Страшные тайны Урала. История гонений, пыток и убийств староверов

Кержаками называют большую группу русских старообрядцев, которые после разгрома в 1720-х годах Керженских скитов (старообрядческих скитов в Нижегородской губернии, получивших название по реке Керженец) бежали в Пермскую губернию, откуда позже расселились по Уралу и Сибири вплоть до Дальнего Востока. Позднее кержаками в ряде регионов России стали называть всех старообрядцев.

Кержаки в Усть-Утке и окрестных поселениях

Любовь Александровна Долматова сообщила о том, что ее предки — род Долматовых, — были кержаками. Она слышала о населенных пунктах Долматово в Московской и Архангельской областях, откуда, как она предполагает, и пришли ее предки.

Стало старообрядчество и стала новая вера — я в точности не знаю, как называется… И очень много людей старообрядческого склада стало переселяться в глушь, чтобы не присягать этой новой вере. И вот здесь, у нас, в Баронской было много раскольников — у нас их называли кержаками, потому что они, вероятно, шли как раз с Центральной части нашей России, с реки Керженец.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/is-dolmatova1.mp3

И возможно, что там эта фамилия, Долматовы, селилась. Дело в том, что на Юге Московской области есть поселение какое-то — город, не город, — Долматово. Это в Московской области, есть в Архангельской. <…> Я лично сама подразумеваю, что именно оттуда пришли эти староверы в наши края с этой фамилией — Долматовы.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/is-dolmatova2.mp3

Геннадий Алексеевич Селиванов упоминает в своем интервью, что кержаками были его предки по одной линии, но в Усть-Утке они недолго сохраняли свою веру. Он предполагает, что его предки пришли на Урал из Рязани, где смешались с другими местными жителями и после прихода в эти земли Демидовых стали их крепостными.

Про связь старообрядцев с Демидовыми говорит и план поселка Висим середины 19 века. На нем мы можем увидеть, что поселение разделено на три конца, один из которых называется «Кержацкий».

Считается, что сначала в эту местность пришли кержаки, а уже потом здесь появились пристани и заводы Демидовых, которые привели с собой рабочих из других мест Российской империи, а также «устроили» к себе на завод староверов.

Отец Гавриил из скита в Харёнках рассказывал, что раньше в Харёнках не было этого храма, а была лишь старообрядческая часовня.

Да, церкви не было — Нина Николаевна говорила, что была часовня у них — ну, кержаческая, старообрядческая, — на кладбище.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/number4.mp3

Из разговора с Сергеем Александровичем Долматовым становится понятно, что кержаков в окрестностях Усть-Утки было действительно очень много. Но сейчас ситуация кардинально изменилась: на данный момент в Усть-Утке нет ни одного кержака, в Сулёме они тоже не живут, сейчас старообрядцы остались только в Ёкве.

Несмотря на большее количество кержаков во всех окрестных деревнях, стычек с ними у никониан никогда не было. Однако кержаки, как и старообрядцы по всей России, вели весьма закрытый образ жизни. Об этом свидетельствуют многие воспоминания информантов, записанные в ходе работы нашей исследовательской группы. Сергей Александрович вспоминает:

Про эту закрытость кержаков также говорит Надежда Кондратьевна Пермякова. Она поведала очень интересную историю: когда Надежда Кондратьевна училась в школе, у них была одна девочка-староверка, которая пила только из своей кружки и очень расстраивалась, если кто-то ее брал, ревела, увидев, что кто-то пил из нее.

Информант предполагает, что она так обижалась из-за того, что думала, что «мы поганые, а она чистая». Также она отмечает, что в Усть-Утке местные жители не сильно придавали этому значения: старообрядцев даже хоронили вместе со всеми, а не как, например, в Горноуральске, на отдельном кладбище.

У нас нету такого — вот в Горноуральске у них даже кладбище отдельное, где эти кержаки схоронены. У нас-то все вместе… У них нельзя было напиться из колодца. Нет тут такого, чтобы отдельно кержакское кладбище.

Однако, из рассказа Сергея Александровича Чудинова, члены семьи которого были кержаками, становится понятно, что многие традиции старообрядцев постепенно исчезали в XX веке. Например, он рассказывал, что хотя его отец и мать были глубоко верующими людьми, они не навязывали своим детям веру, все братья и сестры информанта, за исключением, возможно, старших, были пионерами и комсомольцами. Также он отмечает, что особой посуды у них уже не было, у семьи часто бывали гостьи, с которыми они ели из одной посуды. Информант слышал о традиции кержаков есть из отдельной посуды только из книг.

Анатолий Васильевич Бабин сообщил, что кержаки были единственными, кто облегчал смерть своим одноверцам. Он рассказал нам, что они, если человек долго и тяжело умирал, сворачивали ему шею. Однако, он также отмечает, что несмотря на видимую разницу между староверами и никонианами, их хоронили на одном кладбище, никак не разделяя их могилы.

Николай Алексеевич Воробьев рассказал нам, что старообрядцы называли все свои святые места «Старик» и «Старуха». Он приводит пример: в Природном парке есть камень Старик, из которого течет всегда чистый и холодный ручей, на том месте старообрядцы поставили каменный крест.

Почему она (гора) Старуха? Потому что туда ходили старообрядцы молиться, на эту гору. А у них все такие места, для них святые, они все назывались «Старуха», «Старик». В районе, скажем так, Лесинского Заповедника, есть гора Старик — Старик-камень. То есть там тоже лес из этих первопроходцев, что поклонялись своим божествам. Там даже на той горе, Старухе, этими старообрядцами выложен крест из камней; из-под него родник бьет. Вода очень холодная всегда и очень чистая… всегда. Зимой, и летом, круглый год.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/progorustaruhu.mp3

О разнообразии старообрядческой топонимии в окрестностях Усть-Утки можно немало почерпнуть из статьи Е.Э.Ивановой «Старообрядческая топонимия в бассейне реки Чусовой». Она пишет, например, что скорее всего топоним на -иха населенный пункт Долматиха произошел от кержацкой фамилии «Долматов». Также она отмечает, что топонимы с окончанием «-иха» сгущены в бассейне рек Межевая Утка-Ёква-Сулём. Автор статьи говорит, что

четкие границы ареалов могут быть объяснены тем, что раскольники жил компактными группами и изолированно от остального населения.

Также Е.Э.Иванова отмечает, что особенностью топонимов на -иха — отсутствие вариативности. Из 135 таких топонимов только 11 имеют варианты; обычно это уменьшительные формы. Местные жители вспоминают про топоним на -иха — Чичериха, а также про один камень, который сейчас называют Кривун, Каменяк, Кривуля.

Кержаки́ - этнографическая группа русских старообрядцев . Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области . Носители культуры северорусского типа.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кержаки"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кержаки

На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.

О староверах кержаках

Никогда эта тема меня не интересовала в молодые годы. И даже после того как мама сказала мне о том, что наши предки из староверов – «кержаки они». А вот лет пять назад составляла своё родовое древо для потомков – осталась я старшая в роду, кто бы мог заняться этим делом. Так и нашла около 150 потомков своего прапрадеда, кержака, Филиппа Черепанова.

Черепанова Эмма из Москвы спросила меня в письме, откуда да из каких мест проживания бежала семья моего пращура, Филиппа Черепанова. Вот то, что Черепановы были старообрядцы (староверы) и кержаки – это говорит обо всём. Вообще-то староверы – их там много разновидностей! Я перечислю несколько беспоповских толков, то есть староверы не приняли попа в своих обрядах: филипповцы, поморцы, федосеевцы, часовные (без алтаря), стариковцы (старики делают обряды), дьяковцы, оховцы (вздыхают о своих грехах, тем и каются), самокресты (сами себя крестят, окунаясь в воду) и ещё есть. Попы, как считали старообрядцы, это – приспособленцы, культработники от религии.

Все староверы и в наше время придерживаются древнего писания. Читают книгу Кормчия, написанную на древнеславянском языке. В ней прописано всё: кому, что и как делать нужно. Совсем недавно я листала её, немного читала про учителей и учеников да про родителей в дониконовской старообрядческой книге. В мои руки попала эта книга случайно. В какой-то семье старообрядцев умерла самая старая бабушка, оказалось, что эта книга больше никому не нужна. Её пытаются продать, но покупателей нет. Принесли её мне, а у меня денег таких нет, сколько за неё просят.

Кержаки – этническая группа русских старообрядцев. И это слово ясно даёт понять, откуда они родом. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Мама говорила, что из Центральной России наши староверы Черепановы. Я нашла на карте эту реку. Это были исконно русские земли. Жили люди по побережью реки Кержанец в скитах, свято чтили свою веру-религию, построенную на благочестивых порядках в жизни, придерживаясь родовых и родственных связей. Женились и брали в жёны только из семей староверов. Они жили своим хозяйством, своим трудом. Никаких не было у них документов, фотографий. Интересно, что и в наши дни пожилые старообрядцы пенсию от государства не берут.

Даже в наше время староверы своего лица посторонним не показывают, живя на заимках, например, на Алтае. В 2011 году ездили мы с мужем на Телецкое озеро. По пути заехали в селе Алтайское на базар. Торговцы сказали, что мёд хороший нужно покупать у староверов, но они в тот день свои продукты не привозили. Староверы ведут хозяйство, держат пасеки. Очень качественные продукты продают. Они общаются с миром посредством доверенного лица из местного населения. Дети в школу не ходят и не ходили, их учили дома старшие всему, что нужно было для жизни. Читать посторонние книги, газеты нельзя. А если вдруг от природы рождался поэт среди староверов, то писать стихи можно только про птичек, про небо, про деревья или реку. Про природу можно писать, а про любовь сочинять стихи нельзя, так как это – большой грех.

В 1720 году, а раскол церкви прошёл чуть раньше, когда многими верующими и кержаками были не приняты нововведения Никона по греческому образцу, так как он ввёл в процесс службы попа, у которого были свои слова, у дьякона свои, церковный хор своё поёт, и всё это они делают отдельно. Время службы затягивается, а у людей было хозяйство, работать надо было, чтобы жить. Корова же не будет ждать, когда окончится в церкви служба. Её во время кормить и доить нужно.

Никон начал строить роскошные церкви, деньги собирал на это с верующих. В монастырях монахи занимались виноделием, а где – вино, там нарушалось благочестие, которому придерживались люди старой веры. Много новшеств он внёс, которые не приняли многие старообрядцы, потому что они исходили от греков.

Всех, кто не принял никоновские порядки, притесняли, уничтожали с позволения царя, потому что царь и церковь в то время были заодно.

Когда расправились со староверами в близлежащих к Москве губерниях, очередь дошла до тех мест, где жили кержаки староверы, начался разгром Керженских скитов. Десятки тысяч кержаков бежали на восток, так как на запад уже сбежали в Польшу, Австрию и т.д. староверы из западных губерний. Бежали от введённых царём двойных подушных налогов, введённых царём в 1720 году, бежали от притеснений, убийств, поджогов.

Родовыми гнёздами бежали кержаки в Пермскую область, но и туда добирались царские и церковные гонцы-казаки, жгли поселения старообрядцев, убивали, сжигали заживо. Даже тех, кто давал приют беглецам. Поэтому кержаки вынуждены были бежать дальше, продвигаясь медленно, скрываясь на заимках, вдали от людей, ожидая зимы, пока лёд на реке встанет, чтобы можно было продвигаться в малонаселённые места Сибири. Кержаки являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Обо всё об этом я прочитала в Интернете, а кто автор этой информации не помню. Сейчас много пишут о старообрядцах, раньше этого не было.

Из Керженских скитов рода Черепановых люди семьями дошли до Алтая. Здесь были незаселённые места, и можно было спрятаться. Но так как численность рода была большой, не все семьи шли «табуном» в Сибирь. Одни семьи раньше дошли, другие подтягивались, добирались позднее.

А потом пришли уже другие староверы после приказа царя о переселении в Сибирь. Но это были потомки тех староверов, которые смирились, подчинились Никону. Из Воронежской губернии приехали 20 семей староверов, были среди них и Черепановы, но это не кержаки, это те, кто принял изменения Никона.

В Быстром Истоке жили Черепановы, например, Максим Черепанов с женой Марфой пришли сюда в 1902 году. У него был брат Кузьма Черепанов. От них тоже пошли потомки: одни живут в Казахстане, другие в Канаде. Уехали из Быстрого Истока.

Потомки наших Черепановых сейчас тоже по всей России рассеяны, большинство из них и не знают, что родом их предки были из старообрядческих семей, и через что прошли их пращуры. Многими семьями потеряна связующая нить поколений, и живут они «как Иваны, не помнящие родства». Я пытаюсь связать эту нить хотя бы для потомков старовера, кержака Филиппа Черепанова от колена Иоанна.

Другие же староверы дошли до Дальнего Востока. Если взять кержаков Лыковых, то на правой стороне реки Керженец есть населённый пункт Лыково. Семья староверов Лыковых тоже сначала дошли до Алтая, а потом они ушли с Алтая и спрятались на юге Красноярского края и жили своим трудом, не зная даже о том, что была Великая Отечественная война. Сейчас из всей семьи осталась одна Агафья Лыкова. Иной раз показывают по ТВ, как губернатор Кемеровской области Аман Тулеев по доброте души своей, прилетая к ней на вертолёте со своими помощниками, привозит с собой необходимые продукты этой пожилой женщине, проявляет о ней заботу. Агафья же отдаривается своими подарками, поделками. Живет она по - старому исчислению года, читает древнюю Библию, занимается хозяйством, проживая одна в домике, у реки, в глухом лесу. От государства никаких пособий не берёт.

Староверы, кержаки Черепановы, прибыв на Алтай, облюбовали места около речки Быстрый Исток, что впадает в Обь. Расселились на заимках – хуторах вблизи друг от друга. Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки назывались сибиряками и чалдонами и составляли основу алтайских каменщиков (жили у гор, у камня). Они противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь – «расейским» (российским). Позднее они ассимилировались с ними из-за общего происхождения. Поселение Быстрый Исток – первое упоминание о нём в документах - 1763 год. Я прочла это в Интернете.

Я думаю, что наши кержаки прибыли сюда раньше, чем казаки приехали сюда охранять российские рубежи. А иначе казаки бы их всех поубивали по приказу царя. Поскольку Черепановы жили обособленно, в свой круг никого не пускали, строили дома сообща и добротно, видно, что они были крепкими хозяевами, приехали с деньгами или взаимопомощь друг другу сказалась. Я видела огромный дом моего прапрадеда, Филиппа Черепанова, в 1954 году.

На другом берегу Истока стояли тоже дома Черепановых. В них жили потомки Бориса Филипповича. Я помню его по раннему детству. Он приходил к нам, к моему деду, Михаилу, который приходился Борису Филипповичу племянником. Борис Филиппович Черепанов – родной брат моего прадеда, Черепанова Иоанна Филипповича (Ивана), родился в 1849 году и, прожив долгую жизнь – 104 года, умер в семье своего внука, Владимира Андреевича Черепанова. Светлая ему память!

Во время Великой Отечественной войны в одном из этих домов жили мой дед, мама, я, потом – папа, после того как вернулся с фронта в 1945 году. Место за Истоком называлось Шубенка. Все родственники жили в одном районе в Быстром Истоке, на окраине, но село росло, дошло и до окраины. Дом на улице Красноармейской (я уже писала о нём), тот, в котором родилась мама и её братья и сёстры, я тоже видела. Спустя многие годы его перенесли в другое место, на окраину села со стороны увала. В нём была уже совхозная контора.

- 11290

Село Каратузское – центр одноименного района, который считается глубоко дотационным, - буквально напичкано магазинными с ассортиментом и антуражем, не уступающим лучшим московским образцам.

Приезжие из отдаленных мест или окрестных сел и деревень иногда замечают, что много времени и средств уходит на покупки. Причем, иногда, приехав всего на несколько минут за конкретной вещью, человек может по нескольку часов кружить по каратузским магазинам, растрачивая деньги направо и налево. Этому каратузскому феномену есть объяснение, лежащее, правда, в сфере старинной мистики и магии, хранителями которой были кержаки…

Кержаки – этнические русские старообрядцы, стали появляться в Сибири после разгрома Керженских скитов на реке Керженец Нижегородской области в 1720-х годах.

Наряду с чалдонами кержаков считают одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Староверы-кержаки вели замкнутый общинный образ жизни, сохраняя приверженность к правилам дораскольной православной церкви и вековой культуре.

Они противопоставляли себя более поздним «расейским» переселенцам (российским). Однако позднее полностью ассимилировались с «пришлыми».

Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге.

С «мирскими» за стол не садились. Не пили и не ели из чужой посуды. Еда считалась опоганенной, если во время вкушения в дом входил иноверец.

Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду.

Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.

Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы - сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Носили лапти.

Дома освещали лучинами.

Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверов.

Согласно переписи населения 2002-го года, к кержакам себя относили всего 18 человек.

Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов.

Несмотря на родовую обособленность и почитание церковных обрядов, в миру кержаки проявили большой талант в торговле. Считалось, что они привлекали покупателей при помощи старинных приворотов.

«В Каратузском тяжелая, загадочная атмосфера. Даже если тебе нужно сделать минутное дело, по разным причинам, в этом селе придется задержаться до полудня или больше. И это не зависит от расписания автобуса, который утром привозит, а вечером увозит пассажиров. Даже те, кто приезжает в Каратуз на собственных машинах, задерживаются там намного дольше, чем планировали. Почему? Никто не мог дать ответа, - рассказывает Ирина Андреева, ясновидящая из села Таяты. - Мне удалось выяснить, что когда-то в Каратузе жили кержаки. На рыночной площади жители из других сел и деревень сбывали золото и пушнину. После продажи они «промотатывали» все вырученные за свой товар деньги. Только после того, как их карман оказывался пустым, они могли покинуть Каратуз. Получалось, что они попадали в заколдованное место. Жившие здесь люди знали какую-то тайну, которая удерживала чужаков, пока они не опустошали кошельки. Этот эгрегор до сих пор работает, его никто не разрушил».

Андрей Поляков (Экспедиция «Тайны Сибири-2012»)

Слово "кержаки" имеет в литературе устойчивое определение: выходцы с речки Керженец в Нижегородской губернии. Однако именно там староверов издавна называли калугурами.

На Урале оханские староверы всегда называли себя кержаками, хотя имели вятское происхождение. Некоторые этнографы утверж-дают, что выходцы из Пермской и Вятской губерний считали себя кержаками.

Порой нелестны многочисленные суждения о кержаках, об уст-ройстве их жизни и особом характере. Своеобразие поведения кер-жаков нередко просто высмеивали: "Вот какие эти кержаки смешные были! Не пускали к себе никого, только из своей посуды ели, чуда-ки!" Так ведь некому пускать-то было! Те, кто пускал, вымерли давно от вши тифозной, или сифилиса, или холеры. Центр России эти напас-ти периодически просто опустошали, а здесь, на Урале, Бог миловал. А все потому, что кержаки самостоятельно, задолго до европейской науки, разработали детальный гигиенический комплекс жизни, ввели строжайшую чистоплотность, уходя при необходимости в карантин. Тем они и спасались. И не только сами. Хорошо известно, что, узнав о надвигающейся чуме, московская знать отводила своих детей в семьи староверов. Для спасения. "Вера старая, крепкая, оборонит, - так ду-мали и те, и эти.

Мы-то, теперешние, оснащенные научными знаниями, можем поглубже осмыслить? "Бесы ищут по ночам немытую посуду неради-вых хозяек (кержаки про таких хозяек покрепче выражались: засранки, да и все!). И тамока имя, бесовьям-те, полное раздолье! Уж они тамока и купаются, и свадьбы играют, и бесят родят. И как ты станешь из той посуды исть, оне, бесовья-те, в рот заскочат и загубят. И если заменить слово "бесы" словом "микробы", что получится? Современное научное наставление по санитарии и гигиене. И представьте только: это суждение было создано не позже XVI века, пять столетий назад! Это что, "дичь и темнота"? Или это и есть культура?

Старообрядческое сообщество было предельно закрытым, к чу-жим относилось недружелюбно. По этой причине суждения о них были, например, такими: "Это был сильно развитой народ, хитрые мужики, чрезвычайные начетчики и буквоеды, народ надменный, заносчивый, лукавый и нетерпимый в высшей степени". Так Ф. М. Достоевский писал о сибирских старообрядцах. Суждение, думается, искреннее. Кержаки те еще люди были, если говорить о характере.

Кержака упертого, его, и верно, не нагнешь. Ему что? Он вон в чисто поле выйдет, лаптем землю поковыряет, в затылке почешет да и возьмет от этой землицы все: и пропитание, и одёжу, и дом поста-вит, и мельницу изладит. Лет через пять вместо голого места - пол-ное хозяйство и в ребятах прибыток. Что ему, мужику, графья-дворяне, которые не уважают его? А он от Ильмень-озера до Оби всю землю прошел и обжил. Всех накормил и одел-обул. Он себя уважает, хотя и слабо знает свой исторический путь. Мужик свою значимость чувствует.

Российское общество этой значимости не чувствовало никогда! Отношение к кержакам было завистливо-неприязненным, описание их быта высасывали из пальца, поскольку внутри никто из описателей не бывал. И чего-чего только не напридумано, какого бреда не нагорожено! И в семьях террор, и в религиозной жизни истязательства! Ста-роверы, мол, упорно цеплялись за уже отжившие традиции! Интерес-но, где это в России бытовали, но отжили традиции чистоплотности, трезвости и общей целесообразности жизни? А если были - то почему же считать отжившими? Чего ж за них не цепляться?

Чтобы не одичать, культурные навыки нужно не выкидывать, как хлам, а накапливать, передавать от семьи к семье, от поколения поколению. Понимать и ценить их нужно! Ведь, как ни суди, на нашей суровой земле до староверов никто успешно не крестьянствовал; а их с корнем повыдирали - земля вновь дикой делается...

Самое главное, что никогда не понимали и не ценили, - стрем-ление и способность кержаков жить в согласии. Рассыпанная по всей России диаспора староверов была самоуправляющимся, самодоста-точным сообществом, которое выживало в любых (в любых!) при-родных и социальных условиях. Если была возможность, староверы работали на заводах, занимались ремесленничеством и торговлей. Если таких условий не было - уходили в изоляцию, на полное само-обеспечение.

Старообрядчество имело крепкие семейные устои, поддерживае-мые и укрепляемые всей сутью жизни крестьянина. В семье, где иног-да насчитывалось по 18-20 человек, также все строилось по принципу старшинства. Во главе большой семьи стоял старейший мужчина - большак. Ему помогала хозяйка - болыпуха. Авторитет матери - большухи - был непререкаем. Дети и невестки называли ее ласково и поч-тительно: "маменька". В семье сложились и поговорки: жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамоньки; материнская ладонь высоко поднимается, да не больно бьет; материнская молитва со дна моря достанет.

Авторитет главы семейства? Да, был, но не авторитарным было это сообщество. Держалось оно не на страхе, а на совести членов семьи, на уважении к нему, большаку. Такое уважение заслуживалось только личным примером, трудолюбием и добротой. И опять вопрос: отжившее это или это недостижимое?

А отношение к детям? Счастлив был тот ребенок, который родился в кержацкой семье или хотя бы смог ощутить тепло рук деда и бабки. Ведь дом с детьми - базар, без детей - могила, а один и у каши сирота. Воспитанием детей занимались все, вся община. Но так как в любой семье почитание и уважение старших было нормой для всех, то и при-слушивались всегда к слову и мнению старшего по возрасту или поло-жению в общине: разумное родится только от разумного.

В семьях иногда жили вместе по три поколения. Старик в нор-мальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал от скуки. Всег-да у него имелось дело. Он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Исстари сложилось: старый ворон мимо не каркнет, а прожитое, что пролитое, - не воротишь.

В старообрядческих семьях воспитывалось особенно почтитель-ное, можно сказать святое, отношение к труду. В большой крестьяне ской семье трудились (робили) все, от мала до велика, и не потому, что кто-то заставлял, а потому, что от рождения каждый день видели пример в жизни. Трудолюбие не навязывалось - его как бы впитывали. На работу благословение просили! Младшие члены семьи обращались к старшим: благослови, тятя, на работу.

Нравственная суровая простота деревенского быта, - писали современники, - была чиста и выражалась заповедью неустанного физического труда, молитвой Богу и воздержанностью от всяких из-лишеств". Подражание старшим считалось хорошим тоном, и девочки возле матери, старших сестер или невесток, а мальчики с отцом и братьями в неустанных заботах о семье приобретали знания и умения, так необходимые в будущей самостоятельной жизни. Дети принимали участие во всех работах: мальчики с пяти-шести лет выезжали на пашню, боронили, возили снопы, а уже в восемь лет им доверяли пасти скот и выезжать в ночное. Девочек с этого же возраста обучали ткачеству и рукоделию и, конечно же, умению вести дом: все должно быть трудово, а нетрудово - грех.

Ребенок усваивал трудовые навыки и на посиделках. Слово "посиделки - означало не просто сидеть, просиживать место. На посиделках обсуждали, как прошел день или год, решали проблемы, заключали вы-годную сделку, сватали невесту, пели, плясали и многое, многое другое. А чтобы руки не были в праздности, обязательно делали какую-нибудь работу - женщины вышивали, шили, а мужчины мастерили нехитрую домашнюю утварь, упряжь и т.д. И все это в глазах детей приобретало элемент нерасторжимости, необходимости - так делали и жили все. А как же иначе?

В старообрядческих семьях лень была не в почете. О ленивом че-ловеке говорили: "На работушку у него волосок не стряхнись, а с работушки головушка не оторвись; сойдутся сонливый да ленивый, так быть ли им богатыми? Не та ленива ленивица, что баню не топит, а та ленива ленивица, которая в готовую не ходит".

Подлинное основание жизни человека - труд. Безосновательна жизнь человека, который развлекается. Низменна жизнь человека, ко-торый ворует. Запечатление трудового действия происходит с младен-чества и активно усваивается в 10-14 лет.

Характерной чертой семейных традиций староверов было серь-езное отношение к браку. В основе норм поведения молодежи - крес-тьянский взгляд на семью как на важнейшее условие жизни. Встречи мо-лодых людей находились под постоянным контролем старших, зависели от общественного мнения села и традиций различных семей. Причем очень строго следили за тем, чтобы не было браков "по родне", то есть между родственниками. Еще в девичестве девушкам внушали, что чужая шуба не одёжа, чужой муж не надёжа. А парню наказывали так: "Женись, чтоб не каяться, любить да не маяться; женился на скорую руку да на скорую муку".

Четкие нормы поведения создавали основу самодисциплины и исключали вседозволенность. Общим было требование соблюдения чес-ти, порядочности, скромности. Это находило отражение в сложившихся представлениях о хорошей невесте и о хорошем женихе.

Сватовству и созданию брачных союзов посвящено множество шедевров русского устного народного творчества: поверья, бывальщина и, конечно же, пословицы и поговорки. Общественное мнение осуждало неуживчивость и сварливость характера, эти качества считались "наказанием Божиим". Про злую жену говорили: "Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злой женой; назло мужу сяду в лужу; железо-то: уваришь, а злую жену не уговоришь-. А жениху внушали: "Жена мужу не прислуга, а подруга; за хорошей головой жена молодеет, а за плохой как земля чернеет".

Семьи старались жить так, чтобы не причинять горя и неприятностей один другому. Не принято было заводить ссоры, обманывать кого-то, подшучивать или насмехаться над кем-либо.

Конечно, крестьянская среда была и не без уродов. Но принятая система устройства семьи уверенно сохраняла устойчивость, так как на нарушителей находили управу. Если в какой-то семье не было мира, если муж бил жену, то заступаться никто не бегал. Уж тут так: твоя семья, твои порядки. Но вот подрастут сыновья и дочери - и тогда сам не сможешь к своим дочерям сватов дождаться, и твое сватовство никто не примет. Парень к вдовице какой уйдет, да и то в другую деревню! Или в дом возьмут девку из погорелой семьи, которой деться некуда. А своим девкам или вековать, или за вдовцов соглашаться идти. И дурная слава семьи годами тянется за каждым, совсем невиноватым. Семья, где не смогли наладить мир, постепенно рассыпалась, исчезала. Раздор в семье осуждали, боялись пуще огня..

Одной из особенностей характера большинства старообрядцев является трепетное отношение к данному слову и к правде. Молодым наказывали: "Не разжигай, туши, пока не разгорелось; будешь лукавить, чёрт задавит; иди в овин да шути там один; обещаха недахе - родная сестра, клевета, что уголь: не обожжет, так замарает; ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись".

Спеть похабную частушку, произнести скверное слово - это значило опозорить себя и свою семью, так как община осуждала за это не только того человека, но и всех его родных. Про него брезгливо говорили: "С этими же устами да за стол сядет".

В старообрядческой среде считалось крайне неприличным, не-ловким не поздороваться даже с малознакомым человеком. Поздоро-вавшись, надо было приостановиться, даже если очень занят, и непре-менно побеседовать. И рассказывают: "Был грех и у меня. Молода была, но замужем уже. Шла мимо тяти и просто сказала, мол, здорово живешь, и не поговорила с ним. Так он меня пристыдил, что спросить бы хоть надо было: как, мол, ты, тятя, живешь?"

Пьянство очень осуждали, говорили: "Мне еще деданька наказы-вал, что хмеля-то нисколько не надо. Хмель-то, мол, держится тридцать годков. А ну как умрешь пьяный? Уж не видать потом светлого места".

Курение также осуждалось и почиталось за грех. Человека куря-щего не допускали к святой иконе и старались как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорили: "Кто курит табак, тот хуже собак".

И еще несколько правил существовало в семьях староверов. Обязательно должны быть переданы по наследству, в основном своим детям, молитвы, заговоры и другие знания. Нельзя передавать знания людям, старшим по возрасту. Молитвы нужно обязательно заучивать наизусть. Нельзя рассказывать молитвы посторонним, так как они от этого теряют силу.

Для меня очень важно то, что, по убеждению староверов, молитвы, заговоры, все накопленные знания обязательно должны быть переданы по наследству детям. С этим чувством я и писала книгу.