Тест по русскому языку «Обособленные определения и обстоятельства. Тест Обособленные обстоятельства тест по русскому языку (11 класс) на тему Проверочная работа обособленные определения обстоятельства

Цели:

1.Повторить и обобщитьтеоретические сведения по теме «Обособленные обстоятельства», создать условия для подготовки к ЕГЭ.

2.Закрепить пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленныхобстоятельств в письменной речи, совершенствовать умения грамотно выстраивать предложения с деепричастным оборотом, различать морфологические омоформы.

3. Воспитывать внимательное отношение к слову, формировать умения выражать красоту окружающего мира средствами языка. Учиться этому мы будем у известных поэтов.

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный.

Средства:

рабочая карта ученика;

компьютер и проектор с презентацией учебного материала;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы работы:фронтальная,индивидуальная

План урока.

1. Организационный момент.

2.Вводно-мотивационный этап.

3.1Проверка домашнего задания.

3.2Тест по теме «Обособленные определения и приложения».

  1. Работа по основной теме урока.

а) составление обобщающей таблицы теоретических сведений;

б) тренировочное упражнение;

в) построение предложений с деепричастными оборотами; (А 4)

г) повторение фразеологизмов; (В 8)

д) повторение омоформов; (А 19)

5.Закрепление знаний: тест по теме урока.

6.Итог урока.

7.Домашнее задание.

8.Выставление отметок.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Урок посвящён одному из сложных разделов пунктуации - обособленным обстоятельствам.Усвоение материала по этой темепоможетуспешно выполнить заданияА4, А19, А 21, В4, В8 из заданий ЕГЭ. Сегодня проводим урок хороших оценок.

Запишите в тетради дату, тему урока «Обособленные обстоятельства ».

3.1Проверка домашнего задания: (см. приложение).

3.2 - Проверьте, как вы усвоили правила обособления определений и приложений: выполнитетест по теме «Обособленные определения и приложения».

Вариант 1 и 2 (см. рабочую карту ученика в Приложении).

У кого возникли трудности при выполнении? Если были ошибки, запишите их количество.

4.Работа по основной теме урока.

Вспомните, чем могут быть выражены в предложении обособленные обстоятельства? (Обычно выражаются одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, именами существительными в косвенных падежах с предлогом).

В каких случаях выделяется запятой?

Ответ оформим схематично в виде сводной таблицы из двух столбиков: в первом - выделяются запятой, во втором - не выделяются запятой. Слайд№2

Выделяются запятой

Не выделяются запятой

1. Деепричастные обороты и одиночныедеепричастия

1.Деепричастный оборот=фразеологизму и одиночные деепричастия=наречию (стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя и др.).

2. Обстоятельства: существительное + предлог несмотря на, невзирая на.

2. Сравнительный оборот, если входит в состав сказуемого

3.Обстоятельства:существительное + предлог благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие, если они распространены и стоят перед сказуемым.

3. Сравнительный оборот, если имеет значение «в качестве».

4. Сравнительный оборот со значением причины и образа действия

4 Сравнительный оборот=фразеологизму

На вашей рабочей карте и на слайде задание №2. Прокомментируйте примеры обособления и необособленияобстоятельств впредложенияхнаслайде. (На выполнение даётся 4 минуты). Слайд №3

2. Всё идёт как по маслу.

.

8.Наш двор как сад.

5.Тренировочные упражнения.

Вспомните, что такое фразеологизм?

Впредложениях, представленныхна слайде№4,замените выделенные слова синонимичными фразеологическими оборотами. Два предложения №3,4 запишите. Объясните пунктуацию.

Образец: Бригада энергично взялась за работу. - Бригада засучив рукава взялась за работу.

1) Мы слушали с интересом рассказ о подвигах партизан.

2) Ты последнее время работаешь очень много .

3) Просители ушли, ничего не добившись .

4) Я неохотно согласился принять участие в этой поездке.

5) Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг .

Слова для справок : не смыкая глаз, скрепя сердце, не солоно хлебавши, не покладая рук, затаив дыхание.

Но как же скрипит сердце? И почему оно скрипит, когда не хочется что-то делать? Образ, лежащий в основе фразеологизма, кажется странным. Другое дело скрипя зубами .

Слово скрепя - это форма глагола скрепить , т.е. ‘сделать крепким, устойчивым’ . Следовательно, и писать его надо с буквой Е. Глагол скрепить требует при себе зависимых слов в винительном падеже: скрепить, скрепя кого? что? Значит, надо говорить не сердцем , а (что?) сердце .

Значение фразеологизма обусловлено его составом: ‘сделав сердце крепким, т.е. мужественно’.

Выражение «не солоно хлебавши» создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и труднодобываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть».

5.2 Работа по основной теме урока.

Нередко при употреблении деепричастного оборота возникают грамматические ошибки.

Как проверить себя, правильно ли составлено предложение с деепричастным оборотом? (Если деепричастие или деепричастный оборот возможно заменить глаголом-сказуемым , если действие выполняет одно лицо , значит,в предложении нет грамматической ошибки. Предложение может быть и безличным, но в его составе обязательно должен быть инфинитив.) Именно этот способ проверки построении предложения с деепричастным оборотомнужно применять при выполнении задания А4 из тестов ЕГЭ.

5.3 Тренировочные упражнения. (А 4) три слайда № 5-7

Получив прекрасное образование в Московском университете,

1) ему удалось поступить на кафедру физиологии.

2) у него появилась большая практика.

3) этого достаточно было для поступления в академию.

4) будущий писатель отправился в провинцию земским врачом.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

1) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.

2) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.

3) можно сделать для себя интересные открытия.

4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) в школе мне было скучно изучать азбуку.

2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.

3) любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.

4) учение в школе не представляло для меня никакого труда.

Работа по основной теме урока.

Особую сложность в нашем уроке представляют обстоятельства, вараженные существительными с производными предлогами. Ещё раз обратитесь к таблице и скажите: « Всегда лиобособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами»? (Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на .Обособление конструкций с предлогами и предложными сочетаниямиблагодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине является факультативным и зависит от степени смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости.)

Необходимо различатьпредлоги и омонимичные им формы самостоятельных частей речи: вследствие - в следствие, иметь в виду - ввиду, в случае - в случае, не смотря - несмотря на, благодаря, согласно.Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются с дательным падежом.(А 20, А 18)

Задание: определите морфологическую принадлежность омонимичных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

1)Слуга вышел,благодаря за чаевые. -Благодаря ежедневному общению с ним, Морозка поверил в себя.

2)Швейцар согласно кивал головой, продолжая стоять,как монумент. - Поезда приходят согласно расписанию.

3) Несмотря на боль от контузии, всё в нём ликовало, пело. - Не смотря материв глаза, Алёша протягивал дневник.

4) Лицо Кати, вследствие сильного волнения,сплошь было залито краской. - В следствие

Впоследствии онмного об этом думал.

5.6 Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.

Вариант 1и 2 (см. рабочую карту ученика в Приложении).

Ответы даны на слайде №8. Проверьте себя.

5 . Задание по развитию речи (см. Рабочую карту ученика). Распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

-Как изменился текст? Почему?

1. Итог урока.

Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что необходимо повторить?

2. Домашнее задание. Поработать с таблицей.

3. Выставление отметок.

Приложение

Домашнее задание: вставьте пропущенные буквы. Найдите обособленные члены, расставьте необходимые знаки препинания. Найдите и назовите использованные поэтом С.А.Есениным средства выразительности. Определите, какова их роль в тексте.

1.Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь моя бедная странница

Поклониться любви и кресту.

2.То не зори в струях озера свой выткали узор,

Твой платок шитьем украше..ый мелькнул за косогор.

3.О Русь малиновое поле

И синь упавшая в реку

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

4.Не жаль мне лет растраче..ых напрасно

Не жаль души сиреневую цветь.

5.Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа мояполе безбрежное

Дышит запахом меда и роз.

6.Не вернусь я в отчий дом

Вечно странствующий странник.

7.Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь загна..ая в мыле

Пришпоре..ая смелым ездоком.

8.Но и всё ж теснимый и гонимый

Я смотря с улыбкой на зарю

На земле мне близкой и любимой

Эту жизнь за всё благодарю.

Рабочая карта ученика (фамилия, имя, класс)______________________________________.

Вариант 1.

1. Тест по теме «Обособленные определения».(На выполнение 5 минут).

  1. На месте каких цифр должны стоять запятыев данном ниже предложении?

Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путешественников.

1) 1, 2

2) 2, 4

3) 1, 3

4) 1, 4

2. Укажите предложение, в котором нет обособленного приложения (знаки препинания не расставлены).

1) Рядом с зарницей стоитв одном поэтическомряду слово заря одно из прекраснейших слов русского языка.

2) Мы часто путаем два понятия закат солнца и вечернюю зарю.

3) Седой астроном показал нам звёздное небо сияние редких и головокружительно далёких огней в необъятных провалах неба.

4) Нежность к ней одинокой и задумчивой заполнила моё сердце.

3.В каком предложении нет обособленных членов? (Знаки препинания не расставлены).

1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни.

2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.

3) Люди же изумлённые стали как камни.

4) Бежали по мостовой высохшие за лето листья клёна.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1,3 3) 2, 3 4) 1, 2

1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Всё идёт как по маслу.

3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.

6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.

7.Его знали как опытного ихтиолога.

8.Наш двор как сад.

9. И деньи ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

3. Определите морфологическую принадлежность выделенных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. (А19)

1)Слуга вышелблагодаря за чаевые. -Благодаря

2)Швейцар согласно согласно расписании.?..

3) (Не)смотря на Не)смотря

4) Лицо Кати (в)следствие В) следствие по делу о дуэли внесли изменения.

На выполнение 5 минут.

Вариант 1.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Отдельные камни (1) лежащие в скверах и парках (2) и едва проступающие на газонах(3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3- выделяется причастный оборот

2) 1,2,3 - выделяются два причастных оборота

3) 4 - выделяется деепричастный оборот

4) 1,3,4- выделяются причастныйи деепричастный оборот

Напуганный дурными предзнаменованиями (1) наш проводник (2) отказавшись вести нас (3) повернулся и быстро пошёл обратно.

1) 12) 23)1,24) 1,2,3

Выросшие в поле (1) мы (2) чуткиек запахам (3) навсегда запомнили тот особый запах, что ощущали (4) находясь в этом доме.

1) 1,3,42) 1,2,3,43) 2,3, 44) 3,4

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Не надеясь ни на кого,

1) ему пришлось пройти через долгие годы лишений.

2) было нелегко добиться признания.

3) иди своим путём.

4) вы можете преодолеть все препятствия.

Два ряда старых высоких елей (1) очень тесно посаженных (2) стояли сплошными стенами (3) образуя мрачную красивую аллею.

1) 1,22) 2,33) 1,2,34) 1,3

Количество ошибок:____

5 . Задание:
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.

Вариант 2.

Рабочая карта ученика (фамилия, имя, класс)______________________________________.

1. Тест по теме «Обособленные определения».(На выполнение 5 минут).

1.На месте каких цифр должны стоять запятыев данном ниже предложении?

И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.

1) 1, 32) 2, 33) 34) 1, 2

2. Укажите предложение, в котором причастный оборот обособляется (знаки препинания не расставлены).

1)Вышел он из дома отца в состоянии духа разбитом и подавленном.

2) Всем спасшимся на шоссе в первые минуты теперь каждый шаг сулил другие случайности и опасности.

3) Меня все знают как человека либерального и любящего прогресс.

4) Неподалёку лежал плетень поваленный недавней бурей.

3. В каком предложении есть обособленное определение? (Знаки препинания не расставлены).

1) Сквозь редкие деревья виден был залитый лунным светом двор.

2) Облака оседающие снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.

3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке крытую санитарную машину.

4) Под ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца коркой льда журчит пробивающий дорогу к косогору ручей.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

1) 1, 2 2) 2,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

1) 2, 3 2) 1,4 3) 1, 2, 3,4 4) 4

Количество ошибок:_____________

2.Задание: прокомментируйте примеры обособления и необособленияобстоятельств впредложениях:

1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Всё идёт как по маслу.

3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

4.Ввиду сложившихсяобстоятельств, соревнования отложили на неделю.

5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.

6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.

7.Его знали как опытного ихтиолога.

8.Наш двор как сад.

9. И деньи ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

3. Определите морфологическую принадлежность выделенных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. (А19)

1)Слуга вышелблагодаря за чаевые. -Благодаря ежедневному общению с ним Морозка поверил в себя.

2)Швейцар согласно кивал головой продолжая стоять,как монумент. - Поезда приходят согласно расписании.?..

3) (Не)смотря на боль от контузии всё в нём ликовало, пело. - (Не)смотря материв глаза Алёша протягивал дневник.

4) Лицо Кати (в)следствие сильного волнениясплошь было залито краской. - (В) следствие по делу о дуэли внесли изменения.

4. Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.

Вариант 2.

1.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Этот странный туман (1) плотно укутав мир (2) совершенно растворил могучие деревья (3) превратив их в тени сказочных великанов.

1) 3 - выделяется причастный оборот

2) 3- выделяется деепричастный оборот

3) 1,2,3- выделяются два деепричастных оборота

4) 1,2,3 - выделяются два причастных оборота

2.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.

1) 12) 23) 1,24) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он остановился, прислушался (1) подняв голову (2) и быстро пошёл в направлении звуков (3) громче и ближе летевших (4) к нему навстречу.

1) 1,2,32) 1,2,3,43) 34)1, 3

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Придя домой,

2) я поделился новостью с родными.

3)ему не хотелось огорчать своих близких.

4) вам предстоит узнать нечто неожиданное.

5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Стёкла (1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую берёзовую ветку (3) и день и ночь стучавшую в окно.

1) 12) 23)1,24) 1,2,3.

Количество ошибок:______

5 . Задание: распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами.
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.

Организация: МБОУ «Белорецкий лицей-интернат»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк

Дидактические материалы. Р.С.Яганова, МБОУ «Белорецкий лицей-интернат», г.Белорецк Республика Башкортостан РФ

Предложения с обособленными членами

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором имеются обособленные члены предложения со значением сравнения. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сколь­ко раз на сво­ем ве­ку бы­вал Хай­рет­дин в ле­су но вся­кий раз буд­то всту­пал под его зе­леный те­нис­тый на­вес впер­вые и ди­вил­ся все­му как ма­лый ре­бенок.

2) Она су­дорож­но глот­ну­ла воз­дух и об­ве­ла взгля­дом чу­дом пре­об­ра­зив­ший­ся дом.

3) Стер­тые до крас­но­ты опух­шие от дол­гой стир­ки ру­ки дро­жали и го­рели ог­нем.

4) Ог­ля­нув­шись по сто­ронам Хай­рет­дин вы­нул тя­желый ка­мень по­катал на ла­дони.

2. В каких предложениях определение выражено причастным оборотом?

1) В это мгно­вение и приш­ла к не­му счас­тли­вая, бро­сив­шая его в ра­дос­тный оз­ноб мысль - а что, ес­ли это са­моро­док?

2) Убе­жав от Хуп­пи­нисы, ре­бятиш­ки сно­ва соб­ра­лись вмес­те.

3) На­кышев пос­мотрел на Са­бито­ва, на жал­кое его крас­ное, ис­пу­ган­ное ли­цо.

4) Он нат­кнул­ся на гус­тые кус­ты смо­роди­ны, усы­пан­ные еще не соз­ревши­ми яго­дами, на­бил ими пол­ный рот и дол­го же­вал, мор­щась и да­же весь пе­редер­ги­ва­ясь от тер­пко­го ос­тро­го со­ка.

3.

1) Маль­чик опус­тил го­лову уже по­нимая что от­ца ему не уго­ворить.

2) Гос­ти не вста­вая вы­мыли ру­ки по­дог­ре­той во­дой вы­тер­ли по­лотен­цем и рас­се­лись по­удоб­нее.

3) На­по­ив те­лят Гай­зул­ла выг­нал их на тра­вянис­тый при­горок пос­тре­ливая как зап­рав­ский пас­тух кну­том сби­вая ста­до в ку­чу.

4) Он и не по­думал со­бирать те­лят а бро­сил­ся нап­ря­мик че­рез ча­щобу спо­тыка­ясь и па­дая не чувс­твуя как хле­щут по ли­цу вет­ви как сби­ва­ют­ся в кровь бо­сые но­ги.

4.

Гай­зул­ла от по­ляны свер­нул по тро­пин­ке к ов­ра­гу(1)кинул­ся в его прох­ла­ду (2)и(3)прис­лу­шива­ясь к про­бива­юще­муся сквозь ше­лест лис­твы плес­ку во­ды(4) ско­ро выб­рел к реч­ке.

5.

1) Пе­рего­рожен­ная дос­ка­ми ре­чон­ка бро­силась к от­ва­лам, под­мы­вая их сни­зу и уно­ся с со­бой гли­ну.
2) Смол­кли пти­цы, лес на­супил­ся, ис­пу­ган­ны­ми те­нями за­мета­лись сре­ди де­ревь­ев ле­тучие мы­ши, тон­ко и нуд­но за­ныли ко­мары.

3) С да­лекой по­ляны сквозь ус­то­яв­шу­юся ве­чер­нюю ти­шину до­носи­лись не­раз­борчи­вые кри­ки.

4) Ста­рате­ли рас­сме­ялись соб­равши­еся кру­гом

6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.

Весь сжи­га­емый зло­бой, он во­шел во двор, хо­дил из од­но­го кон­ца в дру­гой и все ни­как не мог ус­по­ко­ить­ся, прий­ти в се­бя.

7.

Без не­вес­ты, од­на­ко, дол­го не уси­дел на свадь­бе и же­них - Ха­жисул­тан-бай.

8. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленное определение.

Но по­чему ка­мень та­кой тя­желый, как кос­тя­ная баб­ка, на­литая свин­цом?

9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.

Ту­ман рас­се­ивал­ся дол­го,(1)под­ни­ма­ясь от зем­ли по­луп­розрач­ны­ми клочь­ями и мед­ленно всплы­вая вверх,(2) к вер­ши­нам со­сен. Вни­зу,(3) в ло­щине он рас­те­кал­ся го­лубо­ватым мо­локом,(4) из не­го тор­ча­ли лишь вет­ки кус­тарни­ка,(5) а тра­вы вов­се не бы­ло вид­но.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.

Силь­ный по­рыв вет­ра от­бра­сывал дым кос­тра то в од­ну,(1) то в дру­гую сто­рону,(2)и,(3)не ус­пев вов­ре­мя от­сту­пить,(4)Ап­тра­хим вдруг по­чувс­тво­вал,(5) как что-то боль­но коль­ну­ло его в глаз.

Вариант 2

1.

1) Обес­по­ко­ен­ный ка­ким-то шу­мом Ниг­ма­тул­ла под­нялся, дол­го и нап­ря­жен­но вслу­шивал­ся.

2) Об­леплен­ные до­рож­ной грязью хлю­пали по гли­не ко­леса скри­пели втул­ки ло­шади сту­пали в жел­то-се­рые лу­жи под­ни­мая квер­ху ош­метья гря­зи.

3) Сдер­жи­вав­ший­ся на лю­дях он при­жал те­перь ру­ки к ли­цу и зап­ла­кал гром­ко со всхли­пами и за­выва­ни­ями при­читая и сжи­мая в ла­донях го­лову.

4) Вы­валив эр­кет в боль­шие ча­ны жен­щи­ны на­чали по­меши­вать гус­тую бе­лую мас­су.

2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прос­то труд­но по­верить что во­да пе­река­тывая и про­мывая его дол­гие го­ды вы­лепи­ла поч­ти жи­вого коз­ленка.

2) Он шел от­во­дя од­ной ру­кой ко­лючие вет­ки а в дру­гой сжи­мая до бо­ли в паль­цах шер­ша­вый узе­лок.

3) Он чуть не нас­ту­пил на ужа пе­репол­завше­го тро­пин­ку от­ско­чил в ис­пу­ге и дол­го сто­ял слу­шая как бь­ет­ся в клю­чицы сер­дце.

4) Хис­ма­тул­ла пок­раснел по­мол­чал с ми­нуту ра­ду­ясь что в тем­но­те мать не уви­дит его ли­ца.

3. Укажите все предложения, в которых имеются распространенные приложения.

1) Хис­ма­тул­ла под­сел к ним, уз­нав ста­рого зна­комо­го, уса­того ста­рате­ля, ко­торый ког­да-то за­щитил его.

2) К ре­ке по­тяну­лись не толь­ко муж­чи­ны-ста­рате­ли, но и жен­щи­ны, и да­же де­ти.

3) Зо­лото­нос­ны­ми жи­лами на бе­регах Юр­гашты, Кы­рака и Езе­ма в не­запа­мят­ные вре­мена еще ов­ла­дел пра­дед Га­ли­ах­ме­та-бая, все­силь­ный и всев­лас­тный Габ­ду­рах­ман-бай.

4) Его фи­гур­ка, ко­выля­ющая по до­роге, стран­ным об­ра­зом бы­ла по­хожа на то­нень­кий, ис­крив­ленный ствол бе­резы, ря­дом с ко­торой он толь­ко что сто­ял…

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Плыл меж ство­лов приз­рачный дым(1)как кру­жево(2)прос­ве­чива­ли вет­ки над го­ловой(3)зас­ве­тилась в лес­ных су­мер­ках бе­реза(4)слу­чай­но ока­зав­ша­яся ря­дом с чер­ны­ми елями.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) Не до­ходя де­сяти ша­гов до бая, ста­рате­ли стя­нули с го­лов шап­ки и ос­та­нови­лись .
2) На небе, наполовину очистившемся от туч, горели звезды.

3) Распрощавшись с ребятами, учительница продолжала стоять у дома, зачарованная красотой тихой морозной лунной ночи.

4) На­фиса за­дум­чи­во си­дела у ок­на, сло­жив ру­ки на ко­ленях.

6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение. Напишите определяемое слово.

Это бы­ла ста­рин­ная баш­кир­ская пес­ня, пол­ная свет­лой тос­ки и со­жале­ния о нес­бывшем­ся счастье, она всег­да сжи­мала сер­дце Хис­ма­тул­лы, и он го­тов был пла­кать, ког­да слы­шал ее.

7.

Уз­кая гли­нис­тая тро­пин­ка сбе­гала вниз, пет­ляя и из­ви­ва­ясь, но­ги сколь­зи­ли, крыш­ка пус­то­го пу­зато­го чай­ни­ка под­ска­кива­ла и зве­нела в ру­ках у За­гита, шед­ше­го за от­цом.

8. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Они счи­та­ют, что, ес­ли мы убе­рем с до­роги Ла­пен­ко­ва, хо­зя­ина Кэ­жэн­ско­го за­вода, и на­шего уп­равля­юще­го На­кыше­ва, жить ста­нет луч­ше.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.

Лишь время от времени мальчик дергал легонько вожжи,(1) посвистывал для порядка,(2) погоняя коня и не обращая внимания на девчат,(3) покачивающихся в арбе,(4) задумчиво пел.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

Ха­ким ос­та­новил­ся на са­мом краю стой­би­ща,(1)при­над­ле­жав­ше­го ро­ду Кы­зыр,(2) у не­боль­ших,(3) нас­пех сло­жен­ных из не­ров­ных суч­ко­ватых бре­вен стро­ений,(4)уже гус­то за­рос­ших ле­бедой и кра­пивой.

Вариант 3

1. Укажите все предложения, в которых распространенное определение, находящееся перед именем существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Про­низан­ный вне­зап­ной дрожью маль­чик вско­чил на но­ги и хо­тел бы­ло зак­ри­чать от ис­пу­га, но вни­зу толь­ко по-преж­не­му би­лись о бе­рег тем­ные вол­ны.

2) Соб­равши­еся в по­меще­нии од­но­сель­ча­не за­шуме­ли.

3) Хис­ма­тул­ла от­крыл гла­за и уви­дел си­дяще­го ря­дом на по­лу Са­фу­ана.

4) От­став­шие от те­леги Сул­танга­ли и За­гит еле во­лочи­ли но­ги, ког­да впе­реди за пе­рева­лом по­казал­ся лес.

2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Реч­ка бе­жала че­рез лес по­иг­ры­вая на пе­река­тах жел­тым пес­ком ве­село бол­тая о чем то но на этот раз Гай­зул­ла не стал ее дол­го слу­шать.

2) Ос­тавшись с че­тырь­мя ре­бятиш­ка­ми мал ма­ла мень­ше Сай­де­ямал поз­на­ла всю горь­кую тя­жесть нуж­ды.

3) Душ­ный гус­той от пы­ли воз­дух об­те­кал крас­ные ус­та­лые ли­ца бо­ка ло­шадей по­тем­не­ли от по­та.

4) Уди­вив­шись Фат­хия по­шари­ла ру­кой на шес­тке наш­ла лу­чину и зас­ве­тила ее.

3. В каком предложении распространенное приложение относится к местоимению?

1) И я, их отец, очень хочу, чтобы сыновья наши были храбрыми и честно служили своей Родине…

2) А Хабибулла стоял и смотрел, как вдоль берега, покачиваясь под тяжелым коромыслом, идет Малика, дочь старого Загидуллы…

3) Классная руководительница Зоя Нигматулловна, прервав объяснение, строго посмотрела на Миннигали.

4) Если бы Зоя-апай не знала, что мы собираемся, ни за что бы не пришла.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ин­же­нер док­ла­дывал не­тороп­ли­во(1)спо­кой­но(2) иног­да вы­нимая из кар­ма­на блок­нот и при­водя циф­ры(3)или(4)встав и по­дой­дя к кар­те(5)ле­жав­шей на сто­ле уп­равля­юще­го(6)во­дил по ней паль­цем

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) Он пе­релез че­рез пле­тень и, кра­дучись, про­шел че­рез двор к ок­ну.

2) Кор­шун кам­нем упал воз­ле из­го­роди и тот­час взмыл, дер­жав в клю­ве цып­ленка.

3) В ки­сете, вы­шитом би­сером и цвет­ным сук­ном, ле­жала де­сяти­руб­левка и тща­тель­но свер­ну­тый кло­чок бу­маги.

4) В ле­су ста­нови­лось свет­лее от лу­ны, под­ни­мав­шей­ся над вер­хушка­ми со­сен, по­ляны буд­то за­тянул го­лубо­ватый ту­ман.

6.

На ста­ром пне, об­леплен­ном блед­ны­ми гри­бами, не­жилась на сол­нце зе­леная яще­рица.

7. В приведенном ниже предложении найдите приложение(-я). Напишите это(-и) приложение(-я).

И Гайзулла не стал бы, потому что все они видят лучше и дальше, чем он, Загит, еще не нашедший свой путь в жизни .

8. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.

При­сажи­ва­ясь на кор­точки, ре­бята под­со­выва­ли ру­ки под плос­кие кам­ни и ко­ряги ос­то­рож­но, ста­ра­ясь не спуг­нуть ры­бу.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве

Об­ша­ривая оче­ред­ную ко­рягу,(1)маль­чик вдруг ощу­тил ка­кое-то дви­жение у паль­цев,(2)и в сле­ду­ющую ми­нуту ру­ки его уже дер­жа­ли сколь­зкую,(3)вы­рыва­ющу­юся ры­бу.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Ус­лы­шав сло­во ба­ба,(1)маль­чи­ки,(2)сто­яв­шие у из­го­роди,(3)по­пяти­лись и,(4) отой­дя по­тихонь­ку,(5)что­бы не по­терять дос­то­инс­тво,(6)при­пус­ти­ли к сво­им юр­там.

Вариант 4

1. Укажите предложение, в котором распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, имеет дополнительное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Оду­рев­ший от сна он еще нем­но­го ле­жал на зем­ле по­том вска­кивал и быс­тро шел к стой­би­щу.

2) Свер­ху в ча­нах глы­бами всплы­вала губ­ча­тая лег­кая пе­на и ре­бятиш­ки на­бежав­шие с лож­ка­ми про­бова­ли ее.

3) По­махи­вая хвос­ти­ками ни хва­тали ку­сочек по­ боль­ше и быс­тро уле­тали прочь .

4) На­конец впе­реди в прос­ве­тах меж­ду де­ревь­ями заб­лесте­ла зо­лотая на сол­нце во­да Юр­гашты.

2. Укажите предложение, в котором имеется обособленное обстоятельство, выраженное именем существительным с предлогом.

1) Сай­де­ямал не пла­кала, а толь­ко смот­ре­ла, не от­ры­ва­ясь, на сы­на.

2) Ло­шаден­ка, нес­мотря на свой за­мух­ры­шеч­ный вид, бы­ла как буд­то с но­ровом: маль­чик то хлес­тал ее кну­том, то по­нукал вож­жа­ми, но та в от­вет толь­ко би­ла зад­ни­ми ко­пыта­ми по ог­лобле и пе­ред­кам са­ней.

3) Хис­ма­тул­ла дол­го бро­дил вдоль Кэ­жэн, опус­тив го­лову и под­да­вая но­гой мел­кие ка­меш­ки.

4) Лю­дей, ок­ру­жав­ших его, и вся­ких там не­доволь­ных он не бо­ял­ся.

3. Укажите предложение, в котором имеется приложение.

1) Еле-еле от­ра­ботав свои шес­тнад­цать ча­сов, Хис­ма­тул­ла поп­лелся к се­бе в ба­рак, го­лод­ный, прок­ли­ная все на све­те.

2) Сайдеямал думала о Хисматулле, единственном близком человеке, и не могла позволить ему совершить необдуманный шаг.

3) Он вдруг вы­пус­тил пар­ня и встал пе­ред ним, улы­ба­ясь, с ви­дом и удив­ленным и од­новре­мен­но оби­жен­ным.

4) Пол­ные гу­бы улы­бались, чуть вздра­гивая и об­на­жая свер­ка­ющую по­лос­ку зу­бов.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но вот са­моро­док(1) вы­битый уда­ром но­ги(2) от­ско­чил в сто­рону(3) упал пря­мо воз­ле маль­чи­ка(4) и Хай­рет­дин схва­тил его.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) За­гит раз­ве­сил на про­воло­ке, опо­ясы­ва­ющей чу­вал, ока­менев­шие от хо­лода лап­ти и мок­рые, сколь­зкие от гли­ны пор­тянки и, ук­рывшись ту­лупом, под­сел к Га­миле и Сул­танга­ли .

2) Иног­да она ос­во­бож­да­ла од­ну ру­ку и, взяв но­вую горсть зе­рен, ссы­пала их в от­вер­стие жер­но­ва.

3) Спус­ка­ясь, маль­чик пос­коль­знул­ся и шлеп­нулся в жел­тое ме­сиво гли­ны, раз­брыз­ги­вая ско­пив­шу­юся в ям­ках та­лую во­ду.

4) Маль­чик ос­то­рож­но при­сел у чу­вала, про­тягивая но­ги к ог­ню, и стал наб­лю­дать, как иг­ра­ют ря­дом на по­лу де­ти.

6. В приведенном ниже предложении найдите определяемое слово. Напишите это слово.

Хай­рет­дин шел в глу­бину ле­са, не ис­пы­тывая стра­ха, рав­но­душ­ный к то­му, что мо­жет слу­чить­ся с ним, ду­мал о маль­чи­ке, и ду­ша его бо­лела и бо­лела, не ути­хая…

7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Че­тыре го­да на­зад он не по­жалел род­но­го от­ца, Хажигали-агай, и увел из его до­ма единс­твен­ную ко­рову, про­дал ее на ба­заре и по­том как в во­ду ка­нул.

8 . В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.

Ско­ро Хис­ма­тул­ле на­до­ело слу­шать раз­го­воры о жен­щи­нах и во­ров­ском ис­кусс­тве, и, от­вернув­шись к сте­не, он стал ду­мать о ма­тери.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве, выраженном одиночным деепричастием.

Пе­реп­ры­гивая че­рез ма­лень­кие ру­чей­ки,(1)весь мок­рый,(2)За­гит доб­рался до ша­лаша и,(3)вле­тев,(4)стал от­жи­мать ру­баху и шта­ны.

10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.

Ша­хар­ба­ну,(1)ле­жав­шая ря­дом с Хуп­пи­нисой,(2)за­воро­чалась,(3)при­под­ня­лась на лок­те и,(4) не­доволь­но пос­мотрев в сто­рону Не­вес­тки,(5) про­бур­ча­ла.

Список используемой литература:

1. Русский язык 8 класс. Тематические тесты/Л.И.Мальцева, Э.С.Сурвило. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А..: Народное образование, 2017. -224с.

2. Хамматов, Я.Х. Золото собирается крупицами. Роман. Авториз. пер. с баш. Е.Мальцева.- Уфа: Башкирское книжное издательство,1981. –408с.

3. Хамматов, Я.Х. День рождения. Роман. Авториз. пер. с баш. А.Скалона. –Москва: Воениздат, 1983. -266с.


1 вариант

1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.
1) Выполняли они свою работу спустя рукава.
2) Он постоял несколько минут молча.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.

2. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

3. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

1) Прощаясь молодые люди раскланивались.
2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.
3) Смотрел на бабушку прищурясь.
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.

4. Укажи предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.
2) Увалы холмы долины уходили вдаль.
3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.

5. Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.
1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.
2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко.
3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.
4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому.

6. В каком предложении нет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?
1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Подъезжая к городу, нашу машину остановили.
3) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
4) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.

7. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)

9. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)
10. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)

Упражнение 1.


Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.


Ш_гах в шести от него пр_слонясь сп_ной к тумбочке с_дел м_лодой парень в синей пестрядинной рубахе в таких же шт_нах в л_птях и в оборва(н, нн)ом рыжем к_ртузе. Около него лежала маленькая к_томка и коса без черенка обёрнутая в жгут из соломы а(к, кк)уратно перекруче(н, нн)ый верёвочкой. Пар_нь был (широко)плеч кор_наст с заг_релым и обветре(н, нн)ым лиц м и с большими г_лубыми глазами см_тревшими на Челкаша доверч_во и добр_душно.


Челкаш оскал_л зубы высунул язык и сделав страшную рожу устав_лся на него вытараще(н, нн)ыми глазами.
Парень сн_чала (не, ни)доумевая смигнул но (по)том вдруг ра(с,сс)хохотался крикнул скво_ь смех: «Ах, чудак!» Почти (не, ни)вст_вая с земли (не, ни)уклюже пе-рев_лился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою к_томку по пыли и постук_вая пяткой косы о камни.
(М. Горький)

Тест по теме «Обособленные обстоятельства»

2 вариант

1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.
(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Ю.Сотник)

3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Р.Фраерман)

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внешторгбанк размещает валютные резервы государства за рубежом, а в итоге (1) завоевав доверие (2) сможет выступать и как представитель по операциям с драгоценными металлами.
Стоявшие у истоков нового бизнеса специалисты возглавили различные биржи, а (3) развернув деятельность (4) и добившись успеха (5) встали во главе других организаций: акционерных обществ, банков, и т.д.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 5 4) 3, 4, 5

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вступая в спор (1) и отстаивая свою позицию (2) мы начинаем горячиться (3) и (4) сами того не замечая (5) допускаем досадную грубость.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Успех и положительные результаты обязательно будут, если работать (1) засучив рукава.
Судя по всему (2) экономические реформы идут медленно.
Сегодня (3) несмотря на новизну этого термина (4) никто уже не сомневается в необходимости изучения маркетинга.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

России нужно совершенствовать налоговый механизм, который (1) превратившись в инструмент воздействия на экономику (2) станет частью бюджетной стратегии.
Начав с создания флота (3) Петр I проводил все дальнейшие преобразования с учетом общегосударственных интересов.
Не следует забывать народную мудрость: спеши (4) не торопясь (5) и медли без лени.
1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 5 4) 1, 3, 4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Студенты учатся, знакомятся с новейшими достижениями науки и (1) закончив университет (2) хотят применить знания на практике.
Самыми работоспособными и организованными оказываются коллективы (3) создавая которые (4) психологи учитывали совместимость персонала.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3

Упражнение 2.


Спишите тексты, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.


1) В реку гл_делся лениво щурясь сп_койный лес и вместе с бабами смялся берег заро ший белым лопушником смялся игриво заразительно как бойкий (бело)бры(с _ сс)ый м_льчуган с т_рчащими во всю силу в_храми.


Его точно д_ржал кто(то) снизу а он (по)прежнему х_тел подня(тся, ться) и посм_треть вдаль но (не, ни)мог и смеясь боролся с кем(то) у_кими как руки песча(н, нн)ыми косами. И задыхающийся от смеха и борьбы берег вырывался и к_тился дальше пока (не, ни)пропадал за пов_ротом.


(За)тем пок_зался на дороге медле(н, нн)ый воз и он тоже смялся. Вспых_вающие улыбки ползали по рубахам шагавших мужиков по жёлтой соломе по чалой гриве лошади и бл_стевшим ободьям. (С.Сергеев-Ценский)


2) Стояла ранняя весна.
Пр_мчавшись откуда(то) с (не, ни)ведомых морей и гор в пр_зрачном воздухе к_лыхалась она л_кующая радос_ная. И та_л на улицах снег. Он оседал рыхлел и бежали (из)под него весёлые гов_рливы _ руч(?)и св_бодные св_ркающие, как оплотневшие на земле лучи солнца.
Стали в_здушней огромные дома улицы властно вросшие в небо и землю и в мон_стырском саду нач нали просыхать а(л, лл)еи и набухать почки на дерев(?)ях. (С.Сергеев-Ценский)

Ответы к тесту

Тест по теме «Обособленные обстоятельства»

1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.

1) Выполняли они свою работу спустя рукава. 2) Он постоял несколько минут молча. 3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь. 4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.

2. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.

1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь. 2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту. 3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч. 4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

3. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

1) Прощаясь молодые люди раскланивались. 2) Отец не оборачиваясь кивнул головой. 3) Смотрел на бабушку прищурясь. 4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.

4. Укажи предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).

1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей. 2) Увалы холмы долины уходили вдаль. 3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно. 4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.

5. Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.

1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах. 2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко. 3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы. 4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому.

6. В каком предложении нет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?

1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение. 2) Подъезжая к городу, нашу машину остановили. 3) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид. 4) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.

7. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)

9. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)

10. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)

11. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)

12. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.

(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Ю.Сотник)

13. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Р.Фраерман)

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внешторгбанк размещает валютные резервы государства за рубежом, а в итоге (1) завоевав доверие (2) сможет выступать и как представитель по операциям с драгоценными металлами. Стоявшие у истоков нового бизнеса специалисты возглавили различные биржи, а (3) развернув деятельность (4) и добившись успеха (5) встали во главе других организаций: акционерных обществ, банков, и т. д.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 5 4) 3, 4, 5

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4


17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вступая в спор (1) и отстаивая свою позицию (2) мы начинаем горячиться (3) и (4) сами того не замечая (5) допускаем досадную грубость.

1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Успех и положительные результаты обязательно будут, если работать (1) засучив рукава. Судя по всему (2) экономические реформы идут медленно. Сегодня (3) несмотря на новизну этого термина (4) никто уже не сомневается в необходимости изучения маркетинга.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

России нужно совершенствовать налоговый механизм, который (1) превратившись в инструмент воздействия на экономику (2) станет частью бюджетной стратегии. Начав с создания флота (3) Петр I проводил все дальнейшие преобразования с учетом общегосударственных интересов. Не следует забывать народную мудрость: спеши (4) не торопясь (5) и медли без лени.
1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 5 4) 1, 3, 4

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Студенты учатся, знакомятся с новейшими достижениями науки и (1) закончив университет (2) хотят применить знания на практике. Самыми работоспособными и организованными оказываются коллективы (3) создавая которые (4) психологи учитывали совместимость персонала.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3

Ответы:

1- 3)

2. - 1), 3)

3. - 3)

4. - 1)

5. - 1)

6. - 4)

7. - 1), 2)

8. - 7)

9. - 3)

10. - 2), 4)

11. - 4)

12. - 4)

13. - 2)

14. - 4)

15. - 3)

16. - 4)

17. - 2)

18. - 4)

19. - 2)