Краткое сообщение о дне космонавтики. История дня космонавтики

История праздника Всемирный день авиации и космонавтики памятная дата, отмечаемая 12 апреля, установленная в ознаменование первого полёта человека в космос. В СССР установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Отмечается под названием День космонавтики. С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.






Памятник первому спутнику В марте 1958, через несколько месяцев после запуска первого искусственного спутника Земли, был объявлен конкурс на лучший проект обелиска в честь открытия космической эры человечества. Из более 350 предложений, был выбран проект скульптора А. П. Файдыша-Крандиевского, архитекторов А. Н. Колчина и М. О. Барща. Торжественное открытие монумента состоялось 4 октября 1964 года, в седьмую годовщину запуска первого спутника.


Собака Лайка Лайка - первое живое существо, выведенное на орбиту Земли. Она была запущена в космос 3 ноября 1957 в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле Спутник-2, где она была размещена в космической конуре размером со стиральную машину.


Собака Лайка На тот момент Лайке было около двух лет от роду и весу около 6 килограммов. Как и многие другие животные в космосе, собака погибла во время полёта через 5-7 часов после старта она умерла от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели. Хотя Лайке не удалось выжить, эксперимент подтвердил, что живой пассажир может пережить запуск на орбиту и невесомость; таким образом, Лайка проложила дорогу в космос людям.



Памятник Лайке 11 апреля 2008 года в Москве на Петровско-Разумовской аллее на территории Института военной медицины, где готовился космический эксперимент, был установлен памятник Лайке. Двухметровый памятник представляет собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка.



Белка и Стрелка Белка и Стрелка собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник- 5», прототипе космического корабля «Восток», и находившиеся там с 19 по 20 августа 1960 года. Белка и Стрелка первые живые существа, благополучно вернувшиеся на Землю после орбитального полёта. Через несколько месяцев у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущёв. Он отправил его в подарок Каролин Кеннеди, дочери президента США Джона Кеннеди. В настоящее время чучела животных находятся в Музее космонавтики Москвы.


В 2004 году ООО «Объект медиа» выпустило мультипликационную ленту «Звёздная сказка», где собаки Белка и Стрелка входят в число главных персонажей истории. В 2004 году ООО «Объект медиа» выпустило мультипликационную ленту «Звёздная сказка», где собаки Белка и Стрелка входят в число главных персонажей истории. Анимационная Студия Toonbox («Настоящие приключения Белки и Стрелки») (2008 год). Анимационная Студия Toonbox («Настоящие приключения Белки и Стрелки») (2008 год). Киностудия «Центр национального фильма» (ЦНФ) («Белка и Стрелка. Звёздные собаки») (2008 год). Киностудия «Центр национального фильма» (ЦНФ) («Белка и Стрелка. Звёздные собаки») (2008 год).










Человек в космосе 12 апреля 1961 года советский космонавт майор Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и, впервые в мире, совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.












Алексей Архипович Леонов Порядковый номер 15 - (11) Количество полетов - 2 Продолжительность полетов - 7 суток 00 часов 33 минуты 08 секунд. Выходов в открытый космос первый человек, вышедший в открытый космос. Продолжительность выхода - 23 минуты 41 секунда. Статус - летчик-космонавт СССР, 1-й набор ВВС.
Терешкова Валентина Николаевна 10-й космонавт в мире, 6-й космонавт в СССР. 12 марта 1962 г. - приказом Главкома ВВС 67 зачислена в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность слушатель- космонавт 2 отряда. С 1 декабря 1962 года - космонавт 1 отряда 1 отдела. 16 июня 1963 года - космонавт 3 класса. 10-й космонавт в мире, 6-й космонавт в СССР. 12 марта 1962 г. - приказом Главкома ВВС 67 зачислена в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность слушатель- космонавт 2 отряда. С 1 декабря 1962 года - космонавт 1 отряда 1 отдела. 16 июня 1963 года - космонавт 3 класса.



Светлана Евгеньевна Савицкая Порядковый номер (53) Количество полетов - 2 Продолжительность полета - 19 суток 17 часов 07 минут 00 сек. Число выходов в открытый космос - 1 Продолжительность работ в открытом космосе - 3 часа 34 минуты. Статус - космонавт- испытатель.





Люди с давних времен мечтали преодолеть земное притяжение и выйти в космическое пространство, чтобы побывать на других планетах или даже, может быть, полететь к звездам. И в один прекрасный весенний день, 12 апреля 1961 года, был сделан первый шаг к осуществлению давней мечты всего человечества. В этот день состоялся первый орбитальный полет космического корабля с человеком на борту. Первым космонавтом стал наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин. И теперь дата 12 апреля отмечается в нашей стране, как праздник «День космонавтики».

О полетах в космос давно задумывались ученые из разных стран. В самом начале 20 века русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским были разработаны теоретические основы полетов в безвоздушное космическое пространство. В 1931 году энтузиастами космических полетов была организована Группа Изучения Реактивного Движения (ГИРД), в которой проводились эксперименты с реактивными двигателями и летательными аппаратами на ракетной тяге. Одним из участников ГИРД был Сергей Павлович Королёв, впоследствии ставший основоположником практической космонавтики. Под руководством Королева была создана ракета, которая 4 октября 1957 года вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник. А через несколько лет ракета «Восток» доставила на орбиту Юрия Гагарина.

Старт космической многоступенчатой ракеты состоялся на космодроме «Байконур» 12 апреля 1961 года в 9 часов 6 минут. Когда ракета начала подъем, Гагарин сказал историческую фразу: «Поехали!». Его орбитальный полет продолжался 108 минут и завершился успешным приземлением у села Смеловка Саратовской области.

С этого дня развитие пилотируемой космонавтики пошло семимильными шагами. В мае того же года пятнадцатиминутный суборбитальный полет совершил американский астронавт Алан Шепард. А 16 июня 1963 года в космос полетела первая женщина, Валентина Терешкова. Уже в 1965 году космонавт Алексей Леонов совершил первый выход из космического корабля в открытый космос.

В 1968 году состоялся первый пилотируемый полет к Луне. Американские астронавты на космическом корабле «Аполлон-8» достигли Луны, совершили ее облет и вернулись обратно на Землю. Полет длился более шести суток. А в июле 1969 года американские астронавты Армстронг и Олдрин высадились на поверхность Луны. Впервые в истории нашей цивилизации нога человека ступила на поверхность другой планеты!

С 1971 года на орбиту Земли стали выводить орбитальные станции, предназначенные для долговременного пребывания экипажа в космосе. Первая такая станция называлась «Салют». Затем была многомодульная станция «Мир». А в наши дни на орбите Земли находится Международная Космическая Станция (МКС), собранная из модулей, изготовленных в разных странах.

12 апреля 1981 года состоялся запуск первого в мире многоразового космического корабля, который взлетал как ракета, а приземлялся как самолет. И хотя сегодня программа «Спейс Шаттл» закрыта, ученые и инженеры всего мира продолжают работать над проектами многоразовых космических кораблей.

Космические программы в наше время имеют многие страны, но первым космонавтом в истории Земли на все века останется наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин. И как признание этого исторического факта, с 2011 года день 12 апреля отмечается во всем мире еще и как «Международный день полета человека в космос».

12 апреля 1961 года на борту космического корабля «Восток-1» в космос отправился первый человек - советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин

Юрий Гагарин - первый человек в космосе

27-летний летчик-испытатель и производственный техник также стал первым человеком, который облетел вокруг планеты, этот полет его космическая капсула совершила за 89 минут. «Восток-1» обогнул Землю на максимальной высоте 187 миль от поверхности, все это время аппарат полностью направлялся автоматической системой управления.

После того как было официально объявлено об историческом подвиге, привлекательный и скромный Гагарин мгновенно стал международной знаменитостью. Он был награжден Золотой звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина. По всему Советскому Союзу воздвигались мемориалы и переименовывались улицы в честь первого человека на Земле, совершившего космический полет.

Триумф советской космонавтики — отправка первого человека в космос — был большим ударом по Соединенным Штатам, где первый космический полет был назначен на май 1961 года. Кроме того, Гагарин совершил первый орбитальный космический полет — подвиг, который был неосуществим для американской космонавтики до февраля 1962 года, когда астронавт Джон Гленн три раза облетел Землю в космическом аппарате «Меркурий-6». К тому времени Советский Союз уже сделал следующий скачок в космической гонке - это был полет космонавта Германа Титова в августе 1961 года на космическом корабле «Восток-2». Титов сделал 17 оборотов вокруг планеты и провел в космосе более 25 часов.


Валентина Терешкова - первая женщина в космосе

Для кого-то завоевание космического пространства было доказательством превосходства коммунизма над капитализмом. Однако для тех, кто работал над программой «Востока» и до этого над запуском первого искусственного спутника Земли (в 1957 году), было очевидно, что успехи эти относились, в основном, к гению одного человека: Сергея Павловича Королева. Из-за ареста по обвинению во «вредительстве» в 1938 году главный конструктор ракетно-космической техники Королев был неизвестен на Западе и вообще всем, кроме посвященных лиц в СССР, до его смерти в 1966 году.


Ученый и конструктор - Сергей Павлович Королев (фото 12apr.su)

Королев был членом научной команды, которая работала над созданием и запуском первых отечественных жидкостно-баллистических ракет (первый запуск был осуществлен в 1933 году). В 1938 году Королев стал жертвой «чисток», ученый и его коллеги были подвергнуты репрессиям. Признанный виновным в измене и саботаже, Королев был приговорен к 10 годам в лагере. Через год тюремного заключения Королеву было приказано продолжать свою работу в области ракетной техники в КБ тюремного типа. Конструктора освободили через 8 лет заключения. После освобождения Королев продолжал разработки в области военно-космических технологий.


Алексей Леонов - первый выход в открытый космос (фото с сайта infovek.ru)

К 1954 году Королев построил ракету, которая могла доставить пятитонную ядерную боеголовку, а в 1957 году он запустил первую межконтинентальную баллистическую ракету.

В том же году был одобрен план Королева - запустить в космос искусственный спутник, и 4 октября 1957 года первый искусственный спутник вышел на орбиту Земли. Это была очередная советская победа в космической гонке, после которой Королев был официально реабилитирован.


Луна-2 - первый аппарат, достигший Луны (фото с сайта stp.cosmos.ru)

Советская космонавтика при Королеве в конце 1950-х и в начале 60-х годов во многом стала первой: первое животное на орбите, первый большой научный спутник, первый человек, первая женщина, впервые три человека в космосе, первый выход в открытый космос, первый космический корабль, который отправился на Луну, первый космический аппарат, запущенный к Венере, первый аппарат, достигший поверхности Луны. Все это время Королев оставался известным только как «главный конструктор». Его мечта об отправке космонавтов на Луну не была осуществлена из-за недостаточного финансирования.


Первое живое существо на орбите Земли (фото с сайта natureworld.ru)

В 1966 году Королев умер. Только после его смерти мир получил возможность узнать настоящую историю этого невероятного человека.

Юрий Гагарин погиб при стандартном испытательном полете реактивного самолета в 1968 году.

Доклад на тему: Отечественная космонавтика: вчера, сегодня, завтра

"Стать ногой на почву астероида, поднять рукой камень с Луны, устроить движущиеся станции в эфирном пространстве, образовать живые кольца вокруг Земли, Луны, Солнца, наблюдать Марс на расстоянии нескольких десятков верст, спуститься на его спутники или даже на саму его поверхность, что, по-видимому, может быть сумасбродней! Однако только с момента применения реактивных приборов начнется новая, великая эра в астрономии - эпоха более пристального изучения неба." (К.Э. Циолковский)

«Ракета в космическое пространство»
Космонавтика - это сфера человеческой деятельности, направленная на создание ракетно-космической техники, на осуществление полетов в космическом пространстве, на изучение и освоение этого пространства и находящихся в нем небесных тел в интересах человечества.
Идея полетов в окружающем Землю пространстве жила в человеческом сознании со времен мифологической древности. Самые известные мифы - мотивы космических путешествий в «Рамаяне»» и «Бхагавате» (Индия, XV в. до н. э), древнегреческий миф о Дедале и Икаре, легенды об Александре Македонском. Много веков интерес к будущей космонавтике поддерживала художественная литература. Достаточно вспомнить такие имена, как Лукиан Самосатский (II в.), Фирдоуси (X в.), Сирано де-Бержерак (XVII в.), Ф. Вольтер (XVIII в.), Э. По и Ж. Верн (XIX в.), Г. Уэллс, А. Н. Толстой и Э. Берроуз (первая половина ХХ в.).

История
Предпосылки для возникновения космонавтики как науки стали формироваться вместе с возникновением науки нового времени, с появлением классической механики. Знаковое событие произошло в 1731 г. - вышло посмертное издание книги И. Ньютона «Система мира», в которой сформулировано было, по существу, понятие искусственного спутника Земли и найдено значение скорости, которую мы теперь называем первой космической скоростью. В 1736 г. Д. Бернулли развил теорию реактивного действия водяной струи. Но прошло еще полтора века, потребовались возникновение термодинамики и развитие теплотехники, ряд попыток применения пороховых ракет в военном деле (У. Конгрев, К. И. Константинов, А. Ф. Засядько), чтобы идея полета в космос стала оформляться как реальная научно-техническая задача.
Первым стал на этот путь К. Э. Циолковский. Константина Эдуардовича Циолковского по праву можно и нужно считать основоположником теоретической космонавтики не только из соображений формального приоритета, но и потому, что никто до него не подошел к проблеме так всесторонне - от теоретического развития принципа реактивного движения до разработки социальных и философских вопросов освоения космоса. Затем рядом с ним встала целая плеяда энтузиастов, преимущественно инженеров, те, кого мы называем теперь пионерами космонавтики. Это Ф. А. Цандер, Ю. В. Кондратюк, А. А. Штернфельд (Россия - СССР), Г. Оберт, В. Гоман, М. Валье (Германия), Р. Эсно-Пельтри (Франция), Р. Годдард (США). Нужно вспомнить и таких предтеч научной космонавтики, как Н. И. Кибальчич в России и Г. Гансвинд в Германии. Важную роль в развитии теории реактивного движения сыграли труды основоположника механики тел переменной массы И. В. Мещерского, а также ряд работ Н. Е. Жуковского.
В 20-е - начале 30-годов ХХ в. идеи космонавтики стали распространяться все шире. Это привело к появлению в ряде стран общественных организаций, ставивших своей целью дальнейшую разработку и пропаганду этих идей. Это были секция межпланетных сообщений Осоавиахима в СССР (1924 г.), Немецкое общество межпланетных сообщений, (1927 г.), Американское ракетное общество (1930 г.), Британское межпланетное общество (1933 г.). Более широко стала выходить литература по вопросам космонавтики. Так, в СССР в 1928-1932 гг. был опубликован энциклопедический труд проф. Н. А. Рынина «Межпланетные сообщения» в девяти выпусках. Стали возникать и первые организации по проведению опытно-конструкторских работ в области ракетной техники. 16 марта 1926 г. Р. Годдард (США) произвел успешный запуск ракеты с жидкостно-реактивным двигателем. В СССР разработкой пороховых ракет, начиная еще с 1921 г., занималась Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) в Ленинграде (Н. И. Тихомиров, Г. Э. Лангемак, Б. С. Петропавловский). Московской Группой по изучению реактивного движения (МосГИРД, С. П. Королев, М. К. Тихонравов, Ф. А. Цандер) 17 августа 1933 г. была запущена первая советская ракета ГИРД-09 на гибридном топливе и 25 ноября 1933 г. ракета ГИРД-Х на жидком топливе.
В 1930-х годах в условиях приближения новой мировой войны на государственном уровне стала осознаваться перспективность использования ракетной техники в военных целях. В СССР в 1933 г. был создан на базе ГДЛ и ГИРДа Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), в котором были созданы пороховые стартовые ускорители для самолетов и реактивные минометы - знаменитые «Катюши». В РНИИ были заложены основы последующего развития советской ракетной техники для авиации и космонавтики, несмотря на то, что, к сожалению, в обстановке второй половины 1930-х годов необоснованные репрессии не обошли стороной и РНИИ.
В Германии в 1937 г. в Пенемюнде было создано военное предприятие и полигон для разработки и испытаний боевых баллистических ракет. Во время Второй мировой войны немцы обстреливали Англию созданными там ракетами V-2. Ознакомление с материалами ракетного центра в Пенемюнде оказалось полезным на первом этапе послевоенных работ по развитию ракетной техники в СССР. Но несравненно больше получили США, которые вывезли оттуда в 1945 г. техническое оборудование и группу немецких специалистов во главе с главным конструктором V-2 В. фон Брауном. Талантливый инженер, Вернер фон Браун сыграл впоследствии большую роль в осуществлении целого ряда космических программ в США, включая проект полета на Луну «Аполлон».
Во второй половине 1940-х годов в СССР и США развернулись работы по созданию высотных ракет, с помощью которых был выполнен ряд геофизических и биологических экспериментов. Проводились работы по созданию ракет военного назначения. В августе 1957 г. было проведено успешное испытание советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. Создание этой ракеты позволяло поставить задачу запуска искусственного спутника Земли.

Современность
И вот наступило 4 октября 1957 г. Запущенный в СССР первый в мире ИСЗ ознаменовал вступление человечества в космическую эру его истории.
Запуск первого спутника стал итогом огромного труда больших коллективов ученых, инженеров и рабочих. Это стало возможным благодаря воле, инженерному и организаторскому таланту основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королева. Двигатели для ракеты-носителя первого ИСЗ были созданы под руководством выдающегося конструктора Валентина Петровича Глушко. В дальнейшем в развитие советской ракетно-космической техники, советской космонавтики внесли большой вклад коллективы, возглавляемые М. К. Янгелем, В. И. Челомеем, А. И. Исаевым, С. А. Косбергом (ракеты и ракетные двигатели), Н. А. Пилюгиным (системы управления ракетно-космическими комплексами), В. П. Барминым (наземное оборудование), Г. Н. Бабакиным (космические аппараты). Исключительно большую роль в осуществлении советских космических программ сыграл выдающийся ученый и организатор науки Мстислав Всеволодович Келдыш.
В 1960-1970-е годы определились основные направления в развитии космической техники и космических исследований. Это прежде всего создание и запуски автоматических ИСЗ различного научно-исследовательского и прикладного назначения.
Возникли спутниковая геодезия и гравиметрия. Появилась возможность не только существенно уточнить и детализировать данные о фигуре и гравитационном поле Земли, но и перейти к изучению их вариаций во времени, в частности экспериментально решить вопрос о дрейфе земных континентов. Возникло новое научное направление - геодинамика.
Исследования с помощью ИСЗ существенно обогатили наши знания о верхней атмосфере Земли - о ее ионосфере, термосфере и экзосфере, о земной магнитосфере и их взаимодействии с межпланетной средой и солнечным ветром.
Получила свое развитие спутниковая метеорология. Возможность оперативно получать информацию об облачном покрове, температуре подстилающей поверхности, получать вертикальные разрезы температуры и влажности в атмосфере на больших площадях позволили ощутимо повысить надежность прогнозов погоды, особенно долгосрочных, со всеми вытекающими последствиями для сельского хозяйства, транспорта и других сфер жизни людей.
Спутниковый мониторинг поверхности суши, океана и атмосферы для оценки экологической ситуации в разных регионах Земли и в интересах различных областей народного хозяйства (геология, сельское и рыбное хозяйство и т. п.) не только открыл принципиально новые возможности для совершенствования этих жизненно важных сфер человеческой деятельности, но способствовал постановке вопроса об экономической эффективности космонавтики. Так, экспертные оценки показывают, что только полноценное использование космической информации в сельском хозяйстве в масштабе всей Земли позволило бы окупить все расходы на мировую космонавтику. Хотя проблема здесь в том, чтобы сельское хозяйство всей Земли было организационно и технически способно эффективно воспринять и использовать эту информацию.
Важное экономическое и социальное значение имело создание спутниковых навигационных систем для авиации и морского судоходства. Они позволили сэкономить огромные (до 1 млрд долларов в год) средства и спасти немало человеческих жизней. В последнее время на их основе созданы новые поисковые системы, такие как ГЛОНАСС и NAVSTAR (GPS).
Исключительно большое влияние на всю жизнь человечества сыграло возникновение и развитие спутниковых систем связи, в частности их выход на геостационарные орбиты. Появление спутникового радио- и телевещания, спутниковой телефонии привело к формированию единого мирового информационного пространства. Дальнейшими шагами в этом направлении стало развитие электронной почты и мировой информационной сети Интернет. Появились принципиально новые информационные возможности в политике, экономике и науке, в развитии образования и культуры.
Важным направлением космических исследований стало проведение биологических экспериментов и экспериментов по материаловедению и разработке новых технологий производства материалов для радиоэлектроники и медицины с использованием специфических условий космического полета, прежде всего невесомости.
В последние десятилетия создаются новые прикладные спутниковые системы с большими сроками их эксплуатации, большей надежностью, большими пространственным разрешением и большими информационными возможностями. Сегодня в создании ИСЗ, постановке экспериментов на них и использовании результатов работы ИСЗ принимают участие десятки стран мира. Расширяется так называемый космический клуб - группа стран, имеющих собственные средства выведения объектов в космос. Кроме США и России это, прежде всего, Япония, Китай и объединенная Европа (Европейское космическое агентство - ЕКА). Но как ни велики возможности автоматических спутниковых систем (а эти возможности продолжают возрастать вместе с совершенствованием их элементной базы и их «интеллектуального» потенциала) подлинное освоение космоса невозможно без выхода в космическое пространство самого познающего субъекта - человека. Поэтому день 12 апреля 1961 г., имя первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина и название космического корабля (КК) «Восток» навсегда войдут в историю мировой цивилизации. Затем последовали суточный полет Г. С. Титова, групповые полеты А. Г. Николаева и П. Р. Поповича, В. Ф. Быковского и первой женщины-космонавта В. В. Терешковой. 18 марта 1965 г. советский космонавт А. А. Леонов впервые вышел из космического корабля «Восход-2» в открытый космос. Затем начались полеты на космических кораблях «Союз», которые в модифицированном виде до сих пор служат мировой космонавтике. После выполнения в мае и июле 1961 г. суборбитальных полетов 20 февраля 1962 г. состоялся полет первого американского космонавта Дж. Гленна на КК «Меркурий» Затем последовали полеты американских космонавтов на КК серий «Меркурий и «Джемини».
Большим достижением пилотируемой космонавтики стали создание и многочисленные запуски многоразовых транспортных космических кораблей (МТКК) по программе «Спейс шатлл» (США). Неоценимый вклад в ее развитие был внесен отечественной космонавтикой в ходе длительных космических полетов на орбитальных космических станциях (ОКС) «Салют» и «Мир». Были определены оптимальные сроки пребывания человека в условиях космического полета (примерно полгода), разработаны методы поддержания его здоровья и работоспособности в условиях космоса. Наибольшая продолжительность космического полета человека составляет сейчас 437 суток (советский врач-космонавт Ю. В. Поляков). Этот опыт длительных космических полетов был успешно использован в ходе создания и эксплуатации орбитальной станции нового поколения МКС. В космосе уже побывало более четырехсот человек - представители около трех десятков стран. Китай стал третьей страной в мире (после СССР - России и США), способной самостоятельно осуществлять полеты человека в космос. Хотя недальновидная политика в области космонавтики в период горбачевской перестройки привела к тому, что ракета-носитель «Энергия» и МТКК «Буран» оказались невостребованными, сейчас в России разрабатывается МТКК нового поколения «Клипер». В Европе реализуется аналогичный проект» «Гермес».
Новое большое дело обычно не обходится без риска, без неудач и жертв. К космонавтике это относится в полной мере, ибо в испытаниях на Земле невозможно воссоздать весь комплекс условий космического полета. Нередко имеют место аварии на различных стадиях такого полета, особенно при запуске и посадке КА. При этом иногда гибнут люди. Еще в 1933 г. погиб при испытаниях автомобиля с ракетным двигателем немецкий инженер М. Валье. В 1967 г. при завершении первого испытательного полета КК «Союз» погиб летчик-космонавт СССР В. М. Комаров. В этом же году при попытке первого запуска по программе «Аполлон» погибли при пожаре в кислородной атмосфере КК «Аполлон» американские космонавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. В 1971 г. из-за разгерметизации спускаемого аппарата погибли после завершения первой экспедиции на первой ОКС «Салют» космонавты Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев. Гибелью экипажей закончились два запуска МТКК «Спейс шатлл» - в 1987 г. КК «Челленджер» при его старте и в 2003 г. КК «Колумбии» при посадке. Но эти жертвы не были напрасными. Это заставляло находить новые, более безопасные технические решения, повышающие надежность пилотируемой космонавтики.
Уже первые годы развития космонавтики показали необходимость правового регулирования космической деятельности. Основополагающим документом космического права стал «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», подписанный в 1967 г. Он устанавливает, что исследование и использование космического пространства и небесных тел осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, и являются достоянием всего человечества. Провозглашен принцип экстерриториальности космического пространства, Луны и других небесных тел. Запрещено размещение в космосе ядерного оружия и других средств массового поражения, утверждается полная демилитаризация Луны и других небесных тел. Однако в полной мере проблема демилитаризации космического пространства в правовом отношении еще не решена. И предотвращение гонки вооружений в космосе является важной политической задачей, стоящей перед человечеством. Нужно отметить, что многие задачи космонавтики по самой свое сути требуют сотрудничества различных стран, прежде всего высокоразвитых. Поэтому развитие космонавтики является важным фактором, способствующим международному сотрудничеству и укреплению положительных тенденций в мировой политике (достаточно вспомнить полет КК «Союз» - «Аполлон» в 1975 г.). Хотя в то же время попытки военного использования космоса несут угрозу международному миру.

Будущее
Космонавтика вносит и в будущем сможет вносить еще больший вклад в решение различных проблем, встающих перед человечеством. Уже упоминалось о ее вкладе в решение экологической и продовольственной проблем. Остановимся на путях решения еще одной, в перспективе важнейшей, проблемы - энергетической. Сейчас разрыв в выработке энергии на душу населения в развитых и развивающихся странах составляет десятки раз. Таким образом, увеличение производства энергии по крайней мере на один-два порядка по сравнению с нынешним - это задача, которую человечеству неизбежно нужно будет решать. И для этого есть лишь два реальных пути - управляемый термоядерный синтез и создание орбитальной солнечной энергетики. Но если будет решена проблема передачи энергии с орбиты на Землю (по-видимому, в микроволновом диапазоне), то рациональной окажется идея размещения на околоземных орбитах и установок термоядерной энергетики, что целесообразно с точки зрения безопасности, позволит практически снять проблему постоянной ориентации панелей космических гелиоэлектростанций на Солнце и даст возможность использовать при создании термоядерных реакторов вакуум космического пространства.
Есть еще и такое любопытное обстоятельство. В протон-протонном цикле, лежащем в основе термоядерной энергетики, основные предварительные затраты энергии приходятся на первые реакции этого цикла (образованиие дейтерия, трития и ядер гелия-три). А полезный ее выход приходится на реакцию образования устойчивого ядра гелия-четыре (и двух протонов) из двух ядер гелия-три. Поэтому производство термоядерной энергии существенно упростилось, если бы в качестве исходного вещества можно было бы использовать не протоны, а ядра гелия-три. Такие ядра в относительно небольшом, но достаточном количестве содержатся в солнечном ветре. Они исчезают, сталкиваясь с частицами атмосферы Земли, но могут накапливаться в лунном реголите. И оценки показывают, что добыча гелия-три на Луне и доставка его на Землю, а тем более на околоземную орбиту, может оказаться делом реальным и экономически оправданным. Конечно, если это и произойдет, то не в ближайшие годы, но, возможно, в ближайшие десятилетия. И тогда лунный реголит из просто важного объекта научных исследований превратится в важнейшее стратегическое сырье со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В связи со сказанным обратим внимание на то, что в НИИ астрономии Харьковского университета наряду со многими другими картами лунной поверхности создана и карта распределения гелия-три в лунном реголите.
Наконец, есть еще одно обстоятельство фундаментального характера. В силу второго начала термодинамики вся производимая и используемая человеком энергия превращается в конечном счете в тепло. Уже сейчас тепловое загрязнение начинает ощущаться в наиболее развитых промышленных регионах мира. Общее производство энергии в мире уже стало не пренебрежимо мало (порядка десятитысячной) по сравнению с энергией, получаемой Землей от Солнца. По мере того, как это соотношение будет возрастать, будут происходить все большие изменения в процессах, происходящих во внешних оболочках Земли - ее атмосфере, гидросфере и биосфере. Сначала эти изменения в региональных масштабах не обязательно будут неблагоприятными, но, нарастая, раньше или позже приведут к глобальной экологической катастрофе. Единственный путь избежать ее - это вынос основной части производства энергии в околоземное космическое пространство. И не только производства энергии, но и ее потребления, то-есть вынос в космос и энергоемких производств. Оценка времени, через которое это станет необходимым, весьма чувствительна к точному значению относительного годового прироста производства энергии. Но это потребует существенного увеличения грузопотока на околоземные орбиты и качественно нового, более высокого уровня развития ракетно-космической техники. И решая сегодняшние задачи, стоящие перед космонавтикой, нужно думать и о более отдаленных ее задачах и перспективах. Поэтому долг каждого государства, считающего себя цивилизованным, вносить свой посильный вклад в развитие мировой космонавтики.
Космической державой является и Украина. Сделанное в Украине за годы независимости в области космонавтики и космических исследований (создание РН «Днепр» и «Зенит» и спутников «Січ», участие в программе «Морской старт», полет Л. К. Каденюка) могло бы быть предметом гордости для большинства стран мира, но не для Украины. Дело в том, что Украина получила в наследство от СССР огромный научно-технический потенциал в области космонавтики. Были созданы такие космические фирмы мирового класса, как КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод в Днепропетровске (ракеты, ракетные двигатели и КА) и НПО «Хартрон» в Харькове (системы управления КА). Их возглавляли выдающиеся ученые и инженеры М. К. Янгель, В. М. Ковтуненко, В. Ф. Уткин, И. Н. Макаров, Н. М. Коноплев, В. Г. Сергеев, Я. Е. Айзенберг. В создании советской ракетно-космической техники и выполнении самых разнообразных космических исследований принимали участие многие промышленные и конструкторские организации, академические и отраслевые институты и вузы Украины. Но, к сожалению, недальновидная (мягко говоря) политика властей предержащих независимой Украины не позволила эффективно использовать все это богатое наследство. По оценкам космический потенциал нашей страны используется ею лишь на 15-20%. В частности, не осуществляются такие интересные проекты в области астрономии, как проекты орбитального телескопа «Юнит» и полярного спутника Луны «Укрселена». Но при этом нельзя не воздать должное людям, которые сделали все то, что сделано в Украине за годы независимости в космической области в условиях того социально-экономического кризиса, который переживает наша страна. К сожалению, нынешняя (2008 г.) социально-политическая обстановка в стране не дает реальных оснований для изменения ситуации в лучшую сторону. Но… надежда умирает последней. И хочется верить, что Украина еще будет осуществлять и свои собственные космические проекты, и эффективно участвовать в развитии мировой космонавтики, прежде всего в тесном сотрудничестве с Россией, и займет свое достойное место в ряду космических держав мира.

ПЕРВЫЕ РАКЕТЫ: "ВОСТОК", "ВОСХОД","ЛУНОХОД-1"

Луноход-1
Луноход-1 был первым из двух автоматических аппаратов, изучавших Луну в рамках советской программы «Луноход». Космический корабль, доставивший Луноход-1 на поверхность Луны, назывался Луна-17. Луноход-1 стал первым управляемым колесным роботом, который работал за пределами Земли. Дата начала работы аппарата на Луне - 17 ноября 1970 года. Луноход-2 был запущен спустя три года.
Луноход стал последним аппаратом серии Е, которую разрабатывали в королевском ОКБ-1. Разработка его была начата в 1960 году. Станция Е-8 предназначалась для доставки на Луну подвижного исследовательского аппарата, управляемого с Земли. Самоходный аппарат быстро окрестили луноходом, как он в дальнейшем и назывался. Так как ракета 8К78 могла доставить на Луну максимум 100 кг, а в такую массу лунохода "вписать" было тяжело. Поэтому в конце 1960 года было решено, что станция Е-8 будет запускаться с помощью ракеты серии Н (конкретно - Н-II), разработка которой началась в ОКБ-1 в том же году.
На базе посадочной ступени КТ, созданной для аппарата Е-8, были разработаны еще две модификации:
. - тяжелый искусственный спутник Луны Е-8ЛС, запускавшийся дважды в сентябре 1971 года (Луна-19) и в мае 1974 года (Луна-22);
. - аппарат для доставки на Землю лунного грунта E-8-5, из восьми запусков которого с июня 1969 по февраль 1972 года лишь две выполнили поставленную задачу (Луна-16 и -30). В начале 70-х годов была проведена модификация этого аппарата, получившего Обозначение Е-8-5М. С октября 1974 по август 1976 года было запущено три станции E-S-5, одна из которых (Луна-24) выполнила поставленную задачу.
Станции Е-8-5 и Е-8-5М были полностью разработаны в КБ МЗЛ под руководством Георгия Николаевича Бабакина, но получили старое, "королевское" обозначение.

Восток
Восток — наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для полётов по околоземной орбите. Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год.
Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство. Сегодня этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики.
Если первый «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным, совершил только 1 оборот вокруг Земли, облетев нашу планету за 108 минут, то полёт корабля «Восток-5» с космонавтом Валерием Фёдоровичем Быковским продолжался уже около 5 суток. За это время корабль и космонавт 81 раз обогнули Землю.
Основными научными задачами, решаемыми на кораблях «Восток», были изучение воздействий условий орбитального полёта на состояние и работоспособность космонавта, отработка конструкции и систем, и проверка основных принципов построения космических кораблей.
Несмотря на завершение основной программы, модификации базовой конструкции «Востоков» продолжали использоваться и дальше, и стали основой разнообразных советских и российских спутников, предназначенных для военной разведки, картографии, изучения земных ресурсов и биологических исследований.

«Восток»
экипаж 1 чел.
масса 4 730 кг
длина 4,4 м(без антенн); 7,35 м — с последней ступенью
максимальный диаметр 2,43 м
обитаемый объём м?
длительность полёта 5 суток
ракета-носитель «Р-7»
запуски 12 (6 пилотируемых)
места запуска космодром «Байконур»
первый запуск 15 мая 1960 (12 апреля 1961 — пилотируемый)
последний запуск 16 июня 1963
успешных запусков 10
неудачных запусков 2 (0 пилотируемых)

Восход
«Восход» — серия многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. По программе «Восход» решались задачи отработки взаимодействия членов экипажа в полёте, изучалась возможность работы человека в открытом космосе, проводились научные и медико-биологические исследования и технические эксперименты. Основные достижения полученные по программе «Восход» — первый полёт более чем одного космонавта на борту, первый полёт космонавтов без скафандра, первый выход в открытый космос.
Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» и состоял из сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались космонавты и инструменты и конического приборного отсека (массой 2,27 т., длиной 2,25 м и шириной 2,43 м.) в котором находились топливные баки и двигательная установка. Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла, применяемого на «Востоках», когда при посадке космонавт покидал корабль ещё в воздухе и приземлялся на парашюте. Кроме того, в корабле «Восход-1» космонавты для экономии места располагались без скафандров. Несмотря на то, что этот полёт был намного опаснее предыдущих, желающих полететь в первом в мире экипаже было более, чем достаточно. Сергею Павловичу Королёву стоило больших трудов утвердить в экипаж конструктора спускаемых аппаратов Константина Феоктистова. По кандидатурам командиров и врачей также было немало разногласий.
На освободившееся место устанавливались два или три обычных кресла. Поскольку теперь экипаж приземлялся в спускаемом аппарате, для обеспечения мягкой посадки корабля помимо парашютной системы был установлен твердотопливный тормозной двигатель, срабатывавший непосредственно перед касанием земли.
Резервный твердотопливный тормозной двигатель для схода с орбиты был установлен в верхней части спускаемого аппарата. Корабли «Восток» имели только один жидкостный тормозной двигатель, однако запасов кислорода хватало для десятидневного полёта, что позволило бы кораблю сойти с орбиты и приземлиться, тормозя трением об атмосферу.
На корабле «Восход-2», предназначенного для выхода в открытый космос, оба космонавта были одеты в скафандры «Беркут». Дополнительно была установлена надуваемая шлюзовая камера, которая сбрасывалась после использования. В сложенном виде она представляла собой цилиндр диаметром 700 мм, высотой 770 мм и весом 250 кг. После раздвижения длина её увеличивалась до 2,5 м, внутренний диаметр до 1 метра и наружный диаметр до 1,2 м.
Космические корабли «Восход» выводились на орбиту ракетой-носителем «Восход», также разработанной на базе РН «Восток».
По программе были совершены следующие полёты:
Космос-47 — 6 октября 1964. Беспилотный испытательный полёт для отработки и тестирования корабля.
Восход-1 — 12 октября 1964. Первый космический полёт более чем с одним человеком на борту. Состав экипажа — конструктор Феоктистов, космонавт Комаров и врач Егоров.
Космос-57 — 22 февраля 1965. Беспилотный испытательный полёт, завершился неудачей.
Восход-2 — 18 марта 1965. Первый выход в открытый космос.
Космос-110 — 22 февраля 1966. Испытательный полёт для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте, на борту были две собаки — Ветерок и Уголёк, полёт продолжался 22 дня.

12 апреля 1961 года свершилось одно из тех событий, которые принято называть перевернувшими мир. В этот весенний день впервые в истории космический корабль, находящийся под управлением человека, покинул планету. Первым легендарным космонавтом стал гражданин СССР Юрий Гагарин. Премьерное путешествие в космос длилось менее двух часов. За это время никому не известный ранее летчик успел облететь вокруг орбиты Земли, заслужить звание Героя Советского Союза и навечно остаться в памяти граждан всего мира.

Как появился праздник

В преддверии годовщины знаменательного события летчик-космонавт, дублер Гагарина Герман Титов предложил увековечить полет человека в космос и учредить в стране соответствующий праздник. Это предложение было принято, и 9 апреля 1962 года Указ о праздновании Дня космонавтики был официально подписан Президиумом Верховного Совета СССР. С той поры день 12 Апреля стал одним из любимых и радостных праздников для граждан огромной страны.

В 1968 году праздник в честь покорения космоса получил международный статус. Всемирный День космонавтики был утвержден Советом Международной авиационной федерации на ноябрьской конференции.

С развалом Советского Союза возникла необходимость вновь утверждать любимые и важные праздники. В 1995 году День космонавтики был подтвержден Законом «О днях воинской славы и памятных датах России».

В апреле 2011 года Генеральная Ассамблея ООН внесла изменение в название привычного Дня космонавтики и провозгласила всемирный праздник Международным днем полета человека в космос. Поводом для таких изменений послужил полувековой юбилей величайшего для истории и науки мирового события.

Юрьева ночь

В 2001 году, в дату сорокалетия со дня первого полета в открытый космос, впервые прошла Юрьева ночь, организованная Консультативным советом космического поколения. Инициатором нового формата празднования Дня космонавтики стала группа американских активистов. Мероприятие быстро завоевало популярность и обрело мировые масштабы. Число стран-участников и городов, желающих присоединиться к новому формату праздника, ежегодно растет, но самые глобальные мероприятия проходят в США.

Юрьева ночь - это ночная версия Дня космонавтики для тех, кто хочет отпраздновать событие по полной программе. В рамках Юрьевой ночи по всему миру проходят мероприятия различного направления и масштаба: тематические выставки, научные лекции, викторины, дискуссии. Грандиозные арт-инсталляции позволяют зрителям стать участниками мирового события 1961 года и своими глазами увидеть то, что открыло окно в новую эру.

Специально для молодых людей, обожающих тусовки, владельцы ночных клубов устраивают грандиозные космические вечерники. Практически каждое увеселительное учреждение старается наполнить свою программу тематикой праздника. В эту ночь во многих кинотеатрах демонстрируют фильмы, посвященные первому полету в необъятный космос.

На специальном сайте Юрьевой ночи можно ознакомится с расписанием развлечений и почерпнуть идеи для проведения интересных мероприятий. Каждый может стать организатором праздника в своем городе - никаких ограничений для этого нет.