Что такое равнодушие егэ. Аргументы к темам "равнодушие и отзывчивость"

К сожалению, многие люди живут по пословице: «Моя хата с краю – ничего не знаю».

Дополнительный материал для аргументов:

1) Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо»

Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим.

Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу.

2) В. Железников. «Чучело».

Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу.

Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам.

Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь.

Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие).

3) А. Платонов. «Неизвестный цветок».

Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить.

А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.

«Право же, взрослые – очень странные люди», – вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка?

Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день.

Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить.

Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество.

5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь».

Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор.

Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой.

6) К.Паустовский. «Телеграмма».

«Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку, а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни (стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери.

7) А.Грин. «Зелёная лампа».

Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.

Часть 4 (Книга В.Н. Александрова и О.И. Александровой «Энциклопедия аргументов»)

Создавая эту книгу, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими – либо примерами. Теле­видение, книги, газеты, сведения из школьных учебников ­ весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргу­ментов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая сле­дует после некоторого утверждения (всем известна логика любо­го доказательства: теорема – обоснование – вывод),

В узком смысле – применительно к сочинению на ЕГЭ ­ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в ком­позиции текста.

Пример – это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт , т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирую­щая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное выска­зывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить : он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отноше­нию к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько те­матических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

1. Проблемы

2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать

3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочине­ния)

4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит очевид­ное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на­ пример, о необходимости беречь природу, мы должны гово­рить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.

Направление "Равнодушие и отзывчивость " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы равнодушия и отзывчивости в итоговом сочинении.


Комментарий ФИПИ относительно сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Тематика направления "Равнодушие и отзывчивость" ориентирует школьников на осознание разнообразия форм отношения человека к окружающим его людям и к миру в целом.

Эти отношения могут выражаться в форме безразличия к окружающим, неготовности уделить внимание и сочувствие к чужому человеку или наоборот - в виде откровенного сопереживания за кого-либо, умении искренне радоваться чьим-то успехам и достижениям.

В литературе представлены обе ипостаси человеческих отношений. С одной стороны, мы встречаем самоотверженных героев, готовых откликаться на чужие невзгоды и радости, а с другой - эгоистичных, самолюбивых и безразличных персонажей, озабоченных лишь собственной судьбой.

Пример итогового сочинения на тему Равнодушие и отзывчивость

Можно по-разному прожить свою жизнь. Пройти ретивым шагом по головам врагов, друзей, чужих и близких. Или посильно помогать родным, внимание одиноким уделять, радеть за дом, за улицу, за город...и, безусловно, за свою страну.

Быть эгоистом, о себе лишь печься - или же чувствовать, поддерживать, сопереживать? Несмотря на очевидность ответа, всё несколько сложней, чем кажется.

Наукой доказано, что быть абсолютно равнодушным и не ощущать жалости к другим может только психопат - человек с очевидным психиатрическим расстройством. Эти люди в принципе не понимают чувств. Постепенно они овладевают языком душевных ощущений, настроений и эмоций. Но для них этот язык "неродной", он нужен лишь для манипулирования другими людьми. Даже собственные дети и родители не имеют никакой духовной ценности для страдающих психопатией личностей. И это, пожалуй, наиболее исчерпывающее и абсолютное проявление равнодушия.

В реальной жизни равнодушные люди, безусловно, не имеют столь радикальных черт характера. Обыденное равнодушие - это эгоизм, безразличие, безучастность человека. Это сосредоточенность исключительно на своих интересах, своей выгоде, своём мнении. Такие люди не хотят помогать, сочувствовать, поддерживать или одобрять.

На мой взгляд, самая главная проблема соотношения категорий равнодушия и отзывчивости состоит в том, что эти черты характера имеют глубокий подсознательный контекст. Безразличному человеку можно объяснить, что сочувствовать, поддерживать и помогать другим людям - это добро, позитив, созидание и любовь. Всё это вполне понятно для равнодушной личности, но ей управляют совсем иные помыслы и мотивы - достижение собственных целей, обеспечение личного комфорта, получение своей выгоды. Равнодушный человек приемлет все ранее перечисленные синонимы отзывчивости лишь в случае, если ему самому это окажется выгодно. Именно такое отношение к окружающим, такой образ мышления и составляет базис эгоистичной личности. Изменить такого человека практически невозможно.

Антиподом равнодушия является отзывчивость. Это черта характера, которая проявляется в сострадании, сочувствии, симпатии, добродушии и внимательном отношении к жизни окружающих. Отзывчивый человек не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи. Его душа открыта, он искреннее сопереживает и радуется за друзей, родных и близких. И это приносит ему истинное удовлетворение и наполняет его душевными силами.

Отзывчивость - позитивное и созидательное свойство личности. Оно является неотъемлемым компонентом социального взаимодействия и поступательного развития общества. Это одна из тех важнейших черт, благодаря которым прогрессирует человеческая цивилизация.

Возвращаясь к ранее озвученному тезису о малой вероятности искоренения равнодушия, стоит признать, что отзывчивость - куда менее устойчивая и несокрушимая черта человека. Под гнётом жизненных невзгод и разочарований, злобы и агрессии окружающих - чувствительность души черствеет, искренность и откровенность сменяется недоверием, а сочувствие - лицемерием. Именно поэтому столь важно сформировать и непрестанно совершенствовать отзывчивость в нашем сердце, практиковать добро в делах, а в помыслах - открытость, чуткость и сопереживание.

Тезисы и аргументы для сочинения по теме Равнодушие и отзывчивость

1. Равнодушие и отзывчивость к людям (посторонним или близким; друзьям или оппонентам; просто к тем, кто нуждается в помощи или поддержке). Будет уместным рассмотреть равнодушное отношение к чужим бедам и безразличие к успехам. Интересным будет провести сравнение и сопоставление героев литературных произведений - филантропов и мизантропов, эгоистов и добродушных чутких персонажей).

Отдельного внимания заслуживает тема равнодушия в любви. Безразличие и неразделенные чувства - излюбленный сюжет популярной художественной литературы.

2. Равнодушие и отзывчивость к окружающему миру, живой и неживой природе.

3. Равнодушие и «отзывчивость души» к эстетическим ценностям, искусству и красоте.

4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой натуры. Здесь можно проанализировать формы крайнего проявления этих свойств: равнодушия - в фатальном эгоизме и безразличии, а отзывчивости - в фанатизме. Склонный помогать подряд человек, забывая о себе, зачастую буквально "сажает себе на шею" объект своей заботы. В художественной литературе, как и в жизни, таких примеров предостаточно. (К примеру, «Размазня» А.П. Чехова или даже Сказка о рыбка и рыбке А.С. Пушкина).

Темы итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Примерный список тем сочинения по данному направлению.

Что значит быть «отзывчивым»?

Что значит быть «равнодушным»?

В чём опасность равнодушия?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Не делай добра - не получишь зла. Может ли отзывчивость привести к разочарованию?

Нужно ли учиться отзывчивости и сочувствию?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Согласны ли вы с утверждением, что «здоровый эгоизм» полезен?

Какие жизненные уроки помогают развить в себе отзывчивость?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К чему приводит равнодушное отношение к природе?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Стоит ли бороться с несправедливостью?

Что сильней - равнодушие или отзывчивость?

Отзывчивость к себе предполагает равнодушие к окружающим?

Лживая отзывчивость и искреннее безразличие.

Самозабвенная отзывчивость и иждивенчество.

Одобрение, восхищение, поддержка или лицемерие?

Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого - безразличного?

Равнодушие - это просто эгоизм и безразличие или это ещё и бессердечность, злобность и недоброжелательность?

Равнодушие - это уже мизантропия или всего лишь оппортунизм?

Цитаты для итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. | Автор цитаты: А.П. Чехов |;

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. | Автор цитаты: Х. Мураками |;

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. | Автор цитаты: Б. Ясенский |;

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. | Автор цитаты: Бернард Шоу |;

Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. | Автор цитаты: Дон-Аминадо |;

Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. | Автор цитаты: Ван Гог |;

Как тягостно равнодушие к самому себе! | Автор цитаты: А.В. Суворов |;

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. | Автор цитаты: О. Мирабо |;

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. | Автор цитаты: Максим Горький |;

Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. | Автор цитаты: Ч. Лэм |;

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны. | Автор цитаты: О. Уайльд |;

Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. | Автор цитаты: Г. Лихтенберг |;

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. | Автор цитаты: М.Е. Салтыков-Щедрин |;

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. | Автор цитаты: Ги де Мопассан |;

Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». | Автор цитаты: Э. Золя |;

Равнодушие — тяжкая болезнь души. | Автор цитаты: А. де Токвиль |;

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. | Автор цитаты: К. А. Гельвеций |;

Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. | Автор цитаты: К.Л. Бёрне |;

Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. | Автор цитаты: Дж. Шоу |;

Эгоизм — это первопричина рака души. | Автор цитаты: В. А. Сухомлинский |;

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. | Автор цитаты: Л.Н. Толстой |;

Равнодушие — есть наивысшая жестокость. | Автор цитаты: М. Уилсон |;

Спокойствие — сильней эмоций.

Молчание — громче крика.

Равнодушие — страшней войны. | Автор цитаты: М. Лютер |;

В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. | Автор цитаты: пословица |;

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... | Автор цитаты: Э. Золя |;

Время на чтение: 2 мин

Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни. Проявление равнодушия описывают как главнейшее зло современности и реакция на него должна быть немедленной, так как этот феномен, к сожалению, укореняется в нашем окружении. Равнодушие граничит с бесчувственностью, апатией и становится распространенной проблемой, а это может спровоцировать негативные последствия в жизни человека. Отстраняясь от проблем посторонних людей, мы стараемся уберечь себя по правилу: если я проблемы не вижу, ее просто нет.

Что такое равнодушие

Рассматривая феномен равнодушия нужно учитывать, что выбор индивида вполне осознан, это полное уклонение от принятия участия в любых действиях не касающихся его самого. Это или отказ в помощи, или неумение проявить поддержку и сострадание в момент крайней необходимости для помощи людям. Прежде всего, побуждает данное поведение перед обязательствами. Результатом вторжения в жизнедеятельность посторонних могут быть нежелательные реакции и то добро проявленное вами искренне и бескорыстно, возможно обернется против вас. Но риски есть всегда, принимая любое решение, мы в ответе за грядущие последствия. Так стоит ли отвергать людей, нуждающихся в нас?

Переживая равнодушие проявленное другими к нам, мы испытываем огорчение и перестаем верить в человечность, нелегко потом вновь довериться, что говорить об оказании помощи другим, когда вовремя не получил ее сам. Отказав в помощи, оставшись равнодушным, мы рискуем испытать через время чувство вины, которое оставит пагубный отпечаток на нашей жизни. Зачем нести тяжесть вины с собой? Когда есть возможность принести благо и жить с верой, что все возможное было выполнено.

Однако равнодушие и могут возникнуть абсолютно у всех, независимо от характера и ценностей. Причиной к такому поведению иногда становится банальная скука. Скука может вызвать вялое депрессивное состояние, переживая его, индивидуум не имеет нужного количества внутренних ресурсов для проявления содействия в проблемах других. Побороть скуку, поможет дело, заниматься которым вы будете отдельно от работы или учебы, найти дело ставшее отдушиной и начнет наполнять вас энергией позитива и силой, очень важно. Это связано с возрастом, поэтому искать род деятельности, который принесет счастье можно во всякий период жизни, как и менять его в дальнейшем.

Поведение человека как социального существа жестко регулируется определенным количеством наследственных факторов. Взаимодействие субъекта с социумом – это отображение его особенностей.

Чтобы вырастить неравнодушного человека, родителям следует беседовать со своим ребенком о проявлении равнодушия в жизни, приводить примеры, обсуждать различные ситуации и обговаривать, как можно проявить сострадание, оказать взаимовыручку и понимание. Проследить проявление равнодушия у вашего чада, возможно проанализировав его интересы и увлечения. Если таковые отсутствуют, желательно вместе заняться поисками любимого занятия, ведь отзывчивость к людям возможна тогда, когда человек гармонично развивается во всех сферах.

Причины равнодушия

Откуда берется равнодушие, что именно стало причиной развития его у людей? Есть факторы, после которых субъект решает быть глухим и слепым относительно некоторых ситуаций. Рассмотрим некоторые из причин. Длительное ощущение стресса и тревожности делает человека эмоционально выжатым и не способным на дополнительные переживания. Таким личностям присуща апатия и пассивность.

Следующей из причин возникновения равнодушия является залипание на собственных проблемах, непоколебимая уверенность, что у окружающих просто не может происходить что-то, на что стоит обращать внимание. Все чужие проблемы нивелируются и обесцениваются, а сам человек склонен к постоянной позиции жертвы и ждет жалости и поддержки только к себе. Чаще всего люди равнодушные не видят себя таковыми, даже больше, многие из них совершенно уверены, что являются мягкими и сочувствующими.

Также большое количество пережитых несчастий может сделать любую личность более жесткой и отстраненной чужим неприятностям. Хотя, казалось бы, наоборот, тот – кто пережил такую ситуацию, лучше всех способен проявить отзывчивость, к сожалению это не всегда так.

Наша психика склонна защищать нас от повторения травматических ситуаций, которые однажды случились, поэтому человека как бы отстраняется от всего, что напоминает ему о пережитом. Но это происходит на , сознательно же человек уверен, что ему абсолютно не интересно вникать в чужие дела. А иногда, складываются обстоятельства, в которых человек, не имевший столь горестных ситуаций, просто не способен проникнуться переживаниями к горю другим. Но похожая реакция чаще всего свойственна подросткам, когда детская наивность и всеобъемлющая любовь прошли, а жизненного опыта еще недостаточно для адекватной оценки сложившейся ситуации.

Помимо описанных глобальных причин, бывают ситуативные причины, когда человек просто был растерян и не смог оказать помощь сразу, плохо себя чувствовал и не отреагировал должным образом. Не спешите осуждать других в чем-либо, не несите тяжесть обид, научитесь прощать и давать другим возможность исправиться.

Чем опасно равнодушие

Рассмотрим, какие же опасности приносит равнодушие. Равнодушие и отзывчивость по своему значению противоположные понятия. Если отзывчивость способна позитивно повлиять на человека, возобновить надежду на решение, придать сил, то человеческое равнодушие толкает нас к отчаянию и бессилию перед стеной возникших неприятностей.

Равнодушие, явление которое разрушает наше общество, равнодушие одного, с большой вероятностью, повлияет на всех окружающих. Ребенок, который замечает равнодушие во взаимоотношениях родителей, перенимает их модель поведения и в похожих ситуациях поведет себя так же. Взрослый, почувствовавший равнодушие окружающих, возможно, однажды не окажет помощи другому, чувствуя обиду, испытанного невнимания близких и общества в целом.

Как часто социум смотрит сквозь такие глобальные социальные проблемы как брошенные без внимания взрослых дети, рукоприкладство в семьях, слабость и беззащитность пожилых людей. Что произошло бы, найди мы силы решить проблемы, коснувшиеся не только наших интересов? Вполне вероятно, стало бы меньше зла, которое мы встречаем день за днем абсолютно повсюду.

В момент появления равнодушия, человечество утрачивает способность к сопереживанию, теряется связь с нравственностью, которая, в принципе, и определяет нас как личность. Данные люди наполнены больше негативом, завистью, неспособностью разделять не только страдания других, но и радость. Так же таким людям сложно проявлять любовь, внутри они могут переживать это непонятное им чувство, но внешне могут оттолкнуть любимого человека или даже обидеть. А это все превращается в неразрывный круг. Человек, не умеющий проявлять любовь, маловероятно, что вызовет чувство любви у других, это, в свою очередь, еще с большей силой скажется на его жизни и приведет к одиночеству, ведь будет очень тяжело с такой личностью поддерживать даже обычное общение, не то, что создать крепкую семью.

Обратите внимание, не нужно чересчур близко брать чужие проблемы в свое сердце. Это является причиной угнетенного состояния, грусти, эмоциональной нестабильности. Сочувствие это прекрасно, но даже в этом чувстве должны быть границы, не стоит жить чужими проблемами. Проявить участие и поддержку очень просто, часто это обычные вещи: помочь молодой маме с коляской, подсказать бабушке с плохим зрением номер автобуса, помочь потерявшемуся ребенку найти родителей, или оказать помощь человеку, который плохо себя почувствовал.

Мы часто спешим, не обращая внимания на происходящее вокруг, хотя порой всего минута нашего времени может стоить человеку жизни. Известный писатель Бруно Ясенский в романе «Заговор равнодушных» написал: «Не опасайся своих друзей – в худшем случае они, возможно, предадут тебя, не опасайся своих врагов – в худшем случае они попытаются убить тебя, но опасайся равнодушных – только с их немого благословения творятся на Земле предательства и убийства».

Позитивные эмоции делают нашу жизнь яркой и наполненной, старайтесь замечать вокруг больше хорошего, проявлять больше сострадания и помощи, отвечать людям добром.

Каждое новое поколение обязано развиваться с помощью накопления социального опыта. Взаимодействие личности с социальной средой – это процесс требований и ожиданий с обеих сторон. Человек руководствуется умениями и навыками, полученными при непосредственных взаимоотношениях в социальных группах. Поэтому, освободив себя от груза обид и накопленных претензий к окружающим, мы освободимся от таких качеств, как равнодушие, безразличие и черствость. Дарите миру добро, и мир обязательно отдаст вам его втройне!

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

07.09.2017

"После бала", Л.Н. Толстой

Равнодушие

Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.

Отзывчивость

Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

"Герой нашего времени", М.Ю. Лермонтов - равнодушие

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

"Крокодиловы слёзы", А.П. Чехов - равнодушие

Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

"Крыжовник", А.П. Чехов - равнодушие

Николай Иванович Чимша-Гималайский - всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

"Судьба человека", Шолохов - отзывчивость

Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

"Над пропастью во ржи", Д.Д. Селинджер - отзывчивость

История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

Говорят, что нет ничего хуже равнодушия, ведь оно убивает душу! Все мы ценим людей заботливых, радушных, готовых помочь, чутких и сочувствующих. Мы хотим иметь таких друзей и родных, но так случается далеко не всегда. Равнодушие людей окружает нас повсюду – на работе, в транспорте, государственных учреждениях, даже больницах. Увы, равнодушие людей друг к другу стало скорее нормой, привычкой, нежели чем-либо из ряда вон выходящим.

Равнодушное отношение к человеку свойственно людям не только жестоким и эгоистичным, но и тем, кому однажды ответили злом на доброе дело. Такие люди, боясь повторения ситуации и душевной боли, всегда остаются в стороне от происходящего. Именно поэтому на Земле все еще очень много насилия и зла, ведь большая часть людей проходит мимо жестокости, стараясь на все закрывать глаза. Бойтесь равнодушных – они не убивают и не изменяют, но лишь из-за их молчаливого согласия в мире столько порока!

Причины равнодушия

Равнодушное отношение часто является симптомом алекситимии. Люди, страдающие этим расстройством, не могут разобраться в своих эмоциях, не умеют их проявлять. Они просто физически не способны сострадать, переживать. Качества эти приводят к прагматизму, равнодушию, черствости. Причины появления алекситимии бывают самыми разными – явление это может быть либо врожденным, либо приобретенным (к примеру, как посттравматическая реакция).

Очень частая причина – острый дефицит ласки, участия, тепла в раннем детстве, нелюбовь и равнодушие к ребенку родителей. Статистика подтверждает, что большая часть равнодушных взрослых были нелюбимыми детьми. Часто взрослые намеренно учат свое чадо скрывать свои чувства, «быть сильным». В результате вырастает человек, не способный любить, проявлять эмоции, сочувствовать.

Еще одна причина приобретенной алекситимии – душевные травмы, полученные в подростковом и юном возрасте, любовные переживания. Человек, испытавший однажды боль, закрывается и не может больше верить людям.

Как не стать равнодушным?

Обо всем этом очень важно помнить и стараться изо всех сил не стать такой личностью, не воспитывать равнодушных к злу и несправедливости детей, не страдать от равнодушия мужа, любимого человека. С маленького равнодушия начинается равнодушие к людям глобальное, перерастающее в холодную, бездушную жизнь без радостей и тепла. Ничто не будет тешить сердце равнодушного человека, все вокруг однажды станет абсолютно неинтересным и ненужным, а это – путь в никуда.

Равнодушное отношение к людям губительно прежде всего для самой личности! Уже доказано учеными, что черствые и равнодушные люди меньше живут и чаще болеют, старость приходит к ним раньше. В чем смысл их жизни? Ведь все мы должны не только потребительски «брать от жизни все», но и творить, любить, дарить друг другу радость, помогать тем, кто в этом нуждается!

Как воспитать неравнодушного, эмоционально открытого, доброго ребенка? Все достаточно просто – общайтесь с ним, делитесь чувствами и переживаниями, смотрите фильмы и мультики о добре и справедливости, читайте хорошие книги и обсуждайте их.

Давайте постараемся не становиться равнодушными – радоваться жизни, делать этот мир добрее, благороднее, милосерднее. Нет, мы не призываем вас бросать все и уезжать в Африку, к голодным детям, или же жертвовать миллионы на благотворительность. Начните с малого – накормите бездомного котенка, помогите одинокой пожилой соседке подняться по лестнице, позвоните лишний раз родителям, поинтересуйтесь их здоровьем, восстановите с партнером... Просто станьте чуть добрее и чутче, учите этому своих детей и, возможно, мир изменится к лучшему – ведь вода, как известно, точит камень.