Куда шел моисей. Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне? История исхода евреев из Египта через Синайскую пустыню

Иди, Моисей,
Вниз к земле Египетской.
И скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!"

Когда народ Израильский был в Египетской земле...
Отпусти Мой народ!
Он был угнетён и унижен...
Отпусти Мой народ!

И Бог сказал: Иди, Моисей,
Вниз, к земле Египетской.
И скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!"

И пошёл Моисей в землю Египетскую...
Отпусти Мой народ!
И он дал понять старому фараону...
Отпусти Мой народ!

Да, Господь сказал: Иди, Моисей,
Вниз, к земле Египетской.
И скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!"

Слова Бога смелый Моисей передал:
"Отпусти Мой народ!"
Если мы не уйдём, ваши первенцы погибнут.
Отпусти Мой народ!

Потому что Господь сказал: Иди, Моисей,
Вниз к земле Египетской.
И скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!"

Скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!" Go, Moses,
Down to the land of Egypt.
And tell old Pharaoh:

When the nation of Israel was in the land of Egypt ...
Let my people go!
He was oppressed and humiliated ...
Let my people go!

And God said: Go, Moses,
Down to the land of Egypt.
And tell old Pharaoh:
& Let my people! &

And Moses went into the land of Egypt ...
Let my people go!
And he made it clear the old Pharaoh, ...
Let my people go!

Yes, the Lord said, Go, Moses,
Down to the land of Egypt.
And tell old Pharaoh:
& Let my people! &

Word of God handed Moses a bold:
& Let my people! &
If we do not uydёm, your firstborn will die.
Let my people go!

Because the Lord said, Go, Moses,
Down to the land of Egypt.
And tell old Pharaoh:
& Let my people! &

Tell old Pharaoh:
& Let my people! &

На вопрос о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, в наши дни, наверно, сможет ответить каждый культурный человек, независимо от того, какое место в его жизни занимает религия. Но вот подробности жизни этого человека, в историчность которого верят последователи трёх главных религий мира - христианства, ислама и иудаизма, - известны не каждому. Постараемся восполнить этот пробел.

Книги, повествующие о жизни пророка Моисея

История Моисея охватывает собой период с XVI по XII век до н. э. Прожил он сто двадцать лет, и не следует удивляться такому поразительному долголетию - в библейские времена это было отнюдь не редким явлением. О поразительных событиях той поры мы узнаём из четырёх книг Ветхого Завета, получивших название «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». Вместе они составляют эпопею исхода еврейского народа из египетского рабства. Их авторство, согласно древнееврейской традиции приписывается самому Моисею.

Рабство сынов Израилевых

Согласно этим древним текстам, Моисей - пророк и вождь еврейского народа - родился в Египте, в тяжёлые для его собратьев времена. Поселившись на берегах Нила в годы, когда благодаря своему соотечественнику Иосифу ум удалось снискать расположение прежнего фараона, эти люди попали в жестокую опалу при его преемнике, и из полноправных граждан превратились в рабов.

В отношении их египетский владыка проводил политику, которую сегодня мы бы с полным правом назвали геноцидом. Бороться было бессмысленно, и единственным путём спасения являлся исход в бескрайние просторы Синайской пустыни, за пределами которой грезилась евреям обетованная Богом земля, «истекающая молоком и мёдом». В этот тяжёлый момент Господом был послан Моисей - пророк, избавивший свой многострадальный народ от рабства.

Приёмный сын фараона

Новорожденный сын, ставший первенцем в семье Амрама и его жены Йохевед, был с момента рождения обречён на смерть, так как фараон повелел уничтожать всех еврейских младенцев мужского пола. Чтобы спасти ребёнку жизнь, мать прибегла к хитрости - зная о том, что у дочери фараона доброе сердце, она сумела подбросить ей своего ребёнка.

Положив его в корзину, промазанную смолой, несчастная мать пустила её в воды Нила, там, где принцесса имела обыкновение купаться. В своих надеждах она не ошиблась, и с тех пор мальчик рос и воспитывался в дворцовых покоях как приёмный сын фараона.

История Моисея, встающая перед нами со страниц Ветхого Завета, создаёт образ юноши, оставшегося верным своему народу, несмотря на все превратности постигшей его судьбы. Заступившись однажды за своего соплеменника, и, по несчастью, став причиной смерти его обидчика-египтянина, он был вынужден бежать в землю Медиамскую, где пас скот у местного священника, дочь которого взял себе в жёны.

Избранник Божий и спаситель еврейского народа

Там, на диких и пустынных просторах, изгнаннику было дано откровение Божье, в котором Всевышний сообщил Моисею о его высшем предназначении - стать избавителем еврейского народа от рабства, единственным человеком, способным вывести его из египетского плена.

Возвратившись на берега Нила и приступив к исполнению своей миссии, Моисей столкнулся с упорством фараона, не желавшего лишать свою страну столь большого количества рабов. Но, являясь исполнителем Господней воли, избранник Божий всегда оставался под Его покровительством. Великими и страшными чудесами, известными сегодня под названием «Десять казней египетских», Бог заставил нечестивого фараона, позволить евреям, выйти за пределы страны.

Не оставил Он своего мессию и в критический момент, когда фараоново войско, посланное вдогонку евреям, стало настигать их у берегов Красного моря. Волею Божьей, по мановению жезла Моисея воды расступились, пропустив беглецов на противоположную сторону, а затем сомкнулись, поглотив их преследователей. Когда опасность миновала, благодарный народ воспел хвалебную песнь Богу-избавителю. С этого эпизода начались его многолетние странствования.

По какой пустыне Моисей водил евреев?

Путь евреев в Землю обетованную пролегал через, выжженные солнцем, просторы Синайской пустыни. Трудно даже представить, с какими неимоверными тяготами столкнулся этот народ, бывший некогда кочевым, но за годы пребывания в Египте утративший навык жизни среди дикой природы. Священное Писание, свидетельствующее о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, в полной мере повествует и о пережитых ими страданиях.

Но, залогом спасения избранного народа, было слово Божье, данное некогда Моисею. На протяжении всех сорока лет странствий Господь неотлучно находился среди них. Днём Он шёл впереди процессии в столпе облачном, а когда на пустыню опускалась ночь, преображался в огонь, освещавший их путь. Этим зримым свидетельством Своего присутствия Господь укреплял силы и дух Своего народа.

Чудеса, явленные в пустыне

Но, кроме моральной поддержки, Он оказывал им практическую помощь, творя чудеса через раба Своего Моисея. Именно так было, когда Божьим соизволением пророк избавил своих соплеменников от мук жажды, обратив горькую мёртвую воду в чистую и пригодную для питья. То же повторилось, когда закончился у них запас еды, и послал им Господь несметные стаи перепелов. Кроме того, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, столько лет низвергал Он на них с неба сладкую манну, ставшую их повседневной пищей. Она даже приобрела характер крылатого выражения - «манна небесная», употребляемого в тех случаях, когда речь идёт о какой-то нежданно посланной удаче.

Несомненным свидетельством Божьего покровительства народу, выведенному из Египта, являются чудеса Моисея в пустыне, и, в частности, совершённые им на одном из их станов, называемом Рефидимом. Вначале, по свидетельству Библии, Моисей вторично избавил соплеменников от жажды, на этот раз, ударом жезла, исторгнув воду из скалы. А вскоре, воздевая руки к Богу, он горячей молитвой испросил у Него победу над коварными амаликитянами, напавшими на их лагерь.

Моисей на священной горе

Но кульминацией всего стали события, связанные с восхождением Моисея на гору Синай. К её подножью он привёл свой народ в конце третьего месяца пути. Поднявшись на вершину и стоя среди обступавших его облаков, пророк в течение сорока дней говорил с Богом, внимал Его наставлениям и получил в дар каменные скрижали с высеченными на них десятью заповедями, - непреложным законом жизни избранного Им народа.

Однако внизу он испытал горькое разочарование. В то время, когда Моисей на горе Синай разговаривал с Господом, его соотечественники, истомлённые сорокадневным ожиданием, потребовали от его брата Аарона, выполнявшего обязанности первосвященника, показать им, наконец, истинного Бога, выведшего их из Египта. Опасаясь необузданного нрава своих соотечественников, Аарон был вынужден из золотых украшений, собранных среди еврейских женщин, отлить идола в виде тельца и указать на него как на всеобщего спасителя.

Гнев Моисея и милость Божья

Спустившись с горы, Моисей стал свидетелем дикого празднества поклонения идолу. Разбив в гневе дарованные ему Богом скрижали, и сокрушив молотом фигуру тельца, он жестоко покарал зачинщиков творившегося в его отсутствие безумия, и пал пред Господом, моля Его о прощении.

Восходя милостью Своей к духовной немощи народа, едва вышедшего из рабства, Господь даровал ему прощение, а Моисею, вновь поднявшемуся на вершину, повелел высечь из камня новые скрижали, и начертать на них прежние заповеди. Кроме того, пророк получил от Бога обширный свод законов, которые навсегда вошли в историю как Ветхий Завет. «Заповеди Моисея» - другой часто встречающийся термин, это не что иное, как дословный пересказ, Божьих слов, слышанных им на вершине Синая.

Лучи святости, ставшие причиной недоразумения

Вторично поднявшись на гору Синай, Моисей пробыл на её вершине также сорок дней, не вкушая пищи, и не смыкая глаз. Библия повествует о том, что когда он, наконец, предстал перед соотечественниками, от его чела исходили лучи Божественной Славы, вид которых заставил уверовать даже самых отъявленных скептиков.

Кстати, с упоминанием в тексте этих лучей, связано заблуждение, бытовавшее многие столетия. Дело в том, что оригинал Библии был написан на древнееврейском языке - арамите. В нём слова «лучи» и «рога» звучат одинаково - «карнайм» (קרנים), что и породило путаницу при переводе текста на греческий язык. В результате Микеланджело создал свою знаменитую скульптуру Моисея не с лучами, а с рогами на голове. Это же двусмысленное украшение встречается и на многих других изображениях Моисея.

Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, связанные с жизнью Моисея, ставшего волей Божьей величайшим израильским пророком и вождём, мы находим на страницах Ветхого Завета. Причина тому - в маловерии народа, выразившемся в отступлении от истинного Бога, и поклонении Золотому тельцу. Когда через сорок лет пути евреи, наконец, достигли границ Земли обетованной, среди них не осталось в живых ни одного участника тех позорных событий. Они представляли собой уже совершенно иной народ, живущий по Божьим Законам, полученным на горе Синай, и навсегда стряхнувший с себя узы рабства.

Господь всемогущ и в мгновение ока мог бы перенести Своих избранников на землю, обещанную Им ещё праотцу Аврааму, но в этом случае в неё вошли бы люди, до конца дней своих остающиеся рабами, а раб не может быть предан душой и способен лишь подчиняться под страхом возмездия. Когда же возникает реальное или мнимое ощущение безнаказанности, он легко предаёт того, кому ещё вчера поклонялся. Пройдя же долгий путь борьбы за выживание, и многократно убедившись в собственном бессилии победить окружающий мир без помощи его Творца, евреи уже не мыслили себя без Бога. Вот, зачем Моисей 40 лет водил евреев по пустыне.

Грех пророка Моисея

Не суждено было войти в Землю обетованную и самому Моисею. Вместе со своим братом первосвященником Аароном он прогневал Господа. Этот прискорбный случай произошёл в Кадесе, куда привела евреев дорога странствий. Испытывая муки жажды, они в очередной раз возроптали. Чтобы напоить их, Господь, желая повторить некогда свершённое Им чудо, повелел Моисею приказать скале истечь живительной влагой.

Но на этот раз Его верный доселе раб усомнился во всемогуществе Божьем и, не ограничившись словами, дважды ударил скалу посохом. Вода, разумеется, потекла, и утолила жажду страждущих. Но маловерие, проявленное в тот день Моисеем и его братом Аароном, навлекло на них гнев Божий, в результате чего Земля обетованная была для них затворена навек, и еврейский народ вошёл в неё уже без своего вождя.

Хождение Моисея по пустыне завершилось на самой границе земли, к которой он стремился в течение сорока лет. Господь возвёл его на вершину горного хребта Аварим и оттуда показал всю страну, которую Он уготовил его народу. Обозрев её от конца до края, Моисей умер. Господь скрыл от потомков место погребения одного из величайшего Своих пророков, сделав его неизвестным по сей день.

Образ Моисея в главных религиях мира

В современном иудаизме Моисей почитается отцом всех последующих пророков, так как уровень его пророчеств принято считать высшим. Законы, полученные им на вершине горы Синай, легли в основу Торы - Божественного откровения, регламентирующего жизнь религиозного еврея. С давних времён вошло в традицию прибавлять к имени Моисея слово «учитель». Также величайшим пророком и собеседником самого Аллаха Моисей считается и у мусульман. В исламе его имя произносится как Муса.

В христианской культуре библейский Моисей стяжал славу величайшего из пророков. Ему приписывается авторство первых пяти книг Ветхого Завета. Они так и именуются - «Пятикнижие Моисеево». Кроме того, принято считать, что именно он является главным провозвестником Христа.

Эта точка зрения основывается на том, что подобно тому, как через Моисея Господь явил миру Ветхий Завет также через Своего единородного Сына Иисуса, и Его Нагорную Проповедь, Он ниспослал людям Новый Завет. О том, насколько высок авторитет пророка Моисея в христианстве, можно судить по тому, что, согласно Евангелию, именно он был вместе с пророком Илиёй на горе Фавор в момент знаменитого Преображения Господня.

Большое внимание этому библейскому персонажу уделили в своём творчестве великие христианские богословы прошлого - Григорий Нисский и Филон Александрийский. Ими было составлено так называемое аллегорическое толкование его жизни, в котором каждый отдельный эпизод рассматривался в контексте общего высшего предназначения.

Возврат к духовным корням народа

В прежние, далеко ушедшие от нас годы, когда Священная история преподавалась во всех учебных заведениях дореволюционной России, «биография» Моисея из Библии была с детства знакома каждому человеку. Годы же общегосударственного атеизма, вылившиеся в попрание национальной культуры, внесли в эту область знаний значительный пробел.

Лишь в последние десятилетия, благодаря широкой работе, развёрнутой церковью на базе каждого конкретного прихода, картина стала меняться к лучшему. Сегодня люди начинают понимать, что между религиозным мракобесием, которым их пугали долгие годы, и исконными духовными корнями не может стоять знак равенства. А потому не знать, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, является досадным пробелом их образования.

Откуда бежал Моисей и куда он шёл по пустыне сорок лет

Моисей - Му-сей. Куда может идти тот, кто стал Не-умом? В сторону не-ума, правильнее, в состояние не-ума, пустоты ума.

Моисей шёл по пустыне в землю предков. А что является землёй предков для человека, для любого человека? Первобытное состояние ума, где Сила Жизни и Мудрость составляют единое целое (см. рис. 102). Это - состояние бога, состояние всеобщей любви, которой только бог и может обладать. Моисей - Му-сей - шёл к состоянию единства, это и есть земля обетованная.

Тогда становится ясным, откуда Моисей ушёл. Он ушёл/бежал из Египта, а это Жи-пет - Живая душа. Египет в Библии призван олицетворять жизнь на земле, в плотьном теле, а цель человека заключается в том, чтобы порвать с плотьным половинчатым умом и превратиться в любовь, то есть слиться с не-умом/пустотой. Когда это происходит, человек обретает мудрость. В разделённом состоянии ума этого состояния ни за что не достичь, поэтому Моисей ушёл из Египта, сорок лет ходил по пустыне, чистил ум, пока не пришёл в землю обетованную, то есть пока не обрёл разум.

Моисея преследовал фараон с солдатами. Фараон - тараон - тара-он - вместилище-он (живой души). Фараон, я думаю, олицетворяет тело человека, плоть с её чувствами (солдатами) и умом. Это они преследуют всякого, кто желает выйти из ума и стать пустотой. И это они гибнут на чермном дне, когда ищущий опускается в царство Велеса. Умирает ум, а на его место входит не-ум - пустота и мудрость.

Слова «Когда Моисей бежал из Египта, его преследовал фараон с солдатами» означают: «Когда Моисей решил расстаться с половинчатым умом, в котором жил до этого момента, тело и пять чувств стали преследовать его, пытаясь удержать». Когда Моисей опустился на самое чермное дно, море сомкнулось над ними и они погибли.

Так Моисей обрёл состояние пустоты и не-ума. Тут вы зададите правомерный вопрос: «Но ведь потом он сорок лет ходил по пустыне?» Нет, дорогой читатель, всё как раз наоборот. Мы опять имеем дело с нелинейным умом, когда прошлое и будущее меняются местами. Решив стать не-умом и пустотой и ступив на путь пробуждения разума, Моисей сначала сорок лет чистил свой ум, а потом уже наступил момент, когда он опустился на дно и его ум там окончательно умер.

Другой вопрос. Я всё время говорю о сроке в тридцать лет и три года, а почему здесь речь идёт о сорока годах? Я думаю, здесь мы имеем дело с древним пластом знаний, которое существовало до Учения Христа. В нём правили циклы семь и сорок, Библия ведь книга о жизни в материальном мире. А вот когда были открыты циклы Три, Девять и Тридцать, тогда появилось Евангелие - Благая Весть и Новый Завет/Путь.

Важный вывод. Современный Египет не мог в древности называться Египтом, потому что в нём как раз всё было настроено на то, чтобы «я» человека - его ум - умерло. Двенадцать главных храмов вдоль Нила - это пошаговое умирание «я» человека и превращение человека в бога. Двенадцать подвигов Геракла, которые мы с вами рассмотрим ниже, очень ясно покажут это вам.

Любопытно, как история Моисея отразилась на нашей истории.

Из книги Жажда целостности: наркомания и духовный кризис автора Гроф Кристина

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава девятая Остров Муреа, сорок две женщины и сорок два кристалла Остров Муреа удивил меня. Это было, пожалуй, самое ярко выраженное женственное место, в каком мне когда-либо приходилось бывать. Это был не просто остров, имеющий форму сердца, но источник самой

Из книги Эгрегоры автора Некрасов Анатолий Александрович

Моисей До Моисея на Земле уже сложилась определённая структура эгрегоров. Одним из мощнейших был эгрегор Древнего Египта. Египетские жрецы обладали оккультными знаниями и с их помощью творили тот мир, ту жизнь, которая им была нужна.Фараоны воспитывались жрецами и были

Из книги Путь озарения автора Хан Хазрат Инайят

ДУША: ОТКУДА И КУДА? ВВЕДЕНИЕ Что существовало прежде Проявления? Зат – Воистину Существующий, Единственное Существо. В какой форме? В отсутствии формы. Как что? Как ничто. Единственное определение, которое могут дать эти слова: как Абсолют. В суфийских терминах это

Из книги Загадка Большого сфинкса автора Барбарен Жорж

Следы веков в пустыне В отдельных частях книги «Танцы на вулкане. Затонувшие континенты и континенты будущего» мы описывали феноменальные явления незапамятных времен и показывали, как за столетия бесплодных раскопок археологи не смогли найти основание Эфесского храма,

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

СОРОК ДНЕЙ В ПУСТЫНЕ Мы проследили в Библии период в сорок лет, но там есть также много упоминаний о периоде в сорок дней. Среди них - время Потопа и время пребывания Иисуса в пустыне. Полагаем, что можем теперь объяснить, почему указано именно сорок дней, которые тоже

Из книги Жизнь после смерти в изложении Джерома Эллисона автора Форд Артур

ОТ ПРОРОКА В ПУСТЫНЕ ДО ЭММАНУИЛА СВЕДЕНБОРГА Мой собственный опыт за последние сорок лет моей жизни не оставил мне никакой альтернативы, чтобы я мог оспаривать продолжение существования личности человека после его смерти. И денно и нощно в течение сорока лет я жил среди

Из книги Очерки доисторических цивилизаций автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Выдержки из книги «Человек: откуда, как и куда» Когда, рассказывая о ясновидении, я упомянул о великолепных возможностях исследования прошлого, которые открываются перед историками, некоторые читатели сообщили мне, что если бы любые фрагменты результатов таких

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

Кем был Моисей? Этимология имени Моисей до сих пор остается спорной. По одной версии, на египетском языке слово «мос» означает просто «ребенок» или «родившийся». В соответствии с другой интерпретацией, опирающейся на древнееврейский язык, имя происходит от слияния двух

Из книги Наска: гигантские рисунки на полях автора Скляров Андрей Юрьевич

Зачем рисовать в пустыне? Н все-таки зачем некоей древней цивилизации, освоившей полеты по воздуху, разрисовывать пустынное плато, оставляя после себя бессмысленный хаос линий, полос и геометрических фигур?..Но тут, пожалуй, все, что можно сделать, – это лишь дополнить

Из книги Тайные общества Черной Африки автора Непомнящий Николай Николаевич

Рассеянные в пустыне Маленький народ оказался жизнестойким и уцелел от вымирания. Физическое истребление прекратилось, а к обстановке пустыни бушмены хорошо приспособились. По данным датского этнографа Йенса Бьерре, совершившего экспедицию в 1958 году, основная масса

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Сорок лет хождения по пустыне Библия рассказывает, что Моисей водил свой народ (себя) по пустыне сорок лет, прежде чем привести его в страну предков. По какой пустыне Моисей водил себя и в какую страну предков он хотел привести себя?Все эти образы нам уже знакомы, поэтому их

Из книги Провозвестие Будды автора Карус Пол

Спасение в пустыне У Благословенного был полный энергии и стремления к истине ученик, который жил, соблюдая обет выполнять медитацию в одиночестве, и он пал духом в момент слабости. Он сказал себе: «Учитель сказал, что есть несколько типов людей, должно быть, я принадлежу к

Из книги Тайны реинкарнации. Кем вы были в предыдущей жизни автора Реутов Сергей

Жизнь восьмая: смерть в пустыне Следующая жизнь занесла меня в гористую местность где-то в пустынях Среднего Востока. Я был торговцем. У меня был дом на холме, а у подножия этого холма находилась моя лавка. В ней я покупал и продавал драгоценности. Я сидел там целый день и

Из книги Жизнь денег автора Немцева Татьяна

Притча о человеке в пустыне и о Соколе Человек оказался в пустыне. Он знал, что солнце в пустыне означает верную смерть. Без пищи, воды и крова у него не было шансов выжить. Затем он заметил неподалеку небольшой куст. Он заполз под него и свернулся калачиком, поскольку

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Моисей Следующий этап развития этой науки был ознаменован каббалистическим трудом Моисея, который написал на так называемом языке ветвей книгу аллегорий, где широко используются образы нашего мира. Он изложил ее содержание так, что каждый человек мог при желании сквозь