Конспект занятия по теме цифра 5. Дидактический материал по математике

Урок математики 1 класс. Тема. Число 5. Цифра 5

Автор: Старчикова Инна Владимировна, учитель начальных классов.
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя России И.В.Ткаченко»

Цели урока:
1. Помочь детям усвоить:
- получение числа 5 прибавлением 1 к числу 4 и обозначение его цифрой 5;
- построение натурального ряда чисел;
- написание цифры 5;
- состав числа 5, все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5.
2.Развивать у детей речь, память, внимание, правильное отношение к живому, которое рядом с ними и вырабатывать на этой основе правильные формы взаимодействия с ним.
3.Воспитывать любовь к животным, доброту, взаимопомощь.

Ход урока:

1.Орг. момент.
2. Вступительная беседа: слайд 1
-Урок у нас не обычный, а «Кошкин». И класс сегодня не класс, а «Кошкина гостиная»,
-У многих из нас дома живут кошки и коты. Поднимите руки у кого есть кошка? И называем мы их «братьями нашими меньшими». Мы ухаживаем за ними, кормим, моем и играем – т.е. мы ответственны за этих живых существ, которых приручили. А если мы будем любить и оберегать всё живое вокруг нас,- то мы сбережём это живое для будущего планеты Земля.
-Какие сказки с героями кошками или котами вы помните? (Кот Матроскин, кот Леопольд). слайд 2
-Вот и на урок к нам пришёл самый известный кот – кот Леопольд.
-Каким он был в сказке? (Добрым, ласковым, доброжелательным).
-Я хочу, чтобы и вы были добрыми, дружными в работе. Кот Леопольд в сказке очень любил повторять одну фразу. Но что-то с ним случилось, и он её забыл. Мы сегодня вспомнить эти слова, если выполним задания. Мы шаг за шагом будем идти к нашей цели.

3. Актуализация знаний.
Первый шаг- счёт по отрезку натурального ряда чисел.

1) Счёт по числовому отрезку до 10 и обратно.
-Сосчитайте от 7 до 10, от 10 до 5.
-Назовите предыдущее число 9, 6. Насколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите последующее число числу 4, числу 8. Насколько последующее число больше предыдущего?
-Какое число стоит между числами 7 и 9, числами 3 и 5?
-Назовите соседей числа 9.
-Расскажите всё о числе 4.
Мы немного продвинулись вперёд к нашей цели – отгадать первое слова
Выйдем на улицу, где живёт кот Леопольд. Посмотрите на домики, какое задание нам предложила «Кошкина гостиная»

2) Игра «Молчанка» “Заселяем Домики”. слайд 3
-Покажите мне с помощью математического веера
-Молодцы! Мы с вами повторили состав чисел…
-Ребята, вы хорошо поработали, получайте 1 слово, которое забыл Леопольд. Это слово-ребята

Физминутка. слайд 4
-Леопольд - не просто кот,
У него полно хлопот
На рыбалку он пошёл –
Был отличный, сильный клёв,
Вмиг попались на крючок
Щука, ерш и лещ,
Карасёк и окунёк.
Сколько рыб поймал наш кот? (5)
-Запишите числовое выражение (1+1+1+1+1) - запись в тетрадь
-По числовому отрезку узнай результат.

4. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
- Как вы думаете, какое число хочет познакомиться с нами получше? (Число 5)
Оно очень хочет, чтобы его тоже можно было записывать знаком – цифрой.
-Ребята, а вот и сама цифра 5. Посмотрите, какая она красивая! (Знакомство с цифрой) слайд 5
-Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? (Цифру 5 мы видели на страницах учебника, на линейке, на монетах, на домах.)

Работа в тетради № 2 с.28
-В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5: начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
Выбрать клеточки, где цифра пять, прописана неверно! (Показ на интерактивной доске) слайд 6
УЧЕНИКИ. В тетрадях прописывают цифру 5.

Работа в учебнике с 59 № 5
-За эту трудную работу, вам полагается ещё одно слово. Это слово - давайте

5. Первичное закрепление
Задание № 5 в тетради
(Рассматривается состав числа 5. Запись в тетрадь с.26 №4)
-Повторим состав числа слайд 7
Вы заслужили следующее слово. Это слово -жить

6. Итог урока .
1)Назовите родственников нашей кошки. (Рысь, пума, леопард, тигр, пантера). По классу развешаны карточки с выражениями. На обратной стороне карточек изображение животных.
1+3= ..... 2+1= ..... 1+2= ..... 1+3= ..... 1+1= ..... 2+2= ..... 4+1=
1+4= ..... 2+3= ..... 3+2= .....
-Найдите выражение, которое равно 5. Если выражение вы найдёте верное, то узнаем название родственников кошки.
Леопарды – хорошие верхолазы. Они прячут свою добычу высоко на деревьях, чтобы до неё не могли добраться другие хищники.
Тигр – зверь очень осторожный и ведёт ночной образ жизни.
Рысь – предпочитает охотиться тихо, так, чтобы жертвы ничего не подозревали.
Лев – у льва могучее тело, длинный хвост и красивая пышная грива. У львиц гривы нет, такое украшение носит только лев. Недаром его прозвали царём зверей. слайд 8
- И следующее слово- дружно
- Ребята, давайте прочитаем ту фразу, которую очень любил повторять кот Леопольд. «Ребята, давайте жить дружно!» слайд 9
- Мы сегодня очень хорошо поработали, были дружными и внимательными, сделали все задания.
- На прощание мы споём песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём»

Презентация на тему: Число 5. Цифра 5

урок соответствует требованиям формирования нравственной личности в условиях реализации ФГОС. Способствует формированию УУД учащихся 1 класса: формулировать цель деятельности на уроке, высказывать своё предположение, делать выводы в результате совместной работы, работать в парах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4 1 2 ? ? 3 ? Выбирай цифру слева так, чтобы числа на каждом этаже составили число 4

4 1 2 3 ? 3 ? Выбирай цифру слева так, чтобы числа на каждом этаже составили число 4

4 1 2 3 2 3 ? Выбирай цифру слева так, чтобы числа на каждом этаже составили число 4

4 1 2 3 2 3 1 Выбирай цифру слева так, чтобы числа на каждом этаже составили число 4

Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой … .

Цифра пять – внизу дуга, Над дугою – кочерга. Флаг и парус цифру пять Будут вам напоминать.

Где 5 предметов?

Пять линеек нотной строчки Мы назвали нотный стан. И на нём все ноты – точки Разместились по местам.

Загадки Пятёрка братьев неразлучна…, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.

Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца, Ест и пьёт он из корытца.

Два больших, три маленьких, Маленьких, удаленьких – Целая семья опят. Сколько их под кочкой? Задачки

К речке побежали 4 утёнка, Следом их мама вдогонку. Попить захотели малыши. Сколько их вместе? А ну–ка, скажи!

Дядя Ёжик в сад зашёл И 5 спелых груш нашёл. 3 из них он дал ежатам, Остальные же – зайчатам. Вот вопрос для ребят: Сколько груш у зайчат? 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини – сценарий к общешкольному празднику «Цифры в сказках» (презентация цифры 2). 2 класс.

способствовать формированию положительной мотивации к изучению математики.расширить общекультурный багаж учащихся; развивать познавательные и творческие способности учащихся; развить логическое...

Знакомим ребенка с числом и цифрой «5».

Из личной практики знаю, что дети очень любят эту цифру и быстро ее запоминают. Почему?

  • Во-первых, дети любят играть с пальчиками, и знают что на руке 5 пальчиков.
  • Во-вторых, если у них есть старшие братья или сестры, то они знают что это лучшая оценка в школе.

Принцип знакомства с цифрой «5», такой же, как и с другими числами, то есть, добавляем один предмет и получаем следующее число, большее на один. Например, если к 4 вишенкам добавить еще 1 вишенку, то получим число 5.

Спросите малыша:

  • Какое число больше (меньше) 4 или 5?
  • На сколько число 5 больше, чем число 4?

При пересчете предметов, следите чтобы малыш правильно считал и называл итоговое число (одна вишенка, две, три, четыре, пять, всего пять вишенок).

Учите малыша полным развернутым ответам, умению рассуждать и доказывать правильность своего ответа – это залог успешного обучения в школе.

При знакомстве с числом «5» используйте разнообразный дидактический материал по математике , но ни в коем случае не перегружайте ребенка, помните, что с малышами надо заниматься 15мин и с детьми после 5 лет – 20-25 мин. И во время занятия используйте физминутки.

Дидактический материал по математике.

Число и Цифра «5»

Веселые стихи

А вот это – цифра пять!До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи,

Как считали, повтори!

И один, и два, и три,

А четыре не забудешь?

И четыре говори.

А последний будешь брать –

Говори скорее пять.

С. Маршак

Почему Егорка

Прибежал веселый?

Первую пятерку

Он принес из школы.

С. Коган

Эта цифра не простая,Как пружинка завитая.

Да ведь это не беда.

Всем бы надо с ней, ребята,

Подружиться навсегда.

Пятерка пляшет,

Платочком машет.

А как она изгибается,

Весело нам улыбается.

«Пять» в дневнике получается,

Если ученик постарается.

Если пять стоит в тетрадке,

Это значит – все в порядке.

Загадки

Веселые задачки

Два щенка-баловникаБегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей?

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если было б 5 кадушек,

Сколько было б в них лягушек?

В снег упал Сережка,А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

  Птичек просто сосчитать:

Два да три… Их будет… (пять.)

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Только я в лесок зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

Двое девчат и трое парней

В танце кружились всех веселей.

На дискотеке ребят было сколько?

Считайте! Не ошибитесь только!

  Зайка серенький, скажи:

Сколько будет два плюс три?

Два котенка – на диване,

Три котеночка у Вани.

Теперь спросим у ребят:

«Сколько было всех котят?»

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

На прогулку из яслей

Вышло десять малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели.

(Сколько малышей село на качели?)

Считалки

  Три, четыре, пять –

Мышь пошла гулять.

Пять, четыре, три –

Кот идет, смотри.

Кот разинул рот,

Вот и кончен счет.

  Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать? Как тут быть?

Вера Васильева
Конспект занятия «Число и цифра 5»

Образовательные области : коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая.

Цель : Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5 .

Задачи :

Образовательные :

Сформировать у детей представления о числе 5 ;

Сформировать умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;

Сформировать умение находить место числа 5 в числовом ряду ;

Научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами ;

Формировать представление о пятиугольнике;

Закрепить знание цифр 1-4 ;

Уточнить пространственные отношения : слева, справа, посередине, сверху, снизу;

Закрепить количественный и порядковый счет;

Познакомить с геометрической фигурой – пятиугольником, звездой;

Развивающие :

Развивать математические речь, внимание, память;

Развивать умение работать самостоятельно;

Воспитательные :

Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике;

Воспитывать умение слушать других.

Оборудование : наборы цифр от 1 до 5 , счетные палочки, деревянные цифры в виде вагонов поезда, листы бумаги с расчерченными 9 квадратами, картинки звезды, пятиугольника.

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать смекать!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний и постановка задачи

Дефектолог : «Дети, посмотрите, кокай необычный поезд к нам приехал. Что он нам привез? Правильно, цифры . Давайте назовем их от самой меньшей до самой большей – 1, 2,3,4. а теперь от самой большей до самой меньшей.

2. Игра «Молчанка» . Педагог показывает различные количества предметов, а дети поднимают необходимую цифру .

3. Введение числа и цифры 5 . Загадка.

Пред тобой пятерка братьев

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто (пальцы)

Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи - цифру пальчику скажи – 1 ,2,3,4,5.

У человека 5 пальцев. Как называется каждый палец на руке? Давайте сделаем пальчиковую гимнастику и назовем каждый пальчик

У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый мизинец – принес нам гостинец

5. - Сообщение темы и цели.

Дефектолог : Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь? Правильно, это число 5 .

Знакомство с цифрой 5 .

Дефектолог : «Ребята, послушайте наш поезд загудел, он везет нам еще одну цифру . (Показывает цифру 5 .) Ребята, а где располагается число 5 в числовом ряду . (После числа 4 . Дефектолог помещает на доске цифру 5 за цифрой 4 . А дети делают это на столах).

Прямой счет от 1 до 5;

Обратный счет от 5 до 1;

Порядковый счет – дети выясняют, что число 5 стоит на 5 по счету месте.

Выясняют, какое число больше , а какое меньше?

Ориентировка на листе бумаги.

Дефектолог : Ребята, положите цифру 1 в правый верхний угол; цифру 2 в нижний левый , цифру 3 в правый нижний угол, цифру 4 в верхний левый угол, цифру 5 в середину листа .

Правильность выполнения проверьте в образце на доске.

Работа с палочками.

Дефектолог : «Положите перед собой три палочки, какую геометрическую фигуру можно из них выложить? (Правильно, треугольник)

- «Добавьте еще одну палочку : сколько стало палочек? (Правильно, 4) Какую фигуру можно из них выложить? (Правильно, четырехугольник или квадрат) »

- «Добавьте еще одну палочку. Сколько стало палочек? (правильно, 5) А какую геометрическую фигуру можно сложить из пяти палочек. Правильно, пятиугольник). При затруднении у детей, дефектолог показывает картинку пятиугольника и объясняет, что у этой фигуры пять углов, пять отрезков.

«А какие еще предметы имеют пять углов? Посмотрите : пять лепестков у цветка, пять щупальцев у морской звезды, пять лучей у звезды на красной площади»

III часть. Итог.

Дефектолог : «Дети, с каким числом и цифрой мы познакомились ? Что понравилось вам на занятии ? Что вам удалось?» Оценка деятельности детей педагогом.

А в заключении, ребята, давайте отправим наш поезд за другими приключениями.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Число 8. Цифра 8» Тема: Число 8. Цифра 8. Цель: Создать условия для усвоения числа и цифры 8; познакомить с графическим обозначением цифры 8. Формировать.

Индивидуальная работа с детьми по ФЭМП «Число и цифра 2» 1. Задание: Воспитатель: Было одно яблоко. Буратино принес еще одно. Давай попробуем их сосчитать. Указательный палец поможет тебе. Передвигай.

Конспект НОД по ФЭМП для старшей группы «Число и цифра 8» Конспект НООД в области познание (ФЭМП) для старшей группы. Тема: «Число и цифра 8». Цель: Ознакомление с образованием числа и цифры восемь.

Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 6» Занятие по ФЭМП. Число и цифра 6. Цель занятия: Познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно.

Конспект НОД по ФЭМП «Цифра 8. Число 8» Ход занятия: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Лисичка со своим другом Мишуткой. Оказывается, между ними возник спор. Зайчонок уговаривает.

Тема: Число и цифра 5

Цель: знакомство с числом 5 и цифрой 5, с составом числа 5.

Задачи:

Познакомить с образованием и составом числа 5, научить писать цифру 5;

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь;

Воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: набор цифр от 0 до 5, тетради, карандаши, картинки с изображением серпа и крючка.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Встаем рядом с партами.

Дети проговаривают слова и выполняют движения:

Здравствуйте ручки хлоп – хлоп – хлоп (хлопаем в ладоши). Здравствуйте ножки, топ – топ – топ (топаем ногами). Здравствуйте щечки плюх – плюх – плюх (хлопаем ладошками по щечкам). Здравствуйте губки – чмок – чмок – чмок (чмокаем губами). Здравствуйте зубки – цок – цок – цок (стучим зубами). Здравствуйте мой носик – бип – бип – бип (дотрагиваемся до носа).

Здравствуй, животик (гладим животик).

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте! Садимся на места.

Ребята! Давайте вспомним ка прямой и обратный счёт. Руки держим перед собой, не забывайте загибать пальчики. Поехали! 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10.

Сейчас в обратную сторону 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (разгибают пальчики) Молодцы!

    Введение в тему

Игра «Убираем цифру»

Педагог: Сейчас я вам буду задавать задачи про цифры, которые выставлены на доске, а один из вас кого я вызову к доске будет убирать с доски ту цифру, о которой идёт речь.

Убрать цифру:

Которая стоит сразу после цифры 0 (1);

Которая стоит перед цифрой 4 (3);

Которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);

Которая показывает, сколько рук у человека(2);

Которая является ответом задачи; У мальчика было 2 конфеты, он их съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)

После этого на доске должна остаться цифра 5.

Педагог : Какая цифра осталась на доске?

Дети: 5

Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Цифра и число 5.

Знакомство с цифрой 5. Письмо цифры 5.

Педагог: Где находится 5 в числовом ряду?

Дети: После 4 и перед 6.

Педагог: Как обозначается число 5?

Дети: С помощью цифра 5.

Педагог: На что похожа цифра 5?

Дети : …. (серп, крючок)

Педагог:

Легко запомнить и понять -
На крюк похожа цифра 5.

(На доску вывешиваются картинки с изображением серпа, крючка.)

Педагог : Давайте посмотрим, как правильно писать цифру 5.

Начинают писать немного правее середины верхней

стороны клетки, ведут палочку наклонно чуть выше середины клетки,

потом вправо пишут полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Пропишите цифру 5

Учитель показывает на доске, дети прописывают цифры в тетради.

    Физкультминутка «Лягушки»

Встанем дети, скажем тихо:

1, 2, 3, 4, 5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Влево – вправо наклонились

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

    Работа в тетрадях.

Педагог: Дорисуй в каждом ряду столько квадратов, чтобы всего их стало 5. Расскажи, как составлено число 5.

    Итог занятия

С каким числом познакомились?

Как мы получили число 5?

Спасибо за занятие.