Вера православная - милостыню приемлет христос. Святые и подвижники благочестия о милосердии

Святитель Иоанн Златоуст.

Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу.

Поучения преподобного аввы Дорофея.

«Не всякий, делающий что-либо благое, делает это благоугодным Богу. Когда, кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания, тогда это благоугодно Богу. Совершенная же Воля Божия та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением, подавая так, как будто бы принимает сам, и так благодетельствует, как будто сам принимает благодеяния: тогда исполняется совершенная Воля Божия. Но должно знать и само благо милостыни, саму её благодать – она столь велика, что может прощать и грехи: «грехи твои милостынями искупи» (Дан.4,24). И Сам Господь сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк.6, 36). Не сказал: поститесь, как Отец ваш Небесный постится. Не сказал: будьте нестяжательны, как Отец ваш Небесный нестяжателен. Но что говорит?

Читайте также: 10 фактов об инсульте, которые должен знать каждый

– « Будите милосердии, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть», потому что эта добродетель особенно подражает Богу и уподобляет Ему человека. И так всегда должно взирать на эту цель и разумно делать добро: и в цели милостыни есть различие. Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает его корабль. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его. Но все они получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего не искали себе у Него, и цель, которая была у них, не имела отношения к их душевной пользе.

Иной подаёт милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения — подаёт её для души своей, ради Бога. Однако, и он не таков, как хочет Бог, ибо он ещё находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь быть наказанным. Также и этот подаёт милостыню для того, чтобы избавиться от мучений, и Бог избавляет его от них. Другой подаёт милостыню для того, чтобы получить награду. Он выше первого, но и этот не таков, как хочет Бог, ибо он ещё не находится в состоянии сына, но как наёмник исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль.

Ибо тремя образами, как говорит Василий Великий, можем мы делать добро: или делаем доброе, боясь мучений, и тогда мы находимся в состоянии раба; или для того, чтобы получить награду, и тогда мы находимся в состоянии наёмника, или делаем доброе ради самого добра, и тогда находимся на степени сына: ибо сын исполняет волю отца не из страха и не потому, что хочет получить от него награду, но желая угодить ему, почтить и успокоить его. Так и мы должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги. Подавать так, как будто бы мы сами получаем. И вот эта и есть разумная милостыня. Никто не может сказать: «Я нищий, мне не из чего подавать милостыню». Ибо если ты не можешь дать столько, сколько богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары богачей. Если и того не имеешь, но имеешь силу, то можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Тогда можешь словом своим утешить брата. Окажи ему милосердие словом, и услышь сказанное: «Слово благо паче даяния». Если же и словом не можешь помочь, то можешь, когда огорчится на тебя брат, оказать ему милость тем, чтобы потерпеть его во время смущения. Когда видишь его искушаемым от общего врага, тогда вместо того, чтобы сказать слово и тем ещё более смутить его, ты можешь промолчать: этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение у Бога. И, таким образом, не имея чем оказать милосердие к телу, милуешь душу его. А какая милость больше помилования души? И, как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу. И потому никто не может сказать, что не может оказать милости, ибо каждый по силе своей и по душевному устроению может милосердствовать. Пусть только каждый постарается то доброе, которое он делает, делать разумно, как тот искусный художник, прочно созидающий дом свой на камне.

Читайте также: Наши родители стареют. А вдруг они умрут?

Святитель Николай Сербский.

О внутренней милостыне.

Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчёта. Иисус прозревал нечистые побуждения фарисея, не умыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое нечистыми руками? Фарисей возмутился против этого, а Господь использовал возмущение его, чтобы обличить фарисеев, которые внешне показывали свою чистоту, а внутренность их была исполнена хищения и лукавства (Лк.11,39). Фарисей думал, что своим приглашением оказывает особую милость Господу, но Господь укорил его, говоря: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лк. 11,41). Ты спрашиваешь меня, что значат эти слова Господа.

Означают они милостивое сердце, которое побуждает руку подать милостыню. Господь, Который сердце видит, принимал только такую милостыню. Если же сердце злое и чёрствое, напрасно рука будет давать: отвергнет её Господь. Людей можно обмануть внешней милостыней, а Бога – никогда. Сердце нечисто – нечист и дар, как бы велик ни был. Из нечистого сердца вытекают нечистые мысли и нечистые желания и грязнят и внешние дела человеческие, какими бы добрыми и чистыми они ни выглядели. Что пользы мыть руки, если нечистота сердечная делает их грязными? Если дом изнутри полон смрада и мерзости, что пользы мыть и украшать двери и окна? Своей Божественной прозорливостью Христос прозирал и чувствовал нечистую душу фарисея. Он не захотел вымыть рук Своих, Он не захотел исполнить малого долга, чтобы напомнить хозяину о большем, не захотел исполнить незначительного, чтобы укорить в значительном. Самые нечистые руки чисты в сравнении с нечистым сердцем. Омоем же свои сердца, и всё будет у нас чисто.

Преподобный Сергий (Сребрянский) исповедник.

Любовь к ближнему должна основываться на твёрдом исповедании, что всё человечество есть единая семья, имеющая Отцом Самого Господа Бога и прародителями Адама и Еву.

Отсюда выводы: а) на земле нет чужих, все родные; б) на земле нет злых и зла, а есть больные братья и сёстры и есть великая болезнь духа всего человечества, выражающаяся или в отчуждении от Бога и Его Святого Закона, или в теплохладии. Нужно заметить, что в очах правды Божией отчуждение от Бога (неверие) и теплохладие равноценны и уже Господом объявлено, что холодный и теплохладный извергнутся из уст Божиих, то есть из Царства Небесного, если не покаются. Таким образом, земля есть больница, все люди, больные душою и телом, — братья и сестры и по отношению друг к другу есть духовные братья и сестры милосердия. Отличительное же свойство истинных братьев и сестёр милосердия — до самоотвержения любить всех людей и служить им к временному и вечному их спасению. Вообще нужно жить так, чтобы от каждого человека изливались радость, мир, утешение, кротость (ровность) на всех окружающих» (Краткий устав благочестия для современного человека).

О милосердии.

Выписки из творений святых отцов.

Все дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остаётся всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств.

Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются ею.

Страх и трепет обнимает меня, когда я размышляю о том, как один недуг немилосердия сделал бесполезными и негодными все добрые дела, а самих подвижников – безызвестными, потому что они услышали слова: «Аминь глаголю вам, не веем вас» (Мф.25,12). Бог не имеет ни в чём нужды и ничего не требует от нас, но снисходит к нам по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет (принесение Ему жертв, собственно, в милости состоящих) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем благочестия.

Если ты хочешь почтить Жертву, то принеси (в жертву) душу свою, за которую принесена Жертва; душу свою сделай золотою, если же она лучше свинца и глины, а ты приносишь золотой сосуд, какая из того польза? … Мы требуем в дар Богу ваши души, ведь ради душ принимает Бог и прочие дары. Хочешь почтить тело Христово, — не презирай, когда видишь Христа нагим … сперва напитай Его, алчущего (в лице нуждающегося), и тогда уж употреби остальное на украшение трапезы Его (храма) … Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата: это храм превосходнее первого. Те украшения могут похитить … а что сделаешь для брата алчущего и странника, и нагого, того и сам диавол не может похитить, оно сберегается в неприступном хранилище (Иоанн Златоуст).

Милостыня - добродетель, угодная Богу, но она теряет едва ли не всю цену, когда честолюбивый благотворитель подаёт её с гордостью, со тщеславием, любуясь в душе собственным милосердием или выставляя его напоказ, и она не будет достойна небесной награды, по слову Господа Иисуса Христа:

"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 1-4).

Итак, если сердце наше милостиво, то будем творить благотворить втайне. Святитель Николай в этом случае - наш наставник.

Приняв пресвитерский сан, святой Николай прилагал труды к трудам; бодрствуя и пребывая в непрестанной молитве и посте... В это время его родители преселились в вечную жизнь. Получив в наследство их имение, святой Николай роздал его нуждающимся. Ибо он не обращал внимания на скоропреходящее богатство и не заботился о его умножении, но, отрекшись от всяких мирских желаний, со всем усердием старался предать себя Единому Богу, взывая: «К Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс.24:1); «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» (Пс.142:10); «На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой» (Пс.21:11).

И была рука его простерта к нуждающимся, на коих она изливала пребогатую милостыню, как многоводная река, изобилующая струями. Вот одно из многих дел его милосердия.

Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатый. Придя в крайнюю нищету, он потерял прежнее свое значение, ибо жизнь века сего непостоянна. Сей человек имел трех дочерей, которые были очень красивы собою. Когда уже он лишился всего необходимого, так что нечего было есть и не во что одеться, он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние и обратить свое жилище в дом блуда, чтобы таким образом добывать себе средства к жизни и приобретать и себе и дочерям одежду и пищу. О горе, к каким недостойным мыслям приводит крайняя нищета! Имея сию нечистую мысль, муж сей хотел уже исполнить свое злое намерение. Но Всеблагой Господь, не хотящий видеть человека в погибели и человеколюбно помогающий в бедах наших, вложил благую мысль в душу угоднику Своему, святому иерею Николаю, и тайным вдохновением послал его к погибающему душою мужу, для утешение в нищете и предупреждение от греха. Святой Николай, услыхав о крайней бедности того мужа и Божиим откровением узнав о его злом намерении, почувствовал к нему глубокое сожаление и решил своею благодетельною рукою извлечь его вместе с дочерьми, как из огня, из нищеты и греха. Однако он не пожелал оказать свое благодеяние тому мужу открыто, но задумал подать ему щедрую милостыню тайно. Так святой Николай поступил по двум причинам. С одной стороны, он хотел сам избежать суетной человеческой славы, следуя словам Евангелия: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми» (Мф.6:1).

С другой стороны, он не желал оскорбить мужа, бывшего некогда богачом, а теперь пришедшего в крайнюю нищету. Ибо он знал, как тяжела и оскорбительна милостыня для того, кто от богатства и славы перешел в убожество, потому что она напоминает ему о прежнем благоденствии. Посему святой Николай счел за лучшее поступить по учению Христа: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3).

Он так избегал человеческой славы, что старался утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал. Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой. Утром муж тот встал и, найдя мешок, развязал его. При виде золота, он пришел в великий ужас и не верил своим глазам, потому что ниоткуда не мог ожидать такого благодеяние. Однако, перебирая монеты пальцами, он убедился, что пред ним в самом деле золото. Возвеселившись духом и удивляясь сему, он плакал от радости, долго размышлял о том, кто бы мог оказать ему такое благодеяние, и ничего не мог придумать. Приписав сие действию Божественного Промысла, он непрестанно благодарил в душе своего благодетеля, воздавая хвалу пекущемуся о всех Господу. После сего он выдал замуж старшую свою дочь, дав ей в приданое чудесно дарованное ему золото, Святой Николай, узнав о том, что муж сей поступил по его желанию, возлюбил его и решил сотворить такую же милость и второй дочери, намереваясь законным браком оградить и ее от греха. Приготовив другой мешок золота, такой же, как и первый, он ночью, тайно от всех, через то же окно бросил его в дом мужа. Встав поутру, бедняк опять нашел у себя золото. Снова он пришел в удивление и, пав на землю и обливаясь слезами, говорил:

– Боже милостивый, Строитель нашего спасения, искупивший меня самою кровью Твоею и ныне искупляющий златом дом мой и моих детей от сетей вражьих, Сам Ты покажи мне слугу Твоего милосердия и человеколюбивой Твоей благости. Покажи мне того земного Ангела, который сохраняет нас от греховной погибели, чтобы я мот узнать, кто исторгает нас от угнетающей нас нищеты и избавляет от злых мыслей и намерений. Господи, по Твоей милости, тайно творимой мне щедрою рукою неизвестного мне Твоего угодника, я могу отдать замуж по закону и вторую свою дочь и тем избежать сетей диавола, который хотел скверным прибытком умножить и без того великую мою погибель.

Помолившись так Господу и возблагодарив Его благостыню, муж тот отпраздновал брак второй своей дочери. Уповая на Бога, отец питал несомненную надежду, что Он и третьей дочери подаст законного супруга, снова даровав тайно благодетельствующею рукою потребное для сего золото. Чтобы узнать, кто и откуда приносит ему золото, отец не спал ночи, подстерегая своего благодетеля и желая его видеть. Немного прошло времени, как ожидаемый благодетель явился. Христов угодник Николай тихо пришел и в третий раз и, остановившись на обычном месте, бросил в то же окно такой же мешок золота, и тотчас поспешил к своему дому. Услыхав звон золота брошенного в окно, муж тот насколько мог быстро побежал вслед за угодником Божиим. Догнав его и узнав, потому что нельзя было не знать святого по его добродетели и знатному происхождению, муж сей пал ему в ноги, лобызая их и называя святого избавителем, помощником и спасителем душ, пришедших в крайнюю погибель.

– Если бы, – говорил он, – не восставил меня твоими щедротами Великий в милости Господь, то я, несчастный отец, давно уже погиб бы вместе с своими дочерьми в огне Содомском. Ныне же мы спасены тобою и избавлены от ужасного грехопадения.

И еще много подобных слов говорил он святому со слезами. Едва подняв его с земли, святой угодник взял с него клятву, что он во всю свою жизнь никому не поведает о том, что с ним было. Сказав ему еще многое на пользу, святой отпустил его в дом свой.

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ

Милостыня - одна из основ-ных добродетелей христианина. Господь в Нагорной проповеди говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5. 7). Т.е. от нашей милосты-ни зависит, будем ли мы, греш-ные, помилованы Богом. В поня-тие милостыни входят не только материальные вещи, но и чув-ства, настроение, расположение, с которыми человек подает мило-стыню.

Когда речь идет о размере мило-стыни, уместно вспомнить Еван-гельский сюжет о лепте вдовы. Господь был в Иерусалимском храме и, остановившись у сокро-вищницы, куда собирались пожер-твования, наблюдал. Подходили богатые люди, клали большие сум-мы денег. Подошла бедная вдова и пожертвовала всего две лепты. Господь же сказал ученикам: Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк 12. 43-44).

Церковь выделяет два вида ми-лостыни - материальную и ду-ховную. Причем духовная мило-стыня значительно важнее.

В основе и материальной, и ду-ховной милостыни должны ле-жать любовь и сострадание к че-ловеку. Если с такими чувствами мы подадим милостыню, не ду-мая о том, на какие нужды она будет использована, данное нами непременно послужит на пользу и нуждающемуся человеку, и нам самим.

Милостыня материальная всем известна. Каждый христианин обязан в меру возможностей, и, конечно же, в меру своей веры, материально помогать нуждаю-щимся людям.

ДУХОВНАЯ МИЛОСТЫНЯ

Второй вид милостыни - мило-стыня духовная. Сейчас она, к со-жалению, менее распространена. Что к ней относится? Во-первых, молитва за человека. Например, обратился к вам человек с какой-то бедой, с какой-то проблемой, но вы чувствуете, что не можете оказать ему существенной мате-риальной помощи. Тем не менее, вы способны свое сострадание и соучастие этому человеку выра-зить через молитву. Богу ведомо, кто в чем нуждается. Поэтому не обязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чем он сегодня нуждается.

Совет, вовремя поданный, так-же является духовной милосты-ней. Когда человек делится своим опытом, как правильно жить, как правильно что-либо сделать - и это будет духовной милостыней.

Еще милостыня может выра-зиться в добром слове. Приснопа-мятный архимандрит Павел (Груздев) любил повторять: «Лас-ковое слово и в мороз согреет».

Когда человек находится в сложном положении, он особен-но нуждается в ласке и внима-нии. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно дает положительный духовный заряд, импульс, который вдох-новляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и ду-ховным подъемом.

Сострадание и соболезнование - вид духовной милостыни, ког-да у человека какая-то беда, мо-жет быть, он потерял дорогого, любимого человека, или страдает от болезни.

Молитва за усопших тоже явля-ется духовной милостыней.

Церковь рекомендует молиться за усопших такими словами «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согре-шения вольная и невольная, и да-руй им Царствие Небесное».

ДВЕ ЛЕПТЫ

Я хотел бы еще раз возвратить-ся к притче о бедной вдове. Бога-тые люди, как говорит Сам Гос-подь, жертвовали от избытка, а бедная женщина положила всего две лепты. Но Господь смотрит не на количество положенного, а на его качество, точнее - на то, с какими чувствами, с каким рас-положением дана жертва. У кого-то сегодня есть возможность дать милостыню в несколько тысяч, и от этого никак не оскудеет его карман, а для нуждающихся лю-дей и десять рублей - суще-ственное пожертвование.

Поэтому, когда человек совер-шает милостыню, он не должен равняться на кого-то. Главное, милостыня должна быть сопря-жена с христианским чувством любви и желанием помочь.

Часто случается сегодня, что богатые люди дают в качестве милостыни или жертвы на храм большие суммы. Но эта жертва - бездуховная, если она не име-ет сопровождения, которое назы-вается любовью, состраданием. Еще хуже, если пожертвованные деньги приобретены путем обма-на. Эти деньги, по сути, своему нынешнему владельцу не при-надлежат - он незаконно ими пользуется. Такая милостыня Господом не принимается.

Есть еще одна закономерность: чем богаче человек, тем он ску-пее, потому что страсть сребро-любия захватывает человека на-столько, что он боится даже ко-пейку потерять, несмотря на то, что у него в банке, возможно, миллионы долларов.

Вопрос о милостыне, братья и сестры, очень не простой. Мило-стыня может быть маленькой, но Богу приятной и людям полез-ной. Она может быть в денежном измерении большой, но ни Богу не приятной, ни людям не полез-ной. Все определяет, с какими чувствами и расположением че-ловек дает милостыню.

***

- Скажите, чем больше христианин творит милостыни, тем лучше он делает для себя и сво-их близких - живых и умер-ших?

Да. Я уже приводил пример, как одна женщина, провожая крестный ход, который идет из Владивостока, пожертвовала уча-стникам этого хода приличную сумму денег. «Я как будто не им, а себе дала», - сказала она по-том. В действительности, она сама получила даже больше, чем дала, ведь милостыня покрывает множество грехов.

***

- Хотелось бы задать вопрос по поводу духовной милосты-ни. Долгое время я поддержива-ла свою подругу в тяжелые мо-менты ее жизни, но постепенно стала замечать, что сама теряю душевный покой. Когда сил на помощь ей у меня совсем не ос-талось, я стала подавать запис-ки в храм о ее здравии. Однако жизнь ее стала еще тяжелее. Как это можно объяснить?

Когда вам стало тяже-ло поддерживать вашу подругу, об этом нужно было поговорить со свя-щенником или с опытным в жизни человеком. Как предположение скажу, что ваша подруга, вероятно, выбрала себе ориентиром совершенно не христианс-кие ценности. В этом слу-чае надо просто прекра-тить ей помогать, чтобы не навредить себе. Когда вы придете в себя, и в вашей душе водворится мир, тог-да вы трезво оцените происходящее и сделаете пра-вильный вывод.

***

- Меня назвали в честь моего деда, кото-рый погиб в Великую Отечественную войну, сражаясь с фашистами. Я часто подаю записки за упокой его души в церк-ви, но не знаю, был ли он крещеным. Правильно ли так поступать?

Если вы не знаете, крещен ваш дед или нет, надо употре-бить максимум усилий, чтобы узнать, был ли он крещен. Если вы не сумеете точно выяснить этого, то можете поминать его в своих домашних молитвах. Мне вспоминается такой случай. Святой Макарий Великий, идя по пустыне, увидел череп умер-шего человека. «Кто ты?» - спросил он. Череп ответил: «Я жрец идола такого-то. Мне очень плохо, я сейчас в аду. Но когда вы, христиане, молитесь, для нас - это отрада и облегче-ние». Заметьте, Макарий Вели-кий не молился за этого жреца, но слова его свидетельствова-ли, что приходят отрада и уте-шение ко всем людям, даже умершим, когда христиане мо-лятся.
Поминать на церковной служ-бе можно только того человека, который сознательно принял Святое Крещение, то есть стал членом Церкви. Это дает воз-можность молиться за него его близким, так же как и другим членам Церкви. На богослужени-ях вы можете услышать призыв священника молитвенно помя-нуть других людей: «И всех пра-вославных христиан». Причем Церковь поминает и живых, и усопших, поэтому молитва цер-ковная очень важна.
Если вы не сможете узнать, был ли крещен ваш дед, то в своей до-машней молитве поминайте его и обязательно старайтесь прово-дить свою жизнь достойно. И ваша молитва, и ваша правед-ность положительно скажутся на загробной жизни дорогого вам че-ловека.
Многое может молитва пра-ведника , - говорит Сам Гос-подь.

***

- Прочитала, что милосты-ня, поданная в женский монас-тырь, ценится в 100 раз больше, чем простое пожертвование в храм. Так ли это?

Цифры эти не совсем объективные. Но то, что мона-стырь является сердцем Церк-ви, - верно. Есть такое свято-отеческое изречение: «Сердце мира - Церковь, а сердце Цер-кви - монастырь». Если вы по-даете милостыню для обители, конечно, в этом большая польза, ведь туда люди уходят не на какое-то время, а на всю жизнь, чтобы совершать подви-ги поста, труда, молитвы за весь мир. Т.е., подавая жер-тву монастырю, вы помогаете ему, и сами себя при этом пору-чаете молитвам насельников обители.
Но это не значит, что храму не надо жертвовать.
Святые отцы говорят, что милостыня покрывает множество грехов, поэто-му тот, кто чувствует на своей душе какую-то гре-ховную тяжесть, должен стремиться творить милос-тыню - не только матери-альную, но и духовную.

***

- Что нужно делать, чтобы сердцем чувство-вать необходимость мило-стыни?

Нужно молиться. Чте-ние утренних и вечерних молитв, Евангелия, Псал-тири - обязанность каж-дого христианина. Этим мы очищаем нашу душу, и она становится чувстви-тельной к проявлениям ду-ховного мира.
Помолившись, каждый человек ощущает, что у него появилось светлое на-строение, ему хочется де-лать что-то доброе, полез-ное. Напротив, когда чело-век сделает что-то плохое, он сразу теряет мир в душе и чув-ствует: на сердце у него потем-нело, что-то внутри наруши-лось. И тут надо также прибе-гать к спасительному средству - молитве. Она восстановит мир, и снова в душе будет светло, и мы будем видеть правильный путь.

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. - 27 ноября 2007. - № 21(217).

О милостыне

Ничтожна милостыня того человека, который подает ее не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы недоброхотно, с сожалением, с неуважением к лицу ближнего. Как и гостеприимцы многие окажутся суетными вследствие лицемерного, тщеславного обращения с своими гостями. С сердечным расположением да приносим жертвы свои на алтарь любви к ближнему: доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9: 7). .

Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25: 40). Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй , сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением (Рим. 12: 8). Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие нетленное на небесах (1 Пет. 1: 4); для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших. .

Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает. .

Много практикующие врачи, получающие много денег с больных, должны для души своей подавать щедрую милостыню, если верят, что у них есть бессмертная душа; богатые священники, получающие щедрое вознаграждение за свои труды молитвенные, также должны подавать богатую милостыню, да не осуждены будут с Иудою предателем, продавшим за сребреники Господа славы; купцы, получающие большие барыши, должны непременно упражняться в милостыне и в украшении и снабжении храмов Божиих; чиновники, получающие большое жалованье, не должны также считать своим исключительным достоянием щедрое вознаграждение за свои посильные труды и также помнить нищую братию свою, да примут награду от Господа и да очищают души свои. Все должны запасаться елеем милостыни и добрых дел, да не туне явятся пред Судиею в день страшного испытания, да не наги явятся на оном всемирном позорище. .

Благо во всех отношениях – подавать нищим: кроме помилования на Страшном суде, и здесь, на земле, милостынодавцы получают часто великие милости от ближних, и что другим достается за большие деньги, то им дают даром. В самом деле, человеколюбивейший, праведнейший и прещедрый Отец Небесный, чад Коего милуют милостивые, не наградит ли их и здесь, в поощрение их к большим делам или хотя к продолжению тех же дел милосердия и к исправлению немилостивых, посмевающихся милостивым? Наградит и достойно и праведно. .

Когда подаешь просящему, который не беден, здоров и, по-видимому, не заслуживает подаяния, – отчего сердце твое пожалеет для него поданной милостыни, – покайся в этом, ибо и нам божественная Любовь подает блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно. Любовь к ближнему должна так говорить в тебе: хотя он и имеет, но не худо, если я увеличу его благосостояние (а сказать правду, одна или две-три копейки не очень-то увеличат и поправят его благосостояние). Мне подает Бог, почему же мне не подать нуждающемуся? говорю: нуждающемуся, ибо кто станет протягивать руку без нужды? Если бы ты сам только по заслугам получал от Бога дары Его благости, то, быть может, должен был бы ходить нищим. К тебе Бог щедр не по заслугам, да и ты сам хочешь, чтобы Он был щедр. Как же ты не хочешь быть щедрым к братьям своим, имея избытки? .

Для чего Господь попустил быть нищим? для твоего блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо милостыня очищает всякий грех (Тов. 12: 9), чтобы стяжать тебе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, ибо милостивии помиловани будут (Мф. 5: 7). .

Не на груды денег надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных тварях Своих и, в особенности, о живущих благочестиво. Веруй, что не оскудеет рука Его наипаче для творящих милостыню, ибо человеку щедрее Бога не быть. Этому доказательством служит твоя собственная жизнь и жизнь всех прежде бывших людей, подававших милостыню. Да будет один Бог сокровищем сердца твоего; к Нему прилепись всецело, как созданный по образу и подобию Его, и беги от тли земной, непрестанно тлящей души и тела наши. Поспешай к жизни непреходящей, к жизни, не стареющейся в бесконечные веки; влеки туда и всех, сколько есть сил. .

О нынешних благотворениях. – Ты полною мерою вкушаешь блага земные, подаешь нуждающимся, но себя ласкаешь больше, значит делаешь добрые дела без малейшего самоотвержения. Не велики дела твоих благотворений. А то что еще есть? Какие благотворения мнимые? С благотворительною целию делают увеселения, т. е. прежде всего хотят намеренно послужить своей греховной плоти, диаволу, а потом уже – ближнему и Богу. Да это, господа, вовсе не благотворение! Одно только имя благотворения носит. Не сотворим злая, да приидут благая (Рим. 3: 8). Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете! Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6: 25). .

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

О МИЛОСТЫНЕ, ПОСТЕ И МОЛИТВЕ (Мф. VI, 1-4, 16-18)Берегитесь того, чтобы не делать правду для людей только для того, чтобы они видели. Если так, то нет в правде вашей уж заслуги пред Отцом вашим на небе.Так что когда ты милостив к людям, не труби перед собой, как комедианты делают в

Из книги Над строками Нового Завета автора Чистяков Георгий Петрович

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

О МИЛОСТЫНЕ, ПОСТЕ И МОЛИТВЕ Мф. VI, 1. Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми, с тем чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного.Берегитесь того, чтобы не делать правду 1 для 2 людей только для того, чтобы они видели. Если так, то нет в

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 18. О МИЛОСТЫНЕ. В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в

Из книги Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

О скупости и о милостыне духовной 15 января 1948 г.Вчера пятичасовая служба так утомила меня, что я не успел приготовить проповеди, не думал говорить сегодня, но меня укоряет Великий Василий, который ни одного дня не пропускал без проповеди, поэтому кое-что скажу вам.Вы

Из книги Передаю вам слово души моей. Письма автора Задонский Георгий Алексеевич

О милостыне и благотворении 1.51. Коломенскому купцу Якову А.К.Почтеннейший о Господе!Мысли и обстоятельства житейские, по разным приключениям, иногда так сильно стесняют сердце, что тяжело вздохнуть, - вот что приключается в жизни нашей!! Пожалуй, кто изволит, может

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 141 крестьянину Николе Ч., о внутренней милостыне Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчета. Иисус, прозревая нечистые побуждения фарисея, не омыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое

Из книги «Пастырь» автора Герма

Письмо 217 православному П. Т. из Лозницы, о сектантской милостыне Ты готов оставить веру отцов и уйти в секту! Почему? Потому, что они выдают бесплатно книги и помогают своим членам деньгами. Но почему же ты не спросишь себя: за чей счет издают они свои книги? За свой или за

Из книги Творения автора Синайский Нил

Подобие десятое О покаянии и милостыне I. После того как я написал эту книгу, тот ангел, который вручил меня пастырю, пришел в дом мой и сел на ложе, а справа от него стал пастырь.Позвал ангел меня и сказал:– Я поручил тебя и дом твой этому пастырю под его

Из книги Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря автора Чичагов Серафим

О нищете, сребролюбии, попечительности и милостыне 1.234. Софиану, стражу при дворце.Господь наш Иисус Христос в удел нищете дал блаженство, потому что она одна умеет соблюдать меру человеческой бедности, ненавидит надмение, укращает высокоумие, смиряет помыслы, посрамляет

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

21. О милостыне Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.В отношении к сей добродетели мы должны всеми мерами стараться исполнять следующую заповедь Божию: будете милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36),

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

О милостыне и молитве Остерегайтесь, однако, выставлять свою праведность напоказ, не будет вам иначе награды от Отца вашего Небесного.2 Вот и когда подаешь милостыню, не труби на весь свет, как поступают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди восхваляли их. Поверьте

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

О милостыне Ничтожна милостыня того человека, который подает ее не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Из книги автора

Неделя 18. О милостыне В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно сумеречную высоту храма.

Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично начищенном сиянии старого паникадила. Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

Эти два чумазых пацанёнка вынырнули из ниоткуда. У меня было ощущение, что они, как два крохотных эльфа, незаметно шастали всё утро где-то по полу, между ногами молящихся, чтобы к концу службы вынырнуть на поверхность и потребовать причитающуюся им дань. Грязные и оборванные, с неуверенно-нагловато-делаными ухмылками, они стали тем противоестественным диссонансом, который в одно мгновение разрушил благоговейную гармонию молящихся.

«Тёть! Тёть! Дай копеечку!» - заунывно теребил женщин младший пацанёнок. «Ради Христа!» - деловитым баском подсказывал ему более опытный старший сотоварищ. Но даже «ради Христа» и «ради праздничка» кошельки открывались туго. И в потных грязных ладошках поблескивало только несколько монеток.

«Говорил я тебе: пойдём в другую церковь - здесь плохо подают», - «старшой» был явно недоволен «уловом». Разговаривали они нарочито громко и вызывающе, ничуть не стесняясь или даже эпатируя «добреньких тётенек», у которых ещё мгновение назад заискивающе выпрашивали «денежку на хлебушек». Сердито цыкнувшая на пацанят тётка, что, дескать, батюшка не благословляет просить в храме, их не очень испугала. В ответ они что-то хохотнули. Но, попререкавшись немного - для «понта», пацаны всё-таки перешли на шёпот. Видимо, опасались, что выгонят из храма. Но, пошептавшись, решили всё-таки перебираться в другой храм. Ещё немного потоптались у свечного ящика. И окончательно поняв, что здесь у молящихся им больше ничего не вымолить, направились было к выходу. Вдруг внимание одного из них привлёк стоящий на столике маленький ящичек. На ящичке была какая-то надпись. Но так как с грамотой ребята были не в ладах, а в храме темновато, они самовольно развернули ящик к алтарю, навстречу льющемуся от свечей свету, и, опершись локтями о стол, стали громко, на весь храм, читать по складам надпись.

Это «интересное» и, наверное, новое для них занятие настолько увлекло ребят, что они даже не замечали толпящихся возле них и толкавших их людей, стоящих в очереди за свечками. Наконец они прочитали вслух: «Сотворите святую милостыню».

В храме стало тихо. Так тихо, что казалось, даже служба замерла, а время остановилось. И в этой торжественной святой тишине я явственно услышала звон падающих на дно ящика монеток. Сначала одна, потом вторая… Потом пауза. Мальчишка, наверное, задумался. Воцарилась полная тишина. И вдруг её разорвал звон ссыпающихся в ящик с маленькой грязной ладошки горстки только что выпрошенных монеток - весь крещенский «заработок».

На пацанят никто не смотрел. Но я знала, что их видели, чувствовали - ссутулившимися спинами, стрижеными затылками. А мне показалось, что все свечи в храме погасли. И осталась только одна. Их, грязных, оборванных, невоспитанных, не умеющих толком читать попрошаек. Как вечная святая детская молитва крещающемуся во Иордане Спасителю.

Мария Ивановна ВОЛОСЮК