимой бывают редко. В основном температура в зимний период составляет 5-12 °C.

Транспорт

В 2009 году в Севилье открылось метро. Стоимость проезда зависит от количества пересадок. Один билет - 1,3 EUR. Метро работает с 6:30 до 23:00 по будням и до 02:00 по пятницам и субботам.

Осмотреть город и главные его достопримечательности можно из кабины комфортабельного автобуса. Для этого есть пять кольцевых маршрутов, самые интересные для туристов - С1 и С2. Билет на автобус стоит 0,7 - 1 EUR в зависимости от количества остановок. Проездной на Bonobus стоит 5,15 EUR за 10 поездок.

Услуги такси обойдутся в 0,6/0,8 EUR за 1 км ночью/днем. Посадка 3 EUR.

Если захотите осмотреть окрестности Севильи, лучше взять авто на прокат. По самому же городу передвигаться на автомобиле затруднительно из-за узких улиц и небольшого количества парковочных мест. В этом случае можно взять в аренду велосипед. Стоить это будет 1,05-2,05 EUR в час в зависимости от района. Также придется оплатить недельное членство за 12 EUR.


"); w.show();" alt="Автобусы в Севилье" title="Автобусы в Севилье">
"); w.show();" alt="Велопрокат в Севилье" title="Велопрокат в Севилье">

"); w.show();" alt="Метро в Севилье" title="Метро в Севилье">

Магазины

Все основные магазины находятся в центре Севильи на двух улицах: Calle Sierpes и Calle Cuna , которые проходят параллельно друг другу. Помимо известных мировых торговых марок здесь есть и местные. К примеру, Artesania Textil продает шелковые платки ручной работы, а Sombreria Maquedano мужские шляпы. Любителям керамики советуем приобрести продукцию местного керамического завода Ceramica Santa Ana.


"); w.show();" alt="Магазины Севильи" title="Магазины Севильи">
"); w.show();" alt="Магазины Севильи" title="Магазины Севильи">

"); w.show();" alt="Магазин шляп в Севилье" title="Магазин шляп в Севилье">
"); w.show();" alt="Магазин керамики в Севилье" title="Магазин керамики в Севилье">

Что поесть?

Севилья славится своими недорогими, вкусными и сытными закусками - тапас.
Самые любимые тапас:


"); w.show();" alt="картофельный омлет tortilla espanola" title="картофельный омлет tortilla espanola"> Картофельный омлет tortilla espanola


"); w.show();" alt="галисийский осьминог pulpo gallego" title="галисийский осьминог pulpo gallego"> Галисийский осьминог pulpo gallego


"); w.show();" alt="пряный картофель patatas bravas" title="пряный картофель patatas bravas"> Пряный картофель patatas bravas


"); w.show();" alt="Тапас с хамоном (ветчиной)" title="Тапас с хамоном (ветчиной)"> Тапас с хамоном (ветчиной)

"); w.show();" alt="овечий сыр queso manchego" title="овечий сыр queso manchego"> Овечий сыр queso manchego
из региона Ла Манча


"); w.show();" alt="оливки aceitunas" title="оливки aceitunas"> Оливки aceitunas

Стоимость закусок 2-3 EUR. Бизнес-ланч обойдется в 17-20 EUR. Ужин около 35 EUR.

Достопримечательности Севильи

Один раз в два года в Севилье проходит фестиваль фламенко «Bienal de Flamenco». Бои быков можно посмотреть на старейшей арене для корриды Маэстранса, построенной еще в 1761 году на бульваре Христофора Колумба.

В городе много площадей. Самые знаменитые Площадь Конституции, Площадь Воскресения, Площадь св. Франциска, Герцогская площадь и Музейная площадь.

Севилья славится своими фонтанами. В большинство из них вода поступает из знаменитого акведука Канос де Кармона, построенного еще при Юлии Цезаре.


"); w.show();" alt="Фонтаны в Севилье" title="Фонтаны в Севилье">
"); w.show();" alt="Фонтаны в Севилье" title="Фонтаны в Севилье">

Альказар

Дворец-крепость Альказар был построен в 1350-1369 годах. Изначально представлял собой форт мавров. Но после завоевания этих земель испанцами, форт был перестроен в дворец испанских королей. В нем сочетаются ренессанс, исламский и готический стили. Дворец украшен лепниной, фризами, изразцами. На территории разбили сад с розами и апельсиновыми деревьями.


"); w.show();" alt="Альказар. Севилья" title="Альказар. Севилья">
"); w.show();" alt="Альказар. Севилья" title="Альказар. Севилья">

"); w.show();" alt="Альказар. Севилья" title="Альказар. Севилья">
"); w.show();" alt="Альказар. Севилья" title="Альказар. Севилья">

"); w.show();" alt="Альказар. Севилья" title="Альказар. Севилья">

"); w.show();" alt="Альказар. Севилья" title="Альказар. Севилья">

Севильский кафедральный собор

Это самый большой собор в готическом стиле. Строительство велось с 1401 по 1519 года на месте бывшей мечети. Рядом с собором находится колокольня Хиральда, перестроенная из минарета 1196 года.


"); w.show();" alt="Севильский кафедральный собор" title="Севильский кафедральный собор">
"); w.show();" alt="Севильский кафедральный собор" title="Севильский кафедральный собор">

"); w.show();" alt="Севильский кафедральный собор" title="Севильский кафедральный собор">
"); w.show();" alt="Севильский кафедральный собор" title="Севильский кафедральный собор">

"); w.show();" alt="Севильский кафедральный собор" title="Севильский кафедральный собор">

"); w.show();" alt="Хиральда в Севилье" title="Хиральда в Севилье">

«Золотая башня» Torre del Oro

Была построена в 1220 году для защиты гавани Севильи. Она была соединена стеной с Альказаром. Но до наших дней стена не сохранилась. Башня сильно пострадала из-за землетрясения в 1755 году.

"); w.show();" alt="Золотая башня в Севилье" title="Золотая башня в Севилье">

Парк Марии-Луизы

Это главный городской парк Севильи, основанный в 1929 году. Он расположился вдоль реки Гвадалкивир. Этот искусный парк во многом напоминает ботанический сад. Здесь много видов растений, а их названия указаны на соответствующих табличках. Парк украшен беседками, статуями, фонтанами.


"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">
"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">

"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">
"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">

"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">

"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">
"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">

"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">
"); w.show();" alt="Парк Марии-Луизы в Севилье" title="Парк Марии-Луизы в Севилье">

В Испании у меня создавалось впечатление, что я очень популярна, потому, что рядом с собой слышала: «Ола!» Это потом я только поняла, что это обычное приветствие в стране. Испанцы всегда приветливы и улыбчивы и весьма гостеприимны. Из всего многообразия курортов Испании свой выбор я остановила на сердце Каталонии –живописной Барселоне. Не скупитесь бросать монетки в шляпы, баночки, стоящие возле живых скульптур. Каждая скульптура поразит Вас удивительным шоу. Я привезла много красочных с неожиданными фигурами фотографий, ставшие украшением моего фотоотчёта. Немного отдохнув и искупавшись на песчаном пляже Сан Себастья, я отправились на освоение города. Пляжи Барселоны многолюдные со всех сторон несётся музыка и разномастная речь. Первое место, в которое отправилась, известный Готический квартал, с которого начал разрастаться весь город, улочки очень узкие и петляют, много уличных кафешек, магазинчиков, там можно приобрести хорошие украшения. В городе много мест для отдыха, клубов, баров, но их я особо не жалую, поэтому гуляла больше по уютным паркам маленьким и большим. Пальмы, фонтаны, разноцветные клумбы приводили меня просто в восторг. Многие такие места абсолютно бесплатны для посещения туристами, например знаменитый танцующий фонтан. Мне он показался огромным, просто огромным! Представление длится достаточно долго, зрелище просто потрясающее, массы воды танцуют свой загадочный танец и светятся всеми оттенками. Вообще в Барселоне всё прекрасно, путешествовала я на открытом двухэтажном автобусе, к билету на него предлагались 50% скидки на все экскурсии, поэтому советую купить себе экскурсию, можно посмотреть все основные достопримечательности: Памятник Колумбу, находится он прям на набережной, немного дальше расположен аквариум Барселоны со смешными пингвинами за стеклом, дом Мил с ажурными кованными решётками, созданный известным архитектором. Великолепной была поездка в горы Тибидабо, вид с её вершины был настолько впечатляющий на весь город, что захватывало дух и хотелось стоять там вечность, и смотреть, смотреть. Но надо было ехать дальше. Пропустить осмотр прекраснейших творений Гауди, было непростительно. Самым фундаментальным творением великого архитектора является Храм Саграда Фамилия, сооружение просто уникально, а строение продолжается до сих пор Храм просто грандиозен, разглядывать его можно часами, рассматривая фигуры, мне сразу бросились в глаза различия творений Гауди и его последователей, увы, передать эксцентричность автора даже умелым мастерам не удаётся. Размеры собора, конечно поражают, стоишь в восхищении и не понимаешь, как фантастически Гауди подошёл с идеи строительства. Попасть внутрь собора тяжеловато, очередь сродни храму, очень большая, но это того стоит. Мы поднялись на смотровую площадку фасада Страстей Христовых, высота конечно невероятная, все, кажется, настолько воздушно хрупким, словно сплетено из тончайшего кружева очень много воздуха, даже дышать тяжело. Кульминацией путешествия стало посещение парка парк Гуэль, ещё одно великое творения известного архитектора.

Я полюбила Барселону всей душой. В общем, кто не был в Барселоне, тот не был в Испании, а кто не был в Испании, тот вообще нигде не был!

Потомственный гитарист фламенко родом из Польши Мигель Чаховский (Miguel CZACHOWSKI) изучая практику Сахаджа Йоги познакомился с индийской классической музыкой и заинтересовался индийскими корнями фламенко. Изучал индийскую классическую музыку в "Академии индийской классической музыки и изящных искусств" в Вайтарне, Индия. Преподавал там гитару. Результатом стал музыкальный проект "Indialucia" - сплав двух очаровательных стилей музыки: индийской и фламенко. Альбом выражает и человеческий, и музыкальный сплав этих культур, которые, возможно, имели общих предков.

Импровизация и ритм – общие элементы в этих стилях и секрет их долголетия. Запись была сделана между 1999 и 2004 годами главным образом в Индии и Испании трудом многих больших мастеров двух континентов. Этот альбом – результат многолетней работы, впервые демонстрирует общие элементы фламенко и его индийских корней, сплавленных в одну художественную форму.

ИСТОРИЯ

Примерно в девятом столетии по неизвестным причинам тысячи жителей северо-западной части Индии начали переселяться на запад. Они ушли из мест, называемых теперь Пенджабом и Пакистаном. В Персии они раскололись, и одна часть направилась через Палестину, Египет, Ливию, Тунис, Марокко и через Гибралтарский пролив, прибыв, наконец, на юг мавританской Испании, уже известные как "цыгане". В этой области, известной как Андалузия (Al- Andalus), различные культуры сосуществовали в течение сотен лет. Это было единственное место, где цыгане, евреи, католики и мусульмане жили вместе в течение долгого времени. Каждая группа имела собственные традиции, музыку и инструменты. Спустя много лет, в начале XIX столетия, из-за взаимных влияний и смешивания всех этих элементов, появился таинственный и выразительный тип музыки. Сегодня мы знаем его как фламенко.

КОЛЫБЕЛЬ КУЛЬТУР

Ближний Восток, особенно Индия, был колыбелью культуры и языка большинства народов Европы. Жители его северной части составляли самую древнюю цивилизацию мира, вместе с Египтом, Месопотамией и Китаем. Там, в долине реки Инда, появились первые религии, первые законы, инструменты и музыкальные записи. Самая старая книга, написанная в Индии приблизительно в 2000 до н.э., содержит молитвы, которые поют на одной, двух или трех нотах, которые со временем были преобразованы в гептатонику (от греческого hepta – семь и tonos – тон, звуковая система из 7 звуков разной высоты). Семизвучный лад, популярный уже в 350 до н.э, был записан как Са, Ре, Га, Ма, Па, Дха, Ни и остается в этом виде и теперь.

Индийский звукоряд более богат чем любой другой, так как имеет четверть-тона, промежуточные ноты между полутонами, давая 22 четверть-тона (шрути) в пределах одной октавы. Четверть-тона в индийской музыке присутствуют главным образом в украшениях мелодии. Однако для человека, приученного к европейской музыке, они могут казаться нестройными.

Где-то между 2-ым и 5-ыми столетиями была написана первая книга, посвященная искусству, Бхарата Натья Шастра, содержащая подробное описание вокальной и инструментальной музыки, так же танца. Согласно книге, основой индийской музыки является рага, последовательность, по крайней мере, пяти нот одного лада. Мелодия, основанная на раге, исполняется согласно определенным принципам и с определенным настроением. Книга перечисляет шесть главных раг, и каждая из них имеет ее разновидности. После преобразования в европейскую систему нотной записи, и предполагая, что первая нота в звукоряде будет звуком До (C), эти шесть раг выглядят так:
Бхайрав – C, Db, E, F, G, Ab, B, C
Шри – C, Db, E, F#, G, Ab, B, C
Малкаунс – C, Eb, F, Ab, Bb, C
Хиндол – C, E, F#, A, B, C
Дипак – C, Db, E, F#, A, B, C
Мегх – C, D, F, G, A, C

VI столетие было временем, когда каноны для музыки и искусств были окончательно установлены. Они действительны даже сегодня, поскольку давали начало развитию классической музыки, основанной на системе раг и ритмов, сопровождающих их. Индийская музыка начала развиваться все более быстро, и хорошие музыканты были оценены и востребованы правителями. Культура индийской музыки также влияла на другие страны, брамины вводили это в Персии и Аравии, таким образом распространяя на Запад. Одновременно, арабская музыка вошла в Андалусию, занятую арабами.

АНДАЛУСИЯ

Первый правитель Al-Andalus, Абд ар-Рахман I, приглашал к своему двору арабских музыкантов, которые принесли поэзию, песни и музыкальные инструменты: флейты, барабаны и арабские лютни – уд.

В 822 году, поэт и певец Абу аль-Хасан Али ибн Нафи приехал из Багдада в Кордову, он был известен как Цырьяб (Zyryаb – черная птица). Этот чрезвычайно талантливый человек играл ключевую роль в музыкальном образовании всей Андалузии, поскольку он основал академию, ввел арабо-персидскую систему музыкальной записи, и обучил более чем 10000 музыкантов.

МУСУЛЬМАНЕ В ИНДИИ

Вскоре начались первые набеги мусульман в северную Индию, и их высокоразвитая арабская музыка начала влиять на индусов. Персидские музыканты и певцы обогатили уже существующую музыкальную традицию собственными элементами и инструментами и создали новые музыкальные формы. Одна из них – Каввали, песнопения, прославляющие Бога. Музыкальное развитие Индии достигло своего пика во время господства Аллаудина Хилиа (Allaudin Khilia) в XIV столетии. Эмир Хушро (1254-1324) был министром султана Моголов, поэт, музыкант и эксперт по индийской, персидской и арабской музыке. То, что он сделал для индийской музыки, нельзя сравнить ни с чем, сделанным до или после него. Он ввел много раг и ритмов, но, прежде всего, он создал два новых инструмента, которые сегодня составляют основу индийской музыки: ситар и табла.

ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ ИНДИИ

Вторжения мусульман в занятой области заставили часть людей оставить страну. Главным образом они принадлежали самой низкой касте "шудра" или "чандала", кто был вне каст. Неизвестно, почему или когда они вынуждены были оставить Индию. Антропологи и историки имеют различные гипотезы. Однако, одна часть эмигрировала в начале XV столетия, после вторжения моголов под руководством Тамерлана Великого, занявшего северо-западную территорию Индии. Эти люди могли уже в V столетии эмигрировать из области реки Инда. Одна из персидских поэм XI столетия рассказывает, что король Бехрам Гоур (Behram Gour, 420-438) попросил индийского раджу Шанкал послать музыкантов к его двору, чтобы ободрить печальных персов. Раджа послал ему 10000 музыкантов обоих полов, называемых Лури, способных играть на струнных инструментах, петь и танцевать. Однако, они не захотели посвятить себя сельскому хозяйству и со временем были высланы из Персии и пошли далее на запад.

Караваны кочующих индусов перемещались на запад, они впитывали элементы культур тех стран, через которые они проходили. Когда они достигли Испании, их язык, танцы и пение были все еще подобны взятым из Индии. Первые цыганские племена обосновались в Андалусии в течение господства Абд ар-Рахмана III, в X столетии. В начале они утверждали, что были паломниками из Египта. Вторая группа цыган, продвигаясь северным путем, ведущим через Афганистан, Византию, Армению, Грецию, Сербию, Германию и Францию, достигла Испании в 1425 году. Обе группы цыган встретились на полуострове – однако, они больше не были прежними людьми. Впитав культуры стран, через которые они прошли, были значительно изменены музыка, язык и обычаи.

ФЛАМЕНКО – GITANOS

Сегодня мы знаем, что фламенко пришло от цыган Андалусии. Они создали музыку, которая отлична от цыганской музыки любой другой части Европы. Они не приносили в Испанию ничего, что напоминает фламенко. Не было найдено никаких следов этой музыки в странах, через которые они прошли. Тогда, почему фламенко было создано в Андалусии и нигде более, если все цыгане пришли из той же самой части света?

Когда первые цыганские племена прибыли в Андалусию, там уже существовала высокоразвитая музыкальная культура. Цыгане впитали ее очень быстро, переняв на свой лад. Через три столетия они извлекли из этой смеси культур нечто, что позже будут называть фламенко.

На создание танца фламенко и пения влияли не только уже существующие там культуры людей, но также и их характеры, образ жизни и социальное положение.

В Андалусии, в маленьких белых горных городах, в шаге от руин старых крепостей мавров, цыгане столкнулись с людьми, которые были подобны им, евреями и мусульманами, силой обращенными в католицизм в 1502 году (Morisques, Morisco). Они смешивались между собой, потому что они принадлежали к одной социальной группе. Чувство взаимного доверия и дружеские отношения усилились между XV и XVIII столетиями после введения законов касательно цыган. Цыгане, лишенные прав точно так же, как евреи и Morisques, оказались перед темb же лишениями, бедностью и преследованием. Это нашло отражение в темах и характере более поздних песен фламенко, выражающих страдание и боль. В то же самое время, в конце XVIII столетия, появляется первое упоминание о музыке фламенко.

ПУТЬ К ПРИЗНАНИЮ

Это были песни из Херес-де-ла-Фронтеры, исполняемые цыганом, известным как Tбo Луис эль де ла Джулиана. Что-то, еще не названное как фламенко, звучало в свете печей кузнецов или в цыганских жилищах. Цыгане пели и танцевали в течение многих столетий, однако до середины XVIII столетия мы не в состоянии сказать, какие это были мелодии. Из рисунков, сохранившихся с того времени, мы можем узнать, что до гитары роль сопровождающих инструментов играли тамбурин, кастаньеты, скрипка, молот и наковальня, а особенно хлопание в ладоши. Постепенно цыганские песни начали выходить из уличных кузниц, небольших таверен и внутренних двориков. Напев кузнеца на ритм наковальни стал песней, названной martinete, песня об одиночестве – soleа, плач заключенного – carcelera. То, что прежде играло очень мистическую и личную роль, иногда даже религиозную, постепенно стало частью культуры всех цыган, они начали оценивать песни и танцы за особенности форм и мелодии. Позже, с добавлением шестой струны, гитара стала сопровождающим инструментом. Пение в тавернах стало своего рода ритуалом и традицией до такой степени, что некоторые таверны сосредоточились главным образом на музыке. Цыгане были связаны с пением и танцем, и их образ жизни и музыка стали темой многих поэм и театральных представлений.

Несколько лет спустя, фламенко внезапно распространяется по всей Испании благодаря не только цыганам, но также и мадридскими payos (не-цыганам). В середине XIX столетия было много клубов, где каждую ночь исполняли фламенко. Появлялось все больше новых артистов и фламенко стало искусством всей страны.

За последующие 50 лет были созданы большинство песен, музыки и танцев, известных сегодня. Пение стало цениться не только цыганами, но и социальной верхушкой, которая начала посещать действия.

Это искренее выражение эмоций через пение, музыку и танец стало средством, через которое художники могли сосредоточиться на их артистическом развитии, создавая новые формы и собственный стиль. Вторая половина XX столетия была временем, когда это искусство полностью расцвело, и сегодня это самая популярная этническая музыка.

ЦЫГАН ИЛИ ИНДУС?

Покинув Индию, цыгане сохранили особенности их родного языка. Их диалект подобен языку хинди, пали и пенджаби, полученных от санскрита и используемых на территории Индостана, Пенджаба и королевства Синдх. Довольно много слов, взятых из стран, где цыгане останавливались, могут быть доказательством их скитаний.

Их внешность с темным цветом волос, лица и глаз, подобна жителям долины реки Инд из центрального и западного Индостана. Одна хроника XV столетия говорит о них: "...Они были тощими, темными, и они ели как свиньи. Их женщины носили рубашки, обвешанные поперек тканями, и имели чрезвычайно красивые серьги..." Даже сегодня индусы в той области являются тощими, темными и едят пальцами (хотя это – традиция многих поколений и в значительной степени вопрос удобства). Характерная особенность традиционного платья из Пенджаба - penjabi – является шаль с бахромой по краям, и женщины любят носить украшения и драгоценности.

Таким образом цыгане с индийским происхождением становились испанцами, и их индивидуальность постепенно исчезала. Сегодня андалусские Gitanos говорят на испанском языке. Только некоторые слова или выражения из старого языка испанских цыган Calо, Zincalе или Romani остаются в использовании, и даже ими говорят согласно принципам испанской грамматики.

ИНДИЙСКАЯ МУЗЫКА И ФЛАМЕНКО

Индийская музыка не выделяет гармонию, контрапункт или аккорды, но очень четко основана на мелодии и ритме. Музыкальная традиция Индии, несмотря на ее долгое существование, никогда не развивала элементы, типичные для европейской музыки, но произвела чрезвычайно усложненные ритмы и сотни ладов, неизвестных музыкантам из Европы. Ритмичные схемы этой музыки, вероятно, столь же трудны для европейца, как полифония или джазовая гармония для индийца.

Однако, характерная особенность и джазовой, и классической индийской музыки – импровизация, которая занимает 90% концерта. Постоянно повторяющаяся тема и ее импровизированные изменения присутствуют в создании обоих этих стилей. В определениях ритма и настроения индийская музыка во многом напоминает фламенко.

Ритм вслед за мелодией составляет основу композиции и является также темой для импровизации. Неравномерно распределенные ударения в циклах индийской музыки, так же как во фламенко, требуют большого чувства ритма от музыканта. Чрезвычайно динамические ритмичные части в диалогах между мелодичными и ударными инструментами – как между гитарой и чечеткой танцора или кахоном (ударный инструмент). В этом случае используются готовые ходы, в которых они оба прерывают фразу идеально-одновременно. Такие ритмичные уловки производят большое впечатление на слушателей, которые выражают свое восхищение криками "kiabathe", "uaa" или "Allah" (прямые эквиваленты фламенко – "ole").

Чрезвычайно динамическая форма фламенко, bulerias, содержит элементы выражения, инструментальной виртуозности и ощущения ритма, которые в индийской музыке присутствуют в более быстрых частях раг (джугал банди). Свободные формы фламенко, лишенные ритма, типа martinete, tarantas, granainas или saeta напоминают aalap, который является первой частью раги, выполненной свободно, с очень мистическим характером.

Одним из самых старых ритмов, установленных в индийской музыке, был ektal – со структурой 12 ударов. Во фламенко основой большинства форм является compаs, который показывает ту же самую структуру. Единственное, что делает его отличным от индийского ритма – ударения и способ выражения. Индийский музыкант обычно начинает и заканчивает импровизацию вместе с первым ударом цикла, подчеркивая это и давая слушателю догнать ритм. Во фламенко, особенно в более современном, синкопированная фраза или ударение лежат между ударами цикла, и это – намерение исполнителя удивить слушателя, доставить ему удовольствие.

Пение фламенко восточного происхождения и основывается на трех ладах, которые популярны также в индийской музыке. Например, seguiryias, bulerias, tarantas, soleares или танго основаны на рагах bhairavi, bhairav или basant mukhari. Melismata и portamento, используемый в индийской музыке, очень близко к фламенко, но намного сложнее. Мелодичный диапазон во фламенко редко пересекает пределы шестой октавы, тогда как в индийском пении диапазон зависит только от способностей певца и может охватить даже три октавы. Подобия с пением фламенко могли быть замечены также в каввали, пришедшем из Пакистана, где исполнитель почти выкрикивает слова песни хриплым голосом.

В существующей форме танца фламенко мы можем проследить определенные подобия стилю Катхак с севера Индии. Элементы, которые напоминают танец андалусских цыган – движения рук, кистей и пальцев, типичны для этого вида танца. В обоих стилях танец обычно исполняется одним человеком, и это тесно связано с музыкой и ритмом. Во фламенко танцору аккомпанирует гитара, пение, хлопки и кахон, так же и в катхак, кроме пения, может играть табла, пакхавадж, ситар или саранги. Катхак танцуют босиком и ритм задают колокольчики на лодыжках танцовщицы и удары ног о пол. Фламенко, однако, является более динамичным, иногда даже агрессивным, или с эротическим характером. Во фламенко танцовщица не рассказывает истории, и ее движения и жесты не имеют никакого значения: они выражают эмоции, или подчеркивают значение лирики и характера сопровождающей их мелодии.

Мы не можем сказать наверняка, что корни фламенко – в Индии. Однако мы знаем, что цыгане оставили Индию давным-давно.

Можно было задаться вопросом: приди они из Китая, развилось бы фламенко в форме, которую мы знаем сегодня?

Даже если оба этих чрезвычайно интересных жанра музыки непосредственно не связаны, можно заявить, что общее в индийской музыке и фламенко – их эмоциональность, выразительность, ритм, глубина и чувственность.

Считается, что кельтские племена иберов появились на юге Пиренейского (ранее - Иберийского) полуострова более 15 тысяч лет назад. В X-V вв. до н. э. финикийцы и греки пытаются закрепиться на территории будущей Андалусии и основывают свои колонии. В тот период возник, например, город Кадис - бывший финикийский Гадир, на полуострове появились оливковые рощи и виноградники.
Могущественный Карфаген изгнал греческих колонистов в V в. до н. э., но в 264-201 гг. до н. э. проиграл Риму войну за Иберийский полуостров.
Столицей новой римской провинции Бетики в I в. до н. э. становится город Кордуба (будущая Кордова), идет интенсивное строительство и успешно развивается сельское хозяйство. После падения Рима в 400-475 гг. полуостров захватывают племена вандалов, которых изгоняют вестготы, создавшие свое королевство со столицей в Толедо.
В 711 г. мусульманская армия мавров (арабов и берберов, исповедовавших ислам) высадилась на юге полуострова и захватила почти всю его территорию. Новое мавританское государство получило имя Аль-Андалус. В 756 г. Абдурахман I делает Кордову столицей эмирата, он поддерживает образование и культуру. Настоящего расцвета независимый халифат Аль-Андалус (929 г.) добивается при Абдеррамане III - Кордова становится одним из прекраснейших городов Европы, уровень жизни, образования и медицинского обслуживания в котором необычайно высок для того времени. Но в 1031 г. умирает самый популярный правитель Аль-Андалуса - Альманзор, и вскоре халифат распадается на мелкие королевства и княжества.
В 1236 г. мусульмане вынуждены были сдать христианам Кордову, в 1248 г. - Севилью. Но мусульманское королевство Гранада, которому принадлежали Малага и Марбелья, «продержалось» до конца XV в. Интересно, что год падения мусульманской Гранады - 1492-й был и годом, когда экспедиция Христофора Колумба открыла для Европы новый континент.
В тот период золото из новых испанских колоний щедро тратится на христианское переустройство отвоеванных у мавров земель, строятся католические храмы, монастыри, идет грандиозная перестройка мавританских городов. Город Севилья получает монополию на торговлю с колониями Нового Света.
В начале XVI в. из Андалусии были изгнаны иудеи, среди которых было немало ценных специалистов. А в 1609 г. испанское правительство изгоняет из страны потомков мавров - морисков, если они не желают принимать христианскую веру. Испания с XVII в. входит в период экономического упадка. Золото колоний привело к большой инфляции в самой Испании, страна, живущая за счет импорта, не создавала собственную промышленность, и все эти факторы негативно сказывались на Андалусии.
В XIX в. Андалусия уже один из самых отсталых регионов Испании. Это положение вещей сохранялось вплоть до начала 70-х гг. XX в., когда побережье Андалусии становится популярным курортом.

От остальной Испании Андалусию отделяет невысокая горная система Сьерра-Морена. В Андалусии находится самая большая и плодородная долина в стране - долина Гвадалквивира, единственной судоходной реки Испании.
В области, где самое развитое в Испании сельское хозяйство и где производят самые крепкие испанские вина, издревле пользуются успехом «горячие» сельские развлечения.

Родина фламенко и корриды

Андалусия - автономное сообщество на юге Королевства Испания, в которую входят восемь провинций Альмерия, Гранада, Хаэн, Кордова, Малага, Кадис, Севилья и Уэльва. Богатство и разнообразие природы Андалусии и ее животного мира охраняются государством примерно пятая часть всей территории находится под контролем организации «Сеть Охраняемых Природных Пространств Андалусии». Самыми важными считаются Национальные парки Сьерра Невада и Доньяна.
Именно территория Андалусии дала миру и Испании ряд великих личностей, например Луций Анней Сенека, (4 г. н. э. - 65 г.), знаменитый философ-стоик, воспитатель императора Нерона, родился в Кордове. В этом же городе родился его отец, тоже Луций Анней Сенека, писатель-ритор, которого для отличия называют Старшим (54 г. до н. э. - 39 г. н. э.). Римский поэт Марк Анней Лукан (39-65 гг. н. э.) тоже родом из Кордовы. В Кордове родился, жил и работал Маймонид (1135-1204), всемирно известный философ и ученый.
А великий испанский живописец Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682) родился и жил в Севилье. Уроженец Севильи и другой великий испанский художник - Диего Веласкес (1599-1660). Малага - родина Пабло Пикассо (1881-1973), признанного по результатам опроса газеты «Тайме» в 2009 г. лучшим художником за последние 100 лет. Композитор и музыкант Мануэль де Фалья (1876-1946) - уроженец Кадиса, а поэт Федерико Гарсиа Лорка родился в городке Фуэнте-Вакерос в провинции Гранада.
Столица Андалусии Севилья - крупнейший экономический и культурный центр, один из самых известных и красивых городов Испании. Этот город на берегу Гвадалквивира бережно хранит в Архиве Америки десятки тысяч документов об открытии и завоевании Нового Света. Севильский кафедральный собор (1402-1506 гг.) - третий по величине христианский собор в мире. Минарет арабской мечети Хиральда (XII в.) был превращен в колокольню Севильского собора. В Севилье сохранились бывший еврейский квартал Санта-Крус, древняя арабская крепость Алькасар (1350-1369 гг.).
Одно из несомненных чудес света - мавританскую крепость Альгамбру хранит андалусский город . «Дворик львов», где фонтан установлен на спинах 12 львов из мрамора, «Дворик мирт», «Зал послов», «Зал двух сестер» резные купола и своды Альгамбры приводят в восхищение. Летний дв.орец султанов Хенералифе, где сохранились бассейны и фонтаны, возвышается над Альгамброй и над Гранадой.
Считается, что Андалусия родина современной пешей корриды, появившейся в XVIII в., когда это развлечение стало поистине всенародно любимым. Эти представления продолжаются в Андалусии, невзирая на все протесты защитников животных. Так, в 2000 г. в Андалусии было проведено более тысячи коррид на 100 аренах. Даже король Хуан Карлос заявил, что день, когда запретит корриду, станет последним днем пребывания Испании в Европейском союзе.


Общая информация

Официальное название: Андалусия, автономное сообщество в Испании.

Административно-территориальное деление: 8 провинций.

Столица : Севилья, 703 206 чел. (2009 г.)

Язык: испанский.

Религия: католицизм.

Денежная единица: евро.

Основные морские порты: Альхесирас, Малага, Уэльва, Кадис, Альмерия, Тарифа.

Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Сан-Пабло (Севилья), международный аэропорт Гранады «Федерико Гарсиа Лорка», международный аэропорт «Пабло Руис Пикассо» (Малага), международный аэропорт Альмерия.

Крупнейшие реки: Гвадалквивир.

Крупнейшие озера: Иснахар, Транко-де-Беас (водохранилища).

Цифры

Площадь: 87 268 км 2 .

Население: 8 285 692 чел. (2009 г.).
Плотность населения: 94,9 чел./км 2 .
Протяженность береговой линии: 900 км.

Самая высокая точка: пик Муласен, 3478 м.

Экономика

■ 13% ВВП Испании;
■ Предприятия пищевой промышленности.
■ Андалусия занимает первое место в Испании по добыче железного колчедана, железа, свинца, меди, марганца, стронция, поваренной соли, мрамора, известняка, пиритов, урана.
■ Предприятия цветной металлургии и химии.
■ Нефтепереработка.
■ Важнейший центр туризма;
■ Крупный производитель оливкового масла и консервированных маслин, высококачественных вин и столового винограда.
■ Андалусия занимает первое место в Испании по сбору бобовых, хлопка, сахарного тростника, подсолнечника, по заготовке пробковой коры.

Климат и погода

Средиземноморский.

Среднегодовая температура : +16ºС.

На большей части территории 300 солнечных дней в году.
Различия в зависимости от высоты над уровнем моря и территории.

В Сьерра де Грасалема количество осадков 2138 мм в год, а в пустыне Табернас оно совершенно незначительно.

Достопримечательности

Гранада : дворец , древний квартал Альбайсин, сады Хенералифе:
Кордова : мечеть Мескита, ныне кафедральный собор, средневековые синагоги, дворец Алькасар, башня Калаорра, Распятие на площади Пласа-де-лос-Долорес;
Севилья : башня Хиральда, Кафедральный собор Мария-де-ла-Седе, дворец-крепость Алькасар, Музей изящных искусств;
Древнеримский город Италика (рядом с Севильей);
Национальный парк Сьерра-Невада ;
Национальный парк Доньяна ;
Малага : дворцы Алькасаба и Гибралфара. Дом-музей Пикассо, руины древнеримского театра.

Любопытные факты

■ По легенде, десятый подвиг Геракла - кража быков царя Гериона - был совершен в Андалусии. До сих пор не найденный город Тартесс, где правил Герион, находился якобы где-то в нижнем течении Гвадалквивира. Возможно, что под этой легендой было какое-то реальное основание. Античная дорога из Кадиса в Рим в честь героя называлась «Виа Гераклея», а на гербе Андалусии изображен Геракл.
■ Знаменитое вино херес производят в Андалусии, в так называемом хересном треугольнике, заключенном между городами Херес-де-ла-Фронтера, Пуэрто-де-Санта-Мария и Санлукар-де-Баррамеда. Другое, не менее знаменитое вино, - малага, тоже родом из Андалусии, виноград для него выращивают вдоль побережья Коста-дель-Соль и к северу от Малаги. Предполагается, что первые виноградники в этих местах заложили еще финикийцы - большие любители сладких крепких вин.
■ В Андалусию ежегодно приезжают 30 миллионов туристов, три четверти которых предпочитают пляжный отдых на побережье.
■ Танец фламенко стал знаменитым в XVIII в., хотя его история начиналась на три века раньше. Родиной танца была юго-западная Андалусия. Фламенко - синтез пения, аккомпанемента гитары и танца, это смелая импровизация и даже целый отдельный вид искусства, недаром великий испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка считал фламенко великолепным достижением народа Испании.
■ После окончания Второй мировой войны маркиз Рикардо Сориано пригласил на отдых в районе Марбельи, где у него было несколько загородных поместий, состоятельных родственников и друзей. Оценив местные пейзажи и климат, они приобрели земли в этом районе и построили свои виллы. В 1953 г., после открытия доступа в Испанию для иностранных туристов, в Марбелье начинается большое строительство, формируется фешенебельная зона отдыха. Побережье Коста-дель-Соль становится модным.