Павел кутахов. Главный маршал авиации Маршал кутахов

Родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка, Курганского района Ростовской области, в семье крестьянина. В 1918 г. Умер отец, семья испытывала суровую нужду. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества в Таганроге и Рабфак при Ленинградском индустриальном институте. Работал слесарем на авиазаводе. С 1935 г. в Красной Армии, закончил в 1938 г. Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в одном из полков Ленинградского военного округа. Участник похода в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 г. и Советско-финской войны 1939 - 1940 гг., где совершил 31 боевой вылет.

Кем был

В начале войны лейтенант Кутахов в действующей армии, воевал в Карелии в составе 145-го (19-го гвардейского) иап, затем (с сентября 1944 г.) командир 20-го гвардейского иап. За мужество и героизм в борьбе с врагом 1 мая 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза. После войны подполковник Кутахов оставался на службе в ВВС. В 1948 г. он поступает на курсы усовершенствования командного состава в Липецке, а после их окончания получает назначение на должность заместителя командира дивизии в Группу советских войск в Германии. Спустя некоторое время Павел Кутахов становится командиром авиационного корпуса. В 1957 г. окончил Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего воздушной армией Прибалтийского военного округа в Риге. В августе 1961 г. П.С. Кутахов - командующий воздушной армией Одесского военного округа. С 1967 г. на должности первого заместителя главкома, с 1969 - главком ВВС, заместитель министра обороны СССР. Главный маршал авиации (1972), Заслуженный военный лётчик СССР. 15 августа 1984 г. за большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной техникой ВВС страны и в связи с 70-летием со дня рождения, удостоен второй медали «Золотая Звезда».


Чем знаменит

Одним из первых в ВВС КА облетал импортный истребитель «Аэрокобра» и 15 мая 1942 г. одержал на нем первую победу. Манера боя Павла Кутахова заключалась в выполнении неожиданных для врага маневров, стремлении внести замешательство в его ряды, во что бы то ни стало не допустить прицельного бомбометания по прикрываемым объектам. На посту главкома ВВС уделял большое внимание принятию на вооружение новых образцов военной техники, которые стремился облетывать лично. Дал «путевку в небо» самолетам Ту-22, Ту-95МС, Су-24, Су-25, МиГ-25, Як-38 и многим другим. В период усиленного развертывания ракетных войск, П.А. Кутахов выступал против необоснованного сокращения советских ВВС, направлял силы, знания и опыт на укрепление воздушной армии. Большое внимание уделял повышению эффективности инженерно-авиационной службы.

Места сражений

В годы войны сражался в Карелии, прикрывал порт Мурманска, базу Северного флота, Кировскую железную дорогу, Беломорско-Балтийский канал.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

В упорном бою 21 июня 1943 г. сбил у станции Белое море одного из наиболее результативных немецких асов на Севере, командира вражеской авиагруппы.

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза был награжден четырьмя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны 1 степени, Александра Невского, Кутузова 1 степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, а также иностранными орденами.

Кутахов Павел Степанович – командир авиаэскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт), гвардии майор;
Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации.

Родился 3 (16) августа 1914 года в селе Малая Кирсановка Мало-Кирсановской волости Таганрогского округа Области Войска Донского (ныне село Малокирсановка Матвеево-Курганского района Ростовской области). Русский. В 1930 году окончил 7 классов школы в селе Фёдоровка (ныне Неклиновского района Ростовской области). С 1930 года жил в городе Таганрог (ныне Ростовской области). В 1933 году окончил школу ФЗУ трамвайщиков. В 1933-1934 годах работал слесарем на авиационном заводе №31 в Таганроге. В 1935 году окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

В армии с июля 1935 года. В 1938 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС командиром звена истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – командир звена 7-го истребительного авиационного полка. Совершил 101 боевой вылет на истребителях И-15бис и И-153. 25 декабря 1939 года его самолёт был подбит, совершил вынужденную посадку на своей территории. В январе 1940 года его самолёт был сбит вражеским зенитным огнём, спасся на парашюте.

Продолжал службу в ВВС командиром звена и заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – заместитель командира авиаэскадрильи 7-го истребительного авиационного полка, июле 1941 – мае 1944 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе и заместитель командира 145-го (с апреля 1942 – 19-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Северном (июнь-август 1941) и Карельском (август 1941 – май 1944) фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев. 27 марта 1943 года на самолёте Р-39 «Аэрокобра» был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года гвардии майору Кутахову Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

С мая 1944 – командир 20-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Карельском фронте (май 1944 – январь 1945). Участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях.

Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 79 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 24 самолёта противника.

После войны до ноября 1948 года продолжал командовать 20-м гвардейским истребительным авиационным полком (в Беломорском военном округе; город Петрозаводск, Карелия).

В 1949 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС. В 1949-1950 – заместитель командира 175-й истребительной авиационной дивизии, в декабре 1950 – ноябре 1951 – командир 145-й истребительной авиационной дивизии (в Группе советских войск в Германии). С ноября 1951 – заместитель командира, а в декабре 1953 – декабре 1955 – командир 71-го истребительного авиационного корпуса (в Группе советских войск в Германии).

В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С декабря 1957 – заместитель командующего по боевой подготовке, а в октябре 1959 – августе 1961 – 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе; штаб – в городе Рига, Латвия). В августе 1961 – июле 1967 – командующий 48-й воздушной армией (в Одесском военном округе; штаб – в городе Одесса, Украина).

В июле 1967 – марте 1969 – 1-й заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. С марта 1969 – Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР.

За время его руководства Военно-Воздушные Силы страны достигли наивысшего развития и подъёма. Главком, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.

За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой Военно-Воздушных Сил и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1984 года Главный маршал авиации награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

Член Центрального Комитета КПСС с 1971 года. Депутат Верховных Советов Украинской ССР 6-7-го созывов (в 1963-1971 годах) и СССР 8-11 созывов (с 1970 года).

Главный маршал авиации (1972), заслуженный военный лётчик СССР (16.08.1966). Награждён 4 орденами Ленина (1.05.1943; 15.08.1974; 21.02.1978; 15.08.1984), орденом Октябрьской Революции (4.05.1972), 5 орденами Красного Знамени (1.05.1942; 13.07.1942; 22.02.1955; 30.12.1956; 22.02.1968), орденами Кутузова 1-й степени (4.11.1981), Александра Невского (5.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1943), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950; 29.04.1954), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1945) и другими медалями, иностранными наградами – орденом Британской империи 4-го класса (05.1944), 2 орденами Сухэ-Батора (Монголия; 1971, 11.06.1981), орденами Возрождения Польши 3-й степени (10.1973), Шарнхорста (ГДР; 04.1983), «За заслуги перед Отечеством» в золоте (ГДР; 03.1977), «За заслуги в авиации» (Перу; 1972), Народной Республики Болгария 1-й степени (14.09.1974), Красного Знамени (Венгрия; 16.05.1978) Красного Знамени (Чехословакия; 6.10.1982) и другими иностранными наградами.

Лауреат Ленинской премии (1983, за комплекс работ по принятию на вооружение авиационной крылатой ракеты класса «воздух-поверхность» Х-55 для самолётов Ту-95МС, Ту-95М-55 и Ту-160).

Бронзовые бюсты П.С.Кутахова установлены в селе Малокирсановка и городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором он жил, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы в посёлке Мурмаши (Кольский район Мурманской области) и селе Малокирсановка, а также гимназия №41 в городе Люберцы Московской области. В 1985-1998 годах имя П.С.Кутахова носило Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков. Его именем назван рыболовный траулер «Павел Кутахов» (порт приписки – город Мурманск).

Примечания:
1) Награждён за выполнение 262 боевых вылетов и участие в 40 воздушных боях, в которых сбил лично 7 и в составе группы 24 самолёта противника (на февраль 1943 года);
2) В некоторых источниках содержатся сведения о 14 личных и 28 групповых победах, что не подтверждается документами.

Воинские звания:
Лейтенант (22.09.1939)
Старший лейтенант (14.10.1941)
Капитан (2.02.1942)
Майор (29.06.1942)
Подполковник (24.10.1944)
Полковник (27.06.1950)
Генерал-майор авиации (31.05.1954)
Генерал-лейтенант авиации (27.04.1962)
Генерал-полковник авиации (23.02.1967)
Маршал авиации (21.02.1969)
Главный маршал авиации (3.11.1972)

Великие летчики мира Бодрихин Николай Георгиевич

Павел Степанович Кутахов (СССР)

Павел Степанович Кутахов

Родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области. В 1930 г. окончил 7 классов школы, поступил в школу ФЗУ трамвайщиков. Работал слесарем на авиационном заводе в Таганроге. В 1935 г. окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

В армии Кутахов с августа 1935 г. В 1938 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе.

Кутахов участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. в должности командира звена 7-го ИАП. Совершил более ста боевых вылетов на истребителе И-16.

С июня 1941 г. по май 1944 г. воевал в должности заместителя командира и командира авиаэскадрильи 145-го ИАП, в мае 1944 г. – январе 1945 г. - командир 20-го гвардейского ИАП. К февралю 1943 г. совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 24 самолёта противника.

27 марта 1943 г. капитан Павел Кутахов в напряжённом бою с асами 5-й немецкой истребительной эскадры сбил истребитель Ме-109Г-2, пилотируемый унтер-офицером Эдмундом Козловски. На следующий день немецкий лётчик в районе Урд-озера был взят в плен.

За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии майору П.С. Кутахову присвоили звание Героя Советского Союза.

Кутахов воевал на Ленинградском и Карельском фронтах, участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, в прикрытии союзнических конвоев, в Петсамо-Киркенесской операции. Войну закончил в звании гвардии подполковника, в должности командира 20-го гвардейского ИАП.

Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 79 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 28 самолётов противника. Среди лично сбитых П.С. Кутаховым самолётов - 1 разведывательный «Физлер-Шторх» и 13 Ме-109, среди групповых побед - 5 Ме-110, 3 Хе-111, 4 Ю-88, 2 До-215.

После войны продолжал службу в Заполярье. В 1949 г. окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1949 г. полковник П.С. Кутахов командовал дивизией в группе советских войск в Германии, корпусом в Прибалтийском военном округе. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1957–1959 гг. был заместителем командующего по боевой подготовке, в 1959–1961 гг. - 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией Прибалтийского военного округа. В 1961–1967 гг. командовал 48-й воздушной армией Одесского военного округа. В 1967–1969 гг. - 1-й заместитель главкома ВВС.

С марта 1969 г. Кутахов - главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР. За время его руководства ВВС страны достигли наивысшего развития и подъёма.

Генерал Кутахов летал на сверхзвуковых истребителях до 1967 г. Несколько раз попадал в нештатные ситуации, однако исключительная лётная выдержка и хладнокровие позволяли ему безаварийно окончить полёт. В 1967 г. ему было присвоено звание маршала авиации, а в 1972 г. - Главного маршала авиации.

Умер Кутахов от сердечной недостаточности 3 декабря 1984 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и в городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, где жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названа улица в селе Малокирсановка, а также гимназия в Люберцах.

Из книги Партитура Второй мировой. Кто и когда начал войну [сборник] автора Шубин Александр Владленович

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру 2 июня 1939 г. СекретноПравительства Великобритании, Франции

Из книги Во имя Рима. Люди, которые создали империю [= 15 великих полководцев Рима] автора Голдсуорти Адриан

Из книги Российский флот в Средиземноморье автора Тарле Евгений Викторович

Павел Степанович Нахимов

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ П.С. Нахимов показывал пример другим как образцовый офицер, образцовый командир и образцовый флагман. Наивысшим его достижением на море явилась Синопская победа.Павел Нахимов родился 23 июни 1802 года в селе Волочек Вяземского уезда Смоленской

Из книги Русская военная история в занимательных и поучительных примерах. 1700 -1917 автора Ковалевский Николай Федорович

АДМИРАЛ Нахимов Павел Степанович 1802-1855 Флотоводец, герой Крымской войны 1853-1856 гг., защиты Севастополя. Окончил Морской кадетский корпус (1818). В 1822-1825 гг. совершил кругосветное плавание. Участник Наваринского морского сражения 1827 г. С 1834 г. - на Черноморском флоте. С

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

автора

Павел Артемьевич Плотников (СССР) Павел Плотников родился 4 марта 1920 г. в селе Гоньба Алтайского края в семье крестьянина. По окончании 27-й школы города Барнаула работал электрослесарем на вагоноремонтном заводе и одновременно занимался в аэроклубе. В РККА с 1938 г. В 1940 г.

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Павел Васильевич Рычагов (СССР) Павел Рычагов родился 2 января 1911 г. в деревне Нижние Лихоборы (ныне территория Северного округа Москвы) в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В РККА с 1928 г. В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 г.

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Пётр Степанович Дейнекин (СССР) Пётр Дейнекин родился 14 декабря 1937 г. в станице Морозовской Ростовской области в семье сельских учителей. Отец Степан Николаевич Дейнекин погиб в 1943 г., будучи курсантом Борисоглебского авиационного училища лётчиков, при выполнении

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Павел Степанович Нахимов (1803–1855) Морская служба была для П. С. Нахимова единственным делом жизни. Он не знал и знать не хотел никакой службы помимо морской. За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться. Он был

автора Артизов А Н

№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ"» 28 марта 1953 г. № 08/012/85сВо исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР 16 июля 1954 г.№ 127с/0391/078Во исполнение указаний директивных органов приказываем:1. Директиву МГБ СССР и Прокуратуры СССР № 66/241 сс от 26 октября 1948

Из книги Флотоводцы автора Копылов Н. А.

Нахимов Павел Степанович Сражения и победыРоссийский адмирал, герой обороны Севастополя 1854–1855 гг., занимающий среди замечательных русских флотоводцев исключительное место как один из самых ярких представителей школы русского военного искусства. Нахимов видел в

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Павел Степанович Нахимов Вице-адмирал, адмирал.11 сентября 1854 г. назначен начальником морских команд на Южной стороне Севастополя, затем был помощником начальника Севастопольского гарнизона, а со 2 марта 1855 г. кроме исполнения этой должности был командиром

Из книги Регион в истории империи. Исторические эссе о Сибири автора Коллектив авторов

Павел Варнавский Советский народ: создание единой идентичности в СССР как конструирование общей памяти (на материалах Бурятской АССР) В последние годы появляется все больше исследований, посвященных изучению национального вопроса в СССР. Интерес к данной проблематике

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР №196, г. Москва6 сентября 1923 г.При сем объявляется постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 28 августа 1923 г. «о составе Революционного военного совета СССР».Заместитель

Родился 16 августа 1914 года в семье бедного крестьянина в селе Мало-Кирсановка Ростовской области. Семья была большая четверо сыновей, дочь. А работников один отец. Мать едва успевала по хозяйству управляться. А потом грянули революция, гражданская война. В начале 1919 года умер от тифа отец. Жить стало совсем трудно. С малых лет познал нелегкий крестьянский труд Павел. Все научился делать: и косить, и пахать, и сеять, да мало ли работы в любую пору в деревне. С детства тянулся Павел к знаниям. В родном селе в ту пору была только начальная школа. А потом большин-ство ребят-сверстников становились работниками. Павлу повезло. Его тягу к учебе поддержали старшие братья Герасим и Иван. И поехал Павел учиться в село Федоровку, что в 18 километрах от Мало-Кирсановки.

А в 1933 году Павел вышел за околицу родного села и отправился по знакомой дороге в новую, неведомую жизнь. Так он оказался в Таганроге. Сначала очень уж хотелось закончить среднюю школу. Поселился на тихой Аптекарской улице. Немного еще походил в школу, что у Нового рынка. Теперь это средняя школа 9, на стене здания школы висит мемориальная доска о том, что здесь учился Дважды Герой Советского Союза Главный Маршал авиации П.С. Кутахов. Да еще стараниями завуча школы по воспитательной работе Шильченко был создан музей Кутахова.

Но в школе поучиться пришлось недолго, нужно было себя как-то кормить и содержать, а тут открылось фабрично-заводское училище трамвайщиков. И Павел поступил туда. Учился хорошо. Вскоре вышел в первые ученики. В 1934 году после окончания ФЗУ его направили работать на авиационный завод 31 имени Димитрова.

Молодой слесарь Павел Кутахов попал на участок к мастеру Петру Павловичу Коробейникову человеку знающему, опытному. Тот быстро приметил трудолюбивого, скромного паренька. К этому времени на заводе уже работал и старший брат Павла Герасим, А потом и Иван стал димитровцем.

Страна росла, преображалась на глазах. Росли и люди. Все тянулись к знаниям. Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. Днем работал, вечерами шел учиться. Уже тогда о мечтал о небе, о самолетах, о профессии летчика. В августе 1935 года по комсомольскому призыву Павел поехал в Сталинградское военное училище летчиков. Добротная подготовка, отличное здоровье и горячее стремление, и еще пролетарское происхождение, помогли Павлу Кутахову выдержать жесткий отбор и стать летчиком. И вскоре он оказался в числе трех счастливчиков, которые надели курсантскую форму. А остальные тридцать ребят вернулись в Таганрог. Для Павла началась новая, удивительная жизнь. Первый аэродром, первый полет с инструктором и. наконец, первый самостоятельный вылет па самолете "У-2".

В 1938 году под Ленинград в боевой полк прибыл лейтенант П. Кутахов. Вскоре он становится командиром звена истребителей. Успел сделать несколько вылетов в дни освобождения Западной Белоруссии, но по-настоящему боевое крещение получил зимой 1939 года. Во время войны с Финляндией Павел Степанович Кутахов совершил 131 боевой вылет. Это было тяжелое и суровое время становление молодого военного летчика. В одном из боев он был сбит и спасся на парашюте, а потом по глубокому снегу пробивался к своим. Жесточайший мороз мог сыграть свою роковую "шутку", но помогла военная удача, наткнулся на наших разведчиках, те и помогли летчику вернуться на свой аэродром.

Великая Отечественная война застала молодого лейтенанта П. Кутахова в должности командира звена в районе Выборга. Здесь же он открыл свой победный счет: сбил первого фашистского стервятника. Начал под Ленинградом, потом попал в Заполярье, на Карельский фронт. Был заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром эскадрильи. Защищал Мурманск, Кандалакшу, Кировскую железную дорогу, дрался над сопками и тундрой, над холодным Баренцевым морем.

Приходилось сопровождать караваны транспортов, которые везли нам оружие, материалы, снаряжение. 9 июля 1941 года Павел Кутахов одержал свою первую победу в северном небе в паре с опытным летчиком Головней сбил немецкий самолет. Молодой пилот превратился в одного из известнейших асов советского Заполярья. Газета "Боевая вахта" в мае 1943 года писала: "За 22 месяца боевой работы на нашем фронте Герой Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошел трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных летчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов, Среди них вечной славой сияет имя Героя Советского Союза Ефима Кривошеева". Фашисты бросили на Север в начале войны своих самых опытных и искусных летчиков. А через два месяца лучшие их кадры были перебиты. Это сделали наши славные соколы, и среди них почетное место по праву принадлежит П.С. Кутахову. Всего за годы войны П.С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил лично 28 и с товарищами еще 14 фашистских самолетов. Он был удостоен многих наград.

Лучшие дня

Указом Президиума Верховного Совета. СССР от 1 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году майор Кутахов уже командовал гвардейским полком. П.С. Кутахов был не только отличным воздушным бойцом, но и заботливым воспитателем, умелым командиром. Слава о нем, его боевых товарищах шла по всему фронту. Десять Героев Советского Союза выросло в его полку.

В 1944 году гвардии майор Кутахов указом английского короля Георга был награжден орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране союзнических конвоев.

После войны подполковник Кутахов еще несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом его послали на учебу в Липецк. Здесь он с отличием закончил в 1949 году Высшие офицерские летно-тактические курсы и получил назначение в группу советских войск в Германии. Занимал должность командира авиационной дивизии, много и самозабвенно летал сам, учил молодежь.

Это было время перехода к реактивной технике. Не случайно Павел Степанович в числе первых получил звание военного летчика первого класса.

Потом прибыл на новое место службы в Прибалтику. Здесь он осваивал уже сверхзвуковые истребители. В 1957 году Павел Степанович успешно закончил Военную академию Генерального Штаба и снова был на ответственной работе. В 1966 году, в день своего рождения, Павел Степанович узнал, что ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, присвоено звание "Заслуженный летчик СССР" в числе самых первых в стране. В Указе было сказано "За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу...".

В 1967 году генерал-полковник авиации П.С. Кутахов назначается первым заместителем Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами страны, а с марта 1969 года Маршал авиации Кутахов становится во главе военной авиации страны. С 1972 года Павел Степанович Кутахов Главный маршал авиации. Огромная и ответственная работа занимала все его время, всю его жизнь. Но наряду с этим Павел Степанович находит время, чтобы встретиться со своими избирателями. Он был депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов, С 1961 года избирался делегатом на все партийные съезды. А с 1971 года член Центрального Комитета КПСС.

Как военный летчик Главный Маршал авиации Кутахов поднимал в небо современные боевые истребители до 60-летнего возраста. Немногие пилоты могли похвастать таким здоровьем и уверенно проходить врачебные комиссии. Но у него каждый день был расписан по часам. Огромное количество сложных проблем приходилось решать ему на важном государственном посту. Сейчас летают в мирном небе Родины уже ученики его учеников.

Заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов встретил свое семидесятилетие в напряженном труде.

Указом Президиума Верховного Совета 1984 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза вторично. Но так случилось, что свою вторую золотую звезду Героя прославленный маршал получить так и не успел. В августе он стал дважды Героем, а 3 декабря того года страна и все военные авиаторы Советского Союза узнали горестную весть П.С. Кутахов умер. Умер на боевом посту, неожиданно почувствовал себя плохо, находясь в Звездном городке. Его повезли в Москву, здесь он и умер. Обширный инсульт.

Всю свою жизнь Павел Степанович отдал служению Отечеству. И Родина высоко оценила его заслуги.

Государственные награды П.С. Кутахова

Четырехкратный кавалер ордена Ленина;

Кавалер ордена Октябрьской Революции;

Кавалер орденам Кутузова 1 степени;

Пятикратный кавалер ордена Красного Знамени;

Кавалер ордена Александра Невского;

Кавалер ордена Отечественной войны 1 степени;

Двукратный кавалер ордена Красной Звезды;

Кавалер ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени;

Кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств.

Годы службы - Звание главный маршал авиации Командовал ВВС Сражения/войны Советско-финская война (1939-1940) ,
Великая Отечественная война Награды

Па́вел Степа́нович Кута́хов (03(16).08.1914, с. Мало-Кирсановка, ныне Матвеево-Курганского района Ростовской обл. - 03.12.1984, Москва) - советский военачальник, Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (01.05.1943, 12.08.1984), заслуженный военный лётчик СССР (1966).

Биография

Молодой слесарь Павел Кутахов попал на участок к мастеру Петру Павловичу Коробейникову - человеку знающему, опытному. Тот быстро приметил трудолюбивого, скромного паренька. К этому времени на заводе уже работал и старший брат Павла Герасим, А потом и Иван стал димитровцем.

Страна росла, преображалась на глазах. Росли и люди. Все тянулись к знаниям. Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. Днем работал, вечерами шел учиться. Уже тогда о мечтал о небе, о самолетах, о профессии летчика. В августе 1935 года по комсомольскому призыву Павел поехал в Сталинградское военное училище летчиков. Добротная подготовка, отличное здоровье и горячее стремление, и еще пролетарское происхождение, помогли Павлу Кутахову выдержать жесткий отбор и стать летчиком. И вскоре он оказался в числе трех счастливчиков, которые надели курсантскую форму. А остальные тридцать ребят вернулись в Таганрог . Для Павла началась новая, удивительная жизнь. Первый аэродром, первый полет с инструктором и. наконец, первый самостоятельный вылет па самолете «У-2 ».

Майор П.С. Кутахов. Карельский фронт, 1943

В 1938 году под Ленинград в боевой полк прибыл лейтенант П. Кутахов. Вскоре он становится командиром звена истребителей. Успел сделать несколько вылетов в дни освобождения Западной Белоруссии , но по-настоящему боевое крещение получил зимой 1939 года. Во время войны с Финляндией Павел Степанович Кутахов совершил 131 боевой вылет. Это было тяжелое и суровое время становление молодого военного летчика. В одном из боев он был сбит и спасся на парашюте, а потом по глубокому снегу пробивался к своим. Жесточайший мороз мог сыграть свою роковую "шутку", но помогла военная удача, наткнулся на наших разведчиках, те и помогли летчику вернуться на свой аэродром.

Как военный летчик Главный Маршал авиации Кутахов поднимал в небо современные боевые истребители до 60-летнего возраста. Немногие пилоты могли похвастать таким здоровьем и уверенно проходить врачебные комиссии. Но у него каждый день был расписан по часам. Огромное количество сложных проблем приходилось решать ему на важном государственном посту. Сейчас летают в мирном небе Родины уже ученики его учеников.

Заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов встретил свое семидесятилетие в напряженном труде.

Указом Президиума Верховного Совета 1984 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза вторично. Но так случилось, что свою вторую золотую звезду Героя прославленный маршал получить так и не успел. В августе он стал дважды Героем, а 3 декабря того года страна и все военные авиаторы Советского Союза узнали горестную весть - П.С. Кутахов умер. Умер на боевом посту, неожиданно почувствовал себя плохо, находясь в Звездном городке. Его повезли в Москву, здесь он и умер. Обширный инсульт.

Государственные награды П.С. Кутахова

  • Орден Кутузова 1 степени;
  • Орден Отечественной войны 1 степени;
  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени;
  • Кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств.

Память

  • В родном селе Мало-Кирсановка установлен бронзовый бюст П.С. Кутахова.
  • В селе Мало-Кирсановка существует музей, посвященный жизни и деятельности П.С. Кутахова.

Семья

У него вырос сын, прошедший в военной авиации путь от лейтенанта-инженера до генерал-лейтенанта, заместителя начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского . Владимир Павлович Кутахов - стал доктором технических наук, профессором. Сейчас он в запасе. Работает. Он член ВАК. У него уже взрослый сын Павел, внук и тезка Главного маршала.

Ссылки

Кутахов, Павел Степанович на сайте «Герои страны»

Предшественник: