Традиционные занятия хакасов. Быт и традиции

Хакасы

(тадар, минусинские татары, абака́нские (енисе́йские) татары, а́чинские татары)

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

Татары, живущие в Енисейской губернии, общим числом 22000 душ, сильно отличаются от своих сибирских соплеменников нравами, образом жизни, верой, которую можно назвать языческой, даже у тех, которые приняли крещение. В основном они живут в Минусинском уезде Енисейской губернии и называются минусинскими татарами без иных определений.

Их черты лица явственно показывают, что они татары, однако в них же можно увидеть и признаки других народностей, в соседстве с которыми они существовали: киргизов, якутов и др. Вероятно, что это следы тувинцев - прежнего населения правого берега Енисея, которые потом мигрировали за Лену.

"Живописная Россия", т.12, ч.1, "Восточная Сибирь", 1895:

Минусинские татары низкорослы и слабосильны. Нет в них ни предприимчивости, ни отваги, ни настоящего упорства в работе. К благосостоянию своему большинство относится крайне апатично. Некоторые дети учатся в школах. Они понятливы, но редко кончают курс. Любопытство, вера в чудесное и иные свойства диких племен свойственны и минусинским татарам.

Здешние татары отличаются, впрочем, пронырливостью и ловкостью. Сагайцы - ловкие зверопромышленники, а все вообще татары - прекрасные наездники. Никогда русскому так не справиться с диким конем, как справляется с ним здешний татарин. На всем скаку, в степи, кидает он такому коню волосяной аркан на шею или под ноги, и мигом останавливает его. Как бы тот смел и строптив ни был, поневоле должен покориться опытной руке. Тогда, сделав из того же аркана узду, татарин стреноживает коня, привязывает его к столбу, изредка поглаживает ему гриву и крестец и, прикрикивая на коня, седлает его...

Татарин так привык к верховой езде, что чувствует себя на лошади как дома. Случается, что мертвецки пьяный татарин во всю мочь мчится верхом по степи. Конечно, бывает всякое, но, обыкновенно, лихой наездник благополучно приезжает в свой улус.

Недавно еще единственными занятиями татар были скотоводство и звероловство. Теперь этого нельзя сказать. Правда, качинские татары остались по-прежнему скотоводами и почти вовсе не занимаются земледелием, но зато они больше не занимаются охотой. У более южных татар этот промысел остался но, вместе с тем, значительно развилось земледелие. У них оно было и раньше развито, но с тех пор еще более усилилось. Те из татар, которые живут в настоящих селениях, одни или с русскими, даже очень старательно обрабатывают землю: сеют всякие сорта хлеба и излишек их продают. Многие из кочевых татар также занимаются земледелием, но плохо обрабатывают землю, сеют только некоторые сорта хлебов исключительно для собственного потребления.

Звероловство в Минусинском округе в прежнее время было сильно развито. До сих пор еще сохранились воспоминания о нем у престарелых татар, но теперь у качинцев оно совершенно вывелось, а у подтаёжных татар, хотя и сохранилось, но далеко не имеет уже прежнего значения. Здесь, как обыкновенно в Сибири, стреляют не с руки, а с сошек. Все вообще татары, живущие около речек, имеют одноствольные и двухствольные дробовики, для охоты за птицею; а те, которые специально занимаются звероловством, имеют, кроме того, от одной до трех винтовок, непременно кремневых.

В последнее время некоторые татары занялись торговлей. Они дают в долг товары своим одноплеменникам, потом сами назначив цены, собирают долги скотом, коровьим маслом, конскими и бычачьими кожами, овчинами и волосом. Все это они перепродают. Многие татары, падкие на кредит, окончательно разорились от этой торговли. Сами же торговцы сильно богатеют, несмотря на то, что много накапливается долгов на покупателях.

Некоторые из бедных инородцев, живущие около лесистых мест, где изобилует береза, изготовляют сани и колеса, но весьма лениво и крайне грубой работы. Поэтому такой товар сбывается только самим же татарам, по соседству.

В Минусинском округе сильно развито конокрадство. Да и как ему не быть при отсутствии всякого призора за лошадьми? У многих это даже организованный промысел и один из обычных источников существования. Лучшие лошади сбываются куда-нибудь подальше, а те, что похуже, седлаются. Таким образом кормятся целые улусы. Иногда воруют 10-20 лошадей за раз.

Пища татар, не исключая и богатых, весьма однообразна. Круглый год варится с крупою мясо лошадиное, коровье, баранье или рыба. Хлеб обычно покупается. В большом ходу, особенно для работников, падаль и мясо от старых, увечных кобылиц. Внутренности животных во время приготовления пищи не моются, а как есть кладутся в котел, отчего варево принимает зеленоватую окраску и крайне неприятный запах. Бедность у некоторых доходит до того, что им буквально нечего есть; тогда по нескольку раз вывариваются с горстью крупы или муки кости, которые остались от прежнего избытка.

Богатые инородцы, можно сказать, ровно ничего не делают. Ранним утром начинается приготовление арьяна или араги, смотря по времени года. На таган ставится чаша, в которую вливается немного заквашенное коровье молоко; сверху чаша покрывается деревянным колпаком. Щель между колпаком и чашей замазывается свежим коровьим пометом. Из колпака проведена деревянная, медная или железная труба в сосуд, который стоит в корыте, наполненном холодной водой. Разводится сначала слабый, а потом большой огонь - и винокуренный завод готов. Хозяин с домочадцами и гостями садится в ожидании на землю, поджав под себя ноги. Вскоре сосуд начинает по каплям наполняться. Хозяйка или другая женщина угощает по очереди присутствующих, черпая теплый напиток деревянной китайской чашкою. Так как обычно эта церемония производится на голодный желудок, то скоро наступает желаемое опьянение, несмотря на ничтожную крепость напитка. При продаже и покупке скота также обязательна попойка

Вообще, пьянство сильно развито между татарами, особенно любят они наше кабацкое вино. Чем больше оно отдает сивушным маслом, тем лучше на вкус татар. Любят также наливку и церковное вино. Богатые очень охотно пьют мадеру, ром, коньяк, шампанское. Таких богачей здесь есть несколько. Но они ровно ничем не отличаются от своих собратов, только одежда у них почище, да есть, кроме юрты, более сносные дома

Женщины у татар едва ли не больше трудятся, чем мужчины. Зимою они наблюдают за скотом, доят коров, изготовляют шубы и обувь для всей семьи, не исключая и работников. Лето они сбивают масло, вытапливают его, сливают в бычачьи и бараньи кишки и желудки, а осенью это масло продают в городе или заезжим торгашам. Правда, для этого его приходится перетапливать вторично, потому что оно очень грязно и имеет неприятный запах. Нередко женщинам же приходится возить сено и дрова. Овец и скот пасут дети или, за неимением детей, женщины и девушки.

Татарские улусы расположены всегда у рек, речек и ручьев. Они иногда имеют, особенно издали, довольно живописный вид. Особенно привлекателен улус, когда он состоит из юрт, обтянутых берестою и выделяется на зелени леса или кустарников. Ближе к верховьям Абакана местность гориста, и там улус расположен иногда посреди гор, окружен скалами. Встречаются и такие улусы, которые расположены в голой степи. В улусе бывает от 5 до 10 семейств, или до 20 юрт и редко более. Этим, а также полною безалаберностью в расположении построек, улус резко отличается от русской деревни.

Чем богаче татарин, тем дальше он живет от прочих, потому что ему надо много места для скота. Но дома таких богачей внутри грязны до невероятности, даже грязнее, чем юрты. Пыль и паутина никогда не обметаются; запах в помещении тяжелый; по стенам висят лубочные картинки или коробки от конфект.

Татарские юрты куполообразны или конические. Последние встречаются у бедных и у тех, которые еще не успели устроиться, у молодых. В юрте налево от входа мужская сторона, направо - женская; посредине же находится постель главы семейства, иногда очень богато убранная. Бросается в глаза изобилие сундуков, и можно бы, пожалуй, подумать, что в этих сундуках и ящиках хранится что-нибудь ценное. Но многие из них совершенно пусты, а в других находится только какое-нибудь тряпье. Справа у входа стоит кадь с заквашенным молоком, которым всегда угощают гостя. Вход в юрту с восточной стороны. Посредиие - очаг. Хотя нельзя сказать, чтобы в юрте всегда стоял дым, но все-таки гарь есть. В ветреную погоду дым стелется по юрте. Не мудрено поэтому, что между пожилыми татарками попадается так много потерявших зрение.

Татары в настоящее время далеко не всегда живут в юртах. Большинство строит на зиму избы: бедные - простые зимники, а достаточные - настоящие избы, пятистенные, но только с очень скудною обстановкою. Но именно вследствие этой неприглядности изб и зимников, из них тотчас же перебираются, как только потеплеет и исчезнет необходимость жить в непривычной, неприятной обстановке. Летняя юрта отличается от зимней. Зимняя обтянута войлоком, а летняя или сделана из леса, или обтянута выпаренною берестою.

Старший в татарской семье, будь то отец, дед или старший брат, пользуются всегда большим уважением, гораздо большим, чем у русских. Свекор и старший брат мужа пользуются от невестки даже особым, как бы религиозным почетом. Татарка никогда не смеет назвать их по имени, не произносит этого имени, даже если его имеет еще кто-то посторонний. При встрече со свекром или деверем, татарка должна или отвернуться, или убежать.

Супружеские отношения не особо завидны. О ласковом обращении нет и помину. Драки же происходят часто, притом, обычно так, что сначала, положим, муж бьет жену, и та не сопротивляется, потом, после некоторого промежутка, жена начинает бить мужа, который тоже не сопротивляется, и все это совершается молча. У многих татар бывает по две-три жены, которые живут в ладу, но только в разных юртах, хотя часто сходятся поговорить между собою.

Здешние татары почти все считаются христианами, но, строго говоря, они настоящие язычники, усвоившие лишь кое-какие внешности из православия. Например, они сильно уважают, как и многие другие сибирские инородцы, Николая-угодника и праздники Рождества, Крещения, Воскресения и Троицы. В эти дни многие с семействами съезжаются в церкви, не жалеют денег на покупку свеч и сами ставят их к иконам. Впрочем, при покупке, громко торгуются, нисколько не стесняясь.

Современные источники

Хака́сы коренной народ Сибири, титульный этнос Республики Хакасия.

Самоназвание

Тадар, множественное число: Тадарлар.

Помимо хакасов автоэтноним «тадар» утвердился также среди соседних тюркских народов Южной Сибири - шорцев, телеутов и северных алтайцев.

Этноним

Термин «хакас» для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея (от «хагасы», как назывались в китайских источниках IX-X вв. енисейские кыргызы) был принят в первые годы советской власти.

Численность и расселение

Всего: 75 000 человек.

В том числе, в РФ, по переписи 2010 года, 72 959 человек.

Из них:

Хакасия 63 643 человека,

Красноярский край 4 102 человека,

Тыва 877 человек,

Томская область 664 человека,

Кемеровская область 451 человек,

Новосибирская область 401 человек,

Иркутская область 298 человек.

В основном проживают в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

Численность хакасов в Хакасии:

1926 перепись

1939 перепись

1959 перепись

1970 перепись

1979 перепись

1989 перепись

2002 перепись

2010 перепись

Численность хакасов в Хакасии

44,219 (49.8 %)

45,799 (16.8 %)

48,512 (11.8 %)

54,750 (12.3 %)

57,281 (11.5 %)

62,859 (11.1 %)

65,431 (12.0 %)

63,643 (12,1 %)

Этногенез

В составе хакасов смешались тюркские (енисейские кыргызы), кетские (арины, коты и др.) и самодийские (маторы, камасинцы и др.) компоненты.

Субэтнические (диалектные) группы

Качинцы (хааш, хаас) - в русских источниках впервые упоминаются с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управлявшуюся князем Тюлькой;

Койбалы (хойбал) - кроме тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи (почти полностью ассимилировались качинцами);

Кызыльцы (хызыл) - группа хакасского народа, проживающая в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;

Сагайцы (сағай) - впервые упоминаются в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620 , когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать».

В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтiр), ранее выделялись бирюсинцы (пӱрӱс)

Антропология

Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе:

уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев)

южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).

Язык

Хакасский язык относится к уйгурской (староуйгурской) группе восточно-хуннской (восточнотюркской) ветвит юркских языков.

По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских, к которой помимо хакасов также относятся шорцы (мрасское шорское наречие), чулымцы (среднечулымское наречие), юйгу (жёлтые уйгуры) (сарыг-югурский язык).

Они восходят к древнекыргызскому или енисейско-кыргызскому языку.

Помимо этого, к хакасскому по языку близки (хотя и относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе) кумандинцы, челканцы, тубалары (и кондомское шорское наречие, инижнечулымское наречие), а также (хотя и относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе) -киргизы, алтайцы, телеуты, теленгиты.

Хакасский язык имеет 4 диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский.

Общегосударственная руноподобная письменность, восходящая через согдийское посредство к ближневосточным алфавитным системам (арамейская и т. д.), являлась культурным достижением их соседей Енисейских Кыргызов, по отношению к которым они состояли в вассальных отношениях.

Помимо данной письменности, Хакасы с 6-го века были знакомы с древне тюркской рунической письменностью и китайской грамотой.

С 8-го века с Орхоно-енисейской письменностью.

С 10-го века, известна и письменность старомонгольская, а со времен монгольской империи система письменности монгольского алфавита на основе уйгурских символов (который до сих пор используется во Внутренней Монголии).

Традиционное жилище

Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой.

Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег).

В XIX веке большая часть хакасских хозяйств стала кочевать только два раза в году - с зимника на летник и обратно.

В древности были известны «каменные городки» - крепостные сооружения, расположенные в горных местах.

Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб).

До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмелг иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком.

Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху ещё закрывали берестой.

С середины XIX века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты «агас иб», шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные.

В конце XIX века войлочных и берестяных юрт уже не было

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук).

Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне.

Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан.

Дверь юрты была ориентирована на восток.

Семья

Патриархальная многопоколенная с родоплеменным (сӧӧк, сёок) общественно-территориальным устройством.

Насчитывалось более 150 сёоков.

Традиционное хозяйство

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему хакасы называли себя «трёхстадным народом».

Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие).

Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах.

В XVIII веке основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с конца XVIII - начала XIX вв. соха - салда.

Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан.

Осенью в сентябре подтаёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук).

Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны.

Сушёные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки и т. д.

Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т. д.

В XVII-XVIII веках хакасы подтаёжных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа.

Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Религия и обрядность

Анимистический Пантеизм с элементами шаманской обрядности.

С 6-8 века через Енисейских Кыргызов познакомились с Манихейством, Христианским Несторианством и Исламом.

С 10-го века от Киданей сюда проникли Тенгрианство и Буддизм.

Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой.

Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять бубна считалась духом-хозяином бубна.

На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с чёрной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др.

Они обозначались каменной стелой, алтарём или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали берёзки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама.

Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах.

Хакасы придавали большое значение общественным молениям.

Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе.

Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами.

Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались.

Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных - изыхи.

Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись.

Каждый сеок посвящал изыху лошадь только определенной масти.

Никто, кроме владельца, не мог на ней ездить, а женщины не могли даже прикасаться.

Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту.

У хакасов существовал также культ «тёсей» - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения.

Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление.

Официально все хакасы были крещены в русское православие в XIX в. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

У хакасов бытовала своя система личных имен, количество которых превышало несколько тысяч.

Многочисленность их объясняется тем, что, во-первых, почти от любого слова можно было образовать антропоним и, во-вторых, младенца не называли по имени умерших.

Когда в семье умирали дети (особенно мальчики), то давали неблагозвучные имена, как защиту от нечистых сил.

Например: Котен - «задница», Пага - «лягушка», Кочик - «задняя часть» и т.д.

Новорожденного называли Артик - «лишний», когда уже больше не желали иметь детей.

Братьям и сестрам предпочитали давать сходные по звучанию имена.

Фольклор

Нымах (хак. «сказка» или «чазаг нымах» - «пешая сказка») - один из основных жанров устного народного творчества у хакасов.

Она содержит в себе поучение и дидактику, рассказываются в воспитательных и развлекательных целях.

Нравственная идея в нымахе утверждается не прямо, а раскрывается посредством волшебного вымысла, хитрой и умной выдумки.

В хакасском фольклоре по своей тематике можно выделить три основных вида сказки: волшебная (напр., о горном хозяине (таг ээзі), водяном (суг ээзі), домовом (иб ээзі), духе огня (от ээзі), чельбигене (мифологическом чудовище, обитающем, по представлениям предков хакасов, под землей); бытовая сказка (антибайская, антишаманская); сказки о животных.

Наиболее распространённым и почитаемым жанром фольклора является героический эпос (алыптыг нымах).

Он насчитывает до 10-15 тыс. строк, исполняется низким горловым пением (хай) под аккомпанемент музыкальных инструментов.

В центре героических сказаний находятся образы богатырей-алыпов, мифологические представления о делении вселенной на три мира с обитающими там божествами, о духах-хозяевах местностей и природных явлений (ээзи) и др.

Сказители пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей.

Вера в силу магического воздействия слова выражена у хакасов в канонизированных формах благопожеланий (алгыс) и проклятий (хааргыс). Благопожелания имел право произносить только зрелый человек, старше 40 лет, в противном случае каждое его слово примет обратный смысл.

Народные и календарные праздники

Годовой цикл был отмечен рядом праздников.

Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты - праздник убиения зернового червя.

Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.

В начале июня после перекочёвки на летник устраивали Тун Пайрам - праздник первого айрана.

В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму и появлялось первое молоко.

На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, борьба.

С 1991 стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвящённый памяти предков.

Он проводится, как правило, на старых культовых местах.

Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

Чыл пазы, праздник начала года. Связан с наступлением весны (день весеннего равноденствия) и отмечается как праздник Нового года.

Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.

Таан-той, праздник прилета первых весенних птиц – галок.

Связан с молениями небесным божествам.

Небо рассматривалось как особый мир, где обитало множество божеств, обладающих определенными качествами и функциями.

Урен хурты, основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.

Тун-пайрам, скотоводческий праздник.

Это праздник первого айрана (кисломолочный напиток).

Проводится обычно в конце мая – начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.

Связан с почитанием скотоводства – основы традиционного хакасского хозяйства.

После ритуальной части устраиваются спортивно-массовые мероприятия (конные скачки, соревнования по силе и ловкости).

Уртун-той, праздник урожая.

Устраивается осенью, после жатвы.

Посвящен духу-хозяину пашни в благодарность за полученный урожай.

Айран солындзы, праздник последнего айрана.

Проводится по окончании заготовки дров на зиму, как правило, 1 октября. Посвящен проводам «умирающей природы».

Хакасский национальный праздник «ТУН ПАЙРАМ»:

Слово «тун» в переводе с хакасского означает не просто первый, а первородный, а «айран» - это кислый напиток, приготавливаемый из перебродившего коровьего молока.

Т.е дословно Тун Пайрам (Тун Айран) – первородный праздник, был связан с почитанием скотоводства и проводился в начале лета, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.

Готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья.

Из айрана перегоняли первую араку (водку).

В определенный день жители нескольких хакасских аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски ¬ изых) и разводили большой костер.

Почтенный старец (аган) вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов.

По древней традиции, конь - хранитель благополучия скота - обмывался молоком, окуривался богородской травой (ирбен).

К хвосту и гриве привязали ленточки красного и белого цветов, и коня отпустили на волю, сняв с него уздечку.

Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками.

Их нельзя было проливать на землю.

По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось. После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки (чарыс), стрельба из лука, традиционная борьба (курес), поднятие камня (хапчан тас).

На празднике звучали различные музыкальные инструменты: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах…

Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха (импровизированной песни).

Победителем среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.

Древние хакасы четко представляли свое место в системе мироздания и почитали истинных хозяев земли – СИЛИ.

Традиционная одежда

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка.

Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застёгивающимся на одну пуговицу.

Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле.

Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам).

Под мышками вставлялись квадратные ластовицы.

Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани.

Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой.

Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов.

Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских.

Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свёкор.

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные - из плиса или шёлка.

Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались чёрным бархатом.

Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур).

С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек.

Девушки и вдовы не имели право носить его.

Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом.

Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой.

Шалевый воротник покрывали красным шёлком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами.

Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) - для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе - «козлик».

Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трёхрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом.

Над ним вышивали рисунок «пять лепестков» (пис азыр), напоминающий лотос.

Зимой носили овчинные шубы (тон).

Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки.

Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шёлка или парчи, вышитые шёлком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого.

Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров.

По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах.

Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой.

Замужние женщины носили коралловые серёжки ызырва.

Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дублёной кожи, покрытой плисом.

Посредине нашивали от трёх до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединённых между собой вышитыми узорами.

Края орнаментировали радужной каймой чеек.

Замужние женщины носили две косы (тулун).

Старые девы носили три косички (сурмес).

Женщины, имеющие внебрачного ребёнка, были обязаны носить одну косу (кичеге).

Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII века стали подстригать волосы «под горшок».

Национальная кухня

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом.

Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп (угре).

Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса (хан).

Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока.

Айран перегоняли также на молочную водку.

Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

ХАКАССКИЙ «ТОК-ЧОК»

Кедровые орешки поджаривают в казане или на сковороде, скорлупа хорошо лопается. Затем их охлаждают, освобождают ядрышки.

Очищенные ядрышки вместе с измельчёнными зёрнышками ячменя толкут в ступке (миске).

Ячмень берут 2:1.

В массу (она получается такой красивой - цвета кедровой доски) добавляют мёд.

Лакомству можно придать форму животных или предметов (шары, квадраты, звезды).

Выложить на блюдо, дать затвердеть.

Подавать с душистым чаем из горных трав.

Источник: КЫЗЛАСОВ И. Древнее имя народа./ Игорь КЫЗЛАСОВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.34-39

Хакасы - современный тюркоязычный народ, один из древних коренных народов Южной Сибири. Ближайшими к нему по языку, культуре и физическому облику являются его горные соседи: с запада - шорцы, северные алтайцы (тубалары, кумандинцы, челканцы), с востока - тофалары, с лесостепного севера - чулымцы. Нет сомнения, что у этих народов общая этнокультурная основа и близкая историческая судьба. Перед распадом СССР хакасы насчитывали 80,3 тысячи человек.

Ныне Республика Хакасия - один из субъектов Федерации, незначительной по площади (61.9 тыс. кв. км), но мощной по экономическому и интеллектуному потенциалу. Благодатная земля с огромными природными и культурными богатствами веками привлекала народы и бурно осваивалась в XX столетии. Ныне сами хакасы едва превышают здесь 10% населения.

В древности и раннем средневековье Южная Сибирь не была окраиной мира. К IV веку до н.э. на Среднем Енисее сложилось государство с могучими правителями и жрецами. Оно оставило оросительные сети и циклопические сооружения, рудные копи и наскальные рисунки, множество художественных изделий из бронзы и железа в «скифском» зверином стиле. Как называл себя тот народ, расселявшийся от Оби до Байкала, мы не знаем; в Древнем Китае его звали динлин. Язык динлинов, возможно, относился к самодийской и частично угорской языковой семье, в горах жили люди, говорившие по-кетски.

Динлины были исторической родней селькупам, ненцам и энцам, а также хантам, манси и кетам. Древнее государство погибло в 203 году до н.э. под ударами гуннов. Новые владыки откуда-то с юга переселили на Енисей народ гяньгунъ (так китайцы передавали имя кыргыз). Этим первым тюркоязычным насельникам Присаянья гунны вручили власть над покоренными землями. Началась тюркизация края.

Имя хакасов отражает главные этапы истории народа. Впервые оно отмечено в китайских летописях, составленных в IX веке по записям VI-VIII веков. Источник сообщает: так стал именовать себя народ, возникший от смешения гяньгуней с динлинами. Китайские авторы, за несколько веков до этого знавшие имена тех и других, не поняли нового слова.

Хакас - самоназвание народа, остававшееся непонятным соседям, - по-видимому, имеет не тюркское, а более древнее - самодийское - происхождение, но досталось уже людям, говорящим по-тюркски. Имя входит в один ряд с прежним наименованием тофов (карагасы), целиком переводимым с самодийского как «журавлиные (кара) люди (кас, каса)». Имя хакасов, «ка»+«кас» (каса), может быть понято с самодийского как «свои (родственные) люди».

Хакасы не монголоиды, народ сложился при давнем смешении европеоидной и монголоидной рас. Антропологи видят соединение южно-сибирского и урало-алтайского типов. Оно отражено уже в погребальных гипсовых масках, создававшихся на Енисее на рубеже нашей эры. Здесь и смоляные, и каштановые волосы, широкие и длинные носы с горбинкой. Летописи средневековья говорят о карих и голубых глазах, о смуглой и белой коже. Все, как сегодня.

Как в иных горных странах, на Саяно-Алтае население многолико, и жители разных долин долго удерживали самобытные черты культуры и языка. То, что мы теперь называем национальными границами, было подвижным и зависело от рубежей политических. Современное деление саяно-алтайцев на чулымцев, хакасов, тувинцев, шорцев и алтайцев - это членение последнего исторического этапа.

Оно сложилось в результате нового политического расклада земель начиная с XVII-XVIII веков.

Привычное деление хакасов на сагайцев, качинцев (хаас), кызыльцев и койбалов на деле не является племенным. Оно результат административного переустройства, произведенного властью в начале XIX века. Население было приписано к искусственно созданным Степным Думам (Сагайской, Качинской и пр.) и за полтора века привыкло к такому разделению. Добавим деление по уездам, а затем губерниям и увидим, что единый народ воспринимался по разрозненным частям: он был сразу и кузнецкими, и минусинскими, и ачинскими татарами. Никто из лингвистов не скажет, где кончается шорский диалект хакасского языка и начинается шорский язык (но укажет пределы Хакасии и Кемеровской области), как и не разграничит кызыльский диалект хакасов и среднечулымский диалект чулымских тюрков. Сагайский и качинский диалекты оттого и стали основой литературного хакасского языка, что имели широкую зону распространения, объединившую оба варианта речи.

Современные хакасы не единственный осколок того древнего государства: наследники его - все коренные народы от Иртыша до Байкала. Но именно хакасская интеллигенция, почуяв волю Февральской революции, немедленно вернула своему народу древнее имя хакас, обнаруженное российским востоковедением.

Хакасы как народ сложились и существуют среди зримых древностей. Трудно найти другие земли, где человека повсеместно окружают курганы и каменные стелы, изваяния, наскальные рисунки, врезанные в камень письмена, а над каждой долиной высятся горные крепости. Вечность природного и рукотворного проникает в сознание людей вместе с обликом Родины.

БУРОВ В. ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? КТО ТАКИЕ ДРЕВНИЕ ХАКАСЫ И ДРЕВНИЕ КЫРГЫЗЫ./ Виктор БУРОВ.// Хакасия: Литературно-публицистический журнал. - 2006. - март, № 1. - с. 62-63

Давно известно, что имя (слово) обладает внутренней магической силой. Каждое живое существо на земле имеет имя, им живут народы. Этноним - это имя, под которым любой народ воспринимает и осознает себя в бесконечном временном потоке событий и свершений. Сохранение имени во многом определяет историческую память народа, смысл его существования и предназначения в истории человечества.

Современные тенденции развития народов и культур характеризуются их естественным стремлением к сохранению собственной самобытности, что происходит на фоне глобальных процессов, идущих в мире. Константа самобытности осуществляется через отношение одной этнической общности к другим общностям - близким и далеким как результат историко-культурного разрыва между различными народами и культурами. Это вызывает стремление сравнить себя с другими, желание знать: кто мы, судьбу предков.

В поисках ответа на подобные вопросы современный человек обращается к трудам историков-исследователей, надеясь найти в них желаемое. Однако здесь его подстерегают различного рода опасности, которые напрямую связаны с нашей безграничной верой в печатное слово, в объективность того, что говорят и пишут. Подобные романтические установки в познании истории ведут к ее искажению, неверным трактовкам и бесконечным дискуссиям, которые иногда длятся на протяжении десятилетий, а то и столетий. В качестве наглядного примера можно указать на непрекращающуюся полемику вокруг этнонима «кыргыз» и термина «хакас». Очередным и, надеюсь, поворотным моментом научной дискуссии стал выход в свет книги двух известных ученых-исследователей В.Я. Бутанаева и Ю.С. Худякова «История енисейских кыргызов». В ней смело высказывается концепция, которая поможет, по мнению авторов, прояснить многие запутанные вопросы этнической истории современных хакасов. Книга интересна еще и тем, что в ней впервые в научно-просветительской литературе излагается историческое прошлое кыргызов, «воинственного и стойкого тюркоязычного кочевого народа, населявшего около двух тысячелетий Южную Сибирь и Центральную Азию...» (с,4) и являющегося предком современного хакасского этноса.

Первое упоминание о кыргызах, как жителях Центральной Азии, мы находим в древних китайских летописях, относящихся к III в. до н.э. Это связано с покорением кыргызов основателем могучей хунской державы Мода Китайцы называли кыргызов гяньгунями и указывали на их тесные отношения в течение нескольких столетий с динлинами, которые боролись с хуннами и их историческими преемниками сяньбийцами.

Но прежде чем продолжить историческое повествование о тюркоязычном народе «кыргыз», зададимся вопросом, что обозначает этот этноним? В научной литературе существуют две точки зрения на суть проблемы. Большинство исследующих южносибирское средневековье называют кыргызами население степных районов Минусинской котловины, ссылаясь на ряд письменных, в том числе древних, источников. В противовес им существуют совершенно противоположное мнение, согласно которому то же население именуется «древними хакасами», а кыргызы признаются лишь «аристократическим династийным родом древних хакасов». Наряду с этим предпринимаются попытки отождествить эти два термина - «кыргызы/хакасы», «кыргызы-хакасы»(с.18). Не вдаваясь в суть полемики, блестяще изложенной на страницах книги, необходимо отметить, что в пользу первой версии говорит тот факт, что в рунических памятниках долины Енисея зафиксированы не только кыргызы, а также их исторические противники - тюрки и уйгуры. Термин «хагясы», по мнению авторов» есть одна из транскрипций этнонима «кыргыз» китайских летописцев. Но этот вывод, в свое время, остался достоянием лишь академической науки, в то время как в среде «минусинской интеллигенции» начала XX века «имя хакас», по утверждению Н.К Козьмина, стало «идейным лозунгом для культурно-национального возрождения» (с. 19). Другими словами, научная истина была принесена в жертву идеологическим, конъюнктурным соображениям. Это отвечало задачам национально-государственного строительства на юге Сибири, благодаря чему термин «хакас» обрел официальное признание, стал этнонимом коренного населения Минусинской котловины. И, что особенно интересно, «хакасами» стало называться средневековое население Минусинской котловины не потому, что так его именуют источники, а потому, что в нем видят предков современных хакасов, что особенно наглядно проявилось в принципе двойного наименования «кыргызы - хакасы» (с.20). Подобная непроясненность в толковании терминов во многом объясняется фонетическими особенностями древнекитайского языка. Незнание норм китайской исторической фонетики приводит к искажению звучания терминов, применявшихся для средневекового населения Минусинской котловины. Это и привело к реконструкции китайской транскрипции «хягяс» как «хакас», а затем к утверждению» что этноним «хакас» является передачей местного самоназвания разноязычного и разноэтнического населения Среднего Енисея, а термин «кыргыз» встречается в тех же источниках параллельно и означает «аристократический династийный род древних хакасов» (с.23). Отсюда логично следует вывод о существовании на Енисее в эпоху средневековья древнехакасского государства, а не государства енисейских кыргызов. Полемика разворачивается по всем законам исторического жанра, и читателю придется выступить в роли третейского судьи, чтобы определить свою позицию в этом споре. Это интересно во всех отношениях: и в познавательном, и личностном, и общечеловеческом.

Но вернемся к тому, с чего начинали - истории енисейских кыргыэов. С VI в. н.э. кыргызы известны на землях среднего Енисея к северу от Саянских гор. Именно с этого времени памятники кыргызской культуры распространяются по всей Минусинской котловине до верховьев Чулыма (с.65). Это время образования кыргызского государства, находившегося на положении данника правителей тюркского каганата, возникшего на развалинах степной империи жужаней. Кыргызы должны были поставлять в качестве дани производимое ими «оружие крайне острое». После распада первого тюркского каганата в 581 году кыргызы освобождаются от вассальной зависимости и вынашивают планы активного вмешательства события в Центральной Азии (с.66). На протяжении трех столетий идет отчаянная борьба за обретение и упрочение независимости молодого государства на юге с жужанями, тюрками и уйгурами, а на севере с «бомо» - конфедерацией кетских и самодийских племен, живших по Енисею, довольно сильных в военном отношении. Как считает Ю.С. Худяков, один из авторов книги, несмотря на непрерывные войны, «кыргызы выжили как единый народ и сохранили свою государственность, культуру, ведущее положение среди ближайшего этнического окружения» (с.73).

Звездным часом кыргызской истории стал период IX-X вв., известный как эпоха «кыргызского великодержавия». Это время «поразительных успехов кыргызского оружия в длительной войне с уйгурами, эпоха, когда кыргызы смогли подчинить обширные просторы Центральной Азии» (с.75). Однако затем кыргызы повторяют судьбу своих исторических предшественников - за взлетом могущества последовал период упадка, и к концу XII века от былой силы не осталось и следа. В ходе монгольских завоеваний государство кыргызов перестает существовать, а отдельные владения не могут оказать достойного сопротивления монголам. В 1207 году правители отдельных кыргызских земель выразили покорность Джучи-хану, старшему сыну Чингис-хана, посланному на покорение «лесных народов» Сибири. В знак покорности они поднесли Джучи белых кречетов, белых меринов и соболей. В дальнейшем монголы стали использовать военную силу кыргызов в качестве карательных войск, но в 1218 году кыргызы восстали, и против них двинулся Джучи. В результате этого похода Минусинские степи обезлюдели. Часть населения разбежалась в недоступные таежные места. Монголы практиковали по отношению к бунтующим кыргызам практику их переселения в различные области империи. На всем протяжении XIII века эти меры преследовали одну цель - ужесточение контроля над подданными. Переселения нанесли большой урон кыргызскому этносу на Енисее и резко сократили его численность. С падением юаньской (монгольской) династии в Китае в конце XIV века ее власть на территории Саяно-Алтайского нагорья прекратила свое существование.

После этого, как свидетельствуют письменные источники XVII - начала XVIII века, а также фольклорное наследие народов Южной Сибири, в течение XV-XVI вв. произошло, вероятно, объединение всех племен, проживающих в долине Енисея под эгидой кыргызов в единый этнополитический союз «Хонгор» или «Хонгорай». Как считает В.Я. Бутанаев, «в хакасском языке в результате стяжения гласных это историческое название стало звучать как «Хоорай». Оно широко употреблялось в героическом эпосе, исторических преданиях и поэтической речи.

Роль кыргызов в союзе «Хонгорай» была настолько велика, что в русских документах XVII в. Хакасско-Минусинский край получил название «Кыргызской земли...». Хакасы, являющиеся наследниками кыргызской культуры, в своих исторических преданиях народ «хоорай» отождествляли с кыргызами (с.153).

Территория «Хонгорая» делилась на четыре улуса-княжества: Алтырский, Исарский, Алтырский, Тубинский. Столица этого этнополитического объединения располагалась в начале XVII века в междуречье Черного и Белого Июсов, где находился «кыргызский белый каменный городок». Появление русских служилых людей на Енисее во второй половине XVII века, постройка первых острогов и поселений резко осложнило политическую ситуацию в «Кыргызской земле». Многоходовые политические и военные комбинации завершились в конце концов присоединением Хонгорая к России, подкрепленным Буринским трактатом 1727 года. Монголия отказалась от своих притязаний на земли Хонгорая. Однако джунгары еще продолжали собирать албан (ясак) с аймаков бывшего Алтырского улуса вплоть до падения Джунгарского ханства.

После присоединения Хонгорая к России и увода большого числа кыргызов в Джунгарию их разрозненные группы вместе с киштымами (данниками) объединились в различные волости и землицы, созданные сибирской администрацией (с. 183). Кыргызы же, взявшие политический курс на Джунгарию, потеряли свою историческую родину и оказались затерянными на просторах Центральной Азии, войдя в состав многих тюркских и монгольских народов.

В заключение хотелось бы отметить значимость книги для сохранения древнего наследия, несущего миру «истинно человеческое», как важнейшего фактора формирования духовного строя человеческой личности, развития социальной памяти, нового прочтения истории.

Хака́сы (самоназвание тадар) - народ в Российской Федерации, основное население Хакасии (63, 6 тысячи). Всего в Российской Федерации 72, 9 тысяч хакасов (2010). В дореволюционной литературе были известны под общим названием минусинских, абаканских, ачинских татар или тюрков, которые делились на пять родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы вошли в состав Русского государства в 17 - начале 18 века. Антропологически хакасы относятся к переходной форме от уральского типа к южносибирскому: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральцев расы, у южных (качинцы) - южносибирского типа.

Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность (в 1928 на латинице, с 1939 - на кириллице). Хакасский язык считают родным 75% хакасов. В 1876 году было объявлено о переходе хакасов в лоно Русской Православной церкви, но большая часть верующих придерживается традиционных шаманистских верований.

Этнический состав формировался в 17-18 веке на основе смешения енисейских киргизов с тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Хотя основная часть киргизов была в 1703 году выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине 18 века киргизы стали основой для формирования народности. По переписи 1897 года насчитывалось 12 тысяч качинцев, 13, 9 тысяч сагайцев, 8 тысяч кызыльцев (основу которых составили группы сибирских татар и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в 16 - начале 17 в.), 4, 8 тысяч бельтиров (потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда их название «устьинцы»). Процесс консолидации, начавшийся в 18 веке, завершился в 20 веке, когда хакасы получили национальную автономию и общее наименование.

Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве занимала охота (главным образом у кызыльцев) в саянской тайге (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу 19 века. Осенью таежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.

Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища - нерешетчатая юрта. Традиционная одежда качинцев получила распространение среди всех хакасов. С начала 20 века стали широко использоваться покупные ткани. Вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население полностью перенимало русскую крестьянскую одежду.

Основной пищей служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Как праздничное блюдо популярна кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. У хакасов существовал культ «тeсей» - семейных и родовых покровителей. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.

В первом тысячелетии н.э. в Южной Сибири господствовали киргизы. В IX веке они создали на среднем Енисее свое государство - Киргизский каганат. Китайцы называли их «хягасы» - термин, которые позднее, в русском варианте, принял форму «хакасы».
В начале XIII века Киргизский каганат пал под ударами татаро-монголов. Но полтора столетия спустя, когда Монгольская империя, в свою очередь, развалилась, племена Минусинской котловины создали новое политическое образование - Хонгорай, возглавляемое киргизской знатью. Хонгорайская племенная общность и послужила колыбелью хакасского народа.

Киргизы выделялись своей воинственностью и лютым нравом. У многих народов Южной Сибири матери пугали детей: «Вот придет киргиз, поймает тебя и съест».

Поэтому русские, появившиеся здесь в XVII веке, встретили яростное сопротивление. В результате кровопролитных войн территория Хонгорая практически обезлюдела и в 1727 году по Буринскому договору с Китаем отошла к России. В дореволюционных русских документах она известна как «Кыргызская земля» в составе Енисейской губернии.

Революция 1917 года стала причиной нового акта трагедии хакасов. Порядки, которые несла Советская власть, вызвали резкое неприятие народа, у которого бедняком считался человек, имеющий 20 лошадей. Партизанские отряды хакасов продолжали борьбу в горных районах, по официальным данным, до 1923 года. Кстати, именно в борьбе с ними прошла юность известного советского писателя Аркадия Гайдара. А коллективизация вызвала новую вспышку вооруженного сопротивления, которое было жестоко подавлено.

И тем не менее, с точки зрения этно-политической истории нахождение в составе России в целом сыграло для хакасов положительную роль. В ХIХ-ХХ веках завершился процесс формирования хакасского народа. С 1920-х годов этноним «хакасы» утверждается в официальных документах.

До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и управы. В 1923 году был образован Хакасский национальный уезд, преобразованный впоследствии в автономную область Красноярского края, а с 1991 года - в республику, самостоятельный субъект Российской Федерации.

Неуклонно росла и численность хакасского народа. Ныне Россию населяет около 80 тысяч хакасов (увеличение численности больше чем в 1,5 раза за ХХ век).

На протяжении веков христианство и ислам вели наступление на традиционную религию хакасов - шаманизм. Официально, на бумаге, они достигли больших успехов, однако в реальной жизни шаманы по-прежнему пользуются среди хакасов гораздо большим почтением, нежели священники и муллы.


Белая Волчица - главный шаман хакасов . Хакасский шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год ).

Вплоть до начала XX столетия хакасы совершали коллективные моления небу, у которого обычно просили хорошего урожая и сочной травы для скота. Обряд совершался на горной вершине. В жертву небу приносили до 15 ягнят. Все они были белыми, но обязательно с черной головой.

Когда в семье кто-то долго болел, следовало обращаться за помощью к березе. Моление березе представляло собой отголосок той далекой поры, когда люди считали своими предками деревья. Родственники больного выбирали в тайге молодую березку, привязывали к ее ветвям цветные ленточки, и с этого момента она считалась святыней, духом-охранителем этой семьи.

На протяжении многих столетий главным занятием хакасов было скотоводство. Согласно старинным преданиям, «хозяином скота» был могущественный дух — Изых-хан. Для того чтобы умилостивить его, Изых-хану подносили в дар лошадь. После особого моления с участием шамана выбранной лошади вплетали в гриву цветную ленту и отпускали на волю. Именовали ее теперь исключительно «изых». Ездить на нем имел право только глава семьи. Ежегодно весной и осенью он мыл молоком гриву и хвост изыху, менял ленты. Каждый хакасский род выбирал в качестве изыхов лошадей определенной масти.

Весной и осенью над Хакасией иногда пролетают фламинго, и мужчина, поймавший эту птицу, мог сватать любую девушку.

На птицу надевали красную щелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Калым в этом случае не полагался.


Невеста и сваха

С 1991 года в Хакасии стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, посвященный памяти предков. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле, обратившись к восходу солнца.

Хакасы (самоназвание тадар, хоорай), устаревшее название минусинские, абаканские (енисейские), ачинские татары (тюрки) - тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Антропологически хакасы подразделяются на два типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе: уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев) и южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы). Оба антропологических типа содержат в себе значительные европеоидные признаки и занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами.

Хакасский язык относится к уйгурской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков. К хакасскому по языку близки кумандинцы , челканцы, тубалары (относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе), а также киргизы, алтайцы, телеуты , теленгиты (относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе). Хакасский язык включает четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе кириллицы.

История

Согласно древне-китайским лепописям полулегендарная империя Ся, вступила в борьбу с другими племенами, населявшими территорию Китая в III тысячелетии до н.э. Эти племена назывались жуны и ди (возможно, их следовало бы считать одним народом жун-ди, так как они всегда упоминаются вместе). Имеются упоминания, что в 2600 г. до н.э. "Желтый император" предпринял против них поход. В китайском фольклоре сохранились отголоски борьбы "черноголовых" предков китайцев с "рыжеволосыми дьяволами". Китайцы выиграли "тысячелетнюю" войну. Часть побежденных ди (динлинов) была вытеснена на запад в Джунгарию, Восточный Казахстан, Алтай, Минусинскую котловину, где, смешавшись с местным населением стали основателями и носителями Афанасьевской культуры, имевшей, надо сказать, много общего культурой северного Китая.

Динлины населяли Саяно Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза". Антропологически динлины составляют особую расу. Они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. Южносибирский тип динлинов, следует считать протоевропеоидным, близким к кроманьонскому. Однако прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.

Прямыми наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н.э. Тагарцы впервые упоминаются в "Исторических записках" Сыма Цяня в связи с подчинением их хуннами в 201 году до н. э. При этом Сыма Цянь описывает тагарцев как европеоидов: "они вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами, черные волосы считаются нехорошим признаком".

Следует упомянуть также, что в задокументированной истории хунну имеются пробелы примерно с 1760 года по 820, затем по 304 год до н.э. Известно лишь, что в это время предки хунну, разбитые жунами и китайцами, отступали на север Гоби, где ареал их распространения захватывал и Минусинскую котловину. Таким образом, "посещение" хуннами Саяно-Алтая при Модэ было далеко не первым.

В V-VIII веках кыргызы были подчинены жужаням, Тюркскому каганату, Уйгурскому каганату. При уйгурах кыргызов было довольно много: больше 100 тысяч семейств и 80 тысяч воинов. В 840 году они разгромили Уйгурский каганат и образовали Кыргызский каганат, более 80 лет бывший гегемоном в Центральной Азии. Впоследствии каганат распался на несколько княжеств, сохранявших относительную независимость вплоть до 1207 года, когда были включены Джучи в состав Монгольской империи, где находились с XIII по XV век. Примечательно, что китайские историографы в более древние времена обозначали кыргызов этнонимами "гэгунь", "гяньгунь", "гегу", а в IХ-X веках (время существования Кыргызского каганата) стали передавать название этноса в форме "хягяс", что, в общем-то соответствует орхоно-енисейскому "кыргыз". Русские ученые, исследуя этот вопрос, называли этноним "хягяс" в удобной для русского языка форме произношения "хакасс".

В эпоху позднего средневековья племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали этнополитическое объединение Хонгорай (Хоорай), включавшее четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский. С 1667 государство Хоорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства, куда в 1703 году была переселена большая часть его населения.

С XVI века началось русское освоение Сибири и в 1675 году на Сосновом острове (на месте сегодняшнего города Абакана) был построен первый в Хакасии русский острог. Однако окончательно закрепиться здесь России удалось лишь в 1707 году. Присоединение осуществлялось под сильным давлением Петра 1. С июля 1706 по февраль 1707 года он издал три именных указа с требованием основать острог на Абакане и закончить тем самым столетнюю войну по присоединению Хакасии. После присоединения территория Хакасии была административно разделена между четырьмя уездами - Томским, Кузнецким, Ачинским и Красноярским, а с 1822 вошла в состав Енисейской губернии.

С приходом русских хакасы были обращены в христианскую веру, однако еще долгое время верили в могущество шаманов, отдельные ритуалы поклонения духам остались до сих пор. В конце XIX века хакасы подразделялись на пятъ этнических групп: сагайцы, качинцы, кызыльцы, койбалы и бельтыры.

Быт и традиции

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему хакасы называли себя "трехстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие). Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаежных районах. В XVIII веке основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с конца XVIII - начала XIX века соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре подтаежное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепешки и т. д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т. д. В XVII-XVIII веках хакасы подтаежных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Во главе степных дум стояли беги (пиглер), называемые в официальных документах родоначальниками. Назначение их утверждалось генерал-губернатором Восточной Сибири. Бегу подчинялись чайзаны, стоявшие во главе административных родов. Роды (сеок) - патрилинейные, экзогамные, в XIX веке расселялись дисперсно, но сохранялись родовые культы. Родовая экзогамия стала нарушаться с середины XIX века. Соблюдались обычаи левирата, сорората, избегания.

Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег). В XIX веке бульшая часть хакасских хозяйсв стала кочевать только два раза в году - с зимника на летник и обратно.

В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмелг иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. С середины XIX века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты "агас иб", шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. В конце XIX века войлочных и берестяных юрт уже не было.

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шелка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застегивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле. Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам). Под мышками вставлялись квадратные ластовицы. Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зеленые, коричневые, бордовые и черные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских. Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свекор.

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные - из плиса или шелка. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались черным бархатом. Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур). С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырех проклеенных слоев ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шелком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетенными из цветных шелковых ниток.

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Шалевый воротник покрывали красным шелком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами. Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) - для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе - "козлик". Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трехрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом. Над ним вышивали рисунок "пять лепестков" (пис азыр), напоминающий лотос.

Зимой носили овчинные шубы (тон). Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шелковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шелка или парчи, вышитые шелком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закругленными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые сережки ызырва. Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дубленой кожи, покрытой плисом. Посредине нашивали от трех до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединенных между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой чеек. Замужние женщины носили две косы (тулун). Старые девы носили три косички (сурмес). Женщины, имеющие внебрачного ребенка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII века стали подстригать волосы "под горшок".

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, летом - молочные блюда. Распространены супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были крупяной суп (чарба угре) и ячменный (кoче угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сoл). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы).

Религия

Среди хакасов издревле был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с черной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др. Они обозначались каменной стелой, алтарем или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали березки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах. Поклонялись также домашнему очагу, семейным фетишам (тесям).

После вхождения в состав России хакасы были обращены в православие, зачастую насильно. Однако, не смотря на это, до сих пор среди хакасов сильны древние традиции. Так с 1991 стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвященный памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.