Подземные лодки ХХ века: «Змей Мидгарда» и «Боевой крот. Мифы о Йормунганде-змее


В 1934 г. был разработан проект подземного боевого средства под названием Midgard-Schlange («Змей Мидгард»). Группа инженера Риттера, работавшая над проектом, использовала это название из древнегерманской мифологии, наверное, для того, чтобы вызвать особенный интерес у Гитлера. Мидгард был огромным змеем, с которым сражался бог грома Тор. При проектировании исходили из того, чтобы создать транспортное средство, которое могло двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 м. Оно должно было нести большое количество взрывчатого вещества, которые предполагалось устанавливать под фортификационными сооружениями линии Мажино или во вражеских гаванях. Транспортное средство, первые разработки которого датируются летом 1934 г., состояло из большого количества соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый отсек имел в длину 6 м, в ширину 6,8 м и в высоту 3,5 м. В зависимости от поставленной задачи минимальная длина такого поезда могла составлять 399 м, максимальная длина – 524 м. Впереди располагалась большая буровая головка, такая же, какие используются в горнодобывающей промышленности при подземных работах, на которой располагались четыре бура диаметром 1,5 м. Для привода головки были предусмотрены девять электродвигателей суммарной мощностью около 9000 л.с. Дополнительно имелось еще три комплекта буров, которые заменялись в зависимости от свойств горной породы. Ходовую часть поезда, выполненную на гусеницах, обслуживали 14 электродвигателей суммарной мощностью 19 800 л.с., электрический ток для двигателей вырабатывался с помощью четырех дизельных электрогенераторов мощностью 10 000 л.с., для которых имелись топливные баки емкостью 960 м3. Передвижение под водой осуществлялось с помощью двенадцати пар рулей и дополнительных двенадцати двигателей суммарной мощностью 3000 л.с. В качестве вооружения «Мидгард» нес тысячу 250-кг мин, тысячу 10-кг мин и 12 спаренных пулеметов MG. Транспортное средство весило 60 000 т, экипаж составлял 30 человек. На борту имелись: электрическая кухня, спальня с 20 кроватями, три ремонтные мастерские, несколько перископов, радиопередатчик и 580 больших баллонов со сжатым воздухом. Позднее для «Мидгарда» были разработаны дополнительные подземные средства – Fafnir, Mjolnir, Alberich и Laurin. Fafnir (в германских сагах – дракон) был подземной торпедой длиной 6 м. Снаряды, которые должны были взрывать скальные породы, облегчая продвижение «Мидгарда», получили обозначение Mjolnir («молот Тора»). Alberich был разведывательной торпедой, которая несла микрофоны и перископ. При помощи малого транспортного средства Laurin экипаж «Мидгарда» мог покидать свой поезд и выходить из-под земли на поверхность. Расчетные параметры «Мидгарда» были фантастическими: максимальная скорость по земле 30 км/ч, скорость проходки в каменистом грунте 2 км/ч, а в мягком грунте даже 10 км/ч, под водой 3 км/ч. Риттер в пояснительной записке к проекту предложил строительство 20 «Мидгардов» стоимостью по 30 миллионов рейхсмарок каждый, это было необходимо для реализации плана нападения на стратегические объекты в Бельгии и Франции, а также для минирования английских портов. Согласно предлагавшемуся плану, через три часа после начала военных действий должны быть взорваны 15 портов противника. Деморализованное этими событиями население пока еще не оккупированных областей в панике прекращало поддерживать свое правительство или переходило к гражданской войне. Автор называл «Мидгард» оружием массового поражения, которое приведет к тому, что «отчаявшийся народ окажется перед выбором – погибнуть или остаться в живых». Проект Риттера вызвал много критических замечаний у специалистов. Например, полковник Витингхоф, начальник отдела в министерстве вооружений, написал на папке с проектом такое замечание: «Предложенная конструкция не нова сама по себе, однако какие-либо расчетные обоснования в документации отсутствуют». Поэтому 28 февраля 1935 г. проект возвратили инженеру Риттеру. Дорабатывал Риттер свой проект или нет, на этот счет в литературе никаких сведений нет. Однако после окончания войны в районе Кенигсберга были найдены штольни непонятного назначения, а возле них останки взорванного устройства неизвестной конструкции. В последнее же время в российских средствах массовой информации стали появляться сообщения о попытках разработки подобного подземного средства в СССР. Из этих сообщений следует, что осенью 1964 г. испытывался подземный крейсер под названием «Боевой крот», однако ни конкретные характеристики, ни описания конструкции данного аппарата не приводятся.

Nellie


Машины, по назначению близкие к немецкому «Мидгарду», разрабатывались и в Англии. Они обозначались как NLE (Naval Land Equipment – военно-морское и сухопутное оборудование) и были предназначены для рытья проходов через позиции противника. Сторонником разработки подобных машин был У. Черчилль, который распорядился построить к началу 1940 г. (времени предполагавшегося вторжения немцев) партию из 200 машин. Строительство французской линии Мажино и немецкой линии Зигфрида привело к ложному предположению о том, что любые конфликты снова приведут к траншейной войне. Помнивший об ужасных людских потерях в траншеях 1914-1918 гг., Черчилль хотел вооружить британские отряды землеройными машинами, которые могли рыть большие траншеи или туннели через нейтральную полосу под покровом темноты и под грохот артиллерийской канонады. По прорытым траншеям танки и пехота должны были проникать на вражескую территорию и внезапно атаковать противника. У разработчиков NLE имело несколько названий: Nellie («Нелли»), No man"s Land Excavator («Экскаватор без участия человека), а также Cultivator 6 («Культиватор 6») или White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), что маскировало его военное назначение. Первоначально планировалось выпускать в неделю по 20 машин и по 40 двигателей к ним. В своем окончательном виде «Нелли» имела в длину 23,47 м, в ширину 1,98 м, в высоту 2,44 м и состояла из двух секций. Основная секция, которая размещалась на гусеничном ходу, напоминала очень длинный танк и весила 100 т. Передняя секция, весившая около 30 т, была способна рыть траншеи 1,5 м глубиной и 2,28 м шириной. Выкопанный грунт переносился конвейерами наверх и укладывался по обе стороны траншеи, создавая отвалы высотой около 1 м. «Нелли» могла двигаться со скоростью более 8 км/ч, вынимая тысячи кубометров грунта в процессе движения. По достижении заданной точки землеройная машина должна остановиться и превратиться в платформу для выхода движущихся за ней гусеничных средств, например, танков, которые должны подняться из траншеи на открытое пространство и начать внезапный бой. Первоначально предполагалась оснастить машину одним двигателем фирмы Rolls-Royce Merlin мощностью 1000 л.с. Однако выяснилось, что помимо риска пожара, свойственного бензиновому двигателю, он может выдавать только 800 л.с. под постоянной нагрузкой, т.е. меньше, чем требовалось для выполнения задачи. Вскоре все двигатели Merlin срочно понадобились для авиации, поэтому пришлось искать замену. Было рекомендовано использовать два двигателя Paxman 12ТР мощностью по 600 л.с., что потребовало полного перепроектирования «Нелли». Один двигатель должен был приводить в движение резак и конвейеры в передней части аппарата, а второй двигатель использовался для продвижения непосредственно самой машины. Но после падения Франции проект «Нелли» был прекращен. Крупномасштабное производство двигателей Paxman 12ТР для «Нелли» было свернуто, а все изготовленные двигатели передали адмиралтейству. Полевые испытания экспериментальной машины начались в июне 1941 г., но в 1943 г. проект был остановлен. Только пять машин из малых версий «Нелли» были закончены к тому времени. Четыре машины были разобраны в конце войны, а пятую машину разобрали в начале 50-х гг." (с)

Жесть позаимствована из книги

С древних времен мировой змей опоясывает Мидгард. Плотным кольцом обвился он вокруг и не видно его, потому что лежит он на дне морском.

Здравствуй, друг. рад видеть тебя здесь, меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой Северный дневник. Почитать обо мне и моём увлечении средневековой Скандинавией можешь на странице .

Как и многие люди, которым интересно это направление, я люблю скандинавскую мифологию. В этой записи я расскажу тебе про мирового змея Ёрмунганда. Все о нём слышали, но не все знают что Ёрмунганд — сын бога хитрости Локи и главный противник .

История змея Ёрмунганда

Помимо своей жены Сигюн, пьяница и распутник Локи, часто проводил время со старой великаншей Ангрбодой. Часто он покидал Асгард и уходил в Железный лес на окраине Ётунхейма - страны великанов. После трех долгих ночей, проведенных с Локи, Ангрбода родила трех необычных детей. Девочку Хель, змея Ёрмунганда и маленького волчонка по имени Фенрир.

Верховный бог Один знал, что дети Локи принесут с собой только зло и разрушения. Один приказал всем асам, во главе с Тором, доставить отпрысков из Железного леса в Асгард, чтобы самому решить их судьбу.

О судьбах волка и девочки я уже рассказал тебе в других записях. Продолжим же знакомиться с историей Ёрмунганда.

Асы забирают Ёрмунганда

Пришли асы в Ётунхейм и забрали детей Локи с собой в Асгард. Змеёныш Ёрмунганд так сильно извивался и не хотел отлучаться от матери, что Тор силой намотал его вокруг локтя, а голову зажал в своем огромном кулаке.

Долго шли боги до Асгарда. Вырос Ёрмунганд в большого змея и даже Тор не смог нести его в одиночку. Начал еще больше сопротивляться Ёрмунганд, извивается и ядом плюется. Еле увернулся Фрейр от струи ядовитой. Нашли боги длинное бревно, накрутили змея вокруг и привязали. А в пасть ему здоровенную еловую шишку затолкали, чтобы не кусался и ядом не плевался. Так и несли его все вместе, до самой Вальгаллы.

Один решает судьбу змея

Собрались боги на большом поле перед Вальгаллой, поставили отпрысков Локи в центе и стали ждать Одина. Мудрейшим был всеотец, только его решения все и ждали.

Вышел из высоких дверей царь богов и начали асы совещаться что и с кем сделать надобно. Подошла очередь Ёрмунганда. «Ядовит и опасен сын бога Локи, — задумчиво сказал Один, обращаясь к собранию, — нужно спрятать его там, где он не сможет никому навредить».

Посовещались асы и скинули змея в большой океан, что Мидгард со всех сторон окружает. С годами настолько вырос мировой змей, что затопило многие прибрежные деревушки и людям пришлось переселяться повыше. Так и лежит Ёрмунганд, опоясывая собой Мидгард и совсем не рад будет, тот кто далеко заплыть захочет.

Ёрмунганд в скандинавской мифологии

В сюжетах скандинавской мифологии описанных в Младшей и Старшей Эдде, мировой змей Ёрмунганд встречается четыре раза.

  1. История о детях Локи, часть которой я рассказал тебе в этой записи.
  2. Легенда о том как Тор и Локи соревновались с великанами в Ётунхейме.
  3. Знаменитая рыбалка Тора, когда громовержец, вместо рыбы выловил Ёрмунганда.
  4. Битва Рагнарёк во время которой змей Ёрмунганд выступит противником Тора.

Смерть Ёрмунганда

Рано или поздно но все в этом мири заканчивается. Во время Рагнарёка — великого сражения света и тьмы. Мировой змей выползет на сушу, отравляя реки и озера, убивая ядом все живое на своём пути до равнины Вигридр. Сойдется Ёрмунганд в битве с и оба погибнут они от ран смертельных. Тор раздробит змею голову, но сделав девять шагов, сам утонет в реках яда, которые польются из умирающего чудовища.

Ермунганд (его также называют Йормунгандр, Йормунганд или Тормунганд) - это мировой змей, герой скандинавских мифов. Мать его – великанша Ангрбода, а отец – Локи.

В статье:

О змее

Известные скандинавские источники, где есть информация об этом магическом змее, – средневековые произведения: «Младшая Эдда», «Хусдрапа», «Хюмисквида» и «Прорицание Вёльвы» из «Старшей Эдды».

По Младшей Эдде, то Один не обрадовался потомству Локи, поэтому всех детей он изъял. Ёрмунганду не повезло, так как его Один выбросил в океан. Однако с сыном Локи ничего не случилось, он выжил и вырос до невероятных размеров, обогнул всю сушу и схватил себя за кончик хвоста. Благодаря этому его прозвали «мировой змей», или «змей Мидгарда».

Йормунганд – - сворачивающийся в кольцо и хватающий себя за хвост змей. Это один из известных человечеству древних символов. Когда и в какой части мира изначально появился такой знак, нет сведений. Хватающая себя за хвост свернутая змея стала одним из важных алхимических символов .

Мифы о Йормунганде-змее

Змей Мидгарда - мифический персонаж, и с ним связано немало легенд. Три основных известных нам мифа описывают встречи змея и Тора.

Задача «Поднять кошку»

Первый раз Тор повстречал змея в чужом облике. Йормунганда Утгарда-Локи превратил в кошку. Одно из заданий Тор получил непосредственно от самого Утгарда-Локи – «поднять кошку».

Ничего сложного в этом как будто нет. Однако в кота превратили полностью всего змея, и получилось животное гигантских размеров. Тор старался, но целиком поднять не сумел. Единственное, что удалось, - приподнять от земли одну кошачью лапу.

Утгарда-Локи воспринял это с большим удивлением, остался под впечатлением, его покорили сила и могущество. Впоследствии обман раскрылся.

Рыбалка Тора

Вторая встреча случилась, когда Тор отправился с великаном на рыбалку. Ему действительно не повезло со спутником, тот не желал наживку нести и лодкой управлять. Возмутившись, Тор поразил мечом огромного быка из стада великана и сказал, что из его головы сделает приманку, и заявил: сам стану управлять лодкой.

Герои забрались далеко, из-за чего великан стал беспокоиться. Он решил, что дальше плыть не нужно – это грозит встречей с мировым змеем. Тора это не остановило, он продолжил грести. Но сдался под натиском великана и остановился. На огромный крючок он нацепил бычью голову и бросил в море. Мировой змей проглотил наживку. Когда ощутил, что крюк впивается в нёбо, рванул прочь. Тор напряг тело и готовился к отчаянной схватке. Однако лодка оказалась хлипкой – дно провалилось.

Тор могучими ногами уперся в морское дно и начал тащить чудовище к себе. Неприятели смотрели один на другого глазами полными злобы. Top хотел уничтожить чудище, но не смог. Великан схватил нож и перерезал леску. Змей начал опускаться на дно. Тор в ярости бросил огромный молот вслед за беглецом и повредил ему череп, но не убил.

Последняя битва

Согласно древнему преданию, последняя, третья встреча Тора и змея произойдет в тот момент, когда настанет гибель богов и всего мира, она последует за битвой между богами и чудовищами. Змей выйдет из океана и ядом отравит небо.

Однако Тор нанесет змею смертельные удары и отрубит голову. Он пройдет 9 шагов, и выливающийся из пасти мертвого чудища яд убьёт его.

Тату со змеем Йормунганд

Сегодня модно делать татуировки с изображением различных мифологических героев, знаков - или Ермунганд. Есть разнообразные изображения данного змея, многое зависит от фантазии мастера и человека, делающего тату.

Чаще всего изображается Йормунгандр в виде свернувшегося в кольцо змея и кусающего себя за хвост. Но стоит ли делать такую татуировку, и что она символизирует?

Если вы вкладываете смысл в символы, изображаемые на теле, запомните: уроборос символизирует мудрость, власть, силу.

А также таинственность, непредсказуемость, единство физического и духовного начал. А конкретно татуировка несет в себе бесконечность Вселенной, цикличность жизни, вечность.

Не забывайте, что уроборос означает и схватку с самим собой, с недостатками и пороками. Напрямую изображение змея связывается с магией и мистикой. В алхимии символ указывал на преобразование химических элементов в философский камень.

Нанесённое на тело тату указывает на постоянные метаморфозы, жизнь без границ, бесконечное развитие и движение. Делать рисунок можно на любую часть тела, подходит и мужчинам, и женщинам.

Чаще всего она выполняется в тёмных тонах. Однако выбирают и светлые, чтобы сделать акцент на двух противоположностях. Встречаются варианты, когда змей изображён в виде восьмерки – символ бесконечности.

Йормунганд - могучий змей из скандинавских мифов, существование которого мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Мировой змей считается мощным символом, изображается на амулетах и наносится как тату на тело.

Вконтакте

«Змей Мидгарда»

В 1934 году инженер Риттер разработал проект подземного корабля! Называлось устройство «Змей Мидгарда» - в честь мифологического огромного змея, окружающего населенный людьми мир Мидгард.

Предполагалось, что «Змей» сможет передвигаться по земле, под землей и под водой, а нужен он был для доставки подрывных зарядов под вражеские долговременные укрепления, линии обороны и портовые сооружения. «Корабль» собирался из шарнирно соединенных отсеков длиной 6 м, шириной и высотой 6,8 и 3,5 м соответственно.

В зависимости от задачи длина его могла изменяться от 399 до 524 м путем замены или добавления секций. Весить конструкция должна была около 60 000 тонн. Представили подземного «червя» высотой с двухэтажный дом и длиной в полкилометра? Под землей «Змей Мидгарда» прокладывал бы себе дорогу с помощью четырех мощных буров диаметром полтора метра каждый, а вращали бы их девять электродвигателей по 1000 л. с.




Буры на буровой головке можно менять в зависимости от типа грунта, ради чего «корабль» нес бы запасные комплекты для скальной породы, песка и грунта средней плотности.

Движение вперед обеспечивали бы гусеницы с 14 электродвигателями общей мощностью 19 800 л. с. Электродвигатели получали бы питание от четырех дизельных генераторов мощностью 10 000 л. с., для которых предполагалось везти с собой 960 000 литров солярки.

Под водой бы «корабль» управлялся 12 парами рулей и двигался со скоростью до 3 км/ч усилием еще 12 дополнительных двигателей мощностью в 3000 «лошадей».

По проекту, «Змей» мог бы ехать по земле со скоростью 30 км/ч (еще раз вообразим: железнодорожный состав на гусеницах, весело несущийся по полю), под землей в каменистом грунте - 2 км/ч, а в мягком - до 10 км/ч.

Управлять «Змеем» должны были 30 человек, в распоряжении которых имелись бы бортовая электрическая кухня, отсек для отдыха с 20 кроватями и ремонтные мастерские. Для дыхания и питания дизелей предполагалось взять в путь 580 баллонов со сжатым воздухом, а связываться с миром можно было бы при помощи радиопередатчика.

Корабль, по мысли Риттера, нес бы тысячу 250-килограммовых мин и столько же 10-килограммовых. Для самообороны на земле экипаж имел бы 12 спаренных пулеметов калибра 7,92 мм. Но всего этого конструктору показалось мало, поэтому воображение военных он планировал поразить еще и специальным подземным оружием, которое должно было действовать на неких секретных принципах. Дракон Фафнир дал свое имя подземной шестиметровой торпеде, «Молот Тора» предназначался для подрыва особо твердых скальных пород, хранящий золото нибелунгов гном Альберих стал одноименной разведывательной торпедой с микрофонами и перископом, а король цвергов Лаурин, любивший больше всего на свете свой розовый сад, пожертвовал свое имя спасательной капсуле для выхода экипажа «Змея» на поверхность земли в случае какой-либо аварийной ситуации.

Стоить каждый «Змей» должен был скромно: 30 миллионов рейхсмарок. Этот прожект всерьез рассматривался, и по итогам обсуждения 28 февраля 1935 года был возвращен Риттеру для доработки. А уже по окончании Второй мировой в районе Кенигсберга даже были найдены штольни и остатки некой конструкции, которая напоминала этот подземный корабль. Видимо, немцы даже пытались вести опытные работы.


Про секретную подземную лодку «Змей Мидгарда» мне рассказал мой знакомый Вальтер Шульке, бывший гаупт-штурмфюрер СС, которому я некогда помог разыскать могилу родственника, погибшего в 1942 году под Сталинградом.

ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ПОДЗЕМНОЙ

В 1933 году немецкий инженер Хорнер фон Вернер запатентовал свой подземоход, точнее, подземноводную лодку. Ее изобретение было сразу засекречено и спрятано в архив. В 1940 году инженер встретился с графом фон Штауффенбергом, будущим руководителем заговора против Гитлера 20 июля 1944 года. Вернер рассказал графу о своем изобретении, а тот доложил о нем руководству вермахта. В то время Германия готовилась к вторжению на Британские острова (операция «Морской лев»). Двигавшиеся под Ла-Маншем подземные лодки как нельзя кстати подошли бы для совершения диверсионных операций. Фон Вернеру были выделены гигантские средства на реализацию проекта.

Подземная лодка Вернера могла нести на себе 5 человек экипажа, боевой заряд в 3 400 кг и передвигаться под землей со скоростью 7 км/ч. Однако проект Вернера застопорился на стадии лабораторных экспериментов. Всесильный тогда шеф люфтваффе Геринг убедил Гитлера в бесперспективности этой подземной машины. Германия сделала ставку на воздушную войну. Проект Вернера был закрыт.

СУДЬБА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА

Еще один проект подземо- хода был независимо от Вернера разработан в 1934 году немецким инженером Риттером. Его подземная лодка «Змей Мидгарда» была названа в честь мифического змея из скандинавских саг, стерегущего Землю. По замыслу конструктора его «Змей» мог передвигаться под землей, под водой и по земле. А главное - доставлять незаметно для противника большое количество взрывчатки для подрыва британских портов по ту сторону Ла-Манша и под французскую оборонительную линию Мажино.

Риттер предлагал построить 20 подземных крейсеров стоимостью 30 миллионов рейхсмарок каждый. По его мнению, они были способны в одиночку решить исход войны против Франции и Британии, а в дальнейшем - и похода на Восток. Однако проект Риттера вызвал острую критику специалистов, главным образом из-за его дороговизны. В феврале 1935 года «Змей Мидгарда» был возвращен конструктору на доработку. Дальнейшая его судьба неизвестна. Однако после войны в штольне возле Кенигсберга были найдены останки взорванной конструкции гигантской гусеницы. Бытует мнение, что инженер продолжил разработки, но довести их до конца не успел из-за быстрого наступления советских войск.

Подземоход Риттера был досконально изучен советскими специалистами. «Змей» состоял из нескольких отсеков, наподобие вагонов в поезде. Каждый отсек был длиной и шириной около 7 м и 3,5 м в высоту. Длина «поезда» составляла около 500 метров. Впереди, в носовой его части, находилась гигантская буровая головка с четырьмя полутораметровыми бурами, которые приводили в движение 14 мощных электродвигателей. Ток для них вырабатывали дизельные генераторы. На вооружении «Змея» стояли сотня 250-килограммовых мин и еще тысяча 10-килограммо- вых для мелких пакостей плюс 12 спаренных пулеметов MG для наземного использования «Змея».

Для операций под землей «Змей» был снабжен двумя торпедами и снарядами для подрыва скальных пород и облегчения передвижения подземохода. На борту его находились кухня для экипажа, спальня на 60 человек, три ремонтные мастерские, несколько перископов для определения местоположения, радиостанция, баллоны со сжатым воздухом, спасательное устройство для выхода экипажа из 30 человек на поверхность. Под землей «Змей» мог передвигаться со скоростью 3 км/ч в каменистом грунте, 10 км/ч - в мягком, под водой - 3 км/ч и по земле - 30 км/ч при общем весе этой махины до 60 тысяч тонн.

"Есть веские доказательства, что «Змей Мидгарда» (у вас в России его прозвали Змеем Горынычем - видимо, по одноименной сказке) был доведен до ума и испытан в реальных условиях", - утверждал Вальтер Шульке.

"Мой непосредственный шеф, которому стал подчиняться наш батальон на Пенемюнде, захватил меня с собой на эти испытания. Они проводились в конце 1944-го в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. К сожалению, они закончились неудачно, даже трагически. Подвела гидравлика и еще что-то, о чем я имею смутное представление. Экипаж подземного крейсера был захоронен в толще земли. Через несколько лет, когда раскопали место той страшной аварии, члены экипажа, все 11 человек во главе с штандартенфюрером Клоцке, выглядели как живые. Их вмиг накрыло какой-то жидкостью, действующей подобно бальзаму..."

Иван БАРЫКИН

ПОДЗЕМОХОД ТРЕБЛЕВА

Подземные лодки разрабатывались во многих странах. Однако же впервые о субтеррине заявил еще в 1930-х годах советский конструктор Треблев. По его словам, он заимствовал идею у крота: тот роет землю, вращая лапами и головой вправо-влево, вдавливает выбуренный им грунт сильными движениями холки в стенки норы и проталкивает тело вперед задними лапами. В передней части своей подземной лодки Треблев поместил мощный твердосплавный бур, а в задней - четыре домкрата, толкающие машину вперед. Посередине устройство обвивал шнек, вдавливавший выбуренную породу в стенки скважины. Бур вращался со скоростью 300 оборотов в минуту, а общая скорость «землеройки» составляла 10 м/ч. Подземоход управлялся одним человеком. Питание машина получала по кабелю с поверхности земли. Испытания подземохода прошли на уральской горе Благодать в 1946 году. Подземная лодка Треблева могла быть использована при рытье тоннелей для городских коммуникаций, для геологоразведки, при добыче полезных ископаемых.

Однако конструкция показала себя недостаточно надежной, и работы над проектом были свернуты.

БОЕВОЙ КРОТ

Осенью 1964 года в прессе промелькнуло сообщение об испытании советского подземного крейсера «Боевой крот». Проблемой энергоснабжения этого сложнейшего комплекса занялся профессор Г. И. Бабат. Он предложил использовать для этой цели сверхвысокочастотное излучение. Проектом подземной лодки заинтересовался Никита Хрущев, мечтавший «достать империалистов из-под земли». Первое испытание «Боевого крота» на Урале было успешным. Подземная лодка прошла через гору со скоростью пешехода. Но во время второго испытания лодка по неизвестным причинам взорвалась и осталась в толще горных пород вместе с экипажем. Об этом ни тогда, ни позже не сообщалось нигде.

По некоторым сведениям, «Крот» был оснащен ядерным двигателем. Имел скорость 7 км/ч и был способен нести тонну взрывчатки для боевого применения. Кроме уничтожения подземных бункеров и ракетных шахт противника, «Крот» мог быть использован для скрытого проникновения под территорию Калифорнии и закладки ядерных фугасов под стратегические объекты США. При этом результаты боевого использования «Крота» можно было списать на землетрясение большой силы.

Испытания были строго засекречены с самого начала. При Брежневе проект «Боевого крота» был закрыт.

Наши «Кроты» могли быть использованы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда речь зашла о консервации подземной части аварийного реактора так, чтобы радиация не попала в грунтовые воды. На помощь пришли немцы. Это их машины прорыли вокруг подземной части реактора штольни, куда спустились их специалисты и замуровали «котелок». А ведь мы могли бы с таким же успехом использовать свои подземохода...