Цели:
1.Повторить и обобщитьтеоретические сведения по теме «Обособленные обстоятельства», создать условия для подготовки к ЕГЭ.
2.Закрепить пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленныхобстоятельств в письменной речи, совершенствовать умения грамотно выстраивать предложения с деепричастным оборотом, различать морфологические омоформы.
3. Воспитывать внимательное отношение к слову, формировать умения выражать красоту окружающего мира средствами языка. Учиться этому мы будем у известных поэтов.
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный.
Средства:
рабочая карта ученика;
компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Формы работы:фронтальная,индивидуальная
План урока.
1. Организационный момент.
2.Вводно-мотивационный этап.
3.1Проверка домашнего задания.
3.2Тест по теме «Обособленные определения и приложения».
- Работа по основной теме урока.
а) составление обобщающей таблицы теоретических сведений;
б) тренировочное упражнение;
в) построение предложений с деепричастными оборотами; (А 4)
г) повторение фразеологизмов; (В 8)
д) повторение омоформов; (А 19)
5.Закрепление знаний: тест по теме урока.
6.Итог урока.
7.Домашнее задание.
8.Выставление отметок.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Урок посвящён одному из сложных разделов пунктуации - обособленным обстоятельствам.Усвоение материала по этой темепоможетуспешно выполнить заданияА4, А19, А 21, В4, В8 из заданий ЕГЭ. Сегодня проводим урок хороших оценок.
Запишите в тетради дату, тему урока «Обособленные обстоятельства ».
3.1Проверка домашнего задания: (см. приложение).
3.2 - Проверьте, как вы усвоили правила обособления определений и приложений: выполнитетест по теме «Обособленные определения и приложения».
Вариант 1 и 2 (см. рабочую карту ученика в Приложении).
У кого возникли трудности при выполнении? Если были ошибки, запишите их количество.
4.Работа по основной теме урока.
Вспомните, чем могут быть выражены в предложении обособленные обстоятельства? (Обычно выражаются одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, именами существительными в косвенных падежах с предлогом).
В каких случаях выделяется запятой?
Ответ оформим схематично в виде сводной таблицы из двух столбиков: в первом - выделяются запятой, во втором - не выделяются запятой. Слайд№2
Выделяются запятой |
Не выделяются запятой |
1. Деепричастные обороты и одиночныедеепричастия |
1.Деепричастный оборот=фразеологизму и одиночные деепричастия=наречию (стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя и др.). |
2. Обстоятельства: существительное + предлог несмотря на, невзирая на. |
2. Сравнительный оборот, если входит в состав сказуемого |
3.Обстоятельства:существительное + предлог благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие, если они распространены и стоят перед сказуемым. |
3. Сравнительный оборот, если имеет значение «в качестве». |
4. Сравнительный оборот со значением причины и образа действия |
4 Сравнительный оборот=фразеологизму |
На вашей рабочей карте и на слайде задание №2. Прокомментируйте примеры обособления и необособленияобстоятельств впредложенияхнаслайде. (На выполнение даётся 4 минуты). Слайд №3
2. Всё идёт как по маслу.
.
8.Наш двор как сад.
5.Тренировочные упражнения.
Вспомните, что такое фразеологизм?
Впредложениях, представленныхна слайде№4,замените выделенные слова синонимичными фразеологическими оборотами. Два предложения №3,4 запишите. Объясните пунктуацию.
Образец: Бригада энергично взялась за работу. - Бригада засучив рукава взялась за работу.
1) Мы слушали с интересом рассказ о подвигах партизан.
2) Ты последнее время работаешь очень много .
3) Просители ушли, ничего не добившись .
4) Я неохотно согласился принять участие в этой поездке.
5) Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг .
Слова для справок : не смыкая глаз, скрепя сердце, не солоно хлебавши, не покладая рук, затаив дыхание.
Но как же скрипит сердце? И почему оно скрипит, когда не хочется что-то делать? Образ, лежащий в основе фразеологизма, кажется странным. Другое дело скрипя зубами .
Слово скрепя - это форма глагола скрепить , т.е. ‘сделать крепким, устойчивым’ . Следовательно, и писать его надо с буквой Е. Глагол скрепить требует при себе зависимых слов в винительном падеже: скрепить, скрепя кого? что? Значит, надо говорить не сердцем , а (что?) сердце .
Значение фразеологизма обусловлено его составом: ‘сделав сердце крепким, т.е. мужественно’.
Выражение «не солоно хлебавши» создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и труднодобываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть».
5.2 Работа по основной теме урока.
Нередко при употреблении деепричастного оборота возникают грамматические ошибки.
Как проверить себя, правильно ли составлено предложение с деепричастным оборотом? (Если деепричастие или деепричастный оборот возможно заменить глаголом-сказуемым , если действие выполняет одно лицо , значит,в предложении нет грамматической ошибки. Предложение может быть и безличным, но в его составе обязательно должен быть инфинитив.) Именно этот способ проверки построении предложения с деепричастным оборотомнужно применять при выполнении задания А4 из тестов ЕГЭ.
5.3 Тренировочные упражнения. (А 4) три слайда № 5-7
Получив прекрасное образование в Московском университете,
1) ему удалось поступить на кафедру физиологии.
2) у него появилась большая практика.
3) этого достаточно было для поступления в академию.
4) будущий писатель отправился в провинцию земским врачом.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Наблюдая экзотическую природу,
1) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.
2) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.
3) можно сделать для себя интересные открытия.
4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1) в школе мне было скучно изучать азбуку.
2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.
3) любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.
4) учение в школе не представляло для меня никакого труда.
Работа по основной теме урока.
Особую сложность в нашем уроке представляют обстоятельства, вараженные существительными с производными предлогами. Ещё раз обратитесь к таблице и скажите: « Всегда лиобособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами»? (Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на .Обособление конструкций с предлогами и предложными сочетаниямиблагодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине является факультативным и зависит от степени смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости.)
Необходимо различатьпредлоги и омонимичные им формы самостоятельных частей речи: вследствие - в следствие, иметь в виду - ввиду, в случае - в случае, не смотря - несмотря на, благодаря, согласно.Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются с дательным падежом.(А 20, А 18)
Задание: определите морфологическую принадлежность омонимичных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.
1)Слуга вышел,благодаря за чаевые. -Благодаря ежедневному общению с ним, Морозка поверил в себя.
2)Швейцар согласно кивал головой, продолжая стоять,как монумент. - Поезда приходят согласно расписанию.
3) Несмотря на боль от контузии, всё в нём ликовало, пело. - Не смотря материв глаза, Алёша протягивал дневник.
4) Лицо Кати, вследствие сильного волнения,сплошь было залито краской. - В следствие
Впоследствии онмного об этом думал.
5.6 Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.
Вариант 1и 2 (см. рабочую карту ученика в Приложении).
Ответы даны на слайде №8. Проверьте себя.
5
. Задание по развитию речи (см. Рабочую карту ученика).
Распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.
-Как изменился текст? Почему?
1. Итог урока.
Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали на сегодняшнем уроке?
Что необходимо повторить?
2. Домашнее задание. Поработать с таблицей.
3. Выставление отметок.
Приложение
Домашнее задание: вставьте пропущенные буквы. Найдите обособленные члены, расставьте необходимые знаки препинания. Найдите и назовите использованные поэтом С.А.Есениным средства выразительности. Определите, какова их роль в тексте.
1.Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь моя бедная странница
Поклониться любви и кресту.
2.То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок шитьем украше..ый мелькнул за косогор.
3.О Русь малиновое поле
И синь упавшая в реку
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
4.Не жаль мне лет растраче..ых напрасно
Не жаль души сиреневую цветь.
5.Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа мояполе безбрежное
Дышит запахом меда и роз.
6.Не вернусь я в отчий дом
Вечно странствующий странник.
7.Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь загна..ая в мыле
Пришпоре..ая смелым ездоком.
8.Но и всё ж теснимый и гонимый
Я смотря с улыбкой на зарю
На земле мне близкой и любимой
Эту жизнь за всё благодарю.
Рабочая карта ученика (фамилия, имя, класс)______________________________________.
Вариант 1.
1. Тест по теме «Обособленные определения».(На выполнение 5 минут).
- На месте каких цифр должны стоять запятыев данном ниже предложении?
Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путешественников.
1) 1, 2
2) 2, 4
3) 1, 3
4) 1, 4
2. Укажите предложение, в котором нет обособленного приложения (знаки препинания не расставлены).
1) Рядом с зарницей стоитв одном поэтическомряду слово заря одно из прекраснейших слов русского языка.
2) Мы часто путаем два понятия закат солнца и вечернюю зарю.
3) Седой астроном показал нам звёздное небо сияние редких и головокружительно далёких огней в необъятных провалах неба.
4) Нежность к ней одинокой и задумчивой заполнила моё сердце.
3.В каком предложении нет обособленных членов? (Знаки препинания не расставлены).
1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни.
2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.
3) Люди же изумлённые стали как камни.
4) Бежали по мостовой высохшие за лето листья клёна.
4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3
Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1,3 3) 2, 3 4) 1, 2
1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.
2. Всё идёт как по маслу.
3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.
5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.
6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.
7.Его знали как опытного ихтиолога.
8.Наш двор как сад.
9. И деньи ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
3. Определите морфологическую принадлежность выделенных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. (А19)
1)Слуга вышелблагодаря за чаевые. -Благодаря
2)Швейцар согласно согласно расписании.?..
3) (Не)смотря на Не)смотря
4) Лицо Кати (в)следствие В) следствие по делу о дуэли внесли изменения.
На выполнение 5 минут.
Вариант 1.
- В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Отдельные камни (1) лежащие в скверах и парках (2) и едва проступающие на газонах(3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.
1) 1,3- выделяется причастный оборот
2) 1,2,3 - выделяются два причастных оборота
3) 4 - выделяется деепричастный оборот
4) 1,3,4- выделяются причастныйи деепричастный оборот
Напуганный дурными предзнаменованиями (1) наш проводник (2) отказавшись вести нас (3) повернулся и быстро пошёл обратно.
1) 12) 23)1,24) 1,2,3
Выросшие в поле (1) мы (2) чуткиек запахам (3) навсегда запомнили тот особый запах, что ощущали (4) находясь в этом доме.
1) 1,3,42) 1,2,3,43) 2,3, 44) 3,4
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Не надеясь ни на кого,
1) ему пришлось пройти через долгие годы лишений.
2) было нелегко добиться признания.
3) иди своим путём.
4) вы можете преодолеть все препятствия.
Два ряда старых высоких елей (1) очень тесно посаженных (2) стояли сплошными стенами (3) образуя мрачную красивую аллею.
1) 1,22) 2,33) 1,2,34) 1,3
Количество ошибок:____
5
. Задание:
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.
Вариант 2.
Рабочая карта ученика (фамилия, имя, класс)______________________________________.
1. Тест по теме «Обособленные определения».(На выполнение 5 минут).
1.На месте каких цифр должны стоять запятыев данном ниже предложении?
И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.
1) 1, 32) 2, 33) 34) 1, 2
2. Укажите предложение, в котором причастный оборот обособляется (знаки препинания не расставлены).
1)Вышел он из дома отца в состоянии духа разбитом и подавленном.
2) Всем спасшимся на шоссе в первые минуты теперь каждый шаг сулил другие случайности и опасности.
3) Меня все знают как человека либерального и любящего прогресс.
4) Неподалёку лежал плетень поваленный недавней бурей.
3. В каком предложении есть обособленное определение? (Знаки препинания не расставлены).
1) Сквозь редкие деревья виден был залитый лунным светом двор.
2) Облака оседающие снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.
3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке крытую санитарную машину.
4) Под ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца коркой льда журчит пробивающий дорогу к косогору ручей.
4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.
1) 1, 2 2) 2,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4
5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.
1) 2, 3 2) 1,4 3) 1, 2, 3,4 4) 4
Количество ошибок:_____________
2.Задание: прокомментируйте примеры обособления и необособленияобстоятельств впредложениях:
1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.
2. Всё идёт как по маслу.
3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.
4.Ввиду сложившихсяобстоятельств, соревнования отложили на неделю.
5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.
6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.
7.Его знали как опытного ихтиолога.
8.Наш двор как сад.
9. И деньи ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
3. Определите морфологическую принадлежность выделенных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. (А19)
1)Слуга вышелблагодаря за чаевые. -Благодаря ежедневному общению с ним Морозка поверил в себя.
2)Швейцар согласно кивал головой продолжая стоять,как монумент. - Поезда приходят согласно расписании.?..
3) (Не)смотря на боль от контузии всё в нём ликовало, пело. - (Не)смотря материв глаза Алёша протягивал дневник.
4) Лицо Кати (в)следствие сильного волнениясплошь было залито краской. - (В) следствие по делу о дуэли внесли изменения.
4. Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.
Вариант 2.
1.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Этот странный туман (1) плотно укутав мир (2) совершенно растворил могучие деревья (3) превратив их в тени сказочных великанов.
1) 3 - выделяется причастный оборот
2) 3- выделяется деепричастный оборот
3) 1,2,3- выделяются два деепричастных оборота
4) 1,2,3 - выделяются два причастных оборота
2.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.
1) 12) 23) 1,24) 1,2,3
3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он остановился, прислушался (1) подняв голову (2) и быстро пошёл в направлении звуков (3) громче и ближе летевших (4) к нему навстречу.
1) 1,2,32) 1,2,3,43) 34)1, 3
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Придя домой,
2) я поделился новостью с родными.
3)ему не хотелось огорчать своих близких.
4) вам предстоит узнать нечто неожиданное.
5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Стёкла (1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую берёзовую ветку (3) и день и ночь стучавшую в окно.
1) 12) 23)1,24) 1,2,3.
Количество ошибок:______
5
. Задание:
распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами.
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.
Организация: МБОУ «Белорецкий лицей-интернат»
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк
Дидактические материалы. Р.С.Яганова, МБОУ «Белорецкий лицей-интернат», г.Белорецк Республика Башкортостан РФ
Предложения с обособленными членами
Вариант 1
1. Укажите предложение, в котором имеются обособленные члены предложения со значением сравнения. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сколько раз на своем веку бывал Хайретдин в лесу но всякий раз будто вступал под его зеленый тенистый навес впервые и дивился всему как малый ребенок.
2) Она судорожно глотнула воздух и обвела взглядом чудом преобразившийся дом.
3) Стертые до красноты опухшие от долгой стирки руки дрожали и горели огнем.
4) Оглянувшись по сторонам Хайретдин вынул тяжелый камень покатал на ладони.
2. В каких предложениях определение выражено причастным оборотом?
1) В это мгновение и пришла к нему счастливая, бросившая его в радостный озноб мысль - а что, если это самородок?
2) Убежав от Хуппинисы, ребятишки снова собрались вместе.
3) Накышев посмотрел на Сабитова, на жалкое его красное, испуганное лицо.
4) Он наткнулся на густые кусты смородины, усыпанные еще не созревшими ягодами, набил ими полный рот и долго жевал, морщась и даже весь передергиваясь от терпкого острого сока.
3.
1) Мальчик опустил голову уже понимая что отца ему не уговорить.
2) Гости не вставая вымыли руки подогретой водой вытерли полотенцем и расселись поудобнее.
3) Напоив телят Гайзулла выгнал их на травянистый пригорок постреливая как заправский пастух кнутом сбивая стадо в кучу.
4) Он и не подумал собирать телят а бросился напрямик через чащобу спотыкаясь и падая не чувствуя как хлещут по лицу ветви как сбиваются в кровь босые ноги.
4.
Гайзулла от поляны свернул по тропинке к оврагу(1)кинулся в его прохладу (2)и(3)прислушиваясь к пробивающемуся сквозь шелест листвы плеску воды(4) скоро выбрел к речке.
5.
1) Перегороженная досками речонка бросилась к отвалам, подмывая их снизу и унося с собой
глину.
2) Смолкли птицы, лес насупился, испуганными тенями заметались среди деревьев летучие мыши, тонко и нудно заныли комары.
3) С далекой поляны сквозь устоявшуюся вечернюю тишину доносились неразборчивые крики.
4) Старатели рассмеялись собравшиеся кругом
6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.
Весь сжигаемый злобой, он вошел во двор, ходил из одного конца в другой и все никак не мог успокоиться, прийти в себя.
7.
Без невесты, однако, долго не усидел на свадьбе и жених - Хажисултан-бай.
8. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленное определение.
Но почему камень такой тяжелый, как костяная бабка, налитая свинцом?
9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
Туман рассеивался долго,(1)поднимаясь от земли полупрозрачными клочьями и медленно всплывая вверх,(2) к вершинам сосен. Внизу,(3) в лощине он растекался голубоватым молоком,(4) из него торчали лишь ветки кустарника,(5) а травы вовсе не было видно.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.
Сильный порыв ветра отбрасывал дым костра то в одну,(1) то в другую сторону,(2)и,(3)не успев вовремя отступить,(4)Аптрахим вдруг почувствовал,(5) как что-то больно кольнуло его в глаз.
Вариант 2
1.
1) Обеспокоенный каким-то шумом Нигматулла поднялся, долго и напряженно вслушивался.
2) Облепленные дорожной грязью хлюпали по глине колеса скрипели втулки лошади ступали в желто-серые лужи поднимая кверху ошметья грязи.
3) Сдерживавшийся на людях он прижал теперь руки к лицу и заплакал громко со всхлипами и завываниями причитая и сжимая в ладонях голову.
4) Вывалив эркет в большие чаны женщины начали помешивать густую белую массу.
2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Просто трудно поверить что вода перекатывая и промывая его долгие годы вылепила почти живого козленка.
2) Он шел отводя одной рукой колючие ветки а в другой сжимая до боли в пальцах шершавый узелок.
3) Он чуть не наступил на ужа переползавшего тропинку отскочил в испуге и долго стоял слушая как бьется в ключицы сердце.
4) Хисматулла покраснел помолчал с минуту радуясь что в темноте мать не увидит его лица.
3. Укажите все предложения, в которых имеются распространенные приложения.
1) Хисматулла подсел к ним, узнав старого знакомого, усатого старателя, который когда-то защитил его.
2) К реке потянулись не только мужчины-старатели, но и женщины, и даже дети.
3) Золотоносными жилами на берегах Юргашты, Кырака и Езема в незапамятные времена еще овладел прадед Галиахмета-бая, всесильный и всевластный Габдурахман-бай.
4) Его фигурка, ковыляющая по дороге, странным образом была похожа на тоненький, искривленный ствол березы, рядом с которой он только что стоял…
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Плыл меж стволов призрачный дым(1)как кружево(2)просвечивали ветки над головой(3)засветилась в лесных сумерках береза(4)случайно оказавшаяся рядом с черными елями.
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Не доходя десяти шагов до бая, старатели стянули с голов шапки и остановились
.
2) На небе, наполовину очистившемся от туч, горели звезды.
3) Распрощавшись с ребятами, учительница продолжала стоять у дома, зачарованная красотой тихой морозной лунной ночи.
4) Нафиса задумчиво сидела у окна, сложив руки на коленях.
6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение. Напишите определяемое слово.
Это была старинная башкирская песня, полная светлой тоски и сожаления о несбывшемся счастье, она всегда сжимала сердце Хисматуллы, и он готов был плакать, когда слышал ее.
7.
Узкая глинистая тропинка сбегала вниз, петляя и извиваясь, ноги скользили, крышка пустого пузатого чайника подскакивала и звенела в руках у Загита, шедшего за отцом.
8. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.
Они считают, что, если мы уберем с дороги Лапенкова, хозяина Кэжэнского завода, и нашего управляющего Накышева, жить станет лучше.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
Лишь время от времени мальчик дергал легонько вожжи,(1) посвистывал для порядка,(2) погоняя коня и не обращая внимания на девчат,(3) покачивающихся в арбе,(4) задумчиво пел.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
Хаким остановился на самом краю стойбища,(1)принадлежавшего роду Кызыр,(2) у небольших,(3) наспех сложенных из неровных сучковатых бревен строений,(4)уже густо заросших лебедой и крапивой.
Вариант 3
1. Укажите все предложения, в которых распространенное определение, находящееся перед именем существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Пронизанный внезапной дрожью мальчик вскочил на ноги и хотел было закричать от испуга, но внизу только по-прежнему бились о берег темные волны.
2) Собравшиеся в помещении односельчане зашумели.
3) Хисматулла открыл глаза и увидел сидящего рядом на полу Сафуана.
4) Отставшие от телеги Султангали и Загит еле волочили ноги, когда впереди за перевалом показался лес.
2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Речка бежала через лес поигрывая на перекатах желтым песком весело болтая о чем то но на этот раз Гайзулла не стал ее долго слушать.
2) Оставшись с четырьмя ребятишками мал мала меньше Сайдеямал познала всю горькую тяжесть нужды.
3) Душный густой от пыли воздух обтекал красные усталые лица бока лошадей потемнели от пота.
4) Удивившись Фатхия пошарила рукой на шестке нашла лучину и засветила ее.
3. В каком предложении распространенное приложение относится к местоимению?
1) И я, их отец, очень хочу, чтобы сыновья наши были храбрыми и честно служили своей Родине…
2) А Хабибулла стоял и смотрел, как вдоль берега, покачиваясь под тяжелым коромыслом, идет Малика, дочь старого Загидуллы…
3) Классная руководительница Зоя Нигматулловна, прервав объяснение, строго посмотрела на Миннигали.
4) Если бы Зоя-апай не знала, что мы собираемся, ни за что бы не пришла.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Инженер докладывал неторопливо(1)спокойно(2) иногда вынимая из кармана блокнот и приводя цифры(3)или(4)встав и подойдя к карте(5)лежавшей на столе управляющего(6)водил по ней пальцем
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Он перелез через плетень и, крадучись, прошел через двор к окну.
2) Коршун камнем упал возле изгороди и тотчас взмыл, держав в клюве цыпленка.
3) В кисете, вышитом бисером и цветным сукном, лежала десятирублевка и тщательно свернутый клочок бумаги.
4) В лесу становилось светлее от луны, поднимавшейся над верхушками сосен, поляны будто затянул голубоватый туман.
6.
На старом пне, облепленном бледными грибами, нежилась на солнце зеленая ящерица.
7. В приведенном ниже предложении найдите приложение(-я). Напишите это(-и) приложение(-я).
И Гайзулла не стал бы, потому что все они видят лучше и дальше, чем он, Загит, еще не нашедший свой путь в жизни .
8. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.
Присаживаясь на корточки, ребята подсовывали руки под плоские камни и коряги осторожно, стараясь не спугнуть рыбу.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве
Обшаривая очередную корягу,(1)мальчик вдруг ощутил какое-то движение у пальцев,(2)и в следующую минуту руки его уже держали скользкую,(3)вырывающуюся рыбу.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.
Услышав слово баба,(1)мальчики,(2)стоявшие у изгороди,(3)попятились и,(4) отойдя потихоньку,(5)чтобы не потерять достоинство,(6)припустили к своим юртам.
Вариант 4
1. Укажите предложение, в котором распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, имеет дополнительное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Одуревший от сна он еще немного лежал на земле потом вскакивал и быстро шел к стойбищу.
2) Сверху в чанах глыбами всплывала губчатая легкая пена и ребятишки набежавшие с ложками пробовали ее.
3) Помахивая хвостиками ни хватали кусочек по больше и быстро улетали прочь .
4) Наконец впереди в просветах между деревьями заблестела золотая на солнце вода Юргашты.
2. Укажите предложение, в котором имеется обособленное обстоятельство, выраженное именем существительным с предлогом.
1) Сайдеямал не плакала, а только смотрела, не отрываясь, на сына.
2) Лошаденка, несмотря на свой замухрышечный вид, была как будто с норовом: мальчик то хлестал ее кнутом, то понукал вожжами, но та в ответ только била задними копытами по оглобле и передкам саней.
3) Хисматулла долго бродил вдоль Кэжэн, опустив голову и поддавая ногой мелкие камешки.
4) Людей, окружавших его, и всяких там недовольных он не боялся.
3. Укажите предложение, в котором имеется приложение.
1) Еле-еле отработав свои шестнадцать часов, Хисматулла поплелся к себе в барак, голодный, проклиная все на свете.
2) Сайдеямал думала о Хисматулле, единственном близком человеке, и не могла позволить ему совершить необдуманный шаг.
3) Он вдруг выпустил парня и встал перед ним, улыбаясь, с видом и удивленным и одновременно обиженным.
4) Полные губы улыбались, чуть вздрагивая и обнажая сверкающую полоску зубов.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но вот самородок(1) выбитый ударом ноги(2) отскочил в сторону(3) упал прямо возле мальчика(4) и Хайретдин схватил его.
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Загит развесил на проволоке, опоясывающей чувал, окаменевшие от холода лапти и мокрые, скользкие от глины портянки и, укрывшись тулупом, подсел к Гамиле и Султангали .
2) Иногда она освобождала одну руку и, взяв новую горсть зерен, ссыпала их в отверстие жернова.
3) Спускаясь, мальчик поскользнулся и шлепнулся в желтое месиво глины, разбрызгивая скопившуюся в ямках талую воду.
4) Мальчик осторожно присел у чувала, протягивая ноги к огню, и стал наблюдать, как играют рядом на полу дети.
6. В приведенном ниже предложении найдите определяемое слово. Напишите это слово.
Хайретдин шел в глубину леса, не испытывая страха, равнодушный к тому, что может случиться с ним, думал о мальчике, и душа его болела и болела, не утихая…
7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.
Четыре года назад он не пожалел родного отца, Хажигали-агай, и увел из его дома единственную корову, продал ее на базаре и потом как в воду канул.
8 . В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.
Скоро Хисматулле надоело слушать разговоры о женщинах и воровском искусстве, и, отвернувшись к стене, он стал думать о матери.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве, выраженном одиночным деепричастием.
Перепрыгивая через маленькие ручейки,(1)весь мокрый,(2)Загит добрался до шалаша и,(3)влетев,(4)стал отжимать рубаху и штаны.
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.
Шахарбану,(1)лежавшая рядом с Хуппинисой,(2)заворочалась,(3)приподнялась на локте и,(4) недовольно посмотрев в сторону Невестки,(5) пробурчала.
Список используемой литература:
1. Русский язык 8 класс. Тематические тесты/Л.И.Мальцева, Э.С.Сурвило. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А..: Народное образование, 2017. -224с.
2. Хамматов, Я.Х. Золото собирается крупицами. Роман. Авториз. пер. с баш. Е.Мальцева.- Уфа: Башкирское книжное издательство,1981. –408с.
3. Хамматов, Я.Х. День рождения. Роман. Авториз. пер. с баш. А.Скалона. –Москва: Воениздат, 1983. -266с.
1 вариант
1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.
1) Выполняли они свою работу спустя рукава.
2) Он постоял несколько минут молча.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.
2. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.
3. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).
1) Прощаясь молодые люди раскланивались.
2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.
3) Смотрел на бабушку прищурясь.
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.
4. Укажи предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.
2) Увалы холмы долины уходили вдаль.
3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.
5. Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.
1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.
2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко.
3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.
4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому.
6. В каком предложении нет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?
1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Подъезжая к городу, нашу машину остановили.
3) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
4) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.
7. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)
8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)
9. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)
10. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)
Упражнение 1.
Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
Ш_гах в шести от него пр_слонясь сп_ной к тумбочке с_дел м_лодой парень в синей пестрядинной рубахе в таких же шт_нах в л_птях и в оборва(н, нн)ом рыжем к_ртузе. Около него лежала маленькая к_томка и коса без черенка обёрнутая в жгут из соломы а(к, кк)уратно перекруче(н, нн)ый верёвочкой. Пар_нь был (широко)плеч кор_наст с заг_релым и обветре(н, нн)ым лиц м и с большими г_лубыми глазами см_тревшими на Челкаша доверч_во и добр_душно.
Челкаш оскал_л зубы высунул язык и сделав страшную рожу устав_лся на него вытараще(н, нн)ыми глазами.
Парень сн_чала (не, ни)доумевая смигнул но (по)том вдруг ра(с,сс)хохотался крикнул скво_ь смех: «Ах, чудак!» Почти (не, ни)вст_вая с земли (не, ни)уклюже пе-рев_лился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою к_томку по пыли и постук_вая пяткой косы о камни.
(М. Горький)
Тест по теме «Обособленные обстоятельства»
2 вариант
1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)
2. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.
(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Ю.Сотник)
3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Р.Фраерман)
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внешторгбанк размещает валютные резервы государства за рубежом, а в итоге (1) завоевав доверие (2) сможет выступать и как представитель по операциям с драгоценными металлами.
Стоявшие у истоков нового бизнеса специалисты возглавили различные биржи, а (3) развернув деятельность (4) и добившись успеха (5) встали во главе других организаций: акционерных обществ, банков, и т.д.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 5 4) 3, 4, 5
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вступая в спор (1) и отстаивая свою позицию (2) мы начинаем горячиться (3) и (4) сами того не замечая (5) допускаем досадную грубость.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Успех и положительные результаты обязательно будут, если работать (1) засучив рукава.
Судя по всему (2) экономические реформы идут медленно.
Сегодня (3) несмотря на новизну этого термина (4) никто уже не сомневается в необходимости изучения маркетинга.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
России нужно совершенствовать налоговый механизм, который (1) превратившись в инструмент воздействия на экономику (2) станет частью бюджетной стратегии.
Начав с создания флота (3) Петр I проводил все дальнейшие преобразования с учетом общегосударственных интересов.
Не следует забывать народную мудрость: спеши (4) не торопясь (5) и медли без лени.
1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 5 4) 1, 3, 4
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Студенты учатся, знакомятся с новейшими достижениями науки и (1) закончив университет (2) хотят применить знания на практике.
Самыми работоспособными и организованными оказываются коллективы (3) создавая которые (4) психологи учитывали совместимость персонала.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3
Упражнение 2.
Спишите тексты, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
1) В реку гл_делся лениво щурясь сп_койный лес и вместе с бабами смялся берег заро ший белым лопушником смялся игриво заразительно как бойкий (бело)бры(с _ сс)ый м_льчуган с т_рчащими во всю силу в_храми.
Его точно д_ржал кто(то) снизу а он (по)прежнему х_тел подня(тся, ться) и посм_треть вдаль но (не, ни)мог и смеясь боролся с кем(то) у_кими как руки песча(н, нн)ыми косами. И задыхающийся от смеха и борьбы берег вырывался и к_тился дальше пока (не, ни)пропадал за пов_ротом.
(За)тем пок_зался на дороге медле(н, нн)ый воз и он тоже смялся. Вспых_вающие улыбки ползали по рубахам шагавших мужиков по жёлтой соломе по чалой гриве лошади и бл_стевшим ободьям. (С.Сергеев-Ценский)
2) Стояла ранняя весна.
Пр_мчавшись откуда(то) с (не, ни)ведомых морей и гор в пр_зрачном воздухе к_лыхалась она л_кующая радос_ная. И та_л на улицах снег. Он оседал рыхлел и бежали (из)под него весёлые гов_рливы _ руч(?)и св_бодные св_ркающие, как оплотневшие на земле лучи солнца.
Стали в_здушней огромные дома улицы властно вросшие в небо и землю и в мон_стырском саду нач нали просыхать а(л, лл)еи и набухать почки на дерев(?)ях. (С.Сергеев-Ценский)
Ответы к тесту
Тест по теме «Обособленные обстоятельства»
1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.
1) Выполняли они свою работу спустя рукава. 2) Он постоял несколько минут молча. 3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь. 4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.
2. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь. 2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту. 3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч. 4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.
3. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).
1) Прощаясь молодые люди раскланивались. 2) Отец не оборачиваясь кивнул головой. 3) Смотрел на бабушку прищурясь. 4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.
4. Укажи предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей. 2) Увалы холмы долины уходили вдаль. 3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно. 4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.
5. Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.
1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах. 2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко. 3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы. 4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому.
6. В каком предложении нет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?
1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение. 2) Подъезжая к городу, нашу машину остановили. 3) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид. 4) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.
7. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)
8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)
9. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)
10. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)
11. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)
12. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.
(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Ю.Сотник)
13. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Р.Фраерман)
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внешторгбанк размещает валютные резервы государства за рубежом, а в итоге (1) завоевав доверие (2) сможет выступать и как представитель по операциям с драгоценными металлами. Стоявшие у истоков нового бизнеса специалисты возглавили различные биржи, а (3) развернув деятельность (4) и добившись успеха (5) встали во главе других организаций: акционерных обществ, банков, и т. д.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 5 4) 3, 4, 5
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вступая в спор (1) и отстаивая свою позицию (2) мы начинаем горячиться (3) и (4) сами того не замечая (5) допускаем досадную грубость.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Успех и положительные результаты обязательно будут, если работать (1) засучив рукава. Судя по всему (2) экономические реформы идут медленно. Сегодня (3) несмотря на новизну этого термина (4) никто уже не сомневается в необходимости изучения маркетинга.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
России нужно совершенствовать налоговый механизм, который (1) превратившись в инструмент воздействия на экономику (2) станет частью бюджетной стратегии. Начав с создания флота (3) Петр I проводил все дальнейшие преобразования с учетом общегосударственных интересов. Не следует забывать народную мудрость: спеши (4) не торопясь (5) и медли без лени.
1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 5 4) 1, 3, 4
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Студенты учатся, знакомятся с новейшими достижениями науки и (1) закончив университет (2) хотят применить знания на практике. Самыми работоспособными и организованными оказываются коллективы (3) создавая которые (4) психологи учитывали совместимость персонала.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3
Ответы:
1- 3)
2. - 1), 3)
3. - 3)
4. - 1)
5. - 1)
6. - 4)
7. - 1), 2)
8. - 7)
9. - 3)
10. - 2), 4)
11. - 4)
12. - 4)
13. - 2)
14. - 4)
15. - 3)
16. - 4)
17. - 2)
18. - 4)
19. - 2)