Об истинном христианстве. Храм и церковные службы

Во-первых, настоящая Церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское учение , проповеданное апостолами. В принесении истины людям заключалась цель пришествия Сына Божьего на землю, как Он сказал перед Своими крестными страданиями: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18, 37). Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, как ему следует исполнять свои епископские обязанности, пишет в заключение: «Чтобы ты знал, если я замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). С прискорбием надо признать, что в вопросе учения мы видим среди современных христианских ветвей большой разнобой. Принципиально необходимо согласиться, что не могут все учить правильно. Если, например, одна церковь утверждает, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, а другая, что – нет, то невозможно, чтобы обе были правы. Или, если одна церковь верит в реальность духовной силы крестного знамения, а другая эту силу отрицает, то, очевидно, что одна из них заблуждается. Истинная Церковь должна быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства. Когда человек беспристрастно сравнит учения современных христианских церквей, то, как мы увидим дальше, должен прийти к заключению, что только Православная Церковь исповедует неповрежденную веру древней апостольской Церкви.

Другим признаком, по которому можно найти истинную Церковь, является благодать или сила Божия, которой Церковь призвана освящать и укреплять верующих. Хотя благодать есть невидимая сила, однако существует и внешнее условие, по которому можно судить о ее наличии или отсутствии, это – апостольское преемство . С апостольских времен благодать давалась верующим в таинствах крещения, причащения, возложения рук (миропомазания и хиротонии) и других. Совершителями этих таинств были сначала апостолы, потом епископы и пресвитеры. (Пресвитеры отличались от епископов тем, что они не имели право совершать таинство рукоположения). Право совершать эти таинства передавалось исключительно преемственным способом: апостолы рукополагали епископов и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Если огонь погас или цепь апостольского преемства прервалась, – нет больше ни священства, ни таинств, утрачены средства освящения верующих. Поэтому с апостольских времен всегда внимательно следили за сохранением апостольской преемственности: чтобы епископа рукополагал непременно истинный епископ, рукоположение которого преемственно восходит к апостолам. Епископов, впавших в ересь или ведущих недостойный образ жизни, низлагали, и они теряли право совершать таинства или рукополагать себе преемников.

В наше время существует только несколько церквей, апостольская преемственность которых не подлежит сомнению, - это Православная Церковь, Католическая, и некоторые восточные неправославные церкви (которые, впрочем, отпали от чистоты апостольского учения еще во времена Вселенских Соборов). Христианские деноминации, принципиально отрицающие необходимость священства и апостольского преемства, уже по этому одному признаку существенно отличаются от Церкви первых веков и поэтому не могут быть истинными.

Конечно, духовно чуткий человек не нуждается во внешних доказательствах действия благодати Божией, когда он живо ощущает ее теплое и умиротворяющее веяние, получаемое им в таинствах и богослужениях Православной Церкви. (Христианину однако надо отличать благодать Божию от того дешевого и вредного экстаза, которым себя искусственно возбуждают сектанты, типа пятидесятников, на своих молитвенных собраниях.) Признаками истинной благодати являются мир душевный, любовь к Богу и ближним, скромность, смирение, кротость и подобные свойства, перечисленные апостолом Павлом в послании к Галатам.

Другим признаком истинной Церкви являются ее страдания . Если людям затруднительно разобраться, какая церковь истинная, то дьявол – ее враг – отлично ее знает. Он ненавидит Церковь и старается ее уничтожить. Знакомясь с историей Церкви, мы видим, что действительно ее история написана слезами и кровью мучеников за веру. Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники еще в апостольское время. Потом идут три столетия гонений в римской империи со стороны римских императоров и областных правителей. После них меч против Церкви подняли арабы-мусульмане, потом – крестоносцы, пришедшие с Запада. Они настолько подорвали физические силы Византии, этого оплота Православия, что она не могла противостоять туркам, наводнившим ее в 14-ом/15-ом столетиях. Наконец, богоборцы-коммунисты превзошли всех своей жестокостью, истребив больше христиан, чем все предыдущие гонители вместе взятые. Но вот чудо: кровь мучеников служит семенем для новых христиан, и врата ада не могут одолеть Церкви, как и обещал Христос.

Наконец, верным и сравнительно легким способом для нахождения Церкви Христовой является историческое исследование . Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам. Для применения принципа исторического исследования нет надобности углубляться во все подробности развития и распространения христианства. Достаточно выяснить, когда возникла та или иная церковь. Если она возникла, скажем, в 16-ом или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время, то она не может быть истинной . По этому одному признаку надо отклонить претензии на звание Церкви Христовой всех деноминаций, ведущих свое начало от Лютера и его последователей, как то – лютеранскую, кальвинистскую, пресвитерианскую, и более поздние – мормонскую, баптистскую, адвентистскую, свидетелей Иеговы, пятидесятников и прочих, им подобных. Эти деноминации основаны не Христом или Его апостолами, а лже-пророками – лютерами, кальвинами, генрихами, смитами и другими новаторами.

Нашей целью является познакомить православного читателя с историей возникновения главнейших современных христианских ветвей и с сутью их учения, чтобы помочь увидеть, чем они отличаются от единой святой и апостольской Церкви, основанной Христом. Во времена богословских споров с 4-го по 8-ое столетие, от Церкви отпало несколько еретических течений – ариане, македоняне, несториане, монофизиты и монофелиты (от них произошли современные копты), иконоборцы и другие. Их учения были осуждены Вселенскими Соборами (которых было семь), и эти ереси не представляют собой опасности для православного человека, поэтому мы не будем о них говорить.

Начнем же с того, что скажем несколько слов о Православной Церкви.

Отец Петр, недавно вышел ваш перевод книги Иоганна Арндта «Об истинном христианстве». О чем эта книга и почему ее появление в русском переводе так важно для современных людей?

Эта книга полностью соответствует своему названию: ее главная тема - внутренняя жизнь во Христе. Ее появление - в 1605 году - было обусловлено контекстом: так называемым «кризисом благочестия» в Лютеранской Церкви, когда для христиан достаточным считалось только содержать правое учение, а сама духовная жизнь отошла на второй план. Арндт как бы восстановил ее в правах. Время шло, контекст уходил в прошлое, а книга оставалась необыкновенно популярной и востребованной и последующими поколениями.

Да, он советовал читать Библию, после нее Арндта, «а в прочие книги как в гости прогуливаться». Конечно, для современного читателя книга может быть тяжеловата. Она не «системна», это, скорее, огромная поэма о духовной жизни. Арндт все время возвращается к одним и тем же темам: покаяние, молитва, любовь, смирение перед Богом, внутренняя жизнь во Христе.

Дает ли книга какой-нибудь практический навык человеку, который делает первые шаги на пути к Богу? Или речь идет о высшем идеале, к которому каждый христианин должен стремиться?

Скорее, второй вариант. Практические советы дает автор следующего, XVIII века, переводами которого я занимаюсь в настоящий момент, - Герхард Терстеген. У Арндта более общие рассуждения. Хотя в конце второй книги он касается, к примеру, темы высоких духовных искушений. Он рассматривает ее с практической точки зрения и дает много ценных советов.

Хотя и для начала христианской жизни Арндт может быть весьма полезен, потому что много говорит о покаянии - как через покаяние входят в истинное христианство и постепенно доходят до вершин духовной жизни.

Как священнослужитель Русской Православной Церкви, что вы можете сказать о состоянии христианской жизни сегодняшних православных?

На мой взгляд, современное состояние духовной жизни в нынешнем православии оставляет желать много лучшего.

- С чем это связано в первую очередь?

В первую очередь с тем, что то, что было сердцевиной размышлений того же Арндта - внутренняя жизнь во Христе – как мне кажется, не является сегодня центром внимания нашей общецерковной общины.

- Почему? Сегодня человек не понимает, ради чего он пришел в Церковь? В поисках Христа или чего-то иного?

Приходить в Церковь можно по разным соображениям. Давайте будем рассматривать только тот вариант, когда человек приходит в Церковь действительно в поисках Христа. В этом случае ему придется трудно. Придется пробиваться ко Христу через многие исторические, традиционные, псевдо-традиционные, культурные, субкультурные, идеологические и прочие вещи. Не у всех это получается. Это требует и мужества, и знания, в какую сторону идти.

А главным образом этому препятствует отсутствие соответствующей проповеди и пастырского назидания, потому что человек, приходя в храм, с амвона слышит много чего, но как именно жить со Христом, услышать можно довольно редко. Так же и в личном духовническом окормлении: человеку расскажут о том, как нужно поститься, как читать утренние и вечерние молитвы, что вычитывать пред Святым Причащением и так далее, но опытом внутренней жизни во Христе, боюсь, поделится с ним мало кто. А ведь он ради этого пришел в Церковь…

- Как быть с такими многочисленными преградами? К кому обращаться за советом?

Я об этом много лет говорил и писал. У нас нет церковной педагогики, методологии пастырского обращения с людьми, уже много лет пребывающими в Церкви. У нас есть, скажем так, педагогика внешнего воцерковления, когда человека учат тому, как правильно вести себя в церкви, как верно выстроить свою обрядовую жизнь. Разумеется, ему преподаются важные советы относительно покаяния, исправления жизни, но это касается новоначального этапа.

Многие священники, не только я, видят, что люди, будучи уже 10-15 лет в Церкви, хотят развиваться - ведь по Евангелию нам и положено развиваться, - но не получают такого развития, потому что никто не может сказать, а что, собственно, таким людям делать. Еще больше читать канонов? Еще строже соблюдать посты? Еще более внимательно вслушиваться в богослужебные тексты? Класть больше поклонов? Жить в браке без плотского общения? Постричься в монахи? В итоге получается, что воцерковление оборачивается встраиванием человека не более чем в определенную субкультуру, которая до определенного момента помогает ему внешним образом что-то познавать в христианстве, но потом во многих случаях может стать и препятствием для дальнейшего христианского развития.

- Какие же причины такого положения вещей?

Давайте попробуем рассуждать, как говорится, «от печки». Христос говорит апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). А, собственно, что повелел соблюдать Христос? Повелел ли он, например, поститься (я имею в виду дисциплинарные посты)? Нет. Повелел ли Он ходить на службы? Тоже нет. Повелел ли Он встраивать себя в определенную религиозно-этническую субкультуру? Тоже не повелел. Повелел ли Христос ставить свечи и писать записки? Ни слова об этом мы не находим в Евангелии.

Говорили ли апостолы, что общение с Богом, жизнь во Христе достигается только посредством замыкания человека в сакральное церковно-ритуальное пространство, причем исключительно византийского обряда? Ответ очевиден. И так далее.

А что же тогда повелел Христос? Он заповедал нам, если можно так выразиться, «повседневное христианство».

Обратимся к Нагорной проповеди или к апостольским посланиям, которые как раз дают нам правила христианской жизни - к примеру, к 12-й главе Послания к Римлянам, и мы сразу увидим, что́ нам велит Господь, и Сам, и через Своих апостолов. Среди этих повелений то, что мы сейчас называем «церковностью», занимает 0,1%. Христос повелел креститься. Христос повелел совершать Евхаристию в Его воспоминание. Апостолы заповедали совместно молиться. Вокруг Крещения, Евхаристии и совместной молитвы выстроилась определенная внешнецерковная среда, но в Первенствующей Церкви она была подпоркой и средством для жизни во Христе, прежде всего, личностей, а затем уже общины, складывающейся из таких личностей.

А дальше, со временем, произошла следующая вещь. В сознании христиан между жизнью во Христе, жизнью с Богом, или, как говорит святитель Феофан Затворник, «богообщением» и внешнецерковным богослужением был поставлен знак равенства. Это, конечно, отдельный разговор, почему так произошло, что общерелигиозная ритуальность подменила собой специфическую христианскую духовность; но, во всяком случае, сегодня это привело к тому, что вот, человек узнал о Христе, узнал, что Он основал Церковь, которая есть столп и утверждение Истины. Человек входит в Церковь и спрашивает, что ему делать. А ему говорят: «Встройся в нашу обрядовую систему и дальше просто в ней живи, постоянно повышая уровень проникновения в эту обрядность, и она сама тебе всё даст».

Но с Евангелием это не совсем соотносится. Ведь от христианина требуется личная, сознательная, повседневная христианская жизнь, не ограничивающаяся пребыванием в каком-то выделенном сакральном пространстве в определенное сакральное время. Ей, несомненно, помогает все, что содержит Церковь, но сама по себе эта внутренняя жизнь во Христе больше обряда, важнее подпорок, значительнее и полнее всех внешних средств, и в определенном смысле может существовать и без них.

А теперь давайте опросим наших прихожан после воскресного богослужения, как они понимают эту личную, сознательную, повседневную христианскую жизнь. Было бы крайне любопытно провести такой опрос. Боюсь, большинство просто не поняло бы, о чем их спрашивают.

Вот здесь я и говорю о главной проблеме нашей церковной жизни: налицо то самое отсутствие церковной педагогики, которая способствовала бы внутренней жизни повзрослевшего, уже не новоначального христианина. И речь идет именно о методологии, потому что частный человек может найти частного пастыря, с которым, если ему повезет, он может решить свои вопросы. Но общей пастырской методологии у нас нет. И нам, к сожалению, не на что даже опереться.

В этой связи я и занялся переводом ранних протестантов. Одним из побуждений к Реформации было то, что церковная действительность перестала питать внутреннюю христианскую жизнь людей. Поэтому раннепротестантская мистика - это очень полезная вещь, в которой мы можем многое почерпнуть. В частности, ответить на вопрос: как быть человеку, который уже от внешней церковности всё получил, а внутреннюю жизнь во Христе еще не обрел.

Вы говорите об отсутствии пастырской педагогики, отсутствии методологии. Это и препятствует дальнейшему развитию христиан и является основанием для их ухода из Церкви?

Как и приход в Церковь, так и уход из нее может быть вызван многими причинами и иметь разные степени. Но мы говорим именно об искренне ищущих Христа людях. Такие на самом деле не уходят из Церкви Христовой - куда им идти? Они, скорее, отходят от внешней церковности именно в силу того, что убеждаются, что она свой резерв для них исчерпала.

- Кто должен формировать эту методологию?

Такие вещи должны вырабатываться сами. Это как с частым причастием. Сотни лет православные христиане причащались редко. Но вот люди осознали необходимость более частого причащения - и «явочным порядком», хотя и не без сопротивления, в сегодняшней церковности нормой уже является причащение частое.

Так и с нашей темой: очевидно, что процесс уже идет, проблема начинает осознаваться.

- Как вы это ощущаете?

Вот самый свежий пример - появление нашумевшей «Исповеди послушницы». Люди начинают постепенно понимать проблему расцерковления. Раньше, лет восемь назад, за этот термин, когда я писал об этом, меня ругали.

- И какой тут может быть выход?

Здесь трудно давать какие-то прямые рецепты. Но я бы обратил внимание на апостольский принцип, который сейчас, похоже, совершенно отменен в нашей церковной жизни. Имею в виду вариативность, о которой так ярко говорил апостол Павел в 14-й главе Послания к Римлянам. Вот мы ищем ответа на вопрос, что отталкивает людей от Церкви, что приводит к расцерковлению. Я думаю, что, в том числе, и забвение этого принципа. Веками происходило превращение Вселенской Церкви Христовой в некую субкультуру, то есть сужение, лишение человека вариативности, свободы. Так называемая «традиция» - в данном случае плохая традиция, «предание старцев» (Мк. 7:5) - цементировалась, а теперь мы опираемся на нее как на «веру отцов». Но если мы откроем Новый Завет, то принцип вариативности окажется чуть ли не основным в Церкви.

Что я имею в виду? Вот апостол Павел пишет в этой главе о посте: нужно тебе поститься - постись, не видишь в этом необходимости - не постись. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3). А церковная власть должна следить за тем, чтобы и постящиеся, и непостящиеся христиане пребывали в мире и согласии между собой - чтобы исполнялась та древняя замечательная и глубоко церковная максима, принцип, о котором говорит блаженный Августин: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь».

Идеология, которая свойственна нынешним православным, - чтобы все непременно «ходили строем», как один постились, молились, а малейшее отклонение от этого является ересью и «изменой Православию». Такому никак не должно быть места в Церкви Христовой.

Церковная история свидетельствует, что в первые века в Церкви была вариативность. Необходимо к ней вернуться и сегодня. Это очень важно, так как люди разные. Одному, действительно, приносят большое удовольствие многочасовые службы, а другой от них «расцерковляется». Но от того, что человеку просто по его устроению не подходит наш единственный вариант зацементированного византийского богослужения - этого многословия поздней античности, он не должен чувствовать себя так, что Церковь для него «кончилась», что он ей чужд. Это и о Церкви свидетельствует плохо - значит, ей больше нечего предложить людям, кроме как обязательного для всех одного варианта проговаривания и пропевания молитвенных текстов, сопровождаемого теми или иными ритуальными действиями (я не имею в виду Таинство Евхаристии). Но ведь и действительно христианство к этому не сводится!

И как раз именно с этого можно практически начать, я думаю. Если говорить о богослужении: в большом городе ведь это можно попробовать устроить. Один приход служит на славянском шестичасовую службу, другой - на русском часовую службу, третий на греческом, четвертый по дониконовскому чину и т.д. Люди ходят, куда им нравится, а церковная власть следит за тем, чтобы никто друг друга «не угрызал и не съедал» (Гал. 5:15).

То же и в личной пастырской практике (и так уже происходит, если священник - настоящий пастырь Христов, а не фарисей): не может уже человек поститься - ну пусть не постится, только других этим не соблазняет, в полном соответствии со словами Апостола.

Надо сказать, что Русская Церковь к этому шла. В Российской империи жизнь Церкви была унифицирована, но при этом достаточно свободна. На одних приходах служили так, на других - по-другому. Например, в придворных соборах всенощная должна была длиться не больше часа. Монастыри были разные, не было одного устава. Были уставы общежительные и штатские в монастырях. В некоторых структурах православного государства (в армии, на флоте) посты, кроме Великого (и того послабленного), были отменены… И так далее. Поместный Собор 1917-1918 годов готов был осмыслить все это и многое изменить в церковной практике. Но, увы, это не осуществилось.

В советское время Церковь имела одну задачу - выжить. А после советского периода наступила обратная реакция - активное восстановление внешней церковной жизни. Но теперь этот импульс исчерпался, и сегодня на первый план начали выходить те проблемы, от которых отталкивался еще Собор 1917-1918 гг. и которые при советской власти были задавлены, а в первое постсоветское время пространства для проявления не имели.

Сегодня, когда храмы восстановлены, внешняя церковная жизнь обустроена, люди начинают обращаться к истокам того, что такое Церковь, для чего она нужна и т.д. Процесс абсолютно естественный и, на мой взгляд, вполне оптимистический.

Какова ситуация в современных семьях? Нередко дети, воспитывающиеся православными родителями, первые отходят от Церкви.

В Российской империи был традиционный уклад жизни. В советское время он сменился укладом атеистическим, безбожным. Церковные семьи этому сопротивлялись. А сейчас время поисков, «нащупывания», перехода от имперско-советского к свободному секулярному существованию. Это объективный процесс, как бы ни была сильна «обратная реакция».

За 25 лет нашей церковной свободы был осуществлен опыт внутрисемейного воцерковления по лекалам прошлого. И стало очевидно, что многое восстановлению не подлежит, что обрядово-субкультурный путь ни к чему не приводит. Дети, становясь взрослыми, отторгают это от себя, расцерковляются, отходят от Церкви.

Я не вижу в этом трагедии. Это, наоборот, нужно осознать, как задание Божие для нас. Значит, в будущем церковные люди, благочестивые мамы и папы, будут думать, как им быть в такой ситуации. Ответы на эти вопросы должны искаться соборным разумом. Современнику этих процессов трудно их «уловить»; точно напишут об этом историки в будущем.

Фото: Коновалова Ирина / svjatoynarym.ru

- Не пришло время для обобщения современного опыта?

Пока нет, мы живем, можно сказать, в самой середине этого времени. Мы можем только фиксировать текущие процессы. Многие недовольны современной церковной жизнью по тем или иным причинам, а на мой взгляд, наше время - прекрасное, потому что сегодня, если человек на самом деле хочет жизни со Христом и во Христе, он имеет возможность найти такую меру внешней церковности, которая была бы ему полезна и не подменяла бы внутреннюю жизнь, из-за чего, собственно, и происходит расцерковление.

А как быть с теми, кто находится в состоянии расцерковления? Есть ли шанс вернуть все назад? Ведь человек, разочаровавшись в этой внешней церковности, может решить для себя, что будет жить во Христе, но за церковной оградой. Верен ли этот путь?

Ну, во-первых, назад ничего вернуть нельзя. Во-вторых, жить во Христе совсем уж за церковной оградой невозможно.

Тут вообще перед нами стоит проблема того, что Христос как бы «растворен» в нашей церковности. И человек, отказываясь от церковной жизни в силу тех или иных обстоятельств, чаще всего уходит и от Христа, потому что с самого начала вся наша проповедь слишком отождествляет Церковь и Христа; а на самом деле это не одно и то же.

- Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.

Я имею в виду, что Церковь не есть самостоятельная духовная ценность. Говорю сейчас не о мистическом Теле Христовом, а об институциональной, земной церкви, чья задача, говоря словами средневековой формулы - «чисто проповедовать Евангелие и право (то есть правильно) преподавать Таинства». То есть дать человеку богообщение, его охранять, поддерживать, развивать - но не более того.

Церковь не самоценна, а является «другом Жениха», как говорил Иоанн Предтеча, и Жениху - Христу, надлежит расти, а церкви умаляться (Ин. 3:29-30). И поэтому, если говорить о какой-то общей методологии пастырской педагогики, первым пунктом здесь должно стоять, что Христос и душа общаются без посредников, и что Церковь - это, повторим еще раз, не некая самоценность, а «друг Жениха», подпорка и ограждение для жизни во Христе.

Начало всякой церковной педагогики должно иметь в своем основании эту мысль: Церковь есть средство.

При этом нужно хорошо понимать христианскую иерархию ценностей. Вернемся к тому, о чем мы уже сказали: если возьмем тексты Нового Завета и посмотрим, что там говорится о Таинствах, о Крещении и Причащении, то это всего несколько текстов. Все остальное посвящено другому: жизни во Христе.

Так же должна быть настроена и Церковь. Ее задача - учить тому, что заповедал Христос, и именно в такой пропорции. Само́й церковности, как мы ее понимаем, внешнеобрядовой, должно быть меньше - во всяком случае, после этапа начального воцерковления. А внутренней жизни должно быть больше. Как это сделать? Не могу вам сказать, нужно соборно это обсуждать.

В равных ли условиях находятся те люди, которые приходят на приход со сложившейся общиной, и те, кто приходит туда, где как таковой общинной жизни нет?

Как мне представляется, это проблема второго порядка. Конечно, хорошо, если человек нашел приход с доброй общиной, но все же, на мой взгляд, начинается все с личных отношений человека с Богом. И очень часто община может подменить эти отношения. Община может строиться только на основании личностей, которые уже понимают и опытно знают, что такое богообщение, то есть правильные личные отношения со Христом. Только во вторую очередь из таких личностей складывается община, а не наоборот. Община как таковая не дает человеку богообщения.

У нас после советского опыта под общиной может пониматься неизвестно что. К примеру, коллектив атомизированных людей, объединенный той или иной идеологией. Такая традиция советского коллективизма, перенесенная на церковную почву (как и многое из советского у нас перенесено на церковную почву), может только навредить.

- Отец Петр, когда наступает это самое общение с Богом? С чего оно обычно начинается?

Это вещь сугубо индивидуальная. Опыт говорит, что оно непременно дается всем, кто сознательно обращается к Богу. Начаток богообщения получает каждый человек в Крещении или Покаянии - это бесспорно. Другое дело - что с этим начатком делается потом? Он может быть заглушен, растрачен на встраивание в субкультуру, подменен этой самой субкультурой и т.д.

Вспомним притчу о сеятеле, там все варианты рассматриваются. И вот как раз задача (и главная задача) Церкви и ее пастырей - обратить на это внимание и культивировать и развивать начавшееся богообщение.

Вернемся к переводу книги Арндта «Об истинном христианстве», которая свидетельствует о высшем идеале для каждого христианина, о богообщении и жизни во Христе. Церковь готова предоставить сегодня определенный инструментарий для достижения этой цели?

Думаю, сейчас мы не найдем здесь церковного единства. Потому что если поставим этот вопрос перед общецерковной аудиторией: «Наша цель - жизнь во Христе?», большинство с этим согласится (я надеюсь). А следующий вопрос - каковы пути? А пути будут разные.

- Они и должны быть разными…

Я к этому и подвожу. Поэтому и говорю, что, может быть, одна из самых главных вещей, о которой в связи с этим стоит задуматься, - это возвращение, требуемое самим ходом вещей, той многоукладности, о которой говорил апостол Павел. Чтобы людям была предоставлена бо́льшая свобода.

Вот у нас сейчас один монастырский устав, до революции было несколько. А если взять опыт католических стран, там не только множество орденов со своими уставами, но есть, к примеру, и общины мирян, которые живут по-монашески. То есть наличествует многообразие церковного опыта.

И если сейчас думать о каких-то конкретных шагах, стоит начать, как мне кажется, именно с этого, а дальше смотреть, как Господь поведет Свою Церковь. Мы верим, что Дух Святой не оставляет ее, но при этом порой сами очень сильно сопротивляемся Ему…

И конечно, если действительно захотим что-то менять в жизни нашей общецерковной общины, нам непременно потребуется определить, что́ есть главное, а что второстепенное - так, чтобы ясно проартикулировать, что не может быть главным, скажем, почитание Ивана Грозного или что-то вроде этого.

Поэтому, возвращаясь к тому, что будет написано в наших пастырских методичках: первый пункт мы уже определили - Церковь есть друг Жениха. Вторым пунктом уже пойдет определение того, что главное, а что второстепенное.

Вообще это очень ведь важно и интересно, этим как раз и должен заниматься соборный разум Церкви. А в том, что церковная мысль, церковная интуиция жива, я не раз мог убедиться, чему очень рад.

- Значит, есть перспектива?

Жизнь не остановишь, и Церковь Христова будет пребывать на земле до скончания века, и врата адовы не одолеют ее (Мф. 16:18). А формы церковной жизни под влиянием условий времени неизбежно будут меняться - сначала внутренне, а затем и административно. В этом смысле я оптимист и уверен, что впереди у нас много интересного.

Во-первых, истинная Церковь та, которая содержит неповрежденным христианское учение, проповеданное апостолами. В вопросе учения совре­менные церкви очень разнятся. Не могут все учить правильно. Истинной Церковью может быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства. Если сравнить учения современ­ных христианских церквей, то можно прийти к выводу, что только Право­славная Церковь исповедует неповрежденную веру древней апостольской Церкви.

Другой признак истинной Церкви - благодать, или сила Божия, ко­торой Церковь призвана освящать и укреплять верующих. Хотя благодать есть невидимая сила, однако существует и внешнее условие, по которо­му можно судить о ее наличии или отсутствии, это - апостольское пре­емство. С апостольских времен благодать давалась верующим в Таинствах Крещения, Причащения, возложения рук (Миропомазании и Хиротонии) и других. Совершителями этих Таинств были сначала апостолы, потом - епископы и пресвитеры. Право совершать эти Таинства передавалось ис­ключительно преемственным способом: апостолы рукополагали еписко­пов и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Признаками истинной благодати являют­ся мир душевный, любовь к Богу и ближним, смирение, кротость и подоб­ные свойства.

Еще одним признаком истинной Церкви являются ее страдания. Исто­рия Церкви написана слезами и кровью мучеников за веру. Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники еще в апостольское

время. И на протяжении всей истории Церкви последователей Христа гна­ли, арестовывали, терзали, казнили. Но враг не смог одолеть Христовой Церкви. Это свидетельствует о неземном происхождении христианства, о его Божественном происхождении, следовательно, о его истинности.

Наконец, верным способом для нахождения истинной Церкви Христовой является историческое исследование. Истинная Церковь долж­на непрерывно восходить к апостольским временам. Если церковь возник­ла в XVI или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время, то она не может быть истинной. По этому одному признаку надо отклонить претензии на звание истинной Церкви Христовой всех деноминаций, веду­щих свое начало от Лютера и его последователей, как то - лютеранскую, кальвинистскую, пресвитерианскую, и более поздние - мормонскую, бап­тистскую, адвентистскую, свидетелей Иеговы, пятидесятников и прочих, им подобных. Эти деноминации основаны не Христом или Его апостола­ми, а лжепророками - лютерами, кальвинами, Генрихами, Смитами и дру­гими новаторами.


Православие имеет огромное количество фактов, свидетельствующих о его сверхъестественности. Это чудеса от святых икон, мощей, сами факты канонизации святых. Полнота богообщения только в Православной Церк­ви. И мы видим, что Бог дарами Духа Святого: чудотворения, прозорливо­сти, исцеления, любви и смирения - обогащает только православных хри­стианских подвижников веры и благочестия, и благодатный огонь у Гроба Господня даруется только православным.

Таким образом, убедительность Православия состоит в первую оче­редь в том, что оно не просто дает логически неопровержимые аргументы в свою защиту, но и предлагает все средства для того, чтобы на личном опыте удостовериться в истинности своих утверждений, а также приво­дит тысячи и тысячи свидетелей, подтверждающих верность этого опыта. В Евангелии указан путь проверки: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

27.5. Как католику присоединиться к Православию?

Католиков, которые не получили конфирмации или миропомаза­ния от своих пастырей, принимают в Православную Церковь через Миро­помазание; получивших же миропомазание или конфирмацию католиков принимают в Православную Церковь посредством покаяния, отречения от заблуждения и Причащения Святых Тайн.

Урок 20 (продолжение)

На чем основано большинство религий?

Как много религиозных конфессий в нашем мире! Однако большинство из них основаны на имени «выдающихся людей» , положивших им начало. Такими являются буддизм, ислам, конфуцианство. Католицизм, самая крупная ветвь в христианстве, основана на авторитете апостола Петра. Христос однажды сказал: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18). В храме Св.Петра, где, якобы, погребено его тело, имеется надпись: «Где Петр, там и церковь, а где церковь, там нет смерти, там жизнь вечная». Конечно, здесь кроется ошибка. Правильно было бы вместо упомянутого апостола поставить имя «Христос». Сам Петр никогда не был главой церкви, главой апостолов, ибо на Иерусалимском соборе председательствовал апостол Иаков. Петр не страдал за нас на Голгофе, Петр не воскрес ради нашего оправдания. Петр не явил нам любовь Всемогущего Бога. Петр не принес нам на землю принципов Евангелия - небесных принципов спасения. Все это совершил Христос.

Петр сам в своем первом послании во 2 гл. 6 ст. вносит ясность: «Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Как видим, Петр не приписывает себе столь великую заслугу - быть основанием Церкви, а относит ее к Иисусу Христу - истинному главе Церкви. Апостол Павел подтверждает положение Христа как главы Церкви: «Всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Ефесянам 1:22).

Находясь перед синедрионом и говоря о своем уповании, Петр заключил: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:11-12).

В одной норвежской деревне полным ходом шло строительство церкви. Вдруг один из строителей поскользнулся и с огромной высоты стал падать вниз. Все были уверены, что он разобьется. В это время возле церкви проходило стадо овец. Строитель упал на одну из овечек. Удар оказался смертельным для ягненка, человек же остался невредим. В знак спасения строителя на шпиле той церкви был помещен необычный для Церкви символ - овечка.

Да, это Он - Христос - Агнец Божий, берущий на Себя грехи всего мира, умирает за нас, чтобы каждый из нас мог спастись. Как хорошо, что мы строим свою веру на Христе, а «верующий в Него не постыдится» (1 Петра 2:6).

Мерило для определения церкви Христа

«Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39). Церковь Христова определяется не преемственностью от выдающихся личностей, но учением Иисуса Христа, Словом Божьим. «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефесянам 2:20-22). Поэтому мерилом истинности Церкви выступает всё Священное Писание - учение, отраженное пророками, апостолами и более всего - Спасителем нашим Иисусом Христом. В Нем открыта «вера, однажды переданная святым» (Иуды, 3). За такую веру надо держаться и твердо стоять в ней!

Представьте, что произошло, если бы все живущие на земле в определении Церкви стали придерживаться Библии? Во всем мире была бы тогда одна Церковь. На нашей планете прекратились бы вражда, религиозные войны, насилие и было бы единство, о котором молился Иисус: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоанна 17:21).

Семь признаков истинной церкви

1. Особенность Церкви Божией в том, что она искренно верит и с радостью ожидает Второе пришествие Христа: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:13-14).

2. Истинная Церковь, веря в скорое возвращение Христа во славе, возвещает эту весть миру. Христос перед вознесением на небо повелел Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матфея 28:19). «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Матфея 24:14).

3. «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том» (1 Иоанна 3:24).

Как на особенный признак истинности Церкви в этом тексте указывается, что она «сохраняет заповеди Божии». А сохранять - значит следить, чтобы ни одна заповедь из 10 не была изменена, утрачена или пренебрежена.

Здесь речь идет не только о заповедях из Десятисловного Закона, но и о заповеди, касающейся крещения как знака погребения для старой жизни и воскресения для новой; преломления хлеба и принятия вина, как воспоминания о Христовых страданиях и смерти; повеления есть и пить во славу Божию (см. 1 Коринфянам 10:31).

4. Истинная Церковь имеет «свидетельство Иисуса Христа». «И рассвирепел дракон (сатана) на жену (церковь) и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа » (Откровение 12:17).

Церковь свидетельствует об Иисусе своим христианским образом жизни. Книга Откровение определяет «свидетельство Иисусово» как «Дух пророчества» (Откровение 19:10). Церковь Божия, таким образом, есть Церковь пророчества. Последователи этой церкви с усердием исследуют Писание, изучая книги пророка Даниила, Откровение, Исайи, 24 главу Евангелия от Матфея, сообщающие о заключительных событиях истории мира. Библия говорит, что «свидетельство Христово» будет утверждено в Его народе, ожидающем пришествия Своего Господа, и он не будет иметь «недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Коринфянам 1:5-8).

Согласно статистике, в мире существует более 500 религиозных направлений. На нашей маленькой планете на сегодняшний день проживают около 580 миллионов католиков, 493 миллиона мусульман, 436 миллионов последователей индуизма, 218 миллионов протестантов, 177 миллионов буддистов, 125 миллионов православных и многие другие.

Возможно ли человеку, ищущему правды среди изобилия религиозных течений, найти дорогу к истинной церкви?

ВСЕ ЛИ РЕЛИГИИ ОДИНАКОВО ОТКРЫВАЮТ ИСТИНУ?

Многие сегодня считают, что не существует абсолютной истины, а разные

религии являются разными путями, ведущими к Небу. Так ли это?

В одной из калькуттских газет рассказывалось о молодом журналисте, который пришел к христианскому миссионеру взять интервью. Позже представитель прессы сказал: «Многое в индуизме совпадает с положениями христианства. И только одного там нет. В индуизме нет Спасителя!» В отличие от других религий, по учению которых люди спасаются благодаря своим усилиям в совершении добрых и правильных дел, согласно христианству человек спасается благодатью и праведностью Иисуса Христа.

Главной личностью в христианстве является Господь Иисус Христос.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния святых Апостолов 4:12).

В чем же разница между Иисусом Христом и основоположниками других вероисповеданий? Разве не вызывает восхищения подвиг Мухаммеда, который смог в культуре многобожия установить культ почитания единого Бога? Кто из нас не оценит такие качества Будды, как сострадание и сочувствие человеческому горю? Очень много доброго и полезного мы можем найти в учении Конфуция. Но между ними и Христом существует огромная разница.

Центральная Личность христианства одновременно является Богом и человеком, Творцом и Спасителем, понесшим на Себе весь грех мира. Мы либо полностью соглашаемся с этим, либо полностью это отвергаем. Невозможно найти компромисс в данном вопросе.

Мы знаем, что в основе всех принципов нравственности в сотворенной Богом Вселенной лежит Его закон. Человечество сознательно восстало против Него, а «сделанный грех рождает смерть » (Послание Иакова 1:15) . Никто из людей не мог бы избежать вечной погибели, если бы не путь спасения, предложенный человеку Богом - избавиться от заслуженного наказания через принятие верой жертвы Иисуса Христа. Только Он один может освободить нас от страшных уз смерти, только ценой Его святой крови, пролитой на кресте, мы можем получить освобождение от власти греха и полное прощение за нарушение Божьего закона.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Евангелие от Иоанна 3:16).

«...ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Евангелие от Матфея 1:21).

Христос является основанием Божьей церкви. Это «камень», на котором должно строиться истинное вероучение.

«Ибо сказано в Писании: “вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится”… На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (1 Послание Петра 2:6; Послание к Ефесянам 2:21).

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их… истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам …Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет… Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня » (Евангелие от Иоанна 10:1-3,7,9,11; 14:6;10).

Итак, фундаментом христианства является истина о спасении через Иисуса Христа.

Однако и в христианском мире нет единства. На данный момент существует великое множество церквей, носящих имя Христа и считающих свое вероучение непогрешимым, но при этом достаточно отличающихся друг от друга в вопросах веры. Как же человеку, искренне стремящемуся во всем следовать Божьей воле, выбрать из них именно ту, которая наиболее полно отражает свет истины?

«Слово Твое есть истина » (Евангелие от Иоанна 17:17), - говорит Священное Писание. Главным основанием выбора христианина, конечно же, является соответствие церковного вероучения Слову Божьему во всей его полноте и целостности.

ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ В СВЕТЕ БИБЛЕЙСКОГО ПРОРОЧЕСТВА

В двенадцатой главе книги Откровение мы находим символическое описание

Божьей церкви. Всем живущим в наше время это пророчество следует изучить особенно тщательно, так как по всем признакам ближайшим поколениям рода человеческого предстоит стать свидетелями Второго пришествия Иисуса Христа.

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд » (Откровение 12:1).

Кого представляет в этом пророчестве жена? В то время, как падшая женщина, или блудница, в системе пророческой символики олицетворяет церковь-отступницу (Книги пророка Иеремии 51, Книга пророка Иезекииля 23, Откровение 17), целомудренная женщина символизирует Божью церковь, Его верный остаток, который на протяжении всей человеческой истории всегда следовал за Ним. Божья церковь называется в Библии Его невестой и женой, облеченной в одежды Христовой праведности и чистоты (Откровение 21:9; Книга пророка Исаии 61:10; Книга пророка Иеремии 2:2).

«Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Послание к Коринфянам 11:2), - говорит апостол Павел.

Итак, образ прекрасной жены в двенадцатой главе книги Откровение представляет церковь, всегда следовавшую за своим Божественным мужем. Солнце, облекающее ее, указывает на славу и праведность Иисуса Христа, на яркий свет Евангелия, освящающий церковь и проповедуемый ею всем языкам и народам. Далее в пророчестве о Божьей церкви говорится:

«Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения... Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откровение 12:2,4,5).

«Младенец мужеского пола», который будет «пасти все народы жезлом железным», - Иисус Христос, Он родился в среде Ветхозаветной церкви. Его истинные последователи и ученики признали Его своим Господом и Спасителем и образовали Новозаветную церковь.

Дракон представляет собой сатану (Откровение 12:9) , величайшего врага и гонителя христианской церкви во все времена, искусителя народа Божьего, обольстителя мира. С помощью царя Ирода он попытался убить новорожденного Иисуса. Испугавшись, что родился новый царь иудейский, который займет его престол, Ирод приказал уничтожить всех младенцев, родившихся в Вифлееме приблизительно в одно время со Спасителем. Через действия грешных людей дьявол преследовал Христа в течение всей Его земной жизни и в конце концов привел Его на крест. Однако смерть Господа стала победой не сатаны, но Христа. После Его смерти, воскресения и излития на учеников Духа Святого стали возникать и распространяться по всему миру христианские церкви.

Озлобленный своим поражением на Голгофе дьявол всю свою ярость обратил на церковь:

«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откровение 12:13 ) . В течение последующих столетий многие тысячи мучеников-христиан пострадали, преследуемые за веру. Они «не возлюбили души своей даже до смерти» и победили сатану «кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откровение 12:11). Их пролитая кровь стала тем семенем, из которого взросли прекрасные побеги. Христианская церковь стала распространяться, неся знамя Евангелия всему миру.

Увидев, что пытками и казнями невозможно уничтожить Божью церковь, князь тьмы применил другую тактику. Он стал действовать в среде христиан, убеждая их идти на компромиссы, поступаясь Библейской чистотой раннехристианского вероучения. Языческий Рим, прежде яростно истреблявший последователей Иисуса, теперь, благодаря этим компромиссам, признал христианскую церковь и объединился с нею, превратившись в папский Рим. Появилась опасность гораздо большая, чем во времена господства язычества. Язычники, официально принявшие христианство, но на самом деле не испытавшие опыта обращения, очень быстро отступили от истинной веры и занялись преследованием своих братьев и сестер, которые продолжали сохранять чистоту библейского учения.

«И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откровение 12:17 ), а «жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней»(Откровение 12:6).

Действительно, период, когда остатку народа Божьего приходилось скрываться от преследователей в необитаемых местах, простирается, с учетом известного библейского принципа толкования пророчеств - «день за год» (Книга пророка Иезекииля 4:6), на 1260 лет. Именно

столько времени, с 538 года по 1798 год н.э., в Европе существовала могущественная религиозная система папского правления, державшая в страхе и беспрекословном повиновении западные державы. В эту страшную эпоху крестовых походов и инквизиции на восточных окраинах Римской империи истинные христиане с верой и упованием продолжали исповедовать библейские истины. Неискаженное Слово Божье не переставало звучать. Верующие неустанно передавали его подрастающим поколениям, и новые последователи Иисуса бесстрашно выходили в мир невежества, суеверия и ложных представлений о Боге, чтобы рассеять тьму светом евангельской истины.

Многое можно было бы рассказать о церкви Господа в смутное и тяжелое для нее время.

Но обратимся к сегодняшнему дню. Как нам сегодня оказаться среди верных Богу людей, поклоняющихся Ему «…в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Евангелие от Иоанна 4:23)?

КАК МЫ МОЖЕМ СЕГОДНЯ НАЙТИ БОЖЬЮ ЦЕРКОВЬ?

Прежде всего, если мы принадлежим Христу, мы должны принадлежать и церкви. Нам следует найти собрание людей, верных Христу и Его Слову. Христос хочет этого от нас, ибо Он «...возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Послание к Ефесянам 5:25-27).

Церковь должна опираться на Слово Божье во всей его полноте, как на Ветхий, так и на Новый заветы.

«Исследуйте Писания, - говорит Иисус Христос своим последователям, а в эпоху Его земного служения единственными Писаниями были книги Ветхого Завета, - ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Евангелие от Иоанна 5:39).

Краеугольным камнем истинной церкви должна являться вера в Иисуса Христа, через которую мы, «...взирая на славу Господню, преображаемся

в тот же образ от славы в славу» (2 Послание к Коринфянам 3:18) , «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Послание к Ефесянам 2:20-22). Этими словами обращается к нам Господь, призывая в Свою церковь.

Церковь верного Господу «остатка» наследует свою веру от Самого Христа, полностью основывая ее на Слове Божьем. Она прославляет Божьего Сына как единственного Спасителя, «ибо нет другого имени под небом» , которое открывало бы людям путь к вечной жизни (Деяния святых Апостолов 4:12) . Истинная церковь учит о спасении по Божественной благодати через веру в Иисуса. Оно даруется каждому раскаивающемуся грешнику независимо ни от его заслуг, ни от тяжести его вины. Кроткий Агнец и Всемогущий Царь является вечным упованием Его искупленного народа, а сердца, преображенные евангельским светом, - главным доказательством Его праведности и любви.

Истинная церковь силой Господней соблюдает весь Закон Божий, не исключая ни одной его заповеди, в том числе и заповеди о субботе. В этом она следует примеру Иисуса Христа, оставленному нам за период Его земного служения. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна 14:15), - обращается к нам Господь.

Люди не раз пытались переделать закон, данный Богом, а иногда и просто отказывались от его соблюдения. Истинная церковь отличается своей верностью Богу в исполнении всех Его заповедей и нежеланием смешивать чистое библейское учение с человеческими учениями и сложившимися традициями.

Соблюдение заповедей Господних требует серьезной решимости со стороны человека:

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12) . Но оно же дает и удивительный мир, покой и радость, которые нельзя испытать иначе, как только ощутив Бога в своей душе:

«...кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том»

(1 Послание от Иоанна 3:24).

Истинная церковь идет в мир, проповедуя Евангелие, неся людям весть о вере в Иисуса, о силе Божьей любви и прощения, открывая глубинный смысл древних пророчеств, восстанавливая авторитет забытых заповедей. «...И будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Книга пророка Исаии 58:12).

Она следует повелению Господа, которое Он перед вознесением на небо дал Своим ученикам:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Евангелие от Матфея 28:19-20).

Подобно Иоанну Крестителю, предвозвестившему первый приход на землю Спасителя, Божья церковь последнего времени должна распространять библейское учение, готовя людей ко Второму пришествию. Так же, как Иоанн, она сравнивается в Священном Писании с пророком Илией, который произвел великую реформу среди Божьего народа, обратив его от ложных идолов к истинному Богу.

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного… чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Книга пророка Малахии 4:5; Евангелие от Луки 1:17 ).

Церковь Божья с усердием изучает пророческие книги Писания, ибо «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откровение 19:10) : книгу пророка Даниила, Откровение, другие пророческие книги и главы Библии.

Истинная церковь победила сатану «кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откровение 12:11) . Опираясь на жертву Иисуса, она свидетельствует миру о Нем самим своим образом жизни, отношениями в семье, на работе, в обществе. Ее отличает забота о физическом здоровье и духовном возрождении человека.

Как ненавистны сатане Божья благодать, соблюдение верующими заповедей, их вера! Как он с ними сражается, стремится уничтожить! Но и в последней битве со злом Божьи дети смогут засвидетельствовать об истинности обетования Христа:

«...и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея 28:20).

Хотите ли Вы, чтобы вера в Иисуса изменила Ваше сердце и преобразила Вашу жизнь? Тогда Вам необходимо принять вечное Евангелие, обрести личные

взаимоотношения с Иисусом Христом и объединиться с Его церковью в ее славном и почетном служении. Пусть Ваш жизненный путь не закончится на этой грешной, несчастной планете, но станет вечностью на новой Земле в обетованном новом Городе, художник и строитель которого - Сам Бог! «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17).

«Дорогой Господь! Благодарю Тебя за то, что Ты открываешь людям Свои чудные истины и выводишь из мрака неведения и заблуждений. Господи, я хочу служить Тебе всем сердцем и быть частью Твоего народа. Помоги мне найти Твою церковь в этом мире, чтобы стать ее достойным членом и Твоим верным последователем. Боже, будь со мною в каждом дне моей жизни и веди меня всегда Твоим путем! Да славится имя Твое в моем сердце во веки веков: имя Отца, Сына и Духа Святого! Аминь».